Методические разработки


Предварительный просмотр:

  «Современные инновационные  интернет технологии»

«ВЕБ-КВЕСТ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ПО ПРЕДМЕТУ»

 Горюнова Татьяна Федоровна учитель начальных классов,

МКОУ «Лиманская СОШ №1»

             

«Современные инновационные педагогические интернет технологии»

Сейчас в учебных заведениях большинство учащихся свободно пользуются современными информационными технологиями, это упрощает для них процесс поиска информации, обработки ее и предоставления в различных презентативных формах. Поэтому использование в проектной деятельности учеников компьютера как инструмента творческой деятельности способствует достижению нескольких целей:

  • повышение мотивации к самообучению;
  • формирование новых компетенций;
  • реализация креативного потенциала;
  • повышение личностной самооценки;
  • развитие невостребованных в учебном процессе личностных качеств (например, поэтические, музыкальные, художественные способности).

В настоящее время в различных сферах деятельности ощущается нехватка специалистов, способных самостоятельно и в команде решать возникающие проблемы, делать это с помощью Интернета. Поэтому работа учащихся в таком варианте проектной деятельности, как веб-квест, разнообразит учебный процесс, сделает его живым и интересным. А полученный опыт принесет свои плоды в будущем, потому что при работе над этим проектом развивается ряд компетенций:

  • использование ИТ для решения профессиональных задач (в т.ч. для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов, флеш-роликов, баз данных и т.д.);
  • самообучение и самоорганизация;
  • работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);
  • умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;
  • навык публичных выступлений (обязательно проведение предзащит и защит проектов с выступлениями авторов, с вопросами, дискуссиями).

Итак, что же такое веб-квест?

Quest - в переводе с английского языка – продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями и игрой.

 Веб-квест – это современная интернет-технология, основанная на проектном методе обучения. Предполагающая поисковую деятельность обучающихся с четкой управляющей ролью обучающего с применением новых информационно-коммуникационных средств. Сегодня учащиеся начальных классов свободно пользуются компьютером.    

        «Образовательный веб-квест» - это сайт в Интернете. Образовательный веб-квест – проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого требуются ресурсы Интернета. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе.

        Поэтому использование во внеклассной работе по предмету в начальной школе  веб-квеста способствует достижению нескольких целей:

1.Повышение мотивации к самообучению.

2.Формирование новых компетенций.

3.Повышение личностной самооценки.

4.Развитие невостребованных в учебном процессе личностных качеств.

          Веб-квест делает учебный процесс разнообразным, живым и интересным! Полученный опыт в работе над заданиями веб-квеста развивает у учащихся начальных классов ряд компетенций:

1.Самообразование и самоорганизация.

2.Умение находить несколько способов решения проблемной ситуации, обосновывать свой выбор.

3.Работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь).

4.Навык публичных выступлений.

 «Образовательный веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.

       Различают два типа веб-квестов:

                 для кратковременной (цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно-три занятия)

               и длительной работы (цель: углубление и преобразование знаний учащихся, рассчитаны на длительный срок - может быть, на семестр или учебный год).

      Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах.

       Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет)» (Быховский Я.С. «Образовательные веб-квесты»).

      Разработчиками веб-квеста как учебного задания является Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США). Им определены следующие виды заданий для веб-квестов.

  • Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.
  • Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.
  • Самопознание – любые аспекты исследования личности.
  • Компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры.
  • Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика.
  • Аналитическая задача – поиск и систематизация информации.
  • Детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов.
  • Достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме.
  • Оценка – обоснование определенной точки зрения.
  • Журналистское расследование – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов).
  • Убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.
  • Научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.

Структура веб-квеста, требования к его отдельным элементам

Ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.

Центральное задание, которое понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).

Список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания. Этот список должен быть аннотированным.

Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).

Описание критериев и параметров оценки веб-квеста. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.

Руководство к действиям (как организовать и представить собранную информацию), которое может быть представлено в виде направляющих вопросов, организующих учебную работу (например, связанных с определением временных рамок, общей концепцией, рекомендациями по использованию электронных источников, представлением "заготовок" веб-страниц и др.).

Заключение, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом. Иногда полезно включить в заключение риторические вопросы, стимулирующие активность учащихся продолжить свои опыты в дальнейшем.

Этапы работы над квестом

Начальный этап (командный)

Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме, материалами аналогичных проектов.
Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль.
Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.

Ролевой этап

Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели — создания сайта.

Задачи:

1) поиск информации по конкретной теме;
2) разработка структуры сайта;
3) создание материалов для сайта;
4) доработка материалов для сайта.

Заключительный этап

Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные в Интернет результаты исследования.

По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. Реальное размещение веб-квестов в сети позволяет значительно повысить мотивацию учащихся на достижение наилучших учебных результатов.

Критерии оценки работ учащихся

 

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Понимание задания

Работа демонстрирует точное понимание задания

Включаются как материалы, имеющие непосредственное отношение к теме, так и материалы, не имеющие отношения к ней; используется ограниченное количество источников.

Включены материалы, не имеющие непосредственного отношения к теме; используется один источник, собранная информация не анализируется и не оценивается.

Выполнение задания

Оцениваются работы разных периодов; выводы аргументированы; все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно; используется информация из достоверных источников.

Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме.

Случайная подборка материалов; информация неточна или не имеет отношения к теме; неполные ответы на вопросы; не делаются попытки оценить или проанализировать информацию.

Результат работы

Четкое и логичное представление информации; вся информации имеет непосредственное отношение к теме, точна, хорошо структурирована и отредактирована. Демонстрируется критический анализ и оценка материала, определенность позиции.

Точность и структурированность информации; привлекательное оформление работы. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. Работа похожа на другие ученические работы.

Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно; не дается четкого ответа на поставленные вопросы.

Творческий подход

Представлены различные подходы к решению проблемы. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения микрогруппы.

Демонстрируется одна точка зрения на проблему; проводятся сравнения, но не делаются выводов.

Студент просто копирует информацию из предложенных источников; нет критического взгляда на проблему; работа мало связана с темой веб-квеста.

Опыт показывает, что самыми суровыми судьями работ являются сами учащиеся. Здесь важно в заключительном этапе, когда производится публичное представление выполненных работ, организовать конструктивное обсуждение. Открытое оценивание собственной работы и работы коллег позволяет учиться быть корректными в высказывании замечаний, определять наиболее интересные находки в выполненных заданиях, формулировать собственные критерии оценивания.  В завершении работы над проектом, после подведения итогов, важно использовать материальное и моральное стимулирование высоких результатов.



Предварительный просмотр:

Районное августовское заседание МО начальных классов от 09 .11.18г.

«Активные и интерактивные методы  обучения»

».

«Активные методы  обучения . Кейс –метод»»

Горюнова Татьяна Федоровна,

учитель начальных классов,

МКОУ «Лиманская СОШ №1»

Современному образовательному процессу требуются новые педагогические технологии, эффективные формы его организации, активные методы обучения.

В качестве одного из таких методов я хочу рассмотреть технологию интерактивного обучения, использование которой  позволяет достичь не только предметных результатов, но и метапредметных и личностных в соответствии с ФГОС.

Интерактивные методы  и технологии обучения

Педагогическая технология

- это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя                                  (В.М.Монахов)

Образовательная технология

Совокупность форм, методов, приемов и средств, применяемых в какой-либо деятельности.

(А.В.Хуторской)

  • двусторонний характер взаимосвязанной (совместной) деятельности учителя и учащихся;
  • совокупность приемов и методов, тесно связанных между собой;
  • проектирование, организация, ориентирование, коррекция образовательного процесса;
  • наличие комфортных условий;

управление на всех этапах, уровнях, группах.

