Проекты учеников

Луста Елена Андреевна

Проект  по обществознанию ученика 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx1.64 МБ
Файл proekt_nov.docx75.82 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ на тему « Кто покушается на твои права и свободы » по дисциплине «Обществознание» Выполнил: Ланских Владимир 9б класс Руководитель проекта: Луста Е.А. .

Слайд 2

Проблема нашего проекта заключается в увеличении влияния экстремистских идей и организаций на подрастающее поколение.

Слайд 3

Цель проекта – формирование у подростков толерантного отношения к окружающему миру, снижение экстремистских проявлений в молодежной среде.

Слайд 4

Основные понятия Экстремизм – это приверженность крайним взглядам и мерам. Терроризм – это крайняя форма проявления экстремизма, которая представляет собой лишение людей права на жизнь, свободу и на личную неприкосновенность. Ксенофобия —восприятие чужого, как опасного и враждебного. Возведённая в ранг мировоззрения, может стать причиной вражды по принципу национального, религиозного или социального деления людей. Толерантность – терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям.

Слайд 5

Результаты анкетирования 35 % опрошенных учеников подвергаются воздействию экстремистских идей через сеть Интернет. В результате 11 % респондентов негативно настроены против представителей других национальностей. Около 30 % учеников не знают, куда обращаться в случае обнаружения экстремистских материалов, идей, организаций, что говорит об их низкой информированности.

Слайд 6

Продукт проекта БУКЛЕТ «Экстремизм – это угроза обществу!»

Слайд 7

Содержание буклета: - Памятка подросткам , направленная на профилактику экстремистских явлений; - Словарик на тему : «В каких формах проявляется экстремизм»; - Информация на тему : «Что значит быть толерантным»; - Сведения о том, куда необходимо обращаться в случае обнаружения проявлений экстремизма.

Слайд 8

«Что значит быть толерантным?»

Слайд 9

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

МАОУ «СОШ № 1 г.Немана»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

на тему

«Кто покушается на твои права и свободы»

по дисциплине

«Обществознание»

    Обучающийся: Ланских Владимир

Класс              9б____

Руководитель проекта    Луста Е.А.

«24»января2019 г.

Неман, 2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………….3

Глава I. Теоретическая часть

  1. Понятие «экстремизм»…………………………………………………6
  2. «Словесный» и религиозный экстремизм…………………………….7
  3. Этнический экстремизм………………………………………………..9
  4. Молодежный экстремизм……………………………………………..11
  5. Юридическая ответственность за экстремизм………………………14
  6. Пути решения проблемы экстремизма среди подростков………….15

Вывод по главе I………………………………………………………………18

Глава II. Практическая часть

2.1. Результаты анкетирования учащихся «Что я знаю об экстремизме?»..19

2.2. Разработка буклета – памятки по профилактике экстремизма………..22

Вывод по главе II………………………………………………………………25

Заключение ……………………………………………………………………27

Список литературы……………………………………………………………29

Приложение 1………………………………………………………………….30

Приложение 2………………………………………………………………….32

Введение

Конституция Российской Федерации провозглашает высшей ценностью права и свободы человека. Каждый человек, родившийся на этот свет, является свободным и равным в своих правах с другими людьми.  Он обладает всем спектром гражданских, политических, социально-экономических, культурных прав. Они не могут быть ущемлены, по какому бы то ни было различию – цвету кожи, пола, национального, социального или религиозного происхождения.

Однако этим принципам грозит опасность. Сегодня набирают силу антиобщественные группы, а также отдельные антиобщественные элементы, которые путем насилия, согласно своим эгоистическим мотивам, нарушают права и свободы личности, общества и человечества. Это явление имеет свое название, и имя ему «экстремизм».

Я считаю, что является актуальным поднять эту проблему в данном проектном исследовании. Считаю, целесообразно остановиться на проблеме профилактики экстремизма среди подростков. Почему? Потому что подростки самая неподготовленная, пластичная среда для проникновения идей экстремизма. Они легко поддаются на уловки хорошо подготовленных провокаторов. Экстремизм опирается на неопределенность положения молодого человека и его неустановившимися взглядами на происходящее. Подростки испытывают дефицит способов заработать и вообще проявить себя во взрослом мире, хотя у них есть такая потребность. Экстремистские идеи заполняют пустоту, дают точку отсчета в мире, где не очень понятно, что можно, а что нельзя и почему.

Основные понятия, с которыми я буду работать: экстремизм, терроризм, ксенофобия, толерантность. Согласно Большому толковому словарю: экстремизм – это приверженность крайним взглядам и мерам. Терроризм – это крайняя форма проявления экстремизма, которая представляет собой лишение людей права на жизнь, свободу и на личную неприкосновенность. Ксенофобия —восприятие чужого, как опасного и враждебного. Возведённая в ранг мировоззрения, может стать причиной вражды по принципу национального, религиозного или социального деления людей. Толерантность – терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. 

Проблема нашего проекта заключается в увеличении влияния экстремистских идей и организаций на подрастающее поколение.  Важно помнить, что попадание подростка под влияние экстремистской группы легче предупредить, чем впоследствии бороться с этой проблемой.

Цель проекта – формирование у подростков толерантного отношения к окружающему миру, снижение экстремистских проявлений в молодежной среде.

Задачи проекта:

1.Сбор и анализ информации в литературе и сети Интернет по теме экстремизм, виды экстремистской деятельности;

2. Диагностика знаний и мнений учащихся 9 – 11 классов МАОУ «СОШ №1 г.Немана» о проблеме экстремизма;

3. Усвоение основных понятий по проблемам толерантности и

профилактике экстремизма учащимися 9 – 11 классов МАОУ «СОШ №1 г.Немана».

