ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ «Рука в руке».
Общеразвивающей программы дополнительного образования для детей-инвалидов «Рука в руке».
Тип программы программа дополнительного образования.
Статус программы: общеразвивающая программа коррекционно-образовательной направленности.
Назначение программы: программа дополнительного образования для детей-инвалидов с нарушением умственного развития в нестационарной форме в учреждениях социального обслуживания.
Категория обучающихся: дети-инвалиды с нарушением умственного развития от 4 до 12 лет.
Объем учебного времени: Данная программа рассчитан на 20 часов без учета каникулярного времени.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: учебный материал на овладение компонентами программы рассчитан на два занятия в неделю, время занятия составляет – 30 минут, САНПИН 2.4.4.3172-14.
Формы контроля: проверка уровня интеллектуального и физического развития – диагностический скрининг один раз перед началом обучения, текущий контроль по прохождении 10 занятий и итоговый контроль по завершению программы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»
Согласовано Педагогическим советом СПБ ГБУ «ЦСРИиДИ Калининского района» Протокол №_______от__________________ | УТВЕРЖДАЮ Директор СПб ГБУ «ЦСРИиДИ Калининского района» ___________________Г.Н.Кукулиди «_____»________________20______г. |
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
«Рука в руке».
Составитель:
Учитель - дефектолог
Сальникова Н.А.
Санкт-Петербург
2016 год
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Паспорт программы ………………………………………………………………….3 Введение………………………………………………………………………………4 | ||
Пояснительная записка………………………………………………………………5 Цель, задачи, разделы программы………………………………………………......8 | ||
Примерное тематическое планирование…………………………………………..12 Приложение 1. Блоковая система коррекционно-развивающих занятий……....16 Приложение 2. Содержание учебного материала для дошкольников…………...24 Содержание учебного материала для детей школьного возраста………………..27 Приложение 3. Диагностический материал……………………………………….44 | ||
Список литературы………………………………………………….......54 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.
Общеразвивающей программы дополнительного образования для детей-инвалидов «Рука в руке».
Тип программы программа дополнительного образования.
Статус программы: общеразвивающая программа коррекционно-образовательной направленности.
Назначение программы: программа дополнительного образования для детей-инвалидов с нарушением умственного развития в нестационарной форме в учреждениях социального обслуживания.
Категория обучающихся: дети-инвалиды с нарушением умственного развития от 4 до 12 лет.
Объем учебного времени: Данная программа рассчитан на 20 часов без учета каникулярного времени.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: учебный материал на овладение компонентами программы рассчитан на два занятия в неделю, время занятия составляет – 30 минут, САНПИН 2.4.4.3172-14.
Формы контроля: проверка уровня интеллектуального и физического развития – диагностический скрининг один раз перед началом обучения, текущий контроль по прохождении 10 занятий и итоговый контроль по завершению программы.
ВВЕДЕНИЕ
Формирование и коррекция познавательной деятельности, коммуникативной сферы, социальная адаптация – основные направления в деятельности учителя - дефектолога, осуществляющего коррекционно-развивающую работу с детьми имеющими интеллектуальную недостаточность различной степени выраженности.
Особенности развития детей с нарушением интеллектуального развития рассматривались в работах: М. Е. Хватцева, Р. А. Беловой-Давид, Т. В. Филичевой, психологов Л.С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.Б.Эльконина и других.
Процесс формирования и развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью носит системный характер и распространяется на все основные сферы — коммуникативную, познавательную, физическую.
Известно, что развитие ребенка полностью зависит от влияния окружающей социальной среды. Нарушение правильного взаимодействия этих двух субстанций является дополнительным фактором риска для полноценного развития субъекта.
При посещении ЦСРИиДИ на занятиях с учителем-дефектологом, логопедом, педагогом-психологом, социальным педагогом, инструкторами АФК ребенок попадает в социально-педагогическую среду, в которой активизирует свой потенциал тем самым повышая возможности эффективной социальной адаптации. Теоретической основой программы являются положения, разработанные в отечественной педагогике Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, В. В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным и другими учеными об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о сензитивных возрастах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития, «зоне ближайшего развития», о соотношении обучения и развития, о значении продуктивной деятельности в развитии ребенка.
Подпрограмма работы учителя-дефектолога ЦСРИиДИ отделения социальной реабилитации составлена с опорой на основные и коррекционные программы воспитания и обучения, утвержденные Министерством образования Российской Федерации, в которых сформулированы общеразвивающие направления обучения и коррекции нарушений развития у детей раннего, дошкольного и школьного возраста, а также на основе курса коррекционной педагогики, преподаваемого на факультете коррекционной педагогике РГПУ им. А. И. Герцена.
Пояснительная записка
Предлагаемая программа «Рука в руке» является одним из направлений комплекса социально-реабилитационных услуг, оказываемых ЦСРИиДИ согласно ИПСУ норматив 40, 42, 43.
Работа по программе осуществляется с детьми с сенсорными, опорно-двигательными нарушениями дошкольного и младшего школьного возраста, имеющими интеллектуальную недостаточность различной степени выраженности. Программа ориентирована на оказание спектра социально-реабилитационных услуг, направленных на формирование познавательной деятельности, коммуникативной сферы, социальной адаптации.
Известно, что нормальное развитие ребенка возможно только при совокупности следующих условий:
- состояние здоровья (биологический фактор развития),
- благоприятная социально-педагогическая развивающая среда (социальный фактор развития), включающая специально организованное предметно-игровое пространство, обеспечение условий для эмоционального, познавательного и коммуникативного развития, а также развития всех видов деятельности,
- активность самого ребенка (двигательная, эмоциональная, познавательная, речевая, коммуникативная).
При раннем органическом поражении ЦНС более всего страдают биологический фактор и фактор активности. Поэтому «социальная ситуация развития», педагогические условия, в которых находится ребенок, должны носить «провоцирующий развитие» характер.
