Игры для развития мелкой моторики детей 2-4г

Веселкина Татьяна Викторовна

Игры для развития мелкой моторики детей 2-4г

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_dlya_razvitiya_melkoy_motoriki_detey_2-4g.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

               Развивающие упражнения для самых

                                          маленьких (2-4 года).

ИГРАЮ  С  ПАЛЬЧИКАМИ.

     

Яблочко.

(Русская народная потешка)

Катилось яблочко по огороду

Сложите руку в кулак и покрутите

кулаком.

И упало прямо в воду –

Бульк!

Уроните руку вниз.

Дождик.

(Русская народная потешка)

Дождик, дождик, посильней,

Машем открытыми ладошками

вверх – вниз.

Будет травка зеленей,

Ставим на стол открытые ладошки

растопыренными пальчиками вверх.

Вырастут цветочки

На кругленьком лужочке!

Свёрнутые в кулачок пальцы обеих

рук раскрываются, изображая                                   распускающиеся цветы.

Жук, жук.

(Русская народная потешка)

Жук, жук не жужжи!

Изображаем жука с длинными

усиками.

Где ты прячешься, скажи!

Разводим руками в стороны и

пожимаем плечами.

Мой дом под кустом,

Изображаем ладонями крышу.

Под берёзовым листом!

Опять одной рукой изображаем жука,

а второй – листик, под который и

залетает жук.

Кораблик.

(Д.Храмс)

По реке плывёт кораблик,

Он плывет из далека,

Сложили руки лодочкой и делаем

ими волнообразные движения.

На кораблике четыре

Очень храбрых моряка.

Показываем поднятые вверх

четыре пальца.

У них ушки на макушке,

Поднимаем руки к голове, показываем

ушки согнутыми ладонями.

У них длинные хвосты.

Приставляем руку к пояснице,

изображая движения хвостиком.

Не страшны им только кошки,

Только кошки да коты.

Обе руки поднимаем к голове,

изображаем кошачьи когти и шипим.

        Муха строит дом.

(Русская народная потешка)

Ох, ох, что за гром?

Ладони к щекам. Качаем головой

из стороны в сторону.

Муха строит новый дом.

Изображаем ладонями крышу.

Молоток: стук – стук,

Изображаем рукой

движения молотком.

Помогать идёт петух.

Двумя пальцами изображаем

ноги, показываем, как идёт петух –

важно, вразвалочку.        

Тетери.

(Русская народная потешка)

Как на нашем на лугу

Разводим руки в стороны,

изображая простор.

Стоит чашка творогу.

Ладони вместе – горстью.

Прилетели две тетери,

Машем пальчиками обеих рук,

«слетаемся» с разных сторон

в середину.

Наклевались, улетели.

Указательный и средний палец –

клювы – тыкают в сложенную

горстью вторую ладонь.

        Отличные пшеничные.

(Из шведской народной поэзии)

Мы печём пшеничные

Пироги отличные.

Одну ладонь кладём на другую,

потом наоборот – лепим пирожки.

Кто придёт к нам пробовать

Пироги пшеничные?

Две ладони рядом, изображаем

поднос с пирожками.

Мама, папа, брат, сестра,

Пёс лохматый со двора.

По очереди загибаем пальцы,

начиная с большого.

И другие, все, кто может,

Пусть приходят с ними тоже.

Машем ладонями по направлению

к себе – зазываем в гости.

Тесто замесили мы,

Изображаем руками, как месят

тесто.

Сахар не забыли мы,

Сыпем «сахар» щепоткой.

Пироги пшеничные

В печку посадили мы.

Воображаемый пирог обхватили руками

и ставим в печку – движение вперёд.

Печка весело горит,

Наша мама говорит:

- Крошки, что останутся,

Воробью достанутся.

Изображаем, как воробей клюёт крошки –

указательным пальцем одной руки

с ладони другой руки.

        Синий чиж.

