Самообразование

Гоголева Ирина Арсентьевна

План работы по самообразованию

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\123\Desktop\img6-1.jpg

ПЛАН РАБОТЫ

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

воспитателя Гоголевой И.А.

НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

Тема: «Многофункциональное использование игр В.В. Воскобовича                       в развитии познавательных интересов и личностно-творческих способностей детей дошкольного возраста».

Сегодня воспитание детей в дошкольной организации основано на общении, игре, поисковой  деятельности, сотрудничестве ребенка со взрослыми и сверстниками. Задача современного педагога – выбрать методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленным целям развития личности. В настоящее время технологий, позволяющих полностью построить процесс совместной и самостоятельной деятельности в игровой форме, как того требует новый стандарт, очень мало. Одной из таких технологий, в которой игры распределены по возрастным категориям и направлениям на развитие творчества и интеллектуальных способностей дошкольника является технология игры В.В.Воскобовича.

Поэтому в своей работе по повышению своего самообразования на 2019-2020 учебный год была выбрана тема: «Многофункциональное использование игр В.В. Воскобовича  в развитии познавательных интересов и личностно-творческих способностей детей дошкольного возраста».

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности путем изучения методической литературы, новинок по теме самообразования, подбора информации в интернете.

Развитие  познавательной активности детей, любознательности через

занимательный математический материал.

Задачи:

- развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнавать новое;                                                                                                                   - развитие наблюдательности, исследовательского подхода к объектам и явлениям окружающей действительности;                                                                                       - развитие воображения, креативного мышления;                                                                  - гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал;                                                                                                                          -формирование базисных представлений, речевых умений;                                                  - построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально- творческому развитию детей в игре.                                                                                       - построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;                                                                    - поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности,  возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;                                                               -построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития;                                                                                                                                  - организация видов деятельности, стимулирующих развитие мышления, фантазии и детского творчества.

Кроме того, игры полностью соответствуют требованиям к игрушкам для детей дошкольного возраста, а именно соответствуют техническому регламенту о безопасности продукции, предназначенной,  для детей и подростков. Обладая таким качеством, как полифункциональность, они могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях, способствуя развитию творчества, воображения. Игры пригодны к использованию одновременно группой воспитанников. Такого рода игры несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой, способствуют развитию у детей логического мышления, воображения, речи.

Применяя данную технологию, мы сможем достичь главной цели дошкольного образования – сохранить и укрепить здоровье детей, воспитать у детей общую культуру, развить физические, интеллектуальные и личностные качества, сформировать предпосылки учебной деятельности, которые обеспечат социальную успешность.

Содержание работы

  1. Теоретический этап.

- Подбор литературы по теме самообразования;

- Работа с личной библиотекой;

- Работа с интернетом;

- Знакомство и анализ документации;

- Изучение теории по теме: «Обучение детей элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала»;

- Изучение теории по теме: «Использование развивающих игр при формировании  элементарных математических представлений у дошкольников»;

- Планирование работы с детьми на новый учебный год;

  1. Практический этап.

- Разработка комплексного плана по внедрению в педагогический процесс развивающих игр В.В.Воскобовича;

- Работа над развивающей математической средой группы;

- Оформление уголка группы;

- Подготовка консультации для родителей " Математика для малышей, что это?"

- Изготовление игр по ФЭМП;

- Проведение родительского собрания в форме семинара-практикума, познакомить родителей с развивающими играми В.В.Воскобовича, рассказать о роли игр в обучении детей;

- Чтение математических сказок фиолетового леса;

- Проведение  практического семинара для педагогов на тему «Игровые технологии как фактор интеллектуального развития дошкольников»;

- Проведение НОД с использованием игрового занимательного материала  (игры В.В.Воскобовича: "Чудо-крестики", "Прозрачный квадрат", "Квадрат Воскобовича 2х- цветный", «Волшебная восьмёрка», «Кораблик Брызг-Брызг» и т.д.);

- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала;

- Консультация для родителей: "Дома играем - математику изучаем".

-Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов на занятиях и в

совместной деятельности воспитателя и детей;

- Использование дидактических игр математического содержания в совместной

деятельности с детьми;

- Анализ, оформление результатов диагностики;

-Разработка плана по самообразованию на новый учебный год;

- Подбор методической литературы.

Работа с родителями:

-Подготовка презентации (фото-отчёт),  в которой познакомить родителей с итогами работы с детьми за год.

- Дать рекомендации родителям по использованию развивающих игр В.В.Воскобовича в домашних условиях;

- Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни»;

- Индивидуальные беседы и консультации;

Литература по теме:

  1. Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
  2. Воскобович  В.В.  Игровая  технология  интеллектуально  –  творческого  развития  детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры».
  3. Харько Т.Г. методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса».
  4. «Математика и дети» - А. Белошинская – кандидат педагогических наук.
  5. Мусейнова Т. «Ориентировка в пространстве» – кандидат педагогических наук.
  6. Левина. А. «Развиваем восприятие, воображение»
  7. Дьяченко О.М.. «Чего на свете не бывает» -  занимательные игры.
  8. "Развивающие игры В.Воскобовича в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста"



Предварительный просмотр:

Мини проект

« Игровые технологии В.В.Воскабовича»

( средняя группа)

http://900igr.net/up/datai/109635/0003-003-.jpg

                                                                                      Воспитатель: Гоголева И.А

Актуальность: дошкольное детство-период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становление основ индивидуальности. Общепризнанно, что основной вид деятельности дошкольника - игра. В игре развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности в реальной жизни.

На современном этапе развития дошкольного образования идет активный поиск и внедрения в практическую работу с дошкольниками новых методов и приемов обучения, повышающих эффективность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей, в частности развивающие дидактические игры. 

Следовательно, руководство игрой состоит в правильном определении задачи - познавательного содержания, в определении игровой задачи и реализации через нее дидактических задач; в продумывании игровых действий. Главное назначение этих игр – развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение.

Цель: развитие творческих, познавательных, интеллектуальных, умственных и математических способностей.

Задачи:

- развитие у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое;

- развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности;

- формирование представлений о цвете; форме, размере, величине, условной мерке предметов;

- формировать навык ребёнка ориентироваться в пространстве;

Участники: родители, дети, воспитатель.

Длительность:краткосрочный проект (март - май).

Ожидаемые результаты:

-дети осваивают знание геометрических фигур, умеют ориентироваться на плоскости;

-умеют концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца;

-умеют анализировать, сравнивать, сопоставлять;

-у детей совершенствуется речь, внимание, память, воображение;

-хорошо развита мелкая моторика рук.

Формы организации детской деятельности:

1.Логико-математические игры.

2.Интегрированные игровые занятия.

3.Совместная деятельность педагога и детей.

4.Самостоятельная игровая деятельность.

Способы фиксации результатов:

Проведение педагогической диагностики в начале и конце педагогического проекта.

Этапы реализации проекта:

1 этап: подготовительный (с 1 марта по 11 апреля 2019г).

- повысить собственную профессиональную компетентность

- дать информацию родителям по вопросу «Игры В. В. Воскобовича»

- создать условия для реализации проекта.

- на основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

- разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).

- составление плана-схемы проекта.

- сбор, накопление материала.

- включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

- первичная педагогическая диагностика

2 этап: деятельностный (с 11 апреля по 10 мая 2019г)

Воспитатель вместе с детьми:

- использование игр в НОД

использование игр в нерегламентированной деятельности:

двухцветный квадрат Воскобовича.

игры на коврографе.

- «Шнур Малыш»

«Лепестки»

- «Кораблик Плюх-Плюх»

- фото и видеоотчеты

Воспитатель – родитель:

- консультации для родителей

- индивидуальные беседы – консультации

- привлечь родителей к сбору информации и атрибутов.

- проведение родительского собрания

3 этап: заключительный (с 10 по 15 мая 2019г.).

