Консультация для воспитателей.

Пестова Айгуль Гильмидановна

Консультации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы сенсорных игр для детей с РАС.

С каждым годом количество детей с ранним детским аутизмом увеличивается. В связи с этим, дети с ранним детским аутизмом могут появиться в любой образовательной организации. В настоящее время в России активно внедряют инклюзивное образование. Одна из главных проблем его результативного внедрения в общеобразовательные организации – это необходимость переподготовки всех педагогов, которые в своей работе столкнуться с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

К сожалению, не все педагоги в образовательных организациях имеют специальное коррекционное образование, которое предполагает теоретические знания об особенностях психофизического развития детей данной категории, и результативного применения в своих практиках комплекса эффективных методов и приемов для положительного развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Аутизм – сложное нарушение развития ребенка, требующее особого подхода. Но, несмотря на странность, неадекватность действий аутичного ребенка, неправомерно было бы утверждать, что мир людей, природы и их взаимосвязь совсем ему неинтересны. В связи с этим, возникает необходимость в применении эффективных методов и приемов для успешной социализации детей данной категории в общество, взаимодействию с другим человеком, учёта его мыслей, чувств, поведенческих реакций, стереотипий.

Существует ряд приемов, которые помогают ребенку с РДА снять психомоторное напряжение и эмоциональные зажимы; которые формируют у него положительную самооценку и эмоциональную устойчивость, что способствует преодолению эмоционального дискомфорта и приводит к усвоению ребёнком навыков, необходимых для формирования у аутичного ребенка основных учебных навыков, его социальной адаптации.

Подробнее становимся на некоторых из них.

Первый метод – это метод сенсорных игр. Сенсорные игры позволяют раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, вызвать ребенка с РДА на контакт. 

Проведение сенсорных игр решает следующие задачи:

- переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребенка;

-возникновение эмоционального контакта с взрослым, используя вербальные и невербальные средства;

- получение ребенком новой сенсорной информации, что важно для расширения его представлений об окружающем мире;

- внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях;

- развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений.

Именно сенсорные игры дают ребенку новые чувственные ощущения, зрительные (ребенок видит яркие цвета, смешивание цветов);

–слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршанья опавших листьев до звучания музыкальных инструментов, учится различать их);

–тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания: это и различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до прохладной гладкой поверхности стекла; и различные по величине и форме предметы – большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики; и соприкосновения, объятия с другим человеком);

–двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений – ходьба, бег, танцы);

–обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира – от аромата котлетки и маминых духов до запаха деревянного забора и стальной перекладины);

–вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус разные продукты питания и блюда).

Сенсорные игры можно разделить на три направления:

  1. Обучающие игры - направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.
  2. Познавательные игры - с их помощью мы знакомим ребенка с окружающей действительностью; свойствами песка, воды и т.д.
  3. Проективные игры - направлены на осуществление психологической диагностики, коррекцию и развитие ребенка

Технология сенсорных игр многофункциональна, она позволяет одновременно решать несколько задач: диагностики, коррекции, сохранения психо-эмоционального здоровья ребенка. Сам же ребенок решает задачи самовыражения, учится контактировать с взрослым.

Классификация сенсорных игр.

Игры с водой. Игры с песком. Игры с крупой. Игры со старыми газетами или журналами. Игры, способствующие развитию целостного восприятия. Игры с прищепками. Игры с ватой.

Сенсорные игры  используются периодически в зависимости от индивидуальности ребенка. Так, детям с неустойчивым вниманием и повышенной возбудимостью этот вид работы предлагается чаще. Например, сухой бассейн и песок имеют успокаивающее действие на ребенка с РДА. Они очень любят в него играть. Такие игры имеют и терапевтический эффект. Сама фактура воды, крупы, песка, ваты оказывает приятно-успокаивающее воздействие, дает эмоциональную разрядку. При перебирании пальчиками сыпучего материала, у ребенка улучшается микроциркуляция крови; монотонные действия концентрируют внимание, а в целом этот вид деятельности доставляет ребенку положительные эмоции, приятные ощущения.

Игры с песком - рисование на песке; - лепка из мокрого песка с применением различных форм.

Игры с крупой - найти игрушку в крупе, насыпанной в коробку; разложить в ряд цветные камушки и предложить ребёнку перевернуть их.

Игры с водой- переливание из одного сосуда в другой;- окрашивание воды красками;- пускание корабликов, дуть на них, создавая движение;- доставание из воды красивых камушек;- купание куклы; - игры с мыльными пузырями;- «брызгалки».

Второй метод - глобальное чтение.

Данный метод принадлежит автору восстанавливающих методик Глену Доману. Эта методика была первоначально разработана для глухих детей. Данная методика ориентируется в основном на непроизвольное внимание ребенка, на то, что он исходно запоминает слово просто как графическое изображение, как картинку. Ребенок  с РДА усваивает информацию на подсознательном уровне. Как бы фотографирует написание слов и учится соотносить нарисованный предмет с его обозначением в слове.

Последовательность работы по этой методике.

- Знакомим ребенка с изображением на картинки, слово лежит рядом. Садим ребенка напротив себя, карточки кладем лицевой стороной. Показ картинок сопровождается объяснением, но не многословным. Только четкое название действий, предметов и ничего больше. Вместе с картинкой показываем соответствующую карточку слова  и четко произносим написанное слово. Каждое слово показываем ребенку один раз до трех секунд.

- Учим ребенка соотносить картинку с карточкой. Для этого кладем на стол перед ребёнком картинки (не более пяти), а затем протягиваем ему одну карточку слова. Ребенок должен прочесть слово и положить карточку под нужную картинку.

- Учим соотносить карточку с картинкой. Затем учим ребенка подкладывать карточку со словом под соответствующую картинку.

Основные принципы работы с карточками

- Во время занятий настроение у ребенка должно быть хорошее, он должен быть здоров, весел и бодр.

- Обязательно хвалить ребенка за его достижения!

- Показывать карточку перед глазами ребенка нужно короткое время, где-то 2-3 секунды, главное, чтобы ребенок обратил внимание на карточку. Более продолжительное время держать карточку не надо, так это может вызвать потерю интереса у ребенка.

- Ежедневно пополнять материал и показывать новые карточки к тем, которые ребенку уже хорошо знакомы.

- Уметь вовремя прекратить игру. Необходимо остановить игру прежде, чем ребенок сам этого захочет. Занятия должны быть короткими.

- Систематичность и регулярность занятий.

Карточки выполнены крупным шрифтом.

В индивидуальной работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, специалисты используют разнообразные коррекционные методики.

Метод, для преодоления эмоционального дискомфорта и усвоения ребёнком навыков, необходимых для социальной адаптации - совместное рисование, которое возможно только после того, как налажен эмоциональный контакт между аутичным ребенком и педагогом. 

Педагог вместе с ребенком рисует различные предметы, ситуации из жизни ребенка и его семьи, разнообразные сюжеты из мира людей и природы. В процессе совместного рисования возникает ситуация, побуждающая ребенка к активным действиям. Совместное рисование обязательно сопровождается эмоциональным комментарием.

