консультации для педагогов
стендовая информация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48.5 КБ |
![]() | 17.74 КБ |
![]() | 192.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения.
(А. Септ-Экзюпери.)
- Высшее счастье человека, хотя это и банально, в принесении радости другим людям.
(В.Солоухин.)
- Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом. (Д. Леббок.)
- Добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь. Добру человек у человека учится. (Ч. Айтматов.)
- Доброта — язык, на котором немые могут говорить и глухие могут слышать. (К. Боуви.)
- Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла. (В. О. Ключевский.)
- Важны не рассуждения о доброй жизни, а добрые дела... (Р. Роллан.)
- Чаще заглядывай в самого себя. (Цицерон.)
- Жалоба, что нас люди не понимают, чаще происходит от того, что мы не понимаем людей. (В. О. Ключевский.)
- Мудрый ценит всех, ибо в каждом замечает хорошее.
(Г. Бальтасар.) - Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, - мой друг; тот, кто мне льстит, - мой враг-. (Сюнъ Цзы.)
- Поведение - это зеркало, в котором каждый показывает свой лик.
(В. Гете.)
- Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой.
(Золотое правило этики.)
- Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей, добро и зло соседствуют в ней. (О. Бальзак.)
- И днем и ночью наблюдай за своей душой... (Аристотель.)
- Нет у тебя, человек, ничего, кроме души. (Пифагор.)
- Борьба с самим собой - древнейшее из единоборств.
(Б. Ю. Крути ер.)
- Мы окружены чудесами, но, слепые, не видим их.
(И. К. Рерих.)
- У каждого в душе есть струны, способные звучать, но не
всегда к ним можно подобрать смычок. (И. П. Шевелев.) - И камень за пазухой может прорасти цветами, если рядом
бьется доброе сердце. (И. Н. Шевелев.) - Людям хочется, чтобы ими интересовались. (Ж. Реиар.)
В светлой комнате и на душе светло. (Э. Фейхтерслебен.) - Без индивидуальности не существует человеческого величия.
(Ж. Поль.)
- Если ты потерял состояние, то ты еще ничего не потерял: состояние ты можешь нажить вновь. Если ты потерял честь, то попробуй приобрести славу - и честь тебе будет возвращена. Но если ты потерял веру в себя, то потерял все.
(И.-В. Гете.)
- Человек, которому скучно жить, - без глаз, без ушей, без души и, конечно, без разума. Жить может быть трудно. Жить может быть сложно. Жить может быть печально. Но никогда - скучно: для скуки на земле не существует материи.
(Н. Игрунов.)
Все в твоих руках (притча)
В одной далекой стране жил мудрец, на многие вопросы он знал ответы, и сотни людей приходили к нему за советом и помощью. В той же стране жил молодой человек, который совсем недавно был еще ребенком и только начинал свой жизненный путь. Но он-то думал, что все уже знает, многое умеет и чужих советов слушать ему не надо. Решил он провести мудреца -поймал бабочку, зажал её между ладонями и спросил мудреца: «Что у меня в руках - живое или неживое?». Если мудрец ответил бы «живое», он сильнее сдавил бы руки, бабочка бы умерла, и мудрец оказался бы не прав, а если мудрец ответил бы «неживое», молодой человек разжал бы руки, бабочка выпорхнула, а мудрец снова был бы не прав. Но когда молодой человек подошел к мудрецу и задал свой вопрос, старый человек внимательно посмотрел на него и сказал: «ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ...»
Луна и устрица (притча Леонардо да Винчи)
Устрица была по уши влюблена в луну. Словно завороженная, она часами глядела влюбленными глазами на ночное светило.
Сидевший в засаде прожорливый краб заметил, что всякий раз, как из-за туч выплывает луна, разиня-устрица раскрывает створки раковины, забыв обо всем на свете. И он решил ее съесть.
Однажды ночью, едва взошла луна и устрица, по обыкновению, уставилась на нее, раскрыв рот, краб подцепил клешней камешек и, изловчившись, бросил его внутрь раковины. Любительница лунного света постаралась было захлопнуть створки перламутрового жилища, но было поздно - брошенный камешек помешал бедняжке.
Подобная участь ждет каждого, кто не умеет хранить в тайне сокровенные чувства. Глаза и уши, охочие до чужих секретов, всегда найдутся.
