Памятки для родителей
Советы и рекомендации учителя-логопеда для родителей разных возрастных групп по работе с детьми в домашних условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Советы родителям, дети которых еще не говорят | 356.82 КБ |
Игры для речевой подготовки к школе | 370.02 КБ |
Характерные особенности развития речи детей 6-7 лет | 18.75 КБ |
развитие фонематического слуха | 394 КБ |
Игра-дело тонкое | 98.41 КБ |
Предварительный просмотр:
В последнее время все чаще сталкиваешься с родителями, которые беспокоятся, если их ребенок в 2,5 года молчит. Но есть и такие, которые не видят в этом проблемы. Одни говорят: «Мальчишки всегда позднее начинают говорить», другие — «Он все понимает, только ленится». Но дети никогда не ленятся, и если ребенок «не хочет» говорить, значит, имеются какие-то, пусть минимальные, изменения в развитии. Некоторые родители стараются искать выход из ситуации – много читают, ставят ребенку диски с развивающими программами, пытаются заниматься, но малыш упорно молчит. Иногда родители так часто используют в речи настойчивое «скажи…», что у ребенка вырабатывается к нему негативизм, агрессия, он воспринимает его как «угрозу речи». Как же родителям вести себя с неговорящим ребенком?
Если ваш ребенок долго не может заговорить, нужно помочь ему справиться с непосильной задачей. Вот несколько советов:
- Используйте в общении с ребенком не только полные слова, но и более легкие для произношения звукоподражательные (гуси — га-га, машина — би-би, сандалики — топ-топ, упал — бах и т.п.), междометия (Ах! Ох! Ой!), звуки (о-о-о, у–у-у).
- Общайтесь с ребенком настолько эмоционально, чтобы у ребенка возникло желание подражать вам. Например, когда играете с ребенком, озвучивайте действия: «Паровозик поехал – ТУ-ТУ!» «Мишка спрятался – КУ-КУ!» «Ух ты, какой рисунок!». На эмоциональном фоне ребенок начинает повторять за вами сначала междометия: ой, ай, ух, ох (может произноситься ребенком как «о», «а», «у» — не поправляйте его, а только радуйтесь вместе с ним), а потом и слова.
- Никогда не говорите при ребенке о его отставании. Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Для начала нужно самим понять, что у всех детей разные стартовые возможности – если одного малыша поставить на ножки, то он и потопает сразу и без поддержки, а другой будет долго «осторожничать», ходить по стенке.
- Больше говорите с ребенком, комментируйте все свои действия («Мы одеваем носочки на ножки, шапочку - на голову», «Мы кушаем вкусную кашу – ням-ням» и т.п.) Повторяйте много раз уже усвоенное, проговаривайте слова несколько замедленно, четко.
- Давайте ребенку задания, используя простые инструкции: «Дай мне кубик. Дай ручку. Где носик? Где ножка? Возьми куклу». Просите ребенка производить разные действия с игрушками, предметами: «Вытри полотенцем лицо кукле», «Положи на полку карандаши», «Поставь машину в гараж». Такие задания не требуют от ребенка речевой активности, но в то же время способствуют развитию памяти, внимания, понимания речи. Понимание речи – залог будущего активного словаря ребенка.
- Не дожидайтесь, пока ребенок заговорит, начинайте учить ребенка различать предметы по форме, цвету, размеру, то есть мыслить самостоятельно. С этой целью учите ребенка рассматривать предмет: «Посмотри внимательно. Посмотри глазками». Не стоит на данном этапе требовать от ребенка запоминания названия цвета или формы (слова «зеленый», «синий», «квадратный» и т.п. будут усваиваться ребенком после овладения им фразовой речью). Главное сосредоточить внимание ребенка на схожести предметов: «Дай мне такой же кубик», «Найди и покажи мне такой же, похожий шарик (матрешку, пуговицу, ложку, мячик и т.д.).
