рабочая программа воспитателя компенсирующей группы для детей с ЗПР с 3-7 лет

Михайлова Елена Владимировна

на данной страничке вы посмотрите программу воспитателя компенсирующей группы для детей с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_vospitatelya_efimova_o.s_1.doc317.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение                           детский сад д. Дюдьково

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

разновозрастной компенсирующей группы для детей с ЗПР

для детей в возрасте от 3-7 лет

        Составители:

        Воспитатели: Фартуева З.В.

Михайлова Е.В.

СОДЕРЖАНИЕ

1 раздел Целевой

1. Пояснительная записка ……………………………………………........................................3 1.1. Цели и задачи реализации программы ................................................................................3 1.2. Принципы и подходы к формированию программы...........................................................4 1.3. Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников............................................7 2. Планируемые результаты освоения программы …………………………...………….……9

2 раздел Содержательный

1. Обязательная часть

1.1. Особенности осуществления образовательного процесса ..............................................10 1.2. Содержание образовательного процесса:..........................................................................12 СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

1.3. Модель организации образовательного процесса………………………………………16 1.4. Формы работы по образовательным областям…………………………………..………17 1.5. Особенности образовательной деятельности по коррекции задержанного развития....23 1.6. Способы и направления поддержки детской инициативы...............................................27 2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений

2.1. Приоритетные направления деятельности группы по реализации программы…..…...29 3. Формы взаимодействия с семьями воспитанников……………………………….….……33 3.1.Социальный портрет группы………………………………………………………………34

3 раздел Организационный

1. Организация режима пребывания детей в группе……..…………………………………38 2. Календарный учебный график…………………………………………………………...…38 3. Учебный план……………………………………………………………………………..…39 4. Описание материально-технического обеспечения……………………………………….42 5. Описание методического обеспечения средствами обучения и воспитания…….……....44

1 раздел. Целевой

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы ДОУ, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Рабочая образовательная программа разработана на основе двух образовательных программ: 1) «Воспитание и обучение дошкольников с ЗПР под редакцией доктора педагогич. наук Л.Б. Баряевой и кандидата педагогических наук Е.А. Логиновой; 2) программы «Подготовка к школе детей с ЗПР» под редакцией С.Г. Шевченко.  Программа составлена с целью организации образовательного процесса и коррекционно-развивающей работы в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР, рассчитана на детей шестого и седьмого года жизни, имеющих особые образовательные потребности.

  1. Цели и задачи реализации программы.

Программа направлена на решение следующих задач:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Исходя из ФГОС ДО в «Программе» учитываются:

1) индивидуальные потребности ребенка с ОВЗ, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее — особые образовательные потребности), индивидуальные потребности детей с ОВЗ;

2) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

3) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования;

4) возможности освоения ребенком с ОВЗ «Программы» на разных этапах ее реализации;

5) специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ, в том числе использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов,  проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития. Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая работа должна быть направлена на: 1) преодоление нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении «Программы»; 2) разностороннее развитие детей с ОВЗ с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

1.2. Принципы и подходы к формированию программы.

«Программа» строится на основе принципов дошкольного образования, изложенных в ФГОС ДО:

 полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного), обогащение (амплификация) детского развития;

 построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок проявляет активность в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

 содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

 поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

 сотрудничество организации с семьями;

 приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

 формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

 возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностей развития);

 учет этнокультурной ситуации развития детей.

Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Федеральный закон принят Госдумой 21 декабря 2012 года и одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года.

- Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»

- Федеральный закон от 03.05.2012 N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов".

- Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 «О федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы» (в редакции от 20.12.2011) .

- Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

- Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993.

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования. Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014. Зарегистрировано в Минюсте России 26 сентября 2013 г. N 30038.

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, 5 основного общего и среднего общего образования. Утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015. Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 октября 2013 г. Регистрационный № 30067.

- Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373.

- Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373.

- Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897.

- Устав МДОУ детский сад д. Дюдьково.

- Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с ЗПР МДОУ детский сад д. Дюдьково.

Данная рабочая программа разработана в связи с внедрением ФГОС в образовательный процесс ДОУ. Срок реализации Программы – 1 год (2019-2020 учебный год).  Рабочая учебная программа разновозрастной группы обеспечивает развитие детей в возрасте от 3-7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования по основным образовательным областям:

 социально – коммуникативное развитие,

 познавательное развитие,

 речевое развитие,

 художественно – эстетическое развитие,

 физическое развитие.

Подходы к построению Программы:

Подход как научно-методическая позиция разработчиков документа содержит принципиальные исходные положения (основанные на доминирующих в науке теориях, концепциях и парадигмах) отбора содержания дошкольного образования, адекватных ему технологий реализации и проектирования результатов освоения Программы.

Среди подходов к формированию Программы можно выделить:

 личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности;

 деятелъностный подход, связанный с организацией целенаправленной деятельности в общем контексте образовательного процесса: ее структурой, взаимосвязанными мотивами и целями; видами деятельности (познавательная, трудовая, художественная, игровая, двигательная и др.); формами и методами развития и воспитания; возрастными особенностями ребенка при включении в образовательную деятельность; в рамках деятельностного подхода, деятельность  наравне с обучением рассматривается как движущая сила психического и умственного развития.

 аксиологический (ценностный) подход, предусматривающий организацию развития и воспитания на основе общечеловеческих ценностей (например, ценности здоровья, что в системе образования позволяет говорить о создании и реализации моделей сохранения и укрепления здоровья воспитанников).

 компетентностный подход, в котором основным результатом образовательной деятельности становится формирование готовности воспитанников самостоятельно действовать в ходе решения актуальных задач:

-решать проблемы в сфере деятельности (определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими воспитанниками;

-объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, решать познавательные проблемы;

 диалогический (полисубъектный) подход, предусматривающий становление личности, развитие ее творческих возможностей, самосовершенствование в условиях равноправных взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога, субъект-субъектных отношений; обогащающий возможность участия родителей, специалистов в решении задач Программы в условиях социального партнерства и сетевого взаимодействия;

 системный подход - как методологическое направление, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними;

 средовой подход, предусматривающий использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка;     проблемный подход позволяет сформировать видение Программы с позиций комплексного и модульного представления ее структуры как системы подпрограмм по образовательным областям и детским видам деятельности, организация которых будет способствовать достижению соответствующих для каждой области (направления развития ребенка) целевых ориентиров развития;

 культурологический подход позволяет выбирать технологии образовательной деятельности, организующие встречу ребенка с культурой, овладевая которой на уровне определенных средств, ребенок становится субъектом культуры и ее творцом.

Ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника – игра. В процессе игры осуществляются качественный, генетический, возрастной, культурно-исторический, личностный (мотивационный) и деятельностный подходы к развитию ребенка. Ориентация при подготовке детей к школе не на сумму усвоенных элементарных школьных знаний, умений и навыков, а на их личностное развитие является проявлением личностного подхода к развитию детей и соответствует глобальному положению концепции Л.С. Выготского о том, что в основе развития лежит прежде всего эволюция поведения и интересов ребенка, изменение структуры направленности его поведения. Усвоение знаний в дошкольном возрасте происходит непреднамеренно, в виде «побочного продукта»; дошкольник учится главным образом в процессе игры, практической деятельности и общения со взрослыми.

