консультации для родителей
стендовая информация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Детские страхи | 35 КБ |
Гиперактивность ребенка | 40 КБ |
Гиперопека детей | 33 КБ |
Готовность к школе | 31 КБ |
Декларация о правах ребенка | 30 КБ |
Дети и деньги | 36.5 КБ |
Дети и школа | 38 КБ |
Дети с преждевременным сексуальным развитием | 31 КБ |
Добро | 53 КБ |
Доброжелательная атмосфера | 31 КБ |
Единственный ребенок в семье | 29.5 КБ |
Если вам не нравятся друзья ребенка | 41.5 КБ |
Если вашего ребенка обижают | 31 КБ |
рккомендации для родителей | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ведущими страхами в подростковом возрасте являются страхи смерти родителей практически у всех мальчиков (к 15-летнему возрасту и всех девочек к 12-му году жизни) и страх войны (90% — в 13 лет у мальчиков и 91% — в 12 лет у девочек). Оба страха тесно связаны между собой, поскольку война несет в себе реальную угрозу смерти родителей. Другая группа выраженных и опять же взаимосвязанных страхов — это страхи собственной смерти (63% — в 13 лет у мальчиков и 70% — в 11 лет у девочек), нападения (54% — в 13 лет у мальчиков и 70% — в 11 лет у девочек), пожара (52% — в 10 лет у мальчиков, 80 и 79% — в 10 и 11 лет у девочек). Таким образом, начиная со старшего дошкольного возраста, большинство детей боятся своей смерти и смерти родителей, нападения, пожара и войны. У мальчиков в подростковом возрасте достигает максимальной выраженности страх заболеть (а также заразиться — у 39% в 13 лет); у девочек — страхи стихии (у 52 и 50% в 11 и 12 лет), высоты (у 45% в 14 лет) и замкнутого пространства (у 35% в 14 лет). Не достигают максимума в данном возрасте, но достаточно выражены у девочек страхи животных (у 51% в 14 лет), глубины (у 50% в 11 лет) и опоздания (у 70% в 10 и 11 лет).
У девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. Тем не менее среднее число всех страхов как у них, так и у мальчиков заметно уменьшается в подростковом и младшем школьном возрасте по сравнению с дошкольным.
Заслуживают внимания данные факторного анализа страхов по всему изученному возрасту от 3 до 16 лет. В факторе, обладающем наибольшим весом (61% у мальчиков и девочек), максимальные факторные нагрузки у страха перед засыпанием и страха темноты. Очевиден универсальный характер этих страхов, являющихся своеобразным фоном или условием для проявления других страхов, в том числе сказочных персонажей и чудовищ.
Предварительный просмотр:
Гиперактивный ребёнок
- Наблюдаются беспокойные движения в кистях рук и стопах ног; сидя на стуле крутится, вертится.
- Часто встаёт со своего места в классе во время уроков.
- Проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится.
- Часто находится в постоянном движении и ведёт себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».
- Нередко бывает болтливым.
- Отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца.
- Мешает другим, пристаёт к окружающим (например, вмешивается в игры, разговор).
1.Предоставляйте ребёнку возможность для расходования энергии. С этой целью полезны ежедневные физические занятия на свежем воздухе, длительные прогулки, побольше динамики.
2.Оберегать ребёнка от переутомления, поскольку это приводит к снижению у него самоконтроля и нарастанию гиперактивности. Целесообразно работать с ним в первой половине дня, уменьшать нагрузку, делать перерывы.
3.Придерживаться в отношениях с таким ребёнком «позитивной модели»: хвалить его, когда он этого заслужил; подчёркивать его успехи, что поможет укрепить уверенность ребёнка в собственных силах; поощрять его за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.
4.Поддерживать дома чёткий распорядок дня (время приёма пищи, выполнение домашних заданий и сна). Завести дневник самоконтроля и отмечать в нём вместе с ребёнком его успехи дома и в школе.
5.Избегать резкого тона в обращении с ним, стараться говорить сдержанно, спокойно, мягко. Желательно избегать мест и ситуаций, где собирается много людей. Это оказывает на него чрезвычайно стимулирующее воздействие.
6.Включать ребёнка в коллективную игру поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем подключать ребёнка к играм в небольших группах, и только после этого переходить к коллективным играм.
7.Давать ребёнку в определённый отрезок времени только одно задание, чтобы он мог его завершить. Избегать длинных инструкций. Говорить конкретно, по делу, не более 10 слов. Для подкрепления инструкций можно использовать зрительную стимуляцию, привлекая дополнительные органы чувств.
8.Чаще говорить «да», избегать слов «нет» и «нельзя».
9.Ввести балльную или знаковую систему вознаграждений.
10.Проводить с ребёнком больше времени: играть, учить, как правильно общаться с другими людьми, как вести себя в общественных местах.