Гипотеза проекта. Мною предполагается провести анкетирование учащихся 9-11 классов МАОУ «СОШ №1 г.Немана» на тему «Что я знаю об экстремизме», для того, чтобы узнать уровень знаний о проблеме и отношение к ней подростков. В соответствии с результатами анкетирования, планируется создать буклет по профилактике экстремизма среди подростков, содержащий основные понятия, памятку для подростков, а также виды юридической ответственности за экстремизм.

Внутренним результатом моего проекта стало успешное изучение литературы по теме «экстремизм», понимание важности данной проблемы для современного общества, желание повлиять на сложившуюся ситуацию возможными для меня способами.

Внешним результатом, то есть продуктом моего проекта стал буклет – памятка  по профилактике экстремизма для учащихся 9-11 классов МАОУ «СОШ№1 г.Немана»,  который я сделал на основе результатов социологического опроса «Что такое экстремизм» в рамках нашей школы.

Практическая значимость моего проекта заключается в усвоении основных понятий по проблемам толерантности и профилактике экстремизма учащимися. С помощью буклета, в котором будет содержаться вся необходимая информация об экстремизме и его последствиях, подростки более подробно узнают об этом явлении и смогут избежать вовлечения в данные идеи, организации, группировки.

В работе над проектом мною были использованы следующие методы: эмпирический (социологический опрос), теоретический  (определение понятий).  

Глава I. Теория

  1. Понятие «экстремизм»

25 июля 2002 года с принятием Федерального закона « О противодействии экстремистской деятельности»  в российском законодательстве появились нормы, которые являлись бы основой, обеспечения защиты граждан и общества в целом от самых различных проявлений экстремизма.

В соответствии с ФЗ «О противодействии экстремизму и экстремистской деятельности, экстремизм (экстремистская деятельность) это:

- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

- публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии»[1] и т.д.

Из данного определения можно сделать вывод о том, что экстремизм понятие сложное и многогранное. Экстремизм направлен на нарушение основ Конституционного строя страны против прав и свобод граждан на разрушение экономики культуры и т. д.

Также понятие экстремизм содержится и в литературе, например, Согласно словарю С.И. Ожегова "экстремизм – приверженность к крайним взглядам, к использованию крайних мер (включая теракты и взятие заложников) для достижения своих целей"[2].

  1. «Словесный» и религиозный экстремизм

Экстремизм выражается не только в виде террористических акций, но и бывает «словесным» в виде пропаганды, то есть заключающийся в распространении идей превосходства или неполноценности по расовому, национальному, религиозному принципу. Форма «словесного» экстремизма - уничижительные или оскорбительные характеристики членов той или иной религиозной, социальной, расовой группы.

«Словесный» экстремизм вовлекает в себя людей с помощью агитации, то есть информационного воздействия, из-за которого они вовлекаются в экстремистскую деятельность. С помощью определенных информационных технологий заставляет человека совершать антиобщественные поступки, противные природе, морали, религиозным установкам. Ярким примером такой экстремистской деятельности является превращение человека в террориста – смертника.

Эти идеи сами не перемещаются, а распространяются носителями через книги, брошюра, аудиозаписи, радио, телевидение, Интернет. И через действия – публичные призывы к реализации этих речей, заявлений или публикаций в средствах массовой информации либо иным образом.

Министерство юстиции РФ публикует Список экстремистской литературы на различных носителях. В нем около четырех сотен названий, и он является открытым, то есть суды могут признать  и другие материалы экстремистскими. Попадание литературы в Список означает, что ее запрещено распространять на всей территории Российской Федерации. Подавляющее большинство позиций  в Списке имеют слова «ислам», «исламский»  в названиях или в текстах книг. Однако это не является полным запретом исламской литературы. Список экстремистской литературы стремится защитить ислам от искажения, а потенциального читателя от восприятия под видом ислама вредных, в частности экстремистских идей.

Другая часть литературы в Списке – это  переводы произведений или изложение идей иностранных авторов. Есть локальные исламские течения, направления, школы, секты, которые враждуют между собой вплоть до открытых боевых действий. Как это происходит в Ираке, Ливане, Пакистане.

В России существует традиционный ислам, который мирно сосуществует с другими религиями.  Но в России появляются такие радикальные исламские движения, как ваххабизм, хомейнизм и т.д. Они приносят лозунги  и программы ненависти, насилия, экстремизма. Особенно ярко можно проследить это на ваххабизме. Религиозном течении, возникшем в XVIII веке на Аравийском полуострове. Ваххабиты физически уничтожали всех «неверных», то есть немусульман и тех мусульман, которые были с ними не согласны. В современной Саудовской Аравии не осталось тех «неверных», так как они были полностью истреблены ваххабитами. А лозунги и программы ваххабитов до сих пор продвигаются в разные страны мира. Достаточно сказать, что ваххабизм – идеология международной террористической организации «Аль-Каида». Везде куда проникает ваххабизм, нарушаются права человека на свободу мысли, совести и религии, а также само право на жизнь. В его идеологии заложена религиозная нетерпимость, проповедь религиозной розни, призыв к насильственному искоренению всех неваххабитских систем и идей. Ваххабизм провозглашает неполноценность граждан по признаку их отношения к религии: христиане, поклоняющиеся иконам, по утверждению ваххабитских ученых, «относятся к числу наихудших созданий перед Аллахом». Ваххабитский экстремизм распространяет призывы, направленные на возбуждение религиозной вражды с применением насилия или с угрозой его применения. «Необходим Джихад во имя Аллаха. Мы должны объявить войну каждому кто борется против Аллаха и Его посланника. Так чтобы исчезло всякое язычество» - пишет Мухаммад Шакир аш-Шариф. «Убейте того, кто поменяет свою религию» - говорится в одной из ваххабитских книг.

