Мои выступления
Изучение нормативной и методической документации.
Освоение нового содержания, технологий и методов обучения.
Обобщение и внедрение передового опыта в практику работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 7 х.Новоселовка
(346677, МБОУ-СОШ № 7 х. Новоселовка , ул.Советская,99,
Мартыновский р/н Ростовская обл.)
Тел. 8(86395)25-1-95, E-mail: soch7mart@donpac.ru
Формирование на уроках
предметных и метапредметных знаний и умений
Учитель: Валько Валентина Сергеевна
Формирование на уроках
предметных и метапредметных знаний и умений
Главное изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития, при котором школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает.
Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, что является главной задачей новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача современного учителя.
Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:
1) познавательные и учебные мотивы;
2) учебную цель;
3) учебную задачу;
4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися
предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых
оснований личностного морального выбора.
Установленные новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико-методические образцы развития предметной формы знания. Но он при этом открывает новые перспективы развития для такой образовательной формы, как учебный предмет и учебное занятие.
Основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых
компетентностей современного человека:
информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью,
полноценно использовать собственные ресурсы);
самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную
траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
Реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно без формирования универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком, собственно психологическом, смысле универсальные учебные действия — это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.
В практике образования учащихся используются метапредметные технологии, включенные в
предметное преподавание, что преобразует сами учебные предметы и педагогический стиль. Это
позволяет демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических знаний,
переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для молодежи.
Метапредметные технологии:
Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков.
В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по
образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.
Применение метода проектов имеет большие преимущества.
Во-первых, он способствует успешной социализации выпускников за счет создания адекватной
информационной среды, в которой учащиеся учатся ориентироваться самостоятельно. Выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам. А это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.
Во-вторых, актуальность тем исследования, возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своих поисков широкую аудиторию позволяют организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к обучению на всех его этапах. Развиваются творческие способности обучающихся.
В-третьих, обучающиеся осваивают технологию проведения исследования, которая включает в себя следующие этапы:
1. выявление проблемы исследования;
2. постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования;
3. формулировка гипотез исследования;
4. определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез, проверка гипотез;
5. сбор информации;
6. аналитическая работа;
7. корректировка поставленных задач и хода исследования;
8. дальнейший поиск информации;
9. анализ новых фактов;
10. обобщение — рассуждение — получение новых данных;
11. оформление результатов исследования;
12. обсуждение и транслирование полученных результатов.
В-четвертых, выбирая проблему исследования и решая конкретную задачу внутри группы, ученики исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это создает возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому учащемуся собственную траекторию обучения и самообучения, а также дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.
Кроме того работа в группе над решением общей проблемы формирует личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других членов группы, осуществлять коллективное подведение итогов, разделяя ответственность с членами команды. Таким образом, применение проектной деятельности в учебном процессе формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству,толерантности.
Интерактивная методика.
Интерактивное обучение – это обучение через опыт. Что он в себя включает?
1) Переживание участниками конкретного опыта (через игру, упражнение, изучение определенной ситуации).
2) Осмысление полученного опыта.
3) Обобщение (рефлексия).
4) Применение на практике.
Использование в практике преподавания интерактивных технологий позволяет решить как минимум две проблемы: улучшить качество усвоения материала и развить у детей навыки взаимодействия с другими людьми. Интерактивное обучение имеет ряд преимуществ, прежде всего, потому, что оно связано с групповым взаимодействием всех участников и с эмоциональной включенностью и активностью каждого в процессе работы. В связи с этим групповые методы выходят далеко за пределы учебных целей. Они являются средством самопознания и познания других людей, формируют мировоззрение, способствуют личностному развитию и пониманию поступков и мотивов поведения окружающих, развивает у школьников коммуникативную компетентность, столь необходимую в современном обществе.
Использование интерактивных методов обучения позволяет сделать учащегося, независимо от его возраста, не пассивным объектом обучения, а субъектом – соучастником обучающего процесса. На уроке создается «поле общения» для учащихся, в результате чего они учатся самостоятельно принимать решения, справляться со своей тревожностью, открыто выражать свою жизненную позицию, развивают сильные стороны своего характера.
