Наши проекты.
Проект "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_raimbakieva.docx | 71.69 КБ |
prilozhenie.docx | 18.71 КБ |
Дополнительная программа "Картинки без запинки" | 2.23 МБ |
Проект "Профессия" | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Усть – Ишимский детский сад №1»
Проект
«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники»
Выполнила воспитатель первой категории:
Раимбакиева Марианна Флоровна
Усть – Ишим 2015
Введение
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
В настоящее время изучению проблемы развития речи у дошкольников с использованием мнемотехники посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде умения рассказывать является одной из основных составляющих при психологическом обследовании готовности ребенка к школе, а потому является наиболее актуальной задачей развития современных детей. Все чаще педагоги начинают использовать в работе по обучению дошкольников рассказыванию – мнемотехнику, поскольку мнемотехника позволяет развивать одновременно много познавательных процессов: память, мышление, восприятие, воображение, а также стимулировать познавательную активности ребенка.
Актуальность использования мнемотехники в работе по развитию связной речи детей дошкольного возраста состоит в том, что: во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, которые легко преодолеваются повышением интереса через использование наглядного моделирования; во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, а так же формирует навык практического использования приемов работы с памятью; в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей выделять главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания.
Цель – исследовать процесс развития речи детей старшего дошкольного возраста при использовании мнемотехники.
Предмет – процесс развития речи дошкольников средствами мнемотехники.
Объект исследования: – развитие речи детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования – мы предполагаем, что развитие связной речи будет осуществляться эффективнее при использовании разнообразных методов мнемотехники, которые могут способствовать мотивации речевой деятельности и появлению интереса к НОД.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе.
2. Проанализировать особенности связной речи детей дошкольного возраста.
3. Определить критерии и выявить уровни развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить и экспериментально проверить условия развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
5. Подобрать наиболее эффективные методы, приёмы, средства, способствующие создать мотивацию к речевой деятельности у воспитанников, интерес к НОД по обучению рассказыванию.
Методологическая основа и теоретическая база исследования основывается на закономерностях речевого развития дошкольников, сформулированных в трудах А. Н Гвоздева, Л.С. Выготского, Д.Б Эльконина, А.А.Леонтьева, в общем виде их взгляды на природу языковых способностей и развитие речевой деятельности.
В своей работе я опиралась на работы: Т.В. Воробьевой, (сенсорно-графические схемы) В. П. Глухова, (блоки-квадраты) Л. Н. Ефименковой (схемы составления рассказа), Т. А. Ткаченко (предметно - схематические модели).
На основании анализа научной литературы выделила следующие подходы в работе с технологией мнемотехника:
-Системный - технология мнемотехника используется в системе обучения и воспитания;
- Личностный - с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка;
- Деятельностный - развитие ребенка происходит в деятельности, он читает предложенные воспитателем схемы, таблицы и составляет свои;
- Диалогический - процесс обучения происходит в форме диалога;
- Культурологический - ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить;
- Информационный - ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире;
Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы:
1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка;
2. Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.
Для достижения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
-наблюдение за учебно-воспитательным процессом;
- педагогический эксперимент;
- сравнительный анализ обработки данных.
. Исследование проводились на базе МБДОУ « УСТЬ – Ишимский детский сад № 1».Срок проведения эксперимента: 1 год (с 20 сентября 2013 года – по 20сентября 2014 года). В эксперименте участвовало20 человек в возрасте от 5 до 7 лет. Дети обследовались в первой и во второй половине дня.
Организуя экспериментальную деятельность, нами был проведен констатирующий эксперимент, где главной целью стало - определить уровень речевых умений дошкольников. В начале работы нами была проведена речевая диагностика, что позволило выявить наиболее важные направления в работе конкретно с каждым ребенком, а также дифференцированно строить работу по формированию связной речи. Используется при этом метод индивидуальной беседы, метод наблюдения за детьми.
Развитие речи дошкольника, как становление его готовности к обучению в школе, преимущественно, рассматривает шесть разделов: речевая коммуникация, связную речь, ЗКР, грамматический строй речи, состав активного словаря, практическая осознанная связь, поэтому и мы, диагностируя, попытаемся определить уровень развитие именно этих сторон детской речи.
Критериями нашего эксперимента, а именно речевых умений, было следующее: выявить насколько связны, последовательны, логично выстроены рассказы дошкольников. Показатель связности речи - использование языковых средств связи; показатель последовательности - соответствие порядка следования предложений в тексте последовательности событий в действительности; логичность - соответствие текста теме, правильная композиционная структура, соответствующая законам построения правильного суждения.
Методика исследования развития связной речи представлена у многих современных исследователей: В.П. Глухова, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичевой, Э.П. Коротковой, Ф.А. Сохиным, А.М. Быховской и Н.А. Казовой, О.С. Ушаковой, Н. В. Нищевой и др., как в общей дошкольной, так и специальной педагогике.
Для изучения состояния связной речи детей дошкольного возраста используются следующие методы.
— обследование словарного запаса по специальной схеме;
— исследование связной речи с помощью серии заданий;
— наблюдения за детьми в процессе учебной, предметно-практической, игровой и обиходно-бытовой деятельности в условиях детского образовательного учреждения;
— изучение медико-педагогической документации (данные анамнеза, медицинских и психологических исследований, педагогические характеристики и заключения и т.п.); использование данных бесед с родителями, воспитателями и детьми.
Мы остановимся на исследовании развитие речи с помощью серии заданий, опираясь на методику В.П. Глухова. В.П. Глухов предлагает систему обучения рассказыванию, состоящую из нескольких этапов. Дети овладевают навыками связной речи в следующих формах: составление высказываний по наглядному восприятию, воспроизведение прослушанного текста, составление рассказа-описания, рассказывание с элементами творчества.
В целях комплексного исследования развитие речи детей использовались серии заданий, которые включали:
— составление предложений по отдельным ситуационным картинкам;
— составление предложения по трем картинкам, связанным тематически;
— пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа);
— составление рассказа по серии сюжетных картинок;
— сочинение рассказа на основе личного опыта,
— составление рассказа-описания.
Определялась способность детей к передаче содержания знакомого литературного текста, зрительно воспринимаемой сюжетной ситуации, а также своих жизненных впечатлений и собственного замысла.
Результаты выполнения заданий фиксировались в таблицы на основании схем, оценки уровня выполнения заданий.
Задание 1: Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам (картинки-действия).
Цель: определить способности детей составлять адекватное законченное высказывание на уровне фразы.
Задачи: развивать у детей самостоятельное установление смысловых отношений в высказывании и передавать их в виде соответствующей по структуре фразы.
Инструкция. Подготовка исследования: Для проведения исследования требуются несколько картинок следующего образца:
Девочка сидит на стуле.
Мальчик читает книгу.
Мальчик ловит рыбу.
Девочка катается на коньках (санках).
Исследование проводится в индивидуальной форме. При показе каждой картинки ребенку задается вопрос-инструкция: «Скажи, что здесь нарисовано? Кто (что) это? Что он (она) делает?» : оценки уровня выполнения задания на составление предложений по отдельным ситуационным картинкам).