Проектирование воспитательно-образовательного процесса осуществляется посредством реализации комплексно-тематического подхода, который предусматривает объединение различных видов детской деятельности вокруг единой образовательной темы.

В рамках комплексно-тематического подхода педагоги самостоятельно  распределяют содержание непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности воспитателя с детьми в режимные моменты, самостоятельной деятельности детей. При этом в качестве видов тем могут выступать: тематические недели, реализация проектов, сезонные явления в природе, праздники, традиции и др. В работе с родителями реализуется принцип открытости педагогического процесса. Принцип открытости базируется на деятельностной взаимооценке и предполагает изменение взаимоотношений между участниками процесса, организации конструктивного взаимодействия между детьми, родителями, педагогами, администрацией ДОУ. Основной задачей реализации принципа открытости является изменение образовательного пространства детского сада. В нем должно быть комфортно и интересно детям, их родителям, педагогам.

1.3.Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.

 Характеристика возрастных особенностей развития детей.

 Дошкольный возраст 3-6 лет:

 - у детей появляется произвольность основных психических процессов: способность целенаправленно управлять своим поведением, восприятием, вниманием, памятью, формируется монологическая речь;

 - происходит осмысление и осознание многих закономерностей окружающей жизни, законов, регулирующих поведение людей в социуме;

 - активно совершенствуется техника выполнения основных движений;

 - в играх детей присутствует полноценный развёрнутый сюжет, протяжённый во времени.

Дошкольный возраст 6–7 лет:

 - у детей формируется способность адекватно оценивать результат собственной деятельности, видеть и исправлять недостатки;

 - мышление отличается способностью удерживать в представлении цепочку взаимосвязанных событий, формируются представления об изменениях признаков предметов, их количества, оперировать в уме;

 - формируется первичный целостный образ мира, отражающий основные его закономерности;

 - формируется готовность к обучению в школе: мотивационная, познавательная, волевая, коммуникативная.

Возрастные особенности детей с ЗПР.

1. Как правило, это соматически ослабленные дети, отстающие не только в психическом, но и физическом развитии. В анамнезе отмечается задержка в формировании статических и локомоторных функций (функции передвижения собственного тела в пространстве), выявляется несформированность всех компонентов двигательного статуса (физического развития, техники движений, двигательных качеств) по отношению к возрастным возможностям.

2. Обнаруживается снижение ориентировочно-познавательной деятельности, внимание ребенка трудно привлечь и удержать. Затруднена сенсорно-перцептивная деятельность. Дети не умеют обследовать предметы, затрудняются в ориентировке в их свойствах.

3. У детей отмечается ЗРР. У некоторых из них может быть сформирована простая фраза, но диапазон возможностей ребенка к активному использованию речи значительно сужен.  На уровне импрессивной речи отмечаются трудности в понимании сложных, многоступенчатых инструкций, логико-грамматических конструкций ; дети плохо понимают содержание рассказа со скрытым смыслом; затруднен процесс декодирования текстов, то есть восприятия и осмысления содержания рассказов, сказок, текстов для пересказа. Дети рассматриваемой группы имеют ограниченный словарный запас. В их речи редко встречаются прилагательные, наречия, сужено употребление глаголов. Затруднены словообразовательные процессы; позже, чем в норме, наступает период детского словотворчества и продолжается до 7-8 лет. Грамматический строй речи также отличается некоторыми особенностями. Ряд грамматических категорий дети практически не используют в речи, ребенку трудно воплотить мысль в развернутое речевое сообщение, хотя ему и понятно смысловое содержание изображенной на картинке ситуации или прочитанного рассказа, и на вопросы педагога он отвечает правильно. Незрелость внутри речевых механизмов приводит не только к трудностям в грамматическом оформлении предложений. Основные проблемы касаются формирования связной речи. Дети не могут пересказать небольшой текст, составить рассказ по серии сюжетных картинок, описать наглядную ситуацию; им недоступно творческое рассказывание.

4. Общая моторная неловкость и недостаточность мелкой моторики обусловливают несформированность навыков самообслуживания: многие дети испытывают затруднения при использовании ложки, в процессе одевания.

5. Со стороны слухового восприятия нет грубых расстройств. Дети могут испытывать некоторые затруднения при ориентации в неречевых звучаниях, главным образом страдают фонематические процессы.

6. Замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности. Отмечаются недостатки зрительно-моторной, слухо-зрительно-моторной координации. В дальнейшем это препятствует овладению чтением, письмом.

7. Недостаточность межсенсорного взаимодействия проявляется в несформированности чувства ритма, трудностях в формировании пространственных ориентировок.

8. Память также отличается качественным своеобразием, при этом выраженность дефекта зависит от генеза задержки психического развития. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память. При правильном подходе к обучению дети способны к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания.           9. Отмечаются репродуктивный характер деятельности, снижение способности к творческому созданию новых образов. Замедлен процесс формирования мыслительных операций.

10. Ролевое поведение отличается импульсивностью. Не сформирована игра  как совместная деятельность: дети мало общаются между собой в игре, игровые объединения неустойчивы, часто возникают конфликты, коллективная игра не складывается. В отличие от умственно отсталых дошкольников, у которых без специального обучения ролевая игра не формируется, дети с задержкой психического развития находятся на более высоком уровне, они переходят на этап сюжетно-ролевой игры. Однако, в сравнении с нормой, уровень ее развития достаточно низкий и требует коррекции.

11. Незрелость эмоционально-волевой сферы обусловливает своеобразие формирования поведения и личностных особенностей. Страдает сфера коммуникации. По уровню коммуникативной деятельности дети находятся на более низкой ступени развития, чем сверстники.

12. Отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической сферы: страдает сфера социальных эмоций; дети не готовы к эмоционально теплым отношениям со сверстниками, слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми.

13. Характерные для этих детей явления вегето-сосудистой дистонии и обменно трофические нарушения обусловливают пониженную сопротивляемость к различным инфекциям, аллергические реакции, склонность к хроническому течению заболеваний внутренних органов. Поэтому большинство воспитанников коррекционно - развивающих групп нуждаются в динамическом медицинском наблюдении и периодическом активном лечении у педиатра, невролога и детского психиатра. Особенно необходима такая помощь дошкольникам из неблагополучных семей. Врачебный надзор и лечебно-профилактическая работа на фоне адекватного воспитательно-образовательного процесса способствуют укреплению здоровья детей.

2.Планируемые ориентиры освоения Программы.

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребёнка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребёнку какой- либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

К целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка:

 ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

 ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

 ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

 ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и  желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

 у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

 ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

 ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

2 раздел Содержательный

1. Обязательная часть

1.1 Особенности осуществления образовательного процесса 

Деятельность разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР ориентирована на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Педагогический процесс охватывает все основные направления развития ребенка, а также предусматривает систему мер по охране и укреплению здоровья. Педагоги создают в непосредственно образовательной деятельности и других формах обучения эмоционально-насыщенную атмосферу, наполняя их сказочными сюжетами и персонажами, импровизациями, что позволяет преодолеть учебно-дисциплинарные приемы.

Организация образовательного процесса в группе строится на основе годового плана, принятого на заседании педагогического совета, адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, разрабатываемой детским садом самостоятельно, также принятой педагогическим советом и утвержденной заведующим. Образовательный процесс регламентируется рабочей программой педагогов, учебным планом, календарным графиком и системой педагогического мониторинга детей.      

