Главные вкладки
Консультации и семинары-практикумы для педагогов
Речевое развитие является определяющим в уровне интеллекта и культуры человека. Правильная, грамотная речь – показывает, готовы ли дети к обучению в школе, смогут ли успешно освоить грамоту и чтение. Совместная работа логопеда и педагогов ДОУ дает верное закрепление материала в разных видах деятельности детей. Такое взаимодействие создает вокруг ребенка единую коррекционно-развивающую среду, способствующую формированию высокого, надёжного уровеня речевого и психического развития дошкольника.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Городской округ Ханты-Мансийск Ханты-Мансийского автономного округа - Югры |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ НАПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ № 1 «КОЛОКОЛЬЧИК» (МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 1 «КОЛОКОЛЬЧИК») |
Семинар-практикум для педагогов
Формирование правильного произношения — сложный процесс.
Разработала:
Третьякова А.А..
Ханты-Мансийск, 2020
Цель. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах коррекции речи дошкольников.
Задачи:
- Мотивация педагогов к повышению своих профессиональных качеств, к обогащению и накоплению опыта в организации коррекционной работы с детьми.
- Помочь педагогам освоить методы и приемы работы над коррекцией речи детей.
- Знакомство педагогов с новой синквейн технологией и ее применение в развитии речи детей.
- Способствовать успешности педагогической деятельности.
Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки, его органы артикуляции должны четко выполнять движения, переходить от одного положения к другому. Всему этому учит артикуляционная гимнастика.
Рекомендации к ее проведению:
Следует заниматься ежедневно по 5-10 минут, упражнения выполняются перед зеркалом, медленно, затем темп увеличивается, периодически ребенку следует задавать вопрос: «Где находится твой язычок?». Все упражнения проводятся четко, фиксируя движения.
Участники семинара-практикума делятся на две команды.
Затем проводятся конкурсы.
- Конкурс «Развитие артикуляции и мелкой моторики рук».
Логопед предлагает всем участникам выполнить артикуляционную гимнастику с помощью стихотворной сказки «У бабушки с дедушкой»
«Толстые внуки приехали в гости.
С ними – худые, лишь кожа да кости.
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,
поцеловать они их потянулись.
Утром проснулись—в улыбочку губы.
Чистим мы верхние, нижние зубы.
Блюдца поставим—положат блины нам.
Блинчик жуем с вареньем малиновым.
Дуем на блинчик—не в щеки, не мимо.
Чашки поставим, чтоб чаю налили.
Вкусный был завтрак, никто не обижен.
Скажем спасибо и губы оближем.
Дедушка сделал для внуков качели.
Все мы на них покачаться успели.
Вечером скачем на лошади ловко.
Звонко стучат по дороге подковки.
Вот замедляет лошадка шажочки и на опушке мы видим грибочки».
Знание органов артикуляции.
Логопед задает вопросы командам.
– Какой главный артикуляционный орган у человека? (Язык).
– Какие языка вы можете назвать? (Кончик, боковые края, корень).
– Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков? (Язык, губы, зубы, нижняя челюсть, твердое небо, голосовые связки, носовая полость).
– Как образуется голос? (Воздух проходит через голосовые связки, которые то смыкаются, то размыкаются).
Знание артикуляционных упражнений.
Представитель каждой команды получает картинки к артикуляционным упражнениям («Улыбаются лягушки», «Хобот слона», «Чистим зубы», «Лошадка», «Качели»). Члены команд должны назвать упражнения, показать, как они выполняются, для каких звуков они используются.
Знание упражнений пальчиковой гимнастики.
Командам предлагается показать по одному упражнению гимнастики с речевым сопровождением.
- Конкурс «Развитие фонематического слуха и восприятия».
– Назовите слова на заданные звуки.
Логопед произносит звуки, (гласные, согласные). Участники поочередно называют слово, начинающееся с заданного звука.
- Придумайте рифму к слову. Выставлены перевернутые предметные картинки. Участник переворачивает картинки, называет предметы. Члены его команды придумывают рифмы к этим словам. (Кошка-мошка, картина-корзина, жучок-паучок и т.д.)
- Подберите слово к схеме. (Выставляются варианты схем слов из трех звуков. Обозначение: гласные звуки -красные, твердые звуки -синие, мягкие звуки-зеленые). Надо подобрать к ним как можно больше слов: «сад, тис, лес, дом, луг. Мох, мех, рис, пес, чай» и т.д.
- Подберите слово с наибольшим количеством букв. Командам раздают листы бумаги и фломастеры. Нужно вспомнить самое длинное слово, написать его и подсчитать количество букв.
- Определите место звука в слове.
Ведущий предлагает выполнить задание: «Если в слове, которое я произнесу, звук «Л» будет стоять в начале слова, поднимите руки вверх. В середине—руки на пояс, в конце—на колени». (Лапа, кулак, лыжи, колба, полка, молоко, волосы, осел, лопата, футбол).
3. Конкурс «Формирование правильного произношения и дикции».
Ведущий предлагает выбрать карточки со скороговорками. Первую скороговорку надо произнести быстро, вторую — быстро, с интонацией.
Карточка №1. «Гризли продавал гриву льва за гривну».
«Компьютерному пирату в интернете не рады». (Сердито).
Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить стать;
Наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.
Карточка №2. «Вера и Люда кормили двугорбого верблюда».
«Саша шустро сушит сушки». (Удивленно).
Корабли лавировали, лавировали да не выловировали, ведь не веровали в вероятность вылавировать. Вот маловеры: веровали бы - вылавировали бы.
Каждая команда выбирает скороговорку и предлагает ее произнести.
Ведущий предлагает придумать скороговорку на определенный звук – «П» («От топота копыт пыль по полю летит»), «Р» («Терминатор Арнольд Шварценеггер—губернатор Калифорнии»).
4 конкурс «Синквейн»
с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.
Эта технология не требует особых условий его применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления), позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.
Правила составления синквейна.
Первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.
Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.
Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.
Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.
Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Примеры составления синквейна
1. Кукла.
2. Красивая, любимая.
3. Стоит, сидит, улыбается.
4. Моя кукла самая красивая.
5. Игрушка.
Составление синквейна со словом воспитанники - воспитатели (схема на доске)
Предварительный просмотр:
Городской округ Ханты-Мансийск Ханты-Мансийского автономного округа - Югры |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ НАПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ № 1 «КОЛОКОЛЬЧИК» (МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 1 «КОЛОКОЛЬЧИК») |
Семинар-практикум для педагогов
«Речь на кончиках пальцев»
Разработала:
Третьякова А.А..
Ханты-Мансийск, 2021
Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.
Задачи:
- сформировать представления о взаимосвязи развития мелкой моторики рук у детей с развитием речи дошкольников;
- сформировать представления о роли развития мелкой моторики рук в речевом развитии дошкольников;
- дать практические рекомендации по использованию игр и игровых упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук;
- дать представление о Су-джок терапии;
- заинтересовать педагогов актуальностью данной темы.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Поэтому, так важно заботиться о своевременном формировании речи ребенка, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное речевое развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Одним из показателей готовности к школьному обучению ребенка является сформированность его речевых навыков.
Обычно у ребенка имеющего высокий уровень речевого развития сформированы и навыки мелкой моторики. Это доказано исследованиями проведенными учеными ( М.И. Кольцова), которые установили, что сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движений пальцев рук подготавливает почву для формирования речи. Еще известный физиолог В.М. Бехтерев доказал положительное влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, на развитие речи, а значит и интеллекта. К тому же научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук активизируют расположенные в непосредственной близости речевые зоны.
Особое внимание необходимо уделять организации игр по мелкой моторике, ход которых сопровождается небольшими стихотворными текстами. Особенно полезна такая работа тем детям, которые страдают ОНР, так как позволяет в игровой форме расширить словарный запас, уточнить отдельные слова и понятия. Работа по развитию мелкой моторики и речи включает в себя:
- Массаж рук и самомассаж;
- Пальчиковые игры;
- Различные виды театра;
- Дидактические игры;
- Игры с природным материалом;
- Изобразительная деятельность;
- Оригами
Рассмотрим подробнее данные приемы развития речи через развитие мелкой моторики.
Массаж.
Массаж рекомендуется проводить с детьми уже с момента рождения. Мама, общаясь с ребенком, осуществляет элементарное поглаживание, растирание. Взрослея, ребенок может самостоятельно выполнять элементы самомассажа, что улучшает кровообращение пальцев рук, тонизирует мышцы рук, лица, при этом активизирует речевые центры головного мозга.
1 . Поглаживание.
- Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхности кисти руки подушечками выпрямленных 2-5ти пальцев – это «лучи солнца».
Солнышко лучами гладит нас, ласкает.
Солнце, как и мама лишь одно бывает.
Предварительно необходимо попросить ребенка изобразить солнышко, расправив пальцы массирующей руки. Направление движения – от кончиков пальцев к лучезапястному суставу.
- Круговое поглаживание ладони подушечками 2 или 3 пальцев.
Сорока – сорока, где была? Далеко.
Дрова рубила, печку топила, воду носила.
Кашку варила, деток кормила.
- Спиралевидное поглаживание тыльной и ладонной поверхности кисти руки подушечками 2 -5 пальцев ( от кончиков пальцев до лучезапястного сустава).
Свистели метели, летели снега
Стелила постели большая пурга.
И было метелям совсем не до сна.
Мы утром взглянули на сад – сугробы в саду как подушки летят.
- Зигзагообразное поглаживание (обратить внимание ребенка на то, что рука напоминает дерево: предплечье – это ствол кисть с растопыренными пальцами ветки).
Дунул ветер на березку, разлохматил ей прическу.
Ветер очень торопился, улетел, не извинился.
2. Растирание.
- Прямолинейное растирание выпрямленными ладонями друг друга.
Чьи руки зимою всех рук горячей?
Они не у тех, кто сидел у печей,
А только у тех, а только у тех,
Кто крепко сжимал обжигающий снег.
И крепости строил на снежной горе,
И снежную бабу лепил во дворе.
На первые 2 строчки стихотворения, дети потирают руки, с 3-й строки сжимают и разжимают кулачки.
- Гребнеобразное круговое растирание ладонной впадины (средними и концевыми фалангами).
Мурка лапкой носик мыла, Сидя утром у окошка.
Мурка моется без мыла, Потому, что Мурка – кошка.
- Граблеобразное круговое растирание ладони одной руки подушечками пальцев противоположной руки ( пальцы слегка расставлены в стороны, как лапки паука).
Диво дивное – паук. 8 ног и 8 рук.
Если надо наутек, выручают 8 ног.
Сеть сплести за кругом круг, выручают 8 рук.
- Пиление ладони пальцами противоположной руки.
Принялась она за дело. Завизжала и запела.
Ела, ела, дуб, дуб, поломала зуб, зуб.
Обратить внимание ребенку на то, что суставы сложенных пальцев напоминают зубья пилы.
- Пиление (продольное и поперечное) ладони ребром ладони противоположной руки.
Пилит, пилит пила, и жужжит как пчела.
И визжит и поет, соням спать не дает.
- Циркулярное растирание кистей рук (намыливание рук мылом).
Не секрет для нас с тобой, каждый знает это –
Руки мой перед едой и после туалета.
3. Разминание.
- Круговое разминание ладони подушечкой большого пальца противоположной руки.
Толстушка – ползушка, дом завитушка. Ползи по дорожке,
Ползи по ладошке. Ползи, не спеши рога покажи.
- Щипцеобразное разминание (продольное и поперечное) мышечного валика локтевого края ладони.
Гуси – гуси! Га – га – га! Есть хотите? Да – да – да,
Так летите же домой. Серый волк под горой
Не пускает нас домой!
4. Вибрация.
- Пунктирование 2 -5 пальцами (игра на пианино).