В педагогике различают несколько моделей обучения:

1) пассивная - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит);

2) активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания);

3) интерактивная – взаимодействие.

(моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем).

Виды методов обучения

Пассивные

К методам интерактивного обучения

относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний:

«Мозговой штурм» (атака)

• Мини-лекция

• Контрольный лист или тест

• Ролевая игра

• Игровые упражнения

• Разработка проекта

• Решение ситуационных задач

• Приглашение визитера

• Дискуссия  группы экспертов

• Интервью

• Инсценировка

• Проигрывание ситуаций

• Выступление в роли обучающего

• Обсуждение сюжетных рисунков

• Опрос–Квиз (контроль) и др.

Интерактивные методы обучения

Классификация интерактивных технологий обучения

Классификация интерактивных технологий обучения

Классификация интерактивных технологий обучения

Классификация интерактивных технологий обучения

Применение интерактивных методов обучения позволяет решать следующие задачи:

формировать интерес к изучаемому предмету;

развивать самостоятельность учащихся;

обогащать социальный опыт учащихся путем переживания жизненных ситуаций;

комфортно чувствовать себя на занятиях;

проявлять свою индивидуальность в учебном процессе

Алгоритм проведения
интерактивного занятия.

1.Подготовка занятия;


2. Вступление;


3. Основная часть;


4. Выводы (рефлексия).

Вариант включения интерактивных методов обучения в структуру урока

Смысловая часть – подача нового материала (самостоятельное добывание новых знаний, обучение друг друга)

Рефлексия – получение обратной связи

При оценивании результатов интерактивного обучения должны учитываться:

работа в группе;

самооценка участника групповой работы;

свобода мышления;

овладение культурными формами работы;

коммуникация в учебном диалоге;

...

КЕЙС-МЕТОД

ОСОБЕННОСТИ КЕЙС-МЕТОДА:

ТЕХНОЛОГИЯ КЕЙС-МЕТОДА

По определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей  в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые учащимся нужно получить.

КЛАССИФИКАЦИЯ КЕЙСОВ

КЛАССИФИКАЦИЯ  КЕЙСОВ  ПО ЖАНРАМ

ВИДЫ КЕЙСОВ

РЕЗУЛЬТАТЫ, ВОЗМОЖНЫЕ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДА «КЕЙС-СТАДИ»

Синквейн

  • это стихотворение, которое состоит из 5 строчек по определенным правилам.

1 строка – Существительное (название темы)

2 строка – Два прилагательных (определение темы)

3 строка – Три глагола, показывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза из 4 слов, сказывающая отношение автора к теме.

5 строка – вывод, завершение темы, выраженной любой частью речи

Например: по теме «Конституция РФ»:

Конституция РФ

Пятая, демократическая,

Устанавливает, гарантирует, обязывает.

Хорошо бы все соблюдали

Основной закон государства.

Риски необоснованного использования интерактивных методов

Непонимание того, что такое интерактив.

Теоретическая неподготовленность при работе с теми или иными  интерактивными методами.

Бессистемное применение интерактивных методов.

Отсутствие четкого представления о результативности использования методов («метод ради результата, а не метода»).

Чрезмерное увлечение педагогами интерактивными методами (это инструмент, а не развлечение учащихся).

Продуктивной вам работы!!!

Что такое интерактивное обучение?

Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.

Каковы же основные характеристики «интерактива»? Следует признать, что интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Организация и развитие диалогового общения, ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактивное обучение исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.

Таким образом, задачи интерактивных методов обучения:

  • Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.
  • Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.
  • Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.

Данный вид обучения обладает следующими чертами:

  • это взаимодействие обучающихся между собой и преподавателем (непосредственно или опосредованно);
  • это процесс общения «на равных», где все участники такого общения заинтересованы в нем и готовы обмениваться информацией, высказывать свои идеи и решения, обсуждать проблемы и отстаивать свою точку зрения;
  • это обучение «реальности», т.е. обучение, основанное на реальных проблемах и ситуациях окружающей нас действительности.

Т.е. такое обучение, которое соответствует требованиям ФГОС НОО второго поколения.

Как уже было сказано выше, интерактивное обучение - это такая организация процесса обучения, при которой невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющем, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания.

Формами интерактивного обучения являются:

  • Работа в статичных парах или парах сменного состава;
  • Работа в малых группах;
  • Игровое сотрудничество.

Термин «интерактивные технологии» связан, как правило, с двумя группами взаимосвязанных технологий: первая группа - обучение, построенное на общении с компьютером и посредством компьютера и вторая группа – бескомпьютерное - специально организованное учебное взаимодействие между обучающимися.

Основными методами и приемами интерактивного обучения являются:

  • Мозговой штурм — поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при  котором анализ правильности/неправильности производится после проведения штурма.
  • Кластеры, сравнительные диаграммы, паззлы — поиск ключевых слов и проблем по определенной мини-теме.
  • Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ. Например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами, учебными сайтами.
  • Круглый стол (дискуссия, дебаты) — групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.
  • Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные, луночные) — достаточно популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии.
  • Аквариум — одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалити-шоу. При этом заданную ситуацию обыгрывают 2-3 участника. Остальные наблюдают со стороны и анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи.
  • Метод проектов — самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его защита.

К интерактивным методам обучения на уроке также относят мастер-классы, построение шкалы мнений, дерево решений.

Я использую интерактивные методы для обучения младших школьников уже с первого класса. Это помогает мне сделать процесс обучения более осмысленным, логически завершенным, эмоционально положительно окрашенным и, как следствие, более эффективны

Интерактивные методы обучения на уроках в начальной школе.

Начальная школа – самый важный этап школьного обучения, на котором закладывается основа личности ребенка. Как правило, в этот период формируются его коммуникативные способности, способности к получению информации из различных источников. А также развивается самооценка школьника и его отношение к учебному процессу.

Педагог начальной школы должен тщательно планировать уроки, учитывая следующие психологические особенности младших школьников:

- дети в таком возрасте легче воспринимают информацию в игровой форме;

- у младших школьников слабо развиты коммуникативные навыки;

- дети в начальной школе не имеют навыков самообразования.

Учитывая эти особенности личности младшего школьника, учитель должен творчески подходить к проведению урока, максимально включать игровые элементы в образовательную деятельность. Педагогу стоит организовать диалоговое общение между учениками на уроке для развития навыков коммуникации. При этом необходимо учесть, что детям может быть трудно работать одновременно с несколькими одноклассниками. Поэтому при формировании групп стоит делить детей по парам. Важно познакомить ребят со способами самостоятельного получения информации. Однако стоит помнить, что они пока не способны к полноценной самостоятельной учебной деятельности и часто нуждаются в подсказках учителя. Поэтому необходима некоторая адаптация интерактивных приёмов для учащихся начальной школы, создание на основе известных упражнений собственных, отвечающих требованиям программного материала и особенностям учеников.

В своей практике я начинаю использование интерактивных форм с работы в статичных парах, для первоклассников это важный этап в обучении сотрудничеству на уроке. При формировании умения действовать в постоянных парах, можно осуществлять переход на работу в парах сменного состава.

Игровое сотрудничество, если это способствует достижению цели урока, использую на протяжении всего обучения в начальной школе.

Вот некоторые примеры интерактивных упражнений, используемых мною на уроках.

«Поиск соответствий». При выполнении этого задания от учащихся требуется определить соответствие слова или выражения описанию, причем это задание рекомендуется сделать до того, как учащиеся начнут знакомиться с трудными текстами. Это хорошее задание для закрепления смысла понятий.

