Университет третьего возраста

Гайнулина Наталья Вячеславовна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Составитель рабочей программы:

Гайнулина Наталья Вячеславовна,

инструктор по труду социально-реабилитационного отделения для граждан пожилого возраста и инвалидов.

  1. Пояснительная записка

  1. Актуальность программы

     В современной жизни самой важной проблемой пожилых людей является социальное одиночество - это тяжелое эмоциональное переживание. Поэтому пожилому человеку особо необходимы социальные контакты.

     Каждый человек - это индивидуальность и соответственно в каждом есть, что-то особенное, то чего нет у других. Проблема большинства людей в том, что они не могут найти в себе таланты и реализовать их должным образом. Некоторые таланты передаются людям по наследству, но человек не всегда это сразу осознает в полной мере. В каждом из нас есть множество талантов, только, к сожалению, далеко не всем из этих талантов люди уделяют должное внимание.

Стремление к красоте неотъемлемо от человеческой природы. Оно было присуще всегда. Издревле человек украшал свою одежду, жилище, предметы быта и интерьера, что делало его жизнь более яркой, самобытной, эмоционально насыщенной.

Декоративно-прикладное искусство (далее – ДПИ) имеет многовековую историю, получившую сегодня поистине массовое распространение. Овладение навыками ДПИ позволяет удовлетворить художественные и эстетические потребности.

Сегодня интерес к  ДПИ необычайно возрос. Самая взыскательная мода не только не чурается, а наоборот, предполагает отделку одежды вышивкой, вязанием, искусственными цветами, кожей, замшей. Это делает вещи более выразительными, а их владельцам позволяет создавать свой самобытный, индивидуальный стиль.

Раскрытие индивидуальности и талантов слушателей начинается уже на первых занятиях кафедры «Творческое развитие».  Пожилые люди узнают и овладевают огромным разнообразием тайн работы с различными материалами, такими как натуральная кожа, мех и их комбинациями. Знакомятся со старинным рукоделием – объемной вышивкой. Растения, животные, люди, вышитые на ткани, выглядят как живые. Такой эффект достигается за счет использования специальных швов, выполняемых различными нитками и лентами. Пожилые женщины с удивлением открывают, что искусство объемной вышивки доступно даже начинающим. Изделия получаются неповторимыми, перекликаются с  внутренним эмоциональным состоянием, отзываясь в душе автора и зрителя острым ощущением счастья.

Все занятия программы кафедры адаптированы с учетом возраста посещающих граждан и направлены не только на овладение новыми знаниями и умениями, но и на повышение ориентировки во внешнем мире и в себе самом, согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.

1.2 Целевая группа

          Целевой группой являются граждане, достигшие пенсионного возраста (женщины 55 лет и старше), проживающие на территории города Урай Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

1.3 Цель и задачи рабочей программы

          Целью программы является: создание условий для активного и полноправного участия граждан пожилого возраста в процессе развития активного образа жизни, в активизации творческих способностей, содействие самоорганизации граждан пожилого возраста и инвалидов, повышения у граждан пожилого возраста уровня духовной культуры, посредством приобщения к истории родного края, творческой деятельности.

          Основные задачи программы:

-  организация и проведение мероприятий с гражданами пожилого возраста, направленными на восстановление объема движений верхних конечностей;

-  способствовать активизации граждан пожилого возраста к участию в трудовой деятельности, снижение уровня зависимости от посторонней помощи;

-  вовлечение граждан пожилого возраста и инвалидов в сферу творческой и социальной активности;

-  содействие в организации содержательного и познавательного досуга граждан пожилого возраста;

-  содействие в реализации творческого потенциала пожилого человека, средствами декоративно-прикладного искусства;

- повышение значимости творческого взаимодействия и коммуникабельности;

- сформировать необходимые компетенции и практические навыки у граждан пожилого возраста для осуществления волонтерской деятельности.

1.4 Формы  работы

При реализации программы применяются:

  1. Индивидуальные формы работы: анкетирование, практическое занятие, консультирование, беседа, опрос.
  2. Групповые формы работы: семинар-практикум, семинар, практикум, тематическая лекция, досуговые мероприятия, дискуссия.

1.5 Методы работы

При реализации программы используются следующие методы работы:

 -организационные (планирование, информирование, координирование);

 - исследовательские (анализ документации, наблюдение (прямое и косвенное) , беседа, анкетирование);

 -практические (лекции, методы активного социально-психологического обучения взрослых, практические занятия (индивидуальные и групповые), методы организации досуговых мероприятий);

 - аналитические (анализ результатов исследования, обобщение, публикации и выступления по результатам проведенной работы).

