Статья «Упражнения, используемые учителем-логопедом с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья для развития межполушарного взаимодействия»

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия. Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_orlova_o.p.docx41.1 КБ

Предварительный просмотр:

«Упражнения, используемые учителем-логопедом с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья для развития межполушарного

взаимодействия»

название статьи

                                    Автор: Орлова Ольга Павловна, учитель-логопед

                       КОУ «Урайская школа для обучающихся с

                       ограниченными возможностями здоровья»

УПРАЖНЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ УЧИТЕЛЕМ-ЛОГОПЕДОМ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНОГО  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация.

Статья посвящена исследованию межполушарного взаимодействия и возможности применения кинезиологических упражнений на логопедических занятиях для развития высших психических функций обучающихся. В статье раскрыто понятие кинезиологии, кинезиологических упражнений. Проанализированы некоторые работы авторов, занимающихся проблемами межполушарного взаимодействия. В результате анализа литературы и практического применения кинезиологических упражнений предполагается, что развивая моторику, мы создаём предпосылки для развития психических процессов.

Введение.

Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, связанных между собой системой нервных волокон. При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией  между правым и левым полушариями, каждое из которых отвечает за формирование определённых функций.

Для обучающихся со специфическими нарушениями чтения и письма характерна выраженная неравномерность развития отдельных сенсомоторных и интеллектуальных функций. В результате нарушения межполушарного взаимодействия возникают трудности в обучении данной категории учащихся.

Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности обучающихся.

В настоящее время всё большее количество педагогов применяют в своей практике  кинезиологические упражнения.  Об этом свидетельствует большой объём  статей, посвящённых данной тематике. Использование кинезиологических упражнений для развития межполушарного взаимодействия является актуальным в работе учителя-логопеда. С помощью данного вида работы, предполагается совершенствование навыков чтения, коррекция дислексии у обучающихся начальных классов.

        Новизна и практическая значимость корреционно-развивающей работы учителя-логопеда заключаются в систематизации комплекса кинезиологических упражнений по возрастам с детьми, имеющими речевое  недоразвитие, с использованием материалов и текстов русских народных сказок.

        Объект исследования: учащиеся  начальных (1 - 4) классов школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

       Предмет исследования: коррекция и развитие процесса чтения и связной речи, через развитие межполушарного взаимодействия у обучающихся начальных классов.

        Гипотеза: Использование учителем логопедом в коррекционно-развивающей работе упражнений, направленных на развитие межполушарного взаимодействия с использованием текстов  русских народных сказок будет способствовать  формированию правильного навыка чтения и развитию связной речи.

Задачи:

1. Проанализировать научно-методическую литературу по вопросам

межполушарного взаимодействия и его влияния на развитие психических процессов.

2. Изучить особенности развития речи и процесса чтения у обучающихся начальных классов.

3. Описать варианты кинезиологических упражнений на коррекционно-развивающих занятиях учителя-логопеда с использованием текста русской народной сказки.

        Методы исследования:

Теоретические - анализ, синтез, обобщение, аналогия.

Практические - сравнение, моделирование (знаковое, мысленное), описание.

Основная часть.

Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон. По мнению Сиротюк А.Л.  основой развития интеллекта является развитие межполушарного взаимодействия [Сиротюк А.Л., 2003]. По мнению автора, межполушарное взаимодействиевозможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений. Предполагается, что нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей.

Проанализировав работы  авторов, занимающихся изучением межполушарного взаимодействия, для стимуляции интеллектуального развития возможно применение кинезиологических упражнений. Работы В.М.Бехтерева, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, И.М.Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.

В самом начале своего развития в России, кинезиология носила название «биомеханика человека». В нашей стране изучение двигательной активности официально началось с работ профессора Павлова И.П.

Основателем образовательной кинезиологииявляется  Пол Деннисон. Образовательная кинезиология «Гимнастика мозга» применяется в педагогике для совершенствования навыков чтения и письма, математических знаний, процессов запоминания.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.

Учёными предполагается, что использование кинезиологических упражнений позволит активизировать и синхронизировать работу полушарий, что будет способствовать улучшению памяти и внимания, облегчит процесс чтения и письма.

Считается, что самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 12 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована. Тема использования учителем-логопедом в работе собучающимися с ограниченными возможностями здоровья упражнений, направленных на развитие межполушарного взаимодействия является актуальной для специалистов  школы. Большинство детей, обучающихся в нашей школе, это дети с задержкой психического развития (по результатам обследования психолого-медико-педагогической комиссией  обучающимсярекомендован вариант программы 7.2.). Кинезиологические упражнения являются наиболее эффективными и результативными средствами коррекции высших психических функций. Они помогают достичь успехов в преодолении трудностей обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, как  с задержкой психического развития, так  и другими нозологическими группами.

У большинства обучающихся начальных классов в нашей школе отмечаются стойкие нарушения процессов чтения и письма (дисграфия, дислексия). Обучающиеся с задержкой психического развития с трудом овладевают техникой чтения. Данные о динамике техники чтения у учащихся второго и третьего класса представлены  в табл. 1, 2.