- Не читайте ребенку сложных длинных сказок. Лучше пересказать текст сказки своими словами, доступными для понимания ребенка и обязательно очень эмоционально. Не перегружайте ребенка информацией из телевизора.
- Делайте массаж ладошек и пальчиков, пассивный и активный (некоторые пальчиковые упражнения размещены на нашем сайте). Двигательные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом, поэтому проведение пальчикового массажа, гимнастики оказывает положительное влияние на развитие речи. Поиграйте с малышом в игру «Делай как я». Ребенок учится вслед за взрослым выполнять движения кистями рук: пальцы сжаты в кулаки, пальцы выпрямлены, ладони прижаты к столу, ладони вверх и т.д. Далее более сложное задание — повторить за вами сразу 2 положения ваших рук: ладони вниз — ладони вверх, ладони на ребро — ладони вниз и т.д.
- Читая знакомые стишки, потешки, перед последним словом делайте паузу, чтобы вместе с ребенком закончить фразу.
- На любые звукоречевые проявления ребенка реагируйте радостно, эмоционально, с одобрением.
Допускается любое оформление слов и словосочетаний. Обращать внимание на произношение звуков целесообразно только тогда, когда ребенок уже может строить фразы, предложения. До этого времени для ребенка не имеет большого значения звуковая оболочка слов, гораздо важнее их музыкально-интонационное строение. На раннем этапе развития речи ребенок старается передавать ритмический рисунок слов (например, «тититики» — кирпичики, правильное количество слогов и ударение. «Паляси а той»-«Положи на стол»). Поэтому очень хорошо развивать у ребенка еще и чувство ритма. Распространенные сейчас «музыкальные» игрушки с однообразным ритмом не способствуют развитию чувства ритма у детей, лучше не давать их детям. С этой целью можно прохлопывать слова по слогам в потешках, песенках, пальчиковых играх («Ладушки-ладушки»), прошагать слова, простучать определенный ритм по столу, по барабану и т.д.
Городской округ Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ НАПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ № 1 «КОЛОКОЛЬЧИК»
(МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 1 «КОЛОКОЛЬЧИК»)
подготовил:
учитель-логопед
Третьякова А.А
Предварительный просмотр:
Игры и задания, используемые для речевой подготовки к школе детей
Игры для овладения звуковым составом слова и развития фонематического слуха.
«Длиннее-короче»
Ребенку предлагают сравнивать слова. Ему говорят: «Я буду называть по два слова, а ты должен сравнить, какое из них длиннее». Особое внимание ребенка обращают на то, что сравнивать надо слова, а не вещи, которые они изображают. Слова для сравнения: стол - столик, карандаш - карандашик, усы - усики, собака - собачка, хвост - хвостик, змея - змейка, червяк - червячок и т.д.
"Поймай нужный звук хлопком"
Инструкция: Если услышишь звук [k] в слове - хлопни в ладоши. Слова: [K]ран, мор[K]овь, шалаш, ботино[K]. . .
То же с любыми другими звуками:
Ш – кошка, шапка, маска, подушка…; С – собака, краски, лошадь, носки, нос…
Р – руки, лапки, Родина, полка, кружка…; Л – лопата, кора, слова, плов…
"Придумать слова на заданный звук".
Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и) – арбуз, обруч, улитка, иголка и т.п.
Затем согласные (р, с, ш, л, п, б и т.п.)
"Определить место звука в слове" .
Определи, где: в начале, в середине, в конце слова мы слышим звук [K] в словах: крот, морковь, кулак, носок. . .
Ш – шапка, кошка, душ; С – солнышко, паста, нос; Ч – чайник, кочка, ночь; Щ – щетка, щенок, помощь; Л – луна, полка, стул; Р – паровоз, пар, роза; П – пол, лапка, стоп; К – сокол, лак, крыша и т.п.
Повторение цепочек слогов.
