Совершенствование методов обучения и воспитания
«Психомоторное развитие старшего дошкольника средствами игр и упражнений»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihomotornoe_razvitie_starshego_doshkolnika_sredstvami_igr_i_uprazhneniy.docx | 19.45 КБ |
Предварительный просмотр:
«Психомоторное развитие старшего дошкольника
средствами игр и упражнений»
Технологии познавательно-исследовательской деятельности, игровая технология, технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников, технология построения развивающей среды в группе ДОУ, технология проектной деятельности, здоровьесберегающие технологии, использование ИКТ.
Актуальность в контексте работы с воспитанниками: В современной системе образования возникли противоречия:
- между необходимостью развивать физическую, познавательную и эмоциональную сферы ребенка и несформированностью базисных психомоторных процессов старшего дошкольника;
- между преобладанием в дошкольном учреждении объяснительно-иллюстративного способа обучения и необходимостью осуществлять творческо-поисковый характер деятельности.
Педагоги, учитель - логопед обратили внимание на необходимость формирования базисных процессов у детей с серьёзными речевыми нарушениями. Многие исследователи считают, что речевые недоразвития взаимосвязаны с определённым уровнем психомоторного развития ребёнка. Этим и был обусловлен выбор моей темы по самообразованию.
Цель: изменения: обеспечение эффективной организации нового содержания образования через внедрение в учебно-воспитательный процесс
системы игр и упражнений по развитию психомоторики ребенка старшего дошкольного возраста для формирования готовности к школе.
Задачи:
1.Разработать систему упражнений, позволяющих повысить уровень психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста.
2. Создание условий для развития психомоторики ребенка.
3.Совершенствование общих речевых навыков: постановка правильного речевого дыхания, становление артикуляции гласных и согласных звуков, соотнесение звука и буквы, знакомство с буквами.
Элементы (методы и (или) приемы) базовых технологий ФГОС подверглись изменению: была разработана диагностика психомоторного развития, которая способствуют более точному выявлению уровней психомоторного развития и методов его повышения у дошкольников.
Система работы предполагает:
- выявление уровня психомоторного развития детей;
- определение и применение системы упражнений по повышению уровня психомоторного развития:
* телесно-ориентированные упражнения,
* развитие слуховых функций,
* развитие зрительных функций,
* развитие моторики,
* развитие координации и чувства ритма (совершенствование системы «глаз-рука);
- совершенствование общих речевых навыков.
Игры, игровые моменты, элементы сказочности служат психологическим стимулятором нервно-психологической деятельности, потенциальных способностей восприятия, также мной применялись следующие группы игр,
- развивающие глазомер;
-тренирующие наблюдательность;
-развивающие творческие способности;
- воздействующие на эмоции и чувства;
-раскрывающие личностные возможности ребенка.
Показатели, по которым отслеживалась эффективность изменения (совершенствования):
- Графически-логические умения
- Пространственные представления
Результаты использования (стартовая и итоговая диагностики):
Уровни развития | Графически-логические умения | Пространственные представления | ||
Стартовая диагностика | Итоговая диагностика | Стартовая диагностика | Итоговая диагностика | |
высокий | 1 (7,7%) | 4 (30,76%) | 0 (0) | 6 (46,15%) |
Средний | 5 (38,46%) | 5 (38,46%) | 8 (61,54%) | 6 (46,15%) |
низкий | 7 (53,84%) | 4 (30,76%) | 5 (38,46%) | 1 (7,70%) |
Психомоторное развитие представляет собой сложный процесс, который характеризуется определенной последовательностью и неравномерностью созревания отдельных функций, качественным их преобразованием на новом возрастном этапе (по Е.М. Мастюковой). В основе психомоторного развития (по утверждению Жуковой Н.С., Мастюковой Е.М., Филичевой Т.Б.) лежит генетическая программа, которая реализуется под влиянием разных факторов окружающей среды.
Но если генотипические особенности центральной нервной системы у ребенка с какими-либо речевыми нарушениями постоянны, то внешнее воздействие является изменяемым. Следовательно, существует возможность изменения окружающей среды ребенка, ведущей к коррекции этих нарушений.
Научным ориентиром моей работы с детьми стали теоретические положения о:
- взаимосвязи физического и психического в онтогенезе,
- значении моторики в психическом и личностном развитии ребенка;
- учёте сенситивных периодов в развитии;
- деятельном подходе в развитии.
(Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л. Р. Лурия)
Поскольку старший дошкольник - это ребенок, которого надо подготовить к школе, то, прежде всего, необходимо помочь ему сформировать базисные процессы и включить их в более сложные виды деятельности. На это и направлена моя деятельность, как старшего воспитателя, занимающегося самообразованием и развитием ребёнка в ДОУ.