Внеурочная деятельность
"Функциональная грамотность"
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
ПРИКАЗ
О признании образовательных организаций
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
стажировочными площадками по формированию и оценке
функциональной грамотности обучающихся
16.06.2022 10-П-1188
Ханты-Мансийск
В рамках реализации национального проекта «Образование», на основании письма заместителя министра Министерства просвещения Российской Федерации от 15 сентября 2021 года № АЗ-581/03, письма Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации от 14 сентября 2021 года № 03-1510, в соответствии с приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20 сентября 2021 года № 10-П-1244
«Об утверждении регионального плана мероприятий («дорожная карта»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2021-2022 учебный год) (в редакции от 20 декабря 2021 года №10-П-1814), приказом Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11 апреля 2022 года № 10-П-583 «Об организации стажировочных площадок на базе образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, имеющих положительный опыт по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся, в 2021-2022 учебном году», на основании поступивших заявок от муниципальных органов местного самоуправления Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, осуществляющих управление в сфере образования, в целях создания
и организации работы стажировочных площадок на базе образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, имеющих положительный опыт по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся,
ПРИКАЗЫВАЮ:
- Признать образовательные организации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, указанные в приложении, стажировочными площадками по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся.
- Автономному учреждению дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования» обеспечить информационно-аналитическое, научно-методическое, учебно- методическое, организационное, информационное, технологическое сопровождение образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, признанных стажировочными площадками по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся.
- Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, осуществляющих управление в сфере образования:
- Создать условия для функционирования стажировочных площадок в соответствии с Положением о стажировочной площадке.
- Организовать сопровождение деятельности стажировочных площадок, предоставление отчетов о проделанной работе в методический отдел АУ «Институт развития образования» 1 раз в год (не позднее 15 июня).
- Обеспечить выявление, обобщение и представление успешного опыта работы стажировочных площадок на мероприятиях муниципального, регионального и федерального уровней и в средствах массовой информации (печатные, электронные издания и др.)
- Взаимодействовать с отделом общего образования Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее ‒ Департамент), АУ «Институт развития образования» по функционированию стажировочных площадок.
- Отделу общего образования Департамента осуществлять взаимодействие с АУ «Институт развития образования» по функционированию стажировочных площадок на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
- Административно-ресурсному отделу Департамента обеспечить рассылку настоящего приказа в трехдневный срок со дня регистрации и опубликовать на официальном сайте Департамента.
- Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя директора Департамента Святченко И.В.
Директор Департамента
А.А. Дренин
Приложение к приказу Департамента образования и науки
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
от « » 2022 №
Перечень
образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, признанных
стажировочными площадками по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся
№ | Муниципальное образование | Полное наименование образовательной организации | Название программы стажировочной площадки | Период, на который присваивается статус стажировочной площадки (учебный год) | Юридический адрес | Ссылка на официальный сайт образовательной организации / контакты (телефон, электронная почта) |
1. | Белоярский район | Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Белоярский» | Функциональная грамотность как идея трансформации школы. Сочетание традиций и инноваций | 2022-2023 2023-2024 2024-2025 | 628162, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Белоярский район, г. Белоярский, 3 микрорайон, дом 36 | 8(34670) 2-16-90 |
2. | Белоярский район | Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района «Средняя общеобразовательная | Лаборатория функциональной грамотности | 2022-2023 2023-2024 2024-2025 | 628177, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Белоярский район, п. Сосновка, ул. Школьная, д. 1 | https://www.сосновка- югра.рф/ 8(34670) 4-69-15 |
школа п. Сосновка» | ||||||
3. | город Когалым | Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» | Программа «Академия кота Матроскина» (методическое сопровождение педагогов по формированию функциональной (финансовой) грамотности обучающихся) | 2022-2023 2023-2024 2024-2025 | 628482, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Когалым, ул. Набережная, 55-А | http://www.sholsdora.ru/ 8(34667) 4-66-64 |