- сбор и обработка методических и практических материалов, соотнесение прогнозируемых результатов с полученными, обобщение материалов проекта.

индивидуальные беседы и консультации.

список литературы: 
1. Воскобович, В. В., Харько, Т. Г. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» / В. В, Воскобович, Т. Г. Харько. - М., 2003 
2. Воскобович В.В. «Гео-Метри-Я» - М., 2003 
3.Воскобович В.В. «Тайна ворона Метра» - М., 2003 
4.Арапова-Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2008 
5.Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ - Воронеж, ИП Лакоценина С.С.,2012 
6.Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада.- Воронеж, ИП Лакоценина С.С, 2009 
7.Филимонова Н.И. «Интеллектуальное развитие дошкольников. Игры для фантазеров» 
8.Михайлова З.А. «Игровые занимательные задания для дошкольников» 
9.Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры»



Предварительный просмотр:

«Помоги  Малышу Гео сложить фигуру»

Цель: упражнять в составлении моделей знакомых геометрических фигур.

Содержание. Малышу Гео прислали конверт и он просит, чтобы мы помогли ему разобраться, что в нем. Воспитатель  объясняет задание: «В конверте лежат геометрические фигуры, но они разрезаны на 2, 4 части (прозрачный квадрат- ковролин), если правильно приложить их друг к другу, то получится, целая фигура. Затем  выложенные фигуры нужно повторить на геоконт. Выполнив задание, дети рассказывают, из какого количества частей они составили очередную фигуру.

«Узоры паучка Чок-чок»

Цель: учить осуществлять выбор величин по слову-названию предметов, развивать внимание; формировать положительное отношение к полученному результату - ритмичному чередованию величин.

Оборудование: геоконт, цветные резинки, схемы для конструирования узоров из геометрических фигур.

 Воспитатель говорит, что паучок Чок-чок передал ей красивые узоры своих паутинок и просит ,чтобы  они  построили такие же красивые паутинки на геоконте (схемы узоров из геометрических фигур). В заключении В. рассматривает получившиеся узоры, дает всем работам положительную оценку.

«Заколдованный замок»

Цель: формирование умения узнавать и различать плоские геометрические фигуры (круг, прямоугольник, треугольник, квадрат), совершенствование умения выполнять задание, руководствуясь схемой.

Оборудование: миниларчик, прозрачный квадрат-ковролин

Содержание: Педагог помещает на магнитную доску карточки – схемы с изображением фрагмента замка. П.-«Это заколдованный замок. Чтобы узнать, кто живет в нем, вам надо выложить у себя на миниларчик, такой ж замок. Замок должен получиться таким , как   на моей схеме.».  

Дети выкладывают замок по схеме. После того как дети построят замок, педагог показывает девочку Дольку, которая спрятана под схемой. Она и есть хозяйка этого замка.

«Ручейки»

Цель:

Оборудование: 2 веревки, каврограф для фронтальной работы, миниларчики на каждого ребенка, веревочки.

Ход игры.

Педагог предлагает детям отправиться на прогулку, но на пути они встретили ручеек. На полу – две длинные параллельные веревки (расстояние 30-35см. между веревками).  Ребята должны перепрыгнуть через него, не замочив ноги. Дети подходят к ручейку и перепрыгивают через него.

Когда все ребята перепрыгнут, воспитатель продолжает: « Ручеек бывает такой ровный, очень редко. На самом деле он извилистый — в одном месте становится шире (раздвигает веревки), а в другом — уже (немного сдвигает их). Вот каким стал ручеек. Воспитатель показывает тоже действие, что  на полу и  на коврографе. Затем  предлагает  детям сделать свои ручейки на миниларчиках. Дети конструируют волнистые линии.

Заканчивая игру, воспитатель просит ребят рассказать, как они строили ручейки. Оригинальные решения детей , педагог обязательно поощряет.

«Волшебные веревочки»

Цель: закрепление знания об образе цифр, упражнять в их различении; развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: миниларчики, веревочки разноцветные.

Ход игры.