Психологи выделяют и существенные недостатки:
1) высокая степень утомляемости учащихся;
2) необходимость большого количества учебного времени на единицу учебной информации;
3) не всегда удается обеспечить реальную включенность всех участников в урок.
Личностно–ориентированные технологии обучения.
Личностно ориентированное обучение – это такое обучение, при котором учащиеся являются субъектами обучения и собственного развития. Оно ориентировано на приобретение учащимися того опыта, который ими осознается как необходимый в повседневной жизни (опыт решения проблем, общения и т.д.), то есть опыт жизнедеятельности.
Цель данного обучения – создание необходимых условий для выявления возможностей и
способностей обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных
индивидуальных особенностей.
«Хороший» ученик в данной педагогической технологии понимается как инициативный, творческий деятель, способный принимать самостоятельные и ответственные решения, делать выбор, на правах партнера сотрудничать с другими детьми и с учителем. Проблема индивидуализации обучения выступает в личностно ориентированной технологии на первый план, потому что невозможно представить подлинную творческую инициативу, самостоятельность, личностную самореализацию, проявляющуюся по заранее заданному алгоритму, безо всякой индивидуальной выразительности.
Личностно ориентированный урок – это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы для проявления познавательной активности учеников, а постоянное обращение к опыту их собственной жизнедеятельности.
Задачи учителя при проведении личностно ориентированного урока:
1) стимулировать учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения
заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
2) оценивать деятельность учеников не только по конечному результату, но и по процессу его
достижения (форма обсуждения версий учеников по изучаемому материалу не должна быть
жесткой, в виде оценочных ситуаций «правильно – неправильно»);
3) выявлять и обобщать все версии учеников, а затем выделить и поддержать те из них, которые
наиболее соответствуют теме урока, цели, задачам, научному содержанию того или иного
предмета;
4) способствовать эффективному накоплению каждым ребенком своего личностного опыта;
5) предлагать на выбор различные учебные задания, поощрять учащихся к самостоятельному поиску путей решения этих заданий;
6) использовать разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъектный опыт учащихся;
7) создавать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса;
8) стремиться выявлять реальные интересы учащихся и согласовывать с ними подбор и организацию учебного материала;
9) вести индивидуальную работу с каждым ребенком;
10) помогать учащимся самостоятельно планировать свою деятельность;
11) поощрять учащихся самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки, анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
12) учить детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение;
13) побуждать учащихся обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и
самостоятельно искать пути их разрешения;
14) создавать педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; предоставлять возможности для естественного самовыражения ученика.
Интегративная технология как путь к формированию метапредметных знаний. При остром дефиците гуманитарной составляющей в социальном поле нашей культуры огромное значение имеет синтез разных учебных предметов и прежде всего предметов гуманитарного цикла в парадигме культуры, разработка интегрированных курсов, взаимосвязью и взаимопроникновение всех школьных дисциплин. Поскольку человек – самое сложное существо на земле, соединяющее в себе природные и культурные начала, которые в свою очередь являются синтетическим продуктом деятельности предшествующих поколений, постольку идеи интеграции максимально адекватны феномену человеческого сознания. Не удивительно, что идеи интеграции все настойчивее проникают в школьную практику.
При обращении к гуманитарному блоку школьной программы особенно ярко выступает на первый план такое не вполне обычное для педагогики понятие как синестезия – «соощущение», «пересечение чувств».
В школе целесообразно проводить работу над созданием системы интегрированных наук, к которым, безусловно, относятся предметы гуманитарного цикла. Такая работа проводится поэтапно: согласование учебных программ, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени изучения, взаимные консультации, планирование тематики и конспектов интегрированных уроков.
В процессе интеграции гуманитарных наук формируются метапредметные умения:
аналитические,
учебно-информационные,
коммуникативно-речевые.
На интегрированных уроках, анализируя факты и явления, учащиеся активно познают
действительность, находят причинно-следственные связи, происходит формирование следующих умений:
умения сопоставлять явления и факты;
умения выделять главное;
умения составлять из отдельных элементов целую картину;
умения формулировать общую проблему;
умения делать философские, экономические, политические, нравственные выводы.