11.Дома следует создать для ребёнка спокойную обстановку. Идеально было бы предоставить отдельную комнату. В ней должно быть минимальное количество предметов, отвлекающих его внимание. Цвет обоев или краски должен быть успокаивающим, преимущество отдаётся голубому цвету. Очень хорошо в комнате организовать спортивный уголок.
12.Не требовать от него высоких отметок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по двум-трём основным.
13.Стараться, чтобы ребёнок высыпался. Недостаток сна ведёт ещё к большему ухудшению внимания и самоконтроля.
14.Спокойствие родителей – лучший пример для ребёнка!
Предварительный просмотр:
Гиперопекаемые дети
Многие родители обеспокоены проявлением страхов у детей. Надо отметить, что по своей сути страх, как и другие неприятные переживания (гнев, аффект, страдание и пр.), не является однозначно опасным и «вредным» для ребенка. Очень часто страх защищает ребенка от излишнего риска, уводит от опасностей, регулирует и строит поведение. Детский страх – это обычное явление для психического развития ребенка. Не боящийся ничего, слишком открытый ребенок беззащитен перед лицом жизненных ситуаций. «Тепличные» же, гиперопекаемые дети, выходя из привычной семейной среды, испытывают часто трудности в общении и поведении. Обычно страхов много у тех детей, чьи родители сами многого боятся, не уверены в жизни. Очень наглядным примером тому служит образ гиперопекаемого, сверхлюбимого, «смыслежизненного» ребенка.
Родители желали, ждали и любят своего ребенка. Однако они опасаются за его благополучие, жизнь, будущее. И вот сверхзаботливые родители завязывают свому чаду глазки: «Не надо смотреть на все это, это опасно, вдруг что-то увидишь и испугаешься.
И ушки завяжем, чтобы ты не смог услышать грубости, несправедливости окружающего. А ротик завяжем – не дай бог, что-то не то скажешь, тебя обидят. Чтобы что-либо ты не натворил, не сделал, мы тебе и ручки свяжем, зачем – мы за тебя все сделаем, а чтобы ты не пошел, куда не стоит ходить, туда, где опасно и страшно, мы тебе и ножки свяжем, мы тебя сами отведем, куда надо. А самое главное это твои чувства, мы не хотим, чтобы тебя обидели люди, мальчики или девочки, нам
не нужно, чтобы ты, наш любимый ребеночек, переживал, страдал, огорчался, мы завяжем тебе и сердце. Вот теперь ты в полной безопасности, ты не ошибешься в жизни!»
Ну и каково этому ребенку, как ему жить, как его воспринимают окружающие, что у него в душе?
Кроме умного лобика да еще небольшой части тела, свободного у ребенка нет ничего.
Жуткий, утрированный, преувеличенный до крайности пример. Но задумайтесь над ним, любящие родители! Ребенок должен многое видеть, слышать, чувствовать, проходить свой путь, сражаясь со своими страхами, учиться преодолевать проблемы, понимать себя и других.
Всякий раз, когда это возможно, надо давать ребенку возможность действовать самому – это лучший способ избавиться от страхов. Ребенок должен понять, что родители не собираются перекладывать на его плечи заботу о его безопасности, они всегда будут о нем заботиться и защищать. Но в некоторых ситуациях со своим страхом он в состоянии справиться сам. Ваша задача – не подшучивать над детскими страхами, не углублять их, загоняя в глубину детской души. Накопление достаточного опыта и знаний, овладение методами саморегуляции позволят ребенку справиться со своими страдами, быть уверенным в себе.
Когда вы чувствуете, что ребенок труслив, подозрителен, робок, то поиграйте вместе с ним в игры, лучше, если помогать вам при этом будут его сверстники и близкие ребенку люди.
А главное, поймите, что ваши личные страхи и опасения могут стать причиной страхов вашего ребенка. Так не бойтесь!
Предварительный просмотр:
День, когда ваш ребенок первый раз пойдет в школу, запомнится на всю жизнь. Сколько раз вы уже представляли себе это - торжественное, по и волнующее событие в жизни вашей семьи! Вы переживаете: что необходимо делать, чтобы ребенок был успешным, инициативным, талантливым? Как помочь малышу легко освоиться в новом детском коллективе, чтобы он с теплотой был принят учителем? Не поторопились ли вы, отправив ребенка в школу?..
Первый учитель, первый успех, первая оценка - как много сосредоточено в этих словах для ребенка и его родителей! В них надежды на будущее. А возможно, и первые сомнения и разочарования. Как их предотвратить?
Итак, в 6 или 7 лет у ребенка резко меняется вся его жизнь - он начинает учиться в школе. Сейчас практически всех детей готовят к школе дома или в детском саду: учат читать, считать, писать.
