Контроль знаний
Контрольные работы, спецификаторы, ключи, бланки для мониторинга
Скачать:
Предварительный просмотр:
Контрольная работа № 1 по теме «Древнерусское государство»
Вариант 1
1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности.
1) Убийство Игоря древлянами
2) Основание Новгорода
3) Образование империи Карла Великого
2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ | ГОДЫ |
А. «Правда Ярослава» | 1) 882 г. |
Б. поход Болеслава II Смелого на Киев | 2) 1113 г. |
В. объединение Киева и Новгорода под властью Олега | 3) 1069 г. |
Г. принятие Устава Владимира Мономаха | 4) 945г. |
5) 1016 г. | |
6) 1111г. |
3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) VIII—XII вв.
1) рядовичи 2) волхвы 3) помещики
4) закупы 5) полюдье 6) пожилое
Найдите и запишите порядковые номера терминов, появление которых относится к другому историческому периоду.
4. Напишите пропущенное словосочетание.
На экономическое и общественное развитие восточных славян повлиял проходивший через Восточно-Европейскую равнину торговый путь, который «Повесть временных лет» назвала «путь________________».
5. Установите соответствие между определениями и понятиями. В ответ запишите последовательность цифр.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ | ПОНЯТИЯ |
А) земледельцы, заключившие с хозяином земли договор на выполнение работ Б) свободные или зависимые земледельцы, основная масса населения Древней Руси В) люди, находившиеся в полной зависимости от хозяина земли Г) земледельцы, взявшие ссуду | 1) смерды 2) холопы 3) закупы 4) тиуны 5) рядовичи 6) помещики |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
|
|
|
|
6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «1. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого. Если убитый — русин, или гридин, или купец, или ябедник, или мечник, или же изгой, или словенин, то 40 гривен уплатить за него.<….>
4. Если ударить мечом, не вынув его из ножен, или рукоятью меча, то 12 гривен за обиду. <….>
8. Если кто вынет меч, а не ударит, то тот платит гривну. <….>
10. Если холоп бежит и скроется у варяга или у колбяга, а они его в течение трех дней не выведут, а обнаружат на третий день, то господину отобрать своего холопа, а 3 гривны за обиду.
11. Если кто поедет на чужом коне без спросу, то уплатить 3 гривны. <….>
16. Если холоп ударит свободного мужа и убежит в хоромы своего господина и тот начнет его не выдавать, то холопа взять и господин платит за него 12 гривен, а затем, где холопа застанет тот ударенный человек, пусть бьет его.
17. А если кто сломает копье, щит или испортит одежду, и испортивший захочет удержать у себя, то взять с него деньгами; а если тот, кто испортил, начнет настаивать (на возвращении испорченной вещи), платить деньгами, сколько стоит вещь.
18. Если убьют огнищанина умышленно, то убийце платить за него 80 гривен, а люди не платят; а за княжеского подъездного 80 гривен. <….>
20. Если убьют огнищанина у клети, у коня, или у стада, или во время кражи коровы, то убить его, как пса; тот же закон и для тиуна.
23. А за убитого смерда или холопа 5 гривен. <….>»
Б) «В год 6605 (летоисчисление от Сотворения мира). <…>. Пришли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег, и собрались на совет в Любече для установления мира, и говорили друг другу: "Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут воины. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей: Святополк - Киевом, Изяславовой отчиной, Владимир — Всеволодовой, Давыд и Олег и Ярослав — Святославовой, и те, кому Всеволод роздал города: Давыду — Владимир, Ростиславичам же: Володарю — Перемышль, Васильку — Теребовль". И на том целовали крест: "Если отныне кто на кого пойдет, против того будем мы все и крест честной". Сказали все: "Да будет против того крест честной и вся земля Русская". И, попрощавшись, пошли восвояси».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Документ посвящен попытке прекратить междоусобную рознь в Киевской Руси в конце XIIв.
2) Отрывок из документа взят из первого письменного сборника законов на Руси.
3) Первые письменные законы на Руси появились при княгине Ольге.