На основе приёма «Ранжирование» использую упражнение «Что важнее?». При выполнении этого задания от учащихся требуется рассмотреть ряд утверждений и определить относительную важность или ценность каждого из них в сравнении с другими.

Прием «Верно/Неверно».

При выполнении приема учащиеся внимательно читают утверждения и решают, верны они или нет. Это может быть хорошим способом закрепить старые понятия, нацелить, учащихся на поиск нужных ответов в исходных документах и проверить их понимание. В результате обычно возникает много дискуссий.

При переходе к работе в малых группах использую приём «Один – два – четыре». Учащимся предлагается проблема или информация, которую они сначала отрабатывают самостоятельно, затем обговаривают в парах, далее объединяются в четверки. После принятия совместного решения в четверках происходит совместное обсуждение вопроса. Опять же работа в группах: игра «Исследователи»: исследуйте текст, посчитайте, сколько раз в нем встречается слово «малина» и т. п.

«Сходства и различия». Учащиеся в парах или малых группах выделяют общие и отличительные признаки, затем происходит совместное подведение итогов.

Еще одно, на мой взгляд, интересное упражнение «Бананы», которое помогает сломать стереотипы, производить работу левой полушарием мозга, логическим, рациональным мышлением. Используется как разминка.

(Надпись на доске: ШБИАСНТАЛНЕЫР)

Зачеркните в этой строке шесть букв таким образом, чтобы буквы, которые остаются (без изменения своей последовательности), составляли бы хорошо знакомое слово. (Бананы)

Парную работу, работу в группах я рассматриваю, как начальную стадию формирования деловых межличностных отношений первоклассников. 
Это определяется тем, что в начале учебного года большинство первоклассников:

- не владеют умениями совместной деятельности;

- не готовы сотрудничать в больших группах;

- плохо знают друг друга;

- не умеют общаться с малознакомыми сверстниками, избегают совместной деятельности с ними.

Работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которого является формирование деловых межличностных отношений.

Работа в парах формирует у детей умения принимать общую цель, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели; соотносить свои действия с действиями партнера по совместной деятельности; принимать участие в сравнении цели и результата работы. Здесь в качестве примера хочу привести занятие, проводимого мною в адаптационный период с первоклассниками – «Варежки».

Итак, принципиальные линии интерактива:

линия переживания опыта в диалоге;

линия рефлексии (осмысление, как информации, так и самого себя).

Рефлексия в системе интерактива – тоже диалог с учеником о способах действия – приобретает чрезвычайно важное значение.

Мною используются различные формы рефлексии:

«Хочу спросить»

«Для меня сегодняшний урок…»

«Пантомима» (смайлики) настроения и пр.

Существуют типовые вопросы итоговой рефлексии: Что понравилось /нет? Какие задания оказались трудными/ легкими? Почему? Что тебе помешало справиться с заданием? Почему я предложила такую работу, а не иную - разгадай ход мысли? Почему работали в парах? Что тебе это дало? Чему ты научился? В чем разобрался? Чем бы хотели заниматься на следующем уроке? Какова, по логике, тема следующего урока? Что считаешь нужным сделать дома?

Для эффективного использования интерактивных технологий, для того, чтобы охватить необходимый объем материала и глубоко его изучить, а не превратить технологии в игры ради игр, я старательно планирую свою работу:

  • даю задание ученикам для предварительной подготовки: прочитать, продумать;
  • отбираю для урока такие интерактивные упражнения, которые дали бы ученикам ключ к усвоению темы;
  • во время проведения интерактивных упражнений даю ученикам время подумать над заданием, чтобы они выполняли его серьезно, а не механически;
  • на одном занятии использую одно или два интерактивных упражнения, а не целый калейдоскоп.

Использование интерактивной доски.

Я использую в образовательном процессе возможности современного инструмента — интерактивной доски Smart Board, которую считаю очень полезным инструментом в руках учителя. У сегодняшних учащихся потребность в визуализации информации гораздо выше. Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструментом визуального представления данных (нельзя забывать и о том, что в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление).

Доска как раз и реализует один из важнейших принципов обучения в начальной школе – наглядность, на ней можно размещать разное количество разноплановой информации (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т.д.). Данная среда обучения принципиально расширяет возможности учителя в выборе и реализации средств и методов обучения.

При использовании доски, не возникает необходимости тратить время на смену наглядных материалов, разлиновку доски для показа написания букв или цифр, записи новых упражнений, не трачу время и на очистку доски, как раньше. В результате этого увеличивается время, которое можно потратить на изучение нового или закрепление изученного материала, ускорить темп урока, т.е. работа с доской позволяет сэкономить драгоценное время урока.

***

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках в начальной школе позволяет преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.

Заключение.

Применяя на уроках интерактивные методы обучения, учитель добивается новых возможностей, связанных, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Действительно, между учащимися в группе неизбежно возникают определенные межличностные взаимоотношения; и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация взаимодействия обучающихся на основе учебного материала становится мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом.

Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:

- развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;

- решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;

- развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;

- обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.

Активные методы обучения: определение, классификация, особенности
Что такое активные методы обучения?

Активные методы обучения строятся по схеме взаимодействия "учитель = ученик". Из названия понятно, что это такие методы, которые предполагают равнозначное участие учителя и учащихся в учебном процессе. То есть, дети выступают как равные участники и создатели урока.

Идея активных методов обучения в педагогике не нова. Родоначальниками метода принято считать таких прославленных педагогов, как Я. Коменский, И. Песталоцци, А. Дистервег, Г. Гегель, Ж. Руссо, Д. Дьюи. Хотя мысль, что успешное обучение строится, прежде всего, на самопознании, встречается еще у античных философов.

Признаки активных методов обучения

  • активизация мышления, причем учащийся вынужден быть активным;
  • длительное время активности — учащийся работает не эпизодически, а в течение всего учебного процесса;
  • самостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач;
  • мотивированность к обучению.

Классификация активных методов обучения

Самая общая классификация делит активные методы на две большие группы: индивидуальные и групповые. Более подробная включает такие группы:

  • Дискуссионные.
  • Игровые.
  • Тренинговые.
  • Рейтинговые.

Методы и приемы активного обучения

В процессе обучения педагог может выбирать как один активный метод, так и использовать комбинацию нескольких. Но успех зависит от системности и соотношения выбранных методов и поставленных задач.

Рассмотрим самые распространенные методы активного обучения:

  • Презентации — наиболее простой и доступный метод для использования на уроках. Это демонстрирование слайдов, подготовленных самими учащимися по теме.
  • Кейс-технологии — используются в педагогике с прошлого века. Строится на анализе смоделированных или реальных ситуаций и поиске решения. Причем различают два подхода к созданию кейсов. Американская школа предлагает поиск одного-единственного правильного решения поставленной задачи. Европейская школа, наоборот, приветствует многогранность решений и их обоснование.
  • Проблемная лекция — в отличие от традиционной, передача знаний во время проблемной лекции происходит не в пассивной форме. То есть учитель не преподносит готовые утверждения, а лишь ставит вопросы и обозначает проблему. Правила выводят сами учащиеся. Этот метод достаточно сложен и требует наличия у учеников определенного опыта логических рассуждений.
  • Дидактические игры — в отличие от деловых игр, дидактические игры регламентируются жестко и не предполагают выработку логической цепочки для решения проблемы. Игровые методы можно отнести и к интерактивным методам обучения. Все зависит от выбора игры. Так, популярные игры-путешествия, спектакли, викторины, КВН — это приемы из арсенала интерактивных методов, так как предполагают взаимодействие учащихся друг с другом.
  • Баскет-метод — основан на имитации ситуации. Например, ученик должен выступить в роли гида и провести экскурсию по историческому музею. При этом его задача — собрать и донести информацию о каждом экспонате.