(Русская народная потешка)

По дубочку постучишь

Стучим кулачком по столу.

Прилетает синий чиж.

Машем «крыльями».

У чижа, у чиженьки

Хохолочек рыженький.

Поднимаем вверх четыре пальца

и делаем пальцами волнообразные

движения, пёрышки на хохолке

«развеваются».

А на лапке маленькой

Сапожочек аленький.

Указательный палец одной руки

поставить на стол и кончиком пальца

другой руки погладить ноготь пальца,

изображающего лапку.

Чиж под солнышком летал

И головкою кивал.

Машем «крыльями», киваем головой.

        Ах ты, радуга-дуга…

(Русская народная потешка)

Ах ты, радуга-дуга,

Ты высока и туга!

Соедините руки в замок, поднимите их

над головой и покачайте из стороны

в сторону.

Не дай дождичка,

Машем открытыми от себя ладонями

из стороны в сторону, изображая

отказ.

Дай нам вёдрышко.

Ладони горизонтально, как бы

подставляем ладони под дождь.

Чтобы деткам погулять,

Чтоб теляткам поскакать,

В такт стихам качаем головой

из стороны в сторону, как бы

напевая песенку.

Нужно солнышко –

Колоколнышко!

Поднимаем руки вверх,

растопырив пальцы, -

изображаем солнышко.

        Шла собака через мост…

(Русская народная потешка)

Шла собака через мост,

Изображаем всеми пальцами

шагающую собаку – средний

палец оттопырен вперёд (голова),

остальные идут по столу.

Четыре лапы, пятый хвост.

Показываем четыре пальца,

поднятые вверх, большой прижат

к ладони.

На слово «пятый» зажимаем все пальцы,

а большой поднимаем вверх.

Если мост обвалится,

Две ладони оставьте вместе тыльной

стороной вверх, ладони касаются

кончиками пальцев – это будет мост.

Изобразите, как мост обваливается.

То собака свалится.

Разведите руки в стороны и пожмите

плечами, как бы изображая удивление,

недоумение.

ИГРЫ  С  ВОДОЙ.

Игры с водой – замечательный способ

развития мелкой моторики и возможность

познакомить малыша со свойствами воды,  

разных материалов и предметов.

Летом игры с водой можно проводить на

свежем воздухе. В другое время года занятия

проводят в ванной комнате.

  • Воду можно наливать в различные ёмкости, естественно только пластмассовые. Можно использовать баночки и бутылочки разного размера, вида объёма.
  • Попробуйте сосчитать, сколько маленьких стаканчиков поместится в большой бутылке. А если вылить потом обратно в стаканчики? Будут ли они все заполнены? Или вода в бутылке останется?
  • А что будет, если опустить пустую незакрытую бутылку целиком под воду? Она заполнится или останется пустой?
  • А что будет, если закрыть бутылку и опустить в воду? Она будет плавать горизонтально на поверхности воды. Пусть ребёнок попробует опустить её ко дну и удержать там. Повторите с заполненной наполовину и полностью заполненной бутылкой.
  • Предложите малышу кидать игрушки в воду и вылавливать те, которые будут плавать на поверхности.
  • Те игрушки, которые тонут, надо просто собирать руками со дна тазика.
  • Бросьте в воду три разные ложки: металлическую, пластмассовую, деревянную. Какая утонет, какая нет?
  • Бросайте в воду кусочки разных тканей различных размеров: некоторые из них будут быстро намокать, некоторые нет.

ИГРЫ  С  ПЕСКОМ.

Почти все малыши любят играть в песочнице.

Внимание! Прежде чем запустить малыша в

песочницу, осмотрите её и уберите мусор, если

он там обнаружится.

