Отчеты о реализации социально-реабилитационных программ
- За отчетный период по программе "П.О.Р.А.-быть вместе" прошло 4 инвалида. У 3 инвалидов двигательные функции верхних конечностей частично нарушены в следствии болезни. У 1 инвалида объем движения верхних конечностей сохранен.
- Периодичность занятия – 1 раз в неделю, продолжительностью 45 минут.
- Структура занятия
- 1. Вводная часть
- Приветствие и информирование о предстоящем занятии, анализ домашнего задания – 5 минут.
- 2. Основная часть – 35 минут
- а) Занятия по восстановлению мелкой моторики с использованием различных методик и тренажеров – 10 минут.
- б) Занятия декоративно-прикладным творчеством или арттерапией, освоение различных техник ДПИ по желанию инвалида – 25 минут
- 3. Заключение – 5 минут
- а) Подведение итогов занятия.
- б) Домашнее задание
Результат:
По итогам промежуточной диагностики положительная динамика просматривается у всех участников программы (увеличился темп движения кистей верхних конечностей, незначительное увеличение произошло в пораженных конечностей. Уменьшился треммер и спастичность мышц). Инвалид с сохраненным объемом движений верхних конечностей с увлечением осваивает технику декоративно-прикладного творчества «Бисероплетение». С удовольствием выполняет домашнее задание и демонстрирует свои изделия, тем самым повышает свою самооценку и значимость в обществе. Для других участников программы он является лидером.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность занятий Через 2-3 месяца после окончания курса реабилитации и абилитации состояние инвалидов ухудшается. Причем, в ряде случаев инвалид возвращается в состояние, в котором он находился до прохождения курса реабилитации и абилитации.
Цель занятий сохранение положительной динамики физического и психоэмоционального состояния инвалидов в межреабилитационный период, в условиях повседневной жизни.
Задача занятий организация и проведение курса поддерживающих занятий в кабинете трудотерапии по реабилитации и абилитации инвалидов методами оккупационной терапии, по сохранению положительной динамики физического и психоэмоционального состояния в межреабилитационный период.
Целевой группой предоставления занятий являются: инвалиды от 18 лет, завершившие прохождение основного периода реабилитации в течение 21 дня в социально – реабилитационном отделении для граждан пожилого возраста и инвалидов.
Особенности занятий Занимаясь в рамках программы «ПОРА» реабилитационными мероприятиями с использованием творческого процесса, идет воздействие на рецепторный аппарат кистей рук, стимулируется мелкая моторика, стимулируются мыслительные процессы головы, развивается координация движение, глазомер, точность действий, аккуратность при выполнении движений. Занятие творческим процессом в кабинете оккупационной терапии способствуют полноценному функционированию организма.
Правильное построение творческого процесса с учетом индивидуальных возможностей, психологических и физиологических особенностей дает положительный результат для адаптации инвалида За отчетный период по программе «ПОРА» прошло 4 инвалида. У 3 инвалидов двигательные функции верхних конечностей частично нарушены в следствии болезни. У 1 инвалида объем движения верхних конечностей сохранен . Для каждого участника программы индивидуально были подобраны методы реабилитации. Формы организации занятия: групповая. Периодичность 1 раз в неделю. Продолжительность 45 мин.
Правильное построение творческого процесса с учетом индивидуальных возможностей, психологических и физиологических особенностей дает положительный результат для адаптации инвалида. За отчетный период по программе ПОРА прошло 4 инвалида. У 3 инвалидов двигательные функции верхних конечностей частично нарушены в следствии болезни. У 1 инвалида объем движения верхних конечностей сохранен. Для каждого участника программы индивидуально были подобраны методы реабилитации. Формы организации занятия: групповая. Периодичность 1 раз в неделю. Продолжительность 45 мин.