Исходя из общности основных закономерностей развития нормального и аномального ребенка, в программе определены базовые направления педагогической работы, обеспечивающие целостность, всесторонность и гармоничность развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью. Они выделены с учетом основных направлений общеразвивающей работы, сформулированных в программах: «Кроха», «Развитие», «Детство», «Истоки», «Радуга» и т.п. Предполагаемое содержание основных направлений работы, условия и формы его реализации позволяют решать в единстве коррекционно-развивающие задачи, к которым относится моторно-двигательное, эмоциональное, сенсорное, умственное, социально-личностное, коммуникативное, речевое, эстетическое развитие ребенка. Практическая реализация этих задач осуществляется в процессе формирования механизмов предметной и игровой деятельности, продуктивных видов деятельности (рисования, лепки, конструирования), ознакомления с окружающим, развития речи, формирования математических представлений.
Программа для детей с интеллектуальной недостаточностью построена в соответствии с принципами, сформулированными в психологических, педагогических, нейропсихологических исследованиях.
К основным принципам относятся:
- деятельностный,
- онтогенетический,
- единства диагностики, коррекции и развития,
- общие дидактические принципы.
Помимо вышеперечисленных принципов она учитывает:
- характер ведущей деятельности,
- структуру и степени выраженности нарушения,
- ведущие мотивы и потребности ребенка в различные возрастные периоды.
Построение коррекционно-развивающей программы в соответствии с вышесказанным обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и дальнейшую социализацию ребенка.
В основе системы коррекционно-развивающих занятий с детьми с нарушением интеллектуального развития в рамках ЦСРИ лежит блоковая структура, включающая основные направления работы по коррекции основных нарушений у детей:
- блок 1. Развитие речи и ознакомление с окружающим
- блок 2. Развитие моторики
- блок 3. Формирование математических представлений, временных представлений и конструктивного праксиса.
- блок 4. Развитие познавательных процессов
В содержании представлен комплекс коррекционных методов и приемов работы с детьми имеющих нарушения интеллектуального развития.
Исходя из того, что дети, посещающие ЦСРИиДИ, различны по возрасту, по особенностям индивидуального развития специалистами выбирается необходимый для конкретного ребенка комплекс методов и приемов работы, который будет им использован на занятии в соответствии с выделенным содержанием коррекционной работы.
(Приложение 1)
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ:
Цель программы:
Обучение детей с нарушением интеллектуальной сферы навыкам социально-средовой ориентации.
Задачи:
Образовательные:
- Дать знания о числовом ряде;
- Дать элементарные представления о геометрических фигурах, их отличительных особенностях и характерных признаках;
- Дать знания об отличительных особенностях времён года (природа, одежда, животные)
- Дать знания об основных предметах окружающей действительности
Обучающие:
- Уметь считать в пределах …;
- Уметь графически изображать элементы букв и цифр;
- Уметь составлять рассказ по опорным иллюстрациям, схеме, фотографии;
- Уметь составлять загадки по опорным словам;
- Уметь дифференцировать основные геометрические фигуры;
- Уметь составлять и решать элементарные арифметические задачи;
- Уметь конструировать из основных геометрических фигур.
- Уметь применять на практике элементарные социально-бытовым навыки;
- Уметь узнавать и правильно называть основные геометрические фигуры
- Уметь совершать простейшие исследовательские действия;
- Уметь соотносить величину пользуясь приёмом наложения;
- Уметь находить геометрические фигуры, цифры, буквы среди других предметов;
- Уметь внимательно слушать и понимать задание;
- Уметь грамотно обращаться ко взрослому за помощью;
- Уметь пользоваться элементарными сравнительными оборотами в речи;
- Уметь элементарно озвучивать последовательность выполняемого задания;
- Уметь последовательно играть в простейшие дидактические игры совместно со взрослым, ребёнком (внимательно слушать инструкцию, выполнять правила игры, понимать основную цель игры, последовательно осуществлять игровые действия.
- Уметь доводить начатое до логического конца.
Развивающие:
- Развивать внимание, память, мыслительные операции;
- Развивать мелкой моторики и зрительно-двигательной координации рук и пальцев рук посредством изо деятельности;
- Развивать основные графо-моторные умения и навыки через работу с карандашом, бумагой, пластилином, вкладышами;
- Развивать элементы поисковой деятельности при решении творческих и игровых задач;
- Развивать основные коммуникативных функции;
- Развивать зрительно-двигательную координацию;
- Развивать пространственные и временные представления;
- Развивать когнитивную сферу
Воспитательные:
- Воспитывать у детей активной позиции в собственной познавательной деятельности;
- Воспитывать навыки самоконтроля и саморегуляции при выполнении заданий;
- Воспитывать основы коллективной деятельности детей, умение пользоваться правилами этикета общения с окружающими сверстниками и педагогом;
- Воспитывать бережное отношение к предметам и объектам окружающей действительности;
- Воспитывать умение доводить начатое до логического завершения.
Адресат
Программа рассчитана на детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих нарушения интеллектуальной сферы различной степени выраженности. В зависимости от степени нарушения, задания могут быть упрощены или усложнены.
Условия проведения занятий:
Формы занятий с учителем-дефектологом:
- индивидуальная;
- включение близкого окружения в непосредственный обучающий процесс;
- подгрупповая форма.
- комплексное занятие: учитель-дефектолог и специалист (афк, педагог-психолог, логопед)
Общее количество занятий за год -20. Частота проведения 1-2 раза в неделю. Численность детей на занятии от 1 до 3 человек в зависимости от тяжести нарушения. Занятия проводятся стационарно на базе социально-реабилитационного отделения.
Продолжительность активной части занятия с учетом возрастных норм САНПИН 2.4.4.3172-14:
4-5 лет – 15-20 мин.
5-6 лет – 20-25 мин.
6-7 лет – 25-30 мин.
7-12 лет- 30-35 мин.
