Мнемоника, или мнемотехника
Мнемоника, или мнемотехника (в переводе с греческого "искусство запоминания"), - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение или воспроизведение информации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №7 Красносельского района Санкт-Петербурга
Методический и практический материал
по использованию мнемотехники в учебном процессе
на уроках «Альтернативное чтение»
Рысбаева Ирина Сергеевна -
учитель-олигофренопедагог
Санкт-Петербург
2019
Нарушение речи учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеет системный характер, распространяется на все её функции:
- коммуникативную;
- познавательную;
- регулятивную.
Учитывая, что речь, которая играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка, является фундаментальной основой социального взаимодействия, регулятором поведения, не может быть использована детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в полной мере, следует предоставить в их распоряжение другую систему – систему невербальных средств общения, способствующих развитию языковой компетенции, расширяющих возможности общения и образования. Эта система предусматривает формирования логической цепочки: первоначальное понятие «знак» («пиктограмма») – обобщающее понятие – закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами - самостоятельная ориентировка в системе знаков.
В современных технологиях наряду с традиционным чтением используются и альтернативные виды чтения:
- слушание аудиокниг,
- «чтение» картин,
- «чтение жестов»,
- «чтение нот» и т.п.
В силу значительных ограничений вербальной коммуникации учащийся с умеренной или тяжелой умственной отсталостью оказывается в большой зависимости от коммуникативных партнеров, поэтому так важно научить его альтернативным приемам работы с различными видами доступной информации.
Обучение учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью следующим вариантам «чтения»:
- «чтение» телесных и мимических движений;
- «чтение» изображений на картинках и картинах;
- «аудиальное чтение»: слушание аудиокниг (литературных произведений);
- «чтение видеоизображений» (видеофильмы, мультфильмы, документальные фильмы о природе, животных и т.п.);
- «чтение» пиктограмм;
- глобальное чтение;
- чтение букв, цифр и других знаков;
- чтение по складам и т.п.
Такое широкое понимание «чтения» и в соответствии этим обучение кодированию и декодированию визуальной и аудиальной информации способствует развитию социально-бытовой ориентировки учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Процесс чтения будет эффективным при условии систематичности (ежедневное чтение), выразительности и организации его как совместной деятельности учителя, воспитателей, помощника воспитателя и учеников.
Цель:
- максимальное включение обучающихся с умеренной, тяжёлой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития в образовательный процесс через формирование доступных им видов деятельности.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Формировать первичные представления учащихся о книгах, иллюстрациях, картинках;
- Познакомить с жестовыми, жестово-графическими, изобразительными и другими средствами выразительности через погружение в среду художественной литературы;
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать коммуникативную функцию речи обучающихся, удовлетворяя коммуникативную потребность;
- Учить применять полученные знания и навыки в практической деятельности;
Воспитательные задачи:
- Создать условия для взаимодействия педагогов, учеников и родителей.
- Развивать эмоционально-эстетическое восприятие учащихся.
Предполагаемый результат:
- Переход от достигнутого уровня вербальной и невербальной активности к более сложной.
- Перенос достижений в различные виды деятельности в школе и дома.
Список литературы:
- Баряева Л.Б., Логинова ЕЛ., Лопатина Л.В. Я — говорю! М., 2007.
- Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. СПб, 2011
- Кадакина Н.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями / статья/www.isp.conference.kspu.ru
- Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано». М., 2007
- Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Развиваем речь. Тренируем память. Использование приемов мнемотехники в работе логопеда. М., Редкая птица, 2017
- Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Использование приемов мнемотехники в коррекционно-логопедической работе. Учебно-методическое пособие.Форум, 2016.
- Стукалина В.П. Система работы по обучению детей с ОНР связной монологической речи через моделирование сюжета. М., "Первое сентября", 2009.
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №7 Красносельского района Санкт-Петербурга
КОНСПЕКТ УРОКА
ПО ПРЕДМЕТУ
«Альтернативное чтение»
ТЕМА УРОКА: Сентябрь.
Чтение стихотворений по мнемотаблицам.
Составили:
Рысбаева Ирина Сергеевна,
учитель
Волченкова Татьяна Евгеньевна,
воспитатель
Санкт-Петербург
2019
Класс: 5 (VIII вид 2 вариант)
Тема урока: Чтение стихотворений по мнемотаблицам.
Тип урока: урок совершенствования знаний.
Цель: закрепить умение слушать стихотворение и показывать картинку.
Задачи:
Образовательные:
- повторить названия времени года, месяца;
- закреплять умение слушать стихотворение и показывать картинку.
Коррекционно-развивающие:
- развивать зрительное восприятие;
- развивать произвольное внимание;
- развивать экспрессивную речь;
- расширять представления об окружающем мире;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к учебе;
- воспитывать самостоятельность.
Форма урока: урок – игра
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Методы: наглядные, словесные, практические.
