Внеклассная работа
Представление болгар на фестивале "Дружба народов Крыма"
Праздник детской книги
СВЯТКИ
ФЕЯ ЛИТЕРАТУРЫ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий представления болгар | 42.5 КБ |
Праздник книги | 41.5 КБ |
Святки | 59.5 КБ |
Фея литературы | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Болгары в Крыму
Звучит музыка
Сценка о сотворении Болгарии
Вокруг костра сидят пять сыновей. Хан Курбат стоит перед ними. Голос автора раздается со стороны.
Автор: Булгары — древний народ, живший когда-то на обширных территориях от Средней до Передней Азии, дал свое имя болгарам.
Этим народом правил Кубрат, у которого было пять сыновей. Перед смертью правитель собрал своих сыновей и сказал:
Кубрат: Пришла пора мне умирать. Но я оставлю вам один завет, если выполните его, то жить хорошо будете.
Автор: Протянул отец старшему сыну пять прутиков:
Кубрат: Попробуй, сломай их.
Автор: Попытался старший сын сломать все пять прутиков вместе, но ничего не вышло у него.
Тогда отец взял и раздал каждому сыну по прутику, и каждый из них поломал прутик.
И сказал Кубрат:
Кубрат: Живите все вместе и в этом будет ваша сила.
Автор: Но сыновья нарушили отцовский наказ и отделились друг от друга. Один из братьев, Аспарух, увел часть своих соплеменников к берегам Дуная и по соседству с могущественной Византией основал Болгарское царство.
И всё было в этом царстве: и горные вершины, и плодородные равнины, и обсыпанные розами долины, и лазурное море...
Чтение стихотворения наизусть под музыку
Моя Болгария, земля священная,
Родная Тракия – благословенная,
Поют тебе и славят птицы певчие,
Красавицы ласкают – реки спешные.
Земля прекрасная и, Богом данная,
Да будешь вечная, да будешь славная,
Звездой сияющей, звездой небесною,
Да будешь матерью, да будешь песнею.
И на коленях я прошу у Троицы
Рождались дети чтоб, страна чтоб строилась,
Была и Богом ты непозабытая,
О, православная, от бед сокрытая!
Моя Болгария, земля священная,
Как без тебя мне жить, благословенная?
И как цветок цвети красой небесною!
Поклон тебе свой шлю и славлю песнею.
Автор: И зажили в этом государстве люди счастливо: свадьбы гуляли, детей крестили, танцевали, пели, создавали свои традиции и праздники.
Ведущий: В конце весны болгары отмечают День Константина и Елены, во время которого смелые люди – нестинары танцуют на раскаленных углях.
Исполняется танец, в ходе которого ведущий рассказывает легенду.
Ведущий: Когда Господь еще ходил среди людей, ему однажды надоело заниматься людскими делами, и он задумал найти себе помощника. Думал, как же ему испытать этого человека и придумал. Разложил огромный костер и собрал всех молодцев. Когда костер прогорел, и остались раскаленные угли, Господь сказал: "Кто войдет в огонь босыми ногами и потанцует передо мной на углях, тот и станет мне помощником!". Смотрели парни на раскаленные угли и не решались разуться, но смельчак по имени Константин, ступил босиком на раскаленные угли и ничего с ним не случилось. Так он стал помощником Господа.
Через год Константин решил жениться. Бог предложил ему выбрать достойную невесту среди девушек, которые выдержат такое же испытание. И только девушка Елена решилась станцевать на раскаленных углях. С той поры этот день носит имя двоих влюбленных - Константина и Елены, а среди болгар повелись нестинары.
Исполняется болгарский танец
Ведущий: А во главе стола непременным атрибутом любого праздника должен быть слоеный пирог - банница, являющийся символом благополучия, достатка и здоровья. А также много других пирогов с разными начинками и сладости.
Учащиеся преподносят жюри банницу.
Ведущий: Люди во всем мире встречают весну с радостью и новыми надеждами, но в Болгарии сохраняется эта милая традиция, уходящая корнями в древнюю фракийскую историю. У всех народов Балкан сохранился этот обычай - встречать весну мартеницами.
Инсценировка легенды о мартеницах по музыку
Ведущий: Хан Аспарух имел четырёх братьев и одну сестру. Её звали Калина. Аспарух завоевал много земель, на территории которых находится и современная Болгария, а также заложил основы болгарской державности. Братья разъехались в разных направления завоевывать новые земли, а Калина осталась в праболгарской земле, которая сейчас находится на территории России. Аспарух был удачливым полководцем и хорошим «державником», но в сердце всегда сохранял печаль о своей сестре, которая жила где-то далеко. Однажды утром Аспарух сидел под деревом, на дерево села ласточка, которая спросила:
Ласточка: Что ты такой печальный, повелитель?