Помимо возрастных норм на продолжительность занятий также влияет и тяжесть нарушения.
Формы анализа результатов:
- бланк результатов диагностического обследования ребенка в зависимости от возрастной группы и тяжести нарушения (младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, школьный возраст) с последующими рекомендациями,
- индивидуальный план коррекционно-развивающих занятий с ребенком,
- план проведения комплексных занятий,
Предполагаемый результат:
1.Направленная мотивация к занятиям у детей и родителей.
2.Сформированность навыков грамотной коммуникации.
3. Сформированность мелкой моторики, координации рук и пальцев рук.
4. Сформированность математических представлений и конструктивного праксиса.
5. Сформированность зрительно-двигательной координации
6. Сформированность познавательной сферы.
7. Сформированность пространственно-временных представлений.
8. Готовность проходить обучение в образовательном учреждении.
Учебно-тематический план.
Учебно-тематический план составлен с учетом вышеназванных коррекционных программ и педагогических технологий.
Для детей дошкольного возраста
№ Занятия | Тематика | Количество занятий |
1. | Игрушки | 2 |
2. | Одежда | 2 |
3. | Обувь | 2 |
4. | Мебель | 2 |
5 | Посуда | 2 |
6 | Времена года | 2 |
7 | Домашние птицы | 2 |
8 | Домашние животные | 2 |
9 | Дикие животные | 2 |
10 | Семья | 2 |
Итого: | 20 |
Для детей младшего школьного возраста.
№ Занятия | Тематика | Количество занятий | |
1 уровень | 2 уровень | ||
1. | Учимся писать | 6 | 6 |
2. | Мир вокруг нас | 6 | 6 |
3. | Я конструктор | 3 | 3 |
4. | Учимся считать | 5 | 5 |
Итого: | 20 | 20 |
План работы с родителями
№ | Содержание работы | Примерная тематика |
1. | Знакомство. | Беседы: «Индивидуальные особенности развития ребенка», «Индивидуальный подход к ребенку в семье», «Специфика взаимодействия родителя с ребенком с интеллектуальными нарушениями», «Рекомендации специалиста по использованию специального оборудования для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата» |
2. | Участие родителя в процессе проведения занятия: привлечение родителя к совместной деятельности с ребенком и учителем-дефектологом, обучение различным видам деятельности, направленным на коррекцию нарушений, осознание родителем необходимости, в целях мотивации и стимулирования к последующей деятельности, видеть и давать положительную оценку достижениям ребенка. | |
3. | Беседы с родителями «часы обратной связи». | Индивидуальное консультирование родителей по привлечению их к совместной деятельности дома по рекомендациям учителя-дефектолога. Примерная тематика бесед-консультаций учителя-дефектолога для родителей: «Упражнение на развитие коммуникативных навыков», « Упражнения на развитие зрительно-двигательной координации», «Упражнения на развитие мелкой моторики», «Игры и игровые упражнения для развития когнитивной сферы», «Упражнения на развитие математических представлений», «Упражнения для развития графомоторных навыков», «Беседы дома по теме занятия» и др. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Блоковая система коррекционно-развивающих занятий.
БЛОК I. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ.
Направления работы | Содержание |
Развивать коммуникативную функцию речи Обеспечение необходимой мотивации речи | Посредством активного общения со взрослыми и сверстниками Создание проблемных речевых ситуаций |
Формирование связной речи | С опорой на картинку По серии картинок Ситуативные игры, создание условий близких к повседневной жизни |
Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира | Человек Животные Растения Явления природы |
Формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении Учить устанавливать родственные отношения между людьми | « Я и взрослый», «Я в семье» (опора на фотографии). Бабушка, дедушка, папа, мама, я. |
Привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека, учить подражать выражению лица взрослого | Карточки с эмоциями, с эмоциональными состояниями, Работа перед зеркалом |
Формировать представления о предметах быта, необходимых в жизни человека | Рассматривание картинок Использование на занятии основных предметов (чашка, чайник, расческа, зубная щетка и т.п.) |
Формировать представления о явлениях природы | Огонь, вода, земля, воздух Явления природы зимой и летом, Весной и осенью |
БЛОК II. ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И КОНСТРУКТИВНОГО ПРАКСИСА.
Направления работы | Содержание |
Счет по порядку Элементарные счетные операции, решение элементарных математических задач с опорой на наглядность и без опоры на наглядность (отвлеченные примеры и задачи) | Посчитай, сколько …соотнесение с количеством пальцев Счет от заданного числа Счетные операции на сложение в пределах 5-ти,10-ти и т.д на предметной основе. Счетные операции на вычитание в пределах 5-ти, 10-ти и т.д на предметной основе. Соотнесение дня недели с порядковым числительным |
Сравнение множеств | Положи столько же …. (уравнивание множеств) Выделение нужного количества из множества предметов. Где больше…(сравнение множеств) Решение элементарных примеров на наглядной основе. |
Формирование временных представлений | Формирование представлений о временах года (название, последовательность) с использованием наглядности. Формирование представлений о частях суток (название, последовательность) с использованием наглядности. Формирование представлений о днях недели (название, последовательность) с использованием наглядности. Формирование представлений о месяцах года (название, последовательность) с использованием наглядности. |
Формирование представлений о цвете, форме, величине | Формирование представлений об основных цветах. Формирование представлений о цветовых оттенках ориентировочно старший дошкольный возраст, младший школьный возраст. Формирование представлений об основных геометрических формах. Формирование представлений о длине, величине предмета (младший школьный возраст). Формирование умения пользоваться измерительными геометрическими принадлежностями (младший школьный возраст). |
Развитие конструктивного праксиса. | Формирование умения строить по подражанию. Формирование умения строить по образцу Формирование умения строить по схеме Формирование умения строить самостоятельно на предложенную тему. |
БЛОК III. РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ
Направления работы | Содержание |
Развитие элементарной манипулятивной деятельности (для детей с выраженной степенью интеллектуальной недостаточности) | Тренировка захвата предмета Погладь игрушку Погреми погремушкой и т.п. |
Работа по развитию тактильного восприятия. | Перекладывание мелких предметов «Чудесный мешочек» Лепка из пластилина Определение предмета на ощупь с закрытыми глазами. |
Работа по развитию зрительно-двигательной координации. | Прослеживание за предметом Попади мячиком в ворота Провези машинку в гараж Разложи предметы Лабиринты Мозаика Пальчиковая гимнастика Собирание картинки из кубиков Повторение движений |
Работа по развитию графомоторных навыков | Формирование умения пользоваться карандашом, ручкой. Обводка знакомых фигурок Штриховка в определенном направлении Дорисовывание Раскрашивание предметов. Написание цифр, букв. |
БЛОК IV. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.