 

Интерактивные методы обучения: определение, классификация, особенности

Что такое интерактивные методы обучения?

Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия "учитель = ученик" и "ученик = ученик". То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы детей.

Задачи интерактивных методов обучения

  • Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.
  • Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.
  • Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.

Методы и приемы интерактивного обучения

  • Мозговой штурм — поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при  котором анализ правильности/неправильности производится после проведения штурма. Читайте подробнее о мозговом штурме на уроках.
  • Кластеры, сравнительные диаграммы, пазлы — поиск ключевых слов и проблем по определенной мини-теме.
  • Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ. Например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами, учебными сайтами.
  • Круглый стол (дискуссия, дебаты) — групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.
  • Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные, луночные) — достаточно популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии.
  • Аквариум — одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалити-шоу. При этом заданную ситуацию обыгрывают 2-3 участника. Остальные наблюдают со стороны и анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи.
  • Метод проектов — самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его защита.
  • BarCamp, или антиконференция. Метод предложил веб-мастер Тим О´Рейли. Суть его в том, что каждый становится не только участником, но и организатором конференции. Все участники выступают с новыми идеями, презентациями, предложениями по заданной теме. Далее происходит поиск самых интересных идей и их общее обсуждение.

К интерактивным методам обучения на уроке также относят мастер-классы, построение шкалы мнений, ПОПС-формулу, дерево решений.

Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка учиться. То есть истина не должна преподноситься "на блюдечке". Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения.

Урок окружающего мира в 4-м классе с использованием кейс-технологии на тему "Тундра" http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/img/contest-medal-icon.png

Цель урока: сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры.

Задачи урока:

1. образовательные:

Познакомить с географическим положением тундры, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека.

2. развивающие:

Развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, работать с помощью карты и атласа-определителя "От земли до неба".

3. воспитывающие:

  • воспитание аккуратности;
  • воспитание заботливого отношения к товарищам;
  • воспитание адекватной самооценки;
  • воспитание коммуникативности;
  • воспитание интереса к предмету.

Планируемые результаты:

Личностные

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы)
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить
  • организовать и упорядочить знания;
  • принимать самостоятельные решения и выдвигать идеи;
  • отстаивать свои права.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

  • - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • - учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценкудеятельности класса на уроке.

Коммуникативные УУД:

  • - слушать и понимать речь других;
  • - совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;
  • - учиться работать в группе, брать на себя ответственность.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать полученную информацию;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Предметные

  • получить представление о природной зоне тундры;
  • познакомиться с географическим положением тундры;
  • познакомиться с климатическими условиями зоны;
  • узнать особенности растительного и животного мира тундры;
  • познакомиться с населением тундры и его деятельностью.

Оборудование:

  • карта природных зон;
  • кейсы с материалами и заданиями;
  • атласы-определители "От земли до неба;
  • игровое табло (ватманА1);
  • жетоны для распределения по группам;
  • презентация "Тундра";
  • кроссворд.

Основные этапы урока.

1. Организационная деятельность. Слово учителя. Распределение по группам.

2. Сообщение темы и целей урока (определяют дети ).

3. Проверка знаний (Тест "Арктика").

4. Работа над новой темой по группам с использованием кейсов.

5. Физминутка.

6. Анализ работы в группах.

7. Закрепление материала. Просмотр презентации "Тундра".

8. Итоги работы в группах. Рефлексия (синквейн).

9. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационная деятельность. Слово учителя. Распределение по группам.

При входе в кабинет учащиеся берут жетоны и рассаживаются по группам за столы, на которых лежит выбранный ими жетон.

Учитель знакомит детей с ходом работы на уроке. Группа определяет своего лидера, который возьмёт на себя руководство группой.

2. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новой природной зоной, с её географическим положением, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека.

Название природной зоны вы узнаете, разгадав кроссворд.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/611021/img1.gif

Вопросы к кроссворду:

1) Короткое название ледяной зоны.

2) Птица с необычным красным клювом.

3) Название острова, где расположен заповедник.

4) Арктика- царство снега и ...

5) Растения, живущие в толще воды.

6) Вид рыбы, обитающий в северных морях.

(Ключевое слово - тундра.)

- Молодцы! Вы узнали название природной зоны, которую будем изучать сегодня на уроке.

3. Проверка знаний.

Тест "Арктика" поможет проверить, как вы усвоили предыдущую тему. Группа, которая первой ответит на вопрос, получит за него 1 балл.

1) На островах, какого океана расположена зона арктических пустынь? (на островах Северного Ледовитого океана)

2) Имеется ли на территории зоны коренное население? (нет)

3) Какие растения произрастают в ледяной зоне? (лишайники, мхи, полярные маки )

4) Найдите верную цепь питания:

а) водоросли------рачки------рыбы------гагарки-----белый медведь;

б) водоросли------рачки------сайки------тюлени.(+)

5) Как называют большое скопление птиц на скалах? (птичьи базары)

6) Какие меры приняты для защиты природы арктической зоны? (ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану "птичьи базары")

Подведение итогов по группам.

4. Работа над новой темой по группам с использованием кейсов.

Работа по группам.

А сейчас наши географы, ботаники, зоологи и экологи получат кейсы с материалами и вопросами и приступят к изучению новой природной зоны.

Кейс для ботаников:

- гербарий;

- атлас "От земли до неба" (стр.116,117,91);

- учебник А.Плешаков "Мир вокруг нас" (стр.88-91);

- карточки с изображением растений;

- карточка с вопросами:

1) Какие растения растут в тундре?

2) Как растения приспособились к жизни? (Рассказать о корнях, стеблях листьях на примере лишайника, травянистого растения, дерева).

Кейс для зоологов:

- Карточки с изображением зверей и птиц;

- учебник А.Плешаков "Мир вокруг нас" (стр.88-92);

- карточка с вопросами:

1) Какие животные и птицы обитают?

2) Как они приспособились к жизни?

  • Птицы (не хищные): чем питаются, оперение, окраска.
  • Травоядные животные: чем питаются, мех, окраска.
  • Хищные птицы: кем питаются, оперение, окраска.
  • Хищные животные: кем питаются, мех, окраска.

Кейс для экологов:

- учебник А.Плешаков "Мир вокруг нас" (стр.93-95);

- карточка с вопросами:

1) Основные занятия населения тундры?

2) Экологические проблемы тундры?

3) Охрана природы тундры.

Кейс для географов:

учебник А.Плешаков "Мир вокруг нас" (стр.87-90);

- карта природных зон;

- карточка с вопросами:

1) Где протянулась зона тундры?

2) Назовите форму земной поверхности, занимаемой тундрой (равнина, горы, возвышенность).

3) Климатические условия (зима, лето, их продолжительность, температура, осадки, ветры).

4) Почему в тундре много болот? Какая там почва? Почему?

Материал самостоятельно изучается и обсуждается в группах. Если возникают вопросы, учитель консультирует.

5. Физминутка. (используется песня "Увезу тебя я в тундру").

6. Анализ работы в группах.

Проводится коллективное обсуждение изученного материала. Заслушиваются выступления представителей от каждой группы. Работа группы оценивается, результаты заносятся в игровое табло.

7. Закрепление материала. Просмотр презентации "Тундра".

Работа в тетради "Проверь себя" (стр.26-27)

Просмотр презентации "Тундра".

Приложение.

8. Итоги урока. Рефлексия (синквейн).

Подсчитываются баллы каждой группы. Выявляется группа победительница (или группы), участники которой получают за урок оценку "5".