Особенности осуществления образовательного процесса:

1. Участники образовательных отношений: дети, родители (законные представители), педагогические работники группы.

2. Образовательная деятельность в группе осуществляется на русском языке.

3. Образовательная деятельность строится на адекватных возрасту формах работы с детьми, при этом основной формой и ведущим видом деятельности является игра.

4. Целостный образовательный процесс включает в себя реализацию задач пяти образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие воспитанников.

5. Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников и может реализовываться в различных видах деятельности: (с детьми дошкольного возраста 5 – 7 лет):

 игровая (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры),

 коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),

 познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними),

 восприятие художественной литературы и фольклора,

 самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),

 конструирование из разного материала (включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал),

 изобразительная (рисование, лепка, аппликация),

 музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на музыкальных инструментах),

  двигательная (овладение основными движениями)

6. Реализация задач осуществляется в совместной деятельности педагога и детей, в самостоятельной деятельности детей

7. Коррекционная работа, осуществляется в процессе взаимодействия со специалистами: учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога.

8. Взаимодействие с семьями детей по реализации Программы.

Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно - образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой группы.

При значительной неоднородности клинико-психологической структуры задержки психического развития в дошкольном возрасте наряду с более незрелыми психическими функциями имеется фонд сохранных психических функций, на который возможно опереться при планировании коррекционных мероприятий.

Технология организации специального коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с ЗПР в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего и комбинированного вида предусматривает соблюдение следующих условий:

 наличие в учреждении психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ;

 построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психофизиологических, личностных особенностей и возможностей детей, обеспечивающего коррекцию нарушений умственного, речевого и эмоционального развития и стимулирование, обогащение, развития ребенка во всех видах детской деятельности (познавательно - исследовательской, игровой, художественно - эстетической, трудовой, коммуникативной);

 использование специальных технологий, характеризующихся эмоционально- игровой окрашенностью, прикладной направленностью (тактильно-действенным обследованием, экспериментированием, трансформацией) и ценностной значимостью для ребенка того, что он делает, познает, с чем играет и взаимодействует;

 взаимодействие с семьей (активное включение родителей в жизнь учреждения, просвещение родителей, объяснение цели и задач воспитания и подготовки к школе детей с ЗПР);

 событийный характер в организации жизнедеятельности детей;

 проведение лечебно-оздоровительной работы, создающей благоприятную базу для организации занятий, игр, других видов деятельности детей.

1.2 Содержание образовательного процесса

Образовательная область

Виды детской деятельности

Физическое развитие

Цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное развитие через решение следующих специфических задач:

-развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости и выносливости, координации), накопление и обогащение  двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

-формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Утренняя гимнастика, подвижные игры, спортивные игры, специально-организованная и самостоятельная деятельность, культурно-гигиенические навыки, прием пищи, дневной сон, закаливание, оздоровительные мероприятия.

Познавательное развитие

Цель: развитие познавательных интересов, стимулирующих интеллектуальное развитие детей (сенсорное развитие, развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности, формирование элементарных математических представлений, формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Сенсорное развитие, развивающие и дидактические игры, формирование математических  представлений, конструирование, ознакомление с окружающим.

Речевое развитие

Цель: развитие всех компонентов устной речи детей.

-развитие звуковой культуры речи;

-практическое овладение воспитанниками  нормами  речи.

Работа по развитию речи, свободное общение со взрослыми и сверстниками в течение дня, чтение художественной литературы и творческая деятельность по ее результатам.

Художественно-эстетическое развитие

Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

-развитие продуктивной деятельности;

-развитие музыкально-художественной деятельности;

-приобщение к музыкальному искусству.

Рисование, лепка, аппликация, конструирование, просмотр иллюстраций к детским книгам, праздники, развлечение, музыкальное творчество.

Социально-коммуникативное развитие

Цель: освоение первоначальных представлений социального характера, включение детей в систему социальных отношений

-развитие игровой деятельности детей;

-приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

-формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств;

-овладение конструктивными способами, средствами взаимодействия с окружающими людьми;

-развитие свободного общения с взрослыми и детьми;

-развивать уважение к труду взрослых, сверстников;

-формировать умение по самообслуживанию.

Основы безопасности жизнедеятельности:

Наблюдение, игры, ситуации, беседы, чтение художественной литературы.

Нравственное воспитание:

Приобщение к правилам и нормам поведения в обществе, чтение художественной литературы, ситуации, возникающие в процессе свободного общения со взрослыми и сверстниками.

Толерантность.

Трудовое воспитание:

Наблюдение за трудом взрослых, элементарный бытовой труд, самообслуживание.

Специфика реализации основного содержания Программы с детьми с ЗПР

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Развитие познавательной активности, обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности.

Формирование мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов ведущих видов деятельности.

Коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере.

Преодоление недостатков в речевом развитии. Формирование коммуникативной деятельности.

Расширение и систематизация представлений об окружающей действительности. Формирование умения наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых предметов и явлений, находить черты сходства и различия, классифицировать предметы, делать обобщения и выводы (предметом внимания ребенком являются различные стороны окружающей его действительности – мир природы и мир социальных отношений).

Развитие у детей элементарных представлений о признаках предметов, количестве, числе, формирование способов измерения, а также выполнение простейших счетных операций, умение составления и решения арифметических задач на сложение и вычитание.

Развитие  речевого слуха, звукового анализа и синтеза, инициативной речи и мышления.

Уточнение, расширение и систематизация словарного запаса.

Ознакомление с предложением и словом в предложении.

Подготовка к обучению техники письма.

Использование музыки как эмоциональной основы для общения детей с окружающими людьми.

Развитие  дополнительных эмоциональных впечатлений при взаимодействии со сверстниками (развивают его подражательные способности, активизируют восприятие окружающей действит.).

Формирование восприятия музыки, вокально-интонационного развития голоса, ритма речи и ритмичности движений.

Развитие эмоциональной сферы, слухового внимания и слухового восприятия, музыкальности.

Стимулирование речевой деятельности дополнительными эмоциональными впечатлениями. Развитие внимания, запоминания, певческих навыков, музыкально-слуховых представлений. Развитие внимания, элементов произвольной деятельности, координации движения, ритмического чувства.

Развитие музыкально-ритмических движений.

Формирование у детей интереса и потребности слушать художественные произведения. Формирование умения видеть прекрасное в предметах окружающей природы, жизни и быта людей. Развитие художественного восприятия при ознакомлении с произведениями живописи, графики, скульптуры, предметов декоративно-прикладного искусства.

Создание условий для охраны, укрепления и совершенствования здоровья (соблюдение всех режимных процессов, выполнение закаливающих процедур, поддержание активного двигательного статуса детей, правильного звукового, голосового и дыхательного режимов, совершенствование предметно-развивающей и экологической сред, в т.ч. и выполнение санитарно-гигиенических норм). Формирование потребности быть здоровыми, вести здоровый образ жизни и владеть некоторыми средствами и приемами сохранения и укрепления своего здоровья.

1.3 Модель организации образовательного процесса

Совместная деятельность взрослого и детей

Совместная деятельность строится на:

- субъектной (партнерской, равноправной) позиции взрослого и ребенка;

 - диалогическом (а не монологическом) общении взрослого с детьми;

 - продуктивном взаимодействии ребенка со взрослыми и сверстниками;

 - партнерской формой организации образовательной деятельности (возможностью свободного размещения, перемещения, общения детей и др.). Основной мотив участия (неучастия) ребенка в образовательном процессе – наличие (отсутствие) интереса.