Направления работы | Содержание |
Развитие зрительного и слухового внимания | Парные картинки в соответствии с лексическими темами Игра «Выполни поручение» (ориентация в пространстве) Подбери по …. «Угадай, что звучит» и т.п. «Угадай, чей силуэт» «Найди различия» «Какие предметы спрятал художник» Парные картинки Узнай по словесному описанию «4-ый лишний» Отгадывание загадок Составь слово, геометрическую фигуру,… Выработка умения показывать, назвать предметы, их изображения в последовательном порядке с постепенным увеличением их числа. Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей. Зрительное восприятие одних предметов частично перекрытых другими («зашумленные» изображения) |
Развитие памяти | «Чего не стало» «Что изменилось» «Назови, что ты знаешь» «Назови цифры и повтори, как я» (3, 5,…) «Запомни и назови наоборот» «Назови соседей буквы, числа,… «Назови одним словом» (обобщающие понятия) Узнавание и называние предметов, их изображений, предъявленных в необычном ракурсе, положении. Запоминание и называние ряда предметов, их изображений |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
№ Занятия | Тематика занятий | Методы работы с детьми и материалы к занятиям | Количество занятий |
1 | Игрушки | Развитие коммуникативных навыков: Словоизменение: д/игра «Один - много» (кукла -куклы, машинка - машинки…); обогащение словаря прилагательными «Кукла, она какая?», «Идём с куклой гулять», «День куклы», «Гараж», «Дорога». Развитие познавательных процессов: Развитие зрительного и слухового внимания. д/игра «Парные картинки» (по теме «Игрушки») д/игра «Что изменилось?»; игра «Узнай по голосу»: Мы немного порезвились, По местам все разместились, Ты загадку отгадай: Кто позвал тебя, узнай. (собачка, петушок, кукла,…) | 1 |
2 | ФЭМП, конструирование: Порядковый счёт до 3, 5 с использованием магнитных цифр; составление разрезной картинки из 2 – 3 частей; составление кубиков из 4 частей; счет от заданного числа в пределах 3 с использованием магнитных цифр; Развитие моторики: пальчиковая гимнастика; «Хлопни в ладоши, если услышишь машинка, если услышишь мишка то подними руки вверх»; Раскрашивание круга карандашами основных цветов; узнай по силуэту «Что это?» (машинка, мишка, кукла, собачка, кораблик). | 1 | |
3 | Одежда | Развитие коммуникативных навыков: Закрепить временные представления: последовательность времен года, характерные признаки времен года (одежда, которую одеваем). Понятия: верхняя и нижняя одежда (одеваем куклу). Описание одежды, загадки. Развитие познавательных процессов: Развитие зрительного и слухового внимания. д/игра «Заплатка»; д/игра «Что изменилось?»; игра «Что звучит?»: бубен, колокольчик, погремушка, бумага. Развитие памяти. «Назови кто рядом»; загадки по теме «Игрушки» с использованием иллюстраций. | 1 |
4 | ФЭМП, конструирование: закрепление порядкового счета до 10; счет от заданного числа в пределах 10; последовательность дней недели, называние дней недели по порядку от любого дня (например, среда, а дальше…), закрепить знание цифр от 0 до 9, закрепить состав этих чисел, умение определять цифру с закрытыми глазами на ощупь, выкладывать цифру из гороха, фасоли и т.п., составление и решение арифметических задач с опорой на наглядность; положи столько предметов, сколько услышишь звуков, счет предметов на ощупь, закрепить знание дней недели, учить располагать геометрические фигуры в определенном порядке, учить ориентироваться на плоскости, составление числовой лесенки от 1 до 5. Развитие моторики: Застегивание и расстегивание пуговиц, одевание и раздевание куклы,… | 1 | |
5 | Обувь | Развитие коммуникативных навыков: Словоизменение: д/игра «Один - много»; Обогащение словаря прилагательными в игре «Одежда, она какая?»; сравнение двух пар обуви (чем похожи и чем отличаются); Развитие познавательных процессов: Развитие зрительного и слухового внимания. д/игра «Парные картинки» (по теме «Обувь»); д/игра «Что изменилось?»; Развитие памяти. «Назови соседей числа», «Одень куклу» | 1 |
6 | ФЭМП, конструирование: закрепление порядкового счета до 5, 6; счет от заданного числа в пределах 5, 6; последовательность дней недели и соотнесение дня недели с порядковым числительным, закрепить знание цифр от 0 до 5, 6, составление и решение элементарных арифметических задач с опорой на наглядность; положи столько предметов, сколько услышишь звуков, счет предметов на ощупь, закрепить знание дней недели, д/и «Найди шарик» - закрепить порядковый счет, закрепить понятие, что итог счета не зависит от отдаленности предметов друг от друга (близко стоят ботинки или далеко друг от друга). Развитие моторики: пальчиковая гимнастика; разрезные картинки по теме «Одежда, обувь»; узнай по силуэту «Что это?» (тапочки, ботинки, сандалии, босоножки). | 1 | |
7 | Мебель | Развитие коммуникативных навыков: Пополнение словаря новыми существительными и прилагательными по теме «Мебель». Составление элементов описательного рассказа по картинке (о предмете мебели). Развитие познавательных процессов: Развитие зрительного и слухового внимания. д/игра «Что забыл нарисовать художник?»; игра «4 – лишний». Развитие памяти. «Назови соседей числа»; игра «Назови одним словом» обобщающие понятия. | 1 |
8 | ФЭМП, конструирование: счет от заданного числа в пределах 10; последовательность дней недели, называние дней недели по порядку от любого дня (например, среда, а дальше…); закрепить знание цифр от 0 до 5, 6, закрепить состав этих чисел на предметной основе. Составление и решение арифметических задач с опорой на наглядность, конструирование – рамки Никитина и кубики «Цифры»; Развитие моторики: пальчиковая гимнастика; разрезные картинки по теме « Мебель»; вырезание овала, треугольника по контуру; шнуровка, застежка; мозаика – чередование трех цветов; раскладывание цветных камушков в две кучки, работая одновременно двумя руками; волчок. | 1 | |
