Дистанционное обучение

Ольга Ивановна Горбачева

Дистанционное обучение  — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Дистанционное обучение — это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством.Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:

  • среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети),
  • методов, зависимых от технической среды обмена информацией.

В настоящее время перспективным является интерактивное взаимодействие с учащимся посредством информационных коммуникационных сетей, из которых массово выделяется среда интернет-пользователей. Введение стандартов способствует как углублению требований к составу дистанционного обучения, так и требований к программному обеспечению.Дистанционное обучение позволяет:

  • снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учёбы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.);
  • сократить время на обучение (сбор, время в пути);
  • участник самостоятельно может планировать время, место и продолжительность занятий;
  • проводить обучение большого количества человек;
  • повысить качество обучения за счет применения современных средств, объёмных электронных библиотек и т. д.
  • создать единую образовательную среду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_mhk_v_10_klasse.docx22.82 КБ
Microsoft Office document icon kr_zapadnoevropeyskoe_srednevekove_.doc1022 КБ

Предварительный просмотр:

Урок МХК в 10 классе

Тема: Архитектура западноевропейского Средневековья. Романский и готический стили.

Цель: 

  • формирование у учащихся представлений о художественной культуре Средневековья. 

Задачи:

  • ознакомить учащихся и истоками и характером романского и готического стилей;
  • выявить отличительные особенности романского и готического стилей;  развивать познавательную активность;
  • воспитывать нравственно-эстетическое восприятие мира искусства, интерес к искусству и его истории.

Оборудование:

  •  презентация

Ход урока. 

I Организационный этап.

- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с художественной культурой эпохи Средневековья.

Тема «Архитектура западноевропейского Средневековья».

II Изучение нового материала.

1. Постановка цели.

- Наибольшее развитие в средневековую эпоху получает монументальная архитектура. И сегодня на уроке мы познакомимся с архитектурными стилями Средневековья, будем учиться их различать.

2. Работа в тетради.

 Cтиль – устойчивое единство художественных приемов и средств, используемых при создании произведений искусства.

3. Словарная работа.

- Во время урока вы услышите слова – специальные термины, которые употребляются в архитектуре. И чтобы вам было понятно,  чем идет речь, я бы хотела прокомментировать  эти термины.

  • Свод – выпуклая архитектурная конструкция; используется как покрытие или перекрытие сооружений.
  • Капитель – венчающая часть колонны или столба.
  • Рельеф – полуобъемное скульптурное изображение.
  • Портал – архитектурно оформленный вход в здание
  • Фасад – в архитектуре наружная, главная сторона здания.
  • Фронтон –  верхняя треугольная часть фасада храма

- У нас работали две поисковые группы учащихся, которые подготовили информацию по данным стилям. Ваша задача, знакомясь с архитектурными стилями средневековой Европы, заполнить сравнительную таблицу (в тетрадях начертить).

«Особенности стилей средневекового искусства»

Романский стиль                    Готический стиль

Церковная архитектура   Светская  архитектура   Живопись     Скульптура

I часть

4. Сообщение   о происхождении термина «романское искусство»  Термин «романское искусство» появился в начале XIX столетия. Так обозначали европейское искусство X-XII веков. Ученые полагали, что архитектура в тот период находилась под сильным влиянием так называемого «романского» зодчества  (от лат. romanus – римский). Позже взгляд исследователей на средневековое искусство изменился, но название «романское искусство» сохранилось.

Становление романского искусства в различных странах  и областях Европы происходило неравномерно. Если на северо-востоке Франции период романики завершился в конце XII века, то в Германии и Италии характерные черты этого стиля наблюдались даже в XIII  столетии.

5. Работа в тетради.

Термин «романское искусство» возник в XIX веке, так обозначают стиль европейского искусства X-XII веков.

6. Сообщение «Краткая характеристика романской архитектуры»

Архитектура романского стиля отличалась оборонительным, крепостным характером – имела массивные стены, узкие окна, высокие башни. Такая особенность была вызвана частыми войнами, суровыми условиями жизни и желанием отгородится от внешнего мира. Постройки этого периода отличались суровой простотой, ясностью объемов, внушительностью, тяжеловесностью, монолитностью, замкнутостью, отсутствием украшений. Созданные преимущественно для сельского ландшафта они прекрасно гармонировали с природным окружением.

7.  - Главными и наиболее значимыми сооружениями романского стиля были монастырь-крепость, храм – крепость, замок-крепость. Основным типом культового здания был собор. Романский храм, вытянутый в плане в виде латинского креста, олицетворял собой модель мира и отражал католическую идею «крестного пути» страдания и искупления грехов.

- В романской архитектуре получили распространение башни: узкие, высокие с шатровыми вершинами сторожили храм с восточной и западной стороны. 