Задание 2:
Составление предложения по трем картинкам (например: бабушка, пирожки, булочки).
Цель: выявить способности детей составить предложение по трем картинкам.
Задачи: развивать способности детей устанавливать, логико-смысловые отношения между предметами и передавать их в виде законченной фразы-высказывания.
Инструкция. Ребенку предлагается назвать картинки, а затем составить предложение так, чтобы в нем говорилось обо всех трех предметах, : оценки уровня выполнения задания на составление предложений по трем картинкам).
Задание 3: Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа).
Цель: выявить возможности детей с ОНР воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст.
Задачи: развивать способности детей передать содержание рассказа полно без наличия смысловых пропусков, повторов.
Для этого мы использовали знакомую детям сказку «Гуси - лебеди». Текст произведения прочитывался дважды, перед повторным чтением давалась установка на составление пересказа. При анализе составленных пересказов особое внимание обращалось на полноту передачи содержания текста, наличие смысловых пропусков, повторов, соблюдение логической последовательности изложения, а также наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа (приложение 3: оценки уровня выполнения задания по пересказу текста).
Задание 4: Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Цель: выявление возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов.
Задачи: закреплять способности детей развивать фразовую речь, при составлении рассказа по картине.
Инструкция. Это задание использовалось для выявления возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов. По трем сюжетным картинкам дети составляли рассказ «Кормушка». Картинки в нужной последовательности раскладываются перед ребенком, который их внимательно рассматривает и составляет рассказ по картинкам (приложение 2): оценки уровня выполнения задания на составление рассказа по картине.
Задание 5: Сочинение рассказа на основе личного опыта.
Цель: выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений.
Задачи: развивать фразовую речь, при составлении сообщения без наглядной и текстовой опоры. Инструкция. Детям предлагалось рассказать, что находится на участке; чем занимаются на участке дети, в какие игры они играют; назвать свои любимые игры и занятия; вспомнить о зимних играх и развлечениях (приложение 3: оценки уровня выполнения задания на сочинение рассказа на основе личного опыта
Задание 6: Составление рассказа-описания.
Цель: выявление полноты и точности отражения в рассказе основных свойств предмета, наличие логико-смысловой организации сообщения.
Задачи: развивать у детей способность отражать основные свойства предметов, используя языковые средства словесной характеристики.
Инструкция. Воспитатель знакомит детей с каждым условным обозначением, рассказывает о том, как схема будет помогать составлять рассказ об овощах.
План рассказа: 1.Что это за предмет? 2.Где растет? 3. Какой овощ на вкус?
3.Какой на ощупь? 5. Какой формы овощ? 6. Какого цвета овощ? 7. Что можно приготовить из овоща?
(приложение 3: оценки уровня выполнения рассказа описания).
Критерии отнесения ребенка к тому или иному уровню составляется на основании суммирования балов за все шесть заданий.
К высокому уровню развития связной речи относятся дети, набравшие от 30 до 25 баллов по всем заданиям методики.
К среднему уровню развития связной речи относятся дети, набравшие от 24 до 19 баллов по всем заданиям из методики.
К низкому уровню развития связной речи относятся дети, набравшие 18 баллов по всем заданиям методикам
Таким образом, диагностическая работа была проведена в очень простом виде анализе соответствующих рассказов. Речевые умения детей сформированы недостаточно. Многие дети не умеют связно рассказывать, их рассказ не последовательны, у некоторых дошкольников отсутствует логика построения текса рассказывания. Нами были выявлены основные уровни речевых умений:
Низкий - Ребёнок затрудняется в установлении связей, поэтому допускает содержательные и смысловые ошибки в рассказах. При выполнении задания всегда требует помощи взрослого; повторяет рассказы других детей. Ребёнок затрудняется в составлении рассказов по картине. Пользуется планом, предложенным воспитателем. Содержание рассказов не последовательно и не логично, так как нарушена структура повествования.
Средний - Ребёнок в рассказах допускает логические ошибки, но в состоянии исправить их при помощи взрослого или сверстников, чаще всего при выполнении задания пользуется планом, предложенным воспитателем. Иногда допускает ошибки в структуре повествования, но может их исправить после уточняющих вопросов педагога.
Высокий - Ребёнок легко устанавливает смысловые связи, последователен в развитии сюжета; самостоятелен в придумывании рассказов. Испытывает интерес к подобному виду заданий. Ребёнок строит рассказ в соответствии с пунктами плана. Рассказ логичен, последователен, интересен по содержанию. Анализируя представленные результаты исследований, мы выявили, что среди детей диагностируемой группы, состав которой 21 человек: 8 детей, имеют высокий уровень развития (33,3%), 14 детей (66,6%), низкого уровня развития не выявлено (рис 1).
Результаты констатирующего эксперимента (рисунок 1)
Таким образом, анализ данных исследований позволят сделать вывод о том, что исследуемые дошкольники претерпевают трудности, а именно, значительно беден словарный запас, дети мало используют в речи распространенные предложения, в речи у многих дошкольников отсутствуют слова обстоятельства, определения. Большинству наблюдаемых характерно использование простых форм предложений. При рассказывании прибегают к помощи педагога, что свидетельствует о необходимости более полно обратить процесс развития дошкольника именно в русло развития умения правильно говорить¸ рассказывать.
По итогам эксперимента, мы решили провести систему работы, которая помогла бы формированию у детей связной речи, а также способности рассказывать, где основным методом будет выступать мнемотехника. Что плодотворно повлияет на речевое развитие дошкольника, а также станет стимульным материалом для активизации познавательной активности.
Вследствие проведенного нами констатирующего эксперимента, мы выявили, что не у всех дошкольников исследуемой нами группы в достаточной мере сформирован необходимый уровень умения рассказывать, а также имеются показатели не сформированности многих разделов развития речи, а потому, исследуемая группа, нуждается в работе по формированию способности рассказывать.
Итак, на основании полученных результатов нами был разработана программа по развитию умения рассказывать, основным методом в которой будет выступать мнемотехника.
Первый этап формирования:
1. Заполнение группового пространства наглядно – иллюстративным материалом с использованием мнемотаблиц, опорных картинок, алгоритмов.
2. Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности по теме.
3. Знакомство с составлением описательных рассказов и заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц.
4. Подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок по тем, привлечение детей к участию в придумывании сказок, загадок и т. п.
5. Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх.
6. Изготовление игр, наглядных пособий для детей.
7. Создание детьми своих творческих мини-проектов: рисунки, аппликации, поделки из природного и бросового материала.
На втором этапе формирования, мы обратились к методу мнемотехники. Основной формой обучения детей рассказыванию с использованием мнемотехники, являлось НОД. К НОД определялись задачи, подбирались методы и приемы. Затем шло усвоение объема знаний, умений, навыков. А закрепление материала, полученного на НОД, осуществляли в других формах детской деятельности (играх, драматизациях сказок, создании наглядности детьми, работе в книжном уголке).