4) Одним из участников съезда князей был Владимир Мономах.
5) Одним из составителей «Русской правды» являлся Ярослав Мудрый.
6) По решению съезда князья хотели объединиться для борьбы против половцев.
Фрагмент А | Фрагмент Б | ||
|
|
|
|
7. Какие три из перечисленных божеств относились к пантеону богов восточных славян? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Мокошь | 2) Деметра | 3) Тор | 4) Велес | 5) Сварог | 6) Арес |
8. Прочтите отрывок из «Повести временных лет» и заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А) «_______________ же, услышав, что идёт князь снова, держали совет с князем своим Малом: "Если повадится волк к овцам, то вынесет всё стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьём его, то всех нас погубит".
Б) «В лето 971. ...И собрали греки против [князя] 100 тысяч (воинов) и не дали дани. И пошел князь на греков, а те вышли против Руси. Увидев это, Русь убоялась большого множества воинов. И сказал ______________: "Уже вам некуда деться, волей или неволей должны мы стать против, да не посрамим землю Русскую, но ляжем костьми здесь, мёртвые ведь позора не знают, если же побежим, то примем позор"»
В) «В __________ году пришли Святополк, Владимир, Давыд Игоревич, Василько Ростилавич и брат его Олег и съехались в Любече для установления мира, говоря между собой: «Зачем мы губим русскую землю, учиняя распри между собою? А половцы нашу землю разоряют и рады, что между нами междоусобия. С этих пор будем все единодушны и храним землю русскую, пусть каждый держит отчину свою…».
Пропущенные элементы:
- 988 2) Святослав 3)Дреговичи
- Олег 5) 1097 6) Древляне
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В |
|
|
|
9. Установите соответствие между именами князей Древней Руси и прозваниями, закрепившимися за ними в истории.
ИМЕНА |
| ПРОЗВАНИЯ |
A) Владимир Б) Святополк B) Ярослав Г) Олег |
| 1) Окаянный 2) Мудрый 3) Красное Солнышко 4) Вещий 5) Тишайший |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
|
|
|
|
10. Прочтите отрывок из сочинения Адама Олеария «Описание путешествия в Московию» и назовите князя, о котором идёт речь.
«Великий князь... совершенно уничтожил идолопоклонство в своей стране и потребовал от своих подданных, чтобы они приняли греческую веру. По русской летописи и другим источникам, гораздо достовернее, что это произошло около 988 г., когда братья Василий и Константин были на востоке, а Оттон III — на западе императорами. Русский князь... около этого времени, после многих побед отнял у обоих этих братьев город, расположенный на Понте и называемый... Херсонесом; потом же, когда они подружились, [князь] получил в жены их сестру Анну и, приняв христианскую веру, вернул им означенный город обратно».
11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Правитель | Событие | Век |
Ольга | Изменение системы налогообложения | __________(А) |
__________(Б) | __________(В) | Х в. |
__________(Г) | Составление первого письменного законодательства | XI в. |
Урбан II | __________(Д) | __________(Е) |
Пропущенные элементы:
1) Владимир Красное Солнышко 2) XVI в.
3) провозглашение крестовых походов 4) крещение Руси
5) предание анафеме Православной церкви католиками 6) X в.
7) Иван III 8) XI в. 9) Ярослав Мудрый
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
|
|
12. Прочтите фрагменты «Русской Правды», изложенные в современном переводе:
1. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого. Если убитый — русин, или гридин, или купец, или ябедник, или мечник, или же изгой, или словенин, то 40 гривен уплатить за него.<….>
4. Если ударить мечом, не вынув его из ножен, или рукоятью меча, то 12 гривен за обиду. <….>
8. Если кто вынет меч, а не ударит, то тот платит гривну. <….>
10. Если холоп бежит и скроется у варяга или у колбяга, а они его в течение трех дней не выведут, а обнаружат на третий день, то господину отобрать своего холопа, а 3 гривны за обиду.