Интегрированные уроки развивают познавательный интерес учащихся, побуждают к активному
познанию окружающей действительности, поэтому очень важно сформировать у учащихся
метапредметные учебно-информационные умения:
1) умение извлекать информацию из различных источников;
2) умение составлять план;
3) умение отбирать материал по заданной теме;
4) умение составлять письменные тезисы;
5) умение подбирать цитаты;
6) умение составлять таблицы, схемы, графики.
7) Формируются необходимые коммуникативно-речевые метапредметные умения:
8) умение составлять связное устное высказывание;
9) умение соблюдать орфоэпические и грамматические нормы;
10) умение выделять интонационно-значимые части высказывания;
11) умение соблюдать эмоциональные паузы и контрастность произношения;
12) умение сохранять определенный стиль речи в сообщениях и докладах;
13) умение использовать различные средства наглядности;
14) умение выражать свое мнение и аргументировать его;
15) умение оформлять научно-исследовательские работы;
16) умение пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато);
17) умение вести дискуссию.
Таким образом, интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.
Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.
В старших классах интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук.
Приобретенные метапредметные умения пригодятся учащимся при выполнении творческого задания на экзамене в форме ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.
Целенаправленное формирование общекультурной и гражданской идентичности личности
выступает как актуальная задача воспитания ребенка на первых ступенях его включения в социализацию.
Необходимо ускоренное совершенствование образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создание условий для достижения успешности всеми учащимися.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 7 х. Новосёловка
Доклад
на МО классных руководителей
Тема: «Современные воспитательные технологии и формирование активной гражданской позиции»
Подготовила:
Руководитель ШМО
Валько Валентина Сергеевна
2022-2023учебный год
Современные воспитательные технологии и формирование активной гражданской позиции
Активная гражданская позиция – это осознанное участие человека в жизни общества, сознательные реальные действия, направленные на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов.
Гражданская позиция проявляется во всех сферах человеческой деятельности: трудовой, общественной, духовно-нравственной. Под активностью подразумевается готовность к практическому действию. Если коротко сформулировать, что такое активная гражданская позиция, то можно выразить это следующим девизом: «Действовать, а не ждать, потому что настоящее и будущее этого мира зависит от действий каждого из нас». Именно этим девизом я руководствуюсь, строя свою систему работы классного руководства.
В каком направлении действовать? Как способствовать тому, чтобы активность моих воспитанников была полезной как для них самих, так и для общества в целом?
В современной школе на классного руководителя возлагается большая ответственность. С одной стороны классный руководитель ставит те же воспитательные цели, что и все педагоги – воспитание личности способной самостоятельно построить успешную жизнь. С другой стороны дети и родители хотят видеть в классном руководителе и воспитателя, и друга, и диспетчера, осуществляющего связь между всеми участниками воспитательного процесса, и наставника, и советчика, а, зачастую, и психолога.
Как не растеряться в этом многообразии ролей, ожиданий и требований? Как сделать работу классного руководителя целенаправленной и эффективной? Многогранная работа классного руководителя тогда приобретает единство и целенаправленность, когда в ней четко прослеживается ведущая линия, центральное звено. Для меня таким звеном стало воспитание вверенных мне школьников активной гражданской позиции. Гражданская активность опирается на мировоззрение личности, ее убеждения, ее установки и ценностные ориентиры. В жизненной позиции находит свое выражение внутренний мир личности. Вот почему я считаю, что мои воспитательные усилия должны быть направлены, прежде всего, на формирование у школьников лучших человеческих качеств, устойчивых взглядов и убеждений, основанных на общепризнанных гражданских ценностях. Здесь я руководствуюсь мыслью известного педагога, доктора педагогических наук Анатолия Викторовича Мудрика, который сказал, что «Воспитание – это целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений».
Среди гражданских ценностей современного мира можно назвать следующие:
- патриотизм (любовь к Родине, городу, школе, семье);
- гражданственность (принадлежность к коллективу, школе, городу, стране);
- активная жизненная позиция;
- нравственность;
- творчество (как раскрытие способностей, креативность, самоопределение).