На НОД по развитию речи дети учились пересказывать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки, придумывать загадки и небылицы. Мнемотехника являлось обязательной составной частью каждого НОД.
Мы использовали все методы мнемотехники:
. Предметное моделирование (детские рисунки сюжетных фрагментов героев, предметов для игры; иллюстрации рассказов, сказок, стихотворений)
. Предметно - схематическое моделирование (структура текста - круг, разбитый на сектора (начало, середина, конец); схемы предлогов: нас, в, к).
. Графическое моделирование (структуры описательного рассказа об игрушках, транспорте и другие; схемы к рассказам, стихотворениям; наборы схем для графического плана; детские схемы).
При обучении детей рассказыванию с использованием мнемотехники главными выступали следующие методические приемы: чтение текста, беседы, загадки, малые фольклорные формы, сюрпризы, игры, кроссворды; рассказ: по плану-схеме; мнемотаблицы, по опорным вопросам, по цепочке, выборочный; по следам демонстрируемого действия; с использованием элементов драматизации; с элементами творчества (языковая трансформация); после деформированного текста; упражнения: лексико - грамматические; специально - коррекционные, эмпатические. технические средства обучения: аудиозаписи текста, музыкальных фрагментов для развития темы произведения; иллюстрации произведений, детские рисунки сюжетных фрагментов, детские схемы; иллюстрации рассказа одного ребенка другим (подбором картинок).
При обучении детей составлению рассказов-описаний, мы воспользовались схемами Т.А.Ткаченко и сенсорно-графической схемой В.К.Воробьёвой, которые и брали за основу, но изменяли и совершенствовали их. В течение года мы использовали в работе по обучению детей рассказыванию приёмы мнемотехники.
В течение проведения НОД все дети данной группы были активны, с интересом включились. Важным этапом НОД было рассказывание по схеме. Это помогло дошкольникам настроиться на необходимый эмоциональный фон, а также вспомнить легко, выстроить свой рассказ. Речевое развитие детей данной группы отличается неравномерностью. То есть в группе присутствуют дети с достаточно развитой, логичной и последовательной речью, большим для данного возраста словарным запасом (Ева, Индира, Даша, Ваня). Однако, есть дети, речь которых требует определенной коррекции и дальнейшего развития, а потому у таких детей возникали трудности в ходе составления рассказа с использованием модели - схемы. Данный аспект проявлялся и в ходе проведения НОД. Так, детям с хорошо развитой речью, воспитатель мог дать большую самостоятельность в процессе рассказывания. Другим же дошкольникам требовались многочисленные подсказки и помощь воспитателя.
Рассказывание сказки «Хаврошечка». Дети достаточно активно включились в работу над моделированием сказки. Результативным оказался прием беседы с детьми по вопросам. Ответы детей были правильными, развернутые. При самостоятельной работе дошкольников по моделированию сказки можно отметить, что дети достаточно близко к тексту передавали фразы героев. Следует также сказать о том, что дошкольники передавали текст героев сказки, используя элементы народно-фольклорной лексики. При моделировании сказки дошкольниками была сохранена и правильно передана последовательность событий, логика рассказывания. Сложными для детей оказались некоторые вопросы воспитателя (в конце моделирования сказки). Так, детям было сложно ответить на вопрос о том, почему герои представлены в том или ином цвете - и связать качества героев с цветами.
Следующий этап формирующей работы открывали НОД по составлению рассказов по серии сюжетных картин. При работе над серией картин у детей формируется представление об основных принципах построения связного сообщения: последовательное изложение произошедших событий, отражение причинно-следственных связей, определение основной мысли и выбор лингвистических средств, необходимых для составления рассказа. Нами использовались следующие приемы работы по серии сюжетных картинок:
Установление последовательности серии.
Отобрать из нескольких картинок те, которые иллюстрируют прочитанный рассказ.
Восстановить последовательность событий по памяти (рассказ был прочитан ранее, дети должны вспомнить события рассказа и разложить последовательно картинки).
Определить, какой картинки не хватает (необходимо выложить картинки, кроме одной; дети должны догадаться, чего не хватает, и рассказать; и тогда выкладываем недостающую картинку).
Найти лишнюю картинку.
Распутать две сюжетные линии про одного главного героя.
Подобрать к сюжетной картинке отдельные предметные изображения.
Использовать семантические абсурды (найти несоответствие между текстом рассказа и картинками).
Также дети выделяли главную мысль в каждой картинке серии и изображали ее в виде пиктограммы (схематичного рисунка). Таким образом, составлялся графический план рассказа.
Далее следовали составление рассказов по сюжетным картинам. Для составления рассказов мы используем многофигурные картинки с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого детям сюжета («Мы дежурим», «Дочки-матери», «Семья», «Игры на детской площадке», «Зимние развлечения»).
Также детям предлагалась жанровая живопись, способная взволновать ребенка, вызвать желание обсудить увиденное: «Прибыл на каникулы», «Опять двойка» Ф.П. Решетникова, «Иван царевич на сером волке», «Три богатыря», «Аленушка» В. Васнецова, «Утро в сосновом бору» И.И.Шишкина и другие.
Дети с легкостью смогли увидеть особенности композиции картины, цветовую палитру, сумели выразить свое отношение к изображенному на картине; при описании жанровой картины - почувствовали мастерство художника и его настроение.
Анализ картин проходил с использованием карточек - символов: вопросительный знак (дети рассказывают, как называется картина); символ, обозначающий место действия; символ, обозначающий время действия; карточки со стрелками, обозначающие композицию картины (передний план, центральная часть, задний план картины); действующие лица, изображенные на картине; действия героев картины; их одежда; настроение и характер действующих лиц; цветовая палитра; символ «сердце» (дети рассказывают, какие чувства вызывает у них картина). Уникально прошла работа по обучению рассказыванию по отдельной сюжетной картинке с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий. Основными этапа работы с картинкой были:
1. Определение состава картинки, называние живых и неживых объектов, схематическое обозначение. («Кто, больше назовет живых предметов?», «Кто больше назовет неживых предметов?», «Кто больше увидит?»).
2. Нахождение связей между объектами на картинке.
. Копилка образных сравнений. «Скажи, какой предмет? Что такое же?».
Придумывание метафор и сравнений по моделям (используются элементы ТРИЗ)
. Выстраивание временной последовательности событий на картинке.
. Разные точки зрения.
При этом метод наглядного моделирования способствует:
·Усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажей и атрибуты художественного произведения заместителями), передачи события при помощи заместителей;
·Овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины; определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет;
·Формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями;
·Обучению составлять рассказы-описания по пейзажной картине.
Более подробно хочу остановиться на применении схем при заучивании стихотворений. Использование опорных рисунков облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов.
Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Подобрав стихотворение, выразительно прочитывала и по ходу чтения изображали текст. Предлагала детям прочитать стихотворение хором, группами, по одному, по желанию. Затем таблицу-рисунок помещала, в группе на видном месте и в течение дня дети могли по желанию рассказывать текст.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает НОД в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы. Практика показала, что большинство детей в группе заучивают стихотворение наизусть, таким образом “рисуют” его.