Образовательная деятельность

 Образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.

Самостоятельная деятельность детей

Самостоятельная деятельность (самодеятельность) предполагает свободную деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами (в том числе совместно с детьми) развивающей предметно- пространственной образовательной среды и:

-обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам;

-позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

 -содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение ребенком разнообразных задач;

 -позволяет на уровне самостоятельности освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной деятельности со взрослым.

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

В режимные моменты осуществляется работа по формированию культурно- гигиенических навыков, воспитанию организованности и дисциплинированности.

Образовательная деятельность с детьми происходит в процессе утреннего приема, утренней гимнастики, прогулки, приема пищи, подготовки к послеобеденному сну.

Индивидуальная работа с детьми

Индивидуальная работа– это деятельность педагога, воспитателя, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка.

Взаимодействие с семьей воспитанников

Используются разные виды взаимодействия с семьями воспитанников: беседы, анкетирования, консультации, родительские собрания, совместные мероприятия с участием родителей.

Психолого-педагогические условия для успешной реализации Программы:

• Защита детей от всех форм физического и психического насилия.

• Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

• Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.

• Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности.

• Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.   • Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.

• Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития.

1.4. Формы работы по образовательным областям 

Образовательная область

Формы работы

Социально-коммуникативное развитие

Индивидуальная игра, совместная с воспитателем игра, совместная со сверстниками игра.  Чтение, беседа, наблюдение, педагогическая ситуация, экскурсия, ситуация морального выбора. Проектная  деятельность, интегративная деятельность, праздник, совместные действия, рассматривание. Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач. Экспериментирование, поручение и задание, дежурство. Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера.

Познавательное развитие

Создание коллекций, проектная деятельность, исследовательская деятельность. Конструирование, экспериментирование, развивающая игра, наблюдение, проблемная ситуация. Рассказ, беседа, интегративная деятельность. Экскурсии, коллекционирование, моделирование, реализация проекта,  игры с правилами.

Речевое развитие

Беседа, рассматривание, решение проблемных ситуаций. Разговор с детьми, игра, проектная деятельность, создание коллекций, интегративная деятельность. Обсуждение, рассказ, инсценирование, ситуативный разговор с детьми, сочинение загадок. Проблемная ситуация, использование различных видов театра.

Художественно-эстетическое развитие

 Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров, предметов для познавательно-исследовательской деятельности. Создание макетов, коллекций и их оформление. Рассматривание эстетически привлекательных предметов. Игра, организация выставок, слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки. Музыкально- дидактическая, беседа интегративного характера, элементарного музыковедческого содержания. Интегративная деятельность, совместное и индивидуальное музыкальное исполнение, музыкальное упражнение. Попевка, распевка, двигательный, пластический танцевальный этюд. Танец, творческое задание, концерт- импровизация, музыкальная сюжетная игра.

Физическое развитие

Физкультурное занятие, утренняя гимнастика, игра, беседа, рассказ, чтение, рассматривание. Интегративная деятельность, контрольно-диагностическая деятельность.  Спортивные и физкультурные досуги, спортивные состязания, совместная деятельность взрослого и детей тематического характера. Проектная деятельность, проблемная ситуация, соотношение видов детской деятельности и форм образовательной деятельности, двигательная деятельность.

Соотношение видов детской деятельности и форм образовательной деятельности

Виды детской деятельности

Формы образовательной деятельности

Двигательная деятельность

Двигательная активность в течение дня, игра, утренняя гимнастика, самостоятельные спортивные игры и упражнения,

Игровая деятельность

Наблюдение, чтение, игра, игровое упражнение. Проблемная ситуация, беседа, совместная с воспитателем игра, совместная со сверстниками игра, индивидуальная игра. Праздник, экскурсия, ситуация морального выбора, игровое упражнение.  Ситуативный разговор с детьми, педагогическая ситуация, беседа. Во всех видах самостоятельной детской деятельности.

Проектная деятельность

Создание соответствующей предметно- развивающей среды.

Познавательно-исследовательская деятельность

Рассказ, беседа, создание коллекций.

Сюжетно-ролевая игра, рассматривание, наблюдение, чтение, игра-экспериментирование, развивающая игра, экскурсия.

Интегративная деятельность

 Коллективное обобщающее занятие.

Ситуация общения в процессе режимных моментов, дидактическая игра, чтение (в том числе на прогулке). Словесная игра на прогулке, наблюдение на прогулке, труд, игра на прогулке, ситуативный разговор, беседа, беседа после чтения, экскурсия.

Разговор с детьми, разучивание стихов, потешек, сочинение загадок.

Коммуникативная деятельность

Чтение, обсуждение, рассказ, беседа, рассматривание, игровая ситуация. Дидактическая игра, чтение, беседа о прочитанном,  инсценирование, викторина, игра-драматизация, показ настольного театра, разучивание стихотворений, театрализованная игра, режиссерская игра.

Изобразительная деятельность

Занятия (рисование, аппликация, конструирование и художественное конструирование, лепка) . Изготовление украшений, декораций, подарков, предметов для игр. Экспериментирование, рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства.

 Игры (дидактические, строительные, сюжетно- ролевые).  Тематические досуги, выставки работ декоративно- прикладного искусства, репродукций произведений живописи.

Конструирование из разных строительных материалов

Занятия (конструирование и художественное конструирование).  Рассматривание эстетически привлекательных объектов , игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые). Тематические досуги.  Конструирование по образцу, по модели, по условиям, по теме, по замыслу. Конструирование по простейшим чертежам и схемам. Конструирование из песка. Самостоятельная конструктивная деятельность.

Музыкальная деятельность

Слушание музыки, экспериментирование со звуками, музыкально-дидактическая игра, шумовой оркестр, разучивание музыкальных игр и танцев, совместное пение, импровизация, беседа интегративного характера.

 Совместное и индивидуальное музыкальное исполнение .

Музыкальное упражнение, попевка, распевка . Двигательный пластический танцевальный этюд .Творческое задание, концерт-импровизация, танец, музыкальная сюжетная игра. Слушание музыки, сопровождающей проведение режимных моментов. Музыкальная подвижная игра на прогулке. Концерт-импровизация на прогулке, создание соответствующей предметно-развивающей среды.

1.5 Особенности образовательной деятельности по коррекции задержанного развития детей. Содержание коррекционной работы направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении программы. В дошкольном образовательном учреждении создана система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, в которую входит нормативно-правовая и организационно - методическая база. Основанием для организации коррекционной работы является медико-психолого-педагогическое заключение, определяющее особые образовательные потребности воспитанников, имеющих недостатки в развитии речи, познавательной и эмоциональной сфер личности, особенности физического развития или ограниченные возможности здоровья. Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с недостатками в физическом и (или) психическом развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников. Задачами ПМПк образовательного учреждения являются:

 • профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;

• выявление резервных возможностей развития;

 • определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей;

 • подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния.