Чаще всего аутичный ребенок не принимает сюжетное рисование сразу. Ему требуется время, чтобы обжить эту ситуацию. Но педагогу нельзя оставлять попыток снова и снова рисовать то, что значимо для каждого ребенка. Это может быть машинка, телефон, планеты. Поначалу ребенок может лишь искоса наблюдать за происходящим, прислушиваться к комментарию педагога, но оставаться при этом пассивным. Однако со временем его внимание к такому способу рисования растет и ему приходится вступать в контакт с педагогом. И через некоторое время ребенок сам просит нарисовать то, что ему хочется.

На занятии по совместному рисованию ребенок может требовать, чтобы всякий раз рисунок был повторен в неизменном виде - одинакового размера, цвета, с использованием одних и тех же материалов. Это объясняется особенностями его психики - стремлением к постоянству, закреплению различных стереотипов, определенности и законченности. Нужно не останавливаться на достигнутом – необходимо осторожно начинать переход к следующему этапу, к расширению, введению новых линий. Таким образом, специалисты дают ребенку новые представления об окружающем мире.

Существуют различные варианты разнообразия рисунка:

 - Использование различных материалов: помимо карандашей и фломастеров использовать мелки, краски, не только белую бумагу, но и цветную, картон.

- Сам рисунок можно варьировать по размеру, форме, цвету и положению в пространстве.

- Дополнение изображения новыми деталями: рисуя одно и то же, стараться всякий раз вносить небольшие изменения.

- Использование наклеек - позволяет облегчить и ускорить процесс создания сюжетной картины, усвоение им новой полезной информации об окружающем мире

Для привлечения внимания ребенка с РДА к совместному рисованию применяются различные эффективные приемы.

Эффективные приемы при совместном рисовании. 

- Предложить ребёнку выбрать карандаши для рисования, принести бумагу.

- "Забыть" дорисовать в изображении важную деталь, а когда ребенок заметит это и потребует завершения изображения, предложить дорисовать эту деталь самостоятельно (для начала это должно быть что-то очень простое в исполнении, в дальнейшем возможно постепенное усложнение).

- Предложить ребенку несколько вариантов развития рисунка, и пусть он выберет тот, что ему больше нравится. Например, "А что теперь нарисуем?", "А где будет стоять коробочка? Покажи!", "А баночка у нас полная или пустая? А что в баночке?"

- Предложить выбрать цвет изображения и найти нужный карандаш.

-Поощрять ответ ребенка в любом виде (жест, вокализация, слово)

Использование метода совместного рисования дает возможность развивать средства коммуникации.

Третьи метод - имитационным действиям, выполнение простых инструкций «Дай», «Покажи» «Делай как я» (эти инструкции нужны для обучения пониманию названий предметов, понимания инструкций и т.д.), что способствует формированию учебного навыка. Данная методика разделена на несколько последовательно – основных  этапов:

1 этап

  • Выполнение инструкции «Дай» с одним предметом (чашка).
  • С другим предметом «Дай» (одним из двух).
  • Различение двух изученных предметов.

2 этап

  • Выполнение инструкции «Покажи» (указательный жест) с одним предметом (картинкой).
  • Выполнение инструкции «Покажи» (указательный жест) из 2-6 других предметов.

3 этап

  • Формирование навыков, касающихся понимания названий действий.
  • Обучение выполнению инструкций: простые движения (встань, похлопай, потопай, положи, сядь и т. д.) с предметами (пей, причешись, ешь, включи и т.д.)
  • Обучение пониманию действий по фотографиям (картинкам). На каждый глагол подбирается несколько картинок.

К невербальным средствам общения относятся, прежде всего, жесты. Поскольку даже говорящий аутичный ребенок затрудняется активно использовать речь для коммуникации, целесообразно обучить его некоторым общепринятым жестам: указательный жест, жесты «дай» и «на», «большой», «маленький», «один», «много» и др. В результате у ребенка появится «арсенал» общепринятых жестов, которые помогают ему выражать свои желания, мысли, но при этом не мешают развитию речи как основного средства коммуникации.

Четвертый метод - смысловой комментарий. Внесение эмоционального смысла в жизнь аутичного ребенка, в то, что он делает, и в то, что чувствует еще один адекватный путь для того, чтобы добиться его "включенности" в реальность, осознания им происходящего вокруг и, следовательно, понимания им речи.

Иногда считают, что если аутичный ребенок не реагирует на простую инструкцию, значит, он не в состоянии ее понять, тем более он не в состоянии понять более развернутый текст. Но сложности таких детей лежат, как мы уже знаем, не в области понимания речи, а в области произвольной самоорганизации. Большую часть информации аутичный ребенок получает при непроизвольном внимании, без произвольного сосредоточения, поэтому, даже если кажется, что он не "включен" и не слушает, комментировать все же стоит.

Эмоционально-смысловой комментарий

1. Эмоционально-смысловой комментарий обязательно привязан к опыту ребенка, к тому, что ребенок знает, видел, на чем останавливалось его внимание.

2. Эмоционально-смысловой комментарий вносит смысл даже во внешне бессмысленную активность ребенка, в его аутостимуляцию. Так, если ребенок раскачивается, сидя на стуле, полу, мы приговариваем в такт его движения: "Поехали, поехали в гости за орехами и т.п.

3. Эмоционально-смысловой комментарий расставляет положительные эмоциональные акценты в окружающем, фиксируясь на приятных для ребенка ощущениях и сглаживая (по возможности) неприятные. Например, если он смотрит в окно, мы начинаем комментировать то, на что упал его взгляд: "как красиво падает снег в свете фонаря, как стемнело и всюду зажглись огни".

4. Эмоционально-смысловой комментарий проясняет причинно-следственные связи, дает ребенку представление о сути, устройстве предметов и явлений. Часто это помогает преодолевать страхи ребенка, бороться с его стереотипными влечениями. Например, когда он напряженно с испугом прислушивается к шуму водопроводных труб, мы начинаем рассказывать ему о том, как по ним бежит вода и т.д. В ходе наших рассуждений пропадает напряжение, вызванное страхом, появляется интерес к услышанному.

5.Эмоционально-смысловой комментарий передает смысл житейских событий, их зависимость друг от друга и от человеческих отношений, от социальных правил. Например, Педагог говорит ребенку: "Сейчас мы с тобой уберем игрушки, а Мама придет и похвалит нас, скажет: «Какая чистота!».

6. Эмоционально-смысловой комментарий дает аутичному ребенку представление о человеческих эмоциях, чувствах, отношениях, которые он очень часто не может понять, воспринять непосредственно. Важно в первую очередь комментировать чувства и ощущения самого ребенка, всякий раз накладывая словесную формулу на его аффективные реакции. Например, если ребенок, придя на занятия после перерыва, снова видит знакомых взрослых и детей, он может прийти в состояние возбуждения, прыгать, кричать. Тут же начинаем приговаривать, обнимая его, как он рад, как ему весело, как все мы тоже очень рады видеть его после разлуки, но что пора поскорее заняться нашими делами, — и включаем ребенка в привычный ритм занятий.

          Этапы обучения дошкольников с РДА  играм:

1. Сначала взрослый делает все сам, сопровождая действия эмоциональным комментарием (от лица взрослого и ребенка вместе: «Ну-ка, наденем кофточку, пуговичку застегнем – вот так! Как у нас хорошо получилось!»), подключая ребенка лишь на самые легкие операции (при этом можно действовать руками ребенка, если он сам этого захочет).

2. Постепенно увеличивать процент участия ребенка в происходящем: взрослый побуждает ребенка самостоятельно осуществить все операции, которые тот способен выполнить сам.