Структура занятия Вводная часть Приветствие и информирование о предстоящем занятии, анализ домашнего задания – 5 минут. Основная часть – 35 минут а) Занятия по восстановл ению мелкой моторики с использованием различных методик и тренажеров – 10 минут. б) Занятия декоративно-прикладным творчеством или арттерапией, освоение различных техник ДПИ по желанию инвалида – 25 минут Заключение – 5 минут а) Подведение итогов занятия. б) Домашнее задание
Применяемые на занятиях методики Эргопанель
Су-Джок терапия
Кистевые тренажеры «Я смогу»
Зеркальная терапия
Литотерапия
Магнитная мозаика
Арт-терапия
Бисероплетение
Вязание
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Предварительный просмотр:
Учреждение социального обслуживания
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
«Комплексный центр социального обслуживания населения «Импульс»»
Социально – реабилитационное отделение граждан пожилого возраста и инвалидов
Фотоальбом к творческому отчету
о реализации подпрограммы
«Исцеление кончиками пальцев»
г. Урай 2012
Тематическое занятие по восстановлению мелкой моторики
Тематическое занятие по восстановлению мелкой моторики
Групповое занятие по восстановлению мелкой моторики
Индивидуальное занятие по восстановлению объема движения пораженной кисти
Тематическое занятие по восстановлению мелкой моторики
Тематическое занятие по восстановлению мелкой моторики
Тематическое занятие для инвалидов II группы
Тематическое занятие «Крупотерапия»
Тематическое занятие «Крупотерапия»
Тематическое занятие на механическом тренажере «Осицикл-2»
Тематическое занятие по пальчиковой гимнастике
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение Ханты - Мансийского автономного округа – Югры
«Комплексный центр социального обслуживания населения «Импульс»
Социально-реабилитационное отделение для граждан пожилого возраста и инвалидов.
Отчет
О реализации комплексной программы
«П.О.Р.А – быть вместе!»
П. – понять! О. – оценить! Р. – работать! А. - анализировать!
За 1 полугодие 2016 года
Инструктора по труду в составе мультидисциплинарной команды социально-реабилитационного отделения для граждан пожилого возраста и инвалидов
Разработчик:
Гайнулина Н.В. – инструктор по труду
социально-реабилитационного отделения
для граждан пожилого возраста и инвалидов
г. Урай 2016 г
Актуальность программы
Социальное обслуживание инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанной категории граждан в социальных услугах, прописанной в ИПРА.
Результаты мониторинга физического и психоэмоционального состояния инвалидов, данные темпинг-теста и опроса, позволяют прийти к выводу о том, что по окончанию прохождения курса реабилитации в социально – реабилитационном отделении для граждан пожилого возраста и инвалидов, достигнув стабилизации физического и психоэмоционального состояние здоровья, инвалид нуждается в дальнейшем сопровождении специалистов и поддержке.
Через 2-3 месяца после окончания курса реабилитации и абилитации состояние инвалидов ухудшается. Причем, в ряде случаев инвалид возвращается в состояние, в котором он находился до прохождения курса реабилитации и абилитации.
Ему необходима помощь в сохранении достигнутых результатов в условиях повседневной жизни. Следовательно, инвалиды сохраняют высокую потребность в получении поддерживающего курса социальных услуг на базе отделения в межреабилитационный период, необходимости включения в процесс реабилитации и абилитации курса поддерживающих мероприятий для инвалида с целью сохранения положительной динамики его физического и психоэмоционального состояния.
В целях повышения качества обслуживания, закрепления достигнутых результатов социальной реабилитации и абилитации, удовлетворения спроса граждан в социальных услугах, специалистами отделения разработана комплексная программа «П.О.Р.А – быть вместе! (П. – понять! О. – оценить! Р. – работать! А. - анализировать!)» по предоставлению социальных услуг в межреабилитационный период.
Цель программы: сохранение положительной динамики физического и психоэмоционального состояния инвалидов в межреабилитационный период, в условиях повседневной жизни.
Задача программы: организация и проведение курса поддерживающих занятий в кабинете трудотерапии по реабилитации и абилитации инвалидов методами оккупационной терапии, по сохранению положительной динамики физического и психоэмоционального состояния в межреабилитационный период.
Целевой группой программы являются инвалиды от 18 лет, завершившие прохождение основного периода реабилитации в течение 21 дня в социально – реабилитационном отделении для граждан пожилого возраста и инвалидов.