Федеральные органы власти России поддерживают инициативы гражданского общества. И названия ваххабитских сочинений преобладают в Списке экстремистских материалов Министерства юстиции Российской Федерации. Все эти действия рассматриваются как защита прав и свобод российских граждан от идеологии и практики маргинальных групп, покушающихся на эти права, в частности на свободу совести.

  1. Этнический экстремизм

В Российской Федерации как многонациональной государстве, особую угрозу представляют разжигание ненависти и вражды между народами нашей страны.

Сегодня, преступления, совершаемые в отношении отдельного человека в силу его происхождения, вышли за рамки частных случаев и стали государственно – значимыми  негативными антиобщественными явлениями. Они стали источниками непосредственной угрозы национальной безопасности не только Российского государства, но и всего человечества.

С конца 1990-х годов активизировались русские националистические организации, которые сегодня являются наиболее массовыми и быстро растущими отрядами национальных движений России. Так, на несколько порядков выросла численность молодежных организаций, сплачивающихся под лозунгом «Россия для русских» и чаще всего обозначаемых аналитиками под общим названием «скинхеды». В 1991 году в стране насчитывалось буквально несколько десятков человек, которых можно было так определить, а в 2001 году их было уже свыше 10 тысяч, в 2004 году — 33 тысячи. Это только по официальным данным, эксперты же указывают на значительно более высокие показатели участия молодежи в ультрарадикальных националистических организациях.

Если в 1990-х годах скинхеды были представлены мелкими группировками (от 3 до 10 человек), то после 2000 года стали складываться крупные (до 500 человек).

При сохранении нынешних темпов роста молодежных национал-фашистских организаций и их концентрации в нескольких крупнейших российских городах их численность в этих районах уже в ближайшее время может стать сопоставимой с численностью контингента правоохранительных органов. Кроме того, представители подобных организаций из разных городов хорошо координируют свои действия и быстро перебрасывают активистов из одних городов в другие.

Отечественные группировки скинхедов быстро политизируются под влиянием радикальных политических организаций. Среди них «Национальный фронт», «Народная национальная партия», «Национально-державная партии России» (НДПР), «Партия Свободы», «Русское национальное единство» (РНЕ), «Русский общенациональный союз» (РОС), «Русская гвардия» и др. Все эти партии нелегальны, однако действуют открыто.

Регулярными становятся пикеты, митинги и другие массовые акции протеста, проводимые в российских городах активистами националистических движений.

Экстремизм и ксенофобия связаны между собой, но имеют существенные различия. Под ксенофобией обычно понимаются различные проявления нетолерантности по отношению к группам, которые воспринимаются массовым сознанием как «чужие». Сам термин ксенофобия как раз и означает страхи, настороженность и недоброжелательство к чужим. Частным случаем ксенофобии является этнофобия— страхи, направленные как против конкретных этнических общностей, так и против некоего слабо дифференцированного в массовом сознании конгломерата «чужих» народов («кавказцев», «южан», «инородцев»).

Ксенофобия — это одна из черт массового сознания, которая носит преимущественно стихийный характер, даже и в тех случаях, когда развивается под воздействием целенаправленных информационно-пропагандистских усилий, тогда как экстремизм — это более или менее оформленная идеология и целенаправленная деятельность организованных групп, реже отдельных лиц. Ксенофобия выступает важнейшим источником экстремизма в нескольких отношениях: во-первых, из носителей ксенофобии формируются экстремистские организации; во-вторых, стереотипы ксенофобии чаще всего служат сырьем для экстремистских идей.

  1. Молодежный экстремизм

Внедрение экстремизма в молодежную среду в настоящее время приобрело очень большие масштабы и имеет опасные последствия для будущего нашей страны, так как подрастающее поколение — это ресурс национальной безопасности государства.

Молодежные неформальные объединения возникают на основе субъективных потребностей, интересов и стремлений индивидов. Интерес может быть настолько специфический, индивидуальный или извращенный, не нашедший поддержки в существующих структурах, который и не позволяет сгруппировать много людей. Это становится базой своей идеологии, элементами своеобразной культуры значительной части молодежи, ее эталоном, нормой поведения.

Экстремистская деятельность молодежных неформальных объединений осуществляется в отношении властных структур, отдельных политиков, объединений, социального строя или социальных групп, религиозных общин, религиозных деятелей, наций, народностей и т.д.

Анализ проявления экстремизма в молодежной среде показывает, что это крайне опасное явление в жизни общества создает угрозу общественной безопасности. Противоправные деяния, совершенные в последнее время представителями неформальных молодежных объединений (футбольных фанатов, скинхедов, националистов, лево – и праворадикальных элементов), вызывают широкий общественный резонанс и могут спровоцировать осложнение обстановки в стране.

Существующие молодежные группировки стали более агрессивны, организованы, политизированы. Происходит активное укрепление их межрегиональных связей, предпринимаются усилия не только к выработке единой стратегии действий, но и согласованию вопросов тактики поведения. Отмечается тенденция консолидации разрозненных групп болельщиков, скинхедов и представителей национально – радикальных структур.

В связи с изложенным, противодействие экстремистской деятельности является одним из приоритетных направлением детельности органов внутренних дел.

Наибольшую известность и численность среди неформальных молодежных объединений имеют фанаты спортивных команд. Московские фанаты издают свои печатные издания – спартаковские «Ultra News», «Держ» и «Гладиатор», армейский «Русский Фан — вестник», динамовский «Wild west story», торпедовский «Бульдог».

Установленные лидеры движения «футбольных хулиганов», как правило, имеют высокий уровень образования, обладают организаторскими способностями, волевыми качествами, устойчивыми идеологическими взглядами, нацелены на решение поставленных задач любыми методами, в том числе насильственными, отказываясь от любых компромиссных решений.