Кто там прыгает по крыше? Кап – кап – кап.
Чьи шаги всю ночь я слышу? Кап – кап – кап.
Я усну теперь едва ли. Кап – кап – кап.
Может, кошек подковали? Кап – кап – кап.
- Поколачивание ладонной впадины кончиком указательного пальца противоположной руки.
Кто на розовой заре, на росистом серебре
Барабанит, барабанит по сосновой по коре?
Дятел петь захотел, дятел носом песню спел.
- Поколачивание ладони кончиками сложенных в щепоть пальцев.
Уложили дятла спать в деревянную кровать.
Он в кровати всем назло продолбил себе дупло.
5. Поглаживание.
- Легкое плоскостное поглаживание тыльной поверхности кисти.
Во дворе у Толика маленькие кролики.
По утрам мы с Толиком кормим наших кроликов,
И едят морковку кролики из рук.
Массируемая рука «изображает» кролика, а массирующая гладит ласковыми, аккуратными движениями.
6.• массаж и самомассаж кистей и пальцев рук мячиками-ёжиками
Мячик мой не отдыхает,
На ладошке он гуляет,
Взад-вперёд его качу,
Вправо-влево – как хочу.
Сверху – левой, снизу — правой
Я его катаю, браво! (упражнение проводится с педагогами)
• грецкими орехами – катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.
«Научился два ореха
Между пальцами катать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать».
После каждого упражнения выполняются упражнения на расслабление рук (уронили ручки вниз и расслабились).
(Упражнение проводится с педагогами).
• шестигранными карандашами – грани карандаша легко укалывают ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Можно пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определённом положении в правой и левой руке.
«Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу». (упражнение проводится с педагогами)
• зубными щётками – растирать сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.
Я возьму зубную щётку,
Чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорей,
Пальчики-удальчики. (упражнение проводится с педагогами)
7. Упражнения для развития тактильной чувствительности
С улучшением тактильной чувствительности пальцев рук рефлекторно улучшается тактильная чувствительность артикуляционного аппарата.
Предложите ребенку:
• работа с природным и бросовым материалом, где с помощью мелких предметов (ореховая скорлупа, чешуйки от шишек и т.д.) выкладывается узор по пластилину, нанесенному тонким слоем на фанеру;
• выполнить мозаику из пластилиновых шариков;
• геометрические фигуры, цифры, буквы;
• «Резиночка». Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой ру6кой.
• ощупать на бумаге закрытыми глазами узор, нанесенный иголочкой на лист бумаги (можно начинать с простых геометрических фигур (круг, квадрат и т.д.);
• с закрытыми глазами ощупать фактуру материала рукой и найти в комнате предмет, сделанный из этого материала (любой рукой);
Можно сделать специальное «Тактильное домино». Деревянные пластинки прямоугольной формы 2х4, разделенные ограничителем на две части. На каждую часть приклеиваются кружочки из различных материалов: шерсти, наждачной бумаги, плёнки — самоклейки, ткани и т.п.
• «Волшебный мешочек» с закрытыми глазами, на ощупь, опознать предмет как правой, так и левой рукой;
• закрыв глаза, ощупать предмет одной рукой и найти его среди прочих другой;
• с закрытыми глазами опознать фигуры, цифры или буквы, «написанные» на его правой и левой руке педагогом (приём дермолексии);
• игры с крупами (дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречки, гороха, фасоли).
Что такое «сухой бассейн?». Это небольшая глубокая емкость, заполненная предварительно промытым и просушенным горохом, фасолью или гречкой. Особенно полезна гречка, так как эта крупа имеет острые грани, которые необходимы для активизации нервных окончаний пальчиков. «Сухой бассейн» используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребёнка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения – координированными.
Главное — руки должны быть в крупе по запястье, ведь таким образом снимается мышечный спазм ручек, напряженность и усталость.
По ходу действий ребёнка упражнений в «сухом бассейне» можно рассказывает сказку. Помимо рассказывания сказок можно предложить ребёнку искать в «сухом бассейне» различные мелкие предметы или игрушки. Главное «обыграть» поиск, ввести детей в игровую ситуацию.
-Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом:
«Горох». Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук.
«В миску насыпали горох
И пальцы запустили,
Устроив там переполох,
Чтоб пальцы не грустили».
«Фасоль». На дне бассейна спрятать игрушки из киндер-сюрпризов. Опустить кисти рук в бассейн, помешать фасоль, затем найти и достать игрушки.
« В миске не соль, совсем не соль,
А разноцветная фасоль.
На дне – игрушки для детей,
Мы их достанем без затей».
«Тесто». Опустить кисти рук в бассейн и изображать, как месят тесто.
«Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи».
«Повар». Выполнять круговые движения кистью в сухом бассейне по часовой стрелке и против неё.
«Варим, варим, варим щи!
Щи у Вовы хороши!
«Стираем платочки»
«Зарядка». Сжимать и разжимать кулачки.
«Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать».
- Упражнение «Золушка» — разбери крупу в разные кучки, тарелочки.
- Упражнение «Накорми цыплёнка» – на каждое слово ребёнок берёт из тарелочки зёрнышко и кладёт в миску.
«Зёрнышки все, что хозяйка давала,
Цыпочка клювом по штучке клевала».
(упражнение проводится с педагогами)
- Упражнения с пшеном в стакане. Очень любят дети кашу «варить». Помешивая каждым пальцем руки крупу в стакане. При этом необходимо следить за тем, чтобы двигался только палец, а не сама кисть.
Таким образом, используя самые разнообразные элементы массажа и самомассажа, мы продолжаем целенаправленно развивать мелкую моторику рук, тем самым стимулируем процесс развития речи детей дошкольного возраста.
Кроме упражнении самомассажа с дошкольниками, возможно, проводить кинезиологическую коррекцию.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей посредством определенных двигательных упражнении. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, мелкую моторику, которые являются основой развития интеллекта. Детям можно предложить следующие упражнения:
1.«Кулак – ладонь». Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжала в кулак. Одновременно кулак разжать, а ладонь сжать в кулак. И так повторять смену позиции. Движения по мере усвоения можно ускорять, но при этом следить за тем, чтобы сжатия – разжатия производились попеременно.