Если ребенок становится плаксивым, присмотритесь: может быть, он боится рассказать вам о том, что его тревожит. Не настаивайте на объяснении, уделите ребенку больше внимания, сходите куда-нибудь отдохнуть вместе, создайте доверительную обстановку, чтобы ребенок мог вам все рассказать. Поговорите с классным руководителем. Можно прийти в школу и понаблюдать за ребенком со стороны, как он общается с ребятами, как ведет себя на перемене.
Не впадайте в панику, если ребенок заявит, что не хочет ходить в школу: это может быть реакция на трудности адаптационного процесса, непривычную обстановку, новые правила, новый коллектив. Это может быть переживание отрыва от родителей, если раньше ребенок не ходил в детский сад. Все можно поправить, главное - запастись терпением и своевременно обращать внимание на изменения, происходящие в вашем ребенке, ставить об этом в известность учителя и психолога.
Предварительный просмотр:
Декларация о правах ребёнка
Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Декларацию о правах ребёнка с целью обеспечить счастливое детство и пользование на их собственное благо общества правами и свободами, которые здесь предусмотрены, и призывает родителей, <…> чтобы они признали и старались соблюдать эти права…
Принцип 1. Ребёнку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося ребёнка или его семьи.
Принцип 2. Ребёнку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволили бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребёнка.
Принцип 3. Ребёнку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.
Принцип 4. Ребёнок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие. С этой целью специальный уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребёнку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище и медицинское обслуживание.
Принцип 5. Ребёнку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальный режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого развития.
Принцип 6. Ребёнок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности. Малолетний ребёнок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и в органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.
Принцип 7. Ребёнок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое соответствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.
Наилучшее обеспечение интересов ребёнка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение, эта ответственность лежит, прежде всего, на родителях.
Ребёнку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием. Общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.
Принцип 8. Ребёнок должен быть защищён от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли, ни в какой форме.
Принцип 9. Ребёнка не должны принимать на работу до достижения надлежащего возрастного минимума. Ему ни в каком случае не должны поручать или разрешать работу или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.
Принцип 10. Ребёнок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.
Предварительный просмотр:
Современные дети очень рано знако мятся с функцией и ролью денег в жизни человека. Они видят, что родители платят деньги в магазине и поку- пают им что-то. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Они рано про- нимают: деньги позволяют получить желаемое, и начинают стремиться к самостоятельному ис- пользованию денег.
- Приучайте ребенка к тому, что взятые в долг деньги необхо- димо всегда отдавать, и желательно в срок.Иначе окружаю- щие перестанут ему доверять.
- Отказываясь, что-либо купить ребенку, лучше не объяснять это отсутствием денег, особенно если он прекрасно видел у вас в кошельке крупные купюры. Объясните, что на сегод- няшний день все покупки у вас распланированы и на же- ланную для него вещь денег не предусмотрено.Учите ребен- ка планировать траты. Например, собираясь гулять, обсуди- те с ним, сколько денег и на что вы собираетесь потратить. Постарайтесь не выходить за поставленные рамки. Иначе ребенок решит, что ваши планы ничего не значат, достаточ- но устроить истерику – и он все получит.
- Не стоит дарить ребенку деньги с указанием, на что он дол- жен их потратить. Другое дело, если ребенок давно мечтает о чем-то и ваш подарок поможет осуществить эту мечту.
- Если вы предложили ребенку накопить денег, то дайте ему возможность пополнять копилку. Пусть он, например, остав- ляет себе сдачу после похода в магазин. Иначе для пополне- ния своих средств он может найти другой источник, не всег- да законный.
- Если ребенок,копивший деньги на определенную вещь,вдруг передумал ее покупать и решил потратить деньги на что-то другое, не следует ему препятствовать. Но он должен пони- мать, что вы ему этой вещи тоже не купите,что он таким об- разом от нее отказался окончательно.
- С ребенком, взявшим деньги без спросу, следует серьезно по говорить. Ни в коем случае не следует называть этот посту- пок воровством или угрожать милицией и тюрьмой.Скажите ему: «Мы привыкли тебе доверять, и нас очень огорчает то, что ты не спросил у нас, прежде чем взять эти деньги. А вд- руг они были отложены на что-то важное, например,на твою новую куртку, и нам не хватит именно той суммы, которую ты взял?»
- Если ребенок слишком интересуется деньгами, используйте этот интерес для образовательных целей. Обратите внима- ние ребенка на внешний вид денег, их символику, различия валют разных стран, на историю происхождения денег на материалы, из которых их изготавливают.
Учеба – это самая важная обязанность школьника, но это не его работа, поэтому не платите ему денег за приготовление уроков и хорошие оценки. Платой за прилежное учение яв- ляется положительная оценка и приобретенные знания. Ученик должен быть активным, а не пассивным участником процесса обучения. Иначе он так и не научится самостоятель- ности. Ребенок будет ориентирован не на то, чтобы узнавать новое, учиться чему-то, а на то, чтобы получить оценку.