Слоги задаются с разной силой голоса, интонацией. (са-ША-са), (за-за-СА). Слоги можно задавать с любыми оппозиционными звуками, например с-ш, ш-ж, л-р, п-б, т-д, к-г, в-ф (т.е. глухие-звонкие, твердые мягкие, свистящие-шипящие). Следите, чтобы ребенок не менял последовательности в цепочках. Если ему трудно дается повторение трех слогов, давайте сначала два слога: са-ша, ша-са,
са-за, за-са, ла-ра, ра-ла, ша-ща, ща-ша и т.п.
Примеры слоговых цепочек:
Са-за-за, за-за-са, са-за-са, за-са-за
Са-ша-ша, ша-ша-са, са-ша-са, ша-са-ша
Ла-ра-ра, ра-ла-ла, ра-ла-ра, ла-ра-ла
Ша-ща-ща, ша-ща-ша, ща-ша-ша, ща-ша-ща
За-жа-жа, жа-за-за, за-жа-за, жа-за-жа (Аналогично с другими парами звуков)
Игра «Кто внимательнее».
Взрослый показывает картинки и называет их (можно без картинок). Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах.
Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук «З». Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.
Игра «Угадай слово».
Взрослый произносит слово с паузами между звуками, ребенок должен назвать слово целиком.
Сначала даются слова из 3-х, 4-х звуков, если ребенок справляется, то можно сложнее – из 2-3 слогов, со стечением согласных.
Например:
с-у-п, к-о-т, р-о-т, н-о-с, п-а-р, д-а-р, л-а-к, т-о-к, л-у-к, с-ы-р, с-о-к, с-о-м, ж-у-к, ч-а-с
р-о-з-а, к-а-ш-а, Д-а-ш-а, л-у-ж-а, ш-у-б-а, м-а-м-а, р-а-м-а, в-а-т-а, л-а-п-а, н-о-т-ы, ш-а-р-ы
п-а-с-т-а, л-а-п-ш-а, л-а-с-т-ы, к-о-с-ть, м-о-с-т, т-о-р-т, к-р-о-т , л-а-с-к-а, п-а-р-к, и-г-р-а и т.п.
Произнести по порядку все звуки в слове.
Начинаем с коротких слов, например: ДОМ – д, о, м
«Подбери слово»
Ребенку предлагают подобрать слова, соответствующие определенным условиям:
1. Подбери слово, чтобы первый звук был р (рама, рак...), а и т.д.
2. Подбери слово, чтобы первый звук был к, а последний ш.
3. Какое слово получится, если к но прибавить один звук (нож, нос...)?
4. Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук у (бумага, луковица, дудочка...).
5. Придумай слово, которое начинается (оканчивается) на такой же звук, как в слове «лягушка», «флаг» и т.д.
6. Назови, какой звук первый (последний) в слове «луч», «сила», «диван» и т.д.
7. Назови все звуки по порядку в словах «небо», «туча», «крыша» и т.д. Какой звук в слове «рыбка» стоит вторым, четвертым, первым, третьим?
«Назови слово»
Ребенка просят назвать как можно больше слов, которые:
• начинаются на звук «А» («Т», «О», «Р», «К» и т.д.);
• заканчиваются на звук «П» («И», «О», «С», «Л» и т.д.)
• в середине которых есть звук «Л» («Н», «Э», «Г», «Б», «Ф» и т.д.).
«Придумай новое слово»
Ребенку дают задание: «Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Например: «дом» — «дым». Примеры слов: сон, сок, мел, пил.
Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет; изменение последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.
«Закончи слово»
Взрослый называет первый слог и просит ребенка назвать все слова, которые он знает, начинающиеся с этого слога. Например: «ру», «лу», «ба», «го», «ми», «ве», «те» и т.д.
«Цепочка слов».
Называется первое слово, например, «лук». Следующий участник игры должен назвать слово, начинающееся с последней буквы предыдущего слова, например «кран». Слова, которые уже были названы, не должны повторяться.