4. | город Когалым | Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» | Формирование функциональной грамотности средствами литературы | 2022-2023 2023-2024 2024-2025 | 628485, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Когалым, ул. Степана Повха, дом 13 | http://kogschool7.ru/ 8(34667) 2-32-63 |
5. | город Мегион | Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» | Функциональная грамотность как цель и результат современного образования | 2022-2023 2023-2024 2024-2025 | 628684, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Мегион, ул. Сутормина 16/1 | http://school4-megion.ru/ 8(34643) 2-28-90 direktor4@school4- megion.ru |
6. | город Нефтеюганск | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа № 15» | Модель формирования функциональной грамотности обучающихся начальных классов в условиях | 2022-2023 2023-2024 2024-2025 | 628311, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Нефтеюганск, 16А микрорайон, здание № 65 | http://sosh15ugansk.ru/ 8(3463) 24-76-36 |
современной школы | ||||||
7. | город Нефтеюганск | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа развития № 24» | Формирование и оценка читательской грамотности обучающихся младшего школьного возраста | 2022-2023 2023-2024 2024-2025 | 628311, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Нефтеюганск, 13 микрорайон, здание 51 | http://sosh24ugansk.ru/ 8(3463) 243273 |
8. | город Нижневартовск | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 3» | Образовательный проект «Особая среда» | 2022-2023 2023-2024 2024-2025 | 628624, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Нижневартовск, ул. Мира. 76Б | https://school3.edu-nv.ru/ 8(3466) 45-95-81 |
9. | город Нижневартовск | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1 имени Александра Сергеевича Пушкина» | Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся на 2022-2025 учебные года | 2022-2023 2023-2024 2024-2025 | 628600, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Нижневартовск, ул. Романтиков, 16 | https://lyceum-nv.ru/ 8(3466) 29-18-29 |
10. | Нижневартовский район | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Аганская общеобразовательная средняя школа» | Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов | 2022-2023 2023-2024 2024-2025 | 628637, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Нижневартовский район, п. Аган ул. Школьная, дом 7 | https://shagans86.ru/ 8(34669) 5-20-11 |
11. | Нижневартовский район | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение | Программа формирования функциональной грамотности | 2022-2023 2023-2024 2024-2025 | 628634, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, | http://mosh-2.ru/ 8(3466) 28-39-59 |
«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов» | обучающихся в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения | Нижневартовский район, пгт. Излучинск Школьная, 7 | ||||
12. | Нижневартовский район | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоаганская общеобразовательная средняя школа имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова» | Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов на период 2022-2023 учебный год | 2022-2023 2023-2024 2024-2025 | 628647, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Нижневартовский район, рп. Новоаганск, ул. Лесная, дом 12 а | https://nash2.edusite.ru/ 8(34668) 61-060 |
13. | город Нягань | Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Нягань «Средняя общеобразовательная школа № 6», имени Августы Ивановны Гордиенко, почетного гражданина города Нягани» | Создание образовательной среды по формированию функциональной грамотности школьников в МАОУ МО г. Нягань «СОШ № 6» им. А.И. Гордиенко | 2022-2023 2023-2024 2024-2025 | 628181, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Нягань, 2 микрорайон, дом 31 | http://86sch6- nyagan.edusite.ru 8(34672) 6-23-39 |
14. | Октябрьский район | Муниципальное бюджетное общеобразовательное | Функциональная грамотность как основа качества | 2022-2023 2023-2024 2024-2025 | 628128, Ханты-Мансийский автономный округ – | https://unyuganschool2.86.i- schools.ru/ 8(34672) 48-650 |
учреждение «Унъюганская средняя общеобразовательная школа № 2 имени Героя Социалистического Труда Альшевского Михаила Ивановича» | образовательных результатов | Югра, Октябрьский район, с. Унъюган, мкр. 40 лет Победы, д. 11 | ||||
15. | город Покачи | Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» | Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов | 2022-2023 2023-2024 2024-2025 | 628661, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Покачи, ул. Молодежная, д.9/1 | https://posh1.hmaoschool.ru/ 8(34669)7-99-16 |
16. | город Пыть-Ях | Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Комплекс средняя общеобразовательная школа – детский сад» | Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся | 2022-2023 2023-2024 2024-2025 | 628386, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Пыть-Ях, 2а микрорайон «Лесников», ул. Железнодорожная, дом 5 | http://kompleks-pyt.ru/ 8(3463) 42-91-81 (доб. 208) |