Проведя анкетирование, мы пришли к тому, что многие родители не знают о методе мнемотехники, применении этого метода при обучении детей рассказыванию. Мы провели родительское собрание по данной теме. Выставили в уголке родителей консультацию «Приемы обучения рассказыванию» . Такая форма работы, как родительское собрание позволило решить целый комплекс задач:
-осуществлять педагогическое просвещение родителей по использованию метода мнемотехники в рассказывании текста детьми;
-реализовывать единый подход в обучении детей в семье и детском саду, согласовывать действия по преодолению трудностей;
-транслировать лучший опыт обучения в семье;
оказывать родителями помощь при создании наглядности, дидактических игр, иллюстраций.
По данной теме проводили с родителями индивидуальные и групповые консультации, использовали наглядную агитацию, проводили открытые мероприятия, дни открытых дверей, изготавливали наглядные пособия. В групповом родительском уголке на стенде помещали материалы о состоянии развития речи детей, уровни речевого умения ребенка данного возраста, записи рассказов, пересказов детьми с использованием мнемотехники (папка «Как рассказывают наши дети?»).
Социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять достаточно внимания всестороннему развитию своих детей. Но родители заинтересовались этой проблемой и стали помогать в изготовлении наглядных пособий. Кроме того, чтение стало царить во многих семьях. Родители вместе с детьми постоянно рассматривали иллюстрации, беседовали об их содержании, затем предлагали не одну иллюстрацию, а несколько (абстрактные, комические, реалистические, схематические). Разнообразие моделей, схем помогло детям легче перейти от конкретного к абстрактному, развить логическое мышление, творческие способности.
Для лучшего усвоения материала организовывали развивающую среду: дидактические игры помогали обучать детей рассказыванию, развивали умение описать предмет по основным признакам (цвет, форма, величина), действиям; рассказывать о животном, об игрушке составлять сюжет по картинке, развернуть его в соответствии с замыслом. Дидактическая задача была облечена в игровые ситуации. Здесь отчетливо выступали побудительные мотивы к связному изложению мыслей. Например, «'Что сначала, что потом?», «Что в дороге пригодится?», «Волшебные слова» и другие.
В книжном уголке располагали интересные книги с цветными иллюстрациями, детские рисунки к рассказам, сказкам, стихам, а также предметные картинки, к (сюжетная картинка и модель); составлении режиссерских дополнений описания персонажей, их диалогов; в придумывании сказок по аналогии со знакомыми.
Для лучшего усвоения использовали средства ТСО: аудиозаписи, диктофон. Прослушав музыкальный отрывок, дети придумывают возможные варианты продолжения сказки, подходящие к характеру, динамике, мелодия образа и драматизируют придуманную историю. Диктофон помогал понять детям неточности, плавности в изложении текста, отсутствие синонимических замен, эмоциональности. Схемы, графические карты, наборы графических карточек способствовали логическому рассказыванию детьми, соблюдению структуры текста. Учили придумывать начало, середину, конец текста. Речь детей становилась последовательной, лексически и интонационно выразительной при использовании схем. Развивающая среда соответствовала возрасту детей, их возможностям, программным задачам, что способствовало усвоению материала.
После проведения работы по формированию умения рассказывать с использованием мнемотехники, уровень полученных знаний был проверен в ходе контрольного эксперимента, проведенного в подготовительной группе, в составе 21 человека.
Цель: определить уровень развития основных речевых умений. Для осуществления данного эксперимента, мы повторно провели диагностику: по методике В.П. Глуховой.
После проведенной работы, мы можем отметить следующие изменение: 10 детей высокого уровня , 11 детей среднего уровня, низкого уровня не выявлено (приложение 6,рис 2). Судя по рассказам, дети научились строить связные рассказы, умело оперировать своим воображение и фантазией.
Результаты контрольного эксперимента (рисунок 2)
Сравнительные результаты констатирующего и контрольного эксперимента (в %) (см. рис 3)
Значит, разработанная методика формирования умения рассказывать, где главным приоритетным приемом, выступили виды мнемотехники, получила подтверждение, как методика позволяющая развиваться ребенку с позиции творческого подхода, базированного на личностно - ориентированном взаимодействии ребенка и педагога. Таким образом, систематическая и последовательная работа по обучению детей рассказыванию с опорой на схемы, символы; иллюстрации рассказов, сказок, картины, графическое моделирование, детские схемы формирует у детей стойкие умения составлять описательные рассказы. Кроме этого, результаты сравнительной характеристики, позволяют нас убедиться в плодотворности и положительной результативности проведенной формирующей работы.
Экспериментальная часть, а именно диагностическая программа, составленная в соответствии с разработанной методикой развития речи дошкольников, позволила проследить насколько дети, владеют необходимыми умения по различным разделам речевого развития: грамматический строй, развитие связной речи, активный словарь, умения рассказывать. Насколько точно, дети умеют строить предложения, насколько продуктивно используют образец педагога, настолько высок их творческий потенциал. Итогом диагностической работы стало отнесение дошкольников к уровням - высокому, среднему.
У детей среднего уровня прослеживалось не системность знаний, нежелание следовать определенному плану, рассеянность внимания, что является решающим при развитии речи. В связи с этим, по нашему мнению, возникла необходимость разработки программы по формированию умения, рассказывать, в основе которой лежат приемы мнемотехники. Благодаря, которой многие необходимые знания дошкольник освоил, причем в непринужденной обстановке. Наша программа формирования действительно получили свое развитие, о чем свидетельствуют показатели контрольного эксперимента.
Данная работа оказала эффективность речевого развития у дошкольников средствами мнемотехники:
использование мнемотехники в рассказывании положительно повлияло на речь детей, что говорит о перспективности данного вида работы.
Система работы дает возможность дошкольникам удовлетворить коммуникативную потребность, проявить творческую активность, самостоятельность.
Также нами был сделан вывод о том, что среда, окружающая ребенка играет немаловажную роль в развитии растущего человечка. Разработанная нами программа по формированию, позволила увеличить некоторые показатели знаний детей, а значит, более точно проследить необходимость стимулирования речевой активности дошкольника средствами мнемотехники.
В ходе формирующей работы, мы пришли к выводу о подтверждение выдвинутой гипотезы.