9 | Посуда | Развитие коммуникативных навыков: Пополнение словаря новыми существительными и прилагательными по данной тематике. Составление описательного рассказа по картинке (о сервированном столе). Игра с куклой «Ждём гостей». Развитие познавательных процессов: Развитие зрительного и слухового внимания. д/игра «Что забыл нарисовать художник?»; игра «4 – лишний». Развитие памяти. «Назови соседей числа»; игра «Назови одним словом» обобщающие понятия. | 1 |
10 | ФЭМП, конструирование: счет от заданного числа в пределах 6; последовательность дней недели, называние дней недели по порядку от любого дня (например, среда, а дальше…); закрепить знание цифр от 0 до 10. Составление и решение арифметических задач с опорой на наглядность, конструирование – рамки Никитина и кубики «Цифры»; Развитие моторики: пальчиковая гимнастика; разрезные картинки по теме « Посуда»; вырезание овала, треугольника по контуру (Аппликация «Чашка»); шнуровка, застежка; мозаика – чередование трех цветов. | 1 | |
11 | Времена года | Развитие коммуникативных навыков: Закрепить временные представления: последовательность времен года, характерные признаки времен года, одежда; составление картин «Осень», «Зима», путем выкладывания изображений характерных признаков времен года; рассматривать иллюстрации, изображающие времена года. Развитие познавательных процессов: Развитие зрительного и слухового внимания. д/игра «Заплатка»; игра «Что звучит?»: бубен, колокольчик, молоток. Развитие памяти. «Назови соседей числа»; игра «Времена года». | 1 |
12 | ФЭМП, конструирование: счет от заданного числа в пределах 7; последовательность дней недели, называние дней недели по порядку от любого дня (например, среда, а дальше…); закрепить знание цифр от 0 до 7. Выкладывать цифру из гороха, фасоли и т.п., составление и решение арифметических задач с опорой на наглядность, конструирование – рамки Никитина; положи столько предметов, сколько услышишь звуков, закрепить знание дней недели, учить располагать геометрические фигуры в определенном порядке, учить ориентироваться на плоскости, составление числовой лесенки от 1 до 5. Развитие моторики: пальчиковая гимнастика; разрезные картинки по теме « Времена года»; вырезание овала, треугольника по контуру; наматывание шнура в п/игре «Кто быстрее?»; мозаика – чередование 4-х цветов. | 1 | |
13 | Домашние птицы | Развитие коммуникативных навыков: составление небольшого рассказа о домашних птицах с опорой на картинки (выкладывание картинок в определённой последовательности); д/ игра «Кто как говорит?», «Назови домашнюю птицу ласково»; отгадывание и составление загадок о домашних птицах. Развитие познавательных процессов: Развитие зрительного и слухового внимания. д/игра «Чей силуэт?»; игра «Составь овал»; д/ игра «Кто что ест?»; «Что звучит?». Развитие памяти. «Назови соседей числа»; загадки по теме «Домашние птицы»; «Чего не стало или что изменилось?» с 5-7 игрушками; «Что забыл нарисовать художник?» | 1 |
14 | ФЭМП, конструирование: формирование умения пользоваться арифметическими знаками и писать их, учить составлять и решать арифметические задачи, конструирование из геометрических фигур по рисункам и самостоятельно придумывая свои изображения; закреплять знания о прямоугольнике и треугольнике, учить их сравнивать. Развитие моторики: пальчиковая гимнастика; выложи картинку из геометрических фигур; обводка квадрата, прямоугольника, треугольника, овала и штриховка фигур в определенном направлении; обводка и штриховка домашней птицы; закреплять умение работать в тетради в клетку – графический диктант; классификация фигур по цвету и форме; «Почтовый ящик»; матрешка. | 1 | |
15 | Домашние животные | Развитие коммуникативных навыков: д/игра «Назови ласково взрослого животного и его детеныша», «Согласование числительного с существительным», «Кошка ( или другое домашнее животное), она какая?», «Один – много»; отгадывание загадок о домашних животных. Развитие познавательных процессов: Развитие зрительного и слухового внимания. д/игра «Учимся различать цвета»; игра «Составь квадрат»; д/ игра «Чей хвост?», «Чья голова?»; «Кто позвал тебя, узнай!». Развитие памяти. «Назови соседей числа»; загадки по теме «Домашние животные»; игра «Назови одним словом» обобщающие понятия; «Чудесный мешочек» с цифрами. | 1 |
16 | ФЭМП, конструирование: закреплять знания о составе числа из двух меньших, называть дни недели по порядку от любого дня; Закреплять умение узнавать на рисунке геометрические фигуры. Закреплять знания о частях суток с опорой на наглядность. закреплять знания об овале, учить их сравнивать (большой – маленький), закрепить знание дней недели, закрепить знания о цифрах 1 и 2. Упражнять в делении овала на две и четыре части. Развитие моторики: пальчиковая гимнастика; кубики и разрезные картинки по теме «Домашние животные»; обводка квадрата, прямоугольника, треугольника и штриховка фигур в определенном направлении; мозаика – выкладывание по рисунку; работа со шнуровками; составление вкладышей (из 8-10 частей); | 1 | |
17 | Дикие животные | Развитие коммуникативных навыков: рассматривать иллюстрации, изображающие диких животных наших лесов; отгадывание загадок о диких животных; д/игра «Назови ласково», «Один-много», «Мама и детеныш»; Развитие познавательных процессов: Развитие зрительного и слухового внимания. д/игра «Учимся различать цвета»; игра «4 – лишний»; д/ игра «Чей хвост?», «Чья голова?»; «Кто позвал тебя, узнай!». Развитие памяти. «Назови соседей числа»; загадки по теме «Дикие животные»; игра «Назови одним словом» обобщающие понятия; пересказ сказки по серии сюжетных картин | 1 |