Ветер и солнце (сказка К. Уши некого)
Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее.
Долго спорили они и, наконец, решились помериться силами с путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.
- Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу па него и сорву с него плащ.
Сказал - и начал дуть что было мочи. Чем сильнее дул Ветер, тем крепче закутывался путешественник (он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше )
Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с ней и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.
- Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому
Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем
гневом.
Наберитесь терпения... (фрагмент повести А. Сент-Экзюпери «Маленький принц»)
«... - У людей не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!
А что для этого надо делать? - спросил Маленький принц.
Надо запастись терпением. Сперва сядь вон там, поодаль, на траву - вот так. Я буду искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немножко ближе...
Лучше приходи всегда в одно и то же время. Вот, например, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часов почувствую себя счастливым. И чем ближе к назначенному часу, тем счастливей. Я узнаю цену счастья! А если ты будешь приходить всякий раз в другое время, я никогда не буду знать, к какому часу готовить свое сердце...»
Спасти одну звезду (притча)
Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке - миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.
Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил человек, подходя ближе.
Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, - ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
Но это просто глупо! — закричал человек. - Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:
- Нет, мои попытки изменят очень много... для этой звезды.
Предварительный просмотр:
Методика разрешения конфликтов
Данная методика, основывается на построении алгоритма действий посредника, которая вполне приемлема, как показывает опыт, для наших условий и основывается на следующих принципах:
- урегулирование конфликта — это не исследование вины, а решение проблемы в данной ситуации;
- проблемы должны решаться преимущественно на том уровне, теми, кто их создает, и там где они возникают;
- чем уже будет сформулирована проблема, тем легче ее решать. Собственно урегулирование конфликта основывается на очищении проблемы от эмоций участников и разрешении проблемы, т. е. содержательного противоречия, сформулированного в терминах фактов.
Введение и основные правила
- Представьтесь.
- Спросите у обоих ссорящихся, хотят ли они решить свою проблему и примут ли для этого помощь посредника.
- Объясните и добейтесь подтверждения того, что каждое из следующих предварительных условий принимается: а) не перебивать; б) не обижать другого; в) быть искренним; г) сознательно стремиться к разрешению конфликта; д) вначале обращаться только к посреднику.
Определение проблемы
- Посредник решает, кто из конфликтующих будет говорить первым (№ 1).
- Спросить № 1: «Что случилось?» Сделайте резюме, отметив лишь факты, убрав конфликтогенную лексику, отрицательные эмоциональные всплески.
- Спросите № 1, что он думает по этому поводу? почему вообще происходит такое? (т. е. расширьте сознание, освободив его из плена изначальной собственной версии).
- Спросите № 2 (второго участника): «Что случилось?» Сделайте резюме, отметив лишь факты.
- Спросите № 2, что он думает по этому поводу? почему вообще происходит такое?
- Задайте дополнительные вопросы, которые помогут Вам точнее понять проблему (например: «Как долго?», «Как часто?»).
Поиски решения
- Спросите № 1, что он/она может сделать со своей стороны, чтобы решить проблему? (т. е. сделать шаг навстречу).
- Спросите № 2: «Ты согласен?» (для накопления потенциала согласия нужен положительный ответ).
- Спросите № 2, что со своей стороны может он/она сделать, чтобы решить проблему? (т. е. сделать ответный шаг навстречу).
- Спросите № 1: «Ты согласен?»
- Спросите у обоих ссорящихся, что они будут делать по-другому в будущем, если возникнет та же проблема?
- Помогите конфликтующим добиться решения, приемлемого для обоих.
Завершение процесса
- Попросите участников сказать своим друзьям, что конфликт разрешен, чтобы погасить распространение разговоров, слухов, сплетен.
- Поздравьте их с примирением и поблагодарите за сделанные усилия.
- Проведите краткий анализ процесса разрешения данного конфликта:
а) почему проблема не была решена ссорящимися без помощи посредника?
б) какие положительные и отрицательные моменты были в процессе разрешения конфликта?
в) какой положительный опыт Вы извлекли из данного случая для своей работы посредника?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Школьная медиация
Пункт 64 Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1916-р В в образовательных организациях должны быть организованы службы школьной медиации, обеспечивающие защиту прав детей и создающие условия для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты их интересов.