Предварительный просмотр:
Таблица 1: оценка уровня выполнения 6 заданий (констатирующей эксперимент)
№ | ФИО | Оценка заданий в баллах (3, 4,5) | Общее кол-во в баллах | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
1 | Алферьев Толя | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 23 |
2 | Курашов Ваня | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 27 |
3 | Рогатенко Оля | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 24 |
4 | Валеева Алина | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 23 |
5 | Груздев Витя | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 24 |
6 | Хакимова Индира | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 29 |
7 | Добрычева Арина | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 23 |
8 | Петрив Маша | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 24 |
9 | Коротаев Алеша | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 23 |
10 | Плесовских Кирилл | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 21 |
11 | Лыткин Андрей | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 23 |
12 | Мокринская Даша | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 29 |
13 | Патрышин Эльдар | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 28 |
14 | Тимерханов Слава | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 21 |
15 | Петелина Таня | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 24 |
16 | Смолин Сава | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 28 |
17 | Перминова Саша | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 21 |
18 | Рыбьяков Кирилл | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 27 |
19 | Гриценко Ева | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 30 |
20 | Яричук Алена | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 22 |
21 | Ярунин Сергей | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | 20 |
Высокий - 7 детей(33,3%)
Средний - 14 детей(66,7%)
Низкий - 0
Таблица 1.1 оценки уровня выполнения задания на составление предложений по отдельным ситуационным картинкам.
Уровень выполнения задания | Анализ результатов | Оценка в баллах |
Высокий | Ответ на вопрос-задание в виде грамматически правильно построенной фразы, адекватной по смыслу содержанию предложенной картинки, полное или точно отображенное ее предметное содержание | 5 баллов |
Средний | Длительные паузы с поиском нужного слова | 4 баллов |
Низкий | Адекватная фраза-высказывание составлена с помощью дополнительного вопроса, указывающего на выполненное субъектом действие. Не все варианты задания выполнены | 3 балла |
Таблица 1.2 оценки уровня выполнения задания на составление предложений по трем картинкам.
Уровень выполнения задания | Анализ результатов | Оценка в баллах |
Высокий | Фраза составлена с учетом предметного содержания всех предложенных картинок, представляет собой адекватное по смыслу, грамматически правильно оформленное, достаточно информативное высказывание | 5 баллов |
Средний | Если у детей имеются отдельные недостатки в построении фразы, адекватной по смыслу и соответствующей вероятной предметной ситуации | 4 балла |
Низкий | Ребенок не смог составить фразу высказывание с использованием всех трех картинок, несмотря на оказываемую ему помощь | 3 балла |
Таблица 1.3 оценки уровня выполнения задания по пересказу текста.
Уровень выполнения задания | Анализ результатов | Оценка в баллах |
Высокий | Если пересказ составлен самостоятельно, полностью передается содержание текста | 5 баллов |
Средний | Пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы), но полностью передается содержание текста | 4 балла |
Низкий | Пересказ составлен по наводящим вопросам, связность изложения нарушена.. | 3 балла |
Таблица 1.4 оценки уровня выполнения задания на составление рассказа по картинке.
Уровень выполнения задания | Анализ результатов | Оценка в баллах |
Высокий | Самостоятельно составлен связный рассказ | 5 баллов |
Средний | Рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку), достаточно полно отражено содержание картинок | 4 балла |
Низкий | Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов, его связность резко нарушена, отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа изображенному сюжету | 3 балла |
Таблица 1.5 оценки уровня выполнения задания на сочинение рассказа на основе личного опыта.
Уровень выполнения задания | Анализ результатов | Оценка в баллах |
Высокий | Рассказ содержит достаточно информативные ответы на все вопросы | 5 баллов |
Средний | Рассказ составлен в соответствии с вопросным планом задания, большая часть фрагментов представляет связные, достаточно информативные высказывания | 4 балла |
Низкий | В рассказе отражены все вопросы задания, отдельные его фрагменты представляют собой простое перечисление предметов и действий, информативность рассказа недостаточна | 3 балла |
Таблица 1.6 оценки уровня выполнения рассказа описания
Уровень выполнения задания | Анализ результатов | Оценка в баллах |
Высокий | В рассказе-описании отражены все основные признаки предмета, дано указание на его функции или назначение, соблюдается логическая последовательность в описании признаков предмета | 5 баллов |
Средний | Рассказ-описание достаточно информативен, отличается логической завершенностью, в нем отражена большая часть основных свойств и качеств предмета. | 4 балла |
Низкий | Рассказ составлен с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали предмета. Описание предмета не отображает многих его существенных свойств и признаков. Не отмечается какой-либо логически обусловленной последовательности рассказа. | 3 балла |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ « К А Р Т И Н К И Б Е З З А П И Н К И» Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. МНЕМОТЕХНИКА для детей дошкольного возраста 4 – 7 лет Муниципальное образование Ханты-Мансийского автономного округа – Югры городской округ город Ханты-Мансийск Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 21 «Теремок» (МБДОУ «Детский сад №21 «Теремок») г. Ханты-Мансийск 30 ноября 2018 года Материал к городскому конкурсу дополнительных общеразвивающих программ дошкольного образования «О Р И Е Н Т И Р Р А З В И Т И Я»
Нормативно-правовое обеспечение программы ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАРТИНКИ БЕЗ ЗАПИНКИ» Образовательная область : РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. МНЕМОТЕХНИКА для детей дошкольного возраста 4 – 7лет срок реализации - 3 года Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки России) от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26) Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» Устав МБДОУ «Детский сад №21 «Теремок», утвержденный Приказом Департамента муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска от 30.12.2015 №1077 Нормативно-правовое обеспечение программы
Краткий тезаурус МНЕМО́НИКА ( др.- греч . Μνημονικόν — искусство запоминания ), мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей): замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное , аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов модификации для упрощения запоминания. Также термин « мнемоника » (аналог пиктограммы ) употребляется, как обозначение визуализации (в виде изображения, набора символов либо предметов) некоего объекта, субъекта либо явления, достаточно полно описывающей его и облегчающей его запоминание или идентификацию. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАРТИНКИ БЕЗ ЗАПИНКИ» Образовательная область : РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. МНЕМОТЕХНИКА для детей дошкольного возраста 4 – 7лет срок реализации - 3 года
НОВИЗНА Программы по мнемотехнике « Картинки без запинки» В программе в полном соответствии требований к содержанию программ, дополнительного образования, с учётом возрастных характеристик, рекомендованы и: раскрыты основы методологических аспектов и методологи; описаны принципы работа с технологией мнемотехники; отражено взаимодействие с участниками образовательного процесса; составлены формы реализации программы; приведены примеры интеграция с другими образовательными областями; описаны ожидаемые результаты и способы определения их эффективности; разработаны по возрастам детей диагностические материалы; разработаны оценки и схема уровней освоения программы; составлен учебно-тематический план ; разработано содержание Программы; рекомендовано примерное материально-техническое обеспечение условий реализации Программы. Программа представляет оригинальный вариант базисного содержания и специфических задач для развития речевой деятельности детей дошкольного возраста. _____________________________________________________________________________________________________
НАПРАВЛЕННОСТЬ программы : область развитие речи дошкольников посредством использования мнемотехнических приемов АКТУАЛЬНОСТЬ программы: опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как, если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого текста. Таким образом, приём символизации – это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения . Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений, составление рассказов, пересказов сказки увлекает детей, превращает занятие в игру . Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Речь является с одной стороны орудием для выражения наших представлений, мыслей, познаний, а с другой - средством к их обогащению и расширению. Владеть, по возможности, в совершенстве всеми видами и проявлениями речи – значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть, и культуры человечества. Ничто не отражается так отрицательно на общем развитии, как отсталость языка .