Обратная связь в форме синквейна. Выполняется на отдельных листах, при наличии времени можно озвучить.

Синквейн Природная зона тундра.

  • 1 строка: существительное, обозначающее тему;
  • 2 строка: два прилагательных, раскрывающие характерные признаки явления;
  • 3 строка: три глагола, раскрывающие действия, свойственные явлению;
  • 4 строка: фраза, раскрывающая суть явления;
  • 5 строка: существительное, которое выразит общее впечатление.

9.Домашнее задание.

Прочитать текст на странице 87-97, "Проверь себя" - задания 1,2.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/611021/presentation/01.jpg



Предварительный просмотр:

04.04.2018 г.                                                                                  «Формирование  познавательных  УУД во внеурочной деятельности в  условиях  реализации  ФГОС.

Проектирование итогового школьного мероприятия «Мой край родной»,посвященного Году экологии .

                                       

                                           Учителя МКОУ  «Лиманская СОШ №1»:

                                                  Бородина Татьяна Анатольевна ,                          

                                                           Горюнова Татьяна Федоровна ,                              

                                                               Грачева Елена Михайловна ,                

                                                                Заярнюк Ольга Николаевна .

Цель мастер-класса: 

познакомить присутствующих с приёмами работы, способствующими формированию  познавательных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности.

Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию   познавательных УУД на занятиях по внеурочной деятельности учащихся.

Задачи:

  • познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
  • раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию познавательных  УУД по теме краеведение ;
  • показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию   познавательных УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической внеурочной деятельности .

Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация.

Продукт мастер-класса : кластер итогового  школьного      

 мероприятия  «Мой край родной»

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании  познавательных  УУД  во внеурочной деятельности  в начальной школе,; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

 

 Ход мастер – класса:

  1. Оргмомент

Добрый день,  уважаемые коллеги! Я очень рада сегодня видеть вас  на  мастер – классе «Формирование познавательных УУД во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.». 

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы, способствующими формированию  познавательных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности.  Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным .Я желаю нам успехов.

                              Послушайте одну  притчу .

      Однажды царь, отец трёх сыновей, отправил их искать место на земле, где они хотели бы жить и заниматься любимым делом. Старшему сыну велел искать лучшую страну на земле, среднему - самый лучший город, а младшему - найти в их городе самый лучший дом. По возвращении старший сын рассказал отцу, что он нашёл лучшую страну, но жить он хочет там, где он родился и вырос. Средний сын рассказал отцу, что есть лучший город на земле, но жить он хочет в своём городе и будет стремиться сделать его лучше. И младший сын нашёл самый замечательный дом в их городе, но попросил отца разрешить ему жить с ним в родном доме. И тогда отец сказал своим сыновьям, что он рад тому, что он смог дать им самое главное в жизни до того, как они отправились в путешествие.Картинки по запросу д.с. лихачев фото

                -Что же самое главное дал отец своим детям? (Любовь к родному краю ,своей Родине).

       Известный советский ученый, академик Д. С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» , адресованных молодому поколению, рассказывает о Родине, патриотизме, о величайших духовных ценностях человечества, о красоте окружающего мира, о нравственном и эстетическом воспитании молодежи., говорит :

 « Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – вот задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь?»

     2017 год был объявлен годом экологии . и одновременно Годом особо охраняемых природных территорий, а потому эмблема представляет одновременно богатство, уникальность объектов природы и усилия по её охране.Эмблема Года экологии в Российской Федерации

И наша начальная школа выбрала приоритетную тему «Край мой родной.»

Актуальность выбранной темы: обусловлена потребностью современного общества в воспитании духовно-нравственной, социально-активной, патриотически-ориентированной, толерантной личности. 

Цель краеведения: формирование элементарных знаний, т.е. познавательных УУД ,, направленных на осознание необходимости изучения родного края, заботы о крае во всех видах деятельности.

        Основная задача изучения родного края – обогащение духовного мира, формирование ценностного отношения к культурному и природному наследию.

Приёмы и формы краеведческой работы   формировались :

     - на уроках –

Русского языка  :

-составление и разбор предложений,диктанты , чистописания отражающих факты истории и культуры поселка Лиман и края, изучение своей семьи, своего рода , профессии родителей;

Математики :

решение задач про растения . животных  ит.д .

 Не только на уроках , но и во внеурочной деятельности .  На этих приемах и методах мы и остановимся.

    Начальная школа  МКОУ Лиманская СОШ№1 составила план  внеурочной деятельности по Году экологии .. Проведено  много мероприятий .

Цель :

-расширить представление обучающихся о своей малой Родине, Родном Крае;

-углубить знания о культуре, исторических традициях, обычаях народов Поволжья,

-познакомить с костюмами и фольклором народов Астраханского края .

   Проблемный вопрос для педагогов : «Как подвести итоги ?»

-Что предложите . Коллеги ? (провести итоговое мероприятие )…

 А вот что  должно быть  в этом празднике ? Каковы варианты ? Вот это мы и обсудим .

            Продуктом нашего мастера класс будет кластер  итогового школьного мероприятия  «Мой край родной»

         

      Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению.

http://pedsovet.su/_pu/56/47384420.jpg

Основные принципы составления кластера

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы.

           Работу над кластером мы будем выполнять синхронно ..  Я на доске , а вы на своих местах … Перед вами лежат листы и  конверты с элементами кластера .

 Итак  ,мы клеим в центре ключевое понятие._

_ Итоговое мероприятие, посвящённое году экологии,

«Мой край родной»

1.Естественно начнем с экскурсии  по пос . Лиману , собрав увиденое        ребятами в поселке   мы   объединяем  в виртуальную экскурсию. Сопровождает стихотворение местного автора  Абасовой Натальи , члена Союза писателей России .

                     (виртуальная   экскурсия)-

                         (  прикрепить на доску, а вы у себя)

2.По презентации понятно , что изучая край . познакомили с людьми , прославляющих его … В школе был проведен

Конкурс чтецов стихотворений о родном крае.

(прикрепить на доску, а вы у себя)

Перед вами выступит призер районного конкуса( 1 место)  «Астраханская губерния»

Ученица 3А класса Долина Полина .

3. Уникальность Поволжья заключается в том, что оно является одним из многонациональных регионов нашей страны.

Изучая народности нашего края , мы провели фестиваль танцев и народных костюмов .

Танцы народов, населяющих Лиманский район.

(прикрепить на доску, , а вы у себя)

 И для Вас  представляют танец «Русский хоровод»  девочки начальной школы . Это призовой номер как в районе ,  так  и в области.

Заметьте , костюмы сшиты на спонсорские вложения родителей .

Благодарим девочек и руководителя Турумтаеву Светлану Валитхановну

    4.Следующим этапом работы над этой темы был

Конкурс рисунков о Лимане и родном крае .

(прикрепить на доску, а вы у себя)

Указать на  выставку рисунков на доске .

    5. Конкурс сочинений «Мой край родной».

(прикрепить на доску , а вы у себя).

6. Выставка поделок на тему  «Родной край»..

Это и поделки из растений Астраханской области ,и сюжетные композиции , отражающие  различные темы нашего края .

(прикрепить на доску , а вы у себя).

7.Проекты.

(прикрепить на доску , а вы у себя).

Проект «Лотос»

Проект «ЧИЛИМ»

 8.Экскурсия на лотосные поля .

  9. Поездка в краеведческий музей.

                                          п.Лиман и г. Астрахани

10. Акции:

                -Украсим школу комнатными растениями .

                  -Благоустройство школьного двора .

                 -Посади дерево

11.Фильм о Лимане.

ИТОГ .