Аспарух : Как мне не печалиться? Завоевал я много земель, стал их властелином, но нет никого, кто мог бы донести подарок моей сестре!
Ласточка : Я знаю твою родину, знаю и твою сестру Калину, а моё гнездо было на доме твоего отца Кубрата.
Сказала и улетела. Три дня и ночи ласточка летела без отдыха и села на плечо Калины и рассказала о брате Аспарухе. Очень обрадовалась Калина и решила отправить весточку брату, что жива и здорова. Сорвала самые красивые цветы из своего сада, связала их двумя нитками красного и белого цвета и привязала их к ласточке, которая отправилась тотчас в обратный путь. Через три дня и три ночи ласточка нашла хана, как раз когда он праздновал создание нового государства – Болгарии, рассказала ласточка о сестре Калине и передала несколько цветов, отправленных ему. Очень обрадовался хан и приказал, чтобы все болгары праздновали этот день с цветами, связанными переплетёнными красными и белыми нитками.
Инсценировка современного праздника «Баба Марта»
Девочки в болгарских костюмах развешивают красные вещи.
Девочка № 1: Может всё-таки Баба Марта рассмеётся?
Девочка № 2: Надеюсь, ей понравятся наши красные платки.
Мальчики кричат: Убегайте, змеи и ящерицы, Баба Марта идёт!
Появляется Баба Марта, улыбается и бубнит под нос:
Баба Марта бързала,
мартенички вързала!
морави, зелени,
бели и червени.
Оглядывается вокруг и произносит:
Баба Марта: Так, так, так, что-то ярко солнце светит, да и платки какие-то не очень красные, и никто мне песен не поёт. Всё, поворачиваюсь другим боком и ещё брови нахмурю. Вот так.
Звук дождя. Все участники открывают зонтики.
Участник № 1. Нека Баба Марта дойде с пролетта,
нека да ни донесе цветя,
а с тях и слънще и още топлина.
Участник № 2. Да идват новина след новина,
и всяка следваща -по-хубава да бъде тя!
Участник № 3. Слънцето се крие в небето,
но искам усмивка на лицето
и с надежда във сърцето
да посрещнем пролетта,
да отворим път на радостта!
Исполняется песня «Честита Баба Марта»
Баба Марта троп-троп-троп
бърза през горицата
мартенички цял вързоп
носи на дечицата
Баба Марта троп-троп-троп
бърза през горицата
мартенички цял вързоп
носи на дечицата
Бабо Марто чик-чирик
вика и врабченцето
мартеничка ми вържи
пъстра на вратленцето
Бабо Марто чик-чирик
вика и врабченцето
мартеничка ми вържи
пъстра на вратленцето
Участники дарят жюри мартенички и поздравляют:
Участник № 1. Бъдете живи, здрави, бели и червени.
във вас да блика щастие и любов!
Участник № 2.Възраждащата сила на Пролетта отново
да озарява с обич сърцата Ви и нека
вълшебно да пребъде чрез думите навеки!
Участник № 3. Будьте здоровыми и сильными, будьте весёлыми и смеющимися каждый день!
Участник № 4. Живите долго и счастливо!
Все вместе: Честита Баба Марта!
Предварительный просмотр:
ПРАЗДНИК ДЕТСКОЙ КНИГИ
(Подготовил 5 класс для 1 класса)
Цель: вспомнить вместе с ребятами любимые сказки, произведения писателей А.Барто, С. Маршака, К. Чуковского, развивать желание больше читать и пополнять свои знания о сказках и детских книгах.
Оформление: картинки с фрагментами сказок; музыкальное оформление, детские книги, игрушки, воздушные шарики.
Ход мероприятия
Ведущий № 1.Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б все исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До веселых повестей…
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Потянул за книжкой руку,
А ее на полке нет!
Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник,
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.
Ведущий № 2. Ребята, сегодня у нас маленький праздник: мы в гостях у сказки. Мы собрались для того, чтобы вы вспомнили свои любимые сказки. Может быть, кто-то из вас узнает сегодня что-то новое для себя, а кто-то после нашего праздника захочет прочитать новые сказки.
Ведущий № 1. И сейчас мы проверим, какие сказки вы уже знаете.
Ведущий № 2. Сказки просят:
– А сейчас
Вы, друзья,
Узнайте нас!
- Отворили дверь козлята
И… пропали все куда-то!
(«Волк и семеро козлят») - В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные.
Реченька, спаси меня,
Реченька, спаси меня.
(«Гуси-лебеди») - Вымолвил словечко –
Покатилась печка.
Прямо из деревни
К царю да царевне.
И за что, не знаю,
Повезло лентяю.
(«По щучьему велению») - А дорога – далека,
А корзинка – нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок…
(«Маша и медведь») - Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца!..
(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка») - Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!
(«Снегурочка») - Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том, в конце концов
Стало множество жильцов.