Вновь поступившие слушатели проходят тестирование и анкетирование, которые позволяют определить их расположенность к видам  декоративно-прикладного творчества, их умения и навыки в каждом конкретном виде ДПИ. В начале каждого занятия со слушателями проводятся упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук, так как у пожилых, в силу возраста, мелкая моторика руки утрачивает свою ловкость и силу.

Огромную помощь при проведении коллективных занятий оказывают пожилые волонтеры из числа граждан, уже окончивших обучение на кафедре. Пожилые волонтеры проводят показательные выставки своих работ вновь поступившим, оказывают помощь в подготовке материалов к занятиям, помогают настроить новичков на плодотворные занятия, а так же создают благоприятный психологический настрой, который способствует формированию уверенности новичков в своих возможностях.

  1. Содержание программы

2.1 Этапы реализации  программы.

          Программа занятий кафедры «Творческое развитие» циклична, долгосрочна и реализуется в рамках трех последовательных этапов: организационного, практического и аналитического.

1 этап – организационный. Срок реализации – в начале каждого учебного потока.

Цель организационного этапа: выявление потребностей, склонностей и возможностей пожилых людей  заниматься оздоровлением, декоративно-прикладным творчеством, проведение диагностических исследований позволяющих определить исходный уровень знаний слушателя, его личностные особенности и склонности.

На данном этапе с целью информирования и знакомства слушателей пожилого возраста с новыми методиками и технологиями в декоративно-прикладном творчестве планируется разработка практических пособий.

2 этап – практический. Срок реализации - в течение занятий учебного потока

Цель практического этапа: содержит блок ознакомления с теоретическими знаниями и блок практических занятий по  декоративно-прикладному творчеству.

В процессе обучения, на занятиях, слушатели пожилого возраста знакомятся с методиками выполнения и техникой различных специальных операций в декоративно-прикладном творчестве: изучают технику выполнения работ из природных материалов, таких как мех, кожа и проч. Особое значение уделяется развитию мелкой моторики пальцев рук при занятии декоративно-прикладным творчеством. Проводятся беседы, консультации. Используется демонстрационный материал.

       Продолжительность одного занятия составляет 40-45 минут, но не более 90 минут.

       Занятие могут проводится на добровольной основе, без дополнительной оплаты, волонтерами различных организаций и учреждений, вовлеченных в проект, а также волонтерами, из числа граждан пожилого возраста, прошедших обучение на ранних потоках.

3 этап – аналитический.  Срок реализации – в конце каждого учебного потока

Цель аналитического этапа: оценка результативности мероприятий программы.

На аналитическом этапе проводятся диагностические исследования с целью определения полученных умений в конце каждого потока. Проходит подведение итогов деятельности по программе кафедры «Творческое развитие», организация выставки работ слушателей. Определяются перспективы  программной деятельности.

Посещение занятий Программы не предполагает вручение слушателям сертификатов, дипломов или других видов справок о прохождении обучения.

2.2 Календарно-тематический план.

№ п/п

Дата

Тема занятия

Ответственный: Ф.И.О. преподавателя, должность, наименование отделения.

1

01.11.2016

Вышивка шелковыми лентами. Тема: изготовление цветка роза

Гайнулина Н.В. инструктор по труду СРО

2

02.11.2016

Вязание. Тема: узор снежинка

Гайнулина Н.В. инструктор по труду СРО

3

07.11.2016

Кожаная пластика. Тема: технология изготовления цветка роза, технология изготовления чехла для сотового телефона из кожи.

Гайнулина Н.В. инструктор по труду СРО

4

09.11.2016

Вязание. Тема: узор «квадрат»

Гайнулина Н.В. инструктор по труду СРО

5

14.11.2016

Бисероплетение. Тема: изучение техники параллельного плетения, французского плетения.

Гайнулина Н.В. инструктор по труду СРО

6

16.11.2016

Вязание. Тема: узор «круг»

Гайнулина Н.В. инструктор по труду СРО

7

21.11.2016

Славянская традиционная кукла. Тема: «Вепсская кукла»

Гайнулина Н.В. инструктор по труду СРО

8

23.11.2016

Вязание крючком. Тема: «узор столбик»

Гайнулина Н.В. инструктор по труду СРО

9

28.11.2016

Северный сувенир. Тема: изготовление куклы охотник

Гайнулина Н.В. инструктор по труду СРО

10

30.11.2016

Вязание крючком. Тема: узор «ромашка».

