Эссе "Я-педагог"
Предварительный просмотр:
Эссе на тему: «Я – учитель»
Жизнь - бесконечное познанье.
Бери свой посох и иди.
М. Волошин.
Белоснежная сибирская зима. Снежинки словно соревнуются за первенство быстрее достичь огромных пушистых сугробов. В просторном и светлом классе старательно выводят буквы в своих тетрадках второклашки. Только одна девочка на предпоследней парте у окна следит за танцами снежинок, озадаченно хмуря лоб. «Леночка! – вырывает ее из задумчивости ласковый голос любимой первой учительницы. - Приступай к работе. Иначе не успеешь!» Встрепенувшись, девочка не по-детски пристально и внимательно оглядела родной класс, одноклассников. Вдруг, облегченно вздохнув и улыбнувшись, словно приняв какое-то очень важное решение, она открыла тетрадь и начала писать. На доске белым мелом было записано:
Сочинение.
Кем я хочу стать, когда вырасту?
Твердой и уверенной рукой, после серьезных раздумий, 8-летняя девочка написала: «Я хочу быть учителем».
Этот случай произошел более 15 лет назад в одной из школ города Новокузнецка. Он ярок и отчетлив в моей памяти, словно был вчера. Тот снежный зимний день и то сочинение сыграли судьбоносное значение в моей жизни. Что же предопределило мой детский выбор профессии? Я воспитывалась в большой дружной семье. Сейчас нас у родителей 10 детей. Я старшая. Желание опекать, учить, воспитывать родилось во мне рано. Я имела просторное поле для деятельности. Ни один диплом не научит лучше обращению с детьми, чем личный пример моей мамы.
Школа…Здесь мне нравилось абсолютно все! Светлые классы, просторные коридоры, обширная библиотека, уютная столовая. Это был особый мир, которым я была покорена. А сами учителя воспринимались мной как боги, сошедшие со своего Олимпа, чтобы поделиться со мной своими знаниями.
Став старше, я нисколько не разочаровалась в своей мечте. Потеряв ореол божества, учителя стали для меня наипрекраснейшими и благороднейшими из всех живых людей. Каждый из них, словно бесстрашный Прометей нес в неокрепшие души детей свет знаний, согревая искрами тепла, внимания и заботы.
Мои школьные учителя видели меня в разных профессиях и всячески пытались отговорить от поступления в педагогический университет. Кто-то мне пророчил успешную карьеру адвоката, кто-то – знаменитого журналиста… Однако я в свои юные 17 лет была тверда в своих убеждениях.
И вот….2013 год. Я держу в руках красный диплом по специальности «Учитель истории и обществознания». Я – молодой учитель, стою на пороге школы. Ощущаю трепетное волнение, которое разливается в моей груди при виде первых учеников. Признаю, я их даже немного боюсь. Боюсь не оправдать их надежд, дать им меньше, чем они захотят, боюсь их вопросов. Но, взглянув в искренние детские глаза, глядящие на меня с интересом, любопытством и поддержкой, я вмиг забываю о своих страхах.
В детстве мотивировала выбор профессии просто: «Я люблю детей». И сейчас, спустя столько лет, эта же причина ведет меня в светлый школьный класс, где на меня смотрят десятки любопытных детских глаз. Они ждут от меня чего-то нового, необычного, неизведанного, интересного. Как я могу не оправдать их доверия? Как я могу их подвести?
Я согласна с утверждением российского историка Василия Осиповича Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». Но Любовь к детям в нашей профессии – хотя и необходимое требование, но не единственное. Учитель должен гореть своим предметом, жить им. Он должен «заразить» им учащихся. Зажечь искру интереса в глазах ученика, вовлечь его в работу, научить открывать неизведанное – вот в чем, мне кажется, секрет и залог успеха.
До того, как пришла работать в школу, я думала, что учитель – это тот, кто учит, наставляет, направляет детей, пробуждая в них все самое хорошее. Только сейчас я понимаю, что и мы, учителя, черпая вдохновение у своих учеников, развиваемся творчески, совершенствуем свое мастерство. Как точно подметил Максим Горький: «Учить детей – дело необходимое, следует понять, что весьма полезно и нам самим учиться у детей». Осознавая такую большую их роль в учебном процессе, я стараюсь проявлять чуткость к их чувствам, желаниям и потребностям.
В своей педагогической деятельности я руководствуюсь принципом, который озвучил Адольф Дистервег: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Учитель должен быть больше проводником в интересный и увлекательный мир науки и знаний, чем самим источником знаний. Он должен так организовать работу, чтобы дети могли на уроке перевоплотиться в маленьких Шерлоков Холмсов и докторов Ватсонов, раскрывая «преступления» человечества, докапываясь до истины, анализируя и сопоставляя.
На своих уроках я пытаюсь доказать, что история – это очень увлекательно и интересно. Ведь человек, изучающий историю, сродни частному детективу, работающему над очередным делом. Он ищет факты, анализирует события, опрашивает свидетелей, пытается разгадать способ мышления тех, кто творил историю.
Детей нужно научить мыслить так, чтобы суметь раскрыть тайны и секреты прошлого и настоящего. Мыслить так, чтобы все подвергать сомнению. Мыслить так, чтобы у каждого было личное мнение о произошедших и происходящих в современное время событиях.
В наш информационный век, когда поток всевозможной информации очень обширен, нужно уметь найти правду и сделать собственные выводы, а не принимать все, что дается средствами массовой информации.
Сейчас жизнь людей упростилась до максимума. Они получают готовые продукты в супермаркетах, готовую одежду в магазинах, на рынках, в бутиках, готовую информацию черпают из газет, радио, с экранов телевизоров. Последнее особо расстраивает. Современному человеку не нужно формировать свое мнение. Зачем? В новостях уже все сказали за нас: «Те – плохие, эти – хорошие», ценностные ориентиры заранее расставлены. Нам необходимо научиться отделять правду ото лжи, реальные факты от фальсифицированных. И на основе этого формировать собственное мнение о том или ином событии. Поэтому моя задача – из учеников-потребителей формировать учеников-производителей, обладающих умением мыслить, а не повторять навязанные и заученные истины.
Одним из главных методов формирования подобного мышления я считаю науку. Она формирует независимое, самостоятельное мышление. Имея не очень большой опыт работы в школе, я уже сформировала основные направления своей педагогической деятельности. Главное и преобладающее – это исследовательское направление. Оно же соответствует принципу «научить учиться». Почему я выбрала данное направление? Во-первых, навыки, полученные детьми в результате этой работы, пригодятся в практической жизни. Во-вторых, еще в ВУЗе начала заниматься научно-исследовательской деятельностью и увлечена этим делом до сих пор. Имея опыт написания научных статей, публикаций в научных сборниках, публичных выступлений на международных и всероссийских конференциях, я пытаюсь заинтересовать этим и своих учеников.
Оглядываясь на свой небольшой пройденный путь, могу сказать одно: я на своем месте. И сейчас, вспоминая свое детское сочинение в далеком 1999 году, понимаю, что я сделала верный выбор и иду по тому пути, по которому мне было предрешено идти.