 Кластер . Достигли мы результата . Удалось ли нам спроектировать мероприятие ? Что могли бы вы добавить

  Таким образом, формируя познавательные УУД во внеурочной деятельности мы  осуществляем  развитие компетентностей личности младших школьников, готовя их к успешной жизни в современном обществе, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Цель:

-расширить представление обучающихся о своей малой Родине, Родном Крае;

-углубить знания о культуре, исторических традициях, обычаях народов Поволжья,

познакомить с костюмами и фольклором народов Поволжья ---

-формирование толерантности, уважения к людям разных национальностей;

-формирования чувства патриотизма к своему краю, чувства ответственности за его настоящее и будущее;

создать атмосферу праздника и добра.

Задачи:

-закреплять умение работать в диалоговом режиме;

-формированию умения работать с краеведческим материалом (с использованием различных способов поиска в справочных источниках, учебном информационном пространстве сети Интернет);

-воспитание любви к своей малой Родине, уважения к национальным традициям

-воспитания чувства гордости за свой край, чувство патриотизма, память к прошлому своего народа, любовь к Отечеству, к родному языку, желание быть полезным своей стране, своему родному краю, народу,

-развивать гражданскую позицию, ответственность за свой народ и малую Родину; воспитывать умение видеть и чувствовать красоту природы родного края, умение беречь её.


 

Межпредметные связи: экология , краеведение, окружающий мир, история, география, технология ,художественное творчество, ИКТ.

 

   Девиз всех людей –

Признайтесь в любви к своему родному краю.

    А сколько таких уголков родного края раскинулось на необъятных просторах нашего Отечества. И для каждого из нас они особенно дороги. А в целом это наша Родина – Россия.

И мы знаем ,что где бы  мы ни были, нас всегда будет тянуть на Родину. Именно Родина является источником силы, добра и света.

   

          И мне хочется завершить наше мероприятие словами известного педагогического деятеля  

Александра Сергеевича  Баркова:

          «Между Родиной и родным краем существует непрерывная связь. Любовь начинается с родной местности, расширяется затем до пределов всей страны. Любовь к родному краю питает любовь к Родине. Познать свой край, изучить его - значит полюбить его еще более глубоко».

- Девиз всех людей –

Признайтесь в любви к своему родному краю.

 Любить Родину-это значит стремиться к тому, чтобы она стала лучше.



Предварительный просмотр:

Конспект  занятия

для детей  1 класса

по теме: «Сердитый недотрога - ёж».

Учитель начальных классов : Горюнова Татьяна Федоровна

Задачи: 

  • формировать у  учащихся знания о взаимосвязи  животных с внешними условиями, их приспособленности к среде обитания, зависимости жизни от деятельности человека; Формировать интерес к обитателям леса.
  • расширять кругозор учащихся;
  • воспитывать интерес к познанию мира природы;
  • Воспитывать интерес и бережное отношение к живой природе.

Учащиеся должны уметь:

- узнавать животного в природе, на картинках, по описанию;

- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

-

Учащиеся должны знать:

   - наиболее типичных представителей животного мира;

   - какую пользу приносят представители животного мира;

   - пословицы, поговорки, фразеологизмы, ребусы, загадки о еже;

ЦОР: презентация «Сердитый недотрога - ёж».

Техническое средство: мультимедийное сопровождение.

Программное обеспечение: Microsoft Office2007 г., Power Point 2007 г.

Формировать УУД:

  • Познавательные УУД: развивать умение выделять и формулировать познавательную цельу ,расширение знаний о еже, (внешний вид, образ жизни, питание, повадки) формируем умение находить ответы на вопросы.
  • Личностные УУД:

- проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности - выдвижение гипотез, основанных на жизненном опыте учащихся - восприятие, осмысление, запоминание учебного материала ;

-самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

  • Регулятивные УУД:

-самоконтроль выполнения задания -взаимоконтроль и внесение корректив учебно- познавательную деятельност,

-формируем умение высказывать своё предположение;

  • Коммуникативные УУД:

-умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений,использование критериев для обоснования своего суждения учебное сотрудничество. формируем умение слушать и понимать других;

. 1.Организацион ный (мотивационно- целевой)

                 _ Добрый,день ребята ! Я очень рада видеть Вас.сегодня мы проведем очередное занятие внеурочной деятельности по экологии. «Знакомые незнакомцы.»на которых вы со мной делились знаниями о представителе природы, ая вам помогала инаправляла вашу деятельность.чтобы вы узнали еще что-то новое об этом существе.

2.Постановка темы и цели задания

Вы заметили,как выглядит наш класс. На что похоже ? (на лес)

            -  Осенний или весенний ?

                       ( Послушайте голос осеннего леса.)

       Кто обитает в лесу ?  Как вы думаете, о ком мы сегодня поговорим ? Не знаете ? Даю вам подсказку. : веточка сосны. У этого животного есть  что-то общее с этой веточкой !  

Догадались ? Еж спит  зимой или бодрствует ? А где мы можем найти в осеннем лесу ?

Где может спрятаться ? В листочках. У нас есть горка листьев . Может стоит посмотреть?

(ребненок достает ежика.) Он необычный.  Сделан из природного материала.

Так чему будет посвящено наше занятие ? Ежу .

         Есть загадка .   Сердитый недотрога живёт в глуши лесной.

                                    Иголок очень много, а нитки ни одной.

-Сегодня  предлагаю  вам больше узнать про сердитого недотрогу – ежа. А в конце занятия ответить на вопрос: Почему люди его так прозвали?

     ТЕМА «СЕРДИТЫЙ НЕДОТРОГА- ЕЖ» (перевернуть на доске )

Какие звуки он издает ?  Послушайте . Давайте повторим !А сейчас прошу пройти за парты.  Начнем нашу работу. Возьмите  оценочный лист и на поле приклейте  смайлик  ,который отражает ваше настроение.

  --Что раскажем про ежа ?

Мы составили план нашей работы.

  1. Внешний вид ежа.
  2. Детки ежей?
  3. Чем питается?
  4. Где живут ежи?

3.Внешний вид ежа.

- Давайте вспомним, как выглядит ёж. Это небольшое животное чаще всего серой окраски. Ежи крупнее ежих. Длина тела  20—30 см, хвост - около 3 см. Голова крупная; ушки короткие и округлые, почти спрятаны в меху; мордочка вытянутая; во рту мелкие острые зубы; глаза чёрные и круглые; нос острый и постоянно влажный. Задние лапы длиннее передних. На лапах по 5 пальцев с острыми когтями.   Иголки гладкие, короткие, расположены на спине, боках и голове. По цвету они белые у основания и на конце, а посередине окрашены полосами чёрного, белого и коричневого цвета. Внутри пустые, наполненные воздухом. Между иглами располагаются тонкие, длинные, очень редкие волосы.  Голова и брюхо покрыты грубоватыми волосами от желтовато-белого до тёмно-коричневого цвета без белых пятен. Зачем ежу иголки? Иглы не только защита от врагов. Это ещё и приспособление для лазания. Например, ежу нетрудно забраться на обеденный стол, упираясь ногами в его ножку, а иглами в стену. У ежей острое обоняние и слух, но слабое зрение. Бродя по лесу в поисках пищи, ёж шумит прошлогодней листвой, фыркает, чихает, ворчит, клацает зубами, и поэтому его легко обнаружить. В природе живут от 3до 5 лет    

4.Ежиная семья.

–Вам интересно узнать, как живёт ежиная семья?