Цель программы: развитие связной речи и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством мнемотехники Задачи программы ( определены по возрастам) Образовательные Развивающие Воспитательные
Методологические аспекты. Методология Методический аспект предполагает преемственность в методах и формах обучения и воспитания . На основании анализа научной литературы определены следующие подходы в работе с технологией мнемотехника: системный – технология мнемотехника используется в системе обучения и воспитания; личностный – с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка; деятельностный – развитие ребенка происходит в деятельности, он читает предложенные воспитателем схемы, таблицы и составляет свои; диалогический – процесс обучения происходит в форме диалога; культурологический – ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить; информационный – ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире. Методологию можно рассматривать практическую, — ориентированную на решение практических проблем и целенаправленное преобразование мира, это программа ( алгоритм ), набор приёмов и способов того, как достичь желаемой практической цели.
Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие ПРИНЦИПЫ: принцип развивающего образования , в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка; принцип научной обоснованности и практической применимости – содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования; принцип наглядности . Наглядность обогащает круг представлений обучающихся, организует их внимание, способствует развитию речи, мышления, наблюдательности, придает учебному материалу большую доступность, эмоциональность, обеспечивает его запоминание, развивает творческое воображение; принцип систематичности и последовательности . Каждая тема, каждый раздел программы четко определены в общей системе содержания учебного материала. Каждая тема опирается на ранее изученный и усвоенный материал и создает прочную базу для последующего обучения; принцип доступности . Включенные в программу знания, умения, навыки доступны обучающимся, т.е. учебный материал соответствует возрасту, индивидуальным особенностям, уровню подготовленности, учебному времени; принцип прочности . Этот принцип самым тесным образом связан с остальными. Прочность знаний, умений и навыков обеспечивается повторением, закреплением учебного материала. Наиболее ярко принцип прочности проявляется при анализе схем, пересказа. В этот момент педагог может повторить любой раздел программы, проверить знания, умения, навыки обучающихся, напомнить содержание тех или иных понятий, подсказать способ их применения в конкретной схеме.
Взаимодействие с участниками образовательного процесса Участники образовательного процесса Формы и методы организации деятельности РЕБЕНОК Игры, мастер – класс, открытый показ ПЕДАГОГ Консультации, мастер – класс, открытые мероприятия, «круглый стол», семинары РОДИТЕЛЬ Консультации «Что такое мнемотехника», «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами мнемотехники»; Родительски собрания (форма: мастер – класс) – «Пересказ сказки с помощью мнемотехники», «Заучивание стихотворений средствами мнемотехники». Открытые мероприятия с детьми для родителей; Анкетирование
Условия и сроки реализации Программы Реализация Программы проводится в соответствии в основными педагогическими принципами : от простого к сложному, от известного к неизвестному, при применении методов и приёмов систематизации, последовательности , сознательности, активности , доступности и наглядности . Программа рассчитана на 3 учебных года по 32 учебных часа в 1 год . Занятия проходят 1 раз в неделю : Средняя группа (возраст детей от 4 до 5 лет ) – 20 минут . Старшая группа (возраст детей 5 до 6 лет ) – 25 минут . Подготовительная группа (возраст 6 до 7 лет ) – 30 минут . Возможны и другие варианты режима работы, в соответствии с требованиями СанПиН; Организованные формы обучения проводит воспитатель; Занятия проводятся в групповой (фронтальной) и индивидуальной форме (например, во второй половине дня)
При реализации Программы по мнемотехнике «Картинки без запинки», важен и актуален процесс интеграции следующих образовательных областей: Интеграция с другими образовательными областями Наиболее эффективны из них следующие: сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность; проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ; разнообразные речевые дидактические игры, активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах Важно заметить, что методика проведения НОД с использованием интегрированного подхода существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на таких занятиях используются различные образовательные технологии
Ожидаемые результаты и способы определения их эффективности К концу первого года обучения: при помощи воспитателя составлять простые предложения, опираясь на готовые мнемотехнические таблицы; самостоятельно, и с помощью воспитателя пересказывать небольшие произведения и сказки используя мнемотехнические таблицы; использовать действия детализации (знаково-символическое моделирование). К концу второго года обучения: самостоятельно, частично при помощи воспитателя составлять сложные предложения к предложенному тексту произведения; составлять самостоятельно, частично при помощи воспитателя составлять коллаж (мнемотехнику), и уметь использовать ее; самостоятельно, частично при помощи воспитателя, составленные мнемотаблицы применять при заучивании стихотворений. К концу третьего года обучения: самостоятельно составлять мнемотехнические таблицы к предложенному заданию самостоятельно составлять мнемотаблицы , используя разные методики; самостоятельно изготовленные мнемотаблицы применять при заучивании стихотворений . Способы определение результативности реализации данной программы является диагностика, которая проводится в конце года по методу В.П. Глухова
Диагностические материалы оценки уровня освоения программы Показатель Критерии Низкий Ребёнок затрудняется в установлении связей, поэтому допускает содержательные и смысловые ошибки в рассказах При выполнении задания всегда требует помощи взрослого; повторяет рассказы других детей Ребёнок затрудняется в составлении рассказов по картине, пользуется планом, предложенным воспитателем Содержание рассказов не последовательно и не логично, так как нарушена структура повествования Средний Ребенок в рассказах допускает логические ошибки, но в состоянии исправить их при помощи взрослого или сверстников, чаще всего при выполнении задания пользуется планом, предложенным воспитателем Иногда допускает ошибки в структуре повествования, но может их исправить после уточняющих вопросов педагога Высокий Ребёнок легко устанавливает смысловые связи, последователен в развитии сюжета; самостоятелен в придумывании рассказов. Испытывает интерес к подобному виду заданий Ребёнок строит рассказ в соответствии с пунктами плана Рассказ логичен, последователен, интересен по содержанию Диагностика, обучающегося по Программе по мнемотехнике «Картинки без запинки », как и по речевому развитию проводится два раза в год (октябрь и май) в форме наблюдений и индивидуальной беседы. Результаты выполнения заданий фиксируются в таблицы на основании схем, оценки уровня выполнения заданий
Рассказ «Зима» (по методике В.К. Воробьевой)
Предметно-схематические модели Т.А . Ткаченко
Пересказ сказок по мнемотехнике
Рабочий инструментарий
Предварительный просмотр:
Городской округ Ханты - Мансийск
Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому
направлению развития детей № 21 «Теремок»
(МБДОУ «Детский сад № 21 «Теремок»)
Проект «Ребенок и его профессия!»
для детей старшего дошкольного возраста 6 – 7лет
срок реализации 3 месяца.
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №21 Теремок»
М.Ф Раимбакиева
Ханты - Мансийск 2021
Пояснительная записка
Актуальность.
Среди воспитательно – образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.
