Конспекты НОД
Муниципальное бюджетное учреждение «Управление дошкольного образования» исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
Республиканский конкурс
«Воспитатель года - 2016»
Конспект ООД с детьми подготовительной группы на тему:
«Уйный-уйный үсәбез, “Шалкан” әкияте буенча»
(по программе Зифы Мирхатовны)
Воспитатель по обучению
детей татарскому и русскому языкам
Фатыхова Зульфина Ахматхановна,
первая квалификационная категория
МАДОУ –детский сад №80 “Капельки”
Тема: Темасы: | “Уйный-уйный үсәбез - “Шалкан ” әкияте буенча.
|
Интегрируемые образовательные области: Интеграл белем бирү өлкәләре: | Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально – личностное развитие, Художественно – эстетическое развитие Танып белү,аралашу, социальләштерү, музыка,иҗат, театральләштерү |
Вид: Төре: | Интегральләштереп белем бирү эшчәнлеге Интегрированная совместная образовательная деятельность |
Специфические виды детской деятельности, в которую вовлечены воспитанники: | Игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, драмматизация сказки Үстерелешле диалог, уен ситуациясе,әкиятне сәхнәләштерү. |
Цель: Максат: | Уен һәм әкият аша балаларны татар теленә кызыксындырып, сөйләм телен үстерү. |
Задачи: Бурычлар: 1.Образовательные Белем бирү бурычы 2.Развивающие Үстерү бурычы 3.Воспитательные Тәрбия бурычы | 1.Өйрәнелгән сүзләр хисабына балаларны аралашуга чыгару. Сөйләмне аралашу чарасы буларак камилләштерү. 2. Мөстәкыйль фикер йөртергә, җавап бирергә күнектерү, балада үзенең сөйләме белән кызыксыну һәм сизгерлек уяту. 3. Сөйләм әдәбе ( мөрәҗәгать итү) кагыйдәләрен камилләштерү. 4.Кечкенә генә ярдәмнең дә файдасы барлыгын аңлату. |
Методические приемы и формы организации деятельности: Методик алымнар һәм чаралар: | Уен,сорауларга җавап бирү, аңлату,әңгәмә, мактау,сюрприз, сәхнәләштерү, күрсәтмә ысуллар |
Оборудование и материалы: Җиһазлар:
| Өстәл, урындыклар, экран, ноутбук, әкият өчен маскалар, шалкан уенчыгы, магнитофонда “Бар матур бакча” музыкасы, серле капчык, конвертлар,магнитлар, пиктограммалар, ябалак уенчыгы, 2 уенчык телефон. |
Предварительная работа: Алдан эшләнгән эш: | Тема буенча материаллар, таратма материаллар, уенчыклар әзерләү. Әкиятне уку, мультфильмын карау, рәсемнәрен карау, ясау, әвәләү. |
Последующая работа | Таныш сүзләр хисабына төрле халык әкиятләрен сөйләү,сәхнәләштерү Табигатьне күзәтү |
Тәрбияче: Исәнмесез, балалар.
Балалар: Исәнмесез...
1.Уен ситуациясе: “Әйдәгез танышабыз”
Тәрбияче: ( Сюрпризный момент с совой).
Балалар: - Әйе.
Тәрбияче: - Давайте познокомимся.
2.Игра-диалог “Разговор по телефону”( сначало воспитатель и ребенок, потом дети сами.)
Саша: Алло.
Кристина: Алло.
Саша: Син кем?
Кристина: Мин Кристина, син кем?
Саша: Мин Саша.
Кристина: Исәнме,Саша.
Саша: Исәнме,Кристина.
Кристина : Хәлләр ничек, Саша?
Саша: Әйбәт. Хәлләр ничек, Кристина?
Кристина : Әйбәт,рәхмәт.
Саша: Кристина, нишлисең?
Кристина : Мин (ипи, алма, шалкан) ашыйм. Саша, нишлисең?
Саша : Мин уйныйм.
Кристина: Сау бул, Саша.
Саша: Сау бул, Кристина.
Тәрбияче: Булдырдыгыз, балалар. Әйдәгез тагын да яхшырак танышыр өчен уйнап алыйк әле.
3. Игра: “Знакомства на улице”
Артем:- Син кем?
