Сотрудничество с родителями

Рогачёва Ирина Александровна

Программа взаимодействия с семьями воспитанников 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vzaimodeystviya_s_roditelyami.doc209 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

Заведующий ДОУ д/с № 57

 Н.Б. Никитина

 «04» сентября 2014 г.

Программа взаимодействия с родителями воспитанников по    реализации основной общеобразовательной программы ДОУ

Пояснительная записка

Актуальность:

  • одной стороны, появились нормативные правовые документы, обозначившие новые цели и задачи в дошкольном образовании:

  • ФГОС дошкольного образования, где прописаны требования к структуре ООП дошкольного образовательного учреждения и к условиям реализации ООП ДОУ, в них одно из основных направлений - взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

  • другой стороны, анализ работы с воспитателями показывает, что существуют проблемы в эффективном взаимодействии родителей и педагогов в формировании целостной картины мира дошкольников, по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ, проблемы воспитания, развития детей, как правило, решаются только, как правило, образовательным учреждением и педагогами, воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие им формы работы с семьёй, родители и педагоги не готовы иногда совместно успешно взаимодействовать по реализации ООП, нет опыта реализации и воплощения в жизнь идеалов равенства субъектов образовательного процесса, взаимного уважения, демократизации.

Цель: совершенствование содержания и механизмов взаимодействия ДОУ и семьи на основе методологии партнерства в условиях развития воспитательного пространства ДОУ.

Задачи:

  • способствовать стимулированию мотивации родительской активности в решении задач воспитания, становлению партнерских отношений с семьями воспитанников;


  • знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей;

  • способствовать формированию у родителей практических навыков воспитания;

  • создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

  • организовать совместную деятельность по созданию условий для личностного становления ребёнка;

  • поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.

Принципы взаимодействия с родителями:

  1. Преемственность согласованных действий. Взаимопонимание семьи и детского сада состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, «выстроенных по принципу единства, уважения, и требований к ребёнку, распределения обязанностей и ответственности».

  1. Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ – признание достоинства, свободы личности, терпимости к мнению другого, доброе, внимательное отношение всех участников взаимодействия.

  1. Открытость по отношению к семье воспитанника.

  1. Индивидуальный подход – учет социального положения, традиций, интеллектуального и культурного опыта родителей.

  1. Эффективность форм взаимодействия ДОУ и семьи зависит от умения выделить наиболее важные проблемы сторон. Формы выбираются в зависимости от интереса семьи, возможностей ДОУ, региональных, социально-экономических, психологических условий.

  1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями.
  2. Сотрудничество. Эффективно будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

  1. Динамичность .  Детский сад должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей. Их образовательные


потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

9.  Обратная связь необходима для изучения мнения родителей по различным вопросам воспитания.

Ценности: сотрудничество и диалог между педагогами и родителями, эмоциональный комфорт ребенка и его развитие в соответствии с задачами возрастной ступени развития.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

  • деятельности педагогов и родителей Мотивационно-ценностный компонент

Родители:

  • осознают потребность во взаимодействии с педагогами с целью реализации ООП ДОУ, формирования целостной картины мира дошкольников;

Педагоги:

  • осознают необходимость взаимодействия с семьей по реализации ООП, потребность в изменении характера взаимодействия (от субъект-объектного к субъект-субъектному);

  • обладают устойчивой потребностью в совершенствовании в сфере общения с родителями воспитанников.

Когнитивный компонент

Родители:

  • знают психофизиологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста;

  • знают приемы и методы взаимодействия с педагогами.

Педагоги:

  • владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей;


  • умеет ориентироваться в информации, отбирать из нее необходимое для собственной работы с родителями, оценивать эффективность применяемых родителями методов воспитания детей в семье и т. д.

Деятельностно - поведенческий компонент

Родители:

  • реализуют методы, приемы воспитания ребёнка дошкольного возраста;

  • активно взаимодействуют с педагогами ДОУ по реализации ООП;

Педагоги:

  • учитывает социальный запрос родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними;

умеет планировать     предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и

нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей;

  • признает ведущую роль родителей в воспитании детей и роль педагога как «помощника»;

  • стремится к активному содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей;

Рефлексивный

Родители:

  • самостоятельно обдумывают ситуации, конфликты;

  • самостоятельно решают проблемы родительской поддержки, на себе испытывают правильность своего выбора;

  • удовлетворены работой педагогов ДОУ.