Вот - ладошка, вот – кулак! Все быстрее делай так.
2.«Оладушки». Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая – на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена позиции: теперь правая – ладонь вверх, а левая – ладонь вниз. По мере усвоения упражнения темп движении можно ускорить.
Мы играли в ладушки – жарили оладушки.
Так пожарим, повернем и опять играть начнем.
3. «Пальчики здороваются». Поочередное соединение всех пальцев с большим (перебор пальцев). На каждый ударный пальцы одной руки соприкасаются с большим в следующем порядке: 1-2, 1-3, 1-4. 1-5,1-4, 1-3, 1-2. Затем смена рук.
Ищет птичка и в траве, и на ветках, и в листве, (смена рук)
И среди больших лугов мух, червей, слепней, жуков.
4.«Лягушка». (кулак – ребро – ладонь).
Три положения руки а столе или на колене последовательно сменяют друг – друга: кулак(ладонь вниз), ладонь ребром, ладонь вниз.
Лягушка(кулак) хочет(ребро) в пруд(ладонь),
Лягушке(кулак) скучно(ребро) тут(ладонь).
5.Игра « Кус-кус» — поочерёдно «кусать» ногтевые фаланги на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу.
«Если кто-то с места сдвинется,
На него котёнок кинется.
Если что-нибудь покатится,
За него котёнок схватится.
Прыг-скок! Цап-царап!
Не уйдёшь из наших лап!» (упражнение проводится с педагогами)
Су-Джок терапия и речь
Су-Джок терапия один из методов традиционной корейской медицины, автором которой является профессор Пак Чжа Ву.
По теории Су-Джок для стимуляции речевого развития воздействовать надо на точки соответствия головному мозгу - это верхние фаланги пальцев. И при массаже Су-Джок массажерами особое внимание нужно уделять именно этим участкам кисти руки, но в тоже время воздействие на точки соответствия других органов благотворно влияет на самочувствие, приводит в тонус организм, поднимает настроение и, следовательно, достигается дополнительный благотворный эффект от массажа.
Су – Джок терапию необходимо проводить поэтапно:
1. Этап
Знакомство детей с массажером.
2. Этап.
Закрепление знаний в упражнениях, играх.
3. Этап.
Самостоятельное использование массажера в соответствии с потребностями и желаниями.
В своей практике мы применяем су-джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами.
1. «Будь здоров!»
Чтоб здоров был пальчик наш.
Сделаем ему массаж.
Посильнее разотрём.
И к другому перейдём.
Прокатывать шарик между ладонями, затем к каждому пальцу на правой и левой руке.
2. «Мы колечки надеваем»
Мы колечки надеваем,
Пальцы наши украшаем.
Надеваем и снимаем,
Пальцы наши упражняем.
Будь здоров ты, пальчик мой,
И дружи всегда со мной.
Массажировать и закреплять название пальцев.
3. «Шарик пальчиком катаю»
Шарик пальчиком катаю.
Ловкость пальцев проверяю.
Ты колючий шарик мой.
Подружись сейчас со мной.
Шарик на ладони катать каждым пальчиком.
4. «Дорожка»
Кольцо на пальчик надеваю.
И по пальчику качу.
Здоровья пальчику желаю,
Ловким быть его учу.
Надевать и прокатывать кольцо на одноименные пальцы обеих рук.
5. «Шарик»
Шарик я открыть хочу.
Правой я рукой кручу.
Шарик я открыть хочу.
Левой я рукой кручу.
Крутить правой рукой правую половинку шарика, левой рукой левую половинку шарика.
6. «Ловкие пальчики»
Я вам шарик покажу.
Двумя пальцами держу.
Удерживать двумя одноименными пальцами обеих рук: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.
7. «Кручу - верчу».
Шарик пальцами кручу.
Здоровым быть всегда хочу.
Большим и указательным пальцем левой руки держать шарик, а большим и указательным правой крутить, пальцы чередовать: большой - средний, безымянный - большой и т.д.
Это лишь некоторые примеры использования Су – Джок терапии в нашей работе. Достоинствами Су – Джок терапии являются:
Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
Универсальность - Су – Джок терапию могут использовать не только педагоги в своей работе, но и родители в домашних условиях.
Простота применения.
Су – Джок шариков свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.
В виду своей высокой эффективности, безопасности в применении, универсальности и доступности метода для каждого человека, Су-Джок терапия полезна всем.
Пальчиковая гимнастика.
О значении пальчиковой гимнастики написано немало книг. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают внимание и память. Пальчиковые игры, сопровождаемые стихотворными текстами, развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией детей. Поэтому игровую тренировку необходимо начинать с раннего возраста, причем не только с проблемными детьми. Пальчиковые игры так же способствуют совершенствованию лексической, грамматической и связной речи (умение вести диалог, рассказывать пересказывать).
Проводится пальчиковая гимнастика «Две сороконожки»
Две сороконожки Пальцы обеих рук касаются друг
Бежали по дорожке. друга.
Бежали – бежали
Друг друга повстречали. Соединяют ладони друг с другом.
Так друг друга обнимали, Переплетают указательные пальцы
обеих рук.
Так друг друга обнимали, Переплетают средние пальцы обеих рук,
переплетают ладони.
Что едва мы их разняли. Руки расцепляются.
Проводится упражнение «Проглот». Каждый участник берет носовой платок за уголок и пытается вобрать его в кулак, не помогая себе второй рукой.
У меня живет проглот
Все подряд проглот жует
Вот и стало у проглота
Брюшко как у бегемота.
Упражнение выполняется другой рукой, двумя руками одновременно.
Виды театра.
- Во многих видах детской деятельности требуются умелые руки и развитая речь. Но где разговорно-пальцевая деятельность наиболее естественна? Конечно же, в детском театре.