Особенности программы
Предоставление социальных услуг инвалидам рассматривается учреждением, как комплексный процесс, целью которого является сведение к минимуму функциональных последствий инвалидности, их негативных влияний на жизнь человека, увеличение степени самостоятельности получателя социальных услуг.
Процесс предоставления социальных услуг инвалидам условно разделен специалистами отделения на основной процесс реабилитации и межреабилитационный период.
Реабилитационные и абилитационные мероприятия основного периода проводятся по желанию инвалида на базе отделения циклично до 3 раз в год. Один цикл основного периода составляет 21 день.
Далее, с целью сохранения достигнутых результатов в условиях повседневной жизни, инвалид может по желанию воспользоваться поддерживающим курсом социальных услуг в межреабилитационный период. Один цикл поддерживающих социальных услуг межреабилитационного периода составляет 14 дней (схема 1).
На основании рекомендаций Реабилитационного совета учреждения (далее - Реабилитационный совет) перерыв между мероприятиями основного периода реабилитации и абилитации и мероприятиями поддерживающего курса социальных услуг в межреабилитационный период должен составлять не более 30 календарных дней. Определение данного временного промежутка основано на наблюдениях за инвалидами. Анализ наблюдений показал, что отсутствие поддерживающих мероприятий и контроля со стороны специалистов могут почти полностью нивелировать достигнутые положительные результаты реабилитационных и абилитационных мероприятий основного периода.
С учетом предложенных рекомендаций, инвалид принимает самостоятельное решение о периодичности получения социальных услуг на базе социально – реабилитационного отделения для граждан пожилого возраста и инвалидов.
Организованный подобным образом комплексный процесс реабилитации и абилитации позволяет не только воздействовать на первичную патологию, но и на устранение возникающих при этом нарушений на всех интегративных уровнях функционирования организма.
Восстановление полностью или частично утраченной функции является сложным и многогранным процессом. Разнообразие вариантов повреждения, индивидуальные особенности восстановления организма после повреждения, своевременность оказания специализированной медицинской помощи и начала реабилитационных мероприятий обусловливают широкую клиническую картину появлений болезни и динамики состояния. Все перечисленное требует построения системы реабилитационных и абилитационных мероприятий, в том числе поддерживающих мероприятий в межреабилитационный период.
Поддерживающие мероприятия межреабилитационного периода основываются на трех основных принципах:
1) комплексности, которая может быть обеспечена только при мультидисциплинарном подходе;
2) преемственности в деятельности специалистов;
3) индивидуального характера построения работы с инвалидом в межреабилитационный период с использованием творческих технологий.
Занимаясь в рамках программы «ПОРА» реабилитационными мероприятиями с использованием творческого процесса, идет воздействие на рецепторный аппарат кистей рук, стимулируется мелкая моторика, стимулируются мыслительные процессы головы, развивается координация движение, глазомер, точность действий, аккуратность при выполнении движений. Занятие творческим процессом в кабинете оккупационной терапии способствуют полноценному функционированию организма. Продолжая стимулировать участки мозга ответственные за языковые способности человека, письма, чтения, памяти, повышая аналитическое мышление человека, а также стабилизируется алгоритм и последовательность процесса обработки информации, устанавливаются причинно-следственные связи и формируется вывод, правильно воспринимаются образы.
Правильное построение творческого процесса с учетом индивидуальных возможностей, психологических и физиологических особенностей дает положительный результат для адаптации инвалида.
За отчетный период по программе ПОРА прошло 4 инвалида. У 3 инвалидов двигательные функции верхних конечностей частично нарушены в следствии болезни. У 1 инвалида объем движения верхних конечностей сохранен.
Периодичность занятия – 1 раз в неделю, продолжительностью 45 минут.
Структура занятия
- Вводная часть
Приветствие и информирование о предстоящем занятии, анализ домашнего задания – 5 минут.
- Основная часть – 35 минут
а) Занятия по восстановлению мелкой моторики с использованием различных методик и тренажеров – 10 минут.
б) Занятия декоративно-прикладным творчеством или арттерапией, освоение различных техник ДПИ по желанию инвалида – 25 минут
- Заключение – 5 минут
а) Подведение итогов занятия.
