Конспект занятия "Предлоги"

Конспект логопедического занятия с обучающимся 4 класса, тема "Предлоги"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_predlogi.docx35.35 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

казенное общеобразовательное учреждение Ханты–Мансийского автономного округа–Югры

«Урайская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Конспект индивидуального логопедического занятия с учеником

4 класса

Тема: Предлоги

Разработала: Орлова О.П.

учитель-логопед

Тема: предлоги

Цель: закрепление знаний о предлогах

Задачи

Коррекционно-образовательные:

- Закрепить умение подобрать по смыслу нужный предлог.

- Работать над правильным употреблением предлогов в устной речи.

- Закрепить умение выделять предлог из предложения на слух.

-Закрепить  умение  строить предложения, используя нужные предлоги.

Коррекционно-развивающие:

- Развивать зрительное и слуховое восприятия, внимание, память.

- Устранять и предупреждать ошибки на письме, при написании предлогов со словами.

- Развивать  зрительно-пространственные представления и смысловое значения употребления предлогов.

- Совершенствовать лексико-грамматический строй речи.

Коррекционно-воспитательные:

- Формировать  самостоятельность, инициативность, навык сотрудничества с педагогом.

Оборудование: карточки с заданиями.

Ход занятия

№ п/п

Этапы работы

Содержание работы

Примечание

I. Вводная часть

1.

Организационный момент

Расположи предметы по моему заданию:

- ручку положи на стол, а карандаш держи над столом;

- карандаш положи на тетрадь, а  ручку держи над карандашом;

- положи ручку на тетрадь, а карандаш убери под стол;

- положи карандаш….стол.

Обучающийся выполняет действия с ручкой и карандашом

2.

Сообщение темы. Целеполагание.

- Почему ты не смог  выполнить последнее задание? (Пропущено слово).

- Догадайся, какое слово я пропустила? (на)

- Как называются эти слова? (Предлоги)

- Что такое предлоги? (Это часть речи)

- Как ты думаешь, какая тема  занятия сегодня?  (предлоги)

Ответы обучающегося

II. Основная часть

3.

Закрепление умений и навыков, полученных ранее.

  1. Внимательно послушай стихотворение

и запиши все предлоги, которые ты услышишь в нём.

Осторожно ветер

Из калитки вышел,

Постучал в окошко,

Пробежал по крыше,

Поиграл немного

Ветками черёмух,

Пожурил за что-то

Воробьёв знакомых.

- Какие предлоги ты записал?

  1. Посмотри  на эту строчку. Что ты здесь

видишь? (Слова)

ТМУВЕСЁЛЫЙОЛГУЛЯЕТЕАСВЕРЧОККРМЕНИЛЯПОЛЯНКЕЦО

- Составь предложение, используя только эти слова.  Не получается? Почему? (Нет связи слов).

- Что нужно для связи слов в предложении? (необходим предлог в предложении)

- Какой предлог надо вставить? (на или по)

- Составь сейчас предложение. (Веселый сверчок гуляет по полянке).  

- Зачем нужны предлоги в предложении? (для связи слов в предложении).

    3.  Дидактическая игра. Придумай:

а) - Предлоги с одной буквой.

- Предлоги из двух букв.

- Предлоги из трех букв.

  1. Переделай словосочетания с приставкой

в словосочетания предлогом. Выполняем устно, думаем быстро.

Например: подводные жители – жители под водой;

Наручные часы –

Подземная парковка-

Настольная игра-

Предрассветный час-

Безвкусный напиток-

Беззвучный плач-

  1. Подбери нужные предлоги. Составь

словосочетания.

Летит ……городом.

Пришить ……...платью.

Шнурки ………ботинок.

Спит ……… скамейкой.

Сидит ……стуле.

Птенец …… гнезде.

(к, над, под, от, в, на)

Выбери любое словосочетание и составь предложение. Запиши.

  1. Физминутка. Зарядка для глаз.

Реснички опускаются

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко... ровно... глубоко.