В дошкольном учреждении используются различные виды театров: «Театр картинок», «Театр пальчиков», «Театр рукавичек», «Театр Петрушек». Здесь требуются умелые руки и желание произносить монологи, даже самостоятельно создавать сценарии, создавать роли, озвучивать сценки. Куклы двигаются в такт музыке, поворачивают голову, кланяются, выразительно действуют «руками» - детскими пальцами.
Игры с природным материалом.
- Развивают мелкую моторику, совершенствуя тонкие движения пальцев рук, зрительное внимание, творческое начало, знакомят с понятием много – мало. Большой интерес доставляют малышам. Попросите малышей помочь Вам перебрать и разложить по разным тарелкам: бобы – в большую тарелку, фасоль – в среднюю, а горох – в самую маленькую. Наполняя бутылочки фасолью, горохом малыши слышат, как они звонко стучат по стенкам бутылочки. Их привлекает сам процесс: опускание фасолинок в отверстие. Можно даже устроить соревнование “Кто быстрее наберет бутылочку”. Покажите, как можно насыпать крупу с помощью ложки или небольшого совочка. Для того чтобы черпать ложкой малышу придется активно вращать кистью руки, а также быть внимательным и аккуратным. Теперь можно выложить и узор, чередуя по цвету и форме.
Изобразительная деятельность.
Наряду с решением основных для этого вида деятельности задач на занятиях изобразительной деятельностью можно успешно осуществлять и развитие речи детей. Особенно это касается детей с ОНР. Деятельность с бумагой, ножницами, соленым тестом, пластилином, красками, карандашами – это не только сенсорно-двигательные упражнения. Она отражает и углубляет представления детей об окружающих их предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности. В нашем детском саду мы используем нетрадиционные техники рисования для развития речи детей.
Оригами.
Занятия оригами хороши тем, что дают возможность ребенку работать двумя руками одновременно. Если в других видах деятельности основную работу выполняет ведущая рука, то в оригами (с этим может сравниться только лепка) очень часто одинаковые движения выполняют обе руки. Это, безусловно, положительно влияет как на развитие мелкой моторики рук, так и на мозговую деятельность и соответственно на развитие речи: скоординированность речи и движений, формирование правильного произношения, общих речевых навыков, связной речи и словаря.
Работа по развитию мелкой моторики рук у детей с нарушением речи, дает определенные результаты. У детей улучшается координация артикуляционного аппарата, сокращаются сроки постановки звуков, совершенствуется общая координация движений детей.
Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Эти дети при обучении элементам письма продемонстрировали хороший нажим, «уверенные» линии, они заметно лучше своих сверстников справляются с программными требованиями по изобразительной деятельности. Всё это создаёт благоприятную базу для более успешного обучения в школе.
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ НАПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ № 1 «КОЛОКОЛЬЧИК»
(МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 1 «КОЛОКОЛЬЧИК»)
Консультация для воспитателей на тему
«Загадки, как средство развития речи детей»
Разработала:
Третьякова А.А..
Ханты-Мансийск, 2019
Цель: напоминание педагогам о загадке как одной из форм устного народного творчества
Задачи:
- Познакомить с видами загадок и последовательности их использования
- Показать взаимосвязь между загадкой и развитием впф
Загадка- одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений.
Для работы с детьми используются загадки о животных и растительном мире, о предметах домашнего обихода, игрушках, явлениях природы. При этом к ним необходим дифференцированный подход. Некоторые загадки содержат нетипичные признаки предмета или явления и поэтому допускают различные толкования. Учитывая конкретный характер мышления детей, их образное и наглядное восприятие, лучше отбирать те загадки, в которых предмет нарисован яркими красками, выделены его характерные признаки (цвет, форма, размер, функции). Некоторые загадки дети не могут отгадать из-за отсутствия жизненного опыта, так как не знают, не видели тех предметов и явлений, о которых идёт речь.
Рассматривая загадку как средство развития речи и мышления детей, можно наметить определённую последовательность в работе. Целесообразно вначале знакомить со стихотворениями загадками, в которых обращено внимание на многозначность слова (например, загадки об иголках: швейные, еловые; о ключах: дверном, нотном, гаечном, роднике). Помимо обогащения и уточнения словаря, эти загадки вызывают большой интерес, так как знакомство с новым значением уже известного слова поражает детей больше, чем знакомство с новым словом. Оказывается, в простых словах, давно знакомых и понятных, заключена тайна, и её можно разгадать.
Затем можно перейти к загадкам с подсказкой («Подскажи словечко»), которые хорошо использовать для обогащения речи детей новыми словами. Следующий шаг – авторские и народные загадки. Таким образом, даже простое отгадывание загадок, кроме интереса, приносит большую пользу, обогащает словарь и речь в целом, знакомит с разными значениями слов.
Дети любят загадки, хорошо их понимают, часто, по аналогии с услышанным, пытаются составлять загадки сами. Всё это позволяет сделать вывод, что загадки могут быть эффективным средством развития детской речи и мысли. Ими можно пользоваться и для знакомства с разными значениями слова, с новыми словами, и для развития простейших мыслительных операций, что в целом обогащает и уточняет словарь, развивает мышление. Загадка даёт как бы словесный портрет предмета, явления, характеризует их с новой, неожиданной стороны, поэтому она полезна и увлекательна.
Развиваем речь дошкольников:
1) Загадки-описания:
Кто с хвостиком и ушками.
У кого лапки с подушками? (Кошка)
Маленькое, серенькое
А хвостик, как шило. (Мышь)
Пара длинных ушек,
Серенькая шубка.