17. | город Радужный | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8» | Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов на 2022- 2023 учебный год | 2022-2023 2023-2024 2024-2025 | 628462, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Радужный, мкр. 6, дом 30 | https://shkola8raduzhnyj- r86.gosweb.gosuslugi.ru/ 8(34668)3-34-19 |
18. | Советский район | Муниципальное бюджетное | Технология проектного обучения | 2022-2023 2023-2024 | 628240, Ханты-Мансийский | https://86sch2-sov.edusite.ru/ 8(34675)3-35-94 |
общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Советский» | как средство формирования функциональной грамотности обучающихся | 2024-2025 | автономный округ – Югра, Советский район, г. Советский, ул. Хвойная, дом 53А | |||
19. | город Сургут | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 | Функциональная грамотность: формирование и мониторинг | 2022-2023 2023-2024 2024-2025 | 628417, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Сургут, ул. Островского, дом 1 | http://school1.admsurgut.ru/ 8(3462) 45-78-27 |
20. | город Сургут | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная школа № 30 | Программа методического сопровождения деятельности педагогических работников по формированию читательской грамотности обучающихся | 2022-2023 2023-2024 2024-2025 | 628415, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Сургут, проспект Ленина, дом 68/1 | http://school30.admsurgut.ru/ 8 (3462) 35-70-80 sc30 @admsurgut.ru |
21. | город Сургут | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сургутская технологическая школа» | Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся в условиях обновления ФГОС НОО и ООО | 2022-2023 2023-2024 2024-2025 | 628405, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Сургут, проезд Первопроходцев, дом 5 | http://school13.admsurgut.ru/ 8 (3462) 52 50 74 |
22. | Сургутский район | Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение | Функциональная грамотность как основа качества образовательных | 2022-2023 2023-2024 2024-2025 | 628449, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Сургутский | https://www.lyantor7.ru/ 8(34638) 2-72-20 |
«Лянторская средняя общеобразовательная школа № 7» | результатов | район, г. Лянтор, мкрн. 2, строение 67 | ||||
23. | город Урай | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 6 | Технологические основы формирования и оценивания функциональной грамотности | 2022-2023 2023-2024 2024-2025 | 628285, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Урай, микрорайон 3, дом 46-а | https://86sch6.edusite.ru/ 8(34676)3-15-38 |
24. | город Урай | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия имени Анатолия Иосифовича Яковлева | Программа региональной стажировочной площадки «Школа для жизни» | 2022-2023 2023-2024 2024-2025 | 628285, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Урай, мкр. Западный д. 8 | https://gimnaziya-uray.ru/ 8(34676)2-40-11 |
25. | город Ханты- Мансийск | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6 имени Сирина Николая Ивановича» | Особенности формирования и оценки креативного мышления обучающихся как компонента функциональной грамотности | 2022-2023 2023-2024 2024-2025 | 628012, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Рознина, д. 27 | http://shkola6hm.ru/ 8(3467) 32-86-64 |
26. | Ханты- Мансийский район | Муниципальное казенное общеобразовательное | Формирование функциональной грамотности | 2022-2023 2023-2024 2024-2025 | 628518, Ханты-Мансийский автономный округ – | https://86schhmr- cingali.edusite.ru/ 8(3467) 37-72-72 |
учреждение Ханты- Мансийского района «Средняя общеобразовательная школа с. Цингалы» | обучающихся в МКОУ ХМР СОШ с. Цингалы | Югра, Ханты- Мансийский район, с. Цингалы, ул. Советская, 28 | ||||
27. | Ханты- Мансийский район | Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты- Мансийского района «Средняя общеобразовательная школа д. Ярки» | Программа стажировочной площадки по формированию функциональной грамотности на базе МАОУ ХМР «СОШ д. Ярки» | 2022-2023 2023-2024 2024-2025 | 628511, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Ханты- Мансийский район, д. Ярки, ул. Малиновая д.4 | http://www.soshyarki.ru/ 8(3467) 36-00-71 |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 3В класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- Основной образовательной программы начального общего образования.
Программа внеурочной деятельности разработана на основании Рабочей программы курса внеурочной деятельности МБОУ СОШ №2 2023 г. «Функциональная грамотность» для обучающихся 1-4 классов и обеспечена учебно-методическим комплексом:
1. Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: учебная программа. 2-3 класс общеобразоват. орг. – М.:ВАКО, 2020 – 32с.
2. Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2-3 класс общеобразоват. орг. в 2 ч.– М.:ВАКО, 2020 – 112с.
- Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 2-3 класс общеобразоват. орг. – М.:ВАКО, 2020 – 64с.
Основной целью курса является формирование функционально грамотной личности, ее готовности и способности использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Содержание программы курса для 3В класса представлено по двум направлениям (модулям): «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность», с учетом возрастных, общеучебных и психологических особенностей младших школьников.