Комплексная работа ПМПк ведется на основании договоров между ДОУ (в лице руководителя ДОУ) и родителями (законными представителями) воспитанника образовательного учреждения. Контингент детей, входящих в ПМПк, составляет весь списочный состав групп компенсирующей направленности. В ситуации невозможности усвоения воспитанником программы из-за тяжести физических и (или) психических недостатков, подтвержденных в установленном порядке, содержание коррекционной работы формируется с акцентом на социализацию воспитанника и формирование практико-ориентированных навыков. В группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития осуществляется квалифицированная коррекционно-развивающая работа.

Основными задачами коррекционно-развивающего обучения в группе компенсирующей направленности являются:

1. Индивидуализация и дифференциация педагогических методов, приемов и средств, применительно к каждому конкретному ребенку.

2. Коррекция и формирование произносительных умений и навыков (постановка, дифференциация и автоматизация звуков).

3. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.

4. Коррекция специфических отклонений в развитии познавательной деятельности детей, мышления, речи, формирование элементарных языковых и математических знаний и представлений об окружающем мире.

5. Развитие памяти, внимания и мышления на отработанном в произношении материале.

6. Развитие мелкой моторики руки.

 Образовательный процесс, организуемый в группе компенсирующей направленности включает время, отведенное на:

 образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально- художественной, чтения);

 образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, осуществляемую в ходе режимных моментов;

 самостоятельную деятельность детей;

 взаимодействие с семьями детей по реализации Программы. В группе компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения предусматривается четкая организация всего коррекционного процесса. Она обеспечивается:

 своевременным обследованием детей;

 рациональным составлением расписания фронтальных, подгрупповых и индивидуальных форм коррекционно-развивающей деятельности;

 планированием индивидуальной работы с каждым ребенком;

 оснащением процесса необходимым оборудованием и наглядными пособиями;

 совместной работой учителя-дефектолога с воспитателями группы, узкими специалистами и родителями. В процессе коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с ЗПР в период подготовки их к школе ставятся следующие конкретные задачи:

 сенсорное развитие, соответствующее возрасту: освоение эталонов-образцов цвета, формы, величины, эталонов звуков; накопление обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), материалов;

 освоение предметно-практической деятельности, способствующей выявлению разнообразных свойств в предметах, а также пониманию отношений между предметами (временных, пространственных, количественных);

 освоение продуктивных видов деятельности (конструирование, лепка, аппликация, работа с природным материалом), способствующих сенсорному, умственному, речевому развитию ребенка;

 накопление языковых представлений, развитие фонетико-фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте;

 уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира;

 формирование диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения;

 развитие элементарных математических представлений и понятий, соответствующих возрасту;

 формирование соответствующих возрасту навыков игровой деятельности (освоение игры по правилам, сюжетно-ролевой игры), а также элементов учебной деятельности. Пребывание в специальных условиях благоприятно сказывается на развитии игровой деятельности детей с ЗПР, их личности, интересах, мотивации учения, на развитии взаимоотношений, общения и др. В общем психическом развитии детей подготовительной группы важную роль играет новая жизненная позиция. Они начинают понимать, что впереди их ждет школа, усиливаются тяга к общению со взрослыми, стремление к выбору партнёров для завязывания дружеских контактов, сотрудничества в игре. Дети начинают прислушиваться к тем оценкам, которые дают их индивидуальной деятельности взрослые и сверстники. Эти оценки служат для детей средством самопознания, на их основе складывается самооценка. Поэтому так важно корректировать мнение сверстников о том или ином ребенке, чтобы предохранить от возникновения у него завышенной или заниженной самооценки. Для повышения уровня общего развития детей с ЗПР чрезвычайно важна роль регулярных занятий. На занятиях дети приобретают много конкретных и обобщенных знаний и умений, но главное — они приобретают умения слушать и выполнять требования взрослого, подчинять свои действия, заданным правилам, действовать в точном соответствии со словесной инструкцией или наглядным образцом. Все это важные предпосылки будущей деятельности, т.е. умения самостоятельно учиться, приобретать знания. Дети постепенно учатся контролировать свои действия в соответствии с заданным образцом, приобретают умения правильно оценивать результаты своей работы и самостоятельно исправлять допущенные ошибки, у них формируется чувство ответственности. Познавательная деятельность детей приобретает сложные формы. Восприятие становится целенаправленным и обобщенным. При специальном руководстве развитием восприятия к концу дошкольного возраста формируются важные сенсорные способности: дети могут учитывать различные параметры величины предметов (длину, ширину, высоту, толщину), правильно оценивать абсолютные и относительные размеры, подмечать и анализировать сложную форму предметов, устанавливать пространственные отношения и цветовые различия, обозначать указанные признаки соответствующими словами. Совершенствуется фонематический слух детей. Они начинают хорошо различать все звуки родной речи, могут правильно выделять их в слове, определять последовательность, изменять громкость и темп речи, пользоваться средствами интонационной выразительности. Возможности интеллектуальной деятельности также заметно возрастают. Представления детей об окружающем мире становятся более широкими, разнообразными и обобщенными. Они могут осуществлять «в уме», в плане представлений, сложные действия с предметами и их преобразования.

Дети с ЗПР начинают осваивать логические операции классификации и сериации, использовать их для объединения предметов по общим существенным свойствам.

Система коррекционной работы

№ п/п

Виды работ педагогов

Возраст детей

Количество занятий в неделю

Длительность занятий

1.

Учитель - дефектолог

Старшая подгруппа (5-6 лет)

Индивидуальная коррекционная работа.

15 минут

Подгрупповая коррекционно-развивающая деятельность.

25 минут

Младшая подгруппа (3-4 года)

Индивидуальная коррекционная работа.

7 - 10 минут

Подгрупповая коррекционно-развивающая деятельность.

15 минут

2.

Учитель-логопед

Старшая подгруппа (5-6 лет)

Индивидуальная коррекционная работа.

15 минут

Подгрупповая коррекционно-развивающая деятельность.

25 минут

Фронтальная коррекционно-развивающая деятельность.

25 минут

Младшая подгруппа (3-4 года)

Индивидуальная коррекционная работа.

7-10 минут

Подгрупповая коррекционно-развивающая

деятельность.

Фронтальная коррекционно-развивающая деятельность.

15 минут

15 минут

3.

Педагог-психолог

Старшая подгруппа (5-6 лет)

Индивидуальная коррекционная работа.

15 минут

Подгрупповая коррекционно-развивающая деятельность

25 минут

Младшая подгруппа (3-4 года)

Индивидуальная коррекционная работа.

7-10 минут

Подгрупповая коррекционно-развивающая деятельность

15 минут

4.

Музыкальный руководитель

3-7 лет

2 занятия

по 25 минут

5.

Инструктор по физической культуре

3-7 лет

3 занятия

по 25 минут

6.

Воспитатель

3-7 лет

Коммуникативная деятельность (речевое развитие), познавательно-исследовательская деятельность (ознакомление с окружающим миром), художественное творчество (лепка, аппликация, рисование, конструирование),.

по 25 минут для детей старшей подгруппы

по 15 минут для детей младшей подгруппы

Совместная коррекционная деятельность воспитателя  с детьми.

Самостоятельная деятельность детей.

ежедневно

ежедневно

В середине времени, отведённого на образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки. Перерывы между периодами  образовательной деятельности – не менее 10 минут.

1.6. Способы и направления поддержки детской инициативы.

 Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду. Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в утренний отрезок времени и во второй половине дня. Все виды деятельности ребенка в детском саду могут осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности:

 — самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры;

— развивающие и логические игры;

 — музыкальные игры и импровизации;

— речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами;

 — самостоятельная деятельность в книжном уголке;

 — самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей;

— самостоятельные опыты и эксперименты и др.

 В развитии детской инициативы и самостоятельности воспитателю важно соблюдать ряд общих требований:

 развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;

 создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;

 постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно; постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;

 тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;

 ориентировать дошкольников на получение хорошего результата;

 своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу;

 дозировать помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае;

 поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества. Условия, необходимые для развития познавательно-интеллектуальной активности детей;

 Развивающая предметно-пространственная среда разнообразна по своему содержанию;

 Содержание развивающей предметно-пространственной среды учитывает индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы;

 В группе преобладает демократический стиль общения воспитателей с детьми;

 Воспитатели и родители развивают умения детей осуществлять выбор деятельности и отношений в соответствии со своими интересами;

 Родители в курсе всего, что происходит в жизни ребенка: чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового и т.д.

 Эффективные формы работы для поддержки детской инициативы  Совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемной ситуации, предложенной самим ребенком  Проектная деятельность  Совместная познавательно-исследовательская деятельность взрослого и детей - опыты и экспериментирование  Наблюдение и элементарный бытовой труд в центре экспериментирования  Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы  Создание условий для самостоятельной деятельности детей в центрах развития 5-6 лет. Приоритетная сфера инициативы – внеситуативно-личностное общение. Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы: проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече; использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку. индивидуальные вкусы и привычки детей. Поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу). Условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей, перспективу. Обсуждать выбор спектакля для постановки, песни, танца и т.п. деятельности детей по интересам 5-6 лет. Приоритетная сфера инициативы – научение. Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы: признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта, в исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание; совершенствование деталей и т.п. Рассказывать детям о трудностях, которые вы сами испытывали при обучении новым видам деятельности, реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников, достижениям, которые есть у каждого, удовлетворения его результатами. Учитывать и реализовывать их пожелания и предложения, деятельности детей по интересам.

 2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений

 2.1. Приоритетные направления деятельности группы по реализации Программы

 - «Социально-коммуникативное развитие»

Цель: позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Задачи:

 Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

 Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.

 Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

 Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

 Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ.

 Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

 Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

 Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Направления:

 Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей.

 Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Примерные расчеты времени на образовательную деятельность (организованную и осуществляемую в ходе режимных моментов).

 Режим пребывания детей в ДОУ – 12 часов. В группе ЗПР 60 % времени идет на реализацию адаптированной основной общеобразовательной программы, 40 % - дополнительной. Из 100% времени отводится: 30 % - на организацию физического развития; 30 % - на художественно-эстетическое развитие; 20 % - познавательное; 13 % - речевое; 7 % - на социально-коммуникативное развитие.

  1. Формы взаимодействия с семьями воспитанников

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

месяц

тема

Наглядная информация

Индивидуальная работа

1.

Сентябрь

Совместная подготовка к учебному году

«Режим дня», «Наши занятия», «Советы психолога, логопеда», «Адаптация», «Учите и читайте вместе с нами», «Именниники», «Объявления!».

Родительское собрание: «Приятно познакомиться!».

Информационный плакат. Рекомендации родителям по работе с детьми дома: «Как воспитывать самостоятельность», «Я сам!», «Алгоритм одевания, умывания».

Беседы по адаптации, советы специалистов по адаптации.

Вопросник: «Мой ребенок – какой он».

2.

Октябрь

Рисуем вместе

Консультация «Девиз группы: выполнение желаний детей, родителей, педагогов!»

 « Кризис 3 лет», логопед: «Артикуляционная гимнастика», воспитатели: «Пальчиковая гимнастика», «Режим – это важно!», «Роль семьи в воспитании детей!».

Изо-выставка в рубрике «Домашние зарисовки» + персональные выставки в течение года! Оформление рисунков сделанных в совместной деятельности детей и родителей дома.

Папка нетрадиционных приёмов рисования в этом возрасте.

Беседы: «Одежда детей в группе и на улице!», «Маркировка одежды», «Живём по режиму!»

3.

Ноябрь

Совместная подготовка группы к зиме

Консультации: «Как беречь свое здоровье!», «Профилактика гриппа».

Консультация-практикум «Роль дидактической игры в семье и детском саду!».

Беседа о здоровье детей, индивидуальных способах профилактики.

Советы по оформлению семейного фото.

Сбор-отчет домашних развивающих игр, выставка групповых настольно-развивающих игр, в соответствии с возрастом, программой, оформлением. Предложение родителям поиграть дома с детьми в развивающую игру ( «Отгадай кто, соединив цифры», «Лабиринт», «Закрась по цифрам и отгадай».

Помощь – совет по приобретению игр домой, привлечению детей в игру.

4.

Декабрь

«Движение – это жизнь»

Фотогазета со стихами «В детском саду играем, много нового узнаем!» Организация фотовыставки, Перечень – рекомендация: «Подвижные  игры» для дома!

Рекомендации для родителей: «Осторожно – грипп!», «Если в доме больной!», «Меры предупреждения и лечения гриппа», «Массажи», «Закаливание».

Информация для родителей: «Как дарить подарки», «Новогодние костюмы».

Конкурс самоделок «Волшебные снежинки!» «Приглашение к совместной деятельности от детей группы!»

Мастер-класс по изготовлению новогодних украшений для группы.

5.

Январь

«Зимушка-зима»

Фотовыставка «Как мы весело отдыхали и Новый год встречали».

Советы по изготовлению построек, горки.

Советы, рекомендации по прогулке с родителями вечером. Родительское собрание «Речь старшего дошкольника».

День добрых дел «Снежные постройки», «Каким бывает снеговик», «Лепим из снега».

Анкета: «Что и как читаем дома?

6.

Февраль

«Папа – гордость моя»

Папка: «Использование в изобразительной деятельности с детьми разных материалов: ткань, нитки, картон, вата и т.д.».

Советы по работе с нетрадиционными материалами, показ образцов.

Фотогазета «Самый лучший папа мой!»

Организация фотовыставки с рассказами о папах.

Изо-выставка в рубрике «Домашние зарисовки». Организация выставки рисунков на тему: «Моя любимая сказка».

 Консультация- практикум «Физкультура – ура!». «Занятия физическими упражнениями с ребёнком дома!».

Совместное физкультурное развлечение «Вместе с папой, вместе с мамой поиграть хочу!»

Советы специалиста, показы упражнений, использование спортинвентаря, анкетирование

 « Дружите ли Вы с физкультурой!»

7.

Март

«Весна пришла – весне дорогу»

Организация фотогазеты «Мамочка любимая моя!» Организация фотовыставки с рассказами о мамах! (Оформление детскими рисунками).

Консультации: «Музыка в помощь иммунитету!», «Как уберечься от ОРЗ!»

Советы специалиста.

Совместное создание в группе огорода «Как использовать пластиковую бутылку?», «Что посадим в огороде!»

Совместно проведённый весенний праздник «Весенние стихи».

 Родительский клуб с участием воспитателей «Маленькие драчуны». Приглашение – объявление на чай и беседу!

Обмен мнениями, решение проблемных ситуаций в группе.

8.