Быстрый побегайчик
А зовётся. (Зайчик)
2) Загадки, которые построены на основе сравнения и сопоставления:
«Лечит, а не врач, стучит, а не мастер» (Дятел)
«Ночью много, а утром не найдёшь ни одной» (Звезда)
«Ни игл нет, ни листья, а на опушке растёт» (Гриб)
«Зелёная, но не лягушка, колючая, но не ёж, стоит и не шевелится» (Ёлка)
3) Загадки – метафорические образы:
«Солнышко, которое горит каждый вечер» (Лампа)
«Жёлтые клубочки ходят около квочки» (Цыплята)
«Вырасло на дереве оранжевое солнышко» (Апельсин)
«Железная птица по небу летает» (Самолёт)
«Едет домик на колесах» (Автобус).
Развиваем мышление и память дошкольников:
I. Игры
1) «Тренируем нашу память».
Воспитатель предлагает детям придумать загадки о животных, используя описательные характеристики:
− Серый, быстрый, боязливый. (Заяц).
− Хитрая, рыжая. (Лиса).
− Злой, голодный. (Волк).
− Рыжая, веселая. (Белка).
Воспитатель просит детей отгадать загадки. Кто первым догадается, тот должен поднять руку и сказать отгадку. Если ребёнок отгадал правильно, получает фантик. Становится самым умным в отгадывании загадок тот, у кого больше фантиков.
1) По земли скачет, а по воде плывёт? (Лягушка);
2) Летит – воет, сядет – роет? (Жук);
3) Летом – серый, зимой – белый? (Заяц);
4) Кто на себе свой дом несёт? (Черепаха);
5) Въётся верёвка – на конце головка. (Змея).
II. Изучение загадок напамять.
Взрослый заинтересовывает детей загадками и стимулирует к изучению их напамять.
1) Не зверь, а воет. (Буря).
2) Вечером умирает, а утром оживает. (День).
3) Не конь, не бык, а привязанный. (Тыква).
4) Не огонь, а обжигает. (Крапива).
5) Въёться молоток, ремонтирует наш садок. (Дятел).
III. Загадки – шутки.
Можно предложить дошкольникам загадки-шутки, которые не только будут касаться развития памяти и мышления, а также поднимут настроение детей на занятии.
Какой ключ летает? (Журавлиный). От чего в утки ноги красные? (От колен). Чего нельзя догнать?(Своей тени). Какой косой нельзя косить? (Девичьей). Каким гребнем нельзя расчесаться?(Петушиным).
IV. Загадки – вопросы
Взрослый стимулирует детей ответить на вопрос, таким образом разгадывая загадки.
Что у человека быстрее всего? (Мысль). Что мудрее всего в мире? (Правда). В какую бочку нельзя налить воду? (В полную). С какой бочкой за водой едут? (С пустой).
Развиваем воображение дошкольников:
I. Театрализованная игра «Загадки без слов»
Дети разделяются на две подгруппы. Воспитатель с первой группой детей садится за стол и рассматривает иллюстрации к загадкам. Дети выбирают картинки, которые могут загадать, не проговаривая ни слова. Вторая подгруппа в это время располагается на лавке. После чего дети первой подгруппы без слов, с помощью мимики и жестов изображают, например: солнышко, море, ручеёк, чайник (если трудно то: кошку, собаку, мышонка, и т.п.), а дети второй подгруппы отгадывают. Потом загадывает вторая подгруппа детей, а отгадывает первая.
II. Творческое задание «Изображения отгадок».
Воспитатель заинтересовывает дошкольников не только отгадать загадки, но и нарисовать отгадки на альбомном листе (размещают дети отгадки на листе за собственным желанием).
1) Белая головка, красная шапочка. (Гриб).
2) Летом в шубе, а зимой голое. (Дерево).
3) Днём в небе гуляет, а вечером на землю садится. (Солнце).
4) Нос как у свинки и колючие шерстинки. (Ёж).
5) Мягкая и зеленая дорожка, щекочет босые ножки. (Трава).
Очень интересно и полезно будет дошкольникам выполнить такую работу, ведь каждый ребёнок нарисует изображение построенное на отгадках к загадкам. Дети, рассуждая над своим изображением, могут вспомнить текст загадки про отдельные объекты (солнце, дерево, гриб и т.п.). Можно предложить дошкольникам раскрасить и рассказать, каким образом они разместили отгадки на альбомном листе (что находится вверху, внизу, справа, слева).
Развиваем внимание дошкольников:
І. Загадки – шутки.
1) Было триста котов и один мужчина. Сколько было всего ног? (Две ноги).
2) В мельнице было восемь мешков, на каждом мешке сидело по двое мышей, пришёл мельник с котом, сколько теперь стало ног? (Две ноги мельника).
3) На дереве сидел табун воробьёв, стрелок выстрелил, один упал. Сколько осталось воробьёв?(Один: тот, что упал).
II. Загадки – обманки.
Воспитатель просит дошкольников отгадать загадки, сказав, что не всегда отгадка в рифму является правильной.
1) Очень медленно и тихо
По листочку ползёт «зайчиха». (Улитка).
2) Из пальмы вниз, на пальму снова,
Шустро прыгает «корова». (Мартышка).
3) Кто грызет на ветке шишку
Ну, конечно же, это «лисичка». (Белка).
4) На сосне, как в барабан
Громко стал стучать «баран». (Дятел).
III. Игра «Отгадай»
Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением хорошо знакомых объектов. Ребенок берет картинку, не показывая и не называя её, описывает характерные признаки объекта. Все дети должны отгадать объект за описанием.
− Жидкое, белое, вкусное. (Молоко).
− Белое, круглое, гладкое. (Яйцо).
− Горячее, жёлтое, яркое. (Солнце).
Во время учения умению разгадывать загадки воспитателям необходимо учитывать некоторые методические рекомендации: загадки должны соответствовать возрасту и развитию ребёнка, то есть быть доступными для восприятия; чем больше знают о предмете или явлении природы дети, чем конкретнее и точнее знают об указанных их признаках, тем проще им самостоятельно найти ответ. Важно, чтобы дети не просто запоминали ответ загадки, а пытались сами добавлять какие-то характерные для того или другого предмета черты или качества, таким образом, обогащали своё воображение.