Отмечена повышенная активность «молодых» группировок футбольных фанатов. При этом противоправные акции стали носить более дерзкий характер. Как правило, передвижения по городу осуществляются на арендованном (автобусы или микроавтобусы) или частном транспорте. Зачастую осуществляются нападения на противоборствующие группы, имеющие в несколько раз меньшую численность, а иногда на одиночных противников, поджидая их около мест жительства. В драках используются пиротехнические средства, реже – заранее подготовленные бейсбольные биты, фрагменты металлической арматуры.

Кроме того, наметилась тенденция использования организованных групп фанатов для проведения преступных акций политического характера.

Представители футбольных фанатов отличаются повышенной агрессивностью и склонностью к совершению противоправных деяний, имеющих большой общественный резонанс. При передвижении большими группами они наносят ущерб общественному и частному транспорту, предприятиям торговли и т.п.

Преступления чаще всего совершаемые «футбольными хулиганами», это хулиганские действия, нанесение вреда здоровью, грабежи, участие в массовых беспорядках, вандализм.

Набирают популярность группировки националистического толка, в том числе и скинхеды. Условно их можно классифицировать на несколько категорий.

Первая – бритоголовые неонацисты, «пионеры». Это в основном старшеклассники, учащиеся техникумов и ПТУ и некоторое количество студентов, которые ничего не смыслят в субкультуре скинхедов, зато ходят в ботинках разных английских фирм, закатывают джинсы (признак бритоголовых на самой ранней стадии) и заявляют, что они арийцы и нацисты. Таких большинство. Вторая категория – «бритоголовые болельщики — хулиганы» (рассмотренные ранее).

Наиболее опасная группа – третья – это идейные скинхеды – неонацисты, боунхеды. Они более грамотные, разборчивые, в основном более старшего возраста, это мозг и ударная сила движения.

В драках используют ремни с утяжеленной пряжкой, намотанные на руку, заранее подготовленную арматуру. По социальному происхождению члены организации – преимущественно из среды неквалифицированных рабочих, среди них много безработных, им свойственен низкий общеобразовательный и культурный уровень, многие из них живут в неполных и проблемных семьях. Никакого формального членства в группировках скинхедов нет.

Активно занимаются распространением пропагандистских материалов, содержащих идеологию движения «бритоголовых», в ряде специализированных магазинов.

Скинхеды, передвигаясь по городу, группами по 15-20 человек, совершают избиения и грабежи выходцев с Северокавказского региона, из стран Азии и Африки, лиц без определенного места жительства, поклонников западных музыкальных стилей. Своей деятельностью бритоголовые пытаются создать атмосферу страха и нетерпимости, в этом их опасность.

Преступления, свойственные «бритоголовым»: нанесения вреда здоровью, убийства, грабежи, хулиганские действия, вандализм. Крайне отрицательно относятся к употреблению наркотиков.

В последние годы отмечается достаточно широкое вовлечение молодежи в экстремистские организации и движения. Это объясняется не только неудовлетворенностью материальной стороной жизни. Снижение идеологической составляющей в воспитательном процессе привело к утрате частью молодежи нравственных ориентиров. Традиционные для российского менталитета нравственные ценности, такие как патриотизм, интернационализм, веротерпимость, подверглись широкомасштабной деструктивной обработке извне (нередко принимавшей характер манипуляции общественным сознанием). Именно молодежь, не способная критически подходить к содержанию публикаций в СМИ ввиду отсутствия жизненного опыта, оказалась наиболее подверженной такому влиянию

Как результат следует отметить дезориентацию части молодежи, бездуховность, отсутствие четких представлений об истории и перспективах развития страны, а также утрата чувства сопричастности и ответственности за ее судьбу.

  1. Юридическая ответственность за экстремистские действия

 В качестве проявления экстремизма можно рассматривать хулиганство, публичную демонстрацию нацистской символики, распространение экстремистских материалов, вандализм, осквернение мест захоронения и многое другое. За различные проявления экстремизма предусмотрена как административная ответственность, так и уголовная.

           Административным правонарушением является пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, предусмотренное ст. 20.3 КоАП РФНацистская атрибутика и символика могут включать в себя знамена, значки, атрибуты униформы, иные отличительные знаки, приветствия и приветственные жесты.

          Следующее административное правонарушение – производство и распространение экстремистских материалов (предусмотрено ст. 20.29 КоАП РФ). Экстремистские материалы – это документы либо информация на иных носителях, которые призывают к осуществлению экстремистской деятельности.

       Круг экстремистских преступлений, несущих за собой уголовную ответственность достаточно широк.

       Экстремистскими преступлениями являются преступления против общественной безопасности и общественной нравственности, а так же безопасности государства:

  1. хулиганство, совершенное по мотивам политической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды или по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы – ч. 1 ст. 213 УК РФ;
  2. вандализм, совершенный по тем же мотивам – ч. 2 ст. 214 УК РФ.
  3. надругательство над телами умерших и местами их захоронения, совершенное по указанным мотивам – п. "б" ч. 2 ст. 244 УК РФ.
  4. возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства по указанным мотивам – ст. 282 УК РФ;
  5. организация экстремистского сообщества – ст. 282.1 УК РФ
  6. организация деятельности экстремистской организации – ст. 282.2 УК РФ.
  1. Пути решения проблемы экстремизма среди подростков

Для лиц младшего и подросткового возрастов, еще не проникшихся всецело и полностью идеями экстремизма, окончательно не поверивших в «правду физической силы», больше подходят профилактические меры общего характера. Использование мер общего характера позволит государственному аппарату и обществу не допустить формирования преступного мышления несовершеннолетнего, т. е. использовать меры по предупреждению преступности.