Дети поднимают нитку за один конец над миниларчиком и произносят хором волшебные слова: «Веревочка, веревочка, покружись, в цифру ... превратись!» Нужную цифру называет педагог или кто-нибудь из детей.

Можно загадывать загадки про цифры. За каждое правильное выполнние педагог дает фишку.

«Веселая гусеница Фифа и ее подружки»

Задачи игры: упражнять в нахождении места цифр в числовом ряду, последующего и предыдущего числа.

Материал и оборудование: круги 10шт. из ковролина на каждог

 Ход игры.

Из ковролина изготавливается круги (10штук) на каждого ребенка, 11ый круг –мордочка гусеницы. На теле гусеницы расположены цифры ( приложение к каврографу), некоторые цифры отсутствуют.

  Гусеницы очень любят веселиться. Они играли и  потеряли цифры. Помогите  гусеницам. Дети выбирают и выкладывают  пропущенные цифры.

«Геометрический узор»

Задачи иры:  закрепить знания детей о геометрических фигурах, умение  составлять фигуру, ориентируясь по схеме.

Ход игры.

Ребенку предлагается составить фигуру.

«Следы Гусеницы Фифы»

Задачи игры: закреплять  умения ориентироваться в величине полосок,

понятия: длинный, короткий, широкий, узкий; сравнение полоски по данным параметрам величины.

Материал и оборудование: мини Ларчик, набор полосок из кавролина красного, зеленого, желтого и синего цвета длинных и коротких, широких и узких.

Ход игры.

Гусеница Фифа ползала по песку возле своей лужице, где она любила загорать и оставила следы.

Задание педагога:

 предлагает варианты заданий следов гусеницы выложить на миниларчике:

1) группировка «широкие – узкие»;

2) группировка «длинные – короткие»;

3 выделение «длинные узкие – короткие узкие», «длинные широкие – короткие широкие»;

4) сравнение полосок по разным параметрам величины.

«Кто самый первый?!»

Задачи игры:  закрепить знания геометрических фигур, выработка понимания конкретной инструкции, развитие концентрации внимания, общей и мелкой моторики.

Материал и оборудование: геометрические фигуры (круги, квадраты,

треугольники, прямоугольники, ромбы) из картона, геоконт малыш, цветные резинки.

Ход игры.

На ковре рассыпанные геометрические фигуры, педагог предлагает выбрать себе фигуры.

Задание педагога:

каждому из играющих воспитатель дает персональное задание (схемы по собиранию  фигур, которые они себе выбрали). Побеждает тот ребенок, который быстро и без ошибок соберет свои фигуры на геоконте.

Поможем малышу Гео нарядить новогоднюю елочку»

Задачи игры: закреплять умение понимать инструкцию по выполнению

действий,  соблюдая логическую последовательность.

Материал и оборудование: коврограф, миниларчики, три больших треугольника (елка) из ковролина.

Владыка Луч подарил малышу Гео елочку к Новому году. Но он затрудняется ее украсить, и  просит нас помочь ему.

Задание педагога:

1 вариант. Дети украшают елку(выкладывают гирлянды) геометрическими фигурами по словесной инструкции педагога. Например: положить маленький красный круг с лево на нижнею часть елки, а большой синий квадрат с право на среднюю часть елки и т.д.

2вариант (с усложнением). Воспитатель демонстрирует на коврографе  разные варианты гирлянд. Дети должны определить, к какому варианту подходит имеющийся у них набор фигур, выстроить последовательность и продолжить ее. В конце игры можно предложить детям рассказать стихи о елочке.

«Мы делили апельсин…»

Задачи игры:  уметь анализировать, вычленять формы составляемого предмета на части, искать способы соединения одной части с другой, развитие  у детей логическое мышление.

Материал и оборудование: геоконт малыш, цветные резинки.

Ход игры:

 Гномиков Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле, Селе, Фи и Белыш, мишка Мими угостил апельсином.

Они не могут его поделить.

Задание педагога:

  предлагает помочь гномикам ( сделать апельсин (круг) на геоконте и разделить его на пять частей).