Процесс чтения характеризуется не только не соответствующей норме скоростью, но и ошибками, проявляющимися в изменении окончаний слов, неправильной постановке ударения, пропуске и замене звуков (букв) и слогов, угадывающем характере чтения. Отмечаются трудности в воспроизведении прочитанного текста. При дислексии страдает способность к вербализации пространственных представлений, недостаточность вербально-логического мышления. Трудности в овладении чтением у детей связаны с нарушением оптимального межполушарного взаимодействия. Занятия с использованием кинезиологических упражнений могут давать как немедленный, так и накопительный эффект, повышая умственную работоспособность.

Сиротюк А.Л. высказывает предположение, что в ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребёнка исчезают явления дислексии [Сиротюк А.Л., 2002.-80с.]. Так как, основная работа школьного учителя-логопеда строится на коррекции чтения и письма, данное предположение является актуальным для нас. Элементы кинезиологии применяются на логопедических занятиях в различных вариациях. В ходе работы учителями-логопедами было выявлено  ограниченное знание детьми не только русских народных сказок, но и авторских сказок (Ш.Перро, С.Я.Маршака, А.С.Пушкина и многих других писателей). Дети затрудняются  выполнять творческие задания по сказкам в виде викторин, тестов. Не могут определить из какой сказки заданный герой или предложенный сюжет.

Кинезиологические упражнения активно используются в педагогической практике. Всесторонняя направленность упражнений позволяет корректировать различные виды деятельности обучающихся. На основе изученной литературы и опыта работы специалистов возникла идея создания системы упражнений, направленных на развитие межполушарного взаимодействия младших школьников.

Изучив особенности обучающихся 1-4 классов с ограниченными возможностями здоровья можно сделать вывод о недостаточной сформированности навыка чтения, развитии связной речи. Коррекционную работу предполагается проводить на материале русских народных сказок с использованием кинезиологических упражнений.

Сказки подбираются с учётом возрастных особенностей обучающихся, выстраиваются по принципу от простого к сложному. В первом классе, на начальном этапе ознакомления с кинезиологическими упражнениями,  детям предлагаются русские народные потешки, затем переходят к простым, наиболее известным сказкам. Постепенно происходит усложнение материала. Подбираются более сложные, не знакомые сказки. Предполагаемая возрастная группа – обучающиеся 1-4 классов. На каждый класс подбирается определённый речевой материал, соответствующий содержанию изучаемой сказки. Это могут быть пословицы, загадки, песенки из сказки.

Примерную работу с обучающимися 1 класса можно представить на основе сказки «Колобок».

  1. После прочтения сказки обучающимся предлагается изобразить по очереди всех персонажей, о которых упоминалось в сказке.
  2. Один из вариантов работы – каждый обучающийся задумывает определённого персонажа  из сказки, изображает его, все остальные участники угадывают задуманного героя. Участвуют все обучающиеся в порядке очереди.
  3. Чтение сказки в сочетании с упражнениями, повторяющими содержание сказки, направленными на развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, подручные средства для развития мелкой моторики, су-джок мячики и т.д.)
  4. Чтение сказки с использованием упражнений, направленных на развитие общей моторики, которые повторяют содержание сказки (движения персонажей, изображение деятельности, описанной в сказке).
  5. Вариантом работы может быть повторение движений по показу взрослого или по схематичному изображению содержания сказки.

Для обучающихся 3-4 классов можно постепенно переходить к

прочтению сказки с выполнением кинезиологических проб по принципу «кулак-ребро-ладонь», начиная с повторения движений рук за педагогом и постепенно переходя к использованию графической схемы.

Выводы.

Проанализировав работы авторов, занимающихся исследованиями в области межполушарного взаимодействия и кинезиологии, можно сделать вывод о том, что использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда благоприятно влияет на развитие высших психических функций. По мнению исследователей, такие специфические нарушения чтения, как дислексия, можно успешно корректировать в системе занятий по кинезиологическим программам.

В настоящее время упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия успешно применяются как в дошкольной коррекционной педагогике, так и в школьной коррекционной работе специалистов и педагогов.