Педагоги:

➢  владеют        самодиагностикой


процесса


организации


общения


с  родителями, выявления


положительных

моментов и недостатков;

➢  осознают        собственные ошибки и трудности в организации общения с родителями воспитанников, формирует

установки на доверительное без оценочное взаимодействие с ними.


НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Направления        Задачи        Формы работы

Педагогический

Изучение своеобразие семей, их потребностей, запросов,

мониторинг

проблем воспитания.

Изучение удовлетворенности родителей работой ДОУ.

Создание атмосферы общности интересов,

Педагогическая

взаимоподдержки в решении проблем воспитания детей.

поддержка родителей

Организация совместной деятельности, направленной на

развитие у родителей умений воспитания дошкольников,

проявление уверенности в успешности воспитательной

деятельности.

Формирование у родителей знаний о воспитании и

Педагогическое

развитии детей, практических навыков.

образование родителей

Индивидуальная адресная помощь в воспитании детей.

Обмен информацией о развитии ребенка, его

Педагогическое

особенностях. Объединение усилий для развития и

партнёрство

воспитания детей, приобщение родителей к

педагогическому процессу.

Создание условий для творческой самореализации

родителей и детей.


Социологические срезы, изучение медицинских карт

Анкетирование, опрос, беседы

Шкатулки и сундучки вопросов и пожеланий родителей

Наблюдение, собеседования с детьми

Наглядно-текстовая информация: памятки, стенды, папки-передвижки в

родительских уголках

Выставки литературы, игр, совместного творчества

Ежедневные беседы, консультации

Общие родительские собрания

Работа консультационного пункта

Тренинги и семинары

Практические занятия

Родительские собрания

Информационные уголки в группах и холлах ДОУ

«Встречи с интересными людьми» - знакомство с профессиями, увлечениями

Создание альбомов «Моя семья»

Создание предметно-развивающей среды в группах, на территории

детского сада

Совместное проведение мероприятий в ДОУ


Содержание деятельности ДОУ по взаимодействию с родителями

п        Тема

/        

п

  1. Исследования семей  воспитанников

для выявления:

типа семьи, её ценностей,

образовательного уровня, опыта, проблем семейного воспитания, запросов родителей состояния здоровья детей

анализ заболеваемости детей


Формы,

Возрастные

Планируемые

Сроки

Ответственные

методы,

группы

результаты в

проведения

за  проведение

приемы

деятельности

мероприятий

проведения

родителей

Педагогический мониторинг

Социальный

все группы

Родители

в течение года

воспитатели

опрос, беседы,

самостоятельно

педагог-психолог

наблюдения,

анализируют

воспитатели

собеседования с

вопросы

медсестра

детьми

воспитания,

Анализ

осознают

медицинских

необходимость

карт

взаимодействия с

дошкольников

ДОУ по вопросам

воспитания,

анализируют работу

ДОУ

Педагогическая поддержка

2.

Общие родительские собрания

Круглый стол

все группы

ноябрь, апрель

Родительские собрания вновь

группы раннего

май

набранных  групп  раннего возраста

возраста

«В детский сад хожу без слез!»

Родители обладают

заведующий

знаниями о

воспитании и

развитии детей

Родительские собрания

Просмотр НОД

подг. к школе

в течение года

заведующий ст.

подготовительных к школе групп

экскурсия по ДОУ

группы

воспит., воспитатели,

«Мой ребёнок – будущий

все группы

специалисты ДОУ

первоклассник!»

Наглядно-текстовая информация:

памятки, стенды, папки –

передвижки, журналы


  • Родительские собрания

      Консультации Мастер-классы, тренинги, семинары

практикумы

Консультативный пункт:

Адаптация к условиям ДОУ Готовность детей к школе Консультации по запросам родителей

  • Привлечение родителей к созданию
  • предметно-развивающей среды

Совместное проведение праздников,

досугов

Совместные проекты «Познаем

вместе!»