б) Домашнее задание
Результат:
По итогам промежуточной диагностики положительная динамика просматривается у всех участников программы (увеличился темп движения кистей верхних конечностей, незначительное увеличение произошло в пораженных конечностей. Уменьшился треммер и спастичность мышц). Инвалид с сохраненным объемом движений верхних конечностей с увлечением осваивает технику декоративно-прикладного творчества «Бисероплетение». С удовольствием выполняет домашнее задание и демонстрирует свои изделия, тем самым повышает свою самооценку и значимость в обществе. Для других участников программы он является лидером.
Используемые формы работы
Формы организации занятий: индивидуальное занятие, мастер-класс, практическое занятие, групповые занятия.
Используемые методы работы
Частные методы социальной работы: группировка данных, анализ документов.
Социально-педагогические методы: беседа, диалогический и дискуссионный методы, объяснение, рассказ, наглядные методы обучения, упражнение, убеждение, метод формирования перспективы, поощрение, приучение.
Используемые методики
Поддерживающие мероприятия межреабилитационного периода основываются на методиках: эрготерапия, зеркальная терапия, литотерапия, Су-Джок терапия, арттерапия, тренажеры: «Я смогу», «Оксицикл», «Эргопанель», «Мозаика».
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
«Комплексный центр социального обслуживания населения «Импульс»»
Социально – реабилитационное отделение граждан пожилого возраста и инвалидов
Творческий отчет
О реализации подпрограммы
«Исцеление кончиками пальцев»
Разработчик:
Инструктор по труду социально-реабилитационного
отделения граждан пожилого возраста и инвалидов
Наталья Вячеславовна Гайнулина
г. Урай 2012
1. Актуальность программы. Целевая группа
Обычно люди, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у них достаточно развиты память, внимание, связная речь. То есть благотворное движение пальцев рук влияет не только на развитие речи, но и на другие психические процессы. В Японии, например, тренировка пальцев рук проводится в детском саду с двухлетнего возраста, так как, по мнению специалистов, это стимулирует умственное развитие, а в японских семьях пальчики развивают с одного года.
Попросите пожилого человека или инвалида показать один палец, два или три. Люди, которым удаются изолированные движения пальцев - говорящие люди. Если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются все вместе, или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это не говорящие люди. Проведенные исследования и наблюдения доказали, что проекция кисти руки есть еще одна речевая зона мозга, и степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи. Таким образом, пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи у граждан перенёсших ОНМК не удастся!
Практически у всех людей, перенёсших данные заболевания, часто затруднены дифференцированные движения рук и пальцев, они не соизмеряют усилий при действиях с предметами (сильно сжимают, роняют, темп выполнения упражнений замедлен, пальцы малоподвижны, движения неточны).
Пораженную руку инвалида можно и необходимо развивать. Основным средством развития мелкой моторики являются специальные упражнения.
Целевую группу, на которую направлена реализация программы, составляют люди пенсионного возраста и инвалиды от 50 до 80 лет
2 Цель, задачи. Оценка степени их реализации
Цель: создание условий для поддержания навыков к самообслуживанию
у граждан пожилого возраста и инвалидов, посредством
оздоровительных мероприятий направленных на восстановление
объема движений верхних конечностей.
Для достижения поставленной цели задачами данной программы являются:
- разработать комплекс оздоровительных мероприятий, способствующий восстановлению подвижности верхних конечностей у граждан пожилого возраста и инвалидов, с использованием методик, развивающих мелкую моторику пальцев рук: пальчиковая гимнастика, мудры, крупотерапия, а также применения специализированных массажеров;
- организовать и провести мероприятия с гражданами пожилого возраста, инвалидами, направленными на восстановление объема движений верхних конечностей, (в соответствии с разработанным комплексом);
- способствовать активизации граждан пожилого возраста и инвалидов к участию в трудовой деятельности, снижение уровня зависимости от посторонней помощи;
- создать условия оздоровительных мероприятий на дому, путем обучения социальных работников специализированного отделения социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов методам и формам трудотерапии.
За 11 месяцев 2012 года по подпрограмме «Исцеление кончиками пальцев» участвовали 202 человека. Из них 35 человек инвалиды разных групп.