Социологи и психологи пришли к выводу, что существуют три основных фактора, прямо влияющих на формирование сознания подростка: семья, улица и школа. Исходя из этого, необходимо настолько усилить положительное влияние хотя бы одного из этих факторов так, чтобы он сумел перекрыть либо уравнять отрицательное влияние одного или двух других.  

Важным социальным институтом, имеющим возможность всецело реализовать государственную политику по работе с подростками и молодежью, является школа, которая также выступает в качестве важного инструмента в процессе государственного воспитания молодежи. Значимость обучения и воспитания в школе гораздо важнее всех остальных стадий социализации ввиду того, что сознание личности в большей мере развивается в период школьного обучения и именно в этот период у общества имеется возможность положительным образом повлиять на формировании личности индивида. Прививать подросткам общечеловеческие ценности, научить их золотому правилу нравственности: «поступать в отношении окружающих так, как ты хотел бы, чтобы с тобой поступали другие», познакомить с понятием «толерантность», как необходимости быть терпимым ко всем людям, даже к тем, кто на тебя не похож.

Важным средством в процессе воспитания толерантности и культуры межэтнического общения должны выступать досуговые организации, клубы по интересам и прежде всего спортивные секции. Такие виды спорта как бокс, борьба, каратэ, дзюдо способны направлять агрессию в мирное русло.

Кроме того, существует необходимость института психологической помощи при школе, где психологи должны объективно изучить среду, в которой они работают, консультировать не только детей, но и координировать действия преподавательского состава в вопросах преодоления барьеров в общении с детьми.

В первую очередь необходимо выделить такое направление деятельности, как социологические исследования современного состояния проблемы, что необходимо для подбора особых мер воздействия на факторы, условия, способствующие возникновению и распространению экстремистских идей, взглядов и установок, а также сложившихся практик экстремистской деятельности.

Важную роль в борьбе с идеями экстремизма должны сыграть СМИ. Сегодня СМИ занимает противоречивую позицию, разжигая противоречия и нагнетая обстановку с одной стороны и проявляя способность стать инструментом формирования толерантного сознания с другой. На преодоление отрицательных последствий ксенофобии направлено одно из общепринятых требований к СМИ — освещать события так, чтобы репортажи отражали, помимо прочего, точку зрения и мнение групп, которые являются или могут стать объектом национальной дискриминации и расизма.

Пути решения данной проблемы видятся в решительной борьбе с экстремистскими ресурсами в сети. В данном вопросе необходимо использовать позитивный зарубежный опыт декриминализации виртуального пространства, где интернет-провайдеры уже на протяжении нескольких лет тщательно отслеживают и удаляют из сети любые экстремистские сайты, размещая на их месте странички антифашистского содержания. Но если в странах Европы и Америки такого рода меры принимаются частными компаниями по собственному желанию, то в России такая инициатива могла бы происходить «сверху», и в частности от законодателя.

Помимо этого необходим комплекс мер по доработке действующего антиэкстремистского законодательства, возникла необходимость регламентировать понятие «экстремизм», разграничив его с понятием «экстремистская деятельность», ввести в закон понятия «экстремист» и «экстремистская акция», а также «международный экстремизм», выделить признаки и основные черты экстремизма в целом. Это необходимо в первую очередь для того, чтобы действия, носящие явно экстремистский характер, не были бы ошибочно квалифицированы как обычное хулиганство или же вандализм и наоборот.

Таким образом, необходим комплексный подход для эффективной профилактики экстремизма в подростковой среде. Здесь вполне уместными будут социологические исследования, призванные оптимизировать деятельность государственных управленческих структур в профилактике экстремизма в молодежной среде.

Вывод по главе I.

Экстремизм является одной из наиболее сложных социально-политических проблем современного российского общества. Существует религиозный, этнический, политический, экономический экстремизм. Я обратил внимание в этой главе на те виды экстремизма, которым наиболее подвержены подростки. Особое внимание было уделено молодежному экстремизму, видам юридической ответственности за экстремизм и пути преодоления данной проблемы.  

Подростковая среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала. Наиболее уязвимой средой для проникновения идей экстремизма являются учащиеся школ с ещё не сформировавшейся и легко поддающейся влиянию психикой.

Основной «группой риска» для пропаганды экстремистов является молодежь как наиболее чуткая социальная прослойка. Причем молодежь подросткового возраста, начиная примерно с 13 лет – в эту пору начинается становление человека как самостоятельной личности.

Мотивами вступления в экстремистскую группу являются направление на активную деятельность, стремление к индивидуальному самовыражению и общению с людьми, разделяющими их убеждения, ориентация на агрессивное поведение, а также стремление выразить протест и почувствовать свою независимость.

Важно помнить, что попадание подростка под влияние экстремистской группы легче предупредить, чем впоследствии бороться с этой проблемой. Этому будет посвящена вторая глава нашего проекта.

Глава II. Практическая часть

2.1. Результаты анкетирования на тему: «Что я знаю об экстремизме»

В период с 10.12.2018 г. по 29.12.2018 г. в 9-11 классах МАОУ «СОШ №1» г.Немана было проведено анонимное анкетирование по проблеме экстремистских проявлений в подростковой среде на тему: «Что я знаю об экстремизме».

Цель  анкетирования: изучение причин, форм  и специфики экстремистских проявлений учащихся в МАОУ «СОШ №1» г.Немана.

Задачи исследования:

  1.   Исследовать факторы, способствующие проявлению экстремистских проявлений учащихся МАОУ «СОШ №1» г.Немана;
  2.   Исследовать  формы  экстремистских   проявлений    учащихся МАОУ «СОШ №1» г.Немана;
  3.   Исследовать  отношения  обучающихся МАОУ «СОШ №1» г.Немана к проблеме межнациональных отношений.

