Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ
Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательная программа, предназначенная для индивидуального или подгруппового обучения, направленная на коррекцию особенностей и развитие индивидуальных способностей, обучающихся с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iom_dlya_reb_s_ovz.docx | 35.54 КБ |
perspektivnyy_plan_individualnoy_korrektsionnoy_raboty.docx | 14.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад №2» с. Черниговка
Индивидуальный образовательный маршрут
ребенка с ОВЗ
на 2023-2024 учебный год
Ф.И.О ребенка:
- Целевой раздел
- Общие сведения о ребенке
Ф. И.О. ребенка: __________________________________________________________
Дата рождения: __________________________________________________________
Группа: _________________________________________________________________
(средняя, старшая, подготовительная)
Ф.И.О. родителей:
Мама: ___________________________________________________________________
(Ф.И.О, образование, профессия)
Отец: ___________________________________________________________________
(Ф.И.О, образование, профессия)
Семья: (полная, неполная) _________________________________________________
Основание: заключение ПМПК от _______________ № ________
(дата, номер заключения ПМПК)
Программа обучения: АОП для детей с ТНР.
Статус, наличие заболевания, инвалидности: ________________________________
_________________________________________________________________________
Форма обучения: очная.
Виды психолого-педагогической коррекции: ________________________________
_________________________________________________________________________
использование индивидуального психолого-педагогического подхода.
Ф.И.О. воспитателей: ____________________________________________________
Ф.И.О. учителя-логопеда: ________________________________________________
Ф.И.О. музыкального руководителя: ______________________________________
- Основные особенности развития ребенка
- физическое развитие: ____________________________________________________
- состояние общей моторики: _______________________________________________
- социально-бытовые навыки: _______________________________________________
- в личностном плане: ______________________________________________________
- игра: ___________________________________________________________________
- отношение к занятиям: ____________________________________________________
- когнитивные особенности: _________________________________________________________
Цель: ________________________________________________________________________________
(создание системы комплексной помощи воспитаннику с ограниченными возможностями здоровья (ребенок-инвалид) в развитии, обучении, воспитании, социальной адаптации)
Задачи: ______________________________________________________________________________
- выявить особые образовательные потребности ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- осуществлять индивидуальную ориентированную педагогическую помощь ребенку с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей развития и индивидуальных возможностей;
- способствовать формированию у воспитанника положительной оценки себя и своих способностей;
- стимулировать познавательные процессы;
- способствовать развитию психических процессов, эмоциональной и когнитивной сфер (на основе применения методов, форм и приемов воспитания, способствующих повышению работоспособности, активизации учебной деятельности);
- отслеживать результативность и динамику развития воспитанника.
Принципы реализации индивидуального образовательного маршрута воспитанника:
- Принцип практической направленности.
- Коррекционно-развивающая направленность.
- Принцип доступности.
- Принцип индивидуального подхода.
- Принцип наглядности и практической деятельности с реальными предметами.
- Принцип целостности педагогического процесса.
Критерии оценки эффективности:
- усвоение учебной адаптированной программы;
- положительная динамика в развитии устной речи;
- повышение уровня произвольной регуляции эмоций;
- овладение пространственно-ориентировочными навыками;
- удовлетворенность родителей психолого-педагогическим сопровождением ребенка;
- социализация ребенка с ОВЗ, повышение жизненной компетенции.
Ожидаемые результаты:
1. Положительная динамика развития познавательных процессов.
2. Положительная динамика в эмоционально-волевой сфере.
3.Повышение мотивации к обучению, формирование предметных компетентностей и универсальных учебных действий.
4. Сформированность педагогической грамотности родителей.