(«Теремок») - На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок,
Покатился…
(«Колобок») - Вот она какая,
Большая-пребольшая.
Вытащить ее решили.
Вшестером одну тащили.
Но уселась крепко.
Кто же это?
(«Репка»)
Ведущий № 1. Молодцы ребята! Знаете сказки!
Громко звучит веселая музыка, входит мальчик, он приплясывает, смотрит в зал, пугается.
Мальчик: Ой, как много народу! Куда это я попал?
(он внимательно смотрит в зал, узнает несколько ребят, здоровается отдельно, а потом со всеми)
- А это что вы тут делаете?
(дети отвечают)
-Праздник? Праздники я люблю!!! А какой праздник?
(Поворачивается, читает по слогам название)
-У-у-у! Наверно я не туда попал, пойду- ка я дальше.
(Поворачивается, собирается уходить. На сцене появляется девочка с книгой в руках)
Девочка: Здравствуй, Андрей!
Мальчик: Привет! (обращаясь к залу). Это моя соседка по парте! (со смехом...) отличница… А, зануда.
Девочка: Что опять гуляешь?
Мальчик: Ну и гуляю! А ты все читаешь?
Девочка: Читаю! Вот из библиотеки иду! (показывает книгу)
Мальчик: Ух, ты, картинки-то красивые! Что это у тебя за книга?
Девочка: Это книга стихов. Их написала детская писательница Агния Львовна Барто.
Мальчик (разочарованно): Стихов… Агния Львовна…
Девочка: Да, Агния Львовна Барто, ее стихи знают все - и большие и маленькие!!!
Мальчик (со смехом…): А вот и не все! Я, например, не знаю!
Девочка: Думаю, что знаешь! Я уверена, что все ребята помнят хотя бы одно стихотворение! Да! Да! Да
Мальчик: А давай поспорим, что нет! Что-то я ничего не припомню… (мальчик и девочка спорят)
Девочка: Я буду читать начало стихотворений, а ты продолжишь. А вы, ребята помогайте ему!
Идет бычок качается,
Вздыхает на ходу…
(Дети продолжают)
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик…
(Дети продолжают)
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка…
(Дети продолжают)
Мальчик: Ну, все… проиграл…Хотя…Дай-ка книгу! Я сам попробую загадать стихотворение…
Девочка: Пожалуйста!
Мальчик (берет книгу, читает):
Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине…
(Дети продолжают)
Матросская шапка, веревка в руке,
Тяну я кораблик по быстрой реке…
(Дети продолжают)
Проиграл!!! Ладно, вот твоя конфета! (отдает девочке конфету)
Да! Читать стихи Агнии Барто очень легко, приятно и интересно. Читаю, например, про Вовку - добрую душу или про Первоклассника Петю и сразу представляю себе этих ребят так живо, как будто встречала их в жизни.
Чтение учащимся стихотворения «В школу».
Мальчик (выходит с книгой): Да… правда, ребята, читаю стихи А. Барто, а написано-то про моих друзей и … про меня. Ну, вот хотя бы это. Уж очень на меня похоже, я ведь тоже брат…
Чтение стихотворения «Защитник».
Девочка: Да… прочитаешь или послушаешь такое стихотворение и поймешь, как надо поступать, а как не надо…
Мальчик: И даже исправиться захочешь. Ведь все хотят быть лучше.
Ведущий № 1. А некоторые герои из произведений Агнии Барто пришли к нам в гости.
Инсценировка произведений «Болтунья», «Любочка».
В зал вбегает опоздавший мальчик (одет неаккуратно, растрепан).
Мальчик: Извините, я опоздал.
Ведущий № 2: Почему ты так одет?
Мальчик: Я очень торопился.
Ведущий № 1: Какой же ты рассеянный. Ребята, а где вы еще встречали такого рассеянного человека? (ответы детей). Правильно, в произведении Самуила Яковлевича Маршака.
Инсценировка стихотворения «Жил человек рассеянный».
Ведущий № 2: И мы отправляемся в путешествие по страницам произведений Маршака.
Ведущий № 1: А еще все дети любят играть. Да и взрослые тоже. Маршак был большим фантазером и умел придумывать увлекательные игры. Даже многие его стихи похожи на игру. Например, стихотворение "Веселые Чижи", которое Маршак написал вместе с поэтом Даниилом Хармсом.
Чтение стихотворения "Чижи".
После игры между ведущими происходит диалог:
- Какое интересное стихотворение "Жили в квартире 44, 44 веселых чижа..."
- А еще у Маршака есть сказка про 12 месяцев.
- А я читала стихотворение про одного ученика и 6 единиц.
- А я читала у Маршака удивительную историю про ноль.
- А что можно интересного рассказать про ноль. Про ноль и говорить нечего, он ведь ничего не значит.
Ведущий № 2: А вот и нет. Послушайте и посмотрите.