11. Если кто поедет на чужом коне без спросу, то уплатить 3 гривны. <….>
16. Если холоп ударит свободного мужа и убежит в хоромы своего господина и тот начнет его не выдавать, то холопа взять и господин платит за него 12 гривен, а затем, где холопа застанет тот ударенный человек, пусть бьет его.
17. А если кто сломает копье, щит или испортит одежду, и испортивший захочет удержать у себя, то взять с него деньгами; а если тот, кто испортил, начнет настаивать (на возвращении испорченной вещи), платить деньгами, сколько стоит вещь.
18. Если убьют огнищанина умышленно, то убийце платить за него 80 гривен, а люди не платят; а за княжеского подъездного 80 гривен. <….>
20. Если убьют огнищанина у клети, у коня, или у стада, или во время кражи коровы, то убить его, как пса; тот же закон и для тиуна.
23. А за убитого смерда или холопа 5 гривен. <….>
Используя фрагменты документа, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) гривна — это используемая в Древней Руси арабская монета
2) изначальные статьи «Русской Правды» появились в первой четверти XI в.
3) холоп — представитель полузависимого населения на Руси, попавший в зависимость от заимодавца
4) варяг — воин из народного ополчения
5) огнищанин — представитель старшей дружинной знати, управляющий княжеским двором
6) гридин — княжеский дружинник
Рассмотрите схему и выполните задания № 13-16:
13. Напишите имя князя, предпринявшего поход, изображённый на схеме.
14. Напишите название города, обозначенного на схеме под цифрой «1».
15. Напишите название существовавшего в период изображённого похода государства, территория которого заштрихована на схеме и обозначена под цифрой «3».
16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Поход, который отображён на схеме, привел к распаду единого Древнерусского государства.
2) Князь, руководивший походом, изображённом на схеме, предпринял в дальнейшем успешный поход на Византию.
3) Незадолго до событий, которым посвящена схема, население изображённого на ней под цифрой «1» города и прилегающих территорий, платило дань государству, изображённому на схеме под цифрой «3».
4) Изображённое под цифрой «3» государство было уничтожено в результате действий князя, поход которого изображён на схеме.
5) Князь, руководивший походом, изображённом на схеме, погиб в результате схватки с печенегами.
6) Город, изображённый на схеме под цифрой «2», в древнерусских летописях назывался Царьградом.
17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ |
| ХАРАКТЕРИСТИКИ |
А) Собор святой Софии в Новгороде | 1) Данное творение создано Нестором-летописцем | |
Б) «Поучение детям» | 2) Памятник был заложен на месте Владычного двора и строился примерно до 1050 г. | |
В) «Повесть временных лет» | 3) Представляет собой торжественную речь митрополита Илариона в середине XI в. | |
Г) «Слово о Законе и Благодати» | 4) Автор данного произведения также является одним из составителей Устава Владимира Всеволодовича. | |
5) Третья по древности древнерусская рукописная книга. |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
|
|
|
|
18. Рассмотрите изображение и выполните задание.
Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Данная монета выпущена в период существования СССР.
2) Событие, которому посвящена медаль, связано с именем князя Владимира Святого.
3) На данном изображении представлен символ царской власти в России.
4) Одним из авторов памятника, изображённого на монете, является A. M. Опекушин.
5) Памятник, изображённый на монете, находится в Новгороде.
19. Рассмотрите изображение и выполните задание.
Укажите изображения памятников архитектуры, созданных наиболее близко по времени к событию, в честь юбилея которого выпущена монета. В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
20. Согласно летописной легенде, перед князем Владимиром стоял вопрос о выборе религии между христианством западным, восточным (православием), исламом и иудаизмом. В результате он остановился на православии. Дайте не менее трёх объяснений такого выбора.
Дополнительные задания
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из исторического источника.
«В год 6370 изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к Руси... Сказали Руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и произошли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, на Белоозере, третий, Трувор, в Изборске. И от тех варягов прозвалась русская земля».
21. Приведите название документа и имя его автора. К какому времени относится создание этого документа?
22. О каком событии идёт речь в документе? Что послужило его причиной? Укажите не менее трёх причин.