После выхода из спячки самка роет нору или занимает брошенную нору грызунов. В норе находится подстилка из сухой травы и листьев. В ежиной семье ежата рождаются в разное время, начиная с мая месяца и всё лето. Последние ежата появляются в октябре, обычно их бывает 5. Детёныши родятся слепыми, голыми, с ярко-розовой кожей, уже через несколько часов у них появляются мягкие белые иглы. А через два дня прорезаются тёмноокрашенные иголки. Пройдёт ещё 10 дней, и ежата будут уметь сворачиваться в клубок, а через 3-4 дня  откроются глазки. Мать ухаживает за потомством всего 2 месяца. Она очень хорошо смотрит за детёнышами, ходит с ними на прогулки. Ежата любят играть, особенно «бодаться». Находясь в гнезде, издают свист и кряканье, похожее на птичье. Разговаривает ежиха с детёнышами с помощью свиста. А если кто  из ежат потерялся, то начинает от страха громко пищать. Самостоятельными ежата становятся через два месяца.    

5.Враги ежей. Лисица и сова.

6.Физкультпауза.

 7.РАБОТА В ГРУППАХ.

1 команда.Где живут ежи?

 Обыкновенный ёж населяет самые разнообразные части нашей страны, избегая, большие болота и хвойные сплошные леса. Вода для ежа хуже смерти. В природе ежи не только прячутся от маленького дождика, но даже не живут возле болот. При попадании воды на тело ежа колючий клубочек против своей воли разворачивается и становится совсем беззащитным.        

Встречается на опушках леса, в перелесках, небольших полянах, у берегов небольших рек. Он вполне может жить рядом с человеком: в садах, парках, на приусадебных участках. Ежи живут по одному. На участке ёж устраивает несколько гнёзд, спрятанных в колючем кустарнике, под брёвнами, в куче хвороста. Гнездо небольшое, в нём находится подстилка из сухой травы или листьев, мха.  Не любит надолго уходить из своего дома. День ежи проводят в гнезде или других укрытиях. А в ночное время активно охотится. За лето ему необходимо запасти как можно больше жира, ведь если ёж впадёт в спячку без достаточного запаса жира, то зимой рискует умереть от голода. С наступлением заморозков ежи плотно закрывают вход в нору и впадают в спячку, свернувшись в неплотный клубок, с октября по апрель. Весной, когда температура воздуха прогреется до +15 0 С, он просыпается, выходит из норы и много охотится, даже днём.  Не следует ежей подбирать в лесу или в саду – в их иглах живут клещи, блохи, переносчики многих опасных инфекций, которые живут на нём всю жизнь. Однако ежа можно погладить с безопасностью для себя. Для этого нужно гладить в направлении от мордочки к спине, при этом мышца ослабевает и мускулы расслабляются.

2 команда.

 Ежиное меню. 

 – Знаете ли вы, чем питаются ежи?

Обыкновенный ёж — это всеядное животное.  Больше всего он любит насекомых, гусениц, улиток, дождевых червей, лягушек. Редко нападает  на мышей-полёвок, змей, ужей, яйца мелких птиц, птенчиков. Из растений может поедать ягоды и фрукты, жёлуди, грибы. Живя рядом с человеком, охотно ест мясо, яйца, хлеб. А вот молоко ежам вредно. Тем не менее, очень любит мороженое, кашу из овсяных хлопьев. Не боится пчёл, потому что укусы пчёл ему нипочём. Жуков и других насекомых придавливает лапой, а потом берёт зубами. Ест еж много и очень шумно, в его меню присутствуют ужи, жабы, жуки, кузнечики, а также земляника, малина, желуди и дыни.  Еж может заползти в огород, но не для того, чтобы разорить грядки. Он съедает гусениц и улиток, вредных насекомых, которые приносят много неприятностей огородникам. Видит еж очень плохо, но нюх у него прекрасный.  Мнение, что ежи накалывают на иголки пищу, является ошибочным. Иногда они катаются в опавшей листве, таким образом, накалывая ее на свои иголки, для того чтобы спалось мягче.

     Еж, несмотря на свои иголки, часто попадает в желудок другим животным. Филин глотает его вместе с иголками, амурские тигры тоже не прочь полакомиться этим зверем. А куницы выкапывают зимой ежей, которые находятся в зимней спячке. На зверьков охотятся собаки, лисы, хорьки, барсуки, крупные совы.  Лиса действует с хитростью. Аккуратно подталкивая свернувшегося в клубок ежа к краю лужи или ручья, она сбрасывает его в воду. Ёж вынужден развернуться и плыть к берегу, где хищница ловко хватает его за морду.

(капитаны защищают свой вопрос .

8.ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ. Оцените себя работу в группе. (+ )

9.Новое из жизни ежейц.

                             Про яблоки и грибы –МИФ

 

                                        (Видео ролик « Два слова о ежах»)

10.Почемучкам.      (слайды )        

- Если у вас есть желание больше узнать про ежа, то вы можете в библиотеке и взять книги, журналы, газеты, энциклопедии с рассказами, стихами, пословицами, поговорками, играми, загадками, сказками. Рассмотрите обложки некоторых из них. Как вы думаете, что в них помещено? Как вы догадались?  

   (про книги ,мультфильмы )

11.Программа «Живая планета» (Видео ролик «Живая планета»)

12.Работа в парах

Тест

Тестовые задания
1.В какое время суток активны обыкновенные ежи ?
а ) дневное
б ) ночное

Что не едят ежи ?
а)мыши

Б)дождевой червь

Ежата рождаются :

а) слепыми

в)зрячими

13.ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ. Оцените себя работу в парах. (+ )

14.Вырезание ежика .

15.ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ. Оцените свою индивидуальную работу 

16.Рефлексия .

ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ Притча:

“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

В наших руках возможность формировать личность:

  • любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;
  • умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;
  • уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;
  • доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё и чужое мнение;
  • готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

Рисуем ладонь, каждый палец – это позиция, по которой надо высказать свое мнение:

  • Большой – для меня было важным и интересным…
  • Указательный – я узнал много нового
  • Средний – мне было трудно
  • Безымянный – я не все понял,требуется помощь
  • Мизинец – урок мне не понравился

17.Итог.  Звери всякие нужны. Звери всякие важны.

- Про кого мы сегодня говорили? Что интересного, нового вы узнали про этого зверя?  Если вы внимательно слушали, то сможете ответить на вопрос: Почему  ежа люди прозвали сердитым недотрогой? За ежиный характер.

Я узнал……..

18. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Расскажите дома родителям о еже и вместе с ними вылепите его из пластилина, колючки ёжику сделайте из природного материала



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное  учреждение

«Лиманская средняя общеобразовательная школа№1»

« Матушка -Россия, Родина моя»

внеклассное мероприятие

 

подготовили

учителя начальных классов:

Бородина Т.А. (2кл.),

 Горюнова Т.Ф. (1кл),

Грачева Е.М (1кл).

                             

         Тема:  «Матушка-Россия, Родина моя…»

Цель: формировать устойчивое, уважительное  отношение к родной стране.

           Задачи:

-создать эмоционально-положительную основу для развития патриотических  чувств: любви и преданности к Родине;

-познакомить с символикой Российской Федерации (гербом, флагом, гимном);

-развивать кругозор обучающихся, обогащать их словарный запас.

           Программное содержание

- Воспитывать в детях чувство любви к Родине: ее природе, людям, святыням.

- Формировать у детей представление о Руси Православной.

- Воспитывать в детях радость от того, что мы родились и живем в России; желание стать     наследниками славных традиций русской истории.

           Материал к занятию

 1. Красивые большие фотографии и репродукции русских пейзажей.

 Оборудование : ИКТ, шары ,флажки.