Апрель

«Весна пришла, птиц позвала!»

Оформление выставки рисунков – игр, данных воспитателями для совместной логической и изобразительной деятельности детей и родителей, стихи о птицах.

Выставки продуктивной деятельности с занятий.

Консультации родителям по проведению ими занятий, зарядок, прогулок.

День добрых дел «Выносной материал» «Новая жизнь бросового материала» «Что нам нужно на улицу!» «Спортинвентарь» Советы, рекомендации, просьбы, пояснения, показ по использованию.

9.

май

«День Победы»

Организация выставки – поздравления к Дню Победы! Выставка: «Звезда памяти», Информационные файлы «Мои родные защищали Родину!». Советы по оформлению, подбор стихов, поздравлений.

Плакат «75 лет со дня великой Победы».

Родительское собрание «Наши успехи!».

«Музыкальный киоск» (на лето), «Летний санитарный бюллетень».

Консультация: «Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка!» (воспитатели, медработник). Информационная папка «Прогулка – это важно!», «Активный отдых, это как?!», «Игры на природе!» Советы, предложения, рекомендации врача.

Анкетирование «Как для Вас прошёл этот год!» (Участие родителей, понятна, важна была ли информация, новые мероприятия в план).

В группе ЗПР родители принимают активное участие в жизни группы.  В работе используем различные способы вовлечения родителей в воспитательный и образовательный процесс:

  Педагогические беседы с родителями;

  Тематические консультации;

 Круглый стол;

  Дни открытых дверей;

  Наглядная пропаганда;

 Родительские собрания;

  Телефонные звонки;

 Совместное проведение развлечений;

  Совместное творчество и др.

  1. Социальный паспорт группы

Количество детей в семье

Уровень образования родителей

Место работы родителей

Многодетные

семьи

4 семьи

Общее среднее образование

8 человек

ОАО «Ярославский бройлер»

6 человек

Семьи с 2 детьми

6 семей

Полное среднее образование

3 человека

«Волжанин»

3 человека

Семьи с 1 ребенком

1 семья

Средне-специальное образование

6 человек

иная работа в городе

3 человека

Высшее образование

1 человек

Инвалиды

1 человек

Безработные

3 человека

Декретный отпуск

2 человека

3 раздел Организационный

  1. Организация режима пребывания детей в группе 

                                                            Режим дня

                         время

            Режимные моменты

7.00 – 8.10

Прием детей, наблюдение в природе, самостоятельные игры.

8.10 – 8.20

Артикуляционная, пальчиковая гимнастика.

8.20 – 8.30

Утренняя гимнастика.

8.30 – 8.50

Подготовка к завтраку, завтрак.

8.50 – 9.00

Самостоятельная игровая деятельность.

9.00 – 9.35

Непосредственно-образовательная деятельность.

10 минут

Второй завтрак.

10.35 – 12.10

Подготовка к прогулке. Прогулка (свободная деятельность, игры, экспериментирования, проектная деятельность).

12.10 – 12.30

Возвращение с прогулки, подготовка к обеду.

12.30 – 13.00

Обед (самообслуживание, КГН).

13.00 – 15.00

Подготовка ко сну, дневной сон (самообслуживание, КГН, воздушные ванны, чтение х/л).

15.00 – 15.15

Подъем, гимнастика пробуждения, гигиенические процедуры, воздушные ванны (физическое развитие, социально-коммуникативная деятельность).

15.05 – 15.25

Полдник

15.25 – 17.00

НОД. Подгрупповая и индивидуальная КРР. Свободная деятельность, игры, беседы, пед. ситуации, чтение х/л.

Театрализованная, продуктивная деятельность.

17.00 – 19.00

Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой.

Общая продолжительность прогулок за день 3 часа Общая продолжительность сна 2 часа

  1. Календарный учебный график.

Режим функционирования ДОУ на 2019-2020 учебный год 1). Дошкольное образовательное учреждение функционирует с 7.00 до 19.00 2). Продолжительность учебного года: начало учебного года – с 01.10. 2019 года; окончание учебного года – 31 мая 2020 года. 3). Продолжительность учебной недели – 5 дней: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница; выходные дни: суббота, воскресенье, праздничные дни. 4). Продолжительность учебного года – 14 недель; 5). Каникулярный период – с 29 декабря 2019 г. по 11 января 2020 г. 6). Дни здоровья – 06-07 апреля 2020 г.; 7). Летний оздоровительный период – с 01 июня по 31 августа 2020 года. В дни зимних и летних каникул дети посещают дошкольное учреждение; непосредственно образовательная деятельность проводится только художественно-эстетического и физкультурно-оздоровительного циклов. Учебная нагрузка: максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ в группах компенсирующей направленности: для детей от 5 до 6 лет 6 час 15 минут в неделю Для детей от 6 до 7 лет 7 часа 30 минут в неделю Продолжительность непрерывной образовательной деятельности: для детей от 5 до 6 лет Не более 25 минут Для детей от 6 до 7 лет не более 30 минут

                             Календарно-тематический план

  Название темы

          сроки

1.

Наш детский сад.

02.09 – 08.09

2.

Осень (начало осени).

09.09 – 15.09

3.

Деревья и кустарники осенью.

16.09 – 22.09

4.

Грибы.

23.09 – 29.09

5.

Цветы осенью.

30.09 – 06.10

6.

Середина осени.

07.10 – 13.10

7.

Овощи.

14.10 – 20.10

8.

Фрукты.

21.10 – 27.10

9.

Домашние птицы.

28.10 – 03.11

10.

Бытовые приборы.

04.11 – 10.11

11.

Поздняя осень.

11.11 – 17.11

12.

Дикие животные.

18.11 – 24.11

13.

Домашние животные.

25.11 – 01.12

14.

Зима.

02.12 – 08.12

15.

Зимующие птицы.

09.12 – 15 12

16.

Зимние забавы.

16.12 – 22.12

17.

Новый год в семье.

23.12 – 31.12

18.

Январь – середина зимы.

09.01 – 12.01

19.

Хвойные и лиственные деревья зимой.

13.01 – 19.01

20.

Мебель.

20.01 – 26.01

21.

Одежда.

27.01 – 02.02

22.

Февраль – последний месяц зимы.

03.02. – 09.02

23.

Обувь.

10.02 – 16.02

24.

День защитника отечества.

17.02 – 23.02

25.

Транспорт.

24.02 -  01.03

26.

Весна – женский день.

02.03 – 08.03

27.

Моя семья.

09.03 – 15.03

28.

Возвращение перелетных птиц.

16.03. – 22.03

29.

Посуда.

23.03 – 29.03

30.

Апрель – середина весны.

30.03 – 05.04

31.

День космонавтики.

06.04 – 12.04

32.

Мой город, моя деревня.

13.04 – 19.04

33.

Москва – столица России.

20.04 – 26.04

34.

Насекомые.

27.04 – 03.05

35.

День Победы.

04.05 – 10.05

36.

Труд людей весной.

11.05 – 17.05

37.

Май – последний месяц весны.

18.05 – 24.05

38.

Здравствуй, лето! (Школа)

25.05 – 31.05

 3. Учебный план

Образовательная область

Вид деятельности

Количество занятий в неделю

Познавательное развитие

1./2 Развитие познавательно- исследовательской деятельности.