В анонимном анкетировании приняли участие 100 респондентов, которые являются учениками 9-11 классов МАОУ «СОШ №1».

Анализ результатов  анкетирования  показывает, что большинство респондентов  знакомы с понятием  «экстремизм» - 82 школьника. 6 человек  указали на то, что данное понятие им не знакомо. Полученная информация  позволяет сделать вывод об актуальности и, как следствие, информированности  школьников по данному направлению, однако  для 12  респондентов  эта проблема является не до конца понятной.

Иерархия ответов  респондентов на вопрос «Приходилось ли Вам сталкиваться с проявлениями экстремизма в повседневной жизни?»  выглядит следующим образом:

- сталкиваюсь достаточно часто – 2;

- сталкивался несколько раз – 11;

- сталкивался однажды – 20;

- не приходилось сталкиваться – 67.

Названные факторы  свидетельствуют  о том, что 33 учащихся из 100 сталкивались  с проявлениями экстремизма в повседневной жизни. Данные показатели позволяют говорить о необходимости  усиления  в школьной среде норм толерантного поведения.

Ответы на вопрос 3 «Как Вы считаете, наблюдаются ли проявления экстремизма на территории г.Немана?» предполагали  анализ ситуации экстремистских проявлений  на уровне города. С ответом «да, часто» заявило себя 9 респондентов, «иногда» - 41,  «не встречал» - 50. Это позволяет сделать вывод на уровне прогноза о возможности появления проблем в сфере межнациональных отношений в подростковой среде.

Большинство  старшеклассников  сегодня не относят  себя к участникам  неформальных молодежных организаций – 84. Это не может оцениваться  однозначно «хорошо» или «плохо». С одной стороны, это показывает невысокую заинтересованность  большинства респондентов в участии в деятельности  неформальных молодежных объединений. С другой стороны, «новизна» идей некоторых неформальных организаций  может вызвать отдельный интерес  к ним у части старшеклассников. Варианты  распределения участия  школьников в неформальных организациях:

- футбольные фанаты- 10;

- религиозные секты – 2;

- эмо, готы- 4.

 Представленные данные указывают на то, что 16 респондентов относят себя к представителям различных неформальных молодежных объединений.

Участие  школьников в  конфликтах  на  национальной почве представлено в следующих показателях:

- приходилось участвовать: 9 учащихся;

- не приходилось участвовать: 77.

9 - это количество опрошенных респондентов, которое указывает на    определенную сопричастность  к экстремистским взглядам и  свидетельствует  о существовании потенциальной возможности развития  экстремизма на почве МАОУ «СОШ №1».

У 22 опрошенных респондентов  есть знакомые, разделяющие экстремистские взгляды, 78 школьников не имеют в своём окружении знакомых, сопричастных с данной проблемой.  Окружающий социум является важным вектором при определении  ребенком выбора его друзей, увлечений, взглядов. В связи с этим 22 человека из числа опрошенных, ответивших положительно на представленный вопрос, потенциально могут способствовать появлению и активации экстремистских проявлений  в подростковой среде.

Отношение школьников   к людям другой национальности представлено положительно: 44  участника не испытывают  раздражения или неприязнь по отношению к представителям той или иной национальности. Однако  12 респондентов испытывают   неприязнь к представителям  какой-либо национальности. Положительно  33  респондента указали на одинаковое отношение к представителям всех национальностей. 11 школьников  позитивно относятся к людям другой национальности, что создает хороший потенциал  межкультурного взаимодействия на базе нашей школы. Однако 12 человек определивших отрицательное отношение, указывают на необходимость  усиления проведения профилактических мероприятий  межэтнического характера.

70 школьников знают, куда  необходимо обратиться в случае обнаружения фактов проявления экстремизма, при этом 30 респондентов не владеют данной информацией.

Влияние организаций экстремистского толка на молодежь можно пока считать незначительным. Тем не менее, такие организации и их деятельность привлекают внимание учащихся, о чем свидетельствуют приведенные данные. Так, в повседневной жизни в большинстве случаев  учащиеся сталкиваются с проявлениями экстремистской направленности в сети Интернет – 35 школьников,  на улице -  25. В  школе с подобной проблемой сталкиваются 5 опрошенных респондентов, в компании друзей - 2. Противостоять реализации данного потенциала может интенсификация воспитательной и профилактической работы в МАОУ «СОШ №1». Данные цифровые показатели  позволяют подчеркнуть необходимость объединения усилий всех участников образовательных отношений для решения проблем молодежного экстремизма.

Основная масса респондентов  (70 человек)  нейтрально относится  к проявлениям экстремистской направленности, при этом 28 школьников  осуждают  подобные проявления в обществе, поддерживают  2 участника опроса.  Отношение школьников к проблематике, отражающей различные аспекты межнациональных отношений, неоднородно. Данная аналитическая информация  указывает на то, что определенная часть респондентов, возможно, имеет потенциал недовольства, связанного с фактическим социальным  неравенством, что также  может способствовать появлению и активизации экстремистских проявлений.

Результаты анонимного анкетирования «Экстремизм глазами школьников»  указывают на необходимость проведения системной работы по формированию у учащихся общечеловеческих  ценностей, толерантного  сознания   и поведения. 

2.2. Разработка материала для буклета-памятки по профилактике экстремизма среди молодежи

Мной было решено разработать буклет с определенной информацией, направленный на профилактику экстремистских явлений среди подростков. С помощью него я думаю повысить уровень понимания учащимися данной проблемы, способствовать формированию толерантного сознания и поведения. Также я рассматриваю возможность выступить с докладом на классном часу, а после раздать буклеты, тем самым закрепив сказанную информацию. Помимо этого возможно использование данных буклетов педагогами – классными руководителями при проведении тематических классных часов по профилактике экстремизма.