Игры и упражнения на развитие связной речи
Игра «Похож – не похож».
Каждый задумывает два предмета, вспоминает, чем они отличаются друг от друга и чем похожи и рассказывает, остальные отгадывают. В следующий раз предлагается выбирать для сравнения предметы с менее заметными признаками различия. Дети понимают задание и дают описание, например, скамейки и дивана, кошки и котенка, сосны и ели.
Игра «Что кому нужно? »
Взрослый называет профессию, а ребенок говорит, что нужно для этой работы. Можно предложить другой вариант: взрослый называет предметы труда людей определенной профессии, а ребенок называет профессию.
Игра «Придумай предложение».
Взрослый говорит какое-либо слово, а ребенок составляет с ним предложение.
«Составление рассказа по сюжетной картине или серии сюжетных картин».
Детям предлагается составить рассказ с опорой на наглядный материал.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ХАНТЫ-МАНСИЙСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ НАПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ №1 «КОЛОКОЛЬЧИК»
(МБДОУ №1 «КОЛОКОЛЬЧИК»)
Игры
для речевой подготовки
к школе
(часть 1)
Подготовил:
Учитель-логопед
Третьякова А.А.
Игры для развития словарного запаса ребенка
«Признаки слов»
Ребенку говорят:
1-й вариант. «Сейчас я буду называть слова, а ты должен рассказать мне, что этот предмет может делать. Например, метель метет, а гром - ?; ветер - ..., а снег - ...; дождь -…, а солнце - ... При каждом ответе ребенка спрашивают: «А что еще делает солнце, ведь оно не только светит?» Ребенок должен подобрать как можно больше слов, обозначающих действие. Эту же игру можно проводить наоборот: «Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?»
2-й вариант. «Назови другой предмет, такой же белый, как снег» (такой же узкий, как лента; такой же быстрый, как речка; такой же круглый, как мяч; такой же желтый, как дыня и т.д.).
3-й вариант. «Сравни по вкусу - лимон и мед, лук и яблоко, по цвету - гвоздику и ромашку, грушу и сливу, по прочности - веревку и нитку, камень и глину, по ширине - дорогу и тропинку, речку и ручей, по высоте - куст и дерево, гору и холм».
«Слова-приятели»
Ребенка просят подобрать синонимы к предлагаемым словам:
1-й вариант. Как можно по-другому сказать о печальном человеке? (Грустный, расстроенный.)
2-й вариант. Каким словом можно заменить слово «конь»? (Врач, лошадь, чашка, пища и т.д.)
«Четвертый лишний»
Ребенка просят определить, какое слово лишнее, не подходящее к другим словам, и объяснить почему:
Грустный, печальный, унылый, глубокий;
Храбрый, звонкий, смелый, отважный;
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий;
Крепкий, далекий, прочный, надежный.
Если ребенку непонятно значение какого- либо слова, его следует ему объяснить.
«Слова-неприятели»
Ребенка просят подобрать антонимы к называемым словам. Ему дают задание: «Скажи наоборот: холодный, чистый, твердый, толстый, тупой, просторный, мокрый, старший, светлый, враг, верх, проиграть, поднять, зима, завтра, рано, близко, низко, редко, медленно, радостно, темно, сел, взял, нашел, забыл, уронил, насорил, выпрямил, легкий, высокий, больной».
«Уменьшение»
Ребенка спрашивают: «Как будет называться маленький предмет?» Пример: «Маленький мяч - это мячик, маленький стол - ..., и так далее».
«Назови детеныша»
Взрослый называет взрослое животное или птицу, а ребенок должен назвать детеныша. Игра проводится в быстром темпе.
Развитие лексики тесно связано с развитием грамматического строя речи, особенно словообразования и словоизменения. В связи с этим многие игры и задания по развитию лексики могут быть использованы и для развития грамматического строя речи.