Оценка степени реализации задач проводилась диагностикой (первичная, промежуточная, итоговая) по трем показателям 202 участника программы:
- Частота движений верхних конечностей
- Эмоциональный фон.
- Объем движений верхних конечностей.
Уровни отслеживаются по балльной системе:
1-2 балла – низкий уровень;
3-4 балла – средний уровень;
5 баллов – высокий уровень.
На диаграмме представлена динамика по трем направлениям – это динамика частоты движений верхних конечностей, улучшения эмоционального фона и динамика объема движений верхних конечностей. Данные представлены за 11 месяцев.
Бирюзовым цветом представлены результаты первичной диагностики группы. Красный цвет указывает на результаты, полученные при проведении итоговой диагностики. Результаты диагностик представлены нами в баллах, набранных группой в целом.
Первичная диагностика объема движений верхних конечностей:
Низкий уровень 156 человек (312баллов)
Средний уровень 46 человек (138 баллов)
Высокий уровень 0 человек
Итоговая диагностика объема движений верхних конечностей:
Низкий уровень 8 человек (16 баллов)
Средний уровень 124 человека (372 балла)
Высокий уровень 70 человек (350 баллов)
Первичная диагностика частоты движений:
Низкий уровень 175 человек (350 баллов)
Средний уровень 27 человек (81 балл)
Высокий уровень 0 человек
Итоговая диагностика частоты движений:
Низкий уровень 4 человек (8 баллов)
Средний уровень 112 человека (336 баллов)
Высокий уровень 86 человек (430 баллов)
Первичная диагностика эмоционального фона:
Низкий уровень 189 человек (378 баллов)
Средний уровень 13 человек (39 баллов)
Высокий уровень 0 человек
Итоговая диагностика эмоционального фона:
Низкий уровень 10 человек (20 баллов)
Средний уровень 118 человек (354 балла)
Высокий уровень 64 человека (320 баллов)
Рассмотрим достигнутые от внедрения технологий результаты.
По I показателю результат первичной диагностики составил 431 балл, итоговая диагностика частоты движений показала, что результат группы стал 774 баллов. Положительная динамика составила 343 балла.
По II показателю результат первичной диагностики составил 417 баллов, итоговая диагностика эмоционального фона показала, что результат группы стал 694 балла. Положительная динамика составила 277 баллов.
По III показателю результат первичной диагностики составил 450 балла, итоговая диагностика объема движений верхних конечностей показала, что результат группы стал 738 баллов. Положительная динамика составила 228 баллов.
Таким образом, достигнутая положительная динамика позволяет с уверенностью заявить о высокой эффективности программы.
3. Критерии оценки эффективности программы. Соответствие ожидаемых и достигнутых результатов.
Трудотерапия позволяет вновь освоить утраченные приемы и движения или сохранить их, что чрезвычайно важно для самообслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и совершения ими определенных видов работы. При этом в первую очередь речь идет об улучшении моторики мелких мышц, т. е. пальцев рук. Это важно для того, чтобы граждане пожилого возраста и инвалиды могли выполнять действия, потребность в которых постоянно возникает в повседневной жизни, например, таких, как застегивание пуговиц, приготовление пищи и т. п.
- этап – подготовительный.
Проведение диагностических исследований, анкетирование с целью выявления социально-трудовых навыков.
2 этап – основной, социально-педагогический.
В процессе работы на занятиях инвалиды и граждане пожилого возраста знакомились с методиками выполнения различных специальных упражнений, развивающих и восстанавливающих моторику конечностей. Особое значение уделялось развитию мелкой моторики пальцев больной конечности. Изучали технику выполнения пальчиковой гимнастики.
Проводились беседы, консультации. Использовался демонстрационный материал и специальные тренажеры.
Проводилось обучение социальных работников специализированного отделения социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, согласно разработанному плану.
3 этап – заключительный.
Проведение диагностических исследований с целью определения полученных умений.
Реализация подпрограммы «Исцеление кончиками пальцев» показала достижение количественных результатов:
- Произошло укрепление и восстановление трудовых навыков и приемов самообслуживания через систему занятий пальчиковой гимнастикой у 194 человек.