18 | ФЭМП, конструирование: счет от заданного числа в пределах 10; закрепить умение писать цифры по контуру, конструирование – квадраты Никитина и кубики «Цифры»; закреплять знания о квадрате (4 угла, 4 равных стороны), закрепить знание дней недели, учить располагать геометрические фигуры в определенном порядке, конструирование из счетных палочек по образцу. Развитие моторики: пальчиковая гимнастика; кубики и разрезные картинки по теме « Животные наших лесов»; обводка квадрата и прямоугольника и штриховка фигур в определенном направлении; мозаика – выкладывание по рисунку; обводка и штриховка диких животных; пирамида из 7 и 10 колец; составление вкладышей (из 10 – 14 частей). | 1 | |
19 | Семья | Развитие коммуникативных навыков: Закрепить знания детей о животных и людях, понимание, что у животного и человека есть семья, в которой есть мама, папа и дети, учить правильно называть всех членов семьи, например, мама – корова, папа – бык, дети - телята; составление рассказа с опорой на фотографию о своей семье; д/ игра «Кто есть в семье?», «Четвертый - лишний»; Развитие познавательных процессов: Развитие зрительного и слухового внимания. д/игра из картотеки «Поиграй-ка»; игра «Кубики Никитина»; д/ игра «Какой картинки не стало?»; «Запомни слова и назови их в обратном порядке». Развитие памяти. «Повторение цифр в обратном порядке»; учить стихотворение о маме и бабушке; рассказы со скрытым смыслом; д/игра «Где спрятался звук?». | 1 |
20 | ФЭМП, конструирование: закреплять знания о числе 11 и 12, учить считать в пределах 11 и 12, закреплять знания о составе числа из двух меньших, называть дни недели по порядку от любого дня; учить составлять и решать арифметические задачи, учить сравнивать смежные числа. Закрепить знания о числах - 11 и 12; Кубики Никитина. Закреплять знания о частях суток. Закрепить умение пользоваться линейкой. Развитие моторики: пальчиковая гимнастика; разрезные картинки; графический диктант в тетрадях в крупную клетку или «Нарисуй узор, как у меня»; | 1 |
ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
№ Занятия | Тематика занятий | Методы работы с детьми и материалы к занятиям | Количество занятий |
1. | Развитие зрительного и слухового восприятия Развитие памяти Работа по развитию графомоторных навыков | «Угадай, чей силуэт» «Найди различия» «Какие предметы спрятал художник» «4-ый лишний» Отгадывание загадок Обводка знакомых фигурок Штриховка в определенном направлении Дорисовывание Написание букв. Элементы музыкотерапии. | 2 |
2. | Формирование математических представлений и конструктивного праксиса. | Счетные операции на сложение в пределах … Соотнесение дня недели с порядковым числительным Состав числа Выделение нужного количества Построение по образцу. «Занимательная математика» | 2 |
3. | Ознакомление с окружающим Привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека, учить подражать выражению лица | Карточки с эмоциями, Кубики с эмоциональными состояниями, Работа перед зеркалом Д.И. «Путешествие в страну эмоций» | 1 |
4. | Формирование временных представлений Формирование представлений о цвете, форме, величине | Формирование представлений о частях суток (название, последовательность, «часы») Формирование представлений о днях недели (название, последовательность) Круг –шар, квадрат – куб (геометрическое лото) Д.И. «Путешествие в страну математика» | 2 |
5. | Формирование математических представлений и конструктивного праксиса. | Собери узор из мозаики. Составление примеров на сложение, вычитание на предметной основе. Собери узор. (кубики) «Строитель», «Железная дорога» | 2 |
6. | Формирование представлений о длине, величине предмета. Формирование умения пользоваться измерительными геометрическими принадлежностями. | Работа с различными геометрическими формами отличающимися по длине, ширине, …(назови, в чём отличие) Измерение и запись результата в тетрадь, сложение результатов измерения. Вычитание (на сколько длиннее, короче,…). Составление примеров с использованием полученных результатов измерения. | 2 |
7. | Развитие зрительного и слухового восприятия Развитие памяти Работа по развитию графомоторных навыков | «Чего не стало» «Найди отличия» Пазл «Собака» Черчение квадрата по линейке и его штриховка. | 1 |
8. | Формирование математических представлений и конструктивного праксиса. | Счетные операции на вычитание в пределах … Состав числа Выделение нужного количества из общего Составление картинки из кубиков «Собери узор» «Занимательная математика» | 1 |
9. | Формирование временных представлений Формирование представлений о цвете, форме, величине | Закрепление знаний о частях суток, днях недели (Календарь природы) Цветовые оттенки ( Игра «Художник») Рамки Никитина. Д.и. «Дорожки» | 1 |
10. | Формирование математических представлений и конструктивного праксиса. | Собери узор из мозаики. Составление примеров на сложение, вычитание на предметной основе. Собери узор. (кубики) Лабиринты | 1 |
11. | Формирование представлений о длине, величине предмета. Формирование умения пользоваться измерительными геометрическими принадлежностями. | Работа с различными геометрическими формами отличающимися по длине, ширине, (назови, в чём отличие) Измерение и запись результата в тетрадь, сложение результатов измерения. Вычитание (на сколько длиннее, короче,…). Составление примеров с использованием полученных результатов измерения. | 2 |
12, 13 | Развитие зрительного и слухового внимания Развитие памяти Работа по развитию графомоторных навыков | Узнай по словесному описанию «4-ый лишний» Отгадывание загадок Составление картинки из кубиков «Сказки Пушкина» Составь слово, геометрическую фигуру. Узнай предмет по его части Дорисовывание Раскрашивание предметов. Написание букв, цифр. «Найди отличия» Элементы музыкотерапии. | 2 |
дидактический материал
картонные картинки из 2 –х, 3 – х, 4 – х и более частей частей,
деревянные доски и рамки - вкладыши, деревянные и бумажные пазлы,
мягкие, деревянные и пластмассовые конструкторы,
пирамидки разного размера,
шнуровки,
логические мозаики,
тряпичные куклы, одевающиеся на пальцы, на ладонь;
матрешки, машинки,
детские музыкальные инструменты (бубен, треугольник, барабан, синтезатор и др.),
рамки Никитина.