Игра «один-много?»
(на дифференциацию существительных единственного и множественного числа).
Яблоко - яблоки.
Огурец - огурцы. И т. д.
Игра «Кто где живет?»
(закрепление формы предложного падежа существительных) с демонстрацией изображения жилья животных.
Лиса живет в норе. Белка живет в дупле. Медведь зимует в берлоге. Ежик живет в гнезде. Волк живет в логове. Мышка живет в норе. Корова живет в коровнике. Лошади живут в конюшне. Телята живут в телятнике. Свиньи живут в свинарнике. Кролики живут в крольчатнике.
Игра «Что в чем?»
(закрепление формы предложного падежа существительных с демонстрацией изображения посуды.
В чем варят суп? — Суп варят в кастрюле.
В чем носят воду из колодца? — Воду носят в ведре.
В чем кипятят воду? — Воду кипятят в чайнике.
В чем хранят сахар? — Сахар хранят в сахарнице.
В чем подогревают еду? — Еду подогревают в миске.
Аналогичным образом проводится игра «Где что лежит? »
Где лежит хлеб? — Хлеб лежит в хлебнице.
Где лежит салат? — Салат лежит в салатнице.
Где лежат конфеты? — Конфеты лежат в конфетнице.
Где (на чем) жарится рыба? — Рыба жарится на сковородке.
Игра «Мой, моя, мое, мои»
(закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными).
Взрослый просит назвать предметы, про которые можно сказать «это мой» (мой карандаш, мой мяч, мой мишка, мой дом, мой котенок и т. д.), «это моя» (моя кукла, моя груша, моя сумка, моя машинка и т. д.), «это мое» (мое платье, мое дерево, мое пальто, мое кашне и т. д.).
Игра «Какой это предмет?»
(закрепление согласования прилагательного с существительным).
Примеры:
Длинная — веревка, шуба, колбаса, речка, улица, резинка, лента, дорога, нитка, коса, юбка, рубашка.
Длинный — поезд, шнурок, огурец, день, карандаш, нож, переулок.
Широкая — улица, речка, дорога, кофта, лента.
Красный — шар, флаг, шарф, цветок, бант, мяч.
Красная — звезда, ягода, лента, шапочка, рубашка.
Круглый — мяч, шар, лепесток.
Круглое — солнце, яблоко, колесо.
Игра «Назови ласково»
(закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных).
Цветок красный, а цветочек ... (красненький).
Яблоко сладкое, а яблочко ... (сладенькое).
Чашка синяя, а чашечка ... (синенькая).
Груша желтая, а грушка ... (желтенькая).
Ведро синее, а ведерко ... (синенькое).
Солнце теплое, а солнышко ... (тепленькое).
Цыпленок пушистый, а цыпленочек ... (пушистенький ).
Дом низкий, а домик ... (низенький).
Морковь вкусная, а морковочка ... (вкусненькая).
Игра «Исправь ошибки»
(работа над пониманием распространенных предложений).
Коза принесла корм девочке.
Чашка разбила Лену.
Мяч играет с Сашей.
Дорога едет по машине.
Вова разбил стеклом мяч.
Оля с картинкой рисуют папу.
Мама несет сумку в капусте.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ХАНТЫ-МАНСИЙСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ НАПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ №1 «КОЛОКОЛЬЧИК»
(МБДОУ №1 «КОЛОКОЛЬЧИК»)
Игры
для речевой подготовки
к школе
(часть 2)
Подготовил:
Учитель-логопед
Третьякова А.А.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей подготовительной группы
1. Словарный запас ребёнка растет стремительно. В речи появляются собирательные существительные – обозначающие совокупность однородных предметов или живых существ как неделимое целое (листва, дубняк, осинник, детвора, бельё и т.д.). Прилагательные, обозначающие состав, состояние предметов (деревянный, замёрзший и т.д.), а также отвлечённые, абстрактные понятия (добрый, душевный).
