Игры для развития мышления дошкольников

Кузнецова Наталья Николаевна

Здесь вы найдёте игры для развития гибкости ума и мыслительных процессов дошкольников 6 - 7 лет и младших школьников. Информация будет полезна как педагогам детских садов, так и родителям. Игры можно использовать на занятиях для смены деятельности и в свободное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_dlya_razvitiya_myshleniya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на развитие творческого мышления дошкольников

«Кто быстрее»

Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, а ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно также называть не только цвет, но и качество (например: вкус, форму) предмета.

«Скажи мне наоборот»

Предложите дошкольникам игру «Я буду говорить слово, а вы тоже скажите мне его же, только наоборот, например, большой – маленький.» Можно использовать следующие пары слов:

мир – война                              трудолюбивый – ленивый,          толстый – тонкий                 огонь – вода                                                                                                                                                 друг - враг                                быстрый – медленный,                 первый – последний            день – ночь

пустой – полный,                    умный – глупый,                             высокий – низкий            любовь – ненависть

сильный – слабый,                   жадный - щедрый                          широкий – узкий              холодно – горячо

тяжелый – легкий,                  трусливый – храбрый                     глубокий – мелкий          смех – слёзы

белый – черный,                       старый – молодой                          лето – зима                       жизнь – смерть

шершавый – гладкий               добрый – злой                                 грязный – чистый            рай - ад

твёрдый – мягкий                    веселый – грустный,                       сладкий – кислый           сырой – сухой

«Угадай»                            

Взрослый предлагает угадать о каком животном, овоще, фрукте, транспорте и т.п. он говорит. Обязательно нужно давать детям конкретное, чёткое описание каждого предмета. Например: Это фрукт. Он красный, круглый, сочный (Яблоко).

 «Отгадывание загадок»    

Предложите детям отгадать описательные загадки на различные тематики (растительный и животный мир, явления природы, овощи/фрукты, предметы и т.д.) Например: Длинноухий, пугливый, любит кушать морковь и капусту (Заяц); Рыжая, у неё пушистый хвост, ловко прыгает по деревьям (Белка) и т.д.

«Летает, плавает, ползает»  

Взрослый даёт детям картинки с изображением тех, кто умеет: летать, плавать, ползать. После чего на столе раскладывает картинки с изображением: неба, моря, травы и просит соотнести животного, птицу, насекомое, рыбу и т.п. с соответствующей картинкой, задавая при этом вопрос: «Что умеет делать…» (Птица, жук… – летать; заяц, кузнечик – прыгать…; змея, улитка – ползать…)

«Найди лишнее слово».

Прочитайте ребенку серию слов. Каждая серия состоит из четырех слов. Три слова объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите определить слово, которое является «лишним».

  1. Яблоко, слива, огурец, груша.                                 Медведь, волк, тигр, лиса.
  2. Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.                           Весёлый, грустный, смешной, добрый.
  3. Платье, свитер, рубашка, шапка.                             Стол, кровать, пол, шкаф.
  4. Береза, дуб, земляника, сосна.                                  Щука, сом, лягушка, карась.
  5. Мыло, зубная паста, метла, шампунь.                    Ромашка, василёк, трава, колькольчик.
  6. Хлеб, молоко, творог, сметана.                                 Бусы, кольцо, воротник, ожерелье.
  7. Час, минута, лето, секунда.                                      Пароход, паровоз, корабль, лодка.
  8. Ласточка, ворона, курица, сорока.                           Коньки, мяч, шайба, клюшка

          «Что будет, если?..» 

Цель: обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать.  

Игра хороша тем, что ее можно проводить в любом месте: дома, на прогулке, в транспорте. Это игра-размышление на самые разные темы. Принимаются все варианты ответов. Старайтесь развернуть тему до предела, задавая ребенку наводящие вопросы. Примеры заданий:

Что будет, если...

... человек перестанет есть?

... не выключить кипящий чайник?

... оставить холодильник открытым?

... носить тесную обувь?

... не чистить зубы?

... забить мяч в окно?

... съесть десять порций мороженого сразу?

... дразнить соседскую собаку?

... ходить задом?

... не спать?

... посадить цветы в песке?

... сесть на ежика?

... человек научится летать?

            Игры, способствующие  развитию гибкости ума

 и мыслительных процессов

 «Назови слово» 

 Предложите ребенку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

  1. Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, рябина, осина…)
  2. Назови слова, обозначающие домашних животных.
  3. Назови слова, обозначающие зверей.
  4. Назови слова, обозначающие овощи.
  5. Назови слова, обозначающие фрукты.
  6. Назови слова, обозначающие транспорт.
  7. Назови слова, относящиеся к спорту.
  8. Назови слова, обозначающие наземный транспорт.

Варианты заданий вы можете подбирать по своему усмотрению. Если ребенок ошибся и неправильно назвал слово, то необходимо обсудить его ошибку и исправить ее.
Следующие игры способствуют развитию мышления и сообразительности. Они также способствуют увеличению словарного запаса.

«Бывает – не бывает»

Для игры вам понадобится мяч.
Вы называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то ловить мяч не нужно.

Ситуации можно предлагать разные:

Папа ушел на работу.                                             Люди ездят на облаках.
Поезд летит по небу.                                              Летом падают снежинки.
Человек вьет гнездо.                                              Дети живут в шоколадных домиках.
Почтальон принес письмо.                                    Родители любят своих детей.
Яблоко соленое.                                                      Ёжик гладкий.
Дом пошел гулять.                                                  Змея покрыта шерстью.
Волк бродит по лесу.                                              У рыбы есть чешуя.
На дереве выросли шишки.                                    Дети любят играть.
Кошка гуляет по крыше.                                        Взрослые ходят на руках.
Собака гуляет по крыше.                                       В цирке выступают дрессированные звери.
Девочка рисует домик.                                           В зоопарке в клетках живут негры.
Лодка плавает по небу.                                          Из гусеницы появляется бабочка.
Ночью светит солнце.                                            Стрекоза ползает.
Зимой идет снег.                                                     Велосипед с квадратными колёсами.
Зимой гремит гром.                                                Обезьяны катаются на лыжах.
Рыба поет песни.                                                    Вертолёт ездит по рельсам.
Ветер качает деревья.                                             Птицы летают.

На яблоне растёт морковь.                                    Мухоморы – это ядовитые грибы.

Дети любят ходить по лужам.                              Зайцы трусливы.

Все грибы ядовитые.                                              Квадрат круглый.

Все взрослые добрые.                                            Все дома многоэтажные.

Мы живём в России.                                               Россия – это город.

Кто кем будет»

Взрослый показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос: «Как они изменятся, кем будут?»

Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, семечко, гусеница, мука, деревянная доска, кирпич, ткань.

Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько правильных ответов.

«Сравни слова»

Цель: уметь находить общее и различное в предметах и явлениях.

Примеры:  Сравни тетрадь и книга, свинья и корова, велосипед и машина, стол и стул, шапка и кепка, платье и пальто, воробей и утка, варенье и суп, кукла и мячик, круг и квадрат.