3. Ребенок действует по речевой инструкции, сопровождающейся побуждениями и подбадриванием (нужно быть готовыми к тому, что ребенку еще долго будет необходима ваша помощь в виде одобрения, даже перед выполнением ставшего привычным действия).

4. Подключение ребенка к играм других детей.

В игре с ребенком педагог комментирует его действия, повторяет фразы в нескольких вариантах, в разных типах коммуникативных высказываний (сообщение, вопрос, побуждение, отрицание).

Коррекционная помощь детям с ранним детским аутизмом требует от педагога терпеливости, вдумчивости, изобретательности, систематичности, нешаблонного решения педагогических проблем, творчества. Поэтому в процессе педагогического сопровождения с помощью таких игр необходимо придерживаться негласных правил:

  1. вся деятельность детей с РДА должна сопровождаться эмоциональной вовлеченностью;
  2. обязательно хвалить ребенка за участие и внимание независимо от результатов, создавая тем самым предпосылки к дальнейшей положительной коммуникации;
  3. по возможности разъяснять задание не с помощью словесной инструкции, а жестами; избегать резких движений, повышенного тона в разговоре, беспорядка на рабочем месте;
  4. учитывать в занятиях доминирующие для ребенка интересы, использовать для контактов его стереотипные пристрастия;
  5. помнить о том, что неадекватная реакция ребенка может означать переутомление либо недопонимание задания. В таком случае достаточно сократить или упростить задание для упорядочения поведения.

Коррекционная помощь детям с ранним детским аутизмом требует терпеливости, вдумчивости, изобретательности, систематичности, нешаблонного решения педагогических проблем, творчества педагога.

Использование эффективных методов и приемов в работе с дошкольниками, имеющими расстройства аутистического спектра, помогают детям преодолеть эмоциональный дискомфорт и усвоить им необходимых и достаточных навык для социальной адаптации, в условиях инклюзивного образования. От педагога - от их чуткости и профессионального мастерства во многом будет зависеть, в какой степени каждый воспитанник сможет социализироваться в обществе.



Предварительный просмотр:

Рекомендации по преодолению затруднений, возникающих в ходе игр.

Во время проведения сенсорных игр возможно возникновение различных затруднений. Приведенные ниже рекомендации помогут избежать или сгладить наиболее часто повторяющиеся трудности.

Если ребенок не включается в игру, не обращает внимания на ваши действия, либо выражает протест, не настаивайте. Но обязательно попробуйте в следующий раз. Если же вы видите, что ребенку понравилась игра, но он остается пассивным, не останавливайтесь, продолжайте осуществлять игровые действия, комментируйте их так, словно вы действуете вместе с ребенком, «введите» в игру любимую игрушку. Поначалу не стоит ждать от ребенка активности, радуйтесь любому, даже самому минимальному, участию в игре. Может случиться и так, что ребенок станет воспроизводить игровые действия вне занятия. Или однажды попросит педагога повторить действие. К примеру, ребенок, который вроде бы не обращал внимания на пение педагога, вдруг начинает петь песенки самостоятельно. Такое поведение аутичного ребенка можно объяснить особенностями его психического развития: по внешним проявлениям далеко не всегда удается понять, что он усвоил, а что нет.

– Помните, что ребенка могут испугать те новые яркие впечатления, которые вы ему предлагаете. Поскольку невозможно предположить заранее, какое впечатление произведет на ребенка данный сенсорный эффект, следует соблюдать осторожность – предлагайте новое постепенно и маленькими порциями. Внимательно следите за реакцией ребенка и при первых признаках тревоги или страха немедленно прекратите игру.

– Понравившаяся ребенку игра потребует повторений. Не противьтесь его просьбам повторить игровые действия вновь и вновь – ему необходимо время, чтобы обжить новые ощущения.

– Учитывайте, что произвольное внимание ребенка кратковременно и неустойчиво. Поэтому, если в игре уже появилась сюжетная линия, не усложняйте сюжет. Пусть поначалу игровые действия будут свернуты – например, на «грядку» «посажены» всего два «помидорчика», а кукольный «обед» длится всего пару минут. Главная задача на данном этапе – с помощью эмоционального комментария сохранить логическую структуру игры, завершить игровое действие и подвести итог.

– Во время игры ребенок может начать говорить, заглядывая при этом вам в лицо в ожидании реакции. Это могут быть фразы-штампы из рекламных роликов или придуманные им самим слова. Улыбнитесь в ответ и повторите то, что сказал ребенок (с соблюдением интонации). Такая форма общения – своеобразная «перекличка» – даст ребенку подтверждение того, что вы его понимаете, вызовет большее доверие к вам.

– Если ребенок чего-то очень захотел и старается выразить свое желание, постарайтесь найти возможность это желание удовлетворить (конечно, учитывая нюансы конкретной ситуации), либо предложите заменитель желаемого. Например, вместо таблеток для кукольной аптечки подойдут безвредные конфетки-горошки. Однако часто это бывает непросто, т.к. желание оказывается необычным или опасным для ребенка. К тому же можно встретить возражения родителей: «Нельзя потакать ребенку во всем». Но не следует забывать, что в этот момент ребенок по-настоящему страдает от неудовлетворенности своего желания. К тому же особенности его психики не позволяют быстро переключиться, забыть о своем желании, а объяснения и порицания не достигают своей цели этом случае перед взрослыми стоит трудная и серьезная задача – найти социально адекватный способ разрешения ситуации любом случае, недопустимо просто отмахнуться от настойчивых просьб ребенка ведь желание захватывает его целиком, и он не успокоится, пока не получит желаемое.

При этом ребенок не понимает, «почему нельзя». Может, к примеру, захотеть в магазине какую-нибудь очень дорогую вещь – а как объяснить, почему невозможно ее купить: аутичный ребенок не видит разницы между покупкой конфетки (которую «можно») и флакона французских духов? Понимая особенности психики аутичного ребенка, следует искать заменитель желаемого, но далеко не всегда ребенок примет такой заменитель. При этом его желание не исчезает, его сила не ослабевает. Тогда постарайтесь организовать исполнение желания, но под вашим контролем и страховкой.

Приведем пример: аутичный мальчик пяти лет, увидев дома бутылку с коньяком, стал проявлять к ее содержимому большой интерес. Ребенок целый год подходил к шкафу, в котором стояла бутылка, и, заглядывая в глаза взрослым, просительно повторял: «Коньяк! Коньяк!» Наконец, на одном из занятий с психологом была организована игра в «Бар» – торжественно извлечена из шкафа бутылочка, расставлены стаканы. Бармен (ребенок, который по такому поводу по собственной инициативе надел нарядную одежду, а на шею – галстук-бабочку) открыл бутылку и разлил напиток по стаканам. Под наблюдением психолога мальчик даже попробовал капельку напитка, который тут же выплюнул. Затем напиток переливался по разным стаканам и посудинкам. Таким образом, желание ребенка, его любопытство было удовлетворено. Игра была повторена еще два раза (при этом содержимое бутылки было заменено на подкрашенную воду): ребенок разливал «коньяк» по стаканам, носил стаканы на подносе, угощал мишку, переливал содержимое бутылки в разные емкости. Под руководством специалиста игра продолжалась, пока мальчик не насытился этим впечатлением. Некоторое время ребенок еще играл с пустой бутылкой, а еще через некоторое время перестал об этом вспоминать.