2. Дошкольники начинают активно использовать образные выражения, метафоры («солнечная улыбка», к слову сказать и т.д.). Выстраивают грамматически верные сложносочиненные и сложноподчиненные предложения (склоняют все члены предложения по роду, числу и падежу). Несколько простых предложений могут объединять в одно с помощью союзов «потому что», «когда», «если» и так далее.
3. В этом возрасте дети любят рассказывать истории, отвечать на вопросы, придумывать сюжеты по картинкам.
4. Ребёнок старается не только объяснить значение знакомого слова, но и рассуждает о возможном значении незнакомых выражений.
5. Ребенок способен в беседе озвучить свое эмоциональное состояние и мнение по поводу определенной ситуации, рассуждать о явлениях жизни, наблюдать за происходящим и делиться с близкими впечатлениями, регулирует громкость, интонацию, темп речи.
6. При условии правильного речевого развития и при отсутствии органических нарушений к шести годам дети овладевают всеми звуками родного языка и правильно употребляют их в речи.
7. В этом возрасте у детей уже сформировано фонематическое восприятие. Они умеют отличать на слух звонкие звуки от глухих (з-c, ж-ш, б-п, в-ф, г-к, д-т), твёрдые от мягких (т-ть, д-дь…), не путать акустически сходные (с-ш, ч-щ, з-ж, р-л...).
Нормы речевого развития детей 6 – 7 лет
1. словарный запас от 3500 слов.
2. Дети шестого года жизни хорошо владеют обобщающими понятиями (например: «транспорт» указывая, что транспорт бывает подземный, наземный, водный, воздушный).
3. Правильно употребляют в речи предлоги времени и пространства (за диваном, из-за дивана, над, на, под, из-под, около, перед, между, после).
4. Различают предметы, похожие по звучанию или по назначению (кувшин – ковшик; миска - чашка, тарелка; кружка – стакан; фартук – сарафан; шофер – шахтер).
5. Знают из чего состоят предметы (дерево - ствол, ветки, листья, корни; стул - спинка, сиденье, ножки).
6. Имеют представление
о сезонных изменениях в природе;
о выращивании овощей и фруктов;
о лесных ягодах и грибах;
о хищных и травоядных, домашних и диких животных;
о насекомых, птицах, рыбах.
7. Хорошо ориентируются в пространстве (право, лево, сзади и т.д.), времени (вчера, сегодня, утром и т.д.).
8. Знают
названия месяцев, дней недели, части суток;
название своей страны и столицы государства;
географические понятия: море, река, горы, пустыня, лес;
правила дорожного движения для пешеходов.
9. Владеют достаточным количеством глаголов. Не путают сходные действия (идет-ползёт-скачет, отдает-передает-выдает, подчеркнуть-зачеркнуть, переехал-выехал-заехал); знают, что делают различными инструментами (пилят, рубят, режут, колют), как кричат животные и птицы (мычат, щебечут, чирикают, кудахчут, блеют, ржут, стрекочут).
10. Умеют не только образовывать множественное число существительных (стул-стулья), но и уменьшительные и увеличительные формы слов (хвостик,
хвостище), свободно подбирают антонимы (низкий-высокий) и синонимы (умный, сообразительный, смышленый и т.д.).
11. Правильно проговаривают длинные слова (электричество, милиционер, регулировщик, конструктор, строительный материал и т.п.).
12. Могут рассказать о событии собственной жизни, описать игрушку, придумать рассказ по картинке, рассказать знакомую сказку.
13. К концу дошкольного периода дети владеют развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.
14. Владеют монологической и диалогической речью.
Отклонения в речевом развитии ребёнка 6 – 7 лет.
Вас должны насторожить следующие показатели:
- ограниченный словарный запас (менее 3000 слов).
- Неправильное произношение звуков, замена одних звуков другими.
- Трудности различения звуков или их смешение.
