Семейный клуб "Школа родительской компетентности"
«Компетентный родитель – это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок, и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять. Это человек, который знает, что если не помогает одно – надо пробовать другое. Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, в общем – учиться»
Р.В. Овчарова
В 2014 г. 6 педагогов ДОУ (я в их числе) приняли участие в проекте Минобрнауки РФ «Создание и опытная реализация модели дополнительного образования для родителей, заинтересованных в развитии своей родительской компетентности», который разработан и реализовался на базе МГГУ им. М. А. Шолохова.
В рамках проведения указанного проекта на базе ДОУ создан семейный клуб «Школа родительской компетентности» с целью оказания психолого-педагогической поддержки семьям, всестороннего сопровождения воспитания и развития детей, посещающих ДОУ.
Мною разрабатывается программа «Школа родительской компетентности» (взаимодействие с родителями дошкольников). Программа предусматривает повышение родительской компетенции в вопросах развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста, детей, имеющих особые образовательные потребности; оказание помощи педагогам и специалистам ДОУ в организации взаимодействия с семьей; осознание общих целей, доверительного отношения и стремления к взаимопониманию в вопросах развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Работа по Программе рассчитана на 2 года.
Программа «Школа родительской компетентности» (далее – Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в связи с объективной актуальностью проблемы сотрудничества и взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников, а также необходимостью поиска новых современных форм и методов сотрудничества, которые позволят учесть потребности родителей, и будут способствовать формированию активной родительской позиции.
Программа учитывает имеющийся опыт работы МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 28 «Ручеек» по сотрудничеству с родителями и направлена на осуществление основных задач работы педагогического коллектива по организации разностороннего конструктивного взаимодействия ДОУ с семьей;
Актуальность Программы. Модернизация системы современного образования, повышение его качества, введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования требуют поиска новых путей активного взаимодействия образовательных организаций с семьями воспитанников для повышения родительской компетентности последних и успешной социализации детей. На сегодняшний момент традиционные формы работы с родителями требуют творческого переосмысления. Для развития родительской компетентности недостаточно простой передачи знаний от педагога к родителю, родители должны быть включены в процесс самостоятельного открытия знаний, у родителей должна быть возможность обсуждать и решать свои проблемы в кругу других родителей, обмениваться мнениями и опытом позитивного решения тех или иных трудностей, возникающих в процессе воспитания. Важно организовать работу таким образом, чтобы позволить занятым родителям быть включенными в процесс, а, следовательно, использовать дистанционный формат.
Семья как главный заказчик и потребитель услуг образовательной организации нуждается в психолого-педагогической помощи, а педагогический коллектив образовательной организации располагает огромным потенциалом воспитания детей дошкольного возраста и оказания помощи родителям (законным представителям) в повышении их собственной родительской компетентности. Налицо противоречие между необходимостью повышения компетентности родителей детей дошкольного возраста, с одной стороны, и отсутствием модели и технологий обучения родителей (законных представителей) в практике работы детских садов, с другой. Разрешение данного противоречия составило цель разработки Программы.
Новизна. Программа представляет собой новый взгляд на особенности организации работы с родителями на современном этапе развития дошкольного образования и является содержательным модулем основной общеобразовательной программы ДОУ, дополняя часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Целесообразность. В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитания детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Детский сад – первый социальный институт, первое образовательное учреждение, с которым вступает в контакт семья с целью воспитания и обучения ребенка, подготовки его к жизни в обществе.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.
Налаживание партнерских взаимоотношений сделает процесс воспитания и развития ребенка двусторонним и более качественным. Именно поэтому, сотрудничество семьи и детского сада нашло свое отражение в различных направлениях воспитательной работы нашего ДОУ.
Наш педагогический коллектив постоянно ставил и ставит перед собой цель: искать новые формы взаимодействия, наполнять их актуальным содержанием и преподносить его так, чтобы родители захотели ими воспользоваться.
Эффективность работы детского сада зависит от взаимопонимания между педагогическим коллективом и родителями (законными представителями) воспитанников. Данная Программа нацелена на установление комплексной поддержки и содействия повышения родительской компетентности.
Обязательным условием обеспечения полноценного развития и воспитания ребенка мы считаем сотрудничество между МБДОУ и семьями воспитанников, т.е. общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
В процессе реализации Программы происходит переход от понятия «работа с родителями» к понятию «взаимодействие», которое представляет собой способ организации совместной деятельности, осуществляемой на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Цель Программы - оказание психолого-педагогической поддержки семьям, всестороннее сопровождение воспитания и развития детей, посещающих ДОУ. Цель ориентирована на решение следующих задач:
1. создать условия для взаимодействия МБДОУ с родителями (законными представителями) воспитанников через тематические встречи Семейного клуба;
2. повысить заинтересованность родителей (законных представителей) во взаимодействии с МБДОУ, установление контакта, открытости, доверия;
3. повысить информационно-коммуникационную компетентность всех участников проекта, с целью оптимизации взаимодействия детского сада и семей воспитанников;
4. создать банк дидактических и методических материалов, разработок по взаимодействию с родителями (законными представителями) в рамках Семейного клуба «Школа родительской компетентности».
Отбор содержания программы произведен в соответствии с принципами:
1. гуманистический характер отношений педагога и родителя, родителя и ребенка: все участники рассматриваются как активные субъекты совместной деятельности, основанной на реальном сотрудничестве, демократии и творческих началах.
2. максимальный учет индивидуальных особенностей участников позволяет организовывать просвещение по отдельным группам проблем: это может повысить актуальность просвещения в глазах потенциальных участников.
3. согласно принципу природосообразности образовательный процесс строится, следуя природе развития личности ребенка. Систему просвещения родителей создать с учетом всего периода воспитания и обучения ребенка в детском саду: оно должно носить не только актуальный, но и опережающий характер.
4. принцип индивидуального темпа продвижения слушателей в освоении учебного материала. Разные родители имеют разный темперамент, разную способность усваивать знания и развивать навыки. Поэтому необходима дифференциация родителей: иначе взаимодействие не будет эффективным.
5. принцип сочетания репродуктивного и творческого начала. Задача педагогов заключается, прежде всего, в том, чтобы родитель не усвоил чужие знания, а постарался построить свою концепцию семейного воспитания, исходя из особенностей своей ситуации и индивидуальности ребенка.
Прогнозируемый результат сотрудничества ДОУ с семьями воспитанников:
· Сформированность у родителей представлений о сфере педагогической деятельности.
· Овладение родителями практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
· Формирование устойчивого интереса родителей к активному включению в общественную деятельность.
· Формирование родительской компетентности.
Содержание работы Семейного клуба представлены блоками, отражающими разные периоды возрастного периода (ранний и дошкольный возраст), разные направления становления личности (речевая, оздоровительная, художественно-эстетическая, социальная и др.), воспитательные возможности разных видов деятельности (игровая, двигательная, изобразительная и др.).
Работа клуба осуществляется на базе ДОУ. Клуб посещают родители, нуждающиеся в помощи по вопросам воспитания детей. Состав родителей – участников клуба может меняться в зависимости от их потребности в занятиях. План утверждается на общем родительском собрании. Формы организации работы клуба: круглый стол, психологические тренинги, практикумы, решение педагогических ситуаций, обсуждение опыта семейного воспитания, видеопросмотры материалов по организации жизни детей в ДОУ, размещение материалов на странице сайта ДОУ «Школа родительской компетентности», просветительская деятельность, направленная на повышение педагогической культуры, расширение информационного поля родителей.
Режим реализации - 2 занятия в месяц.
Тематика встреч в клубе выбирается с учетом особенностей, трудностей и потребностей семей, исходя из возникающих по ходу воспитательно-образовательного процесса проблем. С семьями проводится большая предварительная работа (анкетирование, индивидуальные беседы и др.), с помощью которой также выявляются их интересы, запросы, проблемы, трудности и пожелания.
В Семейном клубе я веду рубрику «Творческая мастерская». На встречи приглашаются родители с детьми, с которыми проводятся мастер-классы по изобразительной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_serebre_i_bleske_zlata_v_gosti_k_nam_speshit_zima.ppt | 2.66 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«В каждом ребенке дремлют задатки каких-то способностей. Эти задатки как порох: чтобы их зажечь, необходима искра.» В. А. Сухомлинский Основная задача, которую я ставлю перед собой на занятиях по изобразительной деятельности, заключается в том, чтобы реализовать в каждом ребенке заложенный природой потенциал, раскрыть творческие способности и талант, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность независимо от конкретных успехов в учебной деятельности, создать такие условия, в которых каждый воспитанник ощущал бы себя значимым и нужным.
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». В.А. Сухомлинский Использование нетрадиционных форм изодеятельности способствуют развитию координации и дифференциации движений, укреплению мышц руки, обогащению тактильного опыта ребёнка, развитию воображения, познавательного интереса, памяти, внимания, слухового и зрительного восприятия, воспитанию усидчивости, формированию игровой и учебно-практической деятельности. Работа с разными материалами расширяет среду возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию.
Зима... Морозная и снежная, для кого-то долгожданная, а кем-то не очень любимая, но бесспорно – прекрасная. Покрытые белым покрывалом поля, елочки-скромницы в белых шубках, сугробы и скрип снега под ногами – невозможно не попасть в плен к Зимушке-Зиме. Она закружит вьюгами и очарует росписью на стеклах . Белозаснеженной зимою, Когда вокруг всё чуда ждёт, Вечнозелёной бахромою Вдали нам машет Новый Год. Пока ещё он только дата - Её на краешке крыла В свои холодные палаты Зима с собою принесла. Стоят раскидистые ели, Вздыхают шепотом во сне. А мы соскучиться успели По этой сказочной стране .
Нетрадиционное рисование капустным листом «Снежная зима пришла. . .» Берем китайскую капусту. Отделяем верхние листики.
Белую гуашь или гуашь, смешанную с «дешевой» зубной пастой, наносим на капустный лист с наружной стороны.
Переворачиваем на лист синего, голубого или черного цвета
Отпечатали. Дерево готово!
Можно взять несколько холодных оттенков, например, такие.
Запорошенную снегом землю можно нарисовать не только кистью, но и мятой бумагой
Снегопад рисуем ватной палочкой.
Получился красивый зимний пейзаж.
Перевернем капустный лист, закрасим его зеленой краской и сделаем оттиск. Затем закрасим лист белой краской и наложим его на зеленый оттиск… Получилась замечательная елочка!
Рисуем елочки…
Еще один способ рисования елочки. Легко нарисовать елочку пушистую и мохнатую зубной щеткой. Кисточкой этого то же можно добиться, но гораздо сложнее. А щеткой пара взмахов… и елочка пушистая готова. Сначала нарисуем зеленой краской веточки: мазок щеткой снизу вверх и сверху вниз. Такие мазки повторяем сверху вниз. Каждый последующий мазок длиннее предыдущего. Ствол – коричневой краской – прямой мазок сверху вниз.
Украсить елочку можно ватными палочками, ластиком на конце простого карандаша, пробкой от вина, клеем – карандашом, если обмакнуть их в краску и сделать оттиск.
Творчество обогащает жизнь ребёнка новыми переживаниями и чувствами: преодолевая труд-ности, ребёнок испытывает удовольствие, его радует дос-тигнутый результат - своим рисунком он доставляет удо-вольствие другим.
Спасибо за внимание!