Инсценировка сказки Маршака про ноль.
Проводится игра с залом.
Под чтение учащимся стихотворения «Мяч» ребята передают мячик.
Ведущий № 1: А сейчас посмотрите инсценировку английской народной песенки “Перчатки”, которую перевел Самуил Маршак.
Инсценировка песенки С.Маршака «Перчатки».
Ведущий № 2. Угадай, из какого произведения эти строчки?
(Дети читают отрывки из произведений К. И. Чуковского, участники называют, из какого произведения эти строчки).
И горы встают перед ним на пути,
И он по горам начинает ползти,
А горы все выше, а горы все круче,
А горы уходят под самые тучи!
“О, если я не дойду,
Если в пути пропаду,
Что станется с ними, с больными,
С моими зверями лесными?” (“Айболит”)
Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку,
В Африку гулять!
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие
Злые крокодилы.
Будут вас кусать,
Бить и обижать
Не ходите, дети,
В Африку гулять. (“Бармалей”)
Кто злодея не боится
И с чудовищем сразится,
Я тому богатырю
Двух лягушек подарю
И еловую шишку пожалую (“Тараканище”)
Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня.
Что такое, что случилось?
Отчего же
Все кругом
Завертелось,
Закружилось
И помчалось колесом. (“Мойдодыр”)
Долго, долго целовала
И ласкала их она,
Поливала, умывала,
Полоскала их она.
“Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!”. (“Федорино горе”)
Ведущий № 1: Молодцы ребята. А из какой сказки наши следующие герои?
Инсценировка сказки К. Чуковского «Муха Цокотуха».
Ведущий № 2:А теперь пришла пора,
Расставаться, детвора!
Напоследок мы вам скажем:
Вместе:
Читайте, читайте,
Тайны знаний открывайте!
Предварительный просмотр:
«Раз в крещенский вечерок…»
Внеклассное мероприятие
5, 6, 7, 9 классы
Цель: познакомить с обычаями, обрядами и верованиями русского народа; произведениями литературы, посвященными этим обычаям; пробудить интерес к истории народа, чувство патриотизма; воспитывать любовь к культуре русского народа.
Ход мероприятия
Звучит музыка П.И. Чайковский «Декабрь. Святки».
Выходят ведущие.
Учитель: Здравствуйте, гости дорогие! Зима не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками. Один из них — Новогодние святки. Святки - святые вечера, так назывались на Руси дни празднества, веселья, дни священного торжества Рождества Христова. Святки были на Руси одним из самых ярких праздников. В этом празднике переплелись традиции языческих обрядов древних славян и христианства. Христианская
церковь приурочила к зимним святкам три больших праздника: Рождество,
Васильев день и Крещение. Сегодня мы поговорим об этих праздниках
Ведущий № 1. Праздник начинается!
Гости мои дорогие,
Собрались мы с вами для беседушки,
Собрались мы с вами для забавушки.
Ведущий № 2. Как когда-то наши прадедушки,
Ну а с ними прабабушки.
Приходили на веселые святки,
На песни всем миром да загадки.
А что такое святки?
Ведущий № 3. Праздник этот самый длинный.
Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели.
Ведущий № 4. От Рождества и до Крещения,
Приготовив угощенье,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в святки.
Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас.
Ведущий № 1. Рождество … Многим из наших современников, не только детям, но и взрослым, смысл этого слова или вообще не знаком, или они имеют о нём очень смутное представление. А, между прочим, до 1917 года праздник Рождества Христова был всенародным и одним из самых любимых в России. В ночь на 25 декабря по старому стилю (7 января по новому стилю) по всей стране, в малых и больших церквах, совершалось торжественное богослужение. Россияне ещё накануне праздника украшали в домах любимую с детства рождественскую ёлку. Лесная красавица пришла в Россию из западных стран при Петре I. Вечная зелень ели и других растений (лавра, омелы, можжевельника) была символом обновляющейся жизни. Поэтому и стали у нас украшать еловыми ветками дома и храмы.
Ведущий № 2. Не случайно Рождество Христово называют «матерью всех праздников». Действительно, рождением Иисуса Христа – сына Божьего, Спасителя мира – начинается его земная жизнь, страдания, смерть и воскресение. Значение этой святой ночи столь велико, что даже весь ход новой истории и само наше летоисчисление ведём мы от Рождества Христова.
Чтение учащимся стихотворения Б. Пастернака «Рождественская звезда».
Звучит мелодия «Аве Мария».
Чтение стихотворения И.Бродского «Рождество».
Звучит мелодия «Аве Мария».
Ведущий № 3. Готовились к празднику основательно, за несколько дней до Рождества все работы прекращались: считалось, что иначе год пройдет в тяжелых трудах, без отдыха. За 6 недель до начала праздника начинается строгий пост. Люди с достатком почитали за обязанность в эти дни помогать бедным. Устраивали у себя богадельни и раздавали милостыню.
