Для вас, родители

Пестова Айгуль Гильмидановна

буклеты

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.Контакт глаз. Это прямой взгляд в глаза ребёнку. Ласковый взгляд снижает уровень тревожности и уменьшает страхи у ребенка, укрепляет в нем чувство безопасности и уверенности в себе. Часто бывает, что родители используют контакт глаз, только когда упрекают ребенка, ругают, настаивают на своем. В результате на фоне внешней покорности и послушания у ребенка могут развиться депрессия и невроз.

Родители должны знать о действенности этого контакта, как созидательного, так и разрушительного.

2.Физический контакт. Речь идет о любом физическом контакте: прикосновении к руке ребенка, поглаживании по голове, легком объятии и т.п. В каждодневном общении ребенок должен обязательно чувствовать такие нежные прикосновения. Эта форма общения должна быть естественной, но не демонстративной и чрезмерной.

3.Пристальное внимание. Ребенок должен чувствовать неподдельный интерес к нему со стороны родителей, заботливую сосредоточенность, готовность прийти на помощь в нужный момент. Пристальное внимание - жизненно важная, насущная потребность каждого ребенка.

4. Дисциплина. Предполагается, что уверенный в любви и поддержке со стороны взрослых ребенок должен уметь подчиняться определенному алгоритму деятельности, соблюдать принятые на себя обязательства. Важно, чтобы родители понимали, что "наказание" и "дисциплина" суть не одно и то же. Наказание свидетельствует о том, что в системе отношений со взрослым у ребенка не был выбран четкий алгоритм взаимной ответственности.

МОУ школа – интернат №8

Дошкольное отделение

«Сказка»



Предварительный просмотр:

Пусть вас больше волнует самооценка вашего ребенка, чем то, избавится ли он от своего диагноза или нет. Социальные установки о том, что «большинство всегда нормально», означают, что аутистов воспринимают как дефективных. Мы, как правило, считаем себя «неправильными» людьми, потому что нас все время заставляют меняться. Гораздо важнее, чтобы ребенок чувствовал, что его ценят, считают важным и любят, чем избавление от диагноза.

Знайте, что отличия в поведении аутиста, объясняются отличиями в его нервной системе. Поведение можно изменить, можно даже полностью от него избавиться (в каких случаях нужно навязывать изменение поведения и кому именно, это уже спорный вопрос). Однако нет оснований считать, что это изменит нервную систему аутиста. Это значит то, как ваш ребенок мыслит и воспринимает мир, а также его милые особенности и причуды, которые делают его тем, кто он есть, скорее всего, останутся неизменными, даже после успешного изменения поведения.

Учитесь любить своего ребенка таким, какой он есть в качестве аутиста, а не несмотря на его аутизм. Он почувствует разницу. Если вы любите его, несмотря на его аутизм, то он вырастет с осознанием, что он неполноценный и дефективный человек. Если вы будете любить его таким, какой он есть в качестве аутиста, то он вырастет с осознанием, что он нормальный человек – любимый, уважаемый, ценимый. Это гораздо важнее, чем любая терапия, которую вы можете заказать для своего ребенка. Это наследие любви, которое навсегда останется с ним.

Подробнее вы можете ознакомится в статьях Джуди Эндоу.

МОУ школа – интернат №8

Дошкольное отделение

«Сказка»



Предварительный просмотр:

Пожелания родителям

Основная работа по воспитанию и обучению аутичного ребенка ложится на близких. «Невозможно помочь такому ребенку, если позиция его самых близких людей лишь пассивно сострадательна». Помощь такому ребенку – это организация всей его жизни с продумыванием каждой мелочи. Специалисты могут помочь, научить, поддержать, но путь освоения мира аутичный ребенок может пройти только вместе с близкими.

Это потребует от родителей и близких ребенка с синдромом аутизма большого мужества и выдержки, которые позволят посмотреть в глаза реальности и принять правду такой, какая она есть. Очень часты случаи, когда близкие не хотят признавать диагноз. Они начинают водить ребенка на консультации к разным специалистам в надежде, что диагноз будет опровергнут. Это защитная реакция, попытка спрятаться от жестокой правды. Стесняясь проблем своего ребенка, испытывая по этому поводу комплекс неполноценности и боль разочарования, родители аутичного ребенка не до конца откровенны даже с профессионалами, часто стараются скрыть все нюансы неадекватного поведения своего ребенка или же интерпретируют их в выгодном для него свете.

Часты случаи, когда близкие мешают разным специалистам наладить взаимодействие. Если им не нравится то, что говорит об их ребенке специалист, или результаты занятий оказываются не такими, как они ожидали (надеясь на быстрое и благополучное разрешение ситуации), они бросаются на поиски другого педагога, обманывая тем самым самих себя и создавая недопустимые и вредные для развития ребенка условия.

Постараемся понять близких аутичных детей, понимая, в какой нелегкой ситуации они находятся. Призовем лишь думать в первую очередь не о себе и своих страданиях, а об интересах ребенка.

Главный принцип – соблюдение интересов ребенка

         Родителям аутичного ребенка важно научиться не сравнивать своего ребёнка с остальными детьми. Нужно адекватно оценивать реальный уровень его развития, его особенности и ориентироваться на динамику достижений самого ребенка, а не на возрастные нормы.

Не стоит стремиться сделать его более «удобным» и внешне адекватным. Если родители хотят достичь именно этого, значит, они думают прежде всего о своем собственном спокойствии, а проблемы ребенка при этом усугубляются, не проявляясь внешне, загоняются глубоко внутрь. Помните о том, что странное и неуправляемое поведение ребенка все же лучше полной отрешенности – ведь таким способом он уже пытается активно взаимодействовать с миром. К тому же всегда лучше, когда проблемы оказываются на поверхности, – в этом случае понятно, над чем необходимо работать.

Близким аутичного ребенка придется в его интересах во многом перестроить повседневную жизнь семьи. Одному из близких необходимо посвящать ребенку большую часть дневного времени, взаимодействуя с ним, помогая ему осваиваться в этом сложном мире, используя любую возможность для обучения.



Предварительный просмотр:

Тревогу невозможно измерить или обнаружить только через озвучивание или определенное невербальное проявление в поведении. Ребёнок может плакать, жаловаться на боль в животе или головную боль, ползать под столом, упрямиться, обзываться, иным образом демонстрировать страдания. Всё это может быть проявлениями тревожности.

Управление тревогой нужно разделить на несколько частей

1.Вы должны распознать и определить источник тревоги.

2.Вы должны помочь ребенку определить источник тревоги (если она возникает достаточно часто, чтобы понять его суть).

3.Составьте список многочисленных ситуаций, приводящих к тревоге, включая как простые, так и трудные (это называется карта тревоги).

4.Создайте иерархию тревоги - поставьте события в порядке от простого к сложному.

5.Предотвращайте тревогу путем контроля - структурируйте среду, делая её предсказуемой, последовательной и безопасной.

6.Постепенно передавайте контроль тревоги вашему ребёнку, подготавливая его к возможным тревожным ситуациям, обсуждайте предшествующие события, возможные источники тревоги, варианты действий. Если ребёнок действует в таких ситуациях комфортно, то вы поймете, что тревожность уменьшилась. Если же ребёнок просит помощи, то стоит продолжить обсуждение.

7.Продолжайте развивать варианты поведения и демонстрируйте их ребёнку. Альтернативные формы поведения являются социально приемлемыми и демонстрируют вашему ребёнку возможные варианты реагирования, помимо неподобающего поведения; например, использование слов, а не криков, для выяснения проблемы.

8.Разрабатывайте, практикуйте и репетируйте новые модели поведения перед попаданием в реальную ситуацию.

9.Наконец, внедряйте новые модели поведения в реальных ситуациях, когда тревога происходит. Если ваш ребёнок в состоянии продемонстрировать альтернативные формы поведения и его поведение сигнализирует о спокойствии, то можно предположить, что тревога уменьшилась.

10.Учите вашего ребенка большей независимости в прогнозировании и тренируйте навыки самостоятельно справиться с тревогой в различных ситуациях.

Процесс управления призван определить ситуации, вызывающие тревогу. Всегда надо начинать с конкретного случая, но затем распространять на все большее количество ситуаций. Например, вам только нужно научить ребёнка прерываться во время видеоигры. Но затем, в определенный момент, придется применить эти знания в гораздо более широкой концепции "переключения задач", что означает закончить делать что-то прежде, чем человек готов это сделать. Ваш ребенок должен научиться делать это в самых разных условиях, используя многие навыки и

понятия - устойчивость, структурирование, подготовка, запасные варианты поведения и так далее.

МОУ школа – интернат №8

Дошкольное отделение

«Сказка»



Предварительный просмотр:

Как научить ребенка с аутизмом использовать

«слова» вместо «скандалов»?

Негативное поведение при аутизме часто является следствием

Многие дети с аутизмом используют нежелательные формы поведения, чтобы удовлетворить свои потребности. Это может очень выматывать родителей и педагогов, потому что такое поведение мешает обучению и повседневным занятиям. Однако, правда жизни в том, что люди делают то, что для них эффективно! Если какое угодно поведение ребенка продолжается, то это значит, что в той или иной степени поведение «работает» для этого ребенка. Другими словами, существует некая потребность ребенка, которая удовлетворяется с помощью этого поведения. Если мы определим, что это за потребность, то мы сможем изменить силу потребности и/или научить ребенка более приемлемому способу сообщить о ней. Помимо этого, мы должны научить его ребенка, что его старый способ «общения» больше не работает!

Три основных «потребности», о которых может сообщать негативное поведение. Функции поведения таковы:

1. Получение внимания или желаемых предметов.

2. Избегание или побег от требования или ситуации.

3. Поведение приносит удовольствие само по себе.

Первый шаг в случае поведенческой проблемы — попытаться понять, почему ребенок реагирует определенным образом. У родителей или педагогов часто бывают свои сложившиеся представления о причине поведения. Например, они могут заявить, что причина в том, что ребенок упрямиться, плохо себя чувствует, голоден или бабушка его избаловала! Конечно, мы все бываем «не в настроении» по самым разным причинам, но если поведенческая проблема происходит регулярно, то есть связь между этим поведением и тем, что происходит до и после поведения. Именно эти события приводят к тому, что поведение повторяется. Задача педагогов или родителей определить эту связь, что позволяет разработать верный план для коррекции этого поведения. Очень важно, чтобы все участники не искали «виноватых» в поведении ребенка. Это лишь заставит людей оправдываться и обижаться, и это нездоровая ситуация для команды специалистов или семьи. Никто не учит ребенка «плохо себя вести» осознанно! Вместо этого команда родителей и специалистов должна собирать информацию о проблемном поведении и относиться к этому как к процессу решения задачи.

Для выявления связи необходимо в течение продолжительного времени наблюдать и записывать, что произошло непосредственно перед поведением (антецедент) и сразу после него (последствие). Такие записи могут делать люди, которые непосредственно взаимодействуют с ребенком на регулярной основе или этим может заниматься независимый наблюдатель. Записывается только та информация, которую можно наблюдать, без впечатлений о том, что вызвало поведение. Например, в качестве антецедента не пишется «Дима был голоден», наблюдатель должен написать «Дима встал у холодильника и мама спросила: «Что ты хочешь?» Вместо того чтобы написать «Дима начал капризничать» в качестве описания поведения, наблюдатель должен написать: «Дима упал на пол, начал кричать и бить ногами о пол». Вместо того чтобы написать: «Мама его наказала» в качестве последствия, наблюдатель должен написать: «Мама подняла его и посадила на стул». С этого момента мы собираем только «факты», а не пытаемся их интерпретировать. Кроме того, полезно записывать, в какое конкретно время дня происходил данный вид поведения, а также другие обстоятельства — это помогает определить закономерности в поведении.