Встречи с интересными людьми, Создание альбомов, газет «Моя семья»


Педагогическое образование

Групповые,        все группы        У родителей

инд. беседы,        сформированы

рекомендации        практические навыки

воспитания детей

Педагогическое партнерство

Совместное

Родители

создание

все группы

предметно-

активно

развивающей

участвуют в

среды в

жизни ребёнка,

соответствии с

заинтересованы

темой недели

Беседы, игры,

в совместной

мастер-класс

деятельности


3 раза в год

в течение года

еженедельно

по плану

ДОУ


воспитатели,

специалисты ДОУ

Заведующий, зам зав.

по АХР,

ст. воспит.

воспитатели

специалисты ДОУ


компонент

Мотивационно

ценностный

компонент

Когнитивный

компонент

Деятельностно

поведенческий

компонент

Рефлексивный


СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

показатель

метод исследования

периодичность

ответственный

проведения

Осознают потребность во взаимодействии с

«Социальные паспорта»

При поступлении в

педагог-психолог

педагогами с целью воспитания детей,

выявление интересов, основных

детский сад

воспитатели

формирования целостной картины мира

ценностей семьи

по плану

и специалисты ДОУ

дошкольников

анкетирование, беседы, наблюдение:

воспитателей

Проявляют высокую степень включенности в

выяснения установок семьи на общение с

реализации задач ООП ДОУ

ребёнком

Знают психофизиологические особенности

тестирование с целью изучения

по плану

педагог-психолог

детей дошкольного возраста

родительского мнения по различным

воспитателей и

воспитатели

знают приемы и методы взаимодействия с

вопросам

специалистов ДОУ

педагогами

реализуют методы, приемы родительской

сравнительная оценка уровня

в течении года

Воспитатели,

     старший восп.

поддержки детей в дошкольный период

родительской активности (посещение

взаимодействуют с педагогами ДОУ по

родительских собраний и др. совместных

реализации ООП

мероприятий, участие в анкетировании)

самостоятельно обдумывают ситуации,

«Диагностика удовлетворенности

ежегодно в мае

воспитатели

конфликты;

родителей и педагогов работой ДОУ»

педагог-

самостоятельно решают проблемы

«Подготовка детей к школе»

психолог, ст.

родительской поддержки, на себе

Оценка взаимодействия ДОУ и семьи

воспитатель

испытывают правильность своего выбора

(Кротова Т.В.)


Критерии оценки взаимодействия детского сада и семьи (Кротова Т.В.)

Анализ психолого-педагогической литературы и изучение практики работы ДОУ позволили нам выделить критерии оценки взаимодействия детского сада и семьи.

Для проведения такой оценки мы предлагаем проанализировать ряд документов ДОУ, в которых находят отражение планируемые и проводимые мероприятия по взаимодействию с семьей (годовой план, календарные планы воспитательно-образовательной работы, протоколы родительских собраний).

Критерии анализа годового плана:

  1. планирование задач на диагностической основе с учетом анализа достижений и трудностей в работе с семьей за прошлый год;

  1. учет интересов и запросов родителей при планировании содержания мероприятий;
  2. планирование мероприятий по работе с семьей в каждом разделе годового плана;

  1. разнообразие планируемых форм работы;
  2. планирование работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров по вопросам взаимодействия с семьей; разнообразие форм методической помощи педагогическим кадрам в вопросах взаимодействия с семьей (педагогические советы, семинары, работа в творческих группах, консультации, деловые игры, тренинги и т.д.);

  1. выявление, обобщение, внедрение успешного опыта работы отдельных педагогов с семьями воспитанников внутри учреждения, микрорайона, округа;
  2. выявление передового опыта семейного воспитания и распространение его внутри дошкольного учреждения, внутри микрорайона, в округе.

Критерии анализа планов воспитательно-образовательной работы педагогов:

  1. планирование содержания мероприятий на основе учета интересов, нужд, потребностей родителей;
  2. разнообразие планируемых форм работы с семьей;

  1. наличие анализа результативности проведенных мероприятий.

Критерии анализа протоколов родительских собраний:

  1. разнообразие тематики и форм проведенных собраний;
  2. отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания, предложения со стороны родителей);
  3. учет мнения и пожеланий родителей при организации последующих мероприятий.

Предложенные критерии анализа документов позволяют определить: учитывает ли ДОУ их потребности семьи, наполняет мероприятия содержательным и интересным для родителей материалом, стремится ли к постоянному повышению компетентности педагогов в области взаимодействия с родителями. Подтверждением того, что планируемые мероприятия действительно реализуются, являться фактический материал: сценарии и конспекты, фото- и видеоматериалы.

Неформальный подход к организации взаимодействия педагогов и родителей требует учета особенностей каждой семьи, т.е. индивидуального подхода. Для анализа данного вопроса мы также предлагаем ряд критериев:


  1. проведение в ДОУ социологических срезов для получения данных о семьях;
  2. изучение уровня педагогической культуры родителей и стилей семейного воспитания;

  1. использование разнообразных форм коллективной и индивидуальной работы
  2. изучение запросов, нужд, интересов родителей;
  3. выявление, обобщение, внедрение передового опыта семейного воспитания;
  4. изучение мнения родителей о работе ДОУ и взаимодействии с педагогическим коллективом.

Для осуществления полноценной оценки важно также выяснить мнение родителей о качестве работы ДОУ, о трудностях, которые возникают у воспитателей при взаимодействии с родителями. В этом способны помочь различные тесты и анкеты.

Оценка состояния взаимодействия дошкольных учреждений с семьями позволяет условно подразделить детские сады на три уровня: высокий, средний и низкий. Мы предлагаем следующие параметры.

Высокий уровень организации взаимодействия ДОУ с семьей:

  1. отсутствие формализма в организации работы с семьей;

  1. учет социального запроса (интересов, потребностей) родителей в планировании работы учреждения;
  2. социологический анализ контингента семей воспитанников (получение данных о составе семьи, образовании родителей и т.д.) и учет его особенностей в планировании работы;
  3. использование разнообразных форм работы с семьей (индивидуальных, коллективных, наглядно-информационных), поиск и внедрение в практику новых нетрадиционных форм работы с семьей;
  4. систематическая организация активной методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области взаимодействия с семьей (использование разнообразных форм и методов методической работы с педагогическими кадрами);
  5. стремление к диалогу при организации работы с родителями;

  1. выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта взаимодействия с семьей, передового опыта семейного воспитания;
  2. «открытость» ДОУ для родителей;

  1. осознание коллективом доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения как «помощника» семьи в воспитании детей.

Средний уровень организации взаимодействия ДОУ с семьей:

  1. стремление администрации и педагогического коллектива к активному взаимодействию с семьями воспитанников, при доминирующей роли педагогов и наличии формального подхода к планированию работы по данному разделу;
  2. минимальный учет в работе интересов и потребностей, запросов родителей;

  1. изучение социального профиля семей воспитанников (без активного использования полученных данных в работе);
  2. сочетание использования во взаимодействии с семьей традиционных и нетрадиционных форм работы, при большем акценте на традиционные формы;

  1. нерегулярное проведение работы по повышению квалификации педагогов в области взаимодействия с семьей;
  2. организация открытых мероприятий для родителей в основном в праздничные дни;

  1. отсутствие изучения передового опыта воспитания детей в семье и его распространения среди родителей других воспитанников;
  2. использование наглядно-информационных форм работы с семьей, поиск путей наиболее рационального их применения.


Низкий уровень организации взаимодействия ДОУ с семьей предполагает:

  1. формальный подход к планированию и осуществлению работы с семьей;

  1. отсутствие учета в работе интересов и потребностей и запросов родителей;
  2. изучение социального профиля семей воспитанников (без использования полученных данных в работе);
  3. бессистемное использование в работе только традиционных форм взаимодействия с семьей;

  1. организация открытых мероприятий для родителей только в дни праздников
  2. отсутствие изучения передового опыта воспитания детей в семье и его распространения среди родителей других воспитанников;
  3. отсутствие методической работы по повышению профессиональной компетентности воспитателей в области взаимодействия с семьей;
  4. неэффективное использование наглядно-информационных форм работы с семьей, стремление подменить непосредственное общение с родителями материалами различных стендов.

Определение уровня взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников дает возможность руководителям и педагогическому коллективу, с одной стороны, поделиться опытом успешного общения с родителями, а с другой - обратить более пристальное внимание на вопросы, требующие существенной доработки. Такой дифференцированный подход может способствовать повышению эффективности общения ДОУ и семьи.