Гайнулина Н.В. инструктор по труду СРО

11

05.12.2016

Вышивка шелковыми лентами. Тема: «виды швов, используемые при вышивке шелковыми лентами».

Гайнулина Н.В. инструктор по труду СРО

12

7.12.2016

Вязание крючком. Тема: узор «ромашка».

Гайнулина Н.В. инструктор по труду СРО

13

12.12.2016

Валяние из шерсти. Тема: изготовление изделия в технике «сухое валяние Петух»

Гайнулина Н.В. инструктор по труду СРО

14

14.12.2016

Вязание крючком. Тема: узор цветок.

Гайнулина Н.В. инструктор по труду СРО

2.3 Ресурсы

Кадровые ресурсы

Реализатор программы -  инструктор по труду социально-реабилитационного отделения граждан пожилого возраста и инвалидов.

           Материально-технические ресурсы

           Занятия проводятся в кабинете трудотерапии социально-реабилитационного отделения граждан пожилого возраста и инвалидов.

Расходный материал предоставляется.

            Информационные ресурсы

            Информация о деятельности Программы размещается в печатных СМИ «64 Меридиан», «Знамя» с целью доведения информации о деятельности Программы  до граждан пожилого возраста.

             Методические ресурсы

          План-конспекты занятий:

  1. План-конспект занятия «Изготовление бутона розы»;
  2. План-конспект занятия «Изготовление панно «Роза»;
  3. План-конспект занятия «Виды швов, используемые при вышивке шелковыми лентами»;
  4. План-конспект занятия «Узоры, используемые при вышивке шелковыми лентами»;
  5. План-конспект занятия «Технология изготовления декоративного изделия, вышитого шелковыми лентами (мешочек)»;
  6. План-конспект занятия «Технология изготовления чехла для сотового телефона из кожи»;
  7. План-конспект занятия «Изготовление подвески «Фантазия» в монтажной технике»;
  8. План-конспект занятия «Изготовление корзинки из шелковых лент»;

          Мастер-классы:

  1. Мастер-класс «Вепсская кукла»;
  2. Мастер-класс «Валяние»;
  3. Тренировка мелкой моторики рук у пожилых.

          Памятки:

  1. Вид творчества «Флористика»;
  2. Крупотерапия;
  3. Домовой в славянской мифологии;
  4. Пальчиковая гимнастика против склероза.

Диагностический материал:

  1. Диагностика «Теппинг – тест».

   Анкеты:

1. По изучению начальных  социально-трудовых навыков у граждан пожилого    возраста на занятиях декоративно-прикладного творчества;

      2. По изучению полученных социально-трудовых навыков у граждан пожилого возраста на занятиях декоративно-прикладным творчеством.

2.4 Ожидаемые результаты

          Реализация Программы кафедры «Творческое развитие» предполагает достижение количественных результатов.

    Задачи, поставленные программой:

 -  вовлечение граждан пожилого возраста и инвалидов в сферу творческой и социальной активности;

-  содействие в реализации творческого потенциала пожилого человека, средствами декоративно-прикладного искусства;

    Ожидаемый результат при реализации поставленных задач:

  1. Произойдет вовлечение около 8 граждан пожилого возраста в сферу творческой и социальной активности;
  2. Состоится привлечение около 12 граждан пожилого возраста и инвалидов к занятиям декоративно-прикладным творчеством.

          Реализация Программы кафедры «Творческое развитие» предполагает достижение качественных результатов.

     Задачи, поставленные программой:

 - организация и проведение мероприятий с гражданами пожилого возраста, направленными на восстановление объема движений верхних конечностей;

-  способствовать активизации граждан пожилого возраста к участию в трудовой деятельности, снижение уровня зависимости от посторонней помощи;

-  содействие в организации содержательного и познавательного досуга граждан пожилого возраста;

- повышение значимости творческого взаимодействия и коммуникабельности;

- сформировать необходимые компетенции и практические навыки у граждан пожилого возраста для осуществления волонтерской деятельности.