Предпосылки социальное расслоение в обществе; усиление миграционных процессов; ослабление роли семьи как фундаментального общественного института;
В результате этих и других факторов растут или остаются стабильно высокими асоциальные проявления: детская наркомания, алкоголизм, безнадзорность и беспризорность, детская и подростковая преступность, правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, проявление суицидального поведения. По данным социологических исследований, в 2016 году в возрастной группе от 11 до 24 лет численность регулярно потребляющих наркотики (с частотой не реже 2-3 раз в месяц) составляла 9,6% от общей численности данной возрастной группы (2,6 млн. человек); численность потребления спиртосодержащей продукции составила 50,5% несовершеннолетних и молодежи (13,7 млн. человек), а потребления табачных изделий - 45,6% (12,3 млн. человек).
Функционирование служб школьной медиации в образовательной организации позволит: сократить общее количество конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети, а также их остроту; повысить эффективность ведения профилактической и коррекционной работы, направленной на снижение проявления асоциального поведения обучающихся; сократить количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, в том числе повторных;
Функционирование служб школьной медиации в образовательной организации позволит: повысить квалификацию работников образовательной организации по защите прав и интересов детей; обеспечить открытость в деятельности образовательной организации в части защиты прав и интересов детей; создать условия для участия общественности в решении актуальных проблем и задач в части профилактики правонарушений несовершеннолетних; оптимизировать взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; оздоровить психологическую обстановку в образовательной организации.
Правовая основа организации служб школьной медиации в образовательных организациях Конституция Российской Федерации; Гражданский кодекс Российской Федерации; Семейный кодекс Российской Федерации; Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Конвенция о правах ребенка; Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов; Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»;
Процедура медиации способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимое лицо либо независимые лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Метод «Школьная медиация» это инновационный метод, который применяется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров.
Служба школьной медиации эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.
Цель службы школьной медиации формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.
Задачи: создание системы защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп, включая детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и находящихся в социально опасном положении, детей из неблагополучных семей, детей с девиантным (общественно опасным) поведением, детей, совершивших общественно опасные деяния и освободившихся из мест лишения свободы;
Задачи: создание системы профилактической и коррекционной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию и находящимися в социально опасном положении, детьми из неблагополучных семей, детьми с девиантным (общественно опасным) поведением, детьми, совершившими общественно опасные деяния и освободившимися из мест лишения свободы;
Задачи: повышение эффективности социальной, психологической и юридической помощи, оказываемой детям, в первую очередь относящимся к группам риска, существующими органами и организациями по работе с детьми, доведение стандартов их работы до уровня, отвечающего европейским стандартам, а также потребностям современного общества, оптимизация системы таких органов и организаций;
Деятельность служб школьной медиации направлена на формирование безопасного пространства (среды) не только для детей, но и для взрослых, путем содействия воспитанию у них культуры конструктивного поведения в различных конфликтных ситуациях.
В основе деятельности служб школьной медиации лежит: разрешение разнообразных и разнонаправленных конфликтов, возникающих в образовательной организации, проведение просветительской работы среди коллег и родителей; предотвращение возникновения конфликтов, препятствование их эскалации; обеспечение формирования и обучения «групп равных» («группы равных» - это группы детей, которые объединены для обучения процедуре медиации и медиативному подходу с целью последующего применения этих знаний и умений при разрешении споров, предупреждения конфликтов среди сверстников, а также для распространения полученных знаний, умений и опыта среди сверстников, младших и старших школьников);
обеспечение помощи при разрешении участниками «групп равных» конфликтов между сверстниками, а также участие в роли ко-медиатора при разрешении конфликтов между взрослыми и детьми; использование медиативного подхода в рамках работы по профилактике безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений несовершеннолетних, работы с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении; использование медиативного подхода в рамках работы по воспитанию культуры конструктивного поведения в конфликтной ситуации и созданию условий для выбора ненасильственных стратегий поведения в ситуациях напряжения и стресса;
Ключевыми индикаторами уровня сформированности благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации личности являются: снижение деструктивного влияния неизбежно возникающих конфликтов между участниками образовательного процесса за счет обучения взрослых основам медиации, а также обучения детей медиативному подходу и технологиям позитивного общения в «группах равных»; снижение уровня агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди детей; сокращение количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними; формирование условий для предотвращения неблагополучных траекторий развития ребенка; повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех участников образовательно процесса.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!