Целью изучения модуля «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи:
- представление о семейных расходах и доходах и их видов;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о способах экономии семейного бюджета;
- представление о финансовой этике.
Целью изучения модуля «Естественнонаучная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Задачи:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- формирование представлений об информационно-поисковой деятельности как жизненно важной в информационном обществе;
- формирование и совершенство навыков использования поисковых инструментов их обработки, организации и представления информации
- содействие накоплению опыта восприятия, осмысления и оценки разнообразных информационных источников.
Общая характеристика курса «Функциональная грамотность» методы, формы обучения
Функциональная грамотность – это способность и умение самостоятельно искать, анализировать, обрабатывать и усваивать необходимую информацию из различных источников. В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации, чтобы уверенно ориентироваться этом потоке, необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией, такие как: поиск, анализ, обработка, хранение, использование и применение информации в максимально рациональной форме.
Для того чтобы у младших школьников процесс формирования функциональной грамотности проходил качественно, программой предусмотрено использование на занятиях задания различных видов: диаграммы, графики, опыты, задания на сравнение, анализ и классификацию. Выполнение заданий будет способствовать развитию у детей произвольного внимания, познавательных интересов и потребностей, увеличению словарного запаса, умению использовать различные средства коммуникации для грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной форме.
Реализация программы предполагает использование форм работы, которые предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность, деловые игры, организацию социальных практик. Таким образом, вовлеченность школьников в данную внеурочную деятельность позволит обеспечить их самоопределение, расширить зоны поиска своих интересов в различных сферах прикладных знаний, переосмыслить свои связи с окружающими, свое место среди других людей. В целом реализация программы вносит вклад в нравственное и социальное формирование личности.
Занятия включают в себя теоретическую и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала. В работе с обучающимися планируется использование различных методических приемов: практические занятия, экскурсии, эксперименты, самостоятельные работы.
Реализация программы предполагает возможность вовлечения в образовательный процесс родителей и социальных партнеров школы.
Обучение ведется на безотметочной основе. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
- поведение детей на занятиях: активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.
Духовно-нравственное развитие обучающихся в процессе освоения курса внеурочной деятельности
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций программы воспитания. У современного школьника должны быть сформированы ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Эти ценности находят свое отражение в содержании занятий по модулям функциональной грамотности, вносящим вклад в воспитание гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного познания, формирование культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия.
Реализация курса способствует осуществлению главной цели воспитания – полноценному личностному развитию школьников и созданию условий для их позитивной социализации.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» в 3В классе рассчитана на 34 учебные недели по 1 часу в неделю.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных и метапредметных результатов.
Личностные результаты
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
- овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу;
- планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
- оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения модуля «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения модуля «Естественно-научная грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
Содержание программы курса внеурочной деятельности
Модуль «Финансовая грамотность» (17 часов)
Как появились деньги. Что могут деньги. Деньги в разных странах. Как правильно выбирать покупки. Бюджет, семейный бюджет. Доходы и расходы. заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Цена, стоимость, сдача, сбережения. Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета. Люди, каких профессий работают с финансами. Правила поведения грамотного покупателя.
Модуль «Естественно-научная грамотность» (17 часов)
Школьная жизнь и увлечения. Плодовые деревья, чем питаются растения. Проведение эксперимента. Тела ,вещества, частицы. Кальций и его роль в организме человека. Свойства мела. Магнит и его свойства. Волшебные силы магнита. Виды облаков. Что такое снег. Чем интересно мыло и как оно «работает». «Как растения пьют воду», роль растений в жизни человека. Многообразие растений родного края. Проблема экологии. Охранять природу, значит охранять здоровье.
Календарно тематическое планирование курса внеурочной деятельности составлено чередованием модулей.