5. Повышение уровня социализации воспитанника в обществе.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Учебный план по адаптированной общеобразовательной программе дошкольного образования для детей с ТНР на 202__-202__ учебный год
Образовательные области | Количество занятий в неделю | Отметка о выполнении | |
возраст ребенка возрастная группа | |||
Социально-коммуникативное развитие Труд | Образовательная деятельность, ежедневно осуществляемая в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей и при применении принципа интеграции в организованной образовательной деятельности детей и взрослого. 1 | ||
Организация образовательной деятельности | |||
Познавательное развитие: Ознакомление с миром природы | 1 | ||
ФЭМП | 2 | ||
Развитие познавательно-исследовательской деятельности | 1 | ||
Речевое развитие: Занятие с воспитателем: 1. Художественная литература | 1 | ||
Занятия с учителем-логопедом: 1. Формирование лексико-грамматических представлений 2. Формирование фонетической стороны речи и овладение элементарными навыками обучения грамоты 3. Развитие связной речи | 1 до марта 2 (+1 с марта) 1 | ||
Художественно-эстетическое развитие: Рисование Лепка Аппликация Музыка Театр | 1 0,5 0,5 2 1 | ||
Физическое развитие | 2 (во II половину дня) | ||
Итого | 17 | ||
Образовательные области/ базовый вид деятельности | Количество занятий в неделю | ||
возраст ребенка возрастная группа | |||
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов | |||
Утренняя гимнастика | вторник/четверг | ||
Логоритмика | Понедельник/среда | ||
Комплексы закаливающих мероприятий | ежедневно | ||
Гигиенические процедуры | ежедневно | ||
Корригирующие гимнастики (артикуляционная, пальчиковая, дыхательная) | ежедневно | ||
Ситуативные беседы при проведении режимных моментов | ежедневно | ||
Чтение художественной литературы | ежедневно | ||
Дежурства | ежедневно | ||
Прогулки | ежедневно | ||
Сеансы в логотерапевтическом кабинете БОС | По плану учителя-логопеда | ||
Логопедический массаж | По плану учителя-логопеда | ||
Самостоятельная деятельность детей (не менее 3-4 часов в день) | |||
Игра | ежедневно | ||
Самостоятельная деятельность детей в центрах развития | ежедневно |
- Программы учебных занятий (см. рабочую АОП)
Образовательная область | На основе чего разработано (АОП ДО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и парциальных программ; авторы) | Цель |
Социально-коммуникативное развитие | инновационная программа ДО «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. М: 2020г. | формирование первичных ценностных представлений, воспитание |
Познавательное развитие | инновационная программа ДО «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. М: 2020г. | развитие познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации, интереса к учебной деятельности и желания учиться; формирование познавательных действий, развитие воображения, внимания, памяти, наблюдательности, умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы; формирование первичных представлений об окружающем мире, формирование элементарных естественно-научных представлений. |
Речевое развитие | инновационная программа ДО «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. М: 2020г. | совершенствование всех сторон речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование предпосылок обучения |
«Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвитию речи у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, М., Просвещение, 2008г. | Реализуется учителем-логопедом ДОО в форме фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми группы. Дополняет образовательную область «Физическое развитие». Составляет, примерно 30% от общего объема Программы АОП ДО | |
Художественно-эстетическое развитие | инновационная программа ДО «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. М: 2020г. | развитие художественно-творческих способностей детей в различных видах художественной деятельности, формирование интереса и предпосылок ценностно-смыслового восприятия |
Физическое развитие | инновационная программа ДО «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. М: 2020г. | сохранение и укрепление здоровья детей, гармоничное физическое развитие, приобщение к физической культуре, развитие психофизических качеств (сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость), приобщение к спортивным и подвижным играм, развитие интереса |
Парциальная программа дошкольного образования «Выходи играть во двор» (образовательная область «Физическое развитие»): методическое пособие /Л.Н. Волошина и др. – Воронеж: Издат-Черноземье. – 2017 – 52 с. | реализуется педагогическими работниками ДОО в форме игровых культурных практик на прогулке, с детьми группы. Дополняет образовательную область «Физическое развитие». Составляет, примерно 10% от общего объема Программы |
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения АОП ДО:
К концу данного возрастного этапа ребенок к 7 (8) годам
1) обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;
2) усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
3) употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, многозначные;
4) умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;
5) правильно употребляет основные грамматические формы слова;
6) составляет различные виды описательных рассказов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания, составляет творческие рассказы;
7) владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза;
8) осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных);
9) правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);
10) владеет основными видами продуктивной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении, конструировании;
11) выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми;
12) участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях;
13) передает как можно более точное сообщение другому, проявляя внимание к собеседнику;
14) регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки;
15) отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и педагогическим работником, стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от педагогического работника;
16) использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством, историческими сведениями, мультфильмами;
17) использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности;
18) устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;
19) определяет пространственное расположение предметов относительно себя, геометрические фигуры;
20) владеет элементарными математическими представлениями: количество в пределах десяти, знает цифры 0, 1-9, соотносит их с количеством предметов, решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические изображения;
21) определяет времена года, части суток;
22) самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);
23) пересказывает литературные произведения, составляет рассказ по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт обучающихся;
24) составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры;
25) составляет с помощью педагогического работника небольшие сообщения, рассказы из личного опыта;
26) владеет предпосылками овладения грамотой;
27) стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности;
28) имеет элементарные представления о видах искусства, понимает доступные произведения искусства (картины, иллюстрации к сказкам и рассказам, народная игрушка), воспринимает музыку, художественную литературу, фольклор;
29) проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки, к музыкальным инструментам;
30) сопереживает персонажам художественных произведений;
31) выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции педагогических работников: согласованные движения, а также разноименные и разнонаправленные движения;
32) осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений;
33) знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта;
34) владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).