Приобщение к социокультурным

ценностям

1 раз

3.Формирование элементарных математических представлений ( с дефектологом 1 раз в неделю)

1 раз

 4.Ознакомление с миром природы 2 раза в неделю (1 раз с воспитателем и 1 раз с педагогом – психологом).

2 раза

Речевое развитие

1.Развитие речи ( с воспитателем).

1 раз

2.Грамота ( с воспитателем, индивидуальная работа с дефектологом).

1 раз

Художественно-эстетическое развитие

1.Рисование

2 раза

2.Лепка

1 раз

3./4.Аппликация -

Конструирование

1 раз чередуем аппликацию и конструирование через неделю

5.Музыка

2 раза в неделю

Физическое развитие

Физическая культура

3 раза в неделю

Социально-коммуникативное развитие

Игровая, коммуникативная деятельность. Элементарный бытовой труд, самообслуживание.

ежедневно

Итого в неделю 15 занятий в неделю по СанПиНам (в неделю) 15 занятий в неделю Итого в год (14 недель) 210 занятий (87 часов50минут).

 Направления работы: образовательная деятельность в ходе режимных моментов. Утренняя гимнастика – ежедневно, комплексы закаливающих процедур – ежедневно, гигиенические  процедуры – ежедневно. Ситуативные беседы при проведении режимных моментов – ежедневно, чтение худ. литературы – ежедневно. Дежурство – ежедневно, прогулка – ежедневно, самостоятельная деятельность детей, самостоятельная деятельность в центрах (уголках) развития –ежедневно, игра – ежедневно.

 Индивидуальная работа с детьми проводится по графику.

 Содержание деятельности педагогов с детьми в ходе режимных моментов:

1)Сюжетно-ролевые или режиссерские игры – ежедневно. 2) Дидактические и развивающие игры – ежедневно. 3) Настольные игры – ежедневно. 4) Подвижные, спортивные, народные, хороводные игры – ежедневно. 5) Работа по ЗКР – ежедневно. 6) Наблюдения – ежедневно. 7) Конструктивно-модальная деятельность 1 раз в неделю. 8) Театрализованные игры - 1 раз в неделю. 9) Игры по социально-коммуникативному развитию - 1 раз в неделю. 10) Чтение и рассказывание 1 раз в неделю 11) Беседа с детьми 1 раз в неделю.12 Рассматривание иллюстраций 2 раза в неделю. 13) Рассматривание предметов декоративно- прикладного искусства 1 раз в неделю. 14) Трудовая деятельность ежедневно. 15) Наблюдения в природе ежедневно. 16) Развлечения 1 раз в неделю. 17) Экспериментирование 1 раз в неделю. 18) Целевые прогулки, экскурсии 1 раз в месяц. Прогулки – ежедневно.

 

  1. Описание материально-технического обеспечения

 Уголок театрализации представлен в виде настольной и напольной ширмы с включением разнообразных масок, разного вида театров (би ба бо, пальчиковый, кукольный, перчаточный, деревянный театры, театр теней, театров, выполненных руками детей и их родителей). Игра «Дело – мастера боится».

Уголок развития речи представлен в виде полок с разным наполнением: магнитная азбука, кубики: «Алфавит», кубики «Буду читать», «Я буду говорить», касса букв. Буквари Н.С. Жуковой «Начинай читать», «Учим малыша», «Азбука». Дидактическими играми: «Найди букву», «Буквы», «Стану отличником», «Будущий первоклассник».

Уголок сенсорного развития представлен в виде: открытого шкафа с наполнением: цветные кубики, пособие «Паровоз» с геометрическими фигурами, пирамидками разными по размеру, форме и цвету; пособие «волшебный комод»; пособие «Колобки» (со скрепками); кубики с цифрами; пазлы «Учимся считать»; мозайка «геометрические фигуры»; вкладыши с геометрическими фигурами; счеты, раздаточный счетный материал. В уголке сенсорного развития имеется панно, на котором помещается разный счетный материал. Дидактические игры: «Мой первый счет», «Волшебные резиночки».

Уголок эмоций представлен в виде дерева с изображением разного рода эмоций. В уголке имеются: кубик с эмоциями, игра «Мое настроение», фотоальбом «Эмоции детей».

Уголок природы представлен в виде полки на котором помещаются разного рода дидактические пособия и игры. Дидактическое пособие «Дерево» по временам года, календарь природы и погоды, животные разных климатических зон; пазлы «Животные разных климатических зон», «Птицы», «Домашние животные», «Насекомые». Дидактические игры: «Времена года», «Мир животных»; вкладыши «Времена года». Дидактический материал по лексическим темам.

Уголок экспериментирования представлен в виде стола, на котором располагается сухой бассейн, имеются наборы камней, ракушек, шишек, круп.

Дидактические игры из серии «Мои первые игры» представлен в виде игр: «Папа, мама, я», «Паровозик для зверят», «Раз, два, три, четыре», «Противоположности», «Учимся сравнивать», «Мы считаем», «Путанница».

Игры – ассоциации: «Животные», «Профессии», «Сказка за скзкой».

Развивающие лото, домино, пазлы, состоящие из 4, 9, 12, 36 деталей, мозайка (пластмассовая, магнитная).

Логическая игра «Пингвины».

Уголок конструирования представлен в виде стелажа, на котором размещаются разного вида строительный материал: конструктор пластмассовый и деревянный разный по форме, конструктор типа «Лего» (крупный, средний, мелкий).

Уголок физического развития наполнен разного рода спортивным инвентарем: флажки, ленточки, мячи разного размера, набор кеглей, массажные коврики, кубики.

Уголок патриотического воспитания представлен в виде полки, на которой размещаются разного вида дидактический материал: портрет президента, символика Российской Федерации (флаг, герб); макет храма, энциклопедии «Праздники народов России», «Русский костюм», книги по православным праздникам.

Уголок музыкального развития представлен в виде полки, на которой размещены разного рода музыкальные атрибуты: бубен, металлофон, колокольчик, разного рода шумовые инструменты, барабан; портреты русских композиторов.

Уголок чтения художественной литературы представлен в виде мини-библиотеки с подборкой книг по возрасту, имеются портреты поэтов и писателей 19 – 20 века.

                              Методическая литература

1.Развитие речи и воспитания правильного звукопроизношения у детей с ЗПР. Конспекты занятий для детей 5-6 лет.

2.Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР.

3.Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР.

4.Подготовка к обучению грамоте. Конспекты занятий для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР.

5.Конспекты занятий по художественному творчеству для детей старшего дошкольного возраста.

6.Информационно-деловое оснащение ДОО Н.В. Нищева «Как научить дошкольника читать» (памятки для родителей).

7.Добро пожаловать в экологию! Наглядная информация для родителей старшего дошкольного возраста.

8.К.Ю. Белая Основы безопасности. Комплекты для оформления родительских уголков в ДОО (средняя группа).

9.Информационно-деловое оснащение Н.А. Червякова, Л.П. Воронина. Рекомендации логопеда родителям дошкольников. Учим говорить правильно.

10.Ширма для родительского уголка. Наш особый малыш. Сопровождение ребенка с ОВЗ в семье и ДОО – актуальные направления ФГОС ДО.

11.Рабочая тетрадь по грамоте Н.В. Нищева часть 1.

12.Рабочая тетрадь по грамоте Н.В. Нищева часть 2.

13.Рабочая тетрадь по грамоте Н.В. Нищева часть 3.