Работа с учащимися разных категорий.

Титаренко Алексей Анатольевич

     Уникальность, неповторимость психологического облика каждого человека - один из тех явных феноменов нашей психики, которые наиболее бурно обсужда­ются и исследуются. С древних времен бе­рут начало и интуитивное понимание того, что люди психологически не одинаковы, и стремление понять истоки этого разнообра­зия, и представления о существовании неко­торой «первичной» индивидуальности, пред­шествующей опыту и знаниям.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 15 имени Пяти Героев Советского Союза

План работы с одарёнными детьми

на 2016-2017 учебный год

учителя математики и информатики

Титаренко Алексея Анатольевича

Пояснительная записка

     Уникальность, неповторимость психологического облика каждого человека - один из тех явных феноменов нашей психики, которые наиболее бурно обсуждаются и исследуются. С древних времен берут начало и интуитивное понимание того, что люди психологически не одинаковы, и стремление понять истоки этого разнообразия, и представления о существовании некоторой «первичной» индивидуальности, предшествующей опыту и знаниям.
    Развитие личности, ее достижения в жизни теснейшим образом связаны с такими индивидуально-психологическими особенностями человека, как способность, талант, одаренность. В современном обществе весьма актуально раннее выявление направленности личности и ее способностей. Своевременное выявление и поддержка одаренности имеет первостепенное значение для развития социума, так как одаренность можно определить как общую предпосылку творчества в любой профессии, в науке и искусстве; как предпосылку становления и развития творческой личности, способной не только к созданию нового, но и к собственному самовыражению и самораскрытию. Одной из наиболее важных задач педагогов и психологов, работающих с детьми, является изучение способностей своих воспитанников, выявление одаренных детей, оказание содействия в творческой реализации каждого ребенка.
    Мир ребенка — это великая божественная загадка. Оглянитесь вокруг, какие они разные, непохожие друг на друга, но одинаково любимые и дорогие нашему сердцу. Хочется научиться понимать, принимать ребенка, помочь ему полнее раскрыть свои возможности и стать сильнее в этой жизни.                                

     Сегодня мы попытаемся обратиться к проблемам детей, которых называют одаренными. Какие они? Что такое одаренность?
В современных психологических концепциях одаренность рассматривается как целостная система множества различных, по своей природе, но взаимосвязанных качеств личности. Каждый человек, а тем более учитель, имеет свое представление об одаренных детях. Это представление у каждого из нас создается на основе опыта общения с этими детьми, их сравнении между собой, наблюдений за их развитием, чтения литературы о жизни замечательных людей. Наиболее распространенный стереотип таков: одаренные дети должны поражать взрослых своими яркими, бьющими, что называется, прямо в глаза способностями, и прежде всего невероятным для их возраста объемом знаний и умений. Однако эти представления носят неизбежно субъективный характер, отражая наши особенности, предпочтения и конкретные ситуации, с которыми мы сталкиваемся в жизни.      

     Но все эти суждения не отражают сущности одаренности.
Одаренные дети - целый мир, особый мир детства, и мы с вами лишь приоткроем дверь в этот мир и познакомимся с малой частью его проблем.
В современной психологии и педагогике вопрос об одаренности является одним из самых модных, а вот о проблемах мало кто говорит. В силу того, что  не  сталкивались с ними, либо просто не задумывались о них. Школьники,  которых  называют   одаренными,  всегда     представляли большой психологический интерес.
    Наше время – это время перемен. Сейчас стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. А кто, если не те люди, которые имели хорошую успеваемость в школе, высокий уровень интеллекта, были более активны, поможет в этом. Перечисленные характеристики – это характеристики одаренных людей, одаренных детей.

Цель:

 способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одаренных детей. Помогать им освоить:

  • выявление и поддержка одаренных учеников;
  • формирование информационной культуры, подготовка учащихся к жизни и деятельности в информационном обществе;
  • повышение уровня подготовки школьников, имеющих склонность к изучению информатики;
  • эффективное продолжение образования, удовлетворяющее разносторонние запросы личности;
  • целенаправленная работа с детьми, проявляющими повышенный интерес к изучению информатики;
  • образование картины мира, в котором возрастает роль специалистов в области компьютерных технологий;
  • создание условий для развития навыков самостоятельной исследовательской деятельности, умений реализовать полученные знания на практике.

Задачи:

  • совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых школьников, их социальной поддержки,
  • создание обогащённой образовательной среды, благоприятной для развития одарённости, общих и специальных способностей детей школы; обеспечение одарённым и талантливым школьникам, возможностей для их творчества и образования повышенного уровня; привлечение одаренных учащихся к исследовательской работе;
  • практическое закрепление ЗУН,  полученных на уроках информатики;
  • знакомство с современными информационными технологиями;
  • развитие алгоритмического мышления;
  • вовлечение учащихся в общественную деятельность, проводимую в школе;
  • воспитание нравственно-ответственного отношения к компьютерам и информационным системам; проведение профориентационной работы в среде наиболее способных учащихся; способствовать их раннему осознанному выбору своей будущей специальности, связанной с компьютерными технологиями.

Реализация мероприятий программы позволят:

  • создать условия для сохранения и преумножения интеллектуального и творческого потенциала учеников школы, усилить внимание к Ученику и его развитию;
  • создать возможности для проявления одарённости и таланта;
  • обеспечить условия для творчества и образования повышенного уровня школьникам;
  • очень важное место в работе с одаренными детьми является подготовка лучших учащихся к районным и областным, всероссийским  конкурсам, олимпиадам. 