                                                                           

- Важным элементом романской архитектуры была колонна, ее  капитель украшена скульптурным орнаментом.

- Но ведущим началом романского зодчества была стена.

- Если есть гладкие стены, то их можно украсить. Каким образом? (росписью)

- Стены романских храмов были украшены фресками  и мозаиками. К сожалению, живопись романского периода практически не сохранилась.

- В романский период впервые появилась монументальная скульптура. Скульптурные изображения – рельефы – располагались,  как правило,  на  порталах (архитектурно оформленных входах).

- Если храм представлялся крепостью бога, то замок – крепостью рыцаря. Романские каменные замки с мощными оборонительными стенами были неприступными крепостями. Возводились замки у реки на холме, окруженном рвом с водой, через ров перекидывался подъемный мост.

8. Сообщение об одном из памятников романской архитектуры

Собор и башня в Пизе. Начало строительства – 1063 г. Италия. 

К выдающимся произведениям архитектуры Центральной Италии, впитавшей античные традиции,  относится знаменитый комплекс в Пизе. Этот прекрасный ансамбль, включавший в себя собор и башню, создавался в течение долгого времени: строительство было начато в 1063 году, а закончилось лишь в XII веке. В XI веке здесь работал архитектор Бускетто, в XII веке – архитектор Райнальдо. Самой известной частью комплекса является знаменитая Пизанская «падающая» башня. Некоторые исследователи полагают, что башня наклонилась в результате  оседания фундамента в самом начале работ, и тогда было решено сделать ее наклонной.

9. Микро-итог.

- Именно в романской архитектуре впервые появились огромные здания,  целиком выстроенные из камня. Своды, массивные толстые стены, крупные опоры, обилие гладких поверхностей, скульптурный орнамент – характерные черты романской церкви. 

(Заполнение таблицы в тетрадях). «Особенности стилей средневекового искусства»

Романский стиль                  Готический стиль

Церковная архитектура

Своды, массивные толстые стены, крупные опоры, обилие гладких поверхностей, скульптурный орнамент

Ажурные формы, арки, галереи, башни, громадные окна – витражи, обилие скульптур.

Светская  Архитектура                   Живопись                        Скульптура

II часть

1. Сообщение 3 ученика о происхождении термина «готическое искусство».

Наименование «готическое искусство» (от итал. gotico – «готский», по названию германского племени готов) возникло в эпоху Возрождения. «Готическое» в те времена означало «варварское» в противовес «римскому»: готическим называли искусство, которое не следовало античным традициям, а значит,  не представляло интереса для современников.

Представления о том, что готическое искусство бесформенно и не заслуживает внимания, изменились лишь в XIX веке, когда эпоху Средневековья перестали считать «темными веками» в истории человечества. Однако название «готическое» сохранилось за европейским искусством позднего Средневековья. В различных европейских странах готика имела свои характерные  особенности и хронологические рамки, но её расцвет приходится на XIII –XIV века.

2. Работа в тетради.

-  Термин «готическое искусство» возник в эпоху Возрождения. Так обозначают стиль европейского искусства XII – XV веков.

3. Сообщение «Краткая характеристика готической архитектуры» Трудно найти подходящие слова и сравнения, чтобы описать впечатление от готического собора. Кто знает об этих соборах понаслышке, считает главным признаком готики высотность. Действительно, соборы высоки и тянутся к небу бесчисленными стрелами башен и башенок, заостренных арок. Готические соборы не только высоки, но и очень протяженны. Например, Шартрский собор имеет длину 130 метров. Чтобы его обойти, нужно преодолеть путь в полкилометра.

В отличие от романской церкви с ее четкими, легко обозримыми формами, готический собор необозрим, часто асимметричен, неоднороден в своих частях: каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален.

Главным строительным материалом оставался камень, даже архитекторов и строителей в ту пору называли каменщиками. Они собирались в артели и строили, переезжая из города в город, обмениваясь навыками и знаниями. Наверное, поэтому готическая архитектура отличается большим стилистическим единством, и в ней нет такого обилия школ, как в романской.

4.  - Готические соборы значительно отличались от церквей романского периода: романская церковь тяжеловесна и приземиста, готический собор легок и устремлен ввысь. Это связано с тем, что в готической архитектуре стали использовать новую конструкцию сводов. Если в романской церкви массивные своды покоятся на толстых стенах, то в готическом соборе свод опирается на арки, а те  в свою очередь – на столбы. Такая конструкция  дала возможность уменьшить толщину стен, увеличить внутреннее пространство здания. Стены стали служить опорой свода, что позволило проделать в них множество окон и арок.

- В готическом соборе  исчезла ровная поверхность стены, поэтому стенная роспись уступила место витражу– изображению, составленному из скрепленных между собой цветных стекол, которое помещали в проем окна.  Громадные окна – то узкие и высокие, то круглые (так называемые готические розы) с цветными стеклами и сложнейшими переплетением рам.