В другой раз ребенок страстно захотел выбросить за окошко детали конструктора. Поскольку переключить ребенка на другую деятельность никак не удавалось, педагог разрешил и даже принял участие в выбрасывании конструктора (ребенок жил на первом этаже, под окном находился палисадник). Однако после того, как конструктор оказался за окном, ребенку было настойчиво предложено одеться, обуться, взять ведерко и вместе с педагогом отправляться собирать конструктор. Таким образом, ребенок смог достичь желаемого и получил от этого удовлетворение. Но вместе с тем его действия не остались «висеть» в пространстве и времени – ему было предложено самому устранить последствия этих действий, что, безусловно, дало возможность практическим путем осмыслить некоторые простые причинно-следственные связи.

Развивая сюжет игры, осторожно и ненавязчиво предлагайте различные варианты, которые будут зависеть от желаний ребенка, вашей фантазии и педагогического чутья. Будьте готовы к тому, что какие-то варианты развития событий ребенок примет сразу, а с чем-то не согласится категорически.

– Всегда существует опасность того, что предложенные действия ребенок начнет воспроизводить в многократно усиленной, а порой – неадекватной форме. Так, ребенок стучит по стеклу со всей силой, с помощью огня свечи начинает поджигать палочки и т.п. При этом отвлечь ребенка от подобных экспериментов не получается. Позвольте ребенку получить новое впечатление под вашим контролем и страховкой, а затем постарайтесь переключить на стереотипную игру.

Итак, мы описали возможные варианты игр, дающих ребенку новые сенсорные ощущения и разнообразные положительные эмоциональные впечатления о всех вариантах были приведены возможные пути расширения игры в дальнейшем. Такое развитие игры происходит либо посредством разнообразия впечатлений (например, использования различных материалов), либо путем введения сюжетной линии. Первый путь имеет количественный характер, второй вносит качественное новообразование в развитие ребенка – дает возможность развития зачатков сюжетно-ролевой игры.



Предварительный просмотр:

Использование сенсорных игр для установления эмоционального контакта с аутичным ребенком.

Трудности в работе с аутичным ребенком возникают уже при первом знакомстве. Обычной оказывается ситуация, когда ребенок либо не обращает внимания на присутствие нового взрослого, либо становится напряженным и агрессивным. К такой его реакции необходимо быть готовым заранее. При этом следует четко представлять психологические причины подобного поведения. А причина в том, что появление незнакомого человека привносит в жизнь аутичного ребенка элемент неизвестности, который вызывает у него чувство дискомфорта и страха. Ему потребуется время, чтобы освоиться в новых условиях, привыкнуть к педагогу. Чтобы завоевать доверие ребенка, наладить с ним контакт, без которого невозможно проведение коррекционных мероприятий, мы предлагаем проводить сенсорные игры. Сенсорными мы условно называем игры, основная цель которых – дать ребенку новые чувственные ощущения:

  • зрительные (например, ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание);
  • слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршанья опавших листьев до звучания музыкальных инструментов, учится их различать);
  • тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания: это и различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до прохладной гладкой поверхности стекла; и различные по величине и форме предметы - большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики; и соприкосновения, объятия с другим человеком);
  • двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений - ходьба, бег, танцы);
  • обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира - от аромата котлетки и маминых духов до запаха деревянного забора и стальной перекладины);
  • вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус разные продукты питания и блюда).

Целесообразность проведения с аутичным ребенком таких игр основывается утверждением о том, что сенсорный компонент в ознакомлении с окружающим миром приобретает для него особую значимость. А если удается связать приятное переживание, которое возникает у аутичного ребенка при получении нового сенсорного ощущения, с образом конкретного человека, он проникается к нему доверием, начинает видеть в нем союзника в этом случае можно говорить об установлении эмоционального контакта.

Ребенок, начиная открывать мир, впитывает в себя потоки сенсорной информации: он разглядывает яркие цветные предметы и игрушки, ощупывает их и тянет в рот, гремит железными крышками и шуршит полиэтиленовыми пакетиками. Ему все интересно, каждая мелочь имеет значение. Взрослые называют это период - "везде лезет". Но, осознавая значимость происходящего для развития, поддерживают ребенка в его исследовании мира, мирясь с беспорядком в доме, испорченными предметами и возникновением разнообразных "аварийных" ситуаций. Однако, при нормальном течении развития ребенка наступает момент, когда предметный мир с его свойствами постепенно теряет свою самоценность и отступает на второй план. И хотя освоение окружающего предметного мира продолжается, на первый план выступает мир социальных отношений: ребенок усваивает закономерности социальной жизни, взаимоотношений людей. Этот интерес находит свое отражениепрежде всего в сюжетно-ролевой игре.

Процесс изучения мира ребенком с синдромом детского аутизма (РДА) проходит по-иному. И здесь можно выделить следующие закономерности.

Во-первых, для аутичного ребенка сенсорный компонент мира несет в себе особую значимость, которая сохраняет актуальность за пределами раннего возраста. При этом интерес к предмету у аутичного ребенка отделен от той функции, для которой предмет создан. Для такого ребенка многие предметы окружающего мира представляют собой абстрактные объекты, обладающие набором сенсорных свойств. При этом часто ребенок выделяет для себя некие специфические свойства, которые незначимы для нас. Так, он подбрасывает высоко вверх журналы и следит за их полетом, который сопровождается шелестом страниц. Рвет на куски тесто, но отказывается слепить из него пирожки. Ребенок исследует предметы и материалы в поисках приятных сенсорных ощущений, а понравившееся ощущение стремится получить вновь и вновь.

Во-вторых, аутичный ребенок не дифференцирует предметы и материалы по возможностям их использования, действует с ними, не учитывая их свойства, пробует на вкус все подряд (от стирального порошка и зубной пасты до пластилина и свечки), подбрасывает различные предметы без учета последствий (от куска пенопласта и кубиков до посуды и будильника) и т.п.

В-третьих, интерес к социальному миру самостоятельно не проявляется и не становится важным мотивом жизни и деятельности. Аутичный ребенок почти не интересуется игрушками для сюжетно-ролевых игр.

Проведение специально организованных сенсорных игр с аутичным ребенком может дать новые прекрасные возможности для установления контакта с ним. Так как мир предметов и их свойств значим для аутичного ребенка, привлекает его внимание и интерес. В моменты получения сенсорных ощущений ребенок испытывает удовольствие, которое проявляется во всем его облике, а также в степени целеустремленности (если попытаться переключить его внимание на что-то другое, он будет настаивать на продолжении понравившегося занятия, а если попытаться запретить - ответом станет бурно выраженный протест). Такое положение вещей, отчасти имеет естественную природу. Ведь даже во взрослом состоянии люди получают удовольствие и радость от контакта с физически миром: приятно ощущать в пальцах мягкое тесто, вдыхать его аромат, радостно шуршать осенней листвой и наблюдать за изменчивостью облаков... Вот только аутичный ребенок прочно застревает на подобных ощущениях. Кроме того, он весьма избирателен и чаще в его арсенале есть всего несколько ощущений, которые он путем повторения хочет пережить вновь и вновь. Это часто беспокоит родителей, вызывает раздражение. Однако лучше не ругать ребенка, не запрещать, а использовать положительные стороны его действий с предметами и материалами. В данном случае, бесспорно, хорошо то, что ребенок переживает удовольствие.