Участие в общественном труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта – всё это психологически подготавливает ребёнка к созидательному труду. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Трудовое воспитание обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми поводами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями в отношениях с людьми. Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности (детская профориентация) имеет большое значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми.
Ранняя профориентация позволит развивать интерес ребёнка и сформировать отношение к профессиональному миру в доступных видах деятельности.
В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако к этому его можно готовить уже с детского сада. Даже взрослым порой непросто бывает разобраться во всем многообразии современных профессий, к тому же часто имеющих иностранные названия. Как же ребёнку не потеряться в потоке такой информации? Как же научить детей выбрать профессию по душе, чтобы в дальнейшем он смог стать мастером своего дела? Современная действительность нам диктует новые требования. И это действительно так. Общаясь с детьми своей группы (старший дошкольный возраст) и наблюдая за ними, мы убедились, что дети не обладают достаточным уровнем представлений о современных профессиях. А почему? Потому что в большинстве случаев ни родители и даже воспитатели сами не знают всех современных профессий и специфики их труда.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий - это необходимый процесс, актуальный в современном мире. Поэтому назрела необходимость целенаправленной работы с детьми по формированию знаний о труде взрослых, о профессиях родителей. Принимая во внимание, что одной из вариативных форм работы воспитателя с детьми (в рамках ООП ДО) является проектная деятельность, был запланирован проект с родителями и детьми на тему: «Ребенок и его профессия».
Участники проекта: дети, родители, воспитатель, музыкальный руководитель, учитель – логопед, психолог.
Вид, тип проекта: творческий, познавательный, информационный.
Место проведения: МБДОУ «Детский сад №21 Теремок» г. Ханты-Мансийска.
Сроки проведения: краткосрочный: март – май 2021г.
Возраст детей: 6 - 7 лет.
Педагогическая целесообразность
ДОУ является первой ступенью непрерывного образования человека. В связи с этим образование детей дошкольного возраста должно строиться в соответствии с общей идеологией модернизации общего образования России, согласно которой основным результатом деятельности образовательного учреждения становится не система знаний, умений и навыков сама по себе, а овладение ребенком набором компетентностей: социальная компетенция, информационная компетенция, компетентность здоровье сбережения, когнитивная компетенция.
Цель и задачи проекта
Цель проекта: Создание в дошкольном учреждении условий, направленных на раннюю профориентацию дошкольников, включающую формирование позитивных установок к труду, системных представлений о труде взрослых с учетом особенностей профессионально-трудовой деятельности взрослых, через организацию предметно – игровой среды и включение детей в сюжетно-ролевые игры с вариативными производственными сюжетами.
Обучающие задачи:
1 | Формировать у детей желание научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий. |
2 | Обогащать и конкретизировать представления детей дошкольного возраста о профессиональной деятельности взрослых. |
4 | Систематизировать представления о взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности. |
Развивающие задачи:
1. | Развивать эмоционально-положительное отношение к труду, трудовым действиям. |
2 | Развивать интерес к самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, к трудовым умениям, связанных с различными профессиями |
Воспитательные задачи:
1 | Воспитывать у детей интерес к людям разных профессий. |
2 | Воспитывать у детей положительное отношение к общественной значимости труда и профессионализму в любой сфере труда. |
Основные направления ранней профориентации ребёнка – дошкольника:
- наиболее полное знакомство с миром профессий, востребованных в сельском поселении (информационный характер);
- совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности;
- формирование у детей позитивных установок и интереса к труду, системных представлений о труде взрослых, воспитание трудолюбия (самообслуживание, выполнение отдельных поручений).
Ресурсное обеспечение проекта
Для реализации проекта необходимо ресурсное обеспечение, планируется:
обучение педагогов на семинарах (курсах повышения квалификации) по ведению профориентационной работы в условиях дошкольного учреждения;
сопровождение педагогических работников по ведению деятельности по ранней профориентации в ДОУ.
Организационные условия:
Методическое и организационное обеспечение управленческой деятельности по осуществлению мероприятий проекта:
-ликвидация правовой безграмотности субъектов учебно-воспитательного процесса;
-создание условий для самореализации каждого воспитанника ДОУ;
-развитие у воспитанников лидерских качеств;
-сотрудничество с социумом;
-включение дошкольников в реальные социально – значимые дела.
Методические условия:
- разработка методических рекомендаций ля педагогов по ранней профориентации воспитанников;
- повышение уровня теоретической (предметной) и психолого - педагогической подготовки педагогов;
- обогащение новыми педагогическими технологиями, формами, средствами и методами профориентационной работы;
- работа по изучению новых инструктивно-методических материалов по профориентационной работе;
- обобщение и распространение педагогического опыта по ранней профориентационной работе.
Информационные условия:
- Сайт ДОУ
- методические рекомендациями;
- формирование банка педагогической и методической информации;
- обеспечение информационных, учебно-методических и образовательных потребностей педагогических работников;
- формирование банка электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по профессиональному самоопределению воспитанников ДОУ.
Материально-технические условия:
- реализация инновационного проекта опирается уже на существующую материально – техническую базу дошкольного учреждения;
- групповые комнаты оборудованы современными игрушками и игровым оборудованием, центр творчества, центр конструирования, уголок природы в соответствии с образовательной программой ДОУ;
- дополнительные помещения - музыкальный зал, спортивный зал;
- обеспечение фондов учебно-методической литературы;
В ДОУ имеются необходимые современные технические средства для применения информационно-коммуникационных технологий (ноутбуки, проектор, ксерокс, телевизор).
Мотивационные условия:
Поддержка положительного имиджа ДОУ, группы, педагога;
Использование в работе новых технологий, аттестация педагогов.
Моральное и материальное поощрение педагогов, родителей и детей;
Удовлетворение желания быть значимой личностью;
Стимулирующее оценивание;
Направленность на усвоение новых знаний.
Финансовые условия:
Проект не требует больших затрат, для реализации, группы оснащены ППРС, развивающими игрушками соответственно возрасту (дидактическими играми, наглядными пособиями, атрибутами).
Практическая значимость проекта состоит в том, что предложенная система мероприятий способствует расширенному ознакомлению детей с профессиями, востребованными в нашем городе. В процессе игровой деятельности у дошкольников формируются представления о профессиях, развиваются интерес к трудовым действиям и играм с производственными сюжетами. Дети учатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, осознают ценностное отношение к труду взрослых, проявляют самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшей социализации.
Планируемые результаты по окончании реализации проекта.
Для развития ребенка:
Способен рассказать:
- о профессии и месте работы родителей;
- о профессиях, особенностях работы и продукции городских предприятий
- о группах профессий (цель, инструменты и материалы труда, трудовые действия, результат);
- об общественной значимости труда;
- роли современной техники, машин, механизмов, орудий труда в трудовой деятельности человека.