- Провели оздоровительные мероприятия с гражданами пожилого возраста, инвалидами, направленными на восстановление объема движений, силы и ловкости в пораженных конечностях, функции равновесия, навыков самообслуживания.
- Оформили альбом с фотографиями, отражающие занятия по восстановлению мелкой моторики пальцев рук с гражданами пожилого возраста и инвалидами.
- Разработано методическое обеспечение программы.
- Обучила социальных работников специализированного отделения социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, формам и методам трудотерапии.
Реализация подпрограммы «Исцеление кончиками пальцев» показала достижение качественных результатов:
- В процессе работы возникла положительная динамика в социально-личностном развитии у граждан пожилого возраста и инвалидов через освоение предложенного материала.
- Сформировались и закрепились социально-трудовые навыки, повысилась самооценка.
- Проявились улучшения двигательных функции верхних конечностей.
- Частично восстановились утраченные навыки самообслуживания
- Выполнение рабочего плана реализации программы
№ п/п | Мероприятия | Сроки реализации | Отметка о выполнении |
1 | Подготовительный. | ||
1.1 | Диагностические обследования. | Ежемесячно | Выполнено |
1.2 | Создание практических пособий и памяток для подготовки к занятиям | Ежемесячно | Выполнено |
1.3 | Разработка и написание тематических бесед. | Ежемесячно | Выполнено |
2 | Основной. | ||
2.1 | Групповые занятия по восстановлению мелкой моторики с пожилыми гражданами. | Ежемесячно | Выполнено |
2.2 | Индивидуальные занятия по восстановлению мелкой моторики с инвалидами. | Ежемесячно | Выполнено |
2.3 | Групповые занятия декоративно-прикладным творчеством (объемное плетение из бисера). | Ежемесячно | Выполнено |
2.4 | Беседа «Пальчиковая гимнастика». | Март | Выполнено |
2.5 | Беседа « Метод оздоровления « Су-Джок» | Апрель | Выполнено |
2.6 | Беседа «Восточная гимнастика для кистей рук (шиацу)». | Май | Выполнено |
2.7 | Беседа «Упражнения с использованием массажера «Волшебный валик». | Июнь | Выполнено |
2.8 | Беседа «Оздоровительные упражнения с использованием массажера «Ляпкина». | Июль | Выполнено |
2.9 | Беседа «Влияние мелкой моторики на улучшение памяти». | Август | Выполнено |
2.10 | Беседа «Оздоровительный эффект занятий на механическом тренажере «Оксицикл». | Сентябрь | Выполнено |
2.11 | Беседа «Оздоровительные упражнения на тренировочном стенде». | Октябрь | Выполнено |
2.12 | Беседа «Новые методики для развития мелкой моторики. Их влияние на оздоровление организма. | Ноябрь | Выполнено |
3 | Заключительный. | ||
3.1 | Диагностические обследования. | Ежемесячно | Выполнено |
3.2 | Проведение итоговой выставки | Декабрь | Выполнено |
3.3 | Подведение итогов реализации подпрограммы, анализ. | Декабрь | Выполнено |
Дополнительный план реализации подпрограммы.
Обучение социальных работников специализированного отделения социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов реабилитационным технологиям по восстановлению мелкой моторики.