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ НАПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ № 1 «КОЛОКОЛЬЧИК»
(МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 1 «КОЛОКОЛЬЧИК»)
Консультация для педагогов
«Русские народные сказки, как средство развития
связной речи детей дошкольного возраста»
Разработала:
Третьякова А.А..
Ханты-Мансийск, 2022
Цель: ознакомление педагогов со способами развития связной речи дошкольников через русские народные сказки.
Задачи:
- Показать важность работы с художественной литературой, в частности в русскими народными сказками
- Познакомить с методикой художественного чтения и рассказывания в НОД
- Познакомить с приемами, являющиеся наиболее эффективными в беседах по сказкам.
Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения.
Художественная литература, а в частности русские народные сказки формируют нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывают эстетическое восприятие.
Русские народные сказки способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е.А. Флерина отмечала, литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически усваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.
Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.
Одним словом, сказки – это сказки. И хочется верить, что после такого большого, во многом нового знакомства с ними наши дети больше полюбят народное искусство, нашу историю, станут немного добрее и немного чище…
Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, русские народные сказки доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.
Перед воспитателем стоит сложная задача – каждую русскую народную сказку донести до детей как произведение искусства, раскрыть ее замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к сказочным персонажам, их чувствам, поступкам или к лирическим переживаниям автора, то есть интонационно передать свое отношение к героям и действующим лицам. А для этого необходимо самому воспитателю, прежде чем знакомить детей со сказкой, понять и прочувствовать ее, суметь проанализировать со стороны содержания и художественной формы. И, конечно, педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания – четкой дикцией, средствами интонационной выразительности (правильно расставлять логические ударения, паузы, владеть темпом, умея ускорять или замедлять его, в нужных местах повышать или понижать голос). Рассмотрим методику художественного чтения и рассказывания в НОД
Подготовка дошкольников к восприятию новой сказки осуществляется по-разному.
- Воспитатель помещает в книжном уголке новую книгу, если есть возможность, - отдельно рисунки художников к этому произведению. Дети, рассматривая иллюстрации, пытаются определить, что это за книга, о чем она. В начале занятия педагог расспрашивает детей об их предположениях, хвалит за наблюдательность, догадливость. Называет произведение.
- Педагог демонстрирует игрушки, предметы, имеющие отношение к содержанию сказки и малознакомые детям, помогает запомнить их названия, объясняет назначение, рассказывает об особенностях.
- Воспитатель проводит специальное речевое упражнение, помогающее детям осваивать новые слова. Так, перед чтением сказки «Заяц-хваста» он говорит: Стоит дом-великан. «Не дом, а домище!» - восхищаются прохожие. И предлагает детям самим придумать слова, характеризующие очень крупные предметы. Выслушивает ответы. Просит заканчивать фразы, которые она будет произносить (У кота усы, у тигра? – усищи, у кота лапа, у льва? – лапища»). Объясняет, что слова усищи, лапищи принадлежат зайцу – герою новой сказки «Заяц-хваста». Этот заяц, хвастаясь, говорил: «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи», - рассказывает педагог. Просит повторить, как говорил заяц. Спрашивает: «Как вы думаете, должно быть в сказке пойдет речь про зайца-великана?» Выслушав противоречивые мнения детей, предлагает: «Ну что же, давайте проверим, кто из вас прав», - и читает сказку.
- Воспитатель сообщает, что собирается рассказать сказку с совершенно необычным названием – «Крылатый, мохнатый да масленый». Спрашивает: «Как вы думаете, кто это такие?» (Отмечая на этот вопрос, дети упражняются в умении согласовывать прилагательное с существительным в роде и числе.)
«Название сказки вы знаете. Попробуйте, ориентируясь на него, сочинить ее начало», - предлагает воспитатель новое задание. Затем просит придумать концовку к произведению. В данной возрастной группе надо чаще использовать присказки, особенно в тех случаях, когда не проводится подготовительная работа к занятию. Желательно, чтобы по своему настрою присказка была связана с произведением, хотя подбор этот будет во многом условен. Практика показывает, что во втором полугодии дошкольники, научившись вслушиваться в присказку, нередко довольно верно угадывают, о чем будет идти речь. Присказку следует рассказывать дважды. Для старшей группы можно рекомендовать следующие присказки:
Лиса по лесу ходила
Звонки песни выводила,
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела.
Это еще присказка,
а сказка дальше пойдет.
(К сказке «Лисичка-сестричка и серый волк».)
Рассказывание сказки целесообразно завершать одной из традиционных для русского фольклора концовок, например:
Так они живут, И я там был,
Пряники жуют, Мед, пиво пил,
Медом запивают, По усам бежало,
Нас в гости поджидают. В рот ни капли не попало.
Или концовкой из сказок А.С. Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!»
Те же присказки можно использовать, читая детям сказки во внеурочное время. Целесообразно повторять их и на занятиях по звуковой культуре речи, предлагая детям назвать слова с определенным звуком. Все это поможет запомнить детям присказки и самостоятельно использовать их в играх, драматизациях, спектаклях, обогатить речь дошкольников.
После чтения (рассказывания) педагог проводит беседу, которая помогает детям лучше понять содержание сказки, правильно оценить некоторые ее эпизоды; еще раз повторить наиболее интересные сравнения, описания, типично сказочные обороты речи, то есть постичь языковую особенность произведений данного жанра.
Таким образом, беседа по содержанию произведений должна не заслонять от ребенка только что услышанную сказку, а как бы «высветлить» ее, повернув к малышу всеми гранями, а затем еще раз представить (показать) ее во всей целостности.
Рассмотрим приемы, которые являются наиболее эффективными в беседах по сказкам. Условно их можно разделить на приемы, помогающие лучше разобраться в содержании произведения, и приемы, способствующие более полному проникновению в образный строй и языки сказки.
Приемы помогающие лучше разобраться в содержании произведения:
1. Вопросы. Они должны быть разнообразными по своей направленности. Одни вопросы помогают детям точнее охарактеризовать героев сказки. Предложив вопрос, воспитатель может напомнить им соответствующий эпизод, обратить внимание на отдельное слово, фразу, поступок персонажа.