23. Каковы были последствия описанного в документе события? Привлекая исторические знания, укажите не менее трёх последствий.
24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке
на наличие государства в Древней Руси.
Древнюю Русь X—начала XII вв. можно назвать централизованным государством.
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1)...
2)...
Аргументы в опровержение:
1)...
2)...
Предварительный просмотр:
Спецификация
заданий контрольных работ по истории в 10-11 классах
№ задания | Проверяемые умения и способы деятельности | Уровень сложности | Баллы |
1 | Систематизация исторической информации (умение определять последовательность событий) | П | 1 |
2 | Знание дат (задание на установление соответствия) | Б | 2 |
3 | Определение термина (выбор одного элемента (термина, названия) из данного ряда) | Б | 1 |
4 | Определение термина по нескольким признакам | Б | 1 |
5 | Знание основных фактов, процессов, явлений (задание на установление соответствия) | Б | 2 |
6 | Работа с текстовым историческим источником (задание на установление соответствия) | Б | 2 |
7 | Систематизация исторической информации (множественный выбор) | П | 2 |
8 | Знание основных фактов, процессов, явлений (задание на заполнение пропусков в предложениях) | Б | 1 |
9 | Знание исторических деятелей (задание на Установление соответствия) | Б | 2 |
10 | Работа с текстовым историческим источником (краткий ответ в виде слова, словосочетания) | Б | 1 |
11 | Систематизация исторической информации, представленной в различных знаковых системах (таблица) | П | 3 |
12 | Работа с текстовым историческим источником | П | 2 |
13-16 | Работа с исторической картой (схемой) | Б,Б,Б,П | 1,1,1,2 |
17 | Знание основных фактов, процессов, явлений истории культуры России (задание на установление соответствия) | Б | 2 |
18-19 | Анализ иллюстративного материала | П,Б | 1,1 |
20 | Умение использовать принципы структурно- функционального, временнóго и пространственного анализа при рассмотрении фактов, явлений, процессов (задание-задача) | В (№ 23 ЕГЭ) | 3 |
Дополнительные задания | |||
21-23 | Анализ источника | П,Б,В | 2,2,2 |
24 | Умение использовать исторические сведения для аргументации в ходе дискуссии | В | 4 |
Б- базовый / П- повышенный / В- высокий
Критерии оценки
Отметка по 5-балльной шкале | 2 | 3 | 4 | 5 |
% выполнения | 0-39% | 40-59% | 60-79% | 80-100% |
На 45 минут | 0-12 | 13-19 | 20-25 | 26-32 |
На 90 минут | 0-16 | 17-25 | 26-33 | 34-42 |
Предварительный просмотр:
Мониторинг знаний и умений по истории ученика 10класса _______________________________________
№ | Умения | Балл | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | №8 | №9 | № 10 | № 11 | № 12 | № 13 | Итог |
1 | Последовательность | 1 | ||||||||||||||
2 | Соответствие-даты | 2 | ||||||||||||||
3 | Термины- выбор | 1 | ||||||||||||||
4 | Термин -признаки | 1 | ||||||||||||||
5 | Соотв. –факты… | 2 | ||||||||||||||
6 | Соотв.- источники | 2 | ||||||||||||||
7 | Множеств. выбор | 2 | ||||||||||||||
8 | Пропуски | 1 | ||||||||||||||
9 | Соотв.-деятели | 2 | ||||||||||||||
10 | Источники- ответ | 1 | ||||||||||||||
11 | Тройная таблица | 3 | ||||||||||||||
12 | Текст | 2 | ||||||||||||||
13-16 | Историческая карта | 1,1,1,2 | ||||||||||||||
17 | Соотв.-культура | 2 | ||||||||||||||
18-19 | Иллюстрация | 1,1 | ||||||||||||||
20 | Анализ ист. ситуации | 3 | ||||||||||||||
21-23 | Анализ источника | 2,2,2 | ||||||||||||||
24 | Аргументация | 4 | ||||||||||||||
Набранные баллы | ||||||||||||||||
Оценка |