Список литературы

  1. Анварова И.И., Калябина А.А., Михляева Л.В. Кнопки мозга развитие умственных способностей ребёнка: методическое пособие для педагогов и родителей детей дошкольного возраста. Барнаул: ИП Колмогоров И.А., 2018.-106с.
  2. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Л.С.Цветкова, А.В.Семенович, С.Н.Котягина, Е.Г.Гришина, Т.Ю.Гогберашвили; Под ред. Л.С.Цветковой.- М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001.-272с.
  3. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ.высш.учеб.заведений.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002.-272с.
  4. Деннисон П. Гимнастика мозга / перевод – М.: Частное Образовательное Учреждение Психологической Помощи «Восхождение», 1997.
  5. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. НЕУСПЕВАЮЩИЕ ДЕТИ: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. Издание второе, дополненное.-М.: Педагогическое общество России, 2002.-160с.
  6. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. – М.: Ось-89, 1999. – 240 с.
  7. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учеб.пособие. – СПб.: Лениздат; Издательство «Союз», 2002.-224с.
  8. Любимова Н. Кинезиология, или природная мудрость тела. – СПб.: Невский проспект, 2005.
  9. Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика / А.Я.Мухина. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. – 123, [5]с.
  10. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей / Под ред. Т.А.Власовой и др. – М.: Просвещение, 1981. – 119с.
  11. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – Творческий центр. – М., 2003.
  12. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.
  13. Сиротюк А.Л. Коррекция проблем обучения и развития методом кинезиологии. – М.: Аркти, 2003.
  14. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и корекция в детском возрасте: Учеб.пособие для высш.учеб. заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2002.-232с.
  15. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И.Буянова.-М.: Просвещение, 1990.-128с.
  16. Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. – М., ВНИИФК, 1999.
  17. https://interactive-plus.ru/e-articles/191/Action191-14603.pdf
  18. https://interactive-plus.ru/e-articles/219/Action219-80996.pdf
  19. https://interactive-plus.ru/e-articles/447/Action447-467485.pdf
  20. http://logoped-sfera.ru/individualnie-osobennosti-rebenka-s-tochki-zrenia-mezhpolusharnoiassimetrii-golovnogo-mozga
  21. http://logoped-sfera.ru/osobennosti-logopedicheskoj-raboty-v-usloviyax-stacionara-s-mladshimi-shkolnikami-imeyushhimi-narusheniya-chteniya-i-pisma 


Таблица  1

Динамика техники чтения  (2 класс)

учитель-логопед Орлова О.П.

Ф.И.О.

Май

Входная

Октябрь

I четверть  

Декабрь

II четверть

Март

III четверть  

Алексей

15

26 (+11)

23 (-3)

30(+7)

34(+4)

Мирослав

18

25 (+7)

23(-2)

27(+4)

Алексей

5

14 (+9)

10 (-4)

15(+5)

15

София

20

20

24 (+4)

28(+4)

30(+1)

Егор

19

22 (+3)

24 (+2)

36(+12)

31(-5)

Влада

17

22 (+5)

23 (+1)

25(+2)

25

Максим

19

27 (+8)

25 (-2)

44(+19)

45(+1)

Артём

15

23 (+8)

38(+15)

35(-3)

Елизавета

0

0

0

0

0

Шахноза

0

0

0

4(+4)

3(-1)

Герман

0

0

0

0

0

Норма техники

чтения:

20-25

20-25

25-30

25-30

30-35

Не читают

Ниже нормы

Норма

Выше нормы

Входная  

3

3

3

2

I четверть  

3

6

2

0

II четверть  

2

3

3

3

III четверть  

2

4

4

1

IV четверть  

Для сравнения, нормы техники чтения во втором классе по ФГОС

Оценка

I четверть

II четверть

III четверть

VI четверть

«5»

Больше 45 слов

Больше 55 слов

Больше 65 слов

Больше 70 слов

«4»

35-45 слов

40-55 слов

50-65 слов

55-70 слов

«3»

25-34 слова

25-39 слов

35-49 слов

40-54 слова

«2»

Меньше 25 слов

Меньше 25 слов

Меньше 35 слов

Меньше 40 слов

Таблица  2

Динамика техники чтения  (3 «б» класс)

учитель-логопед Орлова О.П.

Ф.И.О.

Входная

Октябрь

I четверть  

Декабрь

II четверть

Март

III четверть  

1.

Аделина

29

44(+15)

44

57(+13)

2.

Степан

23

23

24(+1)

25(+1)

3.

Дмитрий

19

20(+1)

26(+6)

40(+14)

4.

Сильвестр

25

25

27(+2)

33(+6)

5.

Яна

27

38(+11)

32(-6)

37(+5)

6.

Мирослава

15

23 (+8)

23

27(+4)

7.

Ефим

0

0

7(+7)

6(-1)

8.

Валентина

0

0

7(+7)

31(+24)

Норма техники

чтения:

35-40

40-45

45-50

50-55

Не читают

Ниже нормы

Норма

Выше нормы

Входная  

2

6

0

0

I четверть  

2

5

1

0

II четверть  

0

7

1

0

III четверть  

0

7

0

1

IV четверть  

Для сравнения, нормы техники чтения в третьем классе по ФГОС

Оценка

I четверть

II четверть

III четверть

VI четверть

«5»

Больше 70 слов

Больше 75 слов

Больше 85 слов

Больше 90 слов

«4»

55-70 слов

60-75 слов

70-85слов

75-90 слов

«3»

40-54 слова

45-59 слов

55-69 слов

60-74 слова

«2»

Меньше 40 слов

Меньше 45 слов

Меньше 55 слов

Меньше 60 слов