Ведущий № 4. В канун Рождества — Сочельник — пищу принимать не разрешалось вплоть до появления первой звезды, которая знаменует рождение Спасителя мира. Когда эта рождественская звезда всходила на небе, все спешили за праздничный стол. На столе обязательно должно было лежать немного сена или соломы. До полуночи за столом обычно употребляли постное, «рождественскую кутью», а уж после — скоромное, начинался великий Мясоед.
Ведущий № 1. Накануне Рождества и в день праздника одевались во все новое, да еще и переодевались по нескольку раз, чтобы весь год были обновы. С 8 января начинаются Святки, длящиеся 12 дней до Крещения. По древнему верованию, в дни святок новорожденный Бог странствует по земле и рассылает щедрые дары; о чем попросишь в молитве, то и получишь. Считалось, что в это время исполнялись самые заветные желания. Святки сопровождались своими обычаями и обрядами — святочные гуляния, святочные колядования, щедрования, гадания под Рождество, Новый год и Крещение. Святки являлись временем отдыха, игр, развлечений, гуляний.
Ведущий № 2. В эти дни ходили по дворам колядовщики, славили Христа, пели обрядовые песни, желали счастья и благополучия хозяевам, собирали дары. Но существовал один секрет — приходили они только в те дома, на окне которых выставлялась свеча…
Появляется Солоха.
Солоха: Здравствуйте, гости дорогие! Я пришла к вам на рождественские посиделки. Хочу поздравить вас с этим волшебным, чудесным, необычным праздником! Пусть исполнятся все ваши желания! Вы ведь знаете, что в праздник Рождества могут происходить чудеса, появляться необычные гости…
Стук в дверь. Входит мальчик с мешком, наполненным овсом.
Мальчик.
Сею, вею, посеваю,
С Рождеством вас поздравляю!
Уродись, пшеничка,
Горох, чечевичка!
На поле — копнами.
На столе — пирогами.
Сею, вею, посеваю,
Овсом, рожью,
Милостью божьей!
При словах «сею, вею, посеваю» мальчик бросает из мешка 3 горсти зерен. Солоха дает ему подарок.
Солоха. Ну что же, первый гость зашел на огонек. Кстати, зерно, которое вы собрали, нужно сохранить, оно принесет в ваш дом счастье.
Слышны голоса приближающихся колядовщиков: «Пришла Коляда — открывай ворота».
Солоха. А вот и гости с колядками к нам пожаловали!
Солоха. Заходите, гости дорогие!
Все выходят в центр комнаты, поют колядку.
Коляда, коляда! А бывает коляда
Накануне Рождества!
Коляда пришла —
Рождество принесла!
А дай Бог тому,
Кто в этом дому:
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста!
Ему с колосу осьминка,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна — пирог!
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем,
И богатством!
И создай вам, Господи,
Еще лучше того!
Хором.
Открывайте сундучок,
Подавайте пятачок!
Хоть блина, хоть сала клин,
Хоть печенья, хоть варенья.
Нам на угощенье!
Солоха. Да, попели вы на славу,
На потеху, на забаву.
Где мешок?
Получай-ка пирожок!
И бараночки, и конфеточки,
И гривенник на прянички.
Солоха одаривает ряженых.
Ведущий № 3. Непременным условием рождественского праздника было ряженье в маски и маскарадные костюмы. Эта традиция также очень древняя. Церковь подобные переодевания не поощряла, и приходилось потом любителям маскарада «очищаться от скверны» путем купания в зимних реках (в день Крещения Господня).
Ведущий № 4. А еще на Рождество устраивали представления, спектакли. В них принимали участие все домашние. Дети и взрослые шили себе костюмы, разучивали роли, мастерили декорации.
Солоха. И мы предлагаем представленье людям всем на удивленье.
Разыгрываются сценки из повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» — со слов «Теперь посмотрим, что делает, оставшись одна, красавица-дочка…» до слов «Постой, я сам отворю…». Затем со слов «Черт между тем не на шутку разнеживался у Солохи…» до слов «Сказав это, он вышел вон из хаты…»
Ведущий № 1. В середине святок празднуется еще один праздник, ставший, пожалуй, самым любимым в нашей стране,- Новый год.
Ведущий № 2. 19 декабря 7208 /1700 г/ был издан указ Петра 1 "впредь лета исчислять" с 1 января, и не от сотворения мира, а от Рождества Христова. Вновь установленный праздник приходился на день памяти святого Василия Великого (Кесарийского).
Ведущий № 3. Празднование Нового года - это не только елка и щедрый стол. Это еще и ряд примет, обычаев.