Настя:- Мин Настя, син кем?
Артем:- Мин Артем.
Настя:- Исәнме,Артем.
Артем:- Исәнме,Настя.
Артем:- Настя кая барасың?
Настя :- Мин кафега барам, Артем син кая барасың?
Артем : -Мин театрга барам.
Настя:- Сау бул, Артем.
Артем:- Сау бул, Настя.
4. Игрушка - Сова(воспитатель): Молодцы дети, теперь я знаю, как надо знакомиться по татарски.
Игрушка - Сова(воспитатель): Я тоже хожу в театр. Недавно смотрела сказку и сделала несколько снимков и хочу, чтобы вы отгадали из какой сказки эти снимки.
Тәрбияче: Посмотрим, из какой же сказки твои снимки.(Балаларга конвертларны өләшә)
Тәрбияче: Из какой сказки снимки?
Балалар: Репка, Шалкан.
Тәрбияче:
Ребята, а вы помните сказку, “Репка”. (Экранда “Шалкан әкиятенең рәсемнәре барлыкка килә)”
Вопросы:
1. Кто посадил и вырастил большую репку репку? (әби, әти, бабай, әни)
2.Кого позвала внучка?(тычкан, әни, эт, песи)
3.Почему дед не смог вытащить репку один?(кечкенә, матур, зур)
4.Без кого не смог вытащить дед репку.(кыз, әти, тычкан, песи)
Тәрбияче: Булдырдыгыз, балалар.
5.Уен «Серле капчык»
Һәр бала капчыктан бер уенчык ала, бер – берсенән сорыйлар.
-Бу кем? (бу бабай...)
Тәрбияче: Булдырдыгыз, балалар.
Тәрбияче: Отдайте свои игрушки гостям, они будут смотреть на вас вместе с гостями.
6.“Шалкан әкиятен сәхнәләштерү”.
Тәрбияче балаларга әти, әни, әби, бабай, кыз, малай, эт, песи, тычкан битлекләрен тарата.
Тәрбияче: Мы посадим свою репку. Она будет ещё больше. Чтобы её вытащить нужно кого-то еще позвать. Давайте, позовём и маму, и папу. Как позовём?
Бергә: -Әти, кил монда. Әни, кил монда.
Тәрбияче: - Бабай шалкан утырткан, шалкан зур үскән. Бабай шалкан тарта. (Бабай шалкан тирәсендә йөри, тартып карый. Шалкан “чыкмый”).
Бабай: -1,2,3 шалкан зур. Шалкан юк.(Бабай әбине чакыра.)
Бабай:-Әби кил монда.(тарталар).
Бергә:-1,2,3 шалкан зур, шалкан юк.
Әби: -Малай, кил мода.(Сикерә-сикерә малай килә)
Бергә:-1,2,3 шалкан зур, шалкан юк.
Малай: -Әти, кил мода.(Әти килә).
Бергә:-1,2,3 шалкан зур, шалкан юк.
Әти: -Кыз, кил мода.(кыз килә).
Бергә:-1,2,3 шалкан зур, шалкан юк.
Кыз: -Әни, кил мода.(Әни килә).
Бергә:-1,2,3 шалкан зур, шалкан юк.
Әни: -Акбай, кил мода.(Акбай килә).
Бергә:-1,2,3 шалкан зур, шалкан юк.
Акбай: -Мияу, кил мода.(Мияу килә).
Бергә:-1,2,3 шалкан зур, шалкан юк.
Мияу: -Тычкан, кил мода.(Тычкан килә).
Шалканны тартып чыгаралар.
Бергә: Шалкан зур,тәмле.
8.Йомгаклау өлеше.
7..Җыр “Бар матур бакча” (хәрәкәтләр белән: зур,кечкенә, матур, кил әле...)
1)Бар матур бакча,
Анда шалкан үсә. ( ярымтүгәрәктә басып торалар)
Менә шундый шалкан зур, (хәрәкәт белән
Менә шундый кечкенә. күрсәтәләр)
Кушымта:
Шалкан, шалкан, кил әле, (шалкан уртада,
Биеп, биеп кит әле. бииләр)
Әллә-лә,әллә-лә, (балалар
Биеп, биеп кит әле кул чабалар)
8.Йомгаклау өлеше.