Как только вы соберете информацию за достаточный период времени, педагоги или родители ее проанализирует, чтобы определить закономерности в событиях, которые происходят до и после поведения. Например, допустим, что когда было проанализировано поведение Димы, то мы заметили, что не существует никаких закономерностей в отношении того, что происходит после поведения. Возможно, один человек ушел, когда началась истерика, другой попытался успокоить ребенка, а третий поставил его в угол. Единственное, что объединяло ситуации, так это то, что кто-то спросил: «Что ты хочешь?» Так что мы определяем, что есть связь между тем, что кто-то спрашивает «Что ты хочешь?» (антецедент) и истерикой (поведением).

С другой стороны, возможно, что собранная информация указывала на другую связь. Возможно, один человек сказал «Что ты хочешь?», а другой спросил «Ты голоден?», а третий открыл холодильник и дал Диме сок. Единственное, что объединяет все случаи истерики — это то, что случилось после нее (последствие). Все начали показывать Диме различные предметы до тех пор, пока не нашли то, что он хочет, после чего он переставал плакать. Это указывает на связь между поведением и получением желаемого предмета.

Как только связь установлена, разрабатывается план по коррекции проблемного поведения. Обычно процедуры по уменьшению нежелательного поведения включают: 1) модификации того, что происходит до поведения (контроль антецедентов), 2) отказ от предоставления поощрения, которое поддерживает поведение (вымирание), 3) обучение ребенка альтернативному поведению, которое будет более эффективно для получения поощрения (дифференциальное поощрение альтернативного поведения). Цель состоит в том, чтобы научить ребенка замещающему поведению (словам, жестам или обмену картинками/предметами), которое будет выполнять такую же функцию, что и негативное поведение. Желательное и нежелательное поведение в такой ситуации называется «равнозначной парой».

Например, когда было установлено , что истерики случаются, когда его спрашивают «Что ты хочешь?» (антецедент), и, значит, нужно будет отказаться от этой фразы на какое-то время. Вместо этого можно решить сразу открывать холодильник и предоставлять Диме выбор из предметов, которые он может захотеть. Как только он потянется к предмету, взрослый может подсказать Диме использовать слово, жест, картинку или предмет для обозначения того, что он хочет. Для такой просьбы взрослый может специально запланировать и предоставить ему больше желаемого, чем он получает обычно (дифференциальное поощрение альтернативного поведения). Затем подсказки постепенно уменьшаются до тех пор, пока Дима не будет способен попросить то, что он хочет, еще до того как подойдет к холодильнику!

Конечно, нужно будет также научить ребёнка терпимо относиться к вопросу «Что ты хочешь?», потому что рано или поздно ему обязательно зададут такой вопрос! У Димы явно есть неприязнь к этим словам и, скорее всего, это связано с тем, что ему не понравилось то, что происходило, когда он слышал эти слова раньше. Например, может быть, кто-то держал любимую игрушку у него перед глазами и спрашивал «Что ты хочешь?» снова и снова, не предоставляя ему доступ к игрушке. Важно, чтобы все в взрослые понимали, как различные стратегии обучения влияют на ребенка. И все равно, главная цель заключается в решении проблемы. В данном случае, частью программы Димы могут быть подсказки, чтобы он просил небольшое количество желаемой еды и постепенное «приучение» его к вопросу между порциями его любимого лакомства. Или, возможно, команда будет сочетать эти слова с поощрением, просто произнося их, когда Дима занимается чем-то приятным, и не требуя от него ответа. Например, когда Дима смотрит любимое видео, ему могут сказать: «Что ты хочешь? Видео», спокойным и успокаивающим голосом. Очень важно сразу сказать и вопрос, и ответ, чтобы ребенок не привык, что после вопроса не нужно никакого ответа. Затем, возможно, видео будет ставиться на паузу, а Диме будут подсказывать, чтобы он попросил видео в той форме, в которой он может это сделать (слова, картинки, жесты, предметы).