Ведущий № 4. Магия первого дня - как начнешь, так и пойдет - послужила основой для различных запретов, правил поведения. Так, если 1-й день в году веселый, то и год хорошо пройдет. В 1-й день девушки одевались во все новое, да еще и переодевались в течение дня, чтобы всегда были обновы.
Ведущий № 1. В святочные ночи не спали, ходили из дома в дом с поздравлениями, веселились.
Ряженые.
Зароди, Боже,
Жито в пшеницу,
Всякую яровицу,
А в поле ядро,
А в доме добро.
Куда конь хвостом —
Там жито кустом,
Куда коза рогом —
Там жито стогом.
Все вместе.
Здравствуйте, хозяева добрые!
С Новым годом!
С Новым счастьем!
С Новым здоровьем!
(Кланяются).
Все колядующие исполняют песню «Сеем, веем» несколько раз. Под ее исполнение один из ряженых «сеет» зерно (имитирует рукой движение сеятеля), разбрасывает его во все углы дома.
Ряженые.
Сеем, веем, посеваем,
С Новым годом поздравляем.
Счастья будет вам горой,
Урожая воз большой.
1-й ряженый.
Уродись у вас овес,
Чтобы на два метра рос.
Уродись у вас пшеничка,
И горох, и чечевичка.
2-й ряженый.
Чтоб гостей невпроворот
Было в доме целый год!
На столе всегда пирог.
Легких-легких вам дорог!
3-й ряженый.
А не порадовать ли нам хозяев веселым представлением?
Разыгрывается сценка. Девочка и мальчик в масках козы и медведя.
Коза.
А ну, Топтыгин, шаркни ножкой,
Повесели гостей немножко.
Медведь.
Давай, Коза, покажем,
Как мы лихо пляшем.
(Топает ногами).
Коза.
Выходи плясать, Медведь,
Я частушку буду петь.
Мы частушки пропоем,
А потом плясать пойдем.
Медведь.
Ты когда поешь, Коза,
Не закатывай глаза.
Петь ты не умеешь,
Не поешь, а блеешь.
Коза.
А ты, Мишенька-медведь,
Сам ты не умеешь петь,
Ты тугой на ухо —
Ни голоса, ни слуха.
Медведь.
Ах, Коза, ты Козочка,
Серенькая розочка.
Хватит нам браниться,
Давай с тобой мириться.
Коза.
Ах, мой Миша, дорогой,
Не ругались мы с тобой.
Мы с тобой шутили,
Народ повеселили.
Ведущий № 2. Центральной фигурой среди ряженых является медведь. Издревле медведь считался и символом плодородия, богатства, достатка (отсюда такое почтение русичей к меху вообще),и враждебным началом, противостоящим стихии окружающего мира. Поэтому-то так важно было задобрить этого зверя, подружиться с ним. Но медведь еще и символ сватовства, брака.
Ведущий № 3. После шумного, веселого обхода домов молодежь собиралась в посиделочной избе и устраивала общую пирушку - съедали все, чем их одаривали.
Молодежь, разодетая в новые рубахи, чтобы избежать неурожая, пляшет, слушает сказки, загадывает загадки, поет частушки.
Частушки в исполнении учащихся 6 класса.
Если бы не было погоды -
Не пошел бы снег,
Если б не было миленка -
Не пошла бы сюда век.
Сшей-ка, батюшка, сапожки -
Вдоль деревни мне ходить:
Накладу часты следочки -
Пускай миленький глядит.
Шел деревней - девки спали,
Заиграл в гармошку - встали,
Увидал милую вдруг -
Гармошка выпала из рук.
С горы камушек свалился,
В быстру реченьку попал,
Мой миленочек женился,
Не богаче меня взял.
Раньше реченька бежала,
Теперь высохла она,
Раньше девушка любила,
Теперь бросила меня.
Ведущий № 4. В ночь перед Рождеством, а также в святочные дни девушки обычно гадали. До крещения Руси гадание являлось частью языческого богослужения. Этот обряд пытались искоренить, но все-таки он сохранился до сих пор. Слово «гадание» происходит от имени древней богини счастья Оас.
Чтение отрывка из «Евгений Онегин» «Настали святки. То-то радость!...»
Чтение учащимся отрывка из баллады «Светлана» В.А. Жуковского.
Ведущий № 1. Множество примет помнит народная память. Считалось, что все сны, увиденные в святочную неделю, обязательно сбудутся.
Ведущий № 2. Что же представляли собой гадания?
Чтение отрывка из «Евгений Онегин» «Татьяна любопытным взором…»
Ведущий № 3. Подблюдные песни, гадания с литьем воска, свинца, бросание сапожка… Но наиболее важными считались гадания тайные, связанные с вызыванием суженого.
Чтение отрывка «Татьяна по совету няни…»
Чтение стихотворения А.Фета "Зеркало в зеркало..."