  • Разрешите малышу трогать песок, копаться в нём руками, лопаткой, совочком.
  • Покажите, как можно втыкать в песок палочки, веточки, листики, камушки.
  • Слепите малышу несколько куличиков разной формы, пусть он их ломает их, нажимая ладошкой, лопаткой.
  • Покажите ему, какой песок сухой, какой мокрый. Продемонстрируйте, что кулич получается из мокрого песка и не получается из сухого. Все действия комментируйте словами.
  • Научите малыша насыпать песок в ведёрки и формочки, утрамбовывать его лопаткой или ладошкой, перекладывать и пересыпать из одной ёмкости в другую, копать ямки и насыпать кучи.
  • Можно лепить руками из мокрого песка заборчики, башенки. Это даже проще, чем лепить куличи. Ручки сдвинул, слегка сжал, убрал – и уже что-то получилось.
  • Когда ребёнок освоит эту науку, покажите ему, как лепить заборчики по кругу. Как пристраивать к ним башенки из ведёрок, на ведёрки ставить маленькие формочки, делать из палочек мосты и т.д.
  • Сначала делайте это сами. А ребёнок пусть только помогает. Потом он будет играть самостоятельно.

ИГРЫ  С  МЕЛКИМИ  ПРЕДМЕТАМИ.

Если вы увлекаетесь шитьём, то у вас

наверняка есть «волшебная» коробочка,

где лежат пуговицы, бусинки, кусочки

тканей, ленточки и т.д. Дети обычно

любят рассматривать содержимое таких

коробок.

  • Дайте ребёнку горстку пуговиц, среди которых есть одинаковые. Отложите одну из них в сторону и предложите найти остальные такие же пуговицы.
  • Предложите ребёнку разложить пуговицы по цвету - синие к синим, красные к красным и т.д.
  • Предложите ребёнку найти самую маленькую и самую большую пуговички.
  • Можно дать ребёнку рассмотреть тесёмки и ленточки.
  • Разложите куски тесёмок и лент на толе, сравните, какая длиннее всех. Назовите цвета ленточек.
  • Можно показать ребёнку, как скатывать тесёмку в рулончики.
  • Из пуговиц можно выкладывать узоры или забавные рисунки: бабочку, снеговика, человечка.
  • Чем больше мелких предметов пройдёт через руки малыша, тем лучше.

ИГРЫ  СО  ШНУРКАМИ.

Игры-шнуровки сейчас широко представлены на прилавках магазинов. От простейших шнуровок-

пуговиц, где надо протолкнуть шнурок в

 отверстие, до целых домов из фанеры, стены

 которых пришнуровываются друг к другу.

Можно каждый день делать новую интересную

игру-шнуровку. Для этого нужно: плотный

 картон, дырокол и шнурок для обуви.

 Единственная  проблема – обычным

 бытовым дыроколом вы сможете проделывать

отверстия только о краю картонки. Проявите

 фантазию и не используйте большие куски картона.

  • Сделайте из картона цветок, ёлочку, ёжика, грузовик с рядом отверстий по краю. Вырежьте более мелкие детали, которые к ним можно пришнуровывать. Например, бабочку, которая сядет на цветок и т.д.
  • Можно нанизывать на шнурок для обуви бусины от вышедших из моды пластмассовых «ожерелий». На кухне попробуйте нанизывать на шнурок макароны.

ВОЛШЕБНЫЙ  МЕШОЧЕК.

Для этой игры вам понадобится небольшой

тряпичный мешочек и несколько мелких

предметов.

  • Покажите ребёнку те предметы, которые вы собираетесь положить в мешочек.
  • Для начала возьмите один предмет и уберите его в мешочек на глазах у ребёнка. Спросите где же кубик? Куда он делся? Достаньте игрушку из мешочка, скажите: «Вот она!»
  • Опять спрячьте её в мешочек, предложите ребёнку найти предмет самостоятельно.
  • Потом положите в мешочек не один, а два предмета или три.
  • Можете назвать ребёнку фигуру, которую нужно достать.
  • Можно играть по-другому – пусть ребёнок достаёт все предметы один за другим, называя каждый, прежде чем вытащить из мешка.