В буклете будет содержаться следующая информация:

- памятка учащимся: «Три правила противодействия экстремизму»;

- тематический словарик по теме профилактика экстремизма;

-виды юридической ответственности за экстремизм;

- «что значит быть толерантным?»

Памятка учащимся: «Три правила противодействия экстремизму»:

  1. Не соучаствовать. Никак не участвовать в экстремистских действиях по принципу: «Отойди от зла – сотворишь благо». Воздерживаться от участия в экстремистских акциях, чем бы они ни оправдывались.  Не дать себя обмануть прекрасными лозунгами и призывами. Не стать дешевым «расходным материалом» для политиканов. Поразмыслить, прежде чем взять баллончик с краской, чтобы намалевать свастику на синагоге или церкви, и не делать этого. Уж тем более не брать в руки оружие, чтобы обратить его против беззащитных людей или тех, кто людей защищает.
  2. Поступать в отношении окружающих так, как ты хотел бы, чтобы поступали в отношении тебя. Если ты считаешь, что кого-то можно избивать или убивать только потому что у него определенный цвет кожи или разрез глаз, или только потому что он верует или не верует в какие-то вещи, то будь готов к тому, что всегда могут найтись люди, которым не нравится твой цвет кожи или разрез глаз, либо твоя вера или неверие. И пойми, что на насилии невозможно построить жизнь ни свою, ни чужую.
  3. Будь взаимно толерантным. Ты обязан быть терпим по отношению к другим людям, которые на тебя не похожи. И ты вправе ожидать, что они также будут толерантны, терпимы по отношению к тебе. Это значит, что нельзя быть толерантным терроризму.

Работа с понятием «толерантность»: «Что значит быть толерантным?»

Быть толерантным – означает уважать других, не взирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и имеют точно такие же права, как и ты.

Можно выделить следующие характерные черты, которые будут развивать в каждом из нас толерантное отношение друг ко другу:

- уважать права и свободы другого, как предписывает нам Конституция РФ;

- любить ближнего своего, как нам заповедует Бог в Библии;

- принимать другого человека, таким как он есть;

- оказывать милосердие и сострадание;

- осуществлять сотрудничество, искать точки соприкосновения;

- признавать, что есть отличные от твоих идеи, мнения и т.д.

- избегать крайностей в своих суждениях.

Словарик на тему: «В каких формах проявляется экстремизм»

Расизм – это идеология, в основе которой лежат положения о физической и умственной неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру. Оправдывает господство «высших рас» над «низшими».

Национализм – это идея исключительности и превосходства какой-либо нации над другой. Направлен на разжигание  национальной вражды  и принижение других наций. 

Терроризм –это идеология насилия и практика воздействия на органы государственной власти путем устрашения населения и использованием противоправных насильственных методов. 

Ваххабизм –крайняя форма ислама, провозглашающая крайнюю нетерпимость к инаковерующим и инакомыслящим и оправдывающих их убийство. 

Геноцид – истребление отдельных групп населения.

При проведении анкетирования я обратил внимание, что часть учащихся не имеет информации о том, куда следует обращаться в случае обнаружения экстремистской информации. Поэтому я решил уделить особое внимание данному вопросу.

Выводы по главе II.

В данной главе я провел диагностику знаний и мнений учащихся 9-11 классов МАОУ «СОШ№1» по актуальной на сегодняшний момент проблеме экстремизма. Пришел к следующим выводам:

  1. Среди опрошенных присутствует не малое число тех, кто так или иначе сталкивался с проявлением экстремизма в своей жизни;
  2. Далеко не все подростки понимают в полной мере, что такое экстремизм и чем он опасен для общества, следовательно нужно повышать их информационный уровень и способствовать формированию правильного толерантного отношения к окружающим их людям;
  3. Большинство учащихся положительно относятся к лицам другой национальности, однако среди опрошенных есть и те, кто испытывает негатив и неприязнь к представителям других народов, что порождает опасность конфликтов на национальной почве;
  4. Часть опрошенных не владеют информацией о том, куда нужно обращаться в случае обнаружения проявлений экстремистской деятельности.

На основании данных фактов и сделанных на основе их выводов я разработал буклет с необходимой информацией, которая поможет подросткам узнать что-то новое, послужит профилактическим материалом по проблеме экстремизма. В этот буклет я включил следующие разделы, согласно сделанным выше выводам:

- Памятка подросткам, направленная на профилактику экстремистских явлений;

- Словарик на тему: «В каких формах проявляется экстремизм»;

- Информация на тему: «Что значит быть толерантным»;

- Сведения о том, куда необходимо обращаться в случае обнаружения проявлений экстремизма.

Я полагаю, что данный буклет, который является внешним продуктом моего проекта, послужит формированию у учащихся общечеловеческих  ценностей, толерантного сознания и поведения. 

Заключение

Данная работа посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме, которая заключается в увеличении влияния экстремистских идей и организаций на подрастающее поколение. Внедрение экстремизма в молодежную среду в настоящее время приобрело очень большие масштабы и имеет опасные последствия для нашей страны, так как подрастающее поколение — это будущее нашего государства. Именно подростки являются самой благоприятной почвой для насаждения экстремистских идей, в силу их психологического склада и возраста, в период которого происходит формирование их личности. Они наиболее восприимчивы крайним взглядам и идеям, которые могут встретить где угодно: в сети Интернет, на улице, в компании друзей и даже в школе. Именно поэтому я поставил целью своего проекта формирование у подростков толерантного отношения к окружающему миру, снижение экстремистских проявлений в молодежной среде.