Ведущий № 4. Да и не только это. Загадывали и на сон. Под подушку клали зеркало с расческой и укладывались спать, проговаривая; "Суженый-ряженый, приди косу расчесать", либо клали прутик - символ моста:"Суженый-ряженый, переведи меня через мостик".
Чтение отрывка из А.С.Пушкина "Евгений Онегин"(сон Татьяны).
Ведущий № 1. В канун Крещения тоже отмечали сочельник, проводились службы в церкви. Ставили у образов свечи, причем они должны были быть толстыми, чтобы горели сутки с половиной.
Ведущий № 2. В самый же праздник собирался Крестный ход, животворящий крест погружали в Иордань (прорубь, символизирующую реку Йордан в Иудее, в которой Иоанном Крестителем был окрещен Иисус Христос). Иорданью порой называли деревянный крест, который устанавливался над прорубью.
Ведущий № 3. Особо надо сказать о крещенской воде. Вода, взятая из Иордани, хранилась целый год и, как считается, наделена целительной и священной силой. Позднее возник обычай оставлять воду в любом сосуде под открытым небом в крещенскую ночь, но поверью, она также освящается.
Ведущий № 4. Этим святки и заканчивались, шум и веселье утихали до Масленицы. За то, что послушали нас, спасибо!
Приходите ещё, мы рады будем познакомить вас с русскими народными традициями.
Предварительный просмотр:
«…ЧТО ЕСТЬ КРАСОТА …»
(конкурс феи красоты литературы для учащихся 6 классов)
Звучит музыка «Фанфары»
Звучит вальс Е.Доги
Ведущий № 1. Живет повсюду красота,
Живет не где-нибудь, а рядом,
Всегда открыта нашим взглядам,
Всегда доступна и чиста!
Живет повсюду красота!..
Ведущий № 2. Добрый день, настоящие ценители красоты! Мы говорим это, понимая, что те, кто сегодня пришел в этот зал, действительно, знают красоте цену. Сегодня мы с вами определим самую обаятельную и привлекательную, самую находчивую и сообразительную, самую очаровательную и обворожительную. Наш конкурс посвящён красоте в разных её ипостасях: красота душевная, красота художественного слова, красота цветка…
Ведущий № 1. А чтобы мы с вами не «утонули» в океане красоты и обаяния участниц сегодняшнего конкурса, мы представим вам строгое, но компетентное жюри, в составе которого…
1. Устинова Елена Вячеславовна, зам. директора по учебной части.
2. Манжула Наталья Николаевна, учитель укр. языка и литературы.
3. Сульдин Сергей Михайлович, учитель физкультуры.
4. Пучко Виктория Вадимовна, соц. педагог.
Слово учителя: Оценивать участниц вам сегодня придётся не балами, а конфетами. Перед вами десять пакетов с номером участницы на каждом, после каждого конкурса вы будете опускать конфеты в соответствии с полученными, на ваш взгляд, результатами.
Ведущий № 2. Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты…
Ведущий № 1.Благословенно духа отраженье!
Ты поражаешь редкой глубиной,
И лик сияет новой красотой –
Земля не знает равного творенья.
Ведущий № 2. А мы не зря во все эпохи славим
Всех тех, кто носит красоты венец!
Встречайте наших умниц и красавиц
И щедростью, и радостью сердец!
Ведущий № 1. Под несмолкаемые аплодисменты приветствуйте красавиц – конкурсанток!
Под музыку выходят конкурсантки под своими номерами.
Ведущие по очереди представляют фей.
Участницы рассаживаются по своим местам.
Ведущий № 2. Какие красивые феи предстали перед Вами!
Ведущий № 1. Да, жюри придется изрядно потрудиться!
Ведущий № 2. Хотелось бы познакомиться с каждой из них!
1-й конкурс «Приветствие»
Ведущий № 1. Сейчас тебе представится такая возможность, ведь мы переходим к конкурсу «Приветствие». Участницам предстоит рассказать о себе, раскрыть образ своей героини, ведь в каждой из них сокрыта своя загадка! В этом конкурсе будут оцениваться оригинальность, артистичность, культура сцены, изобретательность. Пожелаем удачи все участницам!
Каждая участница представляет себя.
Ведущий № 2. Спасибо уважаемым участницам за интересные выступления и оригинальные идеи! И мы ждём первых результатов оценивания!
2-й конкурс «Богини»
Звучит музыка инструментальная
Ведущий № 1. Есть что-то в ней, что красоты прекрасней,
Что говорит не с чувствами – с душой;
Есть что-то в ней над сердцем самовластней
Земной любви и прелести земной.
Ведущий № 2. Как сладкое душе воспоминанье,
Как милый свет родной звезды твоей,
Какое-то влечёт очарованье
К её ногам и под защиту к ней.
Ведущий № 1. Таким неземным очарованьем, способностью защитить, наставить, а то и наказать обладают, конечно же, богини.