Предметные картинки, сюжетные картинки,
принадлежности для рисования (карандаши, краски (пальчиковые, акварельные), кисточки, пластилин
синтезатор
маракасы
кастаньеты
музыкальный центр
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Диагностический материал.
Педагогическая диагностика детей младшего и среднего дошкольного
возраста
Протокол обследования
Ф.И. ребёнка_______________________________________________________
Возраст____________________________________________________________
№ п.п. | Исследуемая функция | дата / Показатели | ||||||
1 | Уровень сформированности культурно-гигиенических навыков | |||||||
2 | Выявление знаний о микро- и макро социальном окружении: | |||||||
2.1 | Ф.И | |||||||
2.2 | Возраст | |||||||
2.3 | Семья | |||||||
2.4 | Город, профессии | |||||||
3. | Особенности развития мелкой моторики | |||||||
4. | Особенности развития общей моторики | |||||||
5. | Особенности восприятия: | |||||||
5.1 | Величины (матрёшка, пирамидка) | |||||||
5.2 | Формы (почтовый ящик) | |||||||
5.3 | Цвета (5-7 цветов) | |||||||
5.4 | Пространства: | |||||||
лица, тела | ||||||||
разрезные картинки | ||||||||
кубики | ||||||||
6 | Особенности внимания: | |||||||
6.1 | Что к чему | |||||||
6.2 | Чей малыш | |||||||
6.3 | Что изменилось | |||||||
7. | Особенности памяти: | |||||||
Запомни предметные картинки | ||||||||
8. | Обобщение: | |||||||
Назови одним словом | ||||||||
9. | Математические представления: | |||||||
Понятия «один, много, ни одного» | ||||||||
Счётные навыки | ||||||||
10. | Игровая деятельность |
Заключение
- Уровень сформированности знаний, умений, навыков:_______________
________________________________________________________________
- Познавательная активность: _____________________________________
________________________________________________________________
- Наличие интереса к заданию: ____________________________________
________________________________________________________________
- Характер деятельности: ________________________________________
________________________________________________________________
- Способы деятельности: _________________________________________
________________________________________________________________
- Вид помощи: _________________________________________________
________________________________________________________________
Рекомендации для родителей_________________________________________
__________________________________________________________________
Срезовая диагностика Заключение____________________________________
__________________________________________________________________
Дата «_____»______________
Дефектолог\________________________\______________________
Итоговая диагностика Заключение____________________________________
__________________________________________________________________
Дата «_____»______________
Дефектолог\________________________\______________________
Оценка результатов обследования:
1-3 баллов – низкий уровень сформированности исследуемой функции;
4-7 баллов – средний уровень сформированности исследуемой функции;
8-10 баллов – функция сформирована.
Педагогическая диагностика детей старшего дошкольного возраста
Протокол обследования
Ф.И. ребёнка_______________________________________________________
Возраст____________________________________________________________
№ п.п. | Исследуемая функция | дата / Показатели | ||||||
1 | Уровень сформированности культурно-гигиенических навыков | |||||||
2 | Выявление знаний о микро- и макро социальном окружении: | |||||||
2.1 | Ф.И | |||||||
2.2 | Город, домашний адрес, № дом. телефона | |||||||
2.3 | И.О. родителей | |||||||
2.4 | профессии | |||||||
2.5 | Праздники | |||||||
3. | Соблюдение норм и правил поведения | |||||||
4. | Особенности моторной сферы: | |||||||
4.1 | Особенности мелкой моторики | |||||||
4.2 | Особенности общей моторики | |||||||
5. | Особенности восприятия: | |||||||
5.1 | цвет | |||||||
5.2 | Форма | |||||||
5.3 | Величина (длина, высота | |||||||
6. | Мышление : | |||||||
6.1 | Что к чему подходит | |||||||
6.2 | Продолжи ряд | |||||||
6.3 | Кубики (6-9 частей) | |||||||
6.4 | «4 лишний» | |||||||
6.5 | Причинно-следственные связи по серии картинок | |||||||
7. | Особенности речи: | |||||||
7.1 | Понимание небольшого рассказа | |||||||
7.2 | Составление рассказа по серии картинок | |||||||
8. | Математические представления: | |||||||
8.1 | Счёт предметов | |||||||
8.2 | Соотнесение «предметы – пальцы» | |||||||
8.3 | Знание образа цифр до 10 | |||||||
8.4 | Обратный счёт (с 6 лет) | |||||||
8.5 | Счётные операции (с 6 лет) | |||||||
9. | Временные представления: | |||||||
9.1 | Части суток | |||||||
9.2 | Дни недели | |||||||
9.3 | Времена года | |||||||
10. | Пространственные представления | |||||||
11. | Конструирование: | |||||||
11.1 | По подражанию | |||||||
11.2 | По образцу | |||||||
12. | Игровая деятельность |
Заключение
- Уровень сформированности знаний, умений, навыков:______________
________________________________________________________________
- Познавательная активность: _____________________________________
________________________________________________________________
- Наличие интереса к заданию: ____________________________________
________________________________________________________________
- Характер деятельности: ________________________________________
________________________________________________________________
- Способы деятельности: _________________________________________
________________________________________________________________
- Вид помощи: _________________________________________________
________________________________________________________________
Рекомендации для родителей_________________________________________
__________________________________________________________________
Срезовая диагностика Заключение_____________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата «_____»______________