Предварительный просмотр:
По данным медиков:
- хронические заболевания имеют 35% первоклассников, а среди выпускников этот показатель увеличивается в два раза.
- самые распространенные заболевания, от которых страдает не менее 50% школьников: желудочно-кишечные, а также патологии зрения.
- более 40% детей имеют болезни опорно-двигательного аппарата, а 80% школьников — нарушения осанки.
- каждый третий ребенок подвержен заболеваниям органов дыхания, еще 15% — недугам сердечно-сосудистой и нервной систем.
- вполне здоровыми считаются лишь 5% школьников.
Какой выбрать ранец? Как следить за осанкой малыша?
Если вы не хотите, чтобы ваш ребёнок имел проблемы с позвоночником, а также почками и т. д., не покупайте ему портфель, который носят в одной руке. Это должен быть обязательно ранец.
Для каждого возраста есть свои гигиенические нормативы веса школьной сумки: с ежедневным учебным комплектом и письменными принадлежностями. Но есть простой способ вычислить физиологически безопасную норму: вес ранца с содержимым не должен превышать 10 процентов от массы тела ученика.
Вес ранца:
1-2 класс – 1,5 кг
3-4 класс – 2,5 кг
5-6 класс – 3 кг
7-8 класс – 3,5 кг
9-12 класс – до 4 кг
Таким образом, пустой ранец должен весить 500-800 грамм.
Как выбрать ранец?
- желательно купить ранец, на передней стороне которого, по бокам и на ремнях имеются светоотражающие значки – дополнительная защита на дорогах.
- у ранца обязательно должна быть твердая спинка. Только ее наличие может обеспечить правильную осанку малыша. При этом не забудьте, что ширина ранца не должна превышать ширину плеч ребенка, а высота должна быть не более 30 см.
- ранцы должны быть удобными: сумка не должна давить, ремни не должны врезаться или впиваться в плечи. Лямки мягкими, равномерно распределяющими груз. Лямки и ремешки должны обязательно регулироваться с тем, чтобы ранец одинаково удобно надевался и на легкое платье, и на пуховую куртку.
- хороший ранец должен иметь несколько отделений и карманов – тогда ребенок сможет аккуратно, в определенном порядке раскладывать свое богатство.
- все швы – внутренние и внешние – на ранцах и пеналах должны быть тщательно обработаны, в противном случае порезов на руках не избежать.
Следите за осанкой ребёнка
Стол и стул должны соответствовать его росту и возрасту.
Стоит приобщить ребенка к занятиям физкультурой, например, записать его в спортивную секцию и приучить к совместным утренним пробежкам — все это пойдет ему на пользу и поможет предотвратить многие заболевания.
Питание и диета
Накормить с утра пораньше школьника – это непростая задача. На нервной почве, да ещё поднявшись ни свет, ни заря, дети не хотят есть. Но это обязательно надо сделать, поскольку впереди длинный трудовой день! Подключайте свою изобретательность….
Для начала определитесь, что больше всего любит кушать ваш непоседа. Кроме сладостей и полуфабрикатов. Если это молочные продукты, вы можете предложить: кашу, мюсли, йогурт, творог, сырковую массу, сырники, творожную запеканку, мусс или пудинг, бутерброд с сыром. Если это мясные продукты: яйцо, рыбу, омлет, тефтели, мясные рулеты и запеканки, пудинги и пр.Завтрак можно запить чаем, какао с молоком или соком.
Главное правило – никакой сухомятки. Завтрак должен быть горячим!
Медики советуют включать в завтрак сложные формы углеводов. Это значит, что помимо сладкого чая, варенья и кондитерских изделий, в утренний завтрак школьников должны обязательно входить хлебобулочные изделия, каши (овсянка зарекомендовала себя лучше всех), макароны, свежие овощи, из фруктов предпочтительны яблоки, богатые клетчаткой и пектином. Остальные углеводы лучше распределить на промежуточные приемы в течение школьного дня: фруктовые напитки, чай, кофе, булочки, печенье, конфеты обеспечат постоянное поступление свежих порций глюкозы в кровь, и будут стимулировать умственную активность школьников.
! Обязательно надо напоминать ребёнку о таких элементарных гигиенических правилах, как мытьё рук. Если вы не уверены, что малыш вымоет руки перед обедом, дайте ему с собой мокрые гигиенические салфетки с антисептиком.
! Категорически противопоказаны: чипсы, пирожки, сухарики, кола, пепси .
Попробуйте дома за неделю до 1 сентября подстроиться к школьному режиму . Тем самым Вы сгладите резкую смену обстановки, режима дня и рациона питания.
Ужин за 2 часа до сна, если не хотите рассказов о страшных снах и жалоб на бессонницу.
! Перед сном полезно гулять в течение 20 — 30 минут.
Спать школьник должен не менее 9 часов, а детям с проблемами адаптации к школе показан и дневной сон.