Отсюда вытекает цель проведения с аутичным ребенком специально организованных сенсорных игр – создание эмоционально положительного настроя. Она подразумевает обязательное участие взрослого: во-первых, педагог предлагают ребенку пережить новое приятное ощущение; во-вторых, взрослый проживает это ощущение вместе с ребенком.

Механизм проведения игры следующий: привлеченный новым ощущением, ребенок соглашается на участие в игре, а полученное удовольствие связывается у него с образом взрослого. Если мы сумеем разделить с ребенком положительные эмоции, разнообразить их и сделать переживание удовольствия более насыщенным, то со временем ребенок станет нам доверять и, зная, что с нами интересно, с готовностью пойдет на сотрудничество. Кроме того, заручившись доверием ребенка, взрослый получает возможность посредством эмоционального комментария вносить в происходящее новый социально значимый смысл. А это уже следующий важный шаг в развитии ребенка.

Таким образом, проведение сенсорных игр решает следующие задачи:

  • переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребенка;
  • возникновение эмоционального контакта со взрослым, появление в жизни ребенка человека, который понимает его, открывает новые возможности для проведения коррекционной работы и влияния на сам ход дальнейшего развития;
  • получение ребенком новой сенсорной информации, что важно для расширения его представлений об окружающем мире;
  • внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях.

В начале занятий с ребенком главная задача проведения сенсорных игр – установление эмоционального контакта между педагогом и ребенком. Ведь первые трудности в работе с такими детьми обычно возникают уже при первом знакомстве: обычна ситуация, когда ребенок либо не обращает внимания на присутствие нового взрослого, либо становится напряженным или агрессивным. Аутичному ребенку требуется время, чтобы освоиться в новой ситуации общения, привыкнуть к педагогу. Проведение сенсорных игр позволяет завоевать доверие ребенка, наладить с ним контакт. Играя с ребенком в такие игры, научите его радоваться и радуйтесь вместе с ним. Внутренний мир ребенка с синдромом аутизма часто окрашен мрачными тонами страха и дискомфорта или одиночества, отстраненности от людей. И если нам удастся наполнить его мир светлыми красками уверенности и радости, это может стать движущей силой, побуждающей ребенка на более активное исследование окружающего мира. При этом в вас он станет видеть помощника и союзника.

Рекомендации по проведению сенсорных игр:

  • если ребенок не включается в игру – не настаивайте. Повторите попытку в следующий раз. Если ребенку понравилась игра, а он остается пассивным, не останавливайтесь, продолжайте осуществлять игровые действия. Следует радоваться самому минимальному участию ребенка в игре;
  • помните о том, что ребенка могут испугать те новые яркие впечатления, которые вы ему предлагаете. Поскольку невозможно предположить заранее, какое именно впечатление произведет на ребенка данный сенсорный эффект, будьте осторожны – предлагайте новое постепенно и маленькими порциями. Следите за тем, как реагирует ребенок, и при первых признаках тревоги или страха немедленно прекратите игру;
  • понравившаяся ребенку игра потребует некоторого количества повторений. Не противьтесь его просьбам повторять игровые действия вновь и вновь – ему необходимо время, чтобы «обжить» новые ощущения;
  • если ребенок чего-то очень захотел и старается выразить свое желание, постарайтесь найти адекватную возможность это желание удовлетворить. Чаще всего это желание обладать каким-либо предметом, совершать с ним определенные действия;
  • развивая сюжет игры, осторожно и ненавязчиво предлагайте различные варианты. Они будут зависеть от предпочтений ребенка, а также от вашей фантазии и педагогической интуиции.

Итак, знание особенностей и трудностей психического развития аутичных детей, диагностики и классификации детского аутизма — необходимая теоретическая база, позволяющая выбирать из арсенала сенсорных игр именно те, что необходимы конкретному ребенку в конкретной ситуации. Понимание закономерностей развития ребенка в случае раннего детского аутизма помогут  работать не только над отдельными ситуативными трудностями, но и над нормализацией всего хода психического развития.

Существует много способов повышения эмоционального тонуса ребенка благодаря использованию приятных для него сенсорных впечатлений, положительных сильных переживаний (игры с водой, со светом, с мыльными пузырями, красками, мячиком, юлой, физическая возня, беготня по коридору с моментами “салочек” и “пряток” и т. д.). Для этого, конечно, надо хорошо знать конкретные пристрастия ребенка, его особые интересы, а также то, что может вызвать его неудовольствие, страх. Поэтому подбор таких игр должен быть достаточно индивидуален.

Таким образом, регулярноеиспользованиеспециально подобранных сенсорных игр для установления эмоционального контакта с аутичным ребенком позволит не только установить эмоциональный контакт с ребенком, но и частично расширить рамки его жизненных стереотипов.

Виды сенсорных игр

  • Игры с красками. Для проведения игры потребуются: акварельные краски; кисточки, прозрачные пластиковые стаканы. Стаканы расставляют в ряд на столе и наполняются водой, затем в них поочерёдно разводятся краски разных цветов. Обычно ребёнок заворожено следит за тем, как краски постепенно растворяются в воде. Можно разнообразить эффект и в следующем стакане развести краску быстро, помешивая кисточкой – ребёнок своей реакцией даст вам понять какой из способов ему понравился больше. В этой игре ребёнок довольно быстро может проявить желание более активно участвовать происходящем начинает «заказывать» следующую краску или выхватывать кисточку и действовать самостоятельно. Когда увлечённость чистым сенсорным эффектом начнёт ослабевать, можно приступать к расширению игры. При этом подразумевается, что ребёнок играет красками не только на занятиях, а когда захочет.

Организация активного участия ребенка в игре и развитие бытовых навыков: если ребенку нравится игра, скорее всего, он согласится выполнить вашу просьбу-инструкцию — предложите ему открыть кран, налить воду в пластиковую бутылку, затем разлить воду по стаканам, а если прольет, вытереть лужу на столе или полу тряпкой. Инструкции должны быть четкими, и лучше, если вы действуете вместе с ребенком.

Смешивание красок. Для этого можно либо сливать воду разных цветов в один стакан, либо растворять в стакане с чистой водой поочередно несколько красок, получая новые цвета.

Кукольный обед. Накройте стол, расставьте стаканы, усадите кукол и мишек, угостите их различными «напитками». В этой игре красная вода превращается в томатный сок, белая — в молоко, оранжевая — в фанту, а черная — в кофе. Фантазируйте вместе с ребенком!

Знакомство ребенка с понятием величины в процессе использования пластиковых стаканчиков разного размера.

Счет стаканов с напитками, которые соответствуют количеству «гостей».

  • Игры с водой. Возня с водой, переливание и брызгание особенно любимы детьми. К тому же игры с водой имеют и терапевтический эффект.

Чтобы ребенку было удобнее достать до крана, придвиньте к раковине стул. Достаньте приготовленные заранее небольшие пластиковые бутылки и пузырьки — наполняйте их водой из-под крана: Буль-буль, потекла водичка. Вот пустая бутылочка, а теперь полная.

Можно переливать воду из одной посуды в другую, сделать,«фонтан», подставив под струю воды ложку либо пузырек с узким горлышком — обычно такой эффект приводит детей в восторг.

Наполнив водой таз, организуйте игру в «бассейн», в котором плавают игрушки (возможна в том случае, если у ребенка уже есть опыт посещения бассейна).

Наполненный водой таз теперь станет «озером», в котором плавают рыбки или уточки.

