Артикуляционная гимнастика и тренировочные упражнения
Цель артикуляционной гимнастики — заставить работать мышцы, участвующие в произнесении звуков, сделать их более послушными. Она включает упражнения для тренировки органов артикуляционного аппарата, отработки необходимых для правильного произнесения звуков положений губ, языка, мягкого неба. Первое время необходимо работать перед зеркалом.
Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты и, когда с ними начнёт заниматься логопед, их мышцы будут уже подготовлены.
Артикуляционная гимнастика очень полезна и детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Чёткое произношение звуков является на начальном этапе основой для обучения грамоте. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям, и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Артикуляционная гимнастика для мальчиков | 2.1 МБ |
Артикуляционная гимнастика для девочек | 2.8 МБ |
Говорим правильно | 635.17 КБ |
Для чего и как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой? | 377.46 КБ |
Артикуляционная гимнастика для постановка шипящих звуков | 962.61 КБ |
Утро с котиком Мурзиком | 1.54 МБ |
Артикуляционная гимнастика | 2.39 МБ |
Артикуляционная гимнастика | 1.85 МБ |
Сказка о веселом язычке | 490 КБ |
Смешарики | 399.55 КБ |
Играем с обезьянкой | 1.58 МБ |
Задания для развития дикции | 273.15 КБ |
Тренировка мышц глотки и мягкого нёба | 3 МБ |
Зарядка для язычка | 644.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Артикуляционная гимнастика – важный подготовительный этап в работе над постановкой звуков, поэтому развитию артикуляционной моторики следует уделить должное внимание. Комплекс упражнений, представленный в этой презентации, поможет Вашему ребёнку привести в порядок мышцы артикуляционного аппарата. В презентации к каждому упражнению дано подробное описание и необходимые фото. Важные нюансы правильного выполнения артикуляционных упражнений выделены в примечаниях , не пренебрегайте ими! Комплекс упражнений выполняется перед зеркалом 3-4 раза в день по 10-15 раз каждое упражнение. Обращаю Ваше внимание на то, что заниматься артикуляционной гимнастикой нужно на протяжении всего курса занятий с логопедом, и чем чаще, тем лучше. Занятия должны проходить в игровой форме . Не расстраивайтесь, если вдруг какое-то упражнение не получается, ведь для этого нужно время, терпение и желание, ежедневная тренировка, но главное – позитивное настроение! Желаю успехов!
1. УПРАЖНЕНИЕ «ЛОШАДКА». Описание. Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать языком. («лошадка скачет»). Упражнение выполняется сначала: а) медленно («лошадка идёт шагом»); б) быстро («лошадка скачет быстрее »); в) пощёлкать самым кончиком языка («жеребёнок скачет»). Примечание. Нижняя челюсть остается неподвижной , губы в улыбке .
2. УПРАЖНЕНИЕ «ГРИБОК». Описание. Улыбнуться , открыть рот, «приклеить» к нёбу широкий язык и опустить нижнюю челюсть как можно ниже , натягивая при этом подъязычную складку. Язык не просто поднимается к нёбу, а работает, как присоска . Та же «Лошадка», только без щелчка. Примечание. При выполнении упражнения подъязычная складка обязательно должна натягиваться.
3. УПРАЖНЕНИЕ «МАЛЯР». Описание. Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка «покрасить» твёрдое нёбо от зубов до мягкого нёба в направлении «назад-вперёд» несколько раз. Примечание. Язык не выскакивает за зубы, нижняя челюсть остаётся неподвижной .
4. УПРАЖНЕНИЕ «ЧАШЕЧКА». Описание. Открыть широко рот, высунуть язык. Кончик и боковые края языка приподнять: получится «чашечка». Подержать язык в таком положении секунд 10. Примечание. «Чашечка» должна удерживаться навесу , без поддержки губ и зубов.
5. УПРАЖНЕНИЕ «КИСКА СЕРДИТСЯ». Описание. Улыбнуться, о т крыть рот. Кончик языка находится за зубами и упирается в нижние зубы, а спинка языка выгибается вверх, как спинка у кошки, когда она сердится . Чередовать положение языка « киска рассердилась », «киска спряталась» (закрыть рот). Примечание. Язык не прикусывать ни губами, ни зубами, губы в улыбке .
6 . УПРАЖНЕНИЕ «ИГОЛОЧКА». Описание. Открыть рот, язык высунуть вперёд . Напрягать мышцы языка и делать его узким. Удерживать язык « иголочкой» секунд 10. Примечание. Язык удерживать «иголочкой» навесу , не прикусывая его ни зубами, ни губами.
7 . УПРАЖНЕНИЕ «ЛОПАТОЧКА». Описание. Открыть рот, положить и расслабить язык на нижнюю губу. Подержать в таком положении секунд 10. Примечание. Не прикусывать язык ни губами , ни зубами. Следить , чтобы язык не дрожал .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СОДЕРЖАНИЕ Что такое артикуляционная гимнастика Как выполнять артикуляционную гимнастику Основные упражнения артикуляционной гимнастики: упражнения для губ упражнения для щек упражнения для языка
Что такое артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, направленных на развитие подвижности , ловкости и точности движений языка, губ, щек, подъязычной уздечки . Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для чёткого произношения звуков.
Как выполнять артикуляционную гимнастику 1. Выполнять артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. 2 . Каждое упражнение выполняется по 20-30 секунд. Постепенно время увеличивается до 1 минуты. Упражнения выполняются перед зеркалом. 3 . Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 4. Не желательно выполнять гимнастику сразу после еды.
Упражнения для губ УЛЫБКА Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке. ХОБОТОК Вытягивание сомкнутых губ вперед.
Упражнения для щек ЖОРА-ОБЖОРА Губы сомкнуты. Надуть обе щеки. ХУДЕНЬКИЙ ПЕТЯ Втянуть в себя щеки
Упражнения для языка (статические упражнения) Лопаточка Широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Обратите внимание на то, чтобы язык не дрожал. Чашечка Рот широко раскрыт. Широкий язык поднять кверху, потянуться к верхним зубам, но не касаться их.
Трубочка Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть через «трубочку» из себя, в себя. Горка Рот приоткрыт. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Кончик языка упирается в нижние передние зубы. Спинка языка выгнута.
Парус Рот широко открыт. Язык поднят вверх и прижат к «бугоркам» за верхними зубами. Грибок Рот широко открыт. Язык приклеен к небу.
Вкусное варенье Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в рот. Динамические упражнения для языка
Лошадка Присосать язык к небу. Щелкнуть языком(сильно, чтобы потянуть подъязычную уздечку)
Качели Рот открыт. Напряженным языком упираться то в верхние, то в нижние зубы.
Источники Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс.-2001. Правдина О.В. Логопедия. – М.:1973. Хватцев М.Е. Логопедия.- М:1959. Изображение (электронный ресурс) URL : http : //images . yandex . ru (дата обращения: 24.11.2011).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ОКОШКО Жил-был веселый Язычок. Проснулся он рано утром. Открыл окошко. Посмотрел налево , направо . Вниз посмотрел. Ночью шел дождь – нет ли луж? Вверх посмотрел - светит ли солнышко? Закрыл окошко. Побежал язычок в ванную умываться. Открыл дверь ванной. Дверь заскрипела: Н-н-н... Надо смазать дверь – подумал Язычок. Вошел он в ванную. Включил свет – «чик». Открыл кран «чик-чик-чик». Полилась горячая вода «ш-ш-ш»... «Ой!» - испугался язычок и отдернул руки. Надо открыть какую воду? Правильно, холодную «чик-чик-чик». И язычок открыл кран с холодной водой «с-с-с»... Холодная водичка соединилась с горячей и стала теплой.
ЧИСТИМ ЗУБКИ Язычок умылся. Почистил зубки – сначала нижние, затем верхние. Прополоскал рот. Умылся еще раз. Вытерся. Закрыл кран с холодной водой «чик-чик-чик». Закрыл кран с горячей водой «чик-чик-чик». Закрыл дверь «н-н-н».. И побежал веселый Язычок на кухню завтракать.
МЕСИМ ТЕСТО А на кухне мама печет пироги. «Мамочка, здравствуй!, - крикнул радостно язычок.- Я тебя очень люблю.» «Здравствуй, сыночек! Я тебя тоже очень люблю! Помогай мне тесто месить !» Пя-пя-пя – разминали они тесто губами, потом зубками, снова губами. Тесто готово. Испекли они пирожки «Пя-пя-пя...» Язычок съел три пирожка. Как ты думаешь, с какой начинкой?
ЧАШЕЧКА Затем язычок выпил молока вот из такой чашечки . Сказал «Спасибо».
ДУДОЧКА И спросил Язычок у мамы – «Мамочка, можно я пойду погуляю?» Мама ответила «Конечно, можно, только не опоздай к обеду». Взял язычок дудочку и весело загудел «Ду-ду-ду!»
ЗАБОРЧИК Вышел Язычок на крыльцо дома. Вокруг дома длинный забор . Вот такой. А на крыше дома труба. В трубе живет веселый ветер. «У-у-у...»поет он.
Маляр Веселый маляр красил забор.
ГРИБОК Смотри, Язычок, сказал маляр – возле забора вырос грибок .
Киска Как хорошо! ответил Язычок, и вдруг увидел кошку Мурку.
Поймаем мышку Мурка ловит мышку. Нельзя, Мурка! прогнал Язычок кошку. Погрозил пальчиком кошке. Нельзя!
ЛОШАДКА Побежал Язычок к своей лошадке . Погладил её. «Здравствуй, лошадка!» - ласково сказал Язычок. Лошадка обрадовалась. Заржала «Иго-го!» Вскочил Язычок на лошадку, поскакали они вместе.
ПАРОХОД ГУДИТ Скачут они берегом реки. На реке гудит пароход : «Ы-ы....» «Счастливого пути, пароход!» - помахал ему вслед Язычок.
ЗДРАВСТВУЙ! Скачут они с лошадкой дальше. Скачут полем, скачут лесом. Здоровается язычок со всеми. «Здравствуйте, деревья!» «Здравствуй, небо!» И тут язычок увидел Солнце. «Здравствуй, Солнце!» Справшивают деревья, небо, солнце – кто это с нами поздоровался? «Это – я!!!» - крикнул Язычок. «Кто это – Я?» - переспрашивают деревья, небо, солнце... «Это – я!!!» (назови свое имя)
СЛОНИК ПЬЁТ Скачет язычок , скачет и прискакал он в зоопарк. В зоопарке он встретил своих друзей. Язычок увидел ослика. «Иа-иа-иа!» - поздоровался ослик. Язычок посмотрел, как умывается веселый слоник Бэмби: набирает хоботом водичку и моет себя, как из душа.
ИНДЮКИ БОЛТАЮТ К ним подошел индюк . Он без умолка болтал «бл-бл-бл...»
ОРЕШКИ Маленькая белочка угостила Язычка орешками .
КАЧЕЛИ В зоопарке Язычок покатался на качелях . Покатался на маленьком автомобильчике «Дрррр...» Было очень жарко. Язычок купил себе мороженое – эскимо на палочке. Очень вкусное мороженое!
ЧАСИКИ Съел Язычок мороженое и подумал, что надо домой возвращаться. посмотрел на часы, а они стоят. Надо часы завести: «тик-тик-тик...» И часы пошли.
БЛИНЧИК «Ой! меня мама ждет!» Вскочил Язычок на лошадку и поскакал домой. Дома его ждала мама. Она испекла Язычку вкусные блинчики .
ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ И положила вкусного варенья .
ПОДАРКИ Мама сходила в магазин игрушек и купила своему любимому сыночку подарки. Мама подарила Язычку воздушный шарик. Его цвет на звук «з». Угадай, какого цвета шарик ? Правильно, зеленого. Язычок надул шарик: «Ф-ф-ф...»
ГАРМОШКА Еще мама купила Язычку красивую гармошку
БАРАБАН Мама купила барабан. Язычок взял барабанные палочки и заиграл веселый марш «дэ-дэ-дэ, дэ-дэ-дэ, дэ-дэ-дэ» Он был очень рад новым игрушкам и очень рад, что вернулся домой к маме.
ПАРАШЮТИК
ЗАГНАТЬ МЯЧ В ВОРОТА
КОНЕЦ
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рожицы (динамическое артикуляционное упражнение) Обезьянка строит рожицы. Сначала вытяни губы вперёд хоботком. Затем растяни их в широкой улыбке так, чтобы были видны сомкнутые зубы . Каждую позу удерживать по 2-3 секунды. Повторять 6-10 раз в спокойном темпе под счёт: «Раз-два, раз-два …»
Обезьянка дразнится (статическое артикуляционное упражнение) Смотри, как обезьянка дразнится - даже язык высовывает! Открой рот, положи широкий, расслабленный язык на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении 5-10 секунд. Затем убрать язык и закрыть рот. Повторить 3-5 раз.
Вкусная ягодка (динамическое артикуляционное упражнение) Обезьянка старается дотянуться языком до вкусной ягодки на ветке. Открой рот, напряги язык, и выдвинув его вперёд, придай язычку заострённую форму, напоминающую иголочку. Удерживать язык в таком положении 5-10 секунд. Затем расслабить язык, придав ему форму лопатки. Повторить 3-5 раз.
Почистим нижние зубки (динамическое артикуляционное упражнение ) А теперь обезьянка решила почистить зубы. Она умеют это делать языком. Вот так! Открой рот и широким кончиком языка погладь нижние зубки с внутренней стороны . Язык двигается вверх-вниз. Повторить 6-10 раз.
Сочные фрукты (динамическое артикуляционное упражнение) Обезьянка облизывает сок спелых фруктов. Вот так! Рот открыт. Язык высунуть изо рта. Широкий кончик языка поднимается к носу и опускается к подбородку. А сейчас обезьянка облизывает маленькую ягодку. Р от открыт, но язык двигается внутри ротовой полости. Широкий кончик языка прикасается к внутренней стороне верхних зубов (резцов), затем к внутренней стороне нижних зубов. (Повторить 6-10 раз).
Вот как много! (динамическое артикуляционное упражнение) Обезьянка показывает, какой большой кусок банана она откусила. Вот так ! Открой рот и упри широкий кончик языка в основания нижних зубов. Сначала выгни среднюю и заднюю часть язычка вверх - горка появляется, затем опусти вниз – горка пропадает . Повторить 6-10 раз по команде: «Вверх-вниз, вверх-вниз …»
О безьянка показывает всем, какой большой кусок банана она откусила и как быстро она его съела! Открой рот и упри широкий кончик языка в основания нижних зубов. Кончик языка не отрывай от зубов. «Выкати» среднюю часть языка вперёд изо рта. А затем убери её в рот . Повторить 6-10 раз по команде «Вперёд-назад, вперёд-назад !» Вот как быстро! (динамическое артикуляционное упражнение)
До следующих встреч!