Тәрбияче: - Дәрес ошадымы?
-Нинди уеннар уйнадык?
-Сез булдырдыгыз, молодцы.
Тәрбияче (уенчыкны ала):-Ябалак сезгә бик рәхмәтле, ул рәсемнәрне бүләк итеп сезгә калдыра. Өйдә әни-әтиегезгә әкиятне сөйләп күрсәтерсез.(Балаларга рәсемнәрне өләшә)
Конспект НОД по обучению детей татарскому языку (старшая группа, УМК)
Тема: « День рождения Акбая ».
Цель:
- формировать у детей интерес к общению на татарском языке, познанию нового посредством использования знаний детей по УМК.
Задачи:
- закрепить умение детей общаться с педагогом, использовать вежливые слова на татарском языке;
- способствовать развитию диалога между воспитателем и детьми на татарском языке;
-закрепить умение правильно произносить существительные, прилагательные, называть цвет, размер, количество по татарски;
-воспитывать интерес к игре, дружелюбие, взаимопомощь, сотрудничество.
Ход: – Исәнмесез балалар!
- Исәнмесез!
- Хәлләр ничек?
- Әйбәт рәхмәт.
Воспитатель: Ребята сегодня у Акбая день рождение, он пригласил нас в гости. Но сначала нам нужно купить в игрушечном магазине подарки.
(Выбирается продовец)
- Исәнмесез!
- Исәнмесез!
- Хәлләр ничек?
- Әйбәт, рәхмәт.
- Нәрсә кирәк?
- Туп(курчак, машина, аю, куян, песи, эт) кирәк.
- Нинди туп(курчак, машина, аю, куян, песи, эт)?
- Зур, матур, кызыл,чиста туп.
- Ничә туп?
- Ике(1-5) туп.
- Мә ике матур туп.
- Рәхмәт. Сау бул!
- Сау бул!
Воспитатель: Вот подарки купили, а сейчас давайте подарим Акбаю.
- Мә Акбай, матур туп уйна.
- Мә Акбай зур машина уйна. и т. д.
Воспитатель: Вот и поздравили с днём рождения, а сейчас давайте споем Акбаю песенку “Карусель” (трек №69).
Воспитатель: Ребята, Акбай для нас приготовил угощения. Попросите у него, что вам нужно.
Воспитатель: Родион, нәрсә кирәк?
Рома: Чәй кирәк.
Воспитатель: Нинди чәй?
Рома: Тәмле чәй.
Воспитатель: Мә, тәмле чәй.
Рома: Рәхмәт. Чәй тәмле.
Воспитатель: А сейчас давайте угостим наших гостей.
Маша: Әни, мә, алма аша.
Рома: Әби, мә, чәй эч.
А сейчас давайте поработаем в тетрадях. (16 задание “Подарки к дню рождения Акбая”)
Воспитатель: Молодцы, вот мы и поздравили Акбая. Закрыли тетради. Вам понравилось? Сау булыгыз!
Конспект НОД по обучению детей татарскому языку в старшей группе на тему "Бар матур бакча"в МАДОУ №80
Использованная образовательная программа: «Региональная программа дошкольного образования» Р.К.Шаехова, Казань 2012.
Возрастная группа: Подготовительная группа.
Методика дошкольного образования: «Обучение татарскому языку русскоязычных детей».
Обучающие задачи:
1.Обогащение словарного запаса.
Развивающие:
1. Развивать диалогическую речь и обращение друг другу на татарском языке.
Воспитательные:
1. Воспитать у детей желание говорить на татарском языке.
Предварительная работа с детьми: разучивание песни «Безнен бакча», изготовление полумасок овощей, лепка овощей из соленого теста.
Дидактическое обеспечение занятия:
Для воспитателя: телевизор, ноутбук, корзина с муляжами овощей, игрушечная собака Акбай и котенок Мияу.
Для детей: полумаски овощей, ведра, муляжи овощей.
Структура НОД:
1. Вводная часть (4-5 мин).
Цель: создание интереса, эмоционального настроя к НОД.
Организационный момент:
1. Здороваемся.
2. Вопросы:
Син кем? Ты кто?)
Сиңа ничә яшь? (Сколько тебе лет?)
2. Основная часть (18 мин)
Цель: реализация задач программного содержания.