Слово учителя: Ваша задача назвать как можно больше богинь и их качества (например, Исида – богиня плодородия и материнства). Богинь будете называть по очереди. Кто не вспомнит имена богинь – уходит на своё место, победит та, которая останется последней и назовёт имя еще одной богини.
Жюри подводит итоги 2-го конкурса.
3- й конкурс Ваш цветок»
Звучит музыка «Вальс цветов» Чайковского.
Ведущий № 2. И недоверчиво и жадно
Смотрю я на твои цветы.
Кто, строгий стоик, примет хладно
Привет харит и красоты?
Слово учителя: Так писал Александр Сергеевич Пушкин, обращаясь к одной из своих современниц.
Какой цветок соответствует облику и характеру вашей героини?
Вам нужно нарисовать цветок, похожий на вашу героиню, объяснить, почему такой цветок выбрали вы.
Раздать листы и фломастеры.
Слово учителя: пока наши участницы заняты работой, мы поиграем зрители с вами и, может быть, тем самым поможем нашим участницам.
Конкурс болельщиков «Знаете ли вы цветы?"»
1. Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький. (Подснежник)
2. Эй, звоночек, синий цвет,
С язычком, а звону нет. (Колокольчик)
3. Ковер цветастый на лугу,
Налюбоваться не могу.
Надел нарядный сарафан
Красивый бархатный. (Тюльпан)
4. Стоит он задумчивый,
В жёлтом венце,
Темнеют веснушки
На круглом лице. (Подсолнух)
5. Стоят в поле сестрички:
Золотой глазок,
Белые реснички (Ромашка)
6. Прекрасная красавица
Боится лишь мороза,
В букете всем нам нравится.
Какой цветочек? (Роза)
7. Солнце жжет мою макушку,
Хочет сделать погремушку (Мак).
8. Колосится в поле рожь,
Там во ржи цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый (Василек)
9. Беленькие горошки
На зелёной ножке. (Ландыш)
10. Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок –
И остался стебелёк (Одуванчик)
Участницы представляют свои цветы, подходящие своим героиням под музыку «Вальс цветов» Чайковского.
4-й конкурс «Золушка»
Слово учителя: Как известно, все девочки должны быть хорошими хозяйками. Ваша задача – два вида круп перемешаны, вам нужно рассортировать их и разложить по кучкам. Кто справится первой, та и победит.
Звучит музыка
По завершении конкурса жюри подводит итоги.
5- й конкурс «Составление букета»
Звучит музыка инструментальная.
Ведущий № 1. Искусство композиции цветов и веток в Японии называется икебана.
Ведущий № 2. В прежние времена цветы были частью бального наряда: ими украшали волосы, бальное платье. В деревнях из них плели венки.
Слово учителя: сейчас вы должны представить каждая свой букет: название его и назначение.
Участницы представляют свои букеты под музыку инструментальную.
Жюри подводит итоги конкурса.
6- й конкурс «Обыкновенное чудо»
Ведущий № 1. В этой горнице колдунья
До меня жила одна:
Тень её ещё видна
Накануне полнолунья…
Ведущий № 2. У каждой волшебницы, колдуньи, феи есть любимые средства передвижения и волшебства: помело и ступа у Бабы Яги, волшебная палочка у Феи, зеркальце, колдовское зелье, свечи…
Слово учителя: вам предстоит, выбрав магические атрибуты, сотворить в своём воображении волшебство и рассказать о нём зрителям.
Участницы выбирают атрибуты и придумывают волшебство.
Конкурс со зрителями «Лучший художник»
2 участника получают по листку бумаги и фломастеру. Должны с закрытыми глазами под мою диктовку нарисовать символ домашнего уюта - красивого кота. Приготовились?
Нарисуйте круг большой,
Сверху маленький такой.
На макушке ушка два-
Это будет голова.
Нарисуем для красы
Попышней ему усы.
Вот пушистый хвост готов -
Кот красивей всех котов!
Получают призы зрители.
Участницы представляют своё обыкновенное чудо под музыку.
Жюри подводит итоги конкурса.
Ведущий № 1. Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.
Ведущий № 2. И сердце бьётся в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слёзы, и любовь.
Слово учителя: Спасибо уважаемым участницам! Вы были великолепны, и «отныне сама Джоконда с восхищением смотрит на вас!»
Уважаемое жюри, мы просим Вас подвести окончательный итог и объявить результаты, а также вручить грамоты и баллы нашим Феям.
ФЕЯ КРАСОТЫ ЛИТЕРАТУРЫ
ФЕЯ ВОЛШЕБСТВА
ФЕЯ ИЗЯЩЕСТВА
ФЕЯ ОЧАРОВАНИЯ
ФЕЯ ВДОХНОВЕНИЯ
ФЕЯ ЦВЕТОВ
ФЕЯ АРТИСТИЧНОСТИ