Кружок по декоративно-прикладному искусству "Волшебный сундучок"

Соловьева Марина Анатольевна

Пусть ребенок чувствует красоту

и восторгается ею, пусть в его сердце и

в памяти навсегда сохранятся образы,

в которых воплощается Родина»

(В.А.Сухомлинский)

 

Порыв к творчеству

может также легко угаснуть,

как и возник, если оставить его без пищи.

(К. Г. Паустовский)

Кружок проводится с детьми моей группы уже четвертый год. Мною разработана рабочая программа, расчитанная на 4 года обучения детей 3-7 лет.  

Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее  актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В.Бакушинская, П.П.Блонский, Т.С.Шацкий, Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимов, Р.Н.Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Современный период в российской истории и образовании - время смены ценностных ориентиров, для которого характерно нарушение духовного единства общества, смена жизненных приоритетов молодежи, разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. В России данный период был обусловлен быстрым демонтажем советской идеологии, поспешным копированием моральных норм и установок западных форм жизни.

 По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Первые годы жизни ребенка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают ребенка со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, в его песнях, музыке, в играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живет. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Продуктивная деятельность, являясь одним из эффективных средств эстетического воспитания, несет в себе огромный потенциал для формирования художественно-творческих способностей детей, сенсомоторного развития, помогает ребенку познать духовный и материальный мир. Современное дошкольное образование должно быть ориентировано на создание благоприятных условий для развития творческой личности, что требует совершенствования учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования.

В Федеральном  государственном Образовательном стандарте  дошкольного образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания дошкольного образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

 Художественное творчество детей дошкольного возраста –  это создание ребенком значимого, прежде всего для него субъективного нового продукта (узора в рисунке); дополнение к уже известным ранее не использованным деталям, по-новому характеризующим создаваемый образ; применение усвоенных способов изображения  или средств выразительности в новой ситуации.

Изучение народного декоративно-прикладного искусства является основой для развития творческих способностей, художественного вкуса и общей художественной культуры  детей дошкольного возраста. С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного искусства. Постоянное продуманное знакомство с промыслами, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность, воспитывает интерес к народному творчеству.

Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа, приобщаются к родной культуре, учатся видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, у них пробуждается потребность радоваться жизни.

 Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребенку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребенка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Для  того  чтобы  успешнее  развивать  в  детях  творчество, необходимо  обогатить  их ум  разнообразными  представлениями,   некоторыми  знаниями, т.е.  дать  обильную  пищу  для  творчества  детей.  Научить  их  внимательно  присматриваться,  быть  наблюдательными – значит  сделать  их  представления  ясными,  более  полными, что  поможет  детям  ярче  воспроизводить  в  своем  творчестве  виденное  ими. 

В процессе ознакомления дошкольников с декоративно – прикладным искусством происходит развитие эстетического восприятия, которое благодаря синтезу обогащает изобразительное творчество детей новыми декоративными образами.

    Особая ценность художественно-прикладной деятельности в том, что она дает возможность применять самые разнообразные материалы. Процесс подготовки и выбора материала развивает инициативу детей, побуждает к самостоятельным действиям поискового характера.

Образы народного творчества способствуют развитию в детях умения декоративно работать с цветом, исходить из целого, добиваясь лаконичными средствами остроты пластического решения, обогащают выразительность детских работ.

Предметы декоративно-прикладного искусства в доступной форме могут рассказать детям о пластической форме изделия, красочном решении росписи, технических приемах декорирования этих изделий. Простые и ясные образы народного прикладного искусства учат детей понимать замысел художника, ценить и уважать его труд и мастерство.

     Используя нетрадиционную технику в работе, дети познают выразительные возможности изображения. Что также приводит к положительному эмоциональному отношению к занятиям по изобразительной деятельности. Удовлетворение потребности детей в познании нового, интересного активизирует творческую активность.

Целью данной программы является: Формирование и развитие творческих способностей ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Задачи:

1.  создать   развивающую среду, способствующую формированию у детей эмоциональной отзывчивости, интереса к образцам русского народного декоративно - прикладного искусства,   изобразительной деятельности, развитию детского творчества;

2.  разработать  поэтапную технологию ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством, как средства  приобщения к народной культуре, начиная с младшего дошкольного возраста;

3.  формировать обобщенные знания и умения: понимание детьми характерных особенностей изделий народных промыслов, освоение характерных элементов; умения создавать выразительные узоры, развивать чувства формы, цвета, композиции;

4.  осуществлять взаимосвязь народного декоративно - прикладного искусства с устным фольклором;

5.  развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;

6.  повышать  педагогическую  просвещенность  родителей  о роли декоративно-прикладного искусства в воспитании и развитии детей.

Новизна Программы состоит в том, что она:

- показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечение личностного роста детей, начиная с младшего дошкольного возраста. Исходя из этого, Программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность;

- основана  на педагогической технологии, позволяющей наиболее доступными средствами  знакомить детей младшего и среднего возраста с декоративно-прикладным искусством  на всех уровнях (восприятие-исполнительство-творчество).

 - составлена с учетом принципа интеграции, который позволяет совместить в решении задач приобщения  детей  дошкольного возраста к народной культуре средствами  декоративно-прикладного искусства разных видов деятельности  (изобразительной, художественно-речевой, музыкально-эстетической) с использованием народного фольклора;

- предусматривает педагогический мониторинг уровня представлений детей дошкольного возраста о народном декоративно-прикладном искусстве, степени овладения детьми декоративным рисованием, проявлении самостоятельности и детского творчества.

Целесообразность. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д. Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. Была разработана Программа по приобщению детей к русскому народному декоративно-прикладному искусству.

Тема работы с детьми, выбранная мной, является актуальной и целесообразной в данное время. На занятиях кружка помогаю детям освоить не только тайны мастерства ремесла, но и найти новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших дней.

Отличительная особенность данной Программы состоит в том, что дети знакомятся шире и глубже с символикой русского декоративного искусства и ее значением. Знакомство с орнаментами и орнаментация как самостоятельный вид продуктивной деятельности лежит в основе приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству. Оптимальной формой построения процесса эстетического воспитания детей средствами этого искусства выступают занятия, которые предполагают инновационную направленность.

Темы занятий Программы дают более целостное представление дошкольникам образного видения славянами устройства мира, основ зарождения орнамента и символики. Его значения выражавшегося в том, что люди всегда старались участвовать в битве света и тьмы, добра и зла.

В русском декоративно-прикладном искусстве есть традиционность, инновационность, креативность, целеустремленность в перспективу развития не исключают, а предполагают друг друга. Таким образом, символика русского декоративно-прикладного искусства несет в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.

Программа знакомства ребенка с русским декоративно-прикладным искусством опирается на принципы построения общей дидактики:

 - культуросообразности;

 - личностно-ориентированного общения;

 - систематичности;

 - реалистичности;

 - занимательности;

 - целостности;

 - последовательности;

 - индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей;

 - доступности материала, его повторности;

 - интеграции;

 - построения программного материала от простого к сложному;

 - наглядности;

 - деятельного  подхода.

Направления:

1.     Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.

2.     Знакомство с символикой русского декоративного искусства и ее значением.

3.     Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.

 

Формы работы с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством:

·        Беседы;

·        Занятия на основе метода интеграции;

·        Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

·        Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду;

·        Просмотр видеофильмов;

·        Дидактические игры;

·        Использование силуэтного моделирования;

·        Экспериментирование с различными художественными материалами;

·        Соревнования, развлечения, фольклорные праздники, посиделки.

·        Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов;

·        Сочинение сказок. Рассказов, историй о своих работах;

·        Использование физкультминуток;

·        Создание книг по декоративно-прикладному искусству.

 

В работе используются различные методы и приемы:

- метод одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);

- метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);

- словесный метод (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);

- практический метод (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения);

- эвристический метод (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);

- метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе);

- сотворчество;

- мотивационный метод (убеждение, поощрение); жест руки (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).

Формы занятий: групповые, индивидуальные, фронтальные, подгрупповые, интегрированные.

Типы занятий:

·        На тему предложенную воспитателем (освоение нового материала, повторение пройденного);

·        На тему выбранную ребенком (по его замыслу).

·        Программа рассчитана на детей 3-7 лет. Занятия проводятся группой 8-10 человек. Проводятся занятия два раза в месяц. В год проводится 18 занятий. Продолжительность 20-30 минут (в зависимости от возраста детей).

Срок реализации: 4 года.

Форма подведения итогов – мониторинг знаний и умений детей по усвоению программы, для которого разработаны контрольные и индивидуальные беседы, диагностические критерии.

Предполагаемый результат:

·        Дети имеют представление о народных промыслах;

·        Умеют различать изделия разных народных промыслов;

·        Приобретут практические умения по работе с различными изобразительными материалами;

·        У детей появится интерес к истории и культуре нашего народа;

·        Развивается художественный вкус, они научатся видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления. Эмоциональное отношение через свое творчество;

·        Приобретут трудовые навыки и умения, стремясь овладеть традиционным мастерством.

Ожидаемые результаты  детей 3-4 лет.

1.      Проявляет интерес к народной игрушке, росписи.

2.     Узнает образы, характерные для народной игрушки (барышня, птица, конь,  собака и др.).

3.    Узнает характерные особенности народной росписи  по форме  (круги, полоски, точки и т.д.)  и цвету.

4.   Знает  потешки и стихотворения о знакомых образах народной игрушки и росписях.

5.    Умеет рисовать простые элементы узора дымковской, филимоновской игрушки по форме (круги, полоски, точки), загорской матрешки.

6.   Умение использовать при рисовании  элементов узора цветовую гамму, соответствующую народной росписи.

7.      Самостоятельно выполняет работу, используя подходящие элементы узора и цвет.

 

Ожидаемые результаты детей 4-5 лет.

 

   1.      Проявляет интерес к народной игрушке, росписи.

2.    Узнает и называет виды народной игрушки (дымковская, филимоновская, каргопольская), матрешек (загорская, семеновская).

3.      Выделяет и называет сходства и различия видов народных игрушек, росписей, их характерные особенности по форме (круги, кольца, овалы, полоски, черточки, точки)  и цвету.

4.     Знает  потешки и стихотворения о знакомых образах народной игрушки и росписях.

5.   Умеет рисовать простые элементы узора дымковской, филимоновской, каргопольской  игрушки по форме и величине (круги, кольца, овалы, полоски, черточки, точки), матрешек.

6.   Умеет использовать при рисовании  элементов узора цветовую гамму, соответствующую народной росписи.

7.   Умение композиционно располагать узоры при украшении плоскостного силуэта.

8.      Самостоятельно выполняет работу, используя подходящие элементы узора и цвет, форму бумаги и композицию.

9.     Использует знакомые элементы узоров при создании нового узора.

 

Ожидаемые результаты 5-6 лет.

 

1.   Имеет представление о народных промыслах, узнает их (городецкая, хохломская, жостовская, гжельская росписи, дымковская, филимоновская, каргопольская глиняная игрушки, деревянная богородская и семеновская матрешка).

2.      Выделяет элементы узора и составляет из них композицию.

3.    Знает  потешки и стихотворения о знакомых образах народной игрушки, о народных росписях.

4.     Самостоятельно определяет последовательность выполнения росписи.

5.     Подбирает и передает колорит нужной росписи.

6.     Пользуется несколькими способами рисования, аппликации и лепки.

7.     Передает выразительные особенности в рисовании, аппликации и лепке.

8.      Самостоятельно и творчески применяет умения и навыки, полученные на занятиях.

 

Ожидаемые результаты 6-7 лет.

 

1.      Имеет представление о народных промыслах, узнает их (городецкая, хохломская, жостовская, гжельская, мезенская росписи, дымковская, филимоновская, каргопольская глиняная игрушки, деревянная богородская и семеновская матрешка).

2.      Умеет создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и др.)..

 3.   Знает  потешки и стихотворения о знакомых образах народной игрушки, о народных росписях.

4.     Самостоятельно определяет последовательность выполнения росписи.

5.   Выделяет и передает цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида.

6.     Пользуется несколькими способами рисования, аппликации и лепки.

7.     Умеет создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предме-тов и игрушек.

8.      Самостоятельно и творчески применяет умения и навыки, полученные на занятиях.

Методы оценки результативности программы:

·        Количественный анализ;

·        Посещаемость;

·        Статистические данные;

·        Фиксация занятий в рабочем журнале;

·        Отслеживание результата (наблюдение, диагностика);

·        Практические материалы.

Качественный анализ:

·        Формирование новых навыков и умений;

·        Анализ успешности деятельности и достижение целей;

·        Анализ диагностического материала;

·        Сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы.

 

Индивидуальная работа с детьми на занятиях по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством проводиться, для того чтобы:

·        Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству. Учитывая индивидуальные способности детей.

·        Определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).

·        Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.

Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.

       Работ с родителями строиться на основе анкет по изучению художественных интересов детей. Используются разнообразные формы работы:

·        Родительские собрания;

·        Индивидуальные консультации;

·        Беседы;

·        Выпуск папок-раскладок по народному декоративно-прикладному искусству;

·        Буклетов «Сделаем сами» (о способах и последовательности лепки и украшения игрушек);

·        Разработки правил рисования различными изобразительными материалами и инструментами.

Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества в детском саду, в городе; создание декоративных книг; участие в КВНах по народным промыслам; развлечениях, досугах, праздниках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dekorativno-prikladnoe_iskusstvo.ppsx1.05 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 28 «Ручеек» «Влияние декоративно-прикладного искусства на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» Подготовила: Соловьева Марина Анатольевна, воспитатель

Слайд 2

«… Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовного мира ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.» В.А. Сухомлинский

Слайд 3

Приобщение детей к национальной культуре Каждый народ в бездонных копилках своей памяти хранит никогда не иссякающее богатство. Это искусство народа, правила и обычаи его жизни, любимые сказки и предания, самобытные праздники. Человеку необходимо знать свою малую родину, свой родной уголок. В «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.) говорится о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою родину – задача особенно актуальная сегодня. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Слайд 4

Приобщение детей к национальной культуре Согласно ФГОС дошкольного образования, познавательное развитие предполагает: «…формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.» Программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой предусматривается воспитание детей в процессе знакомства с различными видами искусства; с окружающей действительностью; воспитание любви у детей к прекрасному, обогащение их духовного мира, развитие воображения, чувств. Известно, что русское народное искусство, являющееся частью русской культуры, во все времена развивалось на основе народных традиций. Народное творчество, будучи составной частью искусства, несет в себе лучшие примеры духовности, нравственности и патриотизма. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность , индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать.

Слайд 5

Каков человек, такова и его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя. Ключевая роль детского сада - создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений. Приобщение детей к народному искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.

Слайд 6

Для развития детского творчества необходимы условия: организация богатой впечатлениями жизни ребенка, приобщение к высоким образцам изобразительного искусства. Поэтому цель моей профессиональной деятельности - сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, способствовать духовно-нравственному развитию личности ребенка, обладающей чувством национальной гордости, любви к Отечеству, своему народу через приобщение к народному декоративно-прикладному искусству. Работая в этом направлении, у меня есть удивительная возможность дать детям почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем.

Слайд 7

Задачи: Учить детей видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства; Знакомить с многообразием народного декоративно-прикладного искусства; Развивать эмоционально-познавательный интерес к культурному наследию России; Формировать эстетический вкус детей; Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь; Воспитывать уважительное отношение к традициям своего народа; Развивать коммуникативные качества, обогащать словарный запас детей.

Слайд 8

Раз, два, три, сундучок, что внутри у тебя покажи!!!

Слайд 9

Ознакомление с народным декоративно-прикладным искусством в процессе непосредственной образовательной деятельности

Слайд 10

Рассматривание иллюстраций в книгах, картинок, раскрашивание узоров

Слайд 11

Сюжетно-ролевые игры, сочинение и обыгрывание сказок

Слайд 12

Дидактические игры

Слайд 13

Дымковская игрушка

Слайд 14

Веселый городец

Слайд 15

Голубая гжель

Слайд 16

Жостовские подносы

Слайд 17

Матрешки

Слайд 18

Золотая хохлома

Слайд 19

Коллективные работы

Слайд 20

Мини-музей по декоративно-прикладному искусству, наглядные пособия, проекты с участием родителей

Слайд 21

Выставка детских работ в холле ДОУ

Слайд 22

Развлечение «Ярмарка»

Слайд 23

Использование народного декоративно-прикладного искусства в дошкольном учреждении дает возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслами, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек и изделий позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.

Слайд 24

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, образно говоря, с молоком матери ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.

Слайд 25

Спасибо за внимание