- Какая лиса в сказке «Лисичка-сестричка и серый волк»? – спрашивает педагог.
- Хитрая, умная, жестокая,- говорят дети.
- И только – то? – удивляется педагог и зачитывает отрывок, в котором рассказывается, как рыжая плутовка, вымазав голову тестом, дурачит волка-простофилю. Дети приходят к выводу, что лиса еще и находчивая, предприимчивая, заранее обдумывает свои действия, настоящая актриса.
Другие вопросы должны помочь детям почувствовать главную идею произведения. Так педагога, выяснив у воспитанников, понравилась ли им сказка и, что особенно понравилось, с вопросительной интонацией цитирует фразу из текста, в которой заключена мораль сказки: «Так как же бывает, когда «один на другого кивает, свое дело делать не хочет»?» (сказка «Крылатый, мохнатый да масленый»). Дети говорят, что бывает плохо. Воспитатель предлагает рассказать, что случилось с каждым из персонажей. Затем спрашивает: «Когда же так бывает?» - добиваясь, чтобы дети повторили поговорку, которая заключена в концовке сказки.
Для того чтобы дети лучше почувствовали особенности данного жанра, можно предложить им вопросы такого типа: «Почему это произведение называется сказкой?»; «Какие в нем есть черты, типичные для сказок?».
2. Рассматривание иллюстраций и накапливание у дошкольников представлений о том, как рисунки художников помогают понять произведение.
Демонстрация рисунков (аппликационных панно). Например, воспитатель показывает рисунок яблони и спрашивает: «Как вы думаете, это волшебная яблоня?» (занятие по сказке «Хаврошечка»). Дети дают отрицательный ответ, ссылаясь на то, что у этого дерева не серебряных веточек с золотыми листьями и наливными яблочками. Педагог в подтверждение их слов зачитывает соответствующее описание из текста. Затем предлагает детям зажмуриться и представить необыкновенное дерево, а сам в это время заменяет первый рисунок другим – с волшебной яблоней.
С помощью этого приема дошкольников приучают вслушиваться и запоминать описание внешности героя, его костюма уже при первом чтении сказки.
3. Словесные зарисовки. Детям предлагают вообразить себя художниками-иллюстраторами, подумать и рассказать, какие картинки они хотели бы нарисовать к сказке. Слушая высказывания детей, педагог задает вопросы, помогающие ребенку уточнить для себя ту или иную деталь («Как одета твоя Аленушка? Какие глаза у ведьмы? Если она такая страшная, как же Аленушка не догадалась, что перед ней ведьма?»).
В свободное от НОД время дошкольникам предлагают нарисовать задуманные картинки. Воспитатель раздает им листы бумаги одинакового формата. Из готовых работ он отбирает лучшие, делает к ним надписи, мастерит обложку, переплет. Самодельную книгу помещают в библиотеке методического кабинета. На следующий год ее обязательно показывают детям очередной старшей группы, рассказывают, как она была сделана.
Приемы способствующие более полному проникновению в образный строй и языки сказки:
1. Повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей. При таком чтении ребенок полнее воспринимает художественные достоинства произведений, замечает сравнения, эпитеты и другие средства выразительности.
2. По просьбе воспитателя дети припоминают и рассказывают о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном; пересказывают описания природы, поступки героя, которые им особенно запомнились.
3. Воспитатель напоминает один из эпизодов и просит рассказывать о нем подробнее. Зачитывает соответствующий отрывок, при этом дети договаривают отдельные слова. Можно предложить им провести соревнование: «Чей рассказ откажется интереснее (подробнее)?»
4. Драматизация отрывков, наиболее интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса. Например, диалога зайца и тетки вороны – сказка «Заяц-хваста»; отрывка из сказки «Крылатый, мохнатый да масленый» - со слов «сядут за стол – не нахвалятся».
Объяснение незнакомых слов – обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значения тех слов, без понимания которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов (избушка лубяная – деревянная, горница - комната); употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с картинкой («течет молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» - при рассматривании козы на картинке); вопрос к детям о значении слова.
Планомерное, систематическое использование русских народных является эффективным средством развития связной речи. Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения. Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Красна девица грустна, Ей не нравится весна. Ей на солнце тяжко, Слезы льет, бедняжка
В небесах и на земле Скачет бабы на метле. Страшная и злая, К то она такая?
Летела стрела и попала в болото, И в этом болоте поймал ее кто-то. Кто, распростившись с зеленою кожей, Сделался милой, красивой, пригожей?
Ра – ра – ра — во дворе …. Ло – ло – ло — греет …. Ры – ры – ры — летят… Ор – ор – ор — спеет…. Ши – ши – ши — гуляют … За – за – за — в поле… Ла – ла – ла — на пути …. Ор – ор – ор — острый …. Лы – лы – лы — наши девочки… Сы – сы – сы — у папы…
Посадил ее дед в поле. Лето целое росла. Всей семьей ее тянули, Очень крупная была.
На сметане был мешен, В русской печке испечен. Повстречал в лесу зверей И ушел от них скорей.
шишки дети окно игра дом пирожки
Жили-были семь ребят Белых маленьких козлят. Проник обманом серый в дом, Коза нашла его потом. Перехитрить его смогла И всех детей его спасла.
Бабушка девочку очень любила, Шапочку красную ей подарила. Девочка имя забыла свое. А ну, подскажите-ка, имя ее.
Канительюмакросназываласьяртуваметаллическаямиркаснитьерба Мастералбоссвытягивалинучиканительеизбунлаараскаленнойгурпапроволоки. Канительимыприменяласьяквурукоделиматэ . Вытягиватьисакметаллическуюрмбарунитьиакувышиватьютееюмавыбылотиноченьяреструдного. Этомигабыласыбукропотливаямикнаработана , монаритребовалакепумногорытувременисум . Немолкаждыйчутомогирсправитьсязоапорученнойфывработой .