На следующем занятии этот же таз с водой может превратиться в «море», по которому плывут кораблики.

Купание кукол — искупайте кукол-голышей в теплой водичке, потрите их мочалкой и мылом, заверните в полотенце. Сопровождайте свои действия словами: А сейчас будем кукол купать. Нальем в ванночку теплой водички — попробуй ручкой водичку, теплая? Отлично. А вот наши куколки. Как их зовут? Это Катя, а это Миша. Кто первый будет купаться? Катя? Хорошо. Давай спросим у Кати, нравится ей водичка? Не горячо? и т.д.

Мытье посуды— вымойте посуду после кукольного «обеда».

  • Игры с мыльными пузырями. Детям нравится наблюдать за кружением в воздухе мыльных пузырей. С криками восторга они носятся по комнате, пока не передавят все пузыри до одного, и тут же просят повторения. Но сами попробовать выдуть пузыри часто отказываются, т.к. это требует определенной сноровки и развития дыхания.

Чтобы вызвать у ребенка интерес к самостоятельному выдуванию пузырей, предложите ему разнообразные трубочки — например, трубочку для коктейля, или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубку для получения большого пузыря.

Пенный замок: в небольшую емкость насыпьте немного пенящегося стирального порошка или средства для мытья посуды, добавьте воды и размешайте. Возьмите широкую трубочку для коктейля, опустите в миску и начинайте дуть — одновременно с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако перебеливающихся пузырей. Предложите ему подуть вместе с вами, затем самостоятельно.

  • Игры со свечами. Приготовьте набор свечей: обычную длинную, плавающие свечи, а также маленькие свечки для именинного торта. Начинайте с длинной свечи — установите ее устойчиво и зажгите на глазах у ребенка: «Смотри, свечка горит — как красиво».Ребенок может испугаться — в этом случае отложите игру. Если реакция ребенка положительная, предложите подуть на пламя: «А теперь подуем... Сильнее, вот так — ой, погас огонек. Смотри, какой поднимается дымок». Скорее всего, ребенок попросит зажигать свечу еще и еще. В дальнейшем возможны следующие варианты.
  • Задание на дом: когда стемнеет, пусть мама не включает в квартире свет, а зажжёт свечу и походит с ней по дому, освещая путь.
  • Держа в руке потушенную свечу, порисуйте дымом в воздухе.
  • Наполнив таз водой, опустите на поверхность воды одну или несколько плавающих свечей – в тёмной комнате получится эффектное, с переливающимися в воде световыми бликами зрелище.
  • Наполните столовую ложку водой и подержите над пламенем свечи, обратите внимание ребёнка на то, что холодная вода стала тёплой.
  • Приготовьте зефир в шоколаде, либо пастилу, и воткните несколько праздничных свечек – сегодня «День рождения зайчика». Вместе с ребёнком накройте на стол, пригласите гостей, спойте песенку. Затем торжественно внесите «праздничный торт» и задуйте свечи.
  • Игры со светом и тенями. Солнечный зайчик. Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и покажите малышу, как солнечный зайчик прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. Возможно, ему захочется дотронуться до светового пятна. В этом случае, не спеша, отодвигайте луч в сторону, предложите ему поймать убегающего «зайчика». Если ребенку понравилась игра, то меняйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, а затем встаньте у стены. Если «солнечный зайчик» получится, постарайтесь «ловить» его как можно более эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: «Поймаю-поймаю! Какой шустрый заяц — как быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать... Ну-ка, заяц, спускайся к нам!» и т.д. Смех ребенка станет вам самой лучшей наградой.

Тени на стене. Вечером, когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте ее свет на стену. Помня, что ребенок может испугаться, не стоит в первый раз проводить такую игру в детской комнате. Ведь в случае испуга страх будет связан именно с местом, где малыш его испытал, с конкретной настольном лампой. Поиграйте для начала в коридоре, а лучше на улице, в свете фонаря. При помощи кистей рук, различных предметов и игрушек вы получите на стене тень лающей собаки, летящей птицы и т.д.

Театр теней. Можно придумать несложный сюжет и организовать «театр теней», используя также приготовленные заранее бумажные фигурки-силуэты.

Фонарик. Приготовьте электрический фонарик и, когда стемнеет, походите с фонариком по квартире. Фонарик пригодится, если перегорела лампочка, во время прогулки по темным аллеям парка, где нет фонарей, и т.п.

Темно — светло. При помощи фонарика можно устроить освещение в кукольном домике или в домике для игр, который можно соорудить из большой коробки.

Китайский фонарик. Возьмите проволочный каркас, оклейте его цветной бумагой и закрепите внутри маленький фонарик, Вы получите китайский фонарик, который осветит все вокруг загадочным мерцанием разноцветных бликов.

  • Игры со льдом. Попросите маму ребенка заранее приготовить лед – пусть она вместе с ребенком заполни водой форму для льда и поставит в морозильную камеру. На следующий день на занятии достаньте лед и вместе с ребенком выньте его из формы в мисочку: «Смотри, как водичка замерзла — стала холодная и твердая». Возьмите кусочек льда и погрейте зажмите льдинку в ладошке: «Смотри, водичка капает – это лёд тает и снова превращается в воду» Можно поиграть со льдом следующим образом.
  • Подогрейте кусочек льда над свечой. В прозрачную стеклянную кружку или стакан налейте горячий чай (можно подкрасить горячую воду), опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов, понаблюдать и увидеть, что лед по-разному тает в воде разной температуры. А когда ребенок будет пить очень горячий чай, добавьте в чашку с чаем кусочек льда, чтобы быстрее остыл. Также можно охладить сок для мишки: мишка «пьет» и «приговаривает»: «Ах, какой холодненький сок!»
  • Приготовьте разноцветный лед, добавив в воду краски; рисуйте красками на большом куске льда.
  • Зимой на прогулке обращайте внимание ребёнка на заледеневшие лужи, снимите и рассмотрите сосульку и т.д.
  • Игры с крупами. Приготовьте следующие крупы — гречку, горох, манную крупу, фасоль, рис. Высыпьте гречневую крупу в глубокую миску, опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложите ребенку присоединиться: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками — так приятно! А теперь потри ладошки друг о друга — немножко колется, да?». На следующих занятиях можно использовать другие игры.

Спрячьте мелкие игрушки, закрывая их в крупу, а затем ищите.

Пересыпьте крупу при помощи совочка, ложки, стаканчика из одной емкости в другую. Пересыпайте в руках, обращая внимание ребенка на извлекаемый при этом звук.

Если ребенок захочет рассыпать крупу — пусть это будет «дождь» или «град». По рассыпанной на полу крупе можно походить в носочках, можно посыпать крупу на шейку или голую спинку ребенка, если он позволит.

Приготовьте еду: насыпьте в кастрюльку из набора кукольной посуды небольшое количество манной крупы, добавьте воды и перемешайте — так, как будто вы «варите кашку» для куклы. А если вдавить горошины в кусочек коричневого пластилина, то получится «шоколад с орехами».

  • Игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной). Приготовьте один брусок пластилина и покажите ребенку основные приемы лепки — отщипывание, скатывание шариков круговыми движениями и раскатывание колбасок движениями вперед-назад (на плоскости стола или между ладонями), разрезание бруска на более мелкие кусочки при помощи стеки. Предложите ребенку выполнить эти приемы самостоятельно (сначала действуйте руками ребенка, если он не станет сопротивляться). Когда ребенок усвоит эти несложные умения, можно приступать клепке из пластилина разных цветов.