Данная проблематика широко представлена в литературе и сети Интернет. При поиске и отборе информации я не встретился с недостатком интересующих меня сведений об экстремизме и мерах борьбы с ним. Я определился с понятиями «экстремизм», «ксенофобия», «терроризм» и т.д. Познакомился с разными видами экстремистской деятельности: национальными, этническими, молодежными, религиозными и т.д. Обратил особое внимание на юридическую ответственность за экстремизм, которые могут принимать формы административной и уголовной ответственности. Помимо этого я обнаружил, что в литературе и сети Интернет можно найти много информации направленной на профилактику экстремистской деятельности среди подростков. Следовательно, данная тематика является проблемной и актуальной не только для меня, но и для всего мирового сообщества. Так как терроризм – эта крайняя форма экстремизма, является одной из глобальных проблем современности.

Результаты нашего исследования, а именно анкетирования учащихся 9-11 классов МАОУ «СОШ №1», показали, что влияние экстремистских идей на подростков в нашей школе хоть и не велико, но имеет место быть.  35 % опрошенных учеников подвергаются подобному воздействию через сеть Интернет.  В результате 11 % респондентов негативно настроены против представителей других национальностей. Около 30 % учеников не знают, куда обращаться в случае обнаружения экстремистских материалов, идей, организаций, что говорит об их низкой информированности.

Как и предполагалось в гипотезе, сформулированной мной во введении, я создал буклет по профилактике экстремизма среди подростков, содержащий основные понятия, памятку для подростков, а также виды юридической ответственности за экстремизм. Все это способствует усвоению основных понятий по проблемам толерантности и профилактике экстремизма учащимися 9 – 11 классов МАОУ «СОШ №1».

Таким образом, в результате работы над проектом, изучив теоретическую информацию, подтвердив ее опытным путем через анкетирование, я смог создать продукт, способствующий решению поставленной проблемы.

С помощью него я думаю способствовать формированию толерантного сознания и поведения учеников МАОУ «СОШ №1». Также я рассматриваю возможность выступить с докладом на классном часу, а после раздать буклеты, тем самым закрепив сказанную информацию. Помимо этого, возможно использование данных буклетов педагогами – классными руководителями при проведении тематических классных часов по профилактике экстремизма.

Список литературы

  1. Игнатенко А.А. Кто покушается на твои права и свободы: пособие для учащихся. М.: Просвещение, 2010 г. – 48 с.
  2. Козлов А.А. Молодежный экстремизм. Спб., Питер. 2008, 498 с.
  3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: ОНИКС, 2009
  4. Понкин И.В. Проблемы государственной политики в сфере противодействия экстремистской деятельности: учебное пособие. Директ-Медиа. 2014 - 432 с.
  5. Сергеев А.С. Контркультурная оппозиция в современной России. М., Норма. 2006 – 654 с.
  6. Уголовно-правовое противодействие терроризму и экстремизму: учебное пособие. СКФУ. 2016 – 156 с.
  7. Чупров В.И. Молодежь в обществе риска. М.,Юристъ.2006 – 692 с.

Список электронных ресурсов в сети Интернет

  1. Методические материалы по профилактике экстремизма в молодежной среде  //  http://edu53.ru/np-includes/upload/2015/06/24/8368.pdf 
  2. Памятка по противодействию экстремизму // http://antiextremizm.ru/pamyatki-po-protivodejstviyu-ekstremizmu/ 
  3. Профилактика экстремизма //  https://асву.мвд.рф/document/6625461 
  4. УК РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/c10532ab76df5c84c18ee550a79b1fc8cb8449b2/ 
  5. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" // http://base.garant.ru/12127578/ 
  6. Что такое экстремизм // https://42.мвд.рф/экстремизм-и-экстремистская-деятельность
     

Приложение 1

 Текст анкеты

Добрый день! Пожалуйста, ответьте на вопросы данной анкеты максимально честно.

Выберите наиболее подходящий для вас вариант ответа или напишите свой.

Вопрос 1. Знакомы ли вы с понятием «экстремизм»?

-знакомо

-не знакомо

-слышал, но не понимаю смысл

Вопрос 2. Приходилось ли вам сталкиваться с проявлениями экстремизма в повседневной жизни?

-сталкиваюсь достаточно часто

-сталкивался несколько раз

-сталкивался однажды

-не приходилось сталкиваться

Вопрос 3. Как вы считаете, наблюдается ли проявление экстремизма на территории г.Новокузнецка?

-да, часто

-иногда

-не встречал

Вопрос 4. Являетесь ли вы участником неформальных молодежных организаций? Если да, то каких?

- не являюсь

- футбольные фанаты

-религиозные секты

- скинхеды

-эмо,готы

Другое _____________

Вопрос 5. Участвовали ли вы в конфликтах на национальной почве?

- приходилось участвовать

-не приходилось участвовать

Вопрос 6. Есть ли в вашем окружении люди, разделяющие экстремистские взгляды?

- есть

-нет

Вопрос 7. Каково ваше отношение к людям другой национальности?

-положительное

-испытываю неприязнь

-отношусь одинаково ко всем

Вопрос 8. Знаете ли вы куда стоит обратиться в случае обнаружения фактов проявления экстремизма?

-знаю

-не знаю

Вопрос 9. Где вы чаще всего сталкиваетесь с проявлениями экстремистской направленности?

- в школе

-в интернете

- на улице

- в компании друзей

- не сталкиваюсь нигде

Вопрос 10. Как вы относитесь к проявлениям экстремистской направленности?
          - нейтрально

- осуждаю

- поддерживаю

Спасибо за участие!


[1] Что такое экстремизм // https://42.мвд.рф/экстремизм-и-экстремистская-деятельность 

[2] Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: ОНИКС, 2009