         Ход мероприятия:

1.Орг. момент

2.Вступительное слово (1 слайд)

  Учитель: Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня мы рады приветствовать вас на празднике, посвящённом самым главным ценностям на Земле - матери и Родине! У поэта есть прекрасные строки: «Мы маму свою называем мать и Родину тоже мамой».

  Величава и красива наша Родина. Необъятны её просторы.

(Ученики читают стихотворения.  На экране  кадры презентации о России. (1 слайд, 2 слайд.)

1ученик.

Если долго – долго-долго

В самолете нам лететь,

Если долго – долго-долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса,  и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озера, горы.

2 ученик

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймем тогда, какая

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

Учитель: В старину нашу Родину называли Русь. Её бескрайние просторы, несметные богатства привлекали иноземцев. Много крови пролилось на русской земле. Но Русь не сдалась и выстояла.

         (Видеоклип песни Стаса Михайлова «Святая Русь»)

Учитель : Кем же славилась Русь?

Русь славилась своими богатырями (3 слайд)

Богатыри - воины , подвиги и заслуги  которых перед  Землей Русской  через былины  и сказания дошли до наших времен. Из сказок  и былин многие из вас знают, что богатыри любили родную землю , стояли на страже  её границ , в минуту опасности  приходили на помощь  своему народу, спасая его от порабощения и унижения.  Каков же образ людей  богатырей?

1 Русские

2 Отважные

4 Сильные

6 Справедливые

7 Исторические

8 Ярые  (4 слайд)

Прочтите первые буквы этих слов. Так сегодня называется наше современное государство.

На экране появляется Российская символика.(5,6,7 слайды)

- Учитель: Ребята, назовите  главные символы нашей страны .

  Дети: Гимн, флаг,  герб.

                        (Ученики читают стихи).

3 ученик.

У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть  бы сразу мог.

Сильный,  мудрый он и гордый

Он - России дух свободный!

4 ученик.

-Не случайно наш флаг имеет три цвета .

Белый – свобода, откровенность , благородство

Синий – верность, честность.

Красный – смелость , любовь , мужество.

5 ученик. (8 слайд о Москве.)

Россия – необъятная страна,

 И столица у неё одна.

Хоть  я ни разу не была в Москве,

Но очень много знаю о тебе.

На башне у Кремля горит звезда,

Которая не гаснет никогда.

Течет прекрасная  Москва-река,

И мост  через неё как радуга – дуга.

Тебя, Россия, люблю я всей душой ,

Ты покорила всех своею красотой!

6 ученик.

Россия – как из песни слово.

Берёзок юная листва.

Кругом леса, поля  и реки.

Раздолье, русская душа.

   7 ученик.

Люблю тебя,  моя Россия,

За ясный свет твоих очей, 

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

   8 ученик.

Люблю, всем сердцем понимаю

Степей таинственную грусть.

Люблю всё то, что называют

Одним широким словом – Русь,

 ( слайд 9)

                               Исполнение песни «У моей России…»

Учитель: Россия! Какое красивое слово! И роса, и сила, и  синее что-то…» Эти строки написал о России  много лет тому назад  замечательный русский поэт Сергей Есенин.

Россия  является для нас Родиной.

-Обратите внимание, что у нас появилось полное название  нашего мероприятия .

                                        «Матушка – Россия, Родина моя»

- А что мы Родиной зовём?

   9 ученик

В родных местах ромашкой пахнет ветер,

И до травинки вся земля – своя.

В родных местах и солнце ярче светит,

И серебристый голос у ручья.

Пусть мне твердят,  что есть края иные,

Что в мире есть другая красота.

А я люблю свои места родные,

Свои родные, милые места!

                      Исполнение песни «Что мы Родиной зовем»  ( слайд 10)

- Флаг, герб, гимн- это символы каждого государства.

Но у России есть ещё один  символ, очень красивый и нежный. Это – красавица  русская берёзка.

                                              Танец-хоровод «Берёзка».

 

  10 ученик

      Родина слово большое , большое! 

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей  оно,  выше небес!

  11 ученик.

В нем умещается ровно полмира:

Мама и папа,  соседи, друзья.

Город родимый, родная квартира ,

Бабушка, школа, котенок … и я.

  12 ученик.

Зайчик солнечный в ладошке,

Куст сирени за окошком

И на щечке родинка-

Это тоже Родина.

  Учитель: Любовь к Родине каждый из нас впитывает с молоком матери… Первые слова,

 которые мы учимся писать – «мама» и «Родина». .

   13 ученик.

Мама и Родина очень похожи.

Мама красивая, Родина тоже.

Вы присмотритесь, у мамы глаза

Цвета такого же как небеса.

   14 ученик.

Мамины волосы, словно пшеница,

Та, что на наших полях колосится.

Много у Родины общего с мамой,

Самой красивой, ласковой самой!

    15 ученик.

Так и должно быть: что дорого нам –

Напоминает всегда наших мама!

         (На экране видеоролик «Притча о маме»).  

      Звучит песня «У моей России длинные косички» в исполнении группы детей.

Учитель.

-Ребята, несомненно, мы будем любить,  беречь и охранять свою Родину, но мы должны помнить о том , что у каждого  народа есть  своя  Родина, своя история, своя культура  и традиции, которые мы обязаны уважать.

(Стихи читают дети калмыцкой национальности.)

   17 ученик.

Никогда не забывай, что ты калмык.

Помни всегда, что народ твой велик.

Ты не можешь оскорбить старика

И не смеешь бояться врага.

   18 ученик

Никогда не роняй свою честь,

Не вставай на колени, если нечего есть.

Мать и отца ты всегда уважай,

Предков своих каждый день почитай.

    19 ученик.

Родную культуру не смеешь забыть,

Традиции предков обязан хранить.

Товарищей своих в беде не бросай

За родную землю сердце отдай.  

     Звучит приветствие  гостям праздника на калмыцком языке

 (Учащиеся танцуют калмыцкий танец.)

 

    20 ученик.

О цыганах знаю мало,

Ох, таинственный народ! 

В них какая-то есть тайна,

И мечту зовут в полет!

Много ездят и кочуют,

Могут судьбы предсказать!

Ну, а как они танцуют,

Как прекрасна же их стать!

         (Цыганский танец).

21 ученик.

 Не русский я,  но россиянин

К чему мне ложное величье?

Не хуже русского татарин,

Горжусь природным я отличьем.

 (Татарский танец)

Учитель:

– Что такое Родина?

 Ответов на этот вопрос может быть много:

 — Родина – это страна, в которой мы родились и живем.

 — Наша Родина – это русские леса, поля, моря и реки.

 — Это земля, на которой жили, трудились наши предки.

 — Земля, которую наши предки защищали от врагов.

 — Родина – это наш край, город, поселок.

 — Родина – это место, где живут близкие и дорогие

 — нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка.

 — Это место, где стоит наш детский сад, наша школа.

 — Это место, по которому люди скучают, находясь

 — в далеком краю, на чужой стороне.

  Заключительное слово учителя о Родине и о матери.

    Песня  «О России».  (Исполняют солисты и все участники праздника.)

Дети в национальных костюмах на сцене. У всех участников праздника в руках воздушные шары: красного, белого и синего цветов. На груди ленточки-- триколор. Дети поют  заключительную песню, держа шарики высоко над головой. В это время на экране видеоролик о России. В конце праздника каждая семья получила красивые переливающиеся  картины уголков нашей Родины.

C:\PerfLogs\Desktop\ВСЕ ФОТО\мат росс на сайт\P1070435.JPG

C:\PerfLogs\Desktop\ВСЕ ФОТО\мат росс на сайт\P1070417.JPGC:\PerfLogs\Desktop\ВСЕ ФОТО\мат росс на сайт\P1070422.JPG