Методические приемы:
1. Повтор пройденной темы.
2. Сюжетно – ролевая игра «Магазин».
3. Соревновательная игра.
4. Музыкально-хороводная игра.
5. Творческое задание детей (Рисование).
6. Заключительная часть (1-2 мин).
Цель: подвести итог НОД.
Использованная литература:
Г.З.Гарафиева «Детские праздники» Казань, 2003г.
УМК «Говорим по-татарски. Методическое пособие по обучению детей татарскому языку» Казань, 2012г.
«Пляшем, поем и играем» Казань, 2007г.
Ход занятия:
Вводная часть:
Воспитатель: Здраствуйте, ребята! Исәнмесез балалар!
Дети: Исәнмесез Зульфина Ахметовна!
Воспитатель: Хэллэр ничек?
Дети: Эйбэт. Рээхмэт.
Воспитатель: спросите как у меня дела?
Включается аудиозапись.
Воспитатель: А это мои лучшие друзья Акбай и Мияу. Они очень добрые и веселые помощники. Акбай и Мияу разговаривают по другому, по-татарски. Послушайте, как они здороваются друг с другом.
А теперь ребята давайте предложим Акбаю и Мияу посидеть! Утыр Акбай, Утыр Мияу.
Воспитатель: Молодцы. Акбай и Мияу тоже хотят с вами познакомиться. Поэтому ребята, предлагаю вам игру «Син кем?», «Ты кто?». С помощью мяча, задавая друг другу вопрос «Син кем» будем знакомиться на татарском языке.
Передаю мяч с вопросом «Син кем?». Дети рассказывают про себя на татарском языке.
Основная часть:
Воспитатель: Бик яхшы, булдырдыгыз. Ребята, нам Акбай и Мияу принесли корзину с овощами. Давайте узнаем, какие же овощи принесли нам Акбай и Мияу и назовем их на татарском языке. Достаю овощи из корзины.
Обращаю внимание детей на овощи.
Воспитатель: Бу нәрсә? (показываю картошку).
Дети: Бәрәңге.
Воспитатель: Бу нәрсә? (показываю морковь).
Дети: Кишер.
Воспитатель: Бу нәрсә? (показывая лука).
Дети: Суган.
Воспитатель: Молодцы.
Воспитатель: Бу нәрсә?
Дети: Кәбестә.
Воспитатель: Бу нәрсә?
Дети: Кыяр.
Воспитатель: Бу нәрсә?
Дети: Помидор.
Воспитатель: Слово помидор на русском и татарском языках звучит одинаково.
Воспитатель: А сейчас ребята я предлагаю вам поиграть с овощами в с/р игру «магазин».
Воспитатель: Молодцы. Предлагаю еще провести соревновательную игру «Собирай урожай».
Дети делятся на 2 команды, ставятся 2 ведерка, на пол раскидываю муляжи овощей, на счет 3 игра начинается.
Воспитатель: Ребята, давайте назовем какие овощи собрали команда девочек.
Воспитатель и дети: Бәрәңге, суган, кишер, кыяр, помидор.
Воспитатель: Молодцы. Давайте посчитаем овощи.
Считаем на татарском языке.
Воспитатель и дети: Бер, ике, өч, дүрт, биш.
Воспитатель: Давайте посмотрим, какие овощи собрали команда мальчиков.
Воспитатель и дети: Суган, кәбестә, кыяр, кишер, помидор, бәрәңге.
Воспитатель: Посчитаем овощи на татарском языке.
Воспитатель и дети: Бер, ике, өч, дүрт, биш, алты, җиде.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Поиграем в музыкально-хороводную игру «Бар матур бакча» («Есть красивый огород»).
Детям одеваю полумаски овощей. Сначала роль дается активному, сильному ребенку, дальше роль предлагается неуверенному, замкнутому в себе ребенку.
Бар матур бакча
Анда үсә кишер
……………
(ребенок с полумаской «моркови» выходит в середину круга и танцует).
Игра продолжается со всеми изученными овощами.
Творческое задание для детей: разукрашивание гуашью сделанные из соленого теста муляжи овощей.