Слепите маленькие шарики из пластилина красного цвета — получатся «ягодки». А если в разноцветные пластилиновые шарики воткнуть палочки (можно использовать «ушные палочки», предварительно удалив вату) — получаются фруктовые леденцы «чупа-чупс». Раскатаем кусочек красного пластилина — получим «колбасу», а если тонко-тонко раскатаем белый пластилин — «спагетти». Теперь возьмем пластмассовую стеку и разрежем кусочек светло-коричневого пластилина на кусочки — это «хлеб». Итак, «угощение» готово, приглашаем кукол на «обед». Можно из кусочков пластилина разных цветов вылепить «праздничный пирог», вставить свечку и организовать «день рождения».

Игра «Огород». На куске плотного кар тона выложите пластилиновые грядки. Теперь можно «сажать овощи»: для этого используется крупа. Так, горох станет «репкой», а красная фасоль — «картошкой»; разноцветная мозаика превратится в «красные помидорчики» и «зеленые огурчики»; некоторые овощи (например, «морковку») можно вылепить из пластилина.

Методом размазывания получите картину из пластилина: размажьте по картону зеленый пластилин — это «травка», налепите на нее маленькие красные кружочки — вот и получилась «полянка с ягодками». Таким же способом в синий пруд можно запустить «золотых рыбок», а на голубом небе зажечь желтое пластилиновое «солнышко» с лучиками.

В дальнейшем используйте в работе и другие материалы — тесто, глину. Однако следует учесть, что использование пластичных материалов в работе с аутичным ребенком может быть осложнено его повышенной брезгливостью. Так, он может с отвращением отшвырнуть тесто, потому что оно липнет к рукам, не захочет притронуться к глине, откажется от работы с пластилином, если тот мажется или неприятно пахнет. И все же опыт показывает, что если пробовать, предлагая ребенку, различные материалы и разные виды одного и того же материала, удается найти такой, который ему понравится.

  • Игры со звуками. Обратите внимание ребенка на звуки в окружающем мире: скрип двери, стук ложечки о стенки чашки, когда размешиваем чай, звон бокалов друг о друга, скрип тормозов, стук колес поезда и т.д.

Извлеките разнообразные звуки из предметов: постучите деревянными (или металлическими) ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, постучите костяшками пальцев по стеклу.

Насыпьте в коробочки разные крупы (коробочек с одинаковой крупой должно быть по две). Потрясите коробочку, привлекая внимание ребенка к звучанию – пусть ребенок найдет коробочку, которая звучит так же.

Приобретите для ребенка следующие детские музыкальные инструменты – барабан, бубен, металлофон, дудочку, гармошку, пианино. Когда ребенок научится играть на них, используй его умения в сюжетных играх. «У Мишки день рождения. Давай сыграем для него на пианино», «Когда поем песенку про Антошку — игра ем на гармошке» и т.д.

Оказавшись на природе, вместе с ребенком прислушайтесь внимательно к звукам вокруг: шелесту листвы, жужжанию мухи, журчанию ручейка... Звуки природы сами по себе несут успокоение и гармонию.

  • Игры с движениями и тактильными ощущениями. Поскольку прикосновения к аутичному ребенку могут оказаться для него болезненными, поначалу старайтесь не дотрагиваться до малыша. Будьте терпеливы и тактичны, дождитесь момента, когда он сам проявит инициативу. Это может произойти по-разному: вот ребенок впервые забрался к вам на колени, или вдруг во время занятия в первый раз надолго остановил взгляд на вашем лице, а затем протянул руку и стал ощупывать ваши нос, щеки, лоб (надо обязательно разрешить ему это), или же снял кофточку и словами «Больно, болит!» выразил просьбу погладить ему спинку. Будьте внимательны и не пропустите этот важный шаг ребенка в вашу сторону. Если это произошло, то на занятиях становится возможным проведение игр:

Тормошение, возня — обычно происходит на полу, и ребенок является инициатором этой игры.

«Догоню-догоню»(«поймаю-поймаю»): взрослый делает вид, что пытается поймать ребенка, тот с визгом убегает.

«Змейка»: возьмите ленточку (скакалку, веревку) и, делая колебательные движения, отходите от ребенка, предлагая ему догнать «змею»:«Уползает, уползает змейка! Скорее догони!» Дайте ребенку возможность победно наступить на змейку ногой.

«Самолётики»: покружите ребёнка в воздухе – «Полетели – полетели!», затем опустите – «Приземлились!».



Предварительный просмотр:

Сенсорика.

Сенсорика играет огромную роль в жизни каждого человека, и в особенности ребенка, т.к. именно сенсорное развитие является одной из главных составляющих гармоничного и полноценного становления личности ребёнка.

Термин «сенсорика» происходит от латинского слова «sensus», которое переводится как чувство или ощущение. Простыми словами можно сказать, что это некий датчик восприятия человеком окружающего его мира. Основой формирования этого восприятия является синтез различных ощущений индивида. Речь идет о познании действительности при помощи слуха, зрения, обоняния, тактильного контакта и т.п.

Сенсорная система ребёнка формирует следующие подсистемы:

  • зрительную – подсистему, благодаря которой личность способна различать объекты окружающего мира в зависимости от их цвета, формы, размера, направления движения;
  • вестибулярную – подсистему, отвечающую за способность человека удерживать равновесие и ориентироваться в пространстве;
  • слуховую – подсистему, в отсутствие которой люди никогда бы не научились разговаривать, а речь, как известно, является одним из основных средств межличностного общения;
  •  проприоцептивную – подсистему, благодаря которой человек способен контролировать свои телодвижения;
  • тактильную – подсистему кожной чувствительности,  которая включает в себя осязательные, тактильные, температурные, а также вибрационные ощущения.

Что такое сенсорное воспитание? Новорожденного можно сравнить с белым чистым листом бумаги. С первых дней жизни малыш нуждается в родительской заботе и помощи, ведь его окружает совсем неизведанный, но такой прекрасный и интересный мир. Детки впитывают информацию, словно губка, однако если они усваивают ее интуитивно, без участия взрослых, то полученные ими знания зачастую оказываются поверхностными. То, каким человеком ребенок станет в будущем, зависит во многом от полученного им воспитания, в том числе и сенсорного. Оно способствует упорядочиванию представлений малышей об окружающем мире, развитию их внимания и наблюдательности, формированию у них навыков общения и самообслуживания, прививанию чувства уважения и любви к ближнему.

Таким образом, можно подытожить, что сенсорное воспитание представляет собой не что иное, как процесс последовательного и поэтапного приобщения ребенка к сенсорной культуре.

Задачи сенсорного воспитания в 1 младшей группе:

  • совершенствовать восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение, слух;
  • продолжать работу по обогащению чувственного опыта детей в разных видах деятельности. Помогать им обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму;
  • упражнять в установлении сходства и различия между предметами с одинаковым названием (разные лопатки, мячи и т. д.);
  • Учить детей называть свойства предметов.

В течение года учиться:

  • выделять различные признаки и свойства объектов и явлений;
  • сравнивать объекты и явления по одному признаку или свойству;
  • устанавливать отношения сходства, тождества и различия (подбирать пары одинаковых предметов или их изображениях);
  • существлять классификацию по одному признаку;
  • осуществлять сериацию (на уровне практического действия собирать 3-5 местную матрёшку, пирамидку);
  • различать количественный состав (много-мало, пустой-полный, большой-маленький и т. д.).