Хотя все это может предотвратить истерики в принципе, очень важно запланировать, как себя вести, если истерика все-таки начнется. Поощрение, по определению, происходит после поведения. Даже если каждый человек в первом примере вел себя по-разному, поведение поощрялось, поскольку оно сохраняется. На самом деле если поведение поощряется лишь изредка (вариабельный график поощрения), то избавиться от такого поведения намного сложнее! Так что взрослые могут решить, что каждый раз, когда Дима устраивает скандал вместо просьбы, они будут использовать следующую процедуру счета. Как только ребёнок перестанет плакать, взрослый будет считать до десяти, а потом подскажет ему, как попросить то, что он хочет. Когда ребенок скандалит, чтобы получить желаемое, очень важно никогда не давать ему то, что он хочет (поощрение) в ответ на скандал. К сожалению, если давать ему желаемое в ответ на негативное поведение всего лишь изредка, то вероятность новой истерики, когда он что-то захочет, многократно увеличится. Для того чтобы понять, почему это происходит, представьте себе игровой автомат. Тот факт, что выигрыш (поощрение) происходит далеко не каждый раз, когда человек опускает в него деньги, заставляет людей тратить все больше и больше, им все время кажется, что уж следующий четвертак наверняка сорвет куш! Мы совсем не говорим, что ребенок осознанно это планирует, просто это происходит, если после первой истерики ребенок получил то, что хотел (вариабельная схема поощрения). Более того, если ребенку всегда давали то, что он хочет (поощряли), после истерики (постоянная схема поощрения), то искоренить такое поведение будет проще. Для примера рассмотрим автомат с конфетами. В прошлом мы всегда получали конфету, когда опускали деньги, и тут вдруг автомат перестал выдавать конфеты. После этого мы просто не будем опускать в него деньги в будущем. В отличие от примера с игровым автоматом, наше поведение прекратится очень быстро!

Очень важно понять, что как только мы начинаем отказывать ребенку в поощрении нежелательного поведения (процедура вымирания), то мы, как правило, наблюдаем резкое увеличение такого поведения. В данном случае это может быть эскалация истерик Димы и увеличение их продолжительности. Это явление называется «взрыв вымирания», и оно быстро пойдет на убыль, если мы будем последовательны, и не будем предоставлять поощрения. Пример взрыва вымирания: человек привык получать конфету из автомата после того, как опустил в него деньги, но после того, как однажды он не получил ожидаемого поощрения, он начинает пинать автомат. Очень важно «пережить» взрыв вымирания, а не решать сразу же, что вмешательство не работает.

Иногда, даже если поведение остановилось благодаря отказу в поощрении (вымирание), ребенок может внезапно снова проявить старое поведение. И снова, очень важно следовать той же процедуре и не позволять ребенку получать доступ к поощрению. Если этого не сделать, то старое поведение вернется с новой силой, и в будущем оно может быть гораздо меньше подвержено вымиранию!

В связи с такой важностью последовательности в реакции на поведение ребенка, очень важно, чтобы все, кто работает и взаимодействует с ребенком, знали о плане. Лучше всего объяснить процедуру самым простым языком, чтобы все понимали, что делать. Надо объяснить процедуры, а также важность того, чтобы все без исключения придерживались плана. Если поведение поощряется в одних случаях, но не в других, оно станет еще более устойчивым к вымиранию. Например, представим, что родители Димы упорно работали над тем, чтобы научить его просить желаемое с помощью жестов, но однажды к ним пришла новая няня посидеть с ребенком. Няня ничего не знала о старых истериках Димы или о процедурах по их предотвращению, так что когда он подошел к холодильнику и начал плакать, няня начала предлагать ему различные продукты, которые он мог хотеть. Вся работа по вымиранию истерик, которую проделали родители, пошла насмарку, и поведение оказалось более устойчивым к вымиранию, потому что истерику снова поощрили!

Если подводить итоги: мы должны учить ребенка использовать жесты, слова и изображения предметов для того, чтобы сообщать о своих желаниях и потребностях. Одновременно мы должны учить ребенка, что негативные виды поведения не приведут к желаемому результату!