Тематическое планирование модуля «Финансовая грамотность»
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | Финансовая грамотность | 1 | Уроки для начальной школы от «Кирилл и Мефодий» и презентации уроков http://km-school.ru/r1/Nachalka.asp |
2 | Юный покупатель | 2 | Уроки для начальной школы от «Кирилл и Мефодий» и презентации уроков http://km-school.ru/r1/Nachalka.asp |
3 | Деньги | 2 | |
4 | Бюджет | 2 | Уроки для начальной школы от «Кирилл и Мефодий» и презентации уроков http://km-school.ru/r1/Nachalka.asp |
5 | Семейный бюджет | 2 | |
6 | Финансовая безопасность | 2 | |
7 | Экономия бюджета | 2 | |
8 | Профессии | 2 | Уроки для начальной школы от «Кирилл и Мефодий» и презентации уроковhttp://km-school.ru/r1/Nachalka.asp |
9 | Финансовая этика | 2 | Уроки для начальной школы от «Кирилл и Мефодий» и презентации уроков http://km-school.ru/r1/Nachalka.asp |
Общее количество часов по модулю | 17 |
Тематическое планирование модуля «Естественно-научная грамотность»
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | Школьная жизнь | 2 | Уроки для начальной школы от «Кирилл и Мефодий» http://km-school.ru/r1/Nachalka.asp |
2 | Богатства природы | 2 | Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru Естественно-научная грамотность |
3 | Вещества, которые нас окружают | 2 | |
4 | Наше здоровье | 2 | |
5 | Загадочные явления | 2 | Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru Естественно-научная грамотность |
6 | Природные явления | 2 | Портал РЭШ https://fg.resh.edu.ru |
7 | Здоровый образ жизни | 2 | Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru Естественно-научная грамотность |
8 | Растения в нашей жизни | 2 | |
9 | Забота о Земле | 1 | Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru Естественно-научная грамотность |
Общее количество часов по модулю | 17 |
Календарно-тематичекое планирование | |||||
№п/п | Название раздела/темы | Кол-во часов | Дата | Основные виды деятельности | Образовательные ресурсы |
Школьная жизнь (Естественно-научная грамотность) | |||||
1.1 | Мы разные, но решаем общие задачи. | 2 | Выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения о взаимодействии в школьном коллективе. Приводить примеры взаимодействия между людьми, представляющими различные культуры, интересы и увлечения. | Уроки для начальной школы от «Кирилл и Мефодий» и презентации уроков http://km-school.ru/r1/Nachalka.asp | |
1.2 | Наши увлечения. | ||||
Финансовая грамотность (Финансовая грамотность) | |||||
2.1 | Что значит быть финансово грамотным… | 1 | Выявлять и анализировать финансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Финансовое планирование. Применять знания в жизненных ситуациях.. | Уроки для начальной школы от «Кирилл и Мефодий» и презентации уроков http://km-school.ru/r1/Nachalka.asp | |
Богатства природы ( Естественно-научная грамотность) | |||||
3.1 | Плодовые деревья. Эксперимент «Засушка плодов яблони». | 2 | Предварительный сбор информации о плодовых деревьях на садовых участках родного края. Объяснение явлений с использованием приобретенных знаний. Анализ результатов экспериментов. Наблюдения и фиксирование результатов с занесением в таблицу. | Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru Естественно-научная грамотность. | |
3.2 | Чем питаются растения. | ||||
Юный покупатель(Финансовая грамотность) | |||||
4.1 | Собираемся за покупками: что важно знать | 2 | Выявлять и анализировать финансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Финансовое планирование. Применять знания в жизненных ситуациях.. | Уроки для начальной школы от «Кирилл и Мефодий» и презентации уроков http://km-school.ru/r1/Nachalka.asp | |
4.2 | Делаем покупки: как правильно выбирать товары | ||||
Вещества, которые нас окружают ( Естественно-научная грамотность) |
5.1 | Тела, вещества, частицы. | 2 | Проведение простых исследований. Наблюдение за взаимодействием различных веществ и анализ их результатов. Получение выводов на основе интерпретации данных (табличных, числовых), построение рассуждений. | ||
5.2 | Эксперимент «Нагревание воды». | ||||
Деньги (Финансовая грамотность) | |||||
6.1 | Что такое деньги, виды денег. | 2 | Выявлять и анализировать финансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Оценивать финансовые проблемы. Финансовое планирование. Применять знания в жизненных ситуациях. | ||
6.2 | «Деньги – не щепки, счетом крепки». | ||||
Наше здоровье (Естественно-научная грамотность) | |||||
7.1 | Кальций и его роль в организме человека. | 2 | Проведение простых исследований. Наблюдение за взаимодействием различных веществ и анализ их результатов. Получение выводов на основе проведения экспериментов, интерпретации данных (табличных, числовых), построение рассуждений. | ||