Формы работы с одарёнными детьми:

  • групповые занятия с одаренными учащимися;
  • работа в кружках;
  • конкурсы;
  • участие в олимпиадах;
  • исследовательская деятельность .

План работы

Содержание работы

Сроки

1

Изучение нормативных документов по организации работы с одарёнными детьми

Последняя неделя августа

2

Проведение и анализ входящего среза по предмету

8.09.2016-

18.09.2016

3

Составление списков одарённых  учащихся

Сентябрь

4

Планирование работы

Сентябрь

5

Еженедельные  элективные курсы 9 классы и факультативы 8 классы

в т.г.

с сентября

по май

6

Организация и проведение  школьного этапа олимпиады по информатике и математике

Сентябрь

7

Подготовка и участие в международной дистанционной олимпиаде по информатике проекта «Инфоурок»

Октябрь

8

Подготовка и участие в обучающей интернет-олимпиаде по информатике и  математике  при Ярославском центре телекоммуникаций и информационных систем.

Октябрь

Ноябрь

9

Подготовка и участие в городском этапе олимпиады по информатике и математике

Ноябрь – декабрь

10

Подготовка и участие в краевой дистанционной олимпиаде  по информатике среди 5-8 классов; краевой дистанционной олимпиаде по математике 8 классы

Ноябрь – декабрь

11

Подготовка и участие в Международном дистанционном блиц-турнире проекта «Новый урок»

Декабрь

12

Проведение и анализ  среза по предмету за 1 полугодие

15.12.16 – 24.12.16

13

Подготовка и участие в школьной научно-практической конференции по информатике и математике

Сентябрь 2016 – март 2017

14

Участие в конкурсе цифрового рисунка «Новогодняя открытка-2017»

Ноябрь-декабрь

15

Участие в краевом конкурсе цифрового рисунка .

Участие в международном конкурсе «Новые имена».

Февраль -

 Апрель

16

Подготовка и проведение недели информатики и математики в школе

(вторая половина апреля)

Февраль-апрель

17

Проведение отбора участников школьного этапа олимпиады по информатике и математике на 2017-2018 учебный год

Апрель – май

18

Проведение и анализ  итогового среза по предмету за год

Май

19

Подведение итогов

Май

Учитель математики и информатики                              Титаренко А.А.



Предварительный просмотр:

План

 работы со слабоуспевающими учащимися на 2016-2017 учебный год

I. Цели:

  1. Выполнение Закона об образовании
  2. Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.

II. Задачи:

  1. Создание условий для успешного усвоения учащимися учебных программ.
  2. Отбор педагогических технологий для организации учебного процесса  и повышение  мотивации у слабоуспевающих учеников
  3. Реализация разноуровнего обучения
  4. Изучение особенностей слабоуспевающих  учащихся,  причин их отставания в учебе и слабой мотивации
  5. Формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду

III. Основополагающие направления  и виды деятельности:

  1. Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке.
  2. Методы и формы работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися во внеурочное время.
  3. Воспитательная работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися, нацеленная на повышение успеваемости.
  4. Организация работы с родителями слабоуспевающих и неуспевающих учащихся.

IV. Программа деятельности учителя со слабоуспевающими учащимися

  1. Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося.
  2. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.
  3. Готовить и использовать на уроках опорные схемы, наглядные пособия, технические средства, дидактический материал.
  4. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить (количество опрошенных на уроке должно быть не менее 5-7 учащихся).
  5. Комментировать оценку ученика, отмечая недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем
  6. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.
  7. Ставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более “2”)
  8. Проводить индивидуально-групповые консультации и занятия с учащимися, нуждающимися в помощи, для отработки базовых знаний и умений


Мероприятия

Срок

1.   Проведение входящего контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.

 Цель:

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

5.09.16 – 15.09.16

1. Составить список слабоуспевающих учащихся по преподаваемым предметам. Информацию сдать завучу и руководителю МО.

15.09.16 – 20.09.16

3. Провести собеседование с классными руководителями по поводу выяснения  причины их отставания. Установление причин отставания  слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом,

Сентябрь

4. Встречи с отдельными родителями и  беседы с самими учащимися

В течение учебного года.

5. Участие в обсуждение  вопросов работы  со слабыми учащимися  и обмен  опытом с коллегами (на педсовете,  Малых педсоветах, ШМО)

В течение учебного года.

6.  Привлечь слабоуспевающих учеников в работу кружка «Мой Друг Компьютер».

Каждая суббота недели. В течении года.

7.  Привлечь слабоуспевающих учеников к подготовке и участию в «Недели информатики и математики»

Март, апрель

7.Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке и факультативе, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока, чтобы не забыть.

В течение учебного года.

8. Проведение еженедельных консультаций для слабоуспевающих учеников.

Каждая суббота недели. В течении года

9. Повести срез знаний за 1 полугодие 2016/2017 учебного года.

Вторая половина декабря.

10. Повести итоговый срез знаний за  2016/2017 учебного года.

Конец мая

11. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся  класса  при анализе тематического  учет знаний по предмету детей всего класса.

В течение учебного года.

12. Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету.

В течение учебного года.

13. Подготовить анализ о работе со слабоуспевающими учащимися.

Июнь

Учитель математики и информатики                                                          Титаренко А.А.