- Грубые аграмматизмы в речи.
- Заикание, запинки, чрезмерные паузы между словами, скандирование слов.
- Не проговаривание окончаний в словах.
- Сложности с запоминанием стихов, пересказом текста.
- Частая расстановка неправильного ударения.
Городской округ Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ НАПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ № 1 «КОЛОКОЛЬЧИК»
(МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 1 «КОЛОКОЛЬЧИК»)
Характерные особенности развития речи детей
6 – 7 лет
Учитель-логопед
Третьякова А.А.
Предварительный просмотр:
Игры на развитие фонематического слуха для детей старшего и подготовительного
к школе возраста.
Если Ваш ребенок уже знаком со звуками, Вы можете предложить ему сыграть в следующие игры:
- Услышишь звук – хлопни в ладоши.
Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытыми глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.
- Внимательный слушатель.
Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом их них (начало, середина или конец слова).
- Найди нужное слово.
По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.
- Зоркий глаз.
Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове.
- Сложи звук.
Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [м][а] - ма; [н][о][с] - нос.
- Скажи наоборот.
Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.
- Какой одинаковый звук есть во всех словах?
Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
- Подумай, не торопись.
Предложите детям несколько заданий на сообразительность:
- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач...)
- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний - а.
- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком.
подготовил: учитель-логопед
Третьякова А.А
МБДОУ №1 «Колокольчик»
Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного.
Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.
Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс обучения чтению и письму, ведь если у ребенок плохо умеет различат звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме.
В том случае, когда родители понимают, насколько важно для ребенка развитие фонематического слуха, и занимаются с ним с детства, к пяти годам ребенок уже должен уметь определять на слух, есть ли в слове определенный звук, и сам подбирать на заданные звуки слова. Но на практике это не всегда так. Довольно часто дети путают похожие звуки — твердые и мягкие, глухие и звонкие, шипящие и свистящие (к примеру, Ж и Ш, Ш и С, С и Ц и пр.).
Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:
- Наша речь состоит из предложений.
- Предложения состоят из слов.
- Слова состоят из звуков.
- Звук - это то, что мы слышим и произносим.
- Буква - это то, что мы видим и пишем.
- Звук на письме обозначается буквой.
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
- Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
- В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].
- На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.
- Гласных букв - десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё».
- Шесть гласных букв - «а» «у» «о» «и» «э» «ы» - соответствуют звукам.
- Четыре гласные буквы - «я» «ю» «е» «ё» - йотированные, то есть обозначают два звука: («я» - [йа], «ю» - [йу], «е» - [йэ], «ё» - [йо]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «я» - [а], «ю» - [у], «е» - [э], «ё» - [о] (береза, мяч).
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
- Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
- Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.
- Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].
- Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].
- Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.
- Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»).
- Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].
- Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].
- Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.
- Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители!
Мы предлагаем вам игры и упражнения, которые, не требуя большой подготовки, помогут вам подготовить ребенка к школе.
- Большой-маленький: взрослый называет один предмет, а ребенок – маленький: Дом – домик, песок — песочек, шишка — шишичка и т. д.
- «Один-много»: образовать множественное число имен существительных: кастрюля — кастрюли; чашка — чашки и т.д.
- Упражнения на согласование числительного с существительным – «Посчитай»: 1 груша, 2 груши, 3…..и так далее до 5
- Учим образовывать относительные прилагательные: шапка из меха – меховая; из шерсти — …, из кожи — …, сок из яблок – яблочный….
- Учим образовывать притяжательные прилагательные: голова у собаки – собачья, у белочки – беличья, у кошки — … , у кролика — …и т.д.
- Назови детенышей животных: у слона – слонята, у лисы-.., у лося-.., и т. д.
- Про что мы можем сказать – Моя? Мой? Моё? Мои? (на согласование местоимения с существительными: моя чашка, мой стакан, мое блюдце, мои тарелки).
- Подобрать слова на каждый звук.