Сформирован:
- опыт ручного и физического труда, продуктивной деятельности (например: завинтить гайку, зашпаклевать стену, собрать простейший механизм и т.п.);
- опыт работы с инструментами и различными материалами для трудовой деятельности;
- опыт конструирования, изготовления макетов, моделей
- опыт наблюдения за профессиональной деятельностью человека;
- опыт выполнения простейших трудовых операций по плану, по алгоритму;
- опыт определения последовательности действий, трудовых операций, планирования труда;
- опыт взаимодействия с партнерами, оказания помощи партнеру;
- опыт преодоления трудностей: прикладывать усилия, доводить начатое дело до конца;
- опыт самостоятельного выбора и организации элементарной трудовой деятельности.
Для социума:
Для родителей и общества:
- позитивный образ рабочих профессий;
- родители знают, как познакомить детей со своей профессией, как развивать способности детей;
- осознают потребность во взаимодействии с педагогами с целью развития способностей детей;
- осознанное отношение к профориентации детей: приоритет профессионализма независимо от вида профессии, свобода выбора профессии, безусловное принятие особенностей ребенка и его выбора;
- у родителей появляется интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей.
Для дошкольного учреждения, совершенствования образовательного процесса:
- создана образовательная среда, позволяющая решать различные задачи ранней профориентации;
- разработаны и апробированы методические средства ранней профориентации;
- организована игровая, предметно – пространственная среда профессиональной направленности.
- разработаны совместные проекты с родителями, социальными партнёрами:
-сформирована достаточная профессиональная компетентность педагогов в вопросах ранней профориентации.
Содержание проекта
Содержание направлено на воспитание у детей положительного, ценностного отношения к труду, формирование познавательного интереса, расширение кругозора в области профессий.
Технология профориентационной работы:
- Введение нового понятия (слова) и/или логическая взаимосвязь;
- Техника безопасности;
- Схемы, карты, условные обозначения (работа детей с символическим материалом);
- Стимулирование инициативы детей (поддержка детских идей).
- Стимулирование проговаривания своих мыслей вслух (объяснение детьми хода своих рассуждений);
- Конструирование/экспериментальная деятельность (+стимулирование общения детей между собой);
- Игровая деятельность и детское творчество;
- Обсуждение, оценка деятельности (что хотели сделать - что получилось);
- Обыгрывание моделей (+ стимуляция активизации словаря);
- Фотографирование деятельности и объектов;
- Размещение моделей и конструктивных материалов в предметно-пространственной среде группы.
Формы организации познавательно – исследовательской деятельности по ранней профориентации дошкольников
Основная цель работы педагога по развитию ранней профориентации и получению опыта познавательно-исследовательской деятельности заключается в развитии творческих способностей дошкольников. Средством развития познавательных способностей детей является умелое применение таких методов и приемов, обеспечивающих высокую активность дошкольников в познании окружающего мира.
Методы и приемы формирования опыта, которые применяет педагог, учитывают уровень познавательных способностей детей.
Поэтому система работы педагога по формированию опыта познавательно-исследовательской деятельности дошкольников строиться с учетом постепенного и целенаправленного развития творческих познавательных способностей дошкольников через различные формы совместной деятельности.
Результаты психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей дошкольного возраста определены в виде целевых ориентиров, которые представляют социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка:
- ребёнок обладает установкой положительного отношения к разным видам труда;
- ребенок ориентируется в многообразии профессий сельской и технической направленности и трудовых процессов, доступных для детского понимания;
- у ребенка складывается осознанное понимание роли труда для благополучия жизни человека;
- устойчивый познавательный интерес к миру профессий сельской и технической направленности;
- ребёнок обладает развитым воображением, охотно отражает представления о мире профессий сельской и технической направленности в разных видах деятельности.
Этапы реализации проекта
I этап - информационно-аналитический, организационный
На данном этапе будут осуществляться:
- анализ психолого-педагогических условий в ДОУ, способствующих ранней профессиональной ориентации воспитанников ДОУ;
- анализ научно-методических исследований по проблеме ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста, выявление проблем;
- организация в образовательном пространстве ДОУ, в условиях реализации ФГОС ДО, предметной развивающей игровой среды.
II этап – внедренческий
На втором этапе предполагается создание комплекса условий направленных на раннюю профориентацию дошкольников в мире профессий средствами предметно – игровой среды:
1. Разработка методического комплекта по ранней профориентационной работе с дошкольниками, подбор комплекса диагностических методик.
2. Апробирование методов и форм (обновление содержания) ознакомления дошкольников с профессиональным трудом взрослых;
2. Вовлечение в совместную образовательную деятельность всех участников образовательных отношений;
3. Периодический контроль реализации мероприятий, коррекция мероприятий;
III этап - рефлексивно – обобщающий (результативный)
1. Анализ результатов работы по созданию комплекса условий для профессионального самоопределения воспитанников ДОУ, корректировка;
2. Мониторинг влияния созданных методических, организационно - педагогических условий, предметно – игровой среды на формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности, их роли в обществе и жизни каждого человека, положительного отношения к разным видам труда;
3. Обобщение опыта работы педагогов по использованию в профессиональной деятельности направлений, связанных с формированием у детей дошкольного возраста представлений о труде взрослых через организацию различных видов детской деятельности.
Календарно-тематический план
профориентационной работы
Дата | Содержание работы | Ответственный |
Март | Разработка перспективного плана мероприятий по проведению профориентационной работы с детьми на учебный год. Чтение художественной литературы о профессиях. Создание мини-музеев Организация игровых зон по профессиям Мониторинг | Воспитатели старших и подготовительной групп Воспитатели средней группы Все группы |
Апрель | Разработка перспективного плана мероприятий по проведению профориентационной работы с детьми на учебный год. Чтение художественной литературы о профессиях. Создание мини-музеев Организация игровых зон по профессиям | Воспитатели старших и подготовительной групп Все группы |
Май | Экскурсии по детскому саду (знакомство с профессиями медсестры, дворника, прачки, повара, логопеда, заведующего) Познавательно-экспериментальная деятельность детей в мини-лабораториях, центре науки. Конкурс чтецов «У каждой профессии запах особый» Изготовление Лэпбуков Организация сюжетно-ролевых игр и дидактических упражнений в игровых центрах и зонах. Мониторинг | Все группы Ст. воспитатель |
Ранняя профориентация будет эффективна при условии наличия выстроенной системы работы, разработанного перспективного плана.
Список используемой литературы
1.Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
2.Гусева Т. Кем быть? / Поём, танцуем и рисуем. – 2009. – №6.
3.Кузнецова С. Конкурс парикмахеров / Поём, танцуем и рисуем. – 2009. – №6.
4.Загадки о профессиях.URL: http:/www.prozagadki.ru/ drugie-zagadki/zagadki-o-professijakh/
5.Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие –Балашов: Издательство «Николаев», 2004.
6. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях – М.: Сфера, 2005.
7. Шаламова Е. И. Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями: Учебно-методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2012.
8. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013.
9. Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. Метод. Пособие М.,ТЦ Сфера 2014
10. Шорыгина Т. А. Беседы о хлебе. Метод. Пособие М.,ТЦ Сфера 2014
11. Шорыгина Т. А. Безопасные сказки. М.,ТЦ Сфера 2014г.