Игры для развития мышления дошкольников
Здесь вы найдёте игры для развития гибкости ума и мыслительных процессов дошкольников 6 - 7 лет и младших школьников. Информация будет полезна как педагогам детских садов, так и родителям. Игры можно использовать на занятиях для смены деятельности и в свободное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_razvitiya_myshleniya.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на развитие творческого мышления дошкольников
«Кто быстрее»
Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, а ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно также называть не только цвет, но и качество (например: вкус, форму) предмета.
«Скажи мне наоборот»
Предложите дошкольникам игру «Я буду говорить слово, а вы тоже скажите мне его же, только наоборот, например, большой – маленький.» Можно использовать следующие пары слов:
мир – война трудолюбивый – ленивый, толстый – тонкий огонь – вода друг - враг быстрый – медленный, первый – последний день – ночь
пустой – полный, умный – глупый, высокий – низкий любовь – ненависть
сильный – слабый, жадный - щедрый широкий – узкий холодно – горячо
тяжелый – легкий, трусливый – храбрый глубокий – мелкий смех – слёзы
белый – черный, старый – молодой лето – зима жизнь – смерть
шершавый – гладкий добрый – злой грязный – чистый рай - ад
твёрдый – мягкий веселый – грустный, сладкий – кислый сырой – сухой
«Угадай»
Взрослый предлагает угадать о каком животном, овоще, фрукте, транспорте и т.п. он говорит. Обязательно нужно давать детям конкретное, чёткое описание каждого предмета. Например: Это фрукт. Он красный, круглый, сочный (Яблоко).
«Отгадывание загадок»
Предложите детям отгадать описательные загадки на различные тематики (растительный и животный мир, явления природы, овощи/фрукты, предметы и т.д.) Например: Длинноухий, пугливый, любит кушать морковь и капусту (Заяц); Рыжая, у неё пушистый хвост, ловко прыгает по деревьям (Белка) и т.д.
«Летает, плавает, ползает»
Взрослый даёт детям картинки с изображением тех, кто умеет: летать, плавать, ползать. После чего на столе раскладывает картинки с изображением: неба, моря, травы и просит соотнести животного, птицу, насекомое, рыбу и т.п. с соответствующей картинкой, задавая при этом вопрос: «Что умеет делать…» (Птица, жук… – летать; заяц, кузнечик – прыгать…; змея, улитка – ползать…)
«Найди лишнее слово».
Прочитайте ребенку серию слов. Каждая серия состоит из четырех слов. Три слова объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.
Предложите определить слово, которое является «лишним».
- Яблоко, слива, огурец, груша. Медведь, волк, тигр, лиса.
- Ложка, тарелка, кастрюля, сумка. Весёлый, грустный, смешной, добрый.
- Платье, свитер, рубашка, шапка. Стол, кровать, пол, шкаф.
- Береза, дуб, земляника, сосна. Щука, сом, лягушка, карась.
- Мыло, зубная паста, метла, шампунь. Ромашка, василёк, трава, колькольчик.
- Хлеб, молоко, творог, сметана. Бусы, кольцо, воротник, ожерелье.
- Час, минута, лето, секунда. Пароход, паровоз, корабль, лодка.
- Ласточка, ворона, курица, сорока. Коньки, мяч, шайба, клюшка
«Что будет, если?..»
Цель: обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать.
Игра хороша тем, что ее можно проводить в любом месте: дома, на прогулке, в транспорте. Это игра-размышление на самые разные темы. Принимаются все варианты ответов. Старайтесь развернуть тему до предела, задавая ребенку наводящие вопросы. Примеры заданий:
Что будет, если...
... человек перестанет есть?
... не выключить кипящий чайник?
... оставить холодильник открытым?
... носить тесную обувь?
... не чистить зубы?
... забить мяч в окно?
... съесть десять порций мороженого сразу?
... дразнить соседскую собаку?
... ходить задом?
... не спать?
... посадить цветы в песке?
... сесть на ежика?
... человек научится летать?
Игры, способствующие развитию гибкости ума
и мыслительных процессов
«Назови слово»
Предложите ребенку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.
- Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, рябина, осина…)
- Назови слова, обозначающие домашних животных.
- Назови слова, обозначающие зверей.
- Назови слова, обозначающие овощи.
- Назови слова, обозначающие фрукты.
- Назови слова, обозначающие транспорт.
- Назови слова, относящиеся к спорту.
- Назови слова, обозначающие наземный транспорт.
Варианты заданий вы можете подбирать по своему усмотрению. Если ребенок ошибся и неправильно назвал слово, то необходимо обсудить его ошибку и исправить ее.
Следующие игры способствуют развитию мышления и сообразительности. Они также способствуют увеличению словарного запаса.
«Бывает – не бывает»
Для игры вам понадобится мяч.
Вы называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то ловить мяч не нужно.
Ситуации можно предлагать разные:
Папа ушел на работу. Люди ездят на облаках.
Поезд летит по небу. Летом падают снежинки.
Человек вьет гнездо. Дети живут в шоколадных домиках.
Почтальон принес письмо. Родители любят своих детей.
Яблоко соленое. Ёжик гладкий.
Дом пошел гулять. Змея покрыта шерстью.
Волк бродит по лесу. У рыбы есть чешуя.
На дереве выросли шишки. Дети любят играть.
Кошка гуляет по крыше. Взрослые ходят на руках.
Собака гуляет по крыше. В цирке выступают дрессированные звери.
Девочка рисует домик. В зоопарке в клетках живут негры.
Лодка плавает по небу. Из гусеницы появляется бабочка.
Ночью светит солнце. Стрекоза ползает.
Зимой идет снег. Велосипед с квадратными колёсами.
Зимой гремит гром. Обезьяны катаются на лыжах.
Рыба поет песни. Вертолёт ездит по рельсам.
Ветер качает деревья. Птицы летают.
На яблоне растёт морковь. Мухоморы – это ядовитые грибы.
Дети любят ходить по лужам. Зайцы трусливы.
Все грибы ядовитые. Квадрат круглый.
Все взрослые добрые. Все дома многоэтажные.
Мы живём в России. Россия – это город.
Кто кем будет»
Взрослый показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос: «Как они изменятся, кем будут?»
Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, семечко, гусеница, мука, деревянная доска, кирпич, ткань.
Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько правильных ответов.
«Сравни слова»
Цель: уметь находить общее и различное в предметах и явлениях.
Примеры: Сравни тетрадь и книга, свинья и корова, велосипед и машина, стол и стул, шапка и кепка, платье и пальто, воробей и утка, варенье и суп, кукла и мячик, круг и квадрат.