Венчает эту пирамиду ценностей сам «человек». Поэтому немало важным считаю заботу об индивидуальном развитии ребёнка, максимальном проявлении личностных особенностей и индивидуальных способностей каждого учащегося моего класса.
Активность, как жизненная позиция формируется тогда, когда у ребенка есть возможность самостоятельно находить решение доступных ему проблем, испытывать свои силы и способности, проходить через различные ситуации успеха и временных неудач. Гражданские ценности должны находить отражение в действительной жизни обучающегося. По словам профессора воспитания Надежды Егоровны Щурковой «Ориентированный на конечную воспитательную цель, классный руководитель должен быть озабочен и настоящим моментом жизни ребёнка». Поэтому содержанием моей работы стало совместное проживание вместе с детьми ценностных отношений в процессе познания, игры, общения, труда, спортивных занятий и развлечений.
Таким образом, свою систему воспитания активной гражданской позиции школьников, я могу сформулировать как «Активная деятельность, основанная на общегражданских ценностях с учетом индивидуальных склонностей, интересов и способностей каждого учащегося».
В рамках данной деятельности можно выделить несколько направлений.
1. Познавательная деятельность
Познавательная деятельность остается центральной на протяжении всего школьного возраста. В данном направлении моей заботой становится не только воспитание добросовестного отношения к учебе во время уроков, но и поддержка самостоятельной творческой познавательной деятельности детей.
2. Добровольчество (Волонтёрство) Важным направление деятельности по формированию активной гражданской позиции считаю участие в добровольческой (волонтерской) деятельности. Все мы видим, как в последние годы волонтёрство в России набирает силу, становится нормой общественной активности. Дети с удовольствием принимают посильное участие в подобной деятельности, приобретая тем самым неоценимый опыт участия в жизни общества.
3. Здоровый образ жизни. Самым активным направлением в нашем классе стала деятельность, связанная с воспитанием потребности в здоровом образе жизни.
4. Развитие способностей. Как уже говорилось выше, в своей работе я всецело поддерживаю развитие индивидуальных способностей и интересов детей. Занятия детей в кружках и секциях различной направленности, успехи и достижения одноклассников становятся гордостью всего класса.
Как классный руководитель я продолжу курировать индивидуальное личностное становление детей моего класса. При этом считаю, что главным средством, которым я могу корректировать гражданскую активность ребёнка, является моя собственная жизненная позиция. Готовность участвовать в конкурсах, акциях, фестивалях, вдохновлять учащихся на подготовку и проведение различных мероприятий, совместная творческая деятельности и солидарность с родителями – лучший путь к тому, чтобы каждый ребенок класса приобрел действенный опыт гражданской активности.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № 7 х. Новосёловка
ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Классный руководитель: Валько Валентина Сергеевна
2022-2023 год
Формирование активной гражданской позиции
у обучающихся начальной школы
Гражданское образование успешно реализуется в учебно-методическом комплексе (УМК) для начальных классов «Школа России». Данный учебно-методический комплект ориентирован на воспитание школьников как граждан России. Одна из важнейших задач - развитие у ребенка интереса к познанию, постижению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного величия.
Система учебников «Школа России» отличается значительным воспитательным потенциалом, а потому эффективно реализует подходы, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», являющейся одной из методологических основ федерального государственного образовательного стандарта. Подтверждением этому служат целевые установки, заложенные в самой концепции системы «Школа России» и программах по учебным предметам для начальной школы.
Одним из ведущих положений стандарта является ориентация содержания образования на формирование семейных ценностей, культурного, духовного и нравственного богатства российского народа.
Средствами разных учебных предметов УМК «Школа России» направлен на воспитание в детях любви к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительного отношения ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации. Он знакомит детей с образцами благородного служения Отечеству, стремится показать причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте ребенок мог почувствовать себя маленьким гражданином великой страны.
Ведущая целевая установка УМК «Школа России» и ФГОС
Воспитание гуманного, творческого, социально активного и компетентного человека – гражданина и патриота России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к своей семье, к природному и культурному достоянию своей малой Родины, своей многонациональной страны и всего человечества.
В качестве методических рекомендаций по формированию основ гражданской идентичности у обучающихся начальной школы можно предложить провести систему внеклассных краеведческих занятий и систему экскурсий по исторически важным местам Ростовской области, главной целью которых является расширение и углубление знаний учащихся о родном городе.
Формирование основ гражданской идентичности
у обучающихся начальной школы
Тема | Цель | Предположительные результаты |
Внеклассное занятие «Символика России и Ростовской области | Воспитать уважение к государственным символам РФ и Ростовской области,, способствовать привитию навыков работы в команде | Формирование у воспитанников понимания сущности и значения государственной и городской символики, умения слушать и говорить друг с другом |
Экскурсия в краеведческий музей | Познакомить детей историей Мартыновского района; способствовать воспитанию гордости за родной город, его успехи и достижения | Повышение интереса к историческим ценностям малой родины, формирование представления о происхождении города. |
Экскурсия по памятным местам города | Познакомить учащихся с родного края, повысить уровень сопричастности его историческому наследию и культуре | Понимание учащимися значимости, роли проспекта и парка Победы в жизни города; формирование гордости за свой город. |
Внеклассное занятие «Дети войны» | Воспитать в учащихся чувство гражданской гордости за нашу Родину и Ростовскую область, повысить уровень сопереживания ее утратам, привить уважение и любовь к историческому прошлому нашей страны, к своим героическим ровесникам – детям войны | Повышение уровня патриотизма, сопереживания, интереса к истории страны |
Работа по формированию гражданской идентичности не может в полной мере быть реализована без активного участия родителей. Однако сегодня существуют серьезные риски, связанные с недостаточной информированностью многих родителей в вопросах воспитания и развития личности ребенка. Необходима серьезная целенаправленная подготовка родителей на базе учреждений общего образования с целью определения стратегии родительского воспитания, а при необходимости, ее корректировке. На школу ложится важнейшая задача повышения воспитательного потенциала семьи и развития ее социализирующего ресурса, оказание своевременной квалифицированной помощи родителям в воспитании детей. Сегодня в условиях введения новых государственных стандартов задача повышения воспитательного потенциала семьи и школы, установления плодотворного партнерства между ними является ключевой.
Одной из форм работы с родителями в рамках социального партнёрства школы и семьи по формированию гражданской идентичности являются родительские собрания. Также немаловажное значение в формировании гражданской идентичности играют интегрированные уроки, экскурсии, сообщения, беседы, метод рассказа, игры-имитации, исторические реконструкции, классные часы, конференция младших школьников, походы по местам боевой славы, кружки и др.
Все эти мероприятия способствуют формированию основ гражданской идентичности у обучающихся начальной школы, привитию гордости за свою страну и за родной город, и по итогам проведения системы занятий и экскурсий с детьми младшего школьного возраста должна наблюдаться положительная динамика в отношении учащихся к истории своей Родины, его архитектуре, традициям, ценностям, быту.
Таким образом, формы и методы работы по формированию гражданской идентичности у младших школьников могут быть различны:
- в учебной деятельности – интеллектуальные ролевые игры, проблемное обучение, проектная деятельность, заочные путешествия, знакомящие с особенностями различных регионов страны, с жизнью населяющих их народов, их обычаями, традициями, культурой, заочные путешествия по местам боевой славы, знакомство с городами-героями и др.;
- во внеурочной деятельности – подготовка и участие в праздниках – как государственных, так и народных, национальных, классные часы, трудовая деятельность, выполнение поручений. Таким образом, организация работы по формированию основ гражданской идентичности у младших школьников предполагает отбор учебного материала, позволяющего формировать когнитивный компонент основ гражданской идентичности в ходе изучения предусмотренных программой начальной школы предметных областей, проведение бесед гражданско-патриотической направленности на классных часах, подготовку и проведение воспитательных мероприятий, посвященных государственным праздникам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № 7 х. Новосёловка
ФОРМИРОВАНИЕ
АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ У
ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Классный руководитель: Валько Валентина Сергеевна
2022-2023 год