7.2 | Свойства мела. | ||||
Бюджет (Финансовая грамотность) | |||||
8.1 | Что такое «бюджет»? | 2 | Выявлять и анализировать финансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Оценивать финансовые проблемы. Финансовое планирование. Применять знания в жизненных ситуациях. | Уроки для начальной школы от «Кирилл и Мефодий» и презентации уроков http://km-school.ru/r1/Nachalka.asp | |
8.2 | Семейный бюджет. По доходам - и расход. | ||||
Загадочные явления (Естественно-научная грамотность) | |||||
9.1 | Магнит и его свойства. | 2 | Проведение простых исследований. Наблюдение за свойством магнита. Получение выводов на основе проведения экспериментов, применение свойств магнита в жизни, интерпретации данных (табличных, числовых), построение рассуждений. | Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru Естественно-научная грамотность. |
9.2 | Волшебная сила магнита. | ||||
Семейный бюджет (Финансовая грамотность) | |||||
10.1 | Откуда в семье берутся деньги? Заработная плата. | 2 | Выявлять и анализировать финансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Оценивать финансовые проблемы. Финансовое планирование. Проводить простейшие денежные расчеты. Применять знания в жизненных ситуациях. | ||
10.2 | День рождения. Цена, стоимость, сдача, сбережения. | ||||
Природные явления (Естественно-научная грамотность) | |||||
11.1 | Виды облаков. | 2 | Проведение простых исследований и анализ их результатов. Получение выводов на основе интерпретации данных (табличных, числовых), построение рассуждений. | Портал РЭШ https://fg.resh.edu.ru | |
11.2 | Что такое снег? | ||||
Финансовая безопасность (Финансовая грамотность) | |||||
12.1 | Виды расходов. Обязательные платежи. | 2 | Выявлять и анализировать финансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Оценивать финансовые проблемы. Финансовое планирование. Проводить простейшие денежные расчеты. Применять знания в жизненных ситуациях. | ||
12.2 | Где хранятся деньги. | ||||
Здоровый образ жизни (Естественно-научная грамотность) | |||||
13.1 | Чем интересно мыло и как оно «работает». | 2 | Проведение простых исследований. Наблюдение за взаимодействием различных веществ и анализ их результатов. Получение выводов на основе интерпретации данных (табличных, числовых), построение рассуждений. | Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru Естественно-научная грамотность. | |
13.2 | Здоровье в чистых руках. | ||||
Экономия бюджета (Финансовая грамотность) | |||||
14.1 | Доходы и расходы. | 2 | Выявлять и анализировать финансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Оценивать финансовые проблемы. Финансовое планирование. Проводить простейшие денежные расчеты. Применять знания в жизненных ситуациях. | ||
14.2 | На чем можно сэкономить: тот без нужды живет, кто деньги бережет | ||||
Растения в нашей жизни (Естественно-научная грамотность) | |||||
15.1 | «Как растения пьют воду». | 2 | Предварительный сбор информации о вмдах растений родного края. Объяснение явлений с использованием приобретенных знаний. Анализ результатов экспериментов. Наблюдения и фиксирование результатов с занесением в таблицу, формулирование выводов. | ||
15.2 | Роль растений в нашей жизни. | ||||
Профессии (Финансовая грамотность) | |||||
16.1 | Люди, каких профессий работают с финансами. | 2 | Получение выводов на основе интерпретации данных (табличных, числовых), построение рассуждений и выводов. | Уроки для начальной школы от «Кирилл и Мефодий» и презентации уроковhttp://km-school.ru/r1/Nachalka.asp | |
16.2 | «Труд, зарплата и налог — важный опыт и урок» | ||||
Забота о Земле (Естественно-научная грамотность) | |||||
17.1 | Проблемы экологии. | 1 | Приводить примеры участия в решении экологических проблем. Аргументировать свое мнение о необходимости и возможности решения экологических проблем, оценивать действия, которые ведут к их преодолению. | Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru Естественно-научная грамотность | |
Финансовая этика (Финансовая грамотность) | |||||
18.1 | Правила поведения грамотного покупателя. | 2 | Выявлять и анализировать финансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Оценивать финансовые проблемы. Финансовое планирование. Проводить простейшие денежные расчеты. Финансовое планирование и экономия. Применять знания в жизненных ситуациях | Уроки для начальной школы от «Кирилл и Мефодий» и презентации уроков http://km-school.ru/r1/Nachalka.asp | |
18.2 | «Покупать, но по сторонам не зевать». |