Дефектолог\________________________\______________________
Итоговая диагностика Заключение_____________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата «_____»______________
Дефектолог\________________________\______________________
Оценка результатов обследования:
1-3 баллов – низкий уровень сформированности исследуемой функции;
4-7 баллов – средний уровень сформированности исследуемой функции;
8-10 баллов – функция сформирована
Педагогическая диагностика детей школьного возраста
Протокол обследования
Ф.И. ребёнка______________________________________________________
Возраст___________________________________________________________
№ п.п. | Исследуемая функция | дата / Показатели | ||||||||||
1 | Представления о микро- и макросоциальном окружении | |||||||||||
2 | Состояние общей моторики | |||||||||||
3. | Состояние мелкой моторики | |||||||||||
4. | Особенности восприятия: | |||||||||||
4.1 | Предмета(схемы) | |||||||||||
4.2 | Выделение существенных деталей, частей | |||||||||||
4.3 | Величины | |||||||||||
4.4 | Цвета | |||||||||||
4.5 | Формы | |||||||||||
4.6 | Пространства | |||||||||||
4.7 | Времени | |||||||||||
5. | Особенности мышления: | |||||||||||
5.1 | Невербальная классификация | |||||||||||
5.2 | Способность к обобщению | |||||||||||
5.3 | Классификация обобщений, понятий | |||||||||||
5.4 | Исключение лишнего | |||||||||||
5.5 | Понимание серии сюжетных картинок | |||||||||||
5.6 | Придумывание начала и конца рассказа | |||||||||||
5.7 | Объяснение смысла загадок | |||||||||||
5.8 | Установление причинно-следственных связей | |||||||||||
6. | Состояние речи: | |||||||||||
6.1 | Составление рассказа по картинке | |||||||||||
6.2 | Пересказ короткого текста | |||||||||||
7. | Математические представления: | |||||||||||
7.1 | Счёт прямой и обратный | |||||||||||
7.2 | Сравнение множеств | |||||||||||
7.3 | Счётные операции | |||||||||||
7.4 | Решение простых задач | |||||||||||
8. | Конструктивная деятельность: | |||||||||||
8.1 | Умение строить по образцу | |||||||||||
8.2 | По графическому рисунку (схеме) | |||||||||||
8.3 | Самостоятельно |
Заключение:
- Уровень сформированности знаний, умений, навыков:_______________
________________________________________________________________
- Познавательная активность: _____________________________________
________________________________________________________________
- Наличие интереса к заданию: ____________________________________
________________________________________________________________
- Характер деятельности: ________________________________________
________________________________________________________________
- Способы деятельности: _________________________________________
_____________________________________________________________
- Вид помощи: _________________________________________________
________________________________________________________________
Рекомендации для родителей:_________________________________________
__________________________________________________________________
Дата __________________
Дефектолог /_______________________/_____________
Срезовая диагностика Заключение_____________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата «_____»______________
Дефектолог\________________________\______________________
Итоговая диагностика Заключение_____________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата «_____»______________
Дефектолог\________________________\______________________
Оценка результатов обследования:
1-3 баллов – низкий уровень сформированности исследуемой функции;
4-7 баллов – средний уровень сформированности исследуемой функции;
8-10 баллов – функция сформирована
Список литературы
1.Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
2.Семенова К.А., Н. М. Махмудова Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом.
3.Программа воспитания и обучения в детском саду /Отв. ред. М. А. Васильева/ Просвещение 1985 г.
4.Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью /Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. В./
5. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (Н.В. Нищева)
6. Агавелян О.К. Общение детей с нарушениями умственного развития: Автореф. дис… докт. психол. наук. – М., 1989.
7. Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. – М.: Просвещение, 2002.
8. Алексина Л.И. Особенности понимания литературного текста детьми-олигофренами с речевыми нарушениями различной сложности // Особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей. – Минск, 1982.
9. Барышникова Д.И., Худенко Е.Д. Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром. – М.: Аркти, 2004.
10. Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. – С-Пб.: Союз, 2001.
11. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. – М.: Просвещение, 1987.
12. Вавина Л.С. Развитие связной письменной речи учащихся старших классов вспомогательной школы на основе специально организованного практического опыта: Автореф. дис… канд. пед. наук. – М., 1968.
13. Василевская В.Я. Понимание учебного материала учащимися вспомогательной школы. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.
14. Воробьева Е.В., Шевцова Е.Е. Развитие речи ребенка от одного года до семи лет. – М.: Сфера, 2006.
15. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. – М.: Школа-Пресс, 1994.
16. Гусева Г.М. Использование предметно-практической деятельности в работе над сказкой // Обучение и воспитание умственно отсталого ребенка / Под ред. М.Н. Перовой. – М., 1981.
17. Еременко И.Г. Познавательные возможности учащихся вспомогательной школы. – Киев, 1972.
18. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственно отсталых детей. – М., 1995.
19. Забрамная С.Д., Левченко И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития. Курс лекций. – М.: Сфера, 2007.
20. Коломинский Н.Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы. – Киев: Радянська школа, 1978.