Предполагаемые результаты урока:
К концу урока у учащихся могут сформироваться следующие знания, умения:
- знание названий месяца, времени года;
- умение слушать и показывать картинку;
- умение работать с раздаточным материалом - мнемотаблицами;
Оборудование урока:
Демонстрационный: настенный трехблочный календарь, плакат «Времена года», пиктограммы, мнемотаблицы.
Раздаточный материал: папки с индивидуальными мнемотаблицами, указки, шариковый пластилин.
План урока
- Организационный момент. Готовность к уроку. Работа с пиктограммами. Мотивация учебной деятельности.
- Основной этап. Задание, подводящее к теме урока. Тема урока. Задания на закрепление пройденного материала:
- определение времени года;
- повторение названий месяца, времени года;
- чтение стихов по мнемотаблицам.
- Подведение итога. Рефлексия. Оценка.
Этап урока | Деятельность учителя, воспитателя | Деятельность учащихся | Слайды, иллюстрации, дидактический материал |
Организационный этап | - Здравствуйте,… (повторение имен) На уроке я сижу, Не стучу и не кричу. Руку тихо поднимаю. Если Правила поведения на уроке: сидим за партой, спина прямая, слушаем, смотрим, отвечаем. | - Здравствуйте,… (повторение имен) Приветствуют педагогов и учащихся Вспоминают правила поведения на уроке. | Бейджи с именами |
Мотивация учебной деятельности
| Работа с календарем, мнемотаблицей «12 месяцев», расписанием уроков: время года, месяц, день недели, число, урок. | Слушают учителя. Работают самостоятельно с трехблочным настенным календарем, мнемотаблицей «12 месяцев», расписанием уроков. |
|
Актуализация имеющихся знаний | Вспомните, какое сейчас время года, месяц, день недели. На доске плакат «Времена года», Мнемотаблица «Осень» | Называют или показывают время года. Повторяют стихотворение Е.Трутневой «Подарки осени» «Читают» (рассказывают) и показывают картинки самостоятельно (один у доски, остальные за партами работают с индивидуальными папками – воспитатель помогает по необходимости) |
|
Гимнастика для глаз | Вот стоит осенний лес! В нем много сказок и чудес! - выполняют круговые движения глазами. Слева – сосны, справа – дуб. Дятел сверху, тук да тук - выполняют движения глазами вверх-вниз. Глазки ты закрой-открой И скорей бегом домой. | Повторяют движения по инструкции и показу. | |
Изучение нового материала Дыхательная гимнастика | Готовит мнемотаблицу со стихотворением «Сентябрь» С.Я.Маршака («читает» и показывает картинки на мнематаблице) СЕНТЯБРЬ Ясным утром сентября Хлеб молотят села, Мчатся птицы за моря — И открылась школа. С.Маршак | Слушают стихотворение и показывают картинки в индивидуальных папках Выполняют упражнение на правильное речевое дыхание | СЕНТЯБРЬ |
Физкультминутка (с элементами артикуляционной и пальчиковой гимнастики) | - Мы устали не на шутку, надо сделать физминутку. Просит подойти всех к доске. Как живешь? – Вот так! (Показывают большой палец.) («Шагают» двумя пальцами по ладони.) | Повторение движений по инструкции | |
Закрепление имеющихся знаний Итог | Про какое время года мы сегодня вспоминали на уроке? А какое сейчас время года? Какой месяц? | Отвечают на вопросы, работают с плакатом, мнемотаблицей, составляют разрезные картинки. | Дидактическая игра «Разрезные картинки». Дидактическая игра «Разрезные мнемотаблицы». (Приложение 1) |
Рефлексия. Оценка. | Вам понравился урок? Молодцы работали все хорошо. | Оценка урока обучающимися. |
Приложение 1
Дидактическая игра «Разрезные картинки».
Дидактическая игра «Разрезные мнемотаблицы».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Организационный этап
Мотивация учебной деятельности Самостоятельная работа обучающихся с трехблочным настенным календарем
Мотивация учебной деятельности Самостоятельная работа обучающихся с мнемотаблицей «12 месяцев», расписанием уроков: время года, месяц, день недели, число, урок.
Актуализация имеющихся знаний
Актуализация имеющихся знаний
Гимнастика для глаз Вот стоит осенний лес ! В нем много сказок и чудес! Слева – сосны, справа – дуб. Дятел сверху, тук да тук . Глазки ты закрой-открой И скорей бегом домой.
Изучение нового материала СЕНТЯБРЬ Ясным утром сентября Хлеб молотят села, Мчатся птицы за моря — И открылась школа. С.Маршак
Дыхательная гимнастика
Физкультминутка (с элементами артикуляционной и пальчиковой гимнастики) Как живешь? – Вот так! Как идешь? – Вот так! А бежишь? – Вот так! Ночью спишь? – Вот так! Как берешь? Вот так А даешь? – Вот так! Как шалишь? – Вот так! А грозишь? – Вот так!
Закрепление имеющихся знаний Итог Дидактическая игра « Разрезная картинка - ОСЕНЬ»
Закрепление имеющихся знаний Итог Дидактическая игра « Разрезная картинка - СЕНТЯБРЬ»
Рефлексия . Оценка .