Самообразование
План работы по самообразованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План самообразования | 200.83 КБ |
Краткосрочный проект Игровые технологии В.В.Воскабовича | 226.83 КБ |
Картотека игр ВВ Воскобовича | 20.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН РАБОТЫ
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
воспитателя Гоголевой И.А.
НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
Тема: «Многофункциональное использование игр В.В. Воскобовича в развитии познавательных интересов и личностно-творческих способностей детей дошкольного возраста».
Сегодня воспитание детей в дошкольной организации основано на общении, игре, поисковой деятельности, сотрудничестве ребенка со взрослыми и сверстниками. Задача современного педагога – выбрать методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленным целям развития личности. В настоящее время технологий, позволяющих полностью построить процесс совместной и самостоятельной деятельности в игровой форме, как того требует новый стандарт, очень мало. Одной из таких технологий, в которой игры распределены по возрастным категориям и направлениям на развитие творчества и интеллектуальных способностей дошкольника является технология игры В.В.Воскобовича.
Поэтому в своей работе по повышению своего самообразования на 2019-2020 учебный год была выбрана тема: «Многофункциональное использование игр В.В. Воскобовича в развитии познавательных интересов и личностно-творческих способностей детей дошкольного возраста».
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности путем изучения методической литературы, новинок по теме самообразования, подбора информации в интернете.
Развитие познавательной активности детей, любознательности через
занимательный математический материал.
Задачи:
- развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнавать новое; - развитие наблюдательности, исследовательского подхода к объектам и явлениям окружающей действительности; - развитие воображения, креативного мышления; - гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал; -формирование базисных представлений, речевых умений; - построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально- творческому развитию детей в игре. - построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития; - поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности, возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; -построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития; - организация видов деятельности, стимулирующих развитие мышления, фантазии и детского творчества.
Кроме того, игры полностью соответствуют требованиям к игрушкам для детей дошкольного возраста, а именно соответствуют техническому регламенту о безопасности продукции, предназначенной, для детей и подростков. Обладая таким качеством, как полифункциональность, они могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях, способствуя развитию творчества, воображения. Игры пригодны к использованию одновременно группой воспитанников. Такого рода игры несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой, способствуют развитию у детей логического мышления, воображения, речи.
Применяя данную технологию, мы сможем достичь главной цели дошкольного образования – сохранить и укрепить здоровье детей, воспитать у детей общую культуру, развить физические, интеллектуальные и личностные качества, сформировать предпосылки учебной деятельности, которые обеспечат социальную успешность.
Содержание работы
- Теоретический этап.
- Подбор литературы по теме самообразования;
- Работа с личной библиотекой;
- Работа с интернетом;
- Знакомство и анализ документации;
- Изучение теории по теме: «Обучение детей элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала»;
- Изучение теории по теме: «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»;
- Планирование работы с детьми на новый учебный год;
- Практический этап.
- Разработка комплексного плана по внедрению в педагогический процесс развивающих игр В.В.Воскобовича;
- Работа над развивающей математической средой группы;
- Оформление уголка группы;
- Подготовка консультации для родителей " Математика для малышей, что это?"
- Изготовление игр по ФЭМП;
- Проведение родительского собрания в форме семинара-практикума, познакомить родителей с развивающими играми В.В.Воскобовича, рассказать о роли игр в обучении детей;
- Чтение математических сказок фиолетового леса;
- Проведение практического семинара для педагогов на тему «Игровые технологии как фактор интеллектуального развития дошкольников»;
- Проведение НОД с использованием игрового занимательного материала (игры В.В.Воскобовича: "Чудо-крестики", "Прозрачный квадрат", "Квадрат Воскобовича 2х- цветный", «Волшебная восьмёрка», «Кораблик Брызг-Брызг» и т.д.);
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала;
- Консультация для родителей: "Дома играем - математику изучаем".
-Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов на занятиях и в
совместной деятельности воспитателя и детей;
- Использование дидактических игр математического содержания в совместной
деятельности с детьми;
- Анализ, оформление результатов диагностики;
-Разработка плана по самообразованию на новый учебный год;
- Подбор методической литературы.
Работа с родителями:
-Подготовка презентации (фото-отчёт), в которой познакомить родителей с итогами работы с детьми за год.
- Дать рекомендации родителям по использованию развивающих игр В.В.Воскобовича в домашних условиях;
- Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни»;
- Индивидуальные беседы и консультации;
Литература по теме:
- Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
- Воскобович В.В. Игровая технология интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры».
- Харько Т.Г. методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса».
- «Математика и дети» - А. Белошинская – кандидат педагогических наук.
- Мусейнова Т. «Ориентировка в пространстве» – кандидат педагогических наук.
- Левина. А. «Развиваем восприятие, воображение»
- Дьяченко О.М.. «Чего на свете не бывает» - занимательные игры.
- "Развивающие игры В.Воскобовича в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста"
Предварительный просмотр:
Мини проект
« Игровые технологии В.В.Воскабовича»
( средняя группа)
Воспитатель: Гоголева И.А
Актуальность: дошкольное детство-период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становление основ индивидуальности. Общепризнанно, что основной вид деятельности дошкольника - игра. В игре развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности в реальной жизни.
На современном этапе развития дошкольного образования идет активный поиск и внедрения в практическую работу с дошкольниками новых методов и приемов обучения, повышающих эффективность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей, в частности развивающие дидактические игры.
Следовательно, руководство игрой состоит в правильном определении задачи - познавательного содержания, в определении игровой задачи и реализации через нее дидактических задач; в продумывании игровых действий. Главное назначение этих игр – развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение.
Цель: развитие творческих, познавательных, интеллектуальных, умственных и математических способностей.
Задачи:
- развитие у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое;
- развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности;
- формирование представлений о цвете; форме, размере, величине, условной мерке предметов;
- формировать навык ребёнка ориентироваться в пространстве;
Участники: родители, дети, воспитатель.
Длительность:краткосрочный проект (март - май).
Ожидаемые результаты:
-дети осваивают знание геометрических фигур, умеют ориентироваться на плоскости;
-умеют концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца;
-умеют анализировать, сравнивать, сопоставлять;
-у детей совершенствуется речь, внимание, память, воображение;
-хорошо развита мелкая моторика рук.
Формы организации детской деятельности:
1.Логико-математические игры.
2.Интегрированные игровые занятия.
3.Совместная деятельность педагога и детей.
4.Самостоятельная игровая деятельность.
Способы фиксации результатов:
Проведение педагогической диагностики в начале и конце педагогического проекта.
Этапы реализации проекта:
1 этап: подготовительный (с 1 марта по 11 апреля 2019г).
- повысить собственную профессиональную компетентность
- дать информацию родителям по вопросу «Игры В. В. Воскобовича»
- создать условия для реализации проекта.
- на основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
- разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
- составление плана-схемы проекта.
- сбор, накопление материала.
- включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
- первичная педагогическая диагностика
2 этап: деятельностный (с 11 апреля по 10 мая 2019г)
Воспитатель вместе с детьми:
- использование игр в НОД
- использование игр в нерегламентированной деятельности:
- двухцветный квадрат Воскобовича.
- игры на коврографе.
- «Шнур Малыш»
- «Лепестки»
- «Кораблик Плюх-Плюх»
- фото и видеоотчеты
Воспитатель – родитель:
- консультации для родителей
- индивидуальные беседы – консультации
- привлечь родителей к сбору информации и атрибутов.
- проведение родительского собрания
3 этап: заключительный (с 10 по 15 мая 2019г.).
- сбор и обработка методических и практических материалов, соотнесение прогнозируемых результатов с полученными, обобщение материалов проекта.