№ п/п | Мероприятия | Сроки реализации | Отметка о выполнении |
1 | Подготовительный. | ||
1.1 | Диагностические обследования. | Ежемесячно | Выполнено |
1.2 | Создание практических пособий и памяток | Ежемесячно | Выполнено |
2 | Основной. | ||
2.1 | Обучение социальных работников специализированного отделения социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов реабилитационным технологиям по восстановлению мелкой моторики. | Март-Ноябрь | Выполнено |
2.1.1 | Обучение технологии «Крупотерапия». | Март | Выполнено |
2.1.2 | Обучение технологии работы с массажером «Су-Джок». | Апрель | Выполнено |
2.1.3 | Обучение технологии работы с массажером «Волшебный валик». | Май | Выполнено |
2.1.4 | Обучение технологии «Изотерапия». | Июнь | Выполнено |
2.1.5 | Обучение технологии работы на стендах. | Сентябрь | Выполнено |
2.1.6 | Обучение восточной гимнастики для кистей рук. | Октябрь | Выполнено |
2.1.7 | Обучение оздоровительным упражнениям с использованием аппликатора Кузнецова. | Ноябрь | Выполнено |
2.1.8 | Мастер-класс: «Изготовление дерева берёзы» в технике бисероплетения | Май | Выполнено |
2.1.9 | Мастер-класс: «Изготовление дерева сакуры» в технике бисероплетения. | Сентябрь | Выполнено |
2.1.10 | Мастер-класс: «Изготовление цветка розы в технике бисероплетения. | Ноябрь | Выполнено |
3 | Заключительный. | ||
3.1 | Диагностические обследования. | Ежемесячно | Выполнено |
3.2 | Подведение итогов реализации подпрограммы, анализ. | Декабрь | Выполнено |
- Уровень методического обеспечения программы
В процессе реализации подпрограммы было разработано:
- Один реферат;
- Пять тематических занятия;
- Девять практических пособий;
В процессе реализации программы использовалась специализированная литература.
8. Информирование в рамках реализации программы
Для информирования участников программы были разработаны статьи в журнал «Социальный работник», газету «Меридиан».
Снят видеосюжет ТРК «Спектр».
9. Использование инновационных подходов в реализации программы
Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. Обычно люди, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у них достаточно развиты память, внимание, связная речь. То есть благотворное движение пальцев рук влияет не только на развитие речи, но и на другие психические процессы.
Люди, которым удаются изолированные движения пальцев - говорящие люди. Если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются все вместе, или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это не говорящие люди. Проведенные исследования и наблюдения доказали, что проекция кисти руки есть еще одна речевая зона мозга, и степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи. Таким образом, пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи у граждан перенёсших ОНМК не удастся!
Практически у всех людей, перенёсших заболевания ОНМК (острое нарушение мозгового кровообращения) и ПАРЕЗ (не функционируемость) рук и ног, часто затруднены дифференцированные движения рук и пальцев, они не соизмеряют усилий при действиях с предметами (сильно сжимают, роняют, темп выполнения упражнений замедлен, пальцы малоподвижны, движения неточны).
Пораженную руку инвалида можно и необходимо развивать. Основным средством развития мелкой моторики являются специальные упражнения.
Вследствие развития связей стимуляции нейрорецепторов пальцев рук по механизму обратной связи, улучшится кровообращение (питание) нервов, сосудов, мышц больной конечности. Увеличится объем движения в суставах пальцев рук, формируется хватательный рефлекс. В процессе восстанавливаются навыки и интерес, изменяются личностные установки, возникает более оптимистическое восприятие себя и других, позволяет организовать общественно-полезную совместную деятельность, облегчая при этом взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства, переживания.
В данной ситуации особенно актуальным является использование в реабилитационной деятельности комплекса специальных упражнений направленных на развитие мелкой моторики пальцев рук.
10. Востребованность программы
Реализация программы планировалась на 70 участников. По факту приняли участие в программе 202 человека. Таким образом, подпрограмма востребована у граждан пожилого возраста и инвалидов.
11. Использованная литература.
1. Багель В.Б., Смычек В.Б. Реабилитация в неврологии. – М., 1972.
2. Бут Лини Здоровье на кончиках пальцев, Астрель, 2007
3. Журнал «Физиотерапия» №2. Бальнеология, реабилитация.
Медицина, 2007.
4. Крутов С. Йога пальцев. Исцеляющие и лечебные мудры,
http://www kodges.ru
5. Носвитцкий В.В., Гольдберг Е.Д. Патофизиология. – Тольятти,
2001. Гурленя Г.З.
6. Обри Жоселин., Хо Хань Чан Секреты китайской системы До-Ин.
Исцеление кончиками пальцев.
http://www kodges.ru
7. Панков С. Мудры – йога пальцев, http://www kodges.ru
8. Цой Р.Д. Здоровье на кончиках пальцев, http:// www crimea-
board.ru, 1990.