- Внутри и снаружи собор украшало множество статуй и рельефов.                                                               

5. Сообщение 5 ученика об одном из выдающихся произведений готики

Нотр-Дам де Пари. 1163 г. –XIV в.   Париж. Франция.         

Характерные черты ранней готики воплотились в главном соборе столицы Франции – Нотр-Дам де Пари (собор Парижской Богоматери). Величественный Норт-Дам де Пари был заложен в 1163 году (первый камень будущего собора заложил папа Александр III) , но его строительство продолжалось в течение нескольких столетий – до XIV века. В храм ведут три входа – портала, обрамленных уходящими в глубину арками; над ними находятся ниши со статуями – так называемая «королевская галерея», изображения библейских царей и французских королей.

Много лет собор стоял полуразрушенным, пока в 1831 году не появился знаменитый роман Виктора Гюго, ознаменовавший собой возрождение интереса к историческому наследию, и готическому искусству в частности, и привлекший внимание к плачевному состоянию великого памятника архитектуры. Король своим указом поручил восстановить храм.  С тех пор постоянной заботой властей является сохранение собора в его подлинном виде.

6. Микроитог.

Готический собор – это бесконечно сложная, изменчивая  игра ажурных форм. Арки, галереи, башни, громадные окна – то узкие и высокие, то круглые (так называемые готические розы) с цветными стеклами и сложнейшим переплетом рам. Собор внутри и снаружи населен массой скульптур (например, в Шартрском соборе около 9 тысяч одних только статуй). Словом готический собор – это целый мир.

(Заполнение таблицы в тетрадях). «Особенности стилей средневекового искусства»

Романский стиль

Готический стиль

Церковная архитектура

Своды, массивные толстые стены, крупные опоры, гладкие поверхности, скульптурный орнамент, фрески.

Ажурные формы, арки, галереи, башни, громадные окна – витражи, обилие скульптур.

Светская 

архитектура

Замки

Ратуша (здание городского самоуправления)

Живопись

Изображение библейских сюжетов; имели назидательный характер.

Витражи

Скульптура

Рельеф

Множество статуй и рельефов

Проверка заполнения таблицы

III. Обобщение  полученных знаний

- Как вы понимаете такой термин как  «синтез искусств»?

Синтез искусств – органичное единство, взаимосвязь различных видов искусства в рамках единого художественного произведения.

- О взаимосвязи, каких видов искусств можно сказать относительно романского и готического стилей? (архитектура, живопись, скульптура).

- Главным их них является …? (архитектура)

-Верно. Живопись и скульптура подчинены архитектуре.

На основе полученных знаний учащиеся под руководством учителя проводят сравнительно-сопоставительный анализ романского и готического стилей.

Результатом работы является сравнительная таблица.

IV. Итог урока

- Сегодня на уроке мы  продолжили знакомство с художественной культурой Средних веков и на основе сравнительно-сопоставительного анализа архитектуры того времени получили представление о стилях средневековья.

Литература:

Данилова Г. И. Мировая художественная культура. Учебное пособие. М.: ДРОФА – 2013.

- Искусство: Живопись. Скульптура. Архитектура. Графика.



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме Западноевропейское средневековье

Ф.И. учащегося_______________________________________ класс______________

  1. Господствующий тип храма? ____________________________________________________

2. Перечисли составные части романского храма 

 о Аркатурный пояс  

о Многочисленные статуи

о Много украшений

 о Арочная форма дверных и оконных проемов

 о Перспективный портал

 о Толстые стены

 о Второй поперечный неф (трансепт)

 о Увеличение восточной части храма (хора)

 о Подземные помещения

 о Башни

  1. Соотнеси названия и картинки.

Собор в Вормсе.    Собор в Шпейере   Пизанский собор   Мариенкирхе Лаахе  Феодальный замок

  1. Перечисли периоды развития Готики__________________________________________________________________________

  1. Что находится в основе готического собора?__________________________________________________________________________

  1.  Перечисли отличительные черты готического храма.

 о свод на нервюрах (арках)

 о система аркбутанов

 о мощные контрфорсы

 о цветные витражи

 о две башни

 о пинакли

 о множество химер

 о мощные стены

 о вимперги

 о стрельчатые арки

 о фронтоны

 о вертикальность

 о отсутствие скульптуры

 о расчлененность

 о устремлённость вверх

 о окно-роза

 о узкие окна-бойницы

7. Соотнесите картинки и надписи.

Собор Нотер-Дам в Париже          Собор в Кёльне         Собор в Реймсе

Собор дожей в Венеции     Собор Святой Анны в Вильнюсе

Собор Вита в Праге    церковь Сент-Шапель в Бурже