Организация коррекционно-развивающей работы
Специалисты | Направление коррекционно-развивающей работы | Критерии эффективности реализации коррекционно-развивающей работы |
Учитель-логопед | Развитие всех компонентов речи. | Автоматизация, дифференциация нарушенных звуков; развитие фонематической стороны речи; работа над грамматическим строем речи, развитие всех сторон связной речи. |
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
1.Педагогическая диагностика
Разделы программы | Период наблюдения | |
На начало года | На конец года | |
Уровень усвоения программного содержания | ||
Развитие Речи | ||
Познавательное и Социально-коммуникативное развитие | ||
Математика | ||
Театрализация | ||
Изобразительная Деятельность | ||
Музыка |
Основные требования к результатам реализации программы
Цель и задачи индивидуальной программы (на 202__-202__ уч. год) | Прогнозируемый результат | Динамика показателей психического и психологического развития, учащегося на уровне сформированность ключевых компетенций (на конец 202_-202_ уч. года) |
Создание оптимальных психолого-педагогических условий для усвоения соответствующей образовательной программы, коррекции в отклонении развития, социальной адаптации | Качественное освоение образовательной программы; сформированность навыков самоконтроля; освоение конструктивных форм взаимодействия с педагогом и сверстниками; |
Предварительный просмотр:
Перспективный план индивидуальной коррекционной работы
Ф. И. ребенка год обучения
№ п/п | Направление (вид) коррекционной работы | Содержание коррекционной работы |
1 | Укрепление соматического состояния | Согласование лечения у педиатра, офтальмолога. |
2 | Уточнение нервно-психического состояния и укрепление нервной системы | Продолжение консультативной помощи в Центре материнства и детства г. Владивостока. |
3 | Нормализация зубо-челюстной системы | Направление на консультацию к стоматологу- терапевту, согласование лечения и других видов помощи |
4 | Развитие общей моторики, зрительно-пространственной ориентации | Совершенствование статической и динамической организации движений, функций пространственных координат |
5 | Развитие произвольной моторики пальцев рук | Совершенствование динамического праксиса и дифференциации движений пальцев обеих рук |
6 | Развитие моторики речевого аппарата | Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного, голосового и дыхательного аппарата, координирование их работы |
7 | Развитие мимической мускулатуры | Нормализация мышечного тонуса, формирование объема и дифференциации движений мышц лица |
8 | Формирование правильного звукопроизношения | Постановка, автоматизация звуков: [с,], [з,], [р], дифференциация звуков [ш]-[с] |
9 | Развитие функций фонемати- ческого слуха и навыков звукового анализа | Обучение опознанию, различению, выделению звуков, слогов в речи, определению места, количеству и последовательности звуков и слогов в слове |
10 | Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи | Формирование умения понимать предложения, грамматические конструкции; расширение, закрепление и уточнение словаря по темам «Продукты», «Транспорт», «Насекомые», «Профессии», «Домашние животные»; активизация использования предложных конструкций, навыков словообразования, словоизменения, составления предложений. |