Телевизор и компьютер
Первокласснику можно позволять не более 10 минут непрерывной "работы" за компьютером. Если сидеть больше - появятся признаки утомления.
Ученикам со 2-го по 5-й класс - по 15 минут.
С 6-го по 7-й класс - 20 минут.
С 8-го по 9-й класс - по 25 минут.
Старшеклассники могут работать за компьютером не более 30 минут.
Ни в коем случае не смотреть телевизор лежа; а сидеть надо на расстоянии от 2 до 5,5 м от экрана; сзади установить подсветку, чтобы снизить контрастность экрана.
! Обязательно нужно делать перерыв и гимнастику для глаз: поморгать, повращать зрачками, посмотреть вдаль.
Предварительный просмотр:
Дети с преждевременным сексуальным
развитием
Если ребенку слишком много известно о сексе, если он совершает провокационные телодвижения, если пытается вовлечь других детей в игры, связанные с сексом, если пытается дотронуться до половых органов другого ребенка, то считается, что это ребенок с преждевременным сексуальным развитием.
Причинами этого явления может быть то, что:
• ребенок усвоил, что таким образом он может быть более популярен у других детей;
• ребенок имитирует поведение своих родителей или разыгрывает сцены фильмов;
• у ребенка низкий уровень самооценки, и такое поведение — способ почувствовать себя взрослым, обратить на себя внимание;
• ребенок когда-то подвергался сексуальным домогательствам.
Как предотвратить проблему
• Так как на детей льется поток откровенной сексуальности через рекламу, скажите детям, что такое поведение нормально для взрослых, но НЕ нормально для детей.
• Проявляйте по больше интереса к ребенку, с тем, чтобы повысить его самооценку. Учтите, когда взрослые не обращают на детей достаточно внимания, дети начинают искать разными средствами внимания родителей, других детей, людей и могут стать причиной недовольства или объектом насилия.
Предварительный просмотр:
В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный опыт.
Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.
Запомните эти простые правила, которые пригодятся в нашей жизни:
- Обсудите с ребенком вопрос о помощи различных служб в ситуации, сопряженной с риском для жизни.
- Проговорите с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни.
- Дайте ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым вы доверяете.
- Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.
- Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализируйте вместе с ним.
- Обсуждайте с ребенком примеры находчивости и мужества людей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.
- Не смейтесь над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.
- Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребенок слаб физически, запишите его в секцию и интересуйтесь его успехами.
- Если кто-либо из числа ваших знакомых и друзей вызывает у вас опасения в отношении вашего ребенка, проверьте свои сомнения и не общайтесь больше с этим человеком.
- Не опаздывайте с ответами на вопросы вашего ребенка по различным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди.
- Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.
- Учите ребенка предвидеть последствия своих поступков, сформируйте у него потребность ставить вопрос типа: "Что будет, если..?"
- Не обсуждайте при ребенке то, что произошло, тем более с посторонними и чужими людьми.
- Не формируйте у своего ребенка комплекс вины за случившееся.
- Дайте возможность своему ребенку проговорить с вами самую трудную ситуацию до конца. Это поможет ему освободиться от груза вины и ответственности.
- Постарайтесь переключить внимание ребенка с пережитой им ситуации на новые занятия или увлечения.
- Ни в коем случае не оставляйте нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья вашего ребенка.
Предварительный просмотр:
Внимательно рассмотрите: "негативные установки", "позитивные установки" и подумайте, прежде чем что-то говорить своему ребенку о последствиях, а не ваших ли родителей это установки? Не говорите своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали.
Негативные установки
"Сильные люди не плачут".
"Думай только о себе, не жалей никого".
"Ты всегда, как твой (я) папа (мама)".
"Дурачок ты мой!"
"Уж лучше б тебя вообще не было на свете!"
"Вот и будешь по жизни мыкаться, как твой папа (мама)...".
"Не будешь слушаться - заболеешь!".
"Яблоко от яблоньки недалеко падает".
"Сколько сил мы тебе отдали, а ты..."
"Не твоего ума дело..."
"Не ешь много, будешь толстый, никто тебя любить не будет".
"Не верь никому, обманут!.."
"Если ты будешь так поступать, с тобой никто дружить не будет!"
"Ты всегда это делаешь хуже других..."
"Ты всегда будешь грязнулей!"
"Ты плохой!"
Этот список вы можете продолжить сами, кое-что в нем вы узнали, подумайте, какие установки мешают вам жить и не давайте их своим детям, если не хотите, чтобы что-то в вашей жизни повторялось в ваших детях.
Позитивные установки
"Поплачь - легче будет".
"Сколько отдашь - столько и получишь".
"Какая мама умница! Какой у нас папа молодец! Они самые хорошие!"
"В тебе все прекрасно..."
"Какое счастье, что ты у нас есть!".
"Ты всегда будешь здоров!"
"Мы любим, понимаем, надеемся на тебя".
"Твое мнение всем интересно".
"Кушай на здоровье!"
"Выбирай себе друзей сам..."
"Как ты относишься к людям, так и они к тебе".
" Каждый может ошибаться! Попробуй еще!"
"Какой ты чистенький всегда и аккуратный!"
"Чистота - залог здоровья".
"Все зависит от человека..." ,
"Я тебя люблю любого..."
"Люби себя и другие тебя полюбят".
"Все в этой жизни зависит от тебя"
Как часто вы говорите детям...
- Я сейчас занят(а)... - Посмотри, что ты натворил!
- Это надо делать не так... - Неправильно!
- Когда же ты научишься? - Сколько раз я тебе говорила!
- Нет! Я не могу! - Ты сведешь меня с ума!
- Что бы ты без меня делал! - Вечно ты во все лезешь!
- Уйди от меня! - Встань в угол!
Все эти слова крепко зацепляются в подсознании ребенка и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребенок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.
Эти слова ласкают душу ребенка
- Ты самый любимый! - Ты очень многое можешь!
- Что бы мы без тебя делали?! - Спасибо!
- Иди ко мне! - Садись с нами!..
- Я помогу тебе... - Я радуюсь твоим успехам!
- Что бы ни случилось, твой дом - твоя крепость.
Предварительный просмотр:
КАК НАДО
вести себя родителям с единственным ребенком
- Заботиться и опекать, но не до безрассудства.
- Все время не дрожать над каждым шагом малыша и не «топить» ребенка в половодье своих чувств к нему.
- Не ограничивать его свободу и свою.
- Не культивировать его зависимость от Вас и не опутывать ею малыша, как паутиной.
- Не выставлять всем напоказ чрезмерную привязанность к ребенку и ею не «пленять» его.
- Не заставлять ребенка всеми силами оправдывать возложенные на него надежды.
- Учить спокойно преодолевать любые жизненные трудности и не искать для малыша особых привилегий.
- Не делать его только потребителем.
- Все время прививать ребенку навыки терпимости и понимания других людей.
- Ни в коем случае не ограждать от тесного общения со сверстниками.
- Помочь найти друзей.
- Прислушиваться к своему ребенку и сделать так, чтобы он не был одинок.
- Все делать так, чтобы он был самостоятельным.
- Не злоупотреблять родительской некомпетентностью и не пугаться, что у Вас нет опыта общения с детьми.
- Ни в коем случае не пробовать воспитывать ребенка по перечню различных предостережений, особенно в присутствии ровесников.
- Не экспериментировать над собственным ребенком.
Предварительный просмотр:
Если вам не нравятся друзья ребенка?
Для начала попробуйте сказать самому себе, что вам не нравится в друзьях вашего ребенка. Возможно, дело не в личных качествах этих детей, а в вашем предубеждении против их родителей, окружения и т. п. Если проблема не в этом, понаблюдайте, в какие игры играют вместе дети, как складываются между ними отношения. Попробуйте понять, что привлекает вашего ребенка в его приятелях. Вполне возможно, он находит в них компенсацию своим трудностям. Например, вы слишком сильно опекаете и регламентируете жизнь вашего ребенка, он чувствует свою несвободу, а его приятель, наоборот, демонстрирует полную самостоятельность и самоинициативность.
В этом случае проблема не в друзьях ребенка, а в вашем стиле отношений со своим малышом.
Как предотвратить проблему?
• Постарайтесь своевременно рассказать своему ребенку, какие черты личности людей, какие игры вы считаете достойными.
• Не забывайте говорить ему о лучших сторонах его друзей.
• Приглашайте в гости детей еще до того, как ребенок будет иметь возможность знакомиться и заводить друзей самостоятельно.
• Пожалуйста, сдерживайте свои эмоции, если ваше отношение к друзьям ребенка определено какими-то взрослыми мотивами.
Как справиться с проблемой, если она уже есть?
Даже если вы твердо уверены, что все дело в «невоспитанности» друзей, не устанавливайте жестких запретов на эту дружбу, – она может «уйти в подполье». Будет лучше, если вы неназойливо и спокойно обратите внимание своего ребенка на хорошие качества этих ребят, а вслед за этим выскажите свое твердое мнение об отрицательных. Здесь нельзя обойтись без примеров, именно поэтому следует сначала понаблюдать за детьми, тогда ваши высказывания будут иметь обоснованный вид.
Предварительный просмотр:
Если Вашего ребенка обижают
ровесники…
Если ваш ребенок часто приходит из школы в подавленном настроении, слезах и ссадинах... Если сверстники избрали его мишенью для острот и злых шуток - ситуацию можно исправить! Ведь вы - рядом с ним... Первое побуждение любой нормальной матери в этой ситуации - грудью встать на защиту своего ребенка. Но не надо спешить, вначале нужно разобраться в причинах этого досадного явления и только потом принимать какие-то кардинальные решения
За что его унижают?
Это нужно понять прежде всего...
Безусловно, ни один ребенок не заслуживает пренебрежительного отношения к себе - любое дитя уникально и обладает своими достоинствами. Но маленькому человечку далеко не всегда легко проявить в коллективе свои сильные стороны, ведь сверстники гораздо охотнее обнаруживают его слабости.
Какие?
Это могут быть плохая физическая подготовка, неопрятный или немодный вид, низкая успеваемость, излишняя полнота и так далее... Возможно, ваш ребенок часто болеет и, пропуская школу, никак не станет своим в классе. Кроме того, у некоторых детей сложный характер: они слишком пассивны, неуверенны в себе или чувствительны и ранимы.
Так или иначе, у маленьких «изгоев» копится обида на сверстников, чувство одиночества и зависть к другим детям. Несчастный ребенок замыкается в себе, начинает обманывать, хвастать, ябедничать или втихомолку мстить обидчикам...
На помощь, мама!
Иногда в отношения детей лучше не вмешиваться, но это - не тот случай. Правда, это вовсе не означает, что вы должны крутить уши обидчикам. Вместо этого, четко разобравшись с причинами непопулярности вашего ребенка, займитесь их устранением.
Может, он выглядит не слишком современно? Тогда займитесь его гардеробом и внешностью.
Слишком слаб физически? Заинтересуйте его каким-нибудь видом спорта.
Недооценивает себя? Помогите ребенку обрести уверенность в своих силах и способностях. Для этого подчеркивайте его достоинства при каждом удобном случае. Не скупитесь на похвалу, восхищайтесь своим чадом - как сказал один известный психолог, ребенок воспринимает окружающее через отражение в глазах любимой мамы. Если в ваших глазах застыли боль, недовольство и раздражение - и ребенок будет чувствовать себя неуютно.
Найдите союзника
Следующий этап - обучение ребенка полезным навыкам взаимоотношений с другими людьми: большей активности, дружелюбию, умению постоять за себя, а когда нужно - сдержаться и уступить. И помните: чем увереннее чувствует себя ребенок, тем легче даются ему эти навыки. В этой связи нелишним будет попросить классного руководителя или воспитательницу поддержать вашего сына или дочь, задействовать в каком-то важном деле - это повысит его престиж в глазах остальных.
Однако нельзя исключать и возможность, что в детском коллективе на самом деле сложилась слишком нездоровая обстановка. Стоит ли говорить, что в этом случае лучше перевести ребенка в другую школу или детский сад.
Свой среди своих
Все дети мечтают быть самыми лучшими но как продемонстрировать окружающим собственные достоинства? Из боязни быть отвергнутым далеко не каждый ребенок способен открыто претендовать на лучшую роль в игре или более выгодное положение в коллективе ровесников... Ну, так и устройте сыну или дочери такую возможность!
Организуйте какое-нибудь общее дело для него и его друзей: детский праздник, загородную вылазку...
«Своя» территория, «свой» взрослый, возможность получить выгодную роль и справиться с ней - вот что нужно ребенку, чтобы почувствовать себя в безопасности и раскрыть свои таланты.
Предварительный просмотр:
Родители в определении задач и поиске путей воспитания в своей семье должны исходить из знания индивидуальных особенностей своих детей. При этом следует учитывать, что каждому возрамту свойственны какие-то общие, типичные психо- физические особенности, которые с неизбежностью проявляются у каждого ребенка, но сугубо индивидуально. Прежде всего необходимо иметь в виду, что для подростков наиболее характерно ярко выраженное стремление к самостоятельности и самоут- верждению.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ
1. Говорите сыну или дочери: «Людям должно быть с тобой легко», - не бойтесь повторять это.
2. Когда вы браните ребенка, не употребляйте выражений: «Ты всегда», «Ты вообще», «Вечно ты». Ваш ребенок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня что-то сделал не так, об этом и скажите ему.
3. Не расставайтесь с ребенком в ссоре, сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.
4. Старайтесь, чтобы ребенок был привязан к дому, возвращаясь домой, не забывайте сказать: «А все-таки, как хорошо у нас дома».
5. Внушайте ребенку давно известную формулу психологического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других».
6. Наши разговоры с детьми нередко бедны, поэтому каждый день читайте с детьми вслух (даже с подростками) хорошую книгу, это сильно обогатит ваше духовно общение.
7. В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступать, признавать ошибки и поражения
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
1. Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение. При этом не ограничивайтесь дежурными вопросами: "Что получил?" "Как дела?", а расспрашивайте о чувствах, настроении, проявляйте эмоциональную поддержку и т.д.
2. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные, на Ваш взгляд достижения ребенка, его посильные успехи. При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти выход, предвидеть последствия действий. Не заругивайте ребенка, страх не активизирует его деятельность.
3. Развивайте любознательность, поощряйте любопытство, удовлетворяйте его потребность в знаниях. Давайте ребенку как можно больше сведений и не забывайте, что до 7 лет усваивается около 90% основополагающей информации о мире и примерно столько же жизненных важнейших навыков. На всю оставшуюся жизнь приходится только 10%.
4. Покупайте и дарите книги, пластинки, картины. Читайте вслух, предлагайте ребенку прочитать Вам, обсуждайте прочитанное. Определяйте с ним программу чтения на неделю, месяц и помогайте осуществить, поощряйте ее выполнение.
5. Помогайте ребенку выполнять трудные задания, предлагайте выход из слож- ной ситуации, но не забывайте давать ему возможность самому найти выход, решение, совершить поступок.
6. Будьте доброжелательными к одноклассникам, не запрещайте делать вместе уроки, так как замечено, что индивидуально предпочитают работать отличники, а сред- не и слабоуспевающим нравится заниматься парами, группами. К тому же известно: тот, кто учит, учится сам.
7. Активно слушайте своего ребенка, так как выявлено, что рассказ самому себе вызывает психическую травму. Пусть он пересказывает прочитанное, увиденное, делится впечатлениями о прожитом.
8. Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка, создайте у него позитивное, положительное отношение к школе.
9. Принимайте участие в делах класса и школы. Ребенку будет приятно, если школа станет частью Вашей жизни. Ваш авторитет повысится.
10. Не заставляйте многократно переписывать, повторять. Понаблюдайте за осо- бенностями умственной деятельности своего ребенка, выясните, что получается легко, а что дается с трудом. Посоветуйтесь с педагогом, как улучшить память, как развить сосредоточенность, организованность и т. п.
11. Обеспечивайте ребенка всем необходимым для учебы, создавайте атмосферу уважительного отношения к его труду, вещам, учебникам, делам и т. п.
12. Умственный труд сложен, требует многих усилий. Помогайте ребенку сох- ранить веру в себя .
13. При выполнении домашней работы с ребенком не контролируйте деятельность учителя .
14. Подавляйте в себе искушение немедленно использовать любую ошибку ребен- ка для его критики. Помогая ему выполнять домашнее задание , делайте иногда пред- намеренные ошибки. Только так он сможет осознать действие контроля, которое постепенно станет самоконтролем.
15. Проверяйте домашнее задание особенно на первом этапе обучения , при этом давайте понять ребенку, что Вы довольны или не довольны им. Будьте уверены: следующий раз он будет очень стараться, чтобы заслужить Вашу похвалу.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ УЧАЩИХСЯ
СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССОВ
1. Постарайтесь создать условия, облегчающие учебу ребенка:
· бытовые: хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон, спокойный обстановка, уютное и удобное место для занятий и т. п.;
· эмоциональные: проявляйте веру в возможности ребенка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь малейшими достижениями, высказывайте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте его в случае неудачи и т. п.
· культурные: обеспечить ребенка справочниками, словарями, пособиями, атласами, книгами по школьной программе, кассетами; используйте магнитофон для учебных занятий вместе смотрите учебно-познавательные программы по ТВ, обсуждайте увиденное и т. п.
2. Слушайте своего ребенка: пусть он пересказывает то, что надо заучивать, запоминать, периодически диктуйте тексты для записывания, спрашивайте по вопросам учебника и т. п.
3. Регулярно знакомьтесь с расписанием уроков, факультативов, кружков, дополнительных занятий для контроля и для оказания возможной помощи.
4. Делитесь знаниями с детьми из области, в которой Вы преуспели. Обогащайте их.
5. Помните, что не только отметка должна быть в центре внимания родителей, а знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможною. Поэтому думайте о будущем и объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться знаниями.
6. Не оставляйте без внимания свободное время ребенка и его успехи с другими, лучше сравнить его с самими собой – это более обнадеживает.
7. В средних классах подростки могут совместно выполнять домашнюю работу. Это повышает ответственность – ведь задания делают не только для себя, но и для других. Наберитесь терпения, когда они занимаются даже по телефону, уточняют, обсуждают, спорят.
8. Пытаясь объяснить разные способы решения задачи, не отказывайтесь от своего решения. Это стимулирует активность школьника.
9. Дайте почувствовать ребёнку, что любите его независимо от успеваемости, замечаете познавательную активность даже по отдельным результатам.
10. Помните, что по научно обоснованным нормам над выполнением всех домашних заданий ученики 5 — 6-х классов должны работать до 2,5 часов, 7 – 8-х ---до 3, 8 --- 9-х --- до 4 часов. Сравните, насколько близки данные нормы к количеству часов, которые затрачивает Ваш ребёнок на домашнюю работу. Помогайте придерживаться рекомендаций: это важно для здоровья, психического равновесия и хорошего отношения ребёнка к учёбе.
11. Создавайте традиции и ритуалы семьи, которые будут стимулировать учеб- ную активность детей. Используйте позитивный опыт Ваших родителей, знакомых.