- индивидуальные беседы и консультации.
список литературы:
1. Воскобович, В. В., Харько, Т. Г. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» / В. В, Воскобович, Т. Г. Харько. - М., 2003
2. Воскобович В.В. «Гео-Метри-Я» - М., 2003
3.Воскобович В.В. «Тайна ворона Метра» - М., 2003
4.Арапова-Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2008
5.Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ - Воронеж, ИП Лакоценина С.С.,2012
6.Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада.- Воронеж, ИП Лакоценина С.С, 2009
7.Филимонова Н.И. «Интеллектуальное развитие дошкольников. Игры для фантазеров»
8.Михайлова З.А. «Игровые занимательные задания для дошкольников»
9.Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры»
Предварительный просмотр:
«Помоги Малышу Гео сложить фигуру»
Цель: упражнять в составлении моделей знакомых геометрических фигур.
Содержание. Малышу Гео прислали конверт и он просит, чтобы мы помогли ему разобраться, что в нем. Воспитатель объясняет задание: «В конверте лежат геометрические фигуры, но они разрезаны на 2, 4 части (прозрачный квадрат- ковролин), если правильно приложить их друг к другу, то получится, целая фигура. Затем выложенные фигуры нужно повторить на геоконт. Выполнив задание, дети рассказывают, из какого количества частей они составили очередную фигуру.
«Узоры паучка Чок-чок»
Цель: учить осуществлять выбор величин по слову-названию предметов, развивать внимание; формировать положительное отношение к полученному результату - ритмичному чередованию величин.
Оборудование: геоконт, цветные резинки, схемы для конструирования узоров из геометрических фигур.
Воспитатель говорит, что паучок Чок-чок передал ей красивые узоры своих паутинок и просит ,чтобы они построили такие же красивые паутинки на геоконте (схемы узоров из геометрических фигур). В заключении В. рассматривает получившиеся узоры, дает всем работам положительную оценку.
«Заколдованный замок»
Цель: формирование умения узнавать и различать плоские геометрические фигуры (круг, прямоугольник, треугольник, квадрат), совершенствование умения выполнять задание, руководствуясь схемой.
Оборудование: миниларчик, прозрачный квадрат-ковролин
Содержание: Педагог помещает на магнитную доску карточки – схемы с изображением фрагмента замка. П.-«Это заколдованный замок. Чтобы узнать, кто живет в нем, вам надо выложить у себя на миниларчик, такой ж замок. Замок должен получиться таким , как на моей схеме.».
Дети выкладывают замок по схеме. После того как дети построят замок, педагог показывает девочку Дольку, которая спрятана под схемой. Она и есть хозяйка этого замка.
«Ручейки»
Цель:
Оборудование: 2 веревки, каврограф для фронтальной работы, миниларчики на каждого ребенка, веревочки.
Ход игры.
Педагог предлагает детям отправиться на прогулку, но на пути они встретили ручеек. На полу – две длинные параллельные веревки (расстояние 30-35см. между веревками). Ребята должны перепрыгнуть через него, не замочив ноги. Дети подходят к ручейку и перепрыгивают через него.
Когда все ребята перепрыгнут, воспитатель продолжает: « Ручеек бывает такой ровный, очень редко. На самом деле он извилистый — в одном месте становится шире (раздвигает веревки), а в другом — уже (немного сдвигает их). Вот каким стал ручеек. Воспитатель показывает тоже действие, что на полу и на коврографе. Затем предлагает детям сделать свои ручейки на миниларчиках. Дети конструируют волнистые линии.
Заканчивая игру, воспитатель просит ребят рассказать, как они строили ручейки. Оригинальные решения детей , педагог обязательно поощряет.
«Волшебные веревочки»
Цель: закрепление знания об образе цифр, упражнять в их различении; развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: миниларчики, веревочки разноцветные.
Ход игры.
Дети поднимают нитку за один конец над миниларчиком и произносят хором волшебные слова: «Веревочка, веревочка, покружись, в цифру ... превратись!» Нужную цифру называет педагог или кто-нибудь из детей.
Можно загадывать загадки про цифры. За каждое правильное выполнние педагог дает фишку.
«Веселая гусеница Фифа и ее подружки»
Задачи игры: упражнять в нахождении места цифр в числовом ряду, последующего и предыдущего числа.
Материал и оборудование: круги 10шт. из ковролина на каждог
Ход игры.
Из ковролина изготавливается круги (10штук) на каждого ребенка, 11ый круг –мордочка гусеницы. На теле гусеницы расположены цифры ( приложение к каврографу), некоторые цифры отсутствуют.
Гусеницы очень любят веселиться. Они играли и потеряли цифры. Помогите гусеницам. Дети выбирают и выкладывают пропущенные цифры.
«Геометрический узор»
Задачи иры: закрепить знания детей о геометрических фигурах, умение составлять фигуру, ориентируясь по схеме.
Ход игры.
Ребенку предлагается составить фигуру.
«Следы Гусеницы Фифы»
Задачи игры: закреплять умения ориентироваться в величине полосок,
понятия: длинный, короткий, широкий, узкий; сравнение полоски по данным параметрам величины.
Материал и оборудование: мини Ларчик, набор полосок из кавролина красного, зеленого, желтого и синего цвета длинных и коротких, широких и узких.
Ход игры.
Гусеница Фифа ползала по песку возле своей лужице, где она любила загорать и оставила следы.
Задание педагога:
предлагает варианты заданий следов гусеницы выложить на миниларчике:
1) группировка «широкие – узкие»;
2) группировка «длинные – короткие»;
3 выделение «длинные узкие – короткие узкие», «длинные широкие – короткие широкие»;
4) сравнение полосок по разным параметрам величины.
«Кто самый первый?!»
Задачи игры: закрепить знания геометрических фигур, выработка понимания конкретной инструкции, развитие концентрации внимания, общей и мелкой моторики.
Материал и оборудование: геометрические фигуры (круги, квадраты,
треугольники, прямоугольники, ромбы) из картона, геоконт малыш, цветные резинки.
Ход игры.
На ковре рассыпанные геометрические фигуры, педагог предлагает выбрать себе фигуры.
Задание педагога:
каждому из играющих воспитатель дает персональное задание (схемы по собиранию фигур, которые они себе выбрали). Побеждает тот ребенок, который быстро и без ошибок соберет свои фигуры на геоконте.
Поможем малышу Гео нарядить новогоднюю елочку»
Задачи игры: закреплять умение понимать инструкцию по выполнению
действий, соблюдая логическую последовательность.
Материал и оборудование: коврограф, миниларчики, три больших треугольника (елка) из ковролина.
Владыка Луч подарил малышу Гео елочку к Новому году. Но он затрудняется ее украсить, и просит нас помочь ему.
Задание педагога:
1 вариант. Дети украшают елку(выкладывают гирлянды) геометрическими фигурами по словесной инструкции педагога. Например: положить маленький красный круг с лево на нижнею часть елки, а большой синий квадрат с право на среднюю часть елки и т.д.
2вариант (с усложнением). Воспитатель демонстрирует на коврографе разные варианты гирлянд. Дети должны определить, к какому варианту подходит имеющийся у них набор фигур, выстроить последовательность и продолжить ее. В конце игры можно предложить детям рассказать стихи о елочке.
«Мы делили апельсин…»
Задачи игры: уметь анализировать, вычленять формы составляемого предмета на части, искать способы соединения одной части с другой, развитие у детей логическое мышление.
Материал и оборудование: геоконт малыш, цветные резинки.
Ход игры:
Гномиков Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле, Селе, Фи и Белыш, мишка Мими угостил апельсином.
Они не могут его поделить.
Задание педагога:
предлагает помочь гномикам ( сделать апельсин (круг) на геоконте и разделить его на пять частей).