Заключительная часть:
Воспитатель: Молодцы. Ребята, вам понравилось занятие татарского языка? А какие новые слова мы сегодня с вами узнали? А что для вас было трудным? Что бы вы хотели рассказать родителям, друзьям (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, поблагодарим за овощей Акбая и Мияу и прощаемся с ними.
Воспитатель: Саубулыгыз, балалар!
Республиканский конкурс
«Воспитатель года - 2016»
Презентация мастер- класса для педагогов ДОУ на тему:
«Развивающие игры нового поколения
в обучение детей татарскому языку »
(по программе Зифы Мирхатовны)
Цель:
- повышение профессиональной компетентности педагогов через использование инновационных игровых технологий при организации работы с детьми по обучению детей татарскому языку.
Задачи:- познакомить педагогов с авторскими развивающими играми и применением их в обучение детей татарскому языку в детском саду;
- формировать правильную устную речь у детей дошкольного возраста через игровую деятельность;
- совершенствовать речь как средство общения, прививать речевые навыки через игровые ситуации.
Форма проведения: мастер-класс.
Ход семинара.
-Добрый день, уважаемые коллеги!
-Исәнмесез, хөрмәтле хезмәттәшләр.
Уен балалар тормышында әһәмитяле урын алып тора. Мин уеннарны балаларны татар теленә кызыксындыру чарасы итеп кулланам. Эшчәнлек барышында уеннар куллану балаларның күңел күтәренкелеген күтәрә, кызыксынуларын арттыра. Төрле авырлыктагы материалны җиңел үзләштерергә ярдәм итеп кенә калмыйча, аларны бар яктан да формалаштыра, үз-үзенә ышаныч тудыра. Мин балаларны татар теленә өйрәткәндә төрле уен технологияләрен кулланам. Бу дидактик, рольле уеннар, сәхнәләштерү, компьютер уеннары, ягъни яңа буын уеннары. Компьтер уеннары балаларның логик фикерләү сәләтен, акыл сәләтен, хәтерне, сөйләм телен, күзаллауны үстерергә нык ярдәм итә.
Мин паноборд программасын өйрәнеп, үзем уеннар ясадым. Бу уеннарны эшчәнлекнең бер өлеше итеп яңа сүз белән таныштырганда да, эшчәнлектән тыш та кулланып була. Бигрәк тә балаларның татар теленнән белемнәрен тикшергәндә уңайлы һәм мавыктыргыч.Уеннар башта гади, аннан катлаулана барып төзелергә тиеш. Хәзер сезгә шул уеннардан төзелгән мастер-класс күрсәтеп китәм.
Разминка по сказке «Теремок».
Задачи: развивать речь, память, воображение, логическое мышление, умение работать в коллективе.
1.Кто первым увидел Теремок?
ЭТ , ПЕСИ, ТЫЧКАН, КУЯН
2.Каким был Теремок?
ЗУР, КЕЧКЕНӘ, ПЫЧЫРАК, ЧИСТА
3.Кто попросился в теремок после лисы?
КУЯН, АЮ, БАКА, БҮРЕ
4.Из-за кого развалился дом?
ТЫЧКАН, АЮ, КЕРПЕ, ЭТ
5.Это сказка какого народа?
ЧУВАШ, ТАТАР, РУС, МАРИ
2 игра- Поле чудес.
Задачи: Развивать логическое мышление, внимание, память, речь, ум, воображение.
1 | А | Ю |
| ||
2 | Б | Ү | Р | Е |
|
3 | К | У | Я | Н |
|
4 | К | Е | Р | П | Е |
5 | Т | Ө | Л | К | Е |
Вопросы о диких животных:
1.У какого лесного зверя зимой появляются детеныши?
2.Кого из зверей называют санитаром леса?
3.Я меняю серую шубку на белую.
4.Под соснами, под елками лежит клубок с иголками?
5.Какое животное носит рыжую шубу.
3 игра - «Назови, лишнее слово».
Задачи: развивать внимание, мышление, речь, словарный запас .
1) күлмәк,чалбар, футболка, тәлинкә
2) ипи, чәй, ботка, аш, әни
3) бәрәңге, кишер, суган,чалбар
4) курчак, туп, машина,суган
5) бабай, әти, әни, сөт
4 игра – Подбери слово.
Задачи: развивать речь, словарный запас у детей, память, логическое мышление.