Ожидаемый результат при реализации поставленных задач:

  1. Сформируются и закрепятся социально-трудовые навыки пожилых людей;
  2. Улучшатся двигательные функции верхних конечностей;
  3. Слушатели пожилого возраста научатся самоорганизации содержательного и познавательного досуга;
  4. Произойдет реализация творческого потенциала пожилого человека

средствами декоративно-прикладного искусства;

6.  Произойдет повышение значимости творческого взаимодействия и

коммуникабельности;

7. Сформируются необходимые компетенции и практические навыки у граждан пожилого возраста для осуществления волонтерской деятельности

  1. Граждане пожилого возраста познакомятся с разными видами декоративно-прикладного творчества.
  2. Состоится участие слушателей в городских, окружных выставках и мероприятиях.

Список используемой литературы

  1. Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 года №164-р
  2. Приказ Депсоцразвития Югры №811-р от 30 ноября 2016 года «Об организации работы по оказанию социальных услуг гражданам старшего поколения в рамках программы обучения «Университет третьего возраста».
  3. Андрианова Г.И.   Художественная обработка кожи /-   СПб, 2009. -65с.
  4. Аналина Т.В. Художественные изделия из кожи. Руководство по

           Рукоделию /  - Москва, 2010. -108с.

  1. Байбурин А.К.  «Жилище в обрядах и представлениях восточных        

     славян».  А.К. Байбурин. -Санкт-Петербург,2010. -189с.

  1. Котова Т.В.  Стильные штучки из кожи и ткани / Т.В.Котова. - Москва, 2009. -73с.
  2. Кутюшев Ф.С. Скорняжное производство / Ф.С. Кутюшев. - Москва, 2009. -152с.
  3. Криничная Н.А.  «Русская мифология: мир образов фольклора» / Н.А.  

            Кричинская. - Москва,2010. -178с.

  1. Бут Лини Здоровье на кончиках пальцев, Астрель, 2007
  2. Носвитцкий В.В., Гольдберг Е.Д.   Патофизиология. – Тольятти,  2001.
  3. Высоцкая И.В., Митина А.М. Модели и технологии обучения людей пожилого  

           возраста: анализ отечественных и зарубежных подходов / Известия  

           ВолгГТУ.2010№8.URL:

http://cyberleninka/ru/article/n/modeli-i-tehnologii-          

            obucheniya-lyudey-pozhilogo-vozrasta-analiz-otechestvennyh-i-zarubezhnyh-  

             podhodov.

  1. Ермолаев И.С. Обучение лиц старшего возраста и пенсионеров – новые горизонты взаимопонимания и сотрудничества 2013. URL: http://kpfu/ru/docs/F280987030/all_age/pdf.

Приложение.

Анкета

По изучению начальных социально-трудовых навыков у граждан пожилого возраста на занятиях декоративно-прикладного творчества.

1.Возраст _________________________________________________________

2.Образование (нужное подчеркнуть)

Высшее, среднее специальное, среднее.

3. Каким видом творчества владеете:

  • Бисероплетение;            
  • Вязание спицами;
  • Вязание крючком;                                                                      
  • Тестопластика;
  • Лоскутное шитьё;
  • Флористика;
  • Вышивание;                                                
  • Работа с мехом;
  • Работа с кожей;
  • Или что-то другое______________________________________________

4. Как часто вы уделяете время любимому занятию? _____________________

5. Влияет ли ваше увлечение на настроение, самочувствие? _______________

6. Используете ли вы свои навыки для оформления интерьера своего дома,

    изготовления подарков? ___________________________________________

7. Обучаете ли вы своих родных и близких своим умениям? _______________

8. Принимаете ли вы участие в творческих выставках? ___________________

9. Какими видами декоративно – прикладного искусства Вы хотели бы  

    овладеть? (нужное подчеркнуть).

    Кожаная пластика

    Вышивка шелковыми лентами

    Бисероплетение

    Валяние, вязание

    Или что-то другое_________________________________________

Благодарим за сотрудничество.

 

Анкета

По изучению полученных социально-трудовых навыков у граждан пожилого возраста на занятиях декоративно-прикладным творчеством.

1.Возраст _________________________________________________________

2. Образование (нужное подчеркнуть)

    Среднее

    Среднее специальное

    Высшее

3. Какие новые знания и умения Вы приобрели на занятиях? __________________________________________________________________

4. Устраивает ли Вас методика преподавания материала? __________________________________________________________________

5. Что Вам понравилось больше всего на занятиях? (нужное подчеркнуть)

    Беседы

    Практическая работа

    Мастер-классы

6. Какими видами декоративно – прикладного творчества Вы хотели бы овладеть? _________________________________________________________

7. Ваши замечания и пожелания?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Благодарим за сотрудничество.



Предварительный просмотр: