"Ребенок идет в школу"
Вы узнаете о критериях школьной успеваемости детей, разработанной врачами и психологами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_po_logopedii.docx | 45.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Ваш ребенок идет в школу… Начало школьного обучения – переломный этап в жизни ребенка. Врачами и психологами выработаны критерии школьной успеваемости детей. Ребенок, переступивший порог школы, должен соответствовать определенному физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию.
Необходимое для школы условие – социальная зрелость – это потребность детей в общении со сверстниками и взрослыми, умение подчиняться определенному режиму, понимание школьной ситуации.
Нежелание учиться бывает в трех случаях:
- Когда ребенок в дошкольном детстве не приучен ограничивать свои желания, преодолевать трудности.
- Активное нежелание учиться встречается у тех детей, у которых дома заранее сформировали страх перед школой («Вот пойдешь в школу, там тебе покажут»).
- Нежелание учиться возникает у тех, которым напротив, рисовали школьную жизнь и будущие успехи в радужных тонах.
И здесь именно вы, родители, можете помочь ребенку. Не забывайте вселять в ребенка чувство уверенности: «У тебя обязательно получится! Да и мы рядом, поможем». Вам, родителям, необходимо учить ребенка считаться с желаниями окружающих, вежливому поведению со старшими. Очень важно, чтобы к началу школьного обучения у малыша была достаточно зрелой эмоционально-волевая сфера.
Школьная жизнь требует от детей эмоциональной устойчивости.
Чрезвычайно важна в школе и способность к волевым усилиям.
Необходимым условием школьного обучения является определенный уровень умственной зрелости ребенка.
У дошкольника должны быть сформированы следующие психические познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, запас собственных знаний, развитие крупной и мелкой моторики.
! Помните, родители: ребенку необходима похвала, даже за небольшие успехи в освоении навыка письма.
Обращайте внимание на правильную посадку во время письма. Ребенок должен правильно держать карандаш или ручку.
У каждого ребенка есть свой срок и свой час достижения успехов. Помните, принудительное обучение бесполезно!
Главной причиной затруднений в учебной работе является частичное отставание познавательных и моторных функций.
Для овладения письменной речью необходимы два основных условия:
- осознание своей речи ( в то время, как устная протекает неосознанно);
-произвольное владение ею.
Специфические нарушения письма у детей подразделяются на дисграфию и дизорфографию.
Частичное расстройство процессов чтения и письма обозначают терминами дислексия и дисграфия.
Дисграфия (нарушение письма, расстройство письменной речи).
В письме к специфическим дисграфическим ошибкам относятся следующие:
- Ошибки фонематического восприятия – в основе таких ошибок лежат трудности дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство.
Парные звонкие и глухие согласные
д – т («тавно» - давно) | ж – ш («снешок» - снежок) |
з – с («кослик» - козлик) | г – к («досга» - доска) |
б – п («попеда» - победа) | в – ф («фьюга» - вьюга) |
Лабиализованные гласные фонемы
о – у («дедошка – дедушка) | ё – ю ( «самолют – самолёт) |
Сонорные согласные фонемы
р – л («лабота» - работа) | й – л («солька» - сойка) |
Свистящие и шипящие согласные
с-ш («шиски»- шишки | з-ж(«скажал»-сказал) | с-щ(«сенок»-щенок) |
Африкаты
ч-щ(«чепки»-щепки) | ч-ц(«чапля»-цапля) | ч-т(«девотька»-девочка) | |
ц-т («пцицы»-птицы) | ц-с («куриса»-курица) |
2.Ошибки графического характера – ребенок, имеющий вполне достаточную остроту зрения, не видит разницы в начертании оптически сходных букв, что приводит к их заменам на письме или к неправильному написанию некоторых букв.
Затруднение написания печатных букв из-за свойства зеркальности
Б | В | Г | Д | Е | Ё | ||||
З | И | Й | К | Л | Р | ||||
С | У | Ц | Ч | Щ | Ъ | ||||
Ы | Ь | Э | Ю | Я |
Затруднение написания букв рукописного шрифта по оптическому и кинетическому сходству
Буквы рукописного шрифта, имеющие оптическое сходство | Буквы рукописного шрифта, имеющие кинестетическое сходство | ||
с - е | л-и | о - а | х - ж |
о - с | м – ш | б - д | ч-ъ, Г-Р |
у-д-з | в -д | и-у, У-Ч | н-ю, и-ш |
п-т, П-Т | л-я, Н-К | ||
л-м, Л-М | а-д |
3.Ошибки при искажении слоговой структуры слов- основная причина этих ошибок заключается в том, что ребенок не овладел навыком анализа звуко-слогового состава слов.
-пропуски гласных, согласных, целых слогов («снки»-санки),
-перестановки букв и слогов («довр»-двор),
-вставки букв («шекола»-школа).
4.Ошибка на уровне слова.
-раздельное написание частей одного слова («и дут»-идут),
-слитное написание служебных слов (предлогов, союзов) («ветки елии сосны»- ветки ели и сосны),
-контаминации слов («лептабу»-лепят бабу),
-морфемный аграмматизм проявляется в операции словообразования (рука-«рукища»)
5.Ошибки на уровне словосочетания и предложения.
-отсутствие обозначения границ предложения – заглавных букв и точек,
-трудности употребления предлогов – их могут опускать, заменять, удваивать,
-разнообразные аграмматизмы, то есть нарушение связи слов: согласования и управления.
Дизорфография- нарушение усвоения ребенком орфографических норм, проявляется в разнообразных и многочисленных орфографических ошибках.
Дислексия- частичное нарушение процессов чтения.
Родители должны помнить:
*Нарушение чтения и письма не проходят сами собой, не могут быть преодолены обычными школьными методами.
*Коррекция нарушения чтения и письма наиболее успешна на раннем этапе ее развития. Обратитесь к школьному логопеду! Ваш ребенок нуждается в специальных коррекционных заданиях.