Р У Ч К А
рот Уля час кот Аня
роза угол чаша каша аист
рукав улица чехол корка астра
- «Игра в слова»: от слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом-мак-кот-топор-рука и т. д.
- Определение количества слогов в слове и их последовательности.(Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1? 2? 3?). (Столько слогов в слове, сколько гласных).
- Придумывание ребенком слов с определенным количеством слогов.
- Назвать гласные в слове (лужа, пила, лом, канава).
- Определение количества слов в предложении и их последовательность. (Сколько слов в предложении «Вова читает книгу»? Какое первое? второе? третье?).
- Придумывание предложений, состоящих из определенного количества слов.
- Придумывание предложений по сюжетной картинке.
- «Деформированный текст»: детям предлагается составить предложение из слов:
Орехи, в, белка, прячет, дупло.
По, зайка, лесу, прыгает.
- Назови соседей числа.
- Какой цифры не хватает?1 2 3 5 6 7 9
- Назови дни недели.
- Назови осенние месяцы, зимние, весенние, летние.
- Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки? (крышка стола, лист бумаги т.д.)
- Выкладывайте из счетных палочек изображения предметов: пусть ребенок выложит изображение предмета по вашему образцу, а потом придумает свое изображение.
- Кто что делает (обогащение словаря словами-действиями): Что делает повар? Что можно сделать с яблоком?
- Для развития устойчивости внимания дайте ребенку небольшой текст (газетный, журнальный) и предложите, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую-либо букву (например »а»). Для тренировки распределения и переключения внимания измените инструкцию. Например, так: »Зачеркни букву »а», а букву »б» подчеркни.»
- Упражнение на развитие мыслительных операций – «Сравни предметы»: муха и бабочка, девочка и береза, пианино и скрипка и т.д.
- Упражнения на классификацию предметов: назови слова, обозначающие деревья, домашних животных, посуду, мебель, воздушный транспорт и т.д.
- «Четвертый лишний»: стол, стул, кровать, чайник; лошадь, кошка, собака, щука.
- Игра развивающая мышление, сообразительность «Как это можно использовать»: предложите ребенку найти возможно большее число вариантов использования какого-либо предмета.
Например, «карандаш»: рисовать, писать, использовать как палочку, указку, балку в строительстве, градусник для куклы, скалку для раскатывания теста, удочку и т.д.
- Игра: «Скажи наоборот» (антонимы):
веселый – грустный, продавать-покупать, быстрый – медленный и т.д.
- Придумать слова – «приятели» (синонимы) к данным словам: здание – (дом), идти — (шагать).
- Подобрать как можно больше предметов (существительных) к названию действия (глаголу): Бежит: кто? (человек, зверь); что? (река, ручей, молоко, время). Идет: кто? (девочка, кошка); что? (время, дождь, снег).
- Придумать, как можно больше слов – определений: солнце (какое?) лучистое, ласковое, весеннее, яркое и т. д. мяч (какой?) и т.д.
- Придумать, как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Что делает?»: солнце (что делает?) светит, греет, припекает и т.д.
Успехов вам!
И в заключении мы хотим напомнить вам азбучные истины.
1. Верьте в силы ребенка и помогите обрести эту веру ему.
2. Будьте умелым помощником, оставляя в душе малыша ощущение самостоятельности поиска и действия.
3. Не давайте ребенку останавливаться и топтаться на месте, пробуждайте интерес ко все более трудным задачам.
4. Обучайте в игре, ведь детство — такая короткая пора для этого увлекательнейшего способа познания.
5. Не забывайте о том, что ребенок очень хочет стать взрослым и подражает вам во всем.
6. Будьте искренни, не носите масок!
7. Сопереживайте: радуйтесь и огорчайтесь вместе с ребенком.
8. Пусть наши дети будут умнее, добрее и прекраснее нас!
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский.
Учитель-логопед
Третьякова А.А.