Скоро в школу
Подготовка ребёнка к школе в домашних условиях
«Научиться можно только тому, что любишь»
И.В. Гете
Исходя из этого утверждения, сразу становится понятно, что прежде, чем чему-то учить, нужно разобраться в особенностях предлагаемого занимательного материала. Важно понимать, что от того, насколько увлекательны будут ваши занятия с малышом, напрямую будет зависеть его любознательность, стремление к получению знаний.
Как правильно организовать домашние занятия
Есть несколько правил, которым нужно следовать при организации домашних занятий:
1. Постарайтесь первое время не произносить слов «давай учиться», «открывай книгу». (Многие дети изначально негативно относятся к самому процессу обучения, и это, чаще всего, связано с особенностями занятий в детских садах. Часто детей перегружают, не учитывая их возрастные особенности, происходит переутомление, и, как следствие, отторжение знаний).
2. Занятие рекомендуется проводить в активной/творческой форме (экскурсия, поход, литературный вечер, театральное представление, мастерская).
3. Продолжительность занятия не должна превышать 30 минут (в некоторых случаях возможны даже перерывы).
4. Сюжетно-ролевая игра – основной вид деятельности у дошкольников. Помните об этом. Придумывайте совместно с ребенком различные ситуации: пусть он на время станет волшебником, доброй феей, учителем, в конце концов, доктором. Через вхождение в различные социальные роли малыш усвоит не писаные правила.
Как правильно научить ребенка читать
Нужно ли заучивать сразу весь алфавит?
Если вы решили начать учить ребенка читать, то, несомненно, нужно начать с заучивания некоторых букв. В школе начинают с гласных А, О, У, Ы, Э, Я, Ё, Ю, И, Е. Возникает вопрос почему? Дело в том, что гласный звук – является слогообразующим, другими словами, поставив рядом две гласные буквы, получим маленькое слово. Например «АУ», «УА», а также слово, есть даже слово, состоящее из одной буквы - «Я». Далее, постепенно можете учить другие буквы. Например, выучив буквы «П», «М», «Б», «Д» - сможете составить слова «ПАПА», «МАМА», «ДЕДА», «БАБА».
Многие родители заучивают с детьми название букв «вэ», «гэ», «эм/мэ», «фэ/эф» и допускают тем самым большую ошибку. В голове ребенка происходит путаница, и, видя набор букв «МАМА», он его может прочитать «эм-а-эм-а» или «мэ-а-мэ-а».
Мой совет: учите не названия, а звуки, которые буква обозначает. Звуки очень кратки: не «тэ», а просто «т» без последующего «э», не «ка», а «к», без последующего «а». В этом случае ребенок будет воспроизводить при чтении не название буквы, а звук, который она обозначает. Сложности в обучении чтению сведутся к минимуму.
Как запомнить буквы
Какой же большой алфавит! И важно понимать, что знакомство с ним – дело ни одного дня и даже ни одного месяца. Наберитесь терпения. Пришло время для игр. Отправьтесь с малышом в сказочную страну, в которой живет 33 веселых человечка. Они все очень дружные, любят играть вместе, придумывать новые слова. Познакомив ребенка с новой буквой, полезно будет сделать следующие шаги:
1. Выяснить, на что похожа буква? Например, буква А похожа на Эйфелеву башню (сразу подготовьте картинки или презентацию на компьютере с данным сооружением), на треугольник, на кончик карандаша. Спрашивайте у ребенка, фантазируйте вместе – это забавно и интересно.
2. Из каких элементов состоит буква? Буква А состоит из 3 палочек, две наклонены друг к другу и держат третью.
3. Выложите букву из подручных предметов: счетных палочек, камушков, травинок (если вы на природе), ракушек, цветных карандашей.
4. Изобразите букву. Подскажу вам одну замечательную технологию «Рисование песком». В домашних условиях песок можете заменить манной крупой. Чтобы изготовить творческую тетрадь вам понадобится:
а) один лист цветного картона контрастного, по сравнению с манкой, цвета;
б) клей;
в) ножницы;
г) коробка из-под конфет;
д) манная крупа.
Технология изготовления:
Возьмите крышку коробки из-под конфет, желательно прямоугольной форы, на дно наклейте цветной картон и засыпьте дно крупой (манная крупа – самый подходящий вариант, так как ребенку будет к ней приятно прикасаться).
Малыш пальчиками будет изображать элементы букв, с легкостью их корректируя.
Далее возможно перейти к тетради, а еще лучше, к альбомному листу. Рисуйте большие и маленькие буквы, пока не начнет получаться идеально.
5. Понюхайте букву. Интересно? Вспомните продукт, который начинается на букву А. Арбуз, абрикос, ананас. Задействуйте всевозможные рецепторы, чтобы информация отложилась надолго.
6. Прятки с буквами. О, это очень веселая игра! У нее есть два варианта. И один и другой полезен для заучивания буквы.
Вариант 1. Находим букву в тексте. Подготовьте детское стихотворение и попросите отыскать выученную букву. Не забывайте о том, что шрифт должен быть достаточно крупным. Договоритесь о том, что если ребенок будет правильно обнаруживать сказочного человечка, то вы будите ему хлопать. Ну, а если нет, то поможете. Не без этого, конечно.
Вариант 2. Узнавать букву на слух. Три разных задания: буква в начале слова (Аист), в конце (дорогА), в середине (мАрт).
Во время обучения чтению знакомьте ребенка с яркими интересными детскими книгами. Можно ввести традицию «Сказка на ночь». Это поможет ребенку понять, насколько удивителен и интересен мир книг и как хорошо уметь читать самому!
Как познакомить малыша с цифрами и основными математическими отношениями
Учим цифры
Полностью ознакомившись со страной букв, можно предложить ребенку дальнейшее путешествие в страну математики. Если в предыдущей стране всего 33 жителя, то в этой - жителей всего 10. Люди специально придумали особые знаки (цифры), их знает каждый. Цифрами мы обозначаем количество предметов на письме. Пригласите ребенка к ним в гости! Методика обучения может быть схожей с буквами. Подсчетами можно заниматься где угодно!
Можно считать буквы в слове, ступеньки, количество гостей, количество яблок в пакете, количество ног у человека/кошки/собаки/…
Чтобы познать математику, нужно сформировать представление о понятиях «больше», «меньше», «равно». Здесь на первоначальных этапах полезна работа с картинками.
Задайте ребенку образец рассуждения: Кубиков 6, мотоциклов 5, значит кубиков больше, чем мотоциклов (или мотоциклов меньше, чем кубиков). Уток 3, груши тоже 3. Значит количество груш и уток одинаковое (или груш столько же, сколько и уток). Есть много пособий с иллюстрациями и заданиями на тему сравнения больше-меньше, например в задании ниже нужно поставить знаки > (больше) или < (меньше):
Учим знаки "больше", "меньше", "равно"
Далее стоит выучить знаки <, =, >. Со знаком равно у детей проблем не возникает: если количество предметов такое же, то ставим знак равно (=).
Как же выучить знаки больше и меньше? Как научиться правильно их ставить?
Внимательно посмотрите на знак <. Обычно, он напоминает детям птичий клювик. Так вот, то число, которое больше, ему клювик и дорисовываем. Оно будет клевать то число, которое меньше. Например: 6 больше чем 5. Рисуем числу 6 клювик (6 >).
Но как же ребенок узнает, какое число больше, а какое меньше?
Здесь нам понадобится числовая лента. Напишите на ней числа от 0 до 10 (можете воспользоваться линейкой). Чем дальше число находится от нуля, тем оно больше. И тут же проверьте это на примере. Положите перед ребенком 2 кубика и 5 кубиков. Пусть посчитает, где больше, а дальше соотнесет полученные данные с числовой лентой и убедится. Число 2 находится ближе к нулю, а число 5 дальше, значит 5 больше чем 2 (пусть первое время говорит 5 клюет 2). Практикуйтесь в написании полученных данных.
Если вы решили поужинать семьей (допустим, у Вас в семье 4 человека), то поставьте на стол 3 тарелки, вместо 4. Когда все соберутся за столом, конечно же, кому-то не хватит (в педагогике это называется «проблемная ситуация). Ребенок тут же отметит, что тарелок меньше чем людей. Здесь полезно спросить: «Сколько тарелок нужно поставить, чтобы хватило всем?», и ввести понятие «на…больше и на…меньше». В данной ситуации тарелок на 1 меньше, чем людей (поэтому одному человеку не хватило), а людей за столом на 1-го больше чем тарелок. Усвоение данной зависимости между предметами необходимо для решения задач в начальной школе.
Как развить креативность, внимательность, самоорганизацию
Развитие креативности
Креативность – это способность к творчеству. Изначально, конечно, никто не говорит о способностях. В детские годы родителям и педагогам дополнительного образования стоит уделить внимание обнаружению задатков и их развитию. Задатки есть у каждого, будьте уверены. Только чтобы они переросли в способности, необходимо воспитывать ребенко в творческой среде.
Заняться творчеством можно и в домашних условиях! Можно сочинять с ребенком сказки, стихи, исполнять песни собственного содержания, тренировать актерские способности. Все вышеперечисленное способствует формированию внимательности и положительно сказывается на самоорганизации ребенка.
Работа со стихами
Прежде чем начинать знакомство со стихами нужно познакомить ребенка с рифмой. Рифма – это похожее окончание слов. Дети любят подобные игры. Вы задаете слово, а ребенок подбирает рифму.
Окно – дупло; смешно – легко; машина – корзина.
В сети Интернет есть стихи из рубрики «Доскажи словечко», которые также формируют у ребенка чувство рифмы и ритма.
Он зеленый и зубастый.
Очень-очень он опасный.
Проживает в реке Нил.
Это гена -…… (крокодил).
Она рыжая плутовка,
У нее свои уловки!
В лесу живет наша девица,
Всем известная ….. (лисица).
Развитие воображения в процессе рисования
Есть замечательное упражнение - «Загадочная линия». Ваша задача придумать несколько линий, объектов, которые ребенку предстоит дорисовать. Начинать следует с самого простого. Например, изобразите три овала разной формы (это будут глаза и нос), ниже нарисуйте кривую линию, символизирующую улыбку. Также можно попробовать нарисовать завиток (будущий домик для улитки). Но это наши с Вами предположения. Возможно, Ваш малыш нарисует что-то другое. У него ведь свое видение. Изначально дети каждую линию соотносят с отдельным объектом. И наша с Вами рожица может превратиться в три отдельных маленьких рисунка. Но можете, в зависимости от уровня подготовки ребенка, поставить перед ним цель: объединить все линии в одном объекте, существе.
Хорошее средство для развития воображения, которое можно использовать на более ранних порах, - это психологическая методика «Несуществующее животное». Психологи используют ее в своих целях, для оценки особенностей личности. Но перед нами стоит другая задача. Мы над креативностью работаем. Инструкция для ребенка: «Нарисуй животное, которое не существует в нашем мире. Ты его знаешь лучше. Познакомь меня с ним, пожалуйста». Подумайте, вместе с ребенком, где может проживать это животное, чем питается, кого боится, с кем дружит, какое его любимое блюдо. Это сложная задачка для малыша. Если он будет совмещать элементы от разных животных (ноги цапли, голова крокодила, туловище рыбы) – это правильно выполненное задание. Похвалите малыша. Он справился с заданием.
Во время занятий создавайте для ребенка доброжелательную атмосферу, следите за его настроением, делайте перерывы, хвалите даже за небольшие успехи! Я уверена – у Вас все получится!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Готовность к школьному обучению. | 986.04 КБ |
Рисуем по клеточкам 1 | 765.64 КБ |
Рисуем по клеточкам 2 | 1.68 МБ |
Точки и линии | 376.38 КБ |
Собери букву | 1.03 МБ |
Графические диктанты | 343.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» ( Венгер Л.А.).
Школьная зрелость
Физиологическая готовность Физическое развитие Состояние здоровья Развитие общей и мелкой моторики
Психологическая готовность Коммуникативная готовность Готов к общению и взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками Мотивационная готовность Желание идти в школу, вызванное адекватными причинами (учебными мотивами). Интеллектуальная готовность Имеет широкий кругозор, запас конкретных знаний, понимает основные закономерности Эмоционально – волевая готовность Умеет контролировать эмоции и поведение
Мотивационная готовность У ребёнка высокая учебная мотивация, если он: хочет идти в школу понимает важность и необходимость учения проявляет выраженный интерес к получению новых знаний.
Интеллектуальная готовность Внимание Память Восприятие Мышление Речь
Эмоционально-волевая готовность Способность выдерживать нагрузки. Умение управлять своим поведением Умение управлять своей умственной деятельностью Умение организовать себя Быть ответственным за свои поступки.
Коммуникативная готовность Потребность в общении. Умение общаться со сверстниками и взрослыми, доброжелательность, отсутствие агрессии. Умение действовать совместно с другими детьми, подчиняться интересам группы.
«Портрет» первоклассника неготового к школе чрезмерная игривость; недостаточная самостоятельность; импульсивность, бесконтрольность поведения, неумение общаться со сверстниками; неумение сосредоточиться на задании; низкий уровень знаний об окружающем мире,; плохое развитие тонко координированных движений руки, недостаточное развитие произвольной памяти; задержка речевого развития
Советы родителям Не пропускайте трудности Поддерживайте спокойную и стабильную атмосферу в доме. Постарайтесь подготовить ребенка к тому, что в школе с ним будут учиться очень разные дети. Успехи и неудачи в учебе во многом зависят от развития памяти, внимания и мышления ребенка. Приучайте детей к самостоятельности/самообслуживанию Составьте вместе с ребенком распорядок дня. Уважайте мнение ребенка Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе Не думайте за ребёнка Устраивайте праздники!
Готов ли ребенок к школе ? Хочет ли Ваш ребенок идти в школу? Привлекает ли Вашего ребенка в школе то, что в ней будет интересно учиться, и он многое узнает? Может ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)? Верно ли, что Ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется? Умеет ли Ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из 5 предложений? Умеет ли Ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений? Умеет ли он изменять существительные по числам? Умеет ли Ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами? Умеет ли Ваш ребенок считать до 10 и обратно? Верно ли, что Ваш ребенок имеет твердую руку? Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы? Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки? Может ли Ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)? Может ли он собрать разрезанную картинку из 5 частей за 1 минуту? Знает ли ребенок названия диких и домашних животных? Может ли Ваш ребенок понимать и точно выполнять словесные инструкции? Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом “овощи” помидоры, морковь, лук)? Любит ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно рисовать, собирать мозаику и т. д. ?
Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы теста 15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно много с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимыми; 10-14 баллов - Вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые Вы ответили отрицанием, подскажет Вам точки приложения дальнейших усилий; меньше 9 баллов – ребенку нужна ваша помощь, почитайте другую специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет!
Спасибо за внимание!