1) Мин___ яратам. КӨН
2) Хәерле___ Алсу. ЧИСТА
3) Мин____ уйныйм. КИШЕР
4) _____ кирәк. ТУП
5) Курчак____. ЧӘЙ
Спасибо за игру.
Тема: ”Мин тәрбияче”.
Максат: Балаларның сөйләм телен ныгыту, сүз һәм сүзтезмәләрне төрле ситуацияләрдә кулланышка кертү.
Бурычлар: 1. Сөйләмне аралашу чарасы буларак камилләштерү.
2. Мөстәкыйль фикер йөртергә, җавап бирергә күнектерү, балада үзенең сөйләме белән кызыксыну һәм сизгерлек уяту.
3. Сөйләм әдәбе (сорау, мөрәҗәгать итү, рәхмәт белдерү, исәнләшү, саубуллашу) кагыйдәләрен камилләштерү.
Җиһазлау: уенчык телефоннар, таратма материаллар(өчпочмак,пица.аш, ботка...), керпе(аю,куян,курчак...) уенчыгы, пиктограммалар(өйгерә,утыра...).
Белем бирү эшчәнлеге
1.Оештыру өлеше.
-Исәнмесез, балалар.
-Исәнмесез, Зөлфинә Ахматхановна.
-Хәлләр ничек, балалар?
-Әйбәт, рәхмәт.
- Хәлләр ничек, Зөлфинә Ахматхановна?
-Әйбәт, рәхмәт.
-Сегодня вы сами будете воспитателем и проведете занятие. Дети, вспомним вместе, как будет по-русски :
З.А.-Сиңа ничә яшь?
Дети:-Сколько тебе лет?
З.А.- куда идешь?
Дети: -Кая барасың?
З.А.:- Мирон, ты воспитатель.
2.Мирон:- Игру “Знакомство” покажут Настя и Артем.
Артем:- Син кем?
Настя:- Мин Настя, син кем?
Артем:- Мин Артем.
Настя:- Исәнме,Артем.
Артем:- Исәнме,Настя.
Настя : -Ничә яшь?
Артем:- Алты яшь, ничә яшь Настя?
Настя :- Алтя яшь.
Артем:- Настя кая барасың?
Настя :- Мин кафега барам, Артем син кая барасың?
Артем : -Мин кинотеатрга барам.
Настя:- Сау бул, Артем.
Артем:- Сау бул, Настя.
Уен: “Кафеда”.
Кирилл:- Игру “ Кафеда” покажут Настя Д. и Рома.
Рома: -Исәнме.
Настя: -Исәнме.
Рома:-Син кем?
Настя:-Мин Настя, син кем?
Рома: -Мин Рома.
Настя: Рома нәрсә кирәк?
Рома: -нәрсә бар?
Настя:-Аш,бәрәңге....бар.
Рома:- Өчпочмак бир әле, мин өчпочмак яратам.
Настя:-Мә, өчпочмак аша.
Рома:-Рәхмәт, сау бул.
Маша:-Игру “Разговор по телефону покажут Саша и Кристина.”
Диалог “Телефоннан сөйләшү”.
Балалар бер-берсе белән телефоннан сөйләшәләр.
Саша: Алло.
Кристина: Алло.
Саша: Син кем?
Кристина: Мин Кристина, син кем?
Саша: Мин Саша.
Кристина: Исәнме,Саша.
Саша: Исәнме,Кристина.
Кристина : Хәлләр ничек, Саша?
Саша: Әйбәт. Хәлләр ничек, Кристина?
Кристина : Әйбәт,рәхмәт.
Саша: Кристина, нишлисең?
Кристина : Мин (ипи, алма) ашыйм. Саша, нишлисең?
Саша : Мин уйныйм.
Кристина: Сау бул, Саша.
Саша: Сау бул, Кристина.
Света:-От имени животного о себе расскажет Миша.
Миша:- Мин керпе. Мин матур керпе, кечкенә керпе. Мин йөгерәм.
3.Настя Д.:-Дети, а теперь будем отвечать на вопрос:- Син нишлисең?(работа на компьютере).
Ответы детей:- мин сикерәм, мин утырам...
4.Уен: “Командир”.
Настя Д.(дает команду)-Утыр, аша, сикер!
5.Дәрескә йомгак ясау.
Саубуллашу.