Задачи сенсорного воспитания в 2 младшей группе.

  • создавать условия для: ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов; для восприятия музыкальных инструментов, звучания родной речи;
  •  закреплять умение: выделять цвет, форму, величину, как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам; величине, форме, цвету;
  • совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету;
  • обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи;
  • продолжать показывать разные способы обследования предметов;
  • совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств.

Задачи сенсорного воспитания в средней группе:

  • продолжать работу по сенсорному воспитанию детей в разных видах деятельности;
  • обогащать опыт детей новыми способами обследования предметов;
  • закреплять полученные ранее навыки их обследования;
  • совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние);
  • обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать полученные впечатления в речи;
  • приветствовать попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы: сравнивать, группировать, классифицировать предметы;
  • учить использовать эталоны, как общественно обозначенные свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т. п.); подбирать предметы по одному, двум качествам (цвет, размер, материал и т. п.).

Задачи сенсорного воспитания в старшей группе:

  • учить детей воспринимать предметы, выделять их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.) и сравнивать предметы между собой;
  • формировать умение подбирать пары или группы предметов, совпадающих по заданному признаку, выбирая их из других предметов;
  • продолжать знакомить детей с цветами спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (хроматические) и белый, серый и черный (ахроматические);
  • учить различать цвета по насыщенности, правильно их называть. Показать особенности расположения цветовых тонов в спектре;
  • продолжать знакомить детей с различными геометрическими фигурами, учить использовать в качестве эталонов плоскостные и объемные формы;
  • формировать умение обследовать предметы разной формы, выделять самую крупную часть, а затем более мелкие, соотносить их по величине. При обследовании включать движения рук по предмету. Совершенствовать глазомер.

Задачи сенсорного воспитания в подготовительной группе

  • продолжать развивать органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус);
  • совершенствовать координацию руки и глаза, мелкую моторику рук;
  • развивать умение созерцать предметы, явления (всматриваться, вслушиваться);
  • учить выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов, сравнивать предметы по форме, величине, строению, цвету; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков;
  • развивать умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, строению, цвету) и по характерным деталям;
  • закреплять знания детей о хроматических и ахроматических цветах, цветах спектра;
  • обогащать представления о цветах и их оттенках;
  • учить называть цвета по предметному признаку (малиновый, лимонный и др.);
  • закреплять знание эталонов (форма, цвет, материал и др.).

Таким образом:

  • сенсорное развитие ребенка должно осуществляться непрерывно на протяжении всего его пребывания в детском саду;
  • роль педагога и родителей в данном процессе значительна, так как именно он является проводником процесса познания окружающего мира ребенком;
  • задачи сенсорного развития усложняются с взрослением ребенка, как усложняется процесс познания мира, усложняются и обогащаются приемы познания и способы обработки полученной информации.

Необходимость сенсорного воспитания ребёнка. Поскольку сенсорное развитие является неотъемлемой частью дошкольного воспитания, его значение в формировании интеллектуальных способностей ребенка недооценивать ни в коем случае нельзя. Роль сенсорного воспитания заключается в том, что оно:

  • способствует развитию интеллекта ребенка
  • ;помогает детям систематизировать знания, которые они получают из внешней среды;
  • подготавливает детишек к восприятию мира таким, каким он является;
  •  оказывает позитивное влияние на формирование эстетического чувства;
  • развивает воображение, наблюдение и внимательность;
  •  подготавливает ребятишек к будущей учебной деятельности;
  • благоприятно влияет на обогащения словарного запаса детей;
  • развивает различные виды памяти (зрительную, образную, слуховую, моторную);
  • влияет на эстетическое чувство.

Как развивать сенсорное восприятие детей? Знания, которые ребёнок получил однажды, необходимо подкреплять на протяжении всего периода, предшествующего школе. Это объясняется тем, что выученные ребенком цвета радуги, различные геометрические фигуры и т.п. без периодического повторения забываются. Порой случается так, что у дошколенка пяти лет (старшая группа) сенсорика, а вернее ее развитие, остается на уровне двухлетнего малыша. Он не способен отличать признаки предметов, путает цвета, не может сконцентрироваться на выполнении поставленной перед ним задачи. Чтобы не столкнуться с такой проблемой, следует регулярно заниматься с ребенком, постоянно озвучивая названия предметов, которые окружают его на улице и в помещении, а также обращая внимание на его одежду. Лучше всего дети осваивают информацию, полученную в игровой форме. Поэтому идеально было бы превратить обычную ежедневную прогулку в увлекательное и познавательное путешествие, заранее продуманное заботливым родителем или педагогами.

Как правильно организовать занятия с детьми?

Занятия по сенсорике, направленные на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит  от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Обычно у детишек, регулярно посещающих ДОУ, довольно хорошо развита сенсорика. Младшая группа садика, средняя или старшая - не имеет никакого значения, поскольку с ребятами постоянно занимаются дипломированные педагоги. Но что делать родителям, предпочитающим воспитывать своих чад в домашних условиях? Как не навредить ребенку, а, наоборот, способствовать развитию его способностей? Правило остается прежним – занятия по сенсорике должны проходить в игровой форме. Например, зрительному восприятию хорошо обучают мозаики. Однако запомните, что детям, не достигшим трехлетнего возраста, следует предлагать собирать различные фигурки, используя для этого только основные цвета. Дошколята же вполне могут справиться с более сложной задачей – собрать из мозаики фигурки, в которых будут присутствовать не только несколько базовых цветов, но и их оттенки. Не мешайте, а, наоборот, поощряйте шумные игры ребенка. Это способствует развитию его слухового восприятия. Не препятствуйте желанию своего непоседы устраивать концерты или театральные представления. Кто знает, может, в будущем его ждет большая сцена? Приобретайте игрушки разных форм, размеров и цветов. Отличаться они должны и по текстуре. Таким образом, будут развиваться тактильные ощущения ребёнка. Самостоятельно можно сделать мешочки и заполнить их различными крупами. Ощупывая их, малыш будет развивать мелкую моторику.

Несколько правил относительно организации работы с детьми. Обучая детей чему-либо, следует всегда помнить о том, что психика малыша еще не сформирована, и воспринимает он информацию не так, как взрослый. Поэтому игры по сенсорике, как и любую другую деятельность, необходимо тщательно продумывать.

Чтобы не допустить ошибок, которые впоследствии обязательно проявятся, родителям нужно запомнить несколько простых правил:

  • Во время игры необходимо соблюдать спокойствие, не повышать голоса, не оскорблять ребенка, если у него что-нибудь не получается.
  • Детям свойственно подражать взрослым, поэтому несдержанность и агрессивность родителя почти наверняка станет в будущем чертой характера его ненаглядного чада.
  • Взрослому следует найти подход к ребенку и наладить с ним эмоциональный контакт.
  • На каждом занятии необходимо совмещать обучение с игрой. Чтобы малыш хорошо запомнил материал, его нужно многократно повторять.
  • Сложность материала должна соответствовать уровню интеллектуального развития ребёнка.
  •  Идеальная длительность одного занятия – 15-20 минут.

Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности , с другой – принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок – это и любимые игрушки и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства - картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным.
Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными.