План - урока на тему "Плоские и пространственные фигуры". 5 класс.
Глава 1. Начальные представления. Тема: Плоские и пространственные фигуры. 5 класс.
Тип урока: актуализация и систематизация знаний
Цель: нахождение отличительных признаков геометрических фигур плоских от пространственных.
Личностные: создание условий для формирования положительной мотивации к учебе, умение преодолевать трудности, вести диалог взаимовыручка и уважение друг к другу.
Метапредметные: умение ставить цели и задачи, планировать и контролировать деятельность, классифицировать объекты, применять и преобразовывать модели, развивать познавательную активность, логическое мышление и навыки математической речи.
Предметные: классифицирование фигур, видеть из каких элементов фигур состоят объекты, применять полученные знания при решении задач.
Технологии: проблемное, ИКТ.
Методы и формы: частично-поисковые, словесные, наглядные, игровая деятельность; фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: карточки с заданиями, компьютер, проектор, выставка творческих работ, элементы фигур, программа GeoGebra
Планируемые результаты:
Предметные: знают типы фигур: пространственные и плоские; умеют использовать знания о правилах построения плана.
Метапредметные:
Регулятивные: планируют деятельность и распределяют обязанности в групповой работе; анализируют работу; умеют оценивать уровень своих знаний; умеют выбирать соответствующие задания; умеют осуществлять контроль деятельности .
Познавательные: выбор способов при выполнение заданий
Личностные: саморазвитие, самосовершенствование, развитие взаимовыручки
Коммуникативные: взаимодействуют в группах; высказывают свои размышления.
План урока:
1. орг.момент – положительный настрой на работу.
Проверка подготовленности к уроку и настрой внимания детей.
- Давайте отправимся по лабиринту геометрии. Для преодоления препятствий, нужно вспомнить, что уже знаем о фигурах.
На слайде представлены фигуры (рис. 33), которые дети должны назвать и рассказать, по возможности, что они знают о них. Дать возможность обучающим назвать и другие.
2. Постановка цели, задач урока. Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний.
2.1. Игра «Лишняя фигура?» (рис.34)
Исключи лишнюю фигуру и дай пояснение, по какому принципу было исключение:
Рис.34 Лишняя фигура
Ответ: «б» - имеет форму параллепипеда, в отличие от других; «а» - взаимное расположение плоских фигур; «г»- сравнение формы фигур; «в» - отличительная черта плоских фигур, из которых составлен цилиндр: не все обладают одинаковыми размерами.
2.2. Игра «Ромашка» (рис.35)
Класс делится на 3 группы. Найти нужные лепестки и собрать ромашки: определить по какому принципу классифицируются фигуры и дать их название (плоские и пространственные фигуры)
Рис.35 Игра «Ромашка»
2.3. Игра «Найди схожести и отличия» (рис.36.1-36.3)
Рис.36.1-36.2 «Найди схожести и отличия» (рис.23) Рис.36.3 «Найди схожести и отличия» (рис.22)
- Какие задания показались наиболее сложными и простыми и почему?
- На что были направлены задания? (на изучение фигур разной классификации)
- Какие группы выделяют? (пространственные и плоские)
- Что должны знать, чтобы правильно определять лишнюю фигуру в ряду других? (свойства)
- Значит, какая тема и цель нашего урока? (Плоские и пространственные фигуры; нахождение отличительных признаков геометрических фигур плоских от пространственных)
- Как для вас было б наиболее проще понять фигуру? (увидеть ее со всех сторон)
3. Новый материал:
Для того чтобы понять, что фигура представляет собой, как выглядит и из каких элементов состоит, рассмотреть ее со всех сторон, мы с вами попробуем построить их сами в программе GeoGebra.
Задание 1. Посмотреть внимательно еще раз картинку, скажите, какие фигуры схожи с другими, а какие состоят из них (рис.35)
Задание 2. Строим фигуры в программе, выделяем их элементы (рис.37.2)
Рис.37.2 Задание 2
- окружность на плоскости, шар в пространстве (данные фигуры есть как инструменты в программе)
- квадрат на плоскости, куб в пространстве (рис.37.3)
Рис.37.3 Задание 3
- прямоугольник на плоскости, параллелепипед в пространстве (рис.37.4)
Рис.37.4 Задание 4
- треугольник и пирамида (рис.37.5)
Рис.37.5 Задание 5
Задание 3. (работа в паре, рис.37.6)
Как вы думаете, из каких элементов строятся такие фигуры, как конус и цилиндр? Раздаются элементы фигуры, из которых дети собирают фигуры.
4. Закрепление
4.1. Раздели на 2 группы:
4.2. Назовите, из каких фигур состоят следующие вещи (рис 37.7):
4.3. Соотнесите (рис.37.8):
Рис.37.8 Задание 8
4.4. Дорисуйте каждую картинку (рис.37.9) так, чтобы получились 2 разных изображения куба
Рис.37.9 Задание 9
5. Рефлексия:
- Больше всего на уроке понравилось…
- Было сложнее..
- На уроке я..
- Мне удалось…
- Теперь я знаю, что…
6. Домашняя работа. Написать план по построению фигуры: параллелепипед, цилиндр и призма (одну на выбор).