Наши руки отдыхают

Отдыхают, засыпают.

Шея не напряжена

И рас-сла-бле-на.

 Губы чуть приоткрываются

 Все чудесно расслабляется.

 Дышится легко,  ровно, глубоко.

(Пауза.)

Мы спокойно отдыхаем

Сном волшебным засыпаем (Громче, быстрей, энергичней.)

Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать! Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем. Потянулись! Улыбнулись! Всем открыть глаза и встать!

  1. Зашифруй предложение, составь его схему.

Пример:  Попугай    жил     в    клетке.

         ___            __    V       ___

Птицы перелетели с ветки на ветку.

У входа в дом стоял сторож с фонариком.

Мы с отцом решили выйти из дома на рассвете.

В углу за дверью жил щенок.

  1. Спиши, заменяя предлоги близкими по значению.

Наш дом стоит возле самого леса.

В поля вышли уборочные машины.

Пробирается медведь сквозь лесной валежник.

Слова для справок: на, через, около.

Логопед читает стихотворение, ребёнок записывает встретившиеся предлоги.

Ответы обучающегося

Обучающийся придумывает и записывает соответствующие предлоги

Выполнение задания

III. Заключительная часть

4.

Подведение итогов занятия

Давай вспомним, для чего нужны предлоги? Какие задания тебе были интересными? Что показалось трудным?

Ученик анализирует свою работу на занятии.

 


 

Приложение

Предлоги русского языка

  без (безо) — с род. пад. (без света, безо всякой причины)

  близ — с род. пад. (близ берега)

  в (во) — с вин. пад. (в дом) и предл. (в доме, во мгле)

  вместо — с род. пад. (вместо брата)

  вне — с род. пад. (вне игры)

  для — с род. пад. (для матери)

  до — с род. пад. (до леса)

  за — с вин. пад. (за лес) и твор. (за деревней)

  из (изо) — с род. пад. (из квартиры, изо всех сил)

  из-за — с род. пад. (из-за поворота)

  из-под — с род. (из-под стола)

  к (ко) — с дат. пад. (к реке, ко мне, ко всякому)

  кроме — с род. пад. (кроме него)

  между (меж) — с род. пад. (между рядов) и твор. пад. (между деревьями)

  на — с вин. пад. (на коня) и предл. пад. (на коне)

  над (надо) — с твор. пад. (над крышей, надо мной)

  о (об, обо) — с вин. пад. (о бок, об стекло) и предл. (о подруге, обо мне)

  от (ото) — с род. пад. (от дяди, ото всех)

  перед (передо) пред (предо) — с твор. пад. (перед садом, передо мной, предо мной)

  пo — с вин. пад. (по пояс), дат. пад. (по полям) и предл. пад. (тосковать по нём)

  под (подо) — с вин. пад. (под руки) и твор. пад. (под землёй, подо мной)

  при — с предл. пад. (при церкви)

  про — с вин. пад. (быль про орла)

  ради — с род. пад. (ради внука)

  с (со) — с род. пад. (c крыши), с вин. пад. (размером c гору) и твор. пад. (c другом, со мною)

  сквозь — с вин. пад. (сквозь стекло)

  среди — с род. пад. (среди поля)

  у — с род. пад. (у реки)

  через (чрез) — с вин. пад. (через порог).

№2

ТМУВЕСЁЛЫЙОЛГУЛЯЕТЕАСВЕРЧОККРМЕНИЛЯПОЛЯНКЕЦО

№5

Летит ……городом.
Пришить ……...платью.
Шнурки ………ботинок.
Спит ……… скамейкой.
Сидит ……стуле.
Птенец …… гнезде.

(к, над, под, от, в, на)

№8

Наш дом стоит возле самого леса.

В поля вышли уборочные машины.

Пробирается медведь сквозь лесной валежник.

Слова для справок: на, через, около.

№7

Пример:  Попугай    жил    в    клетке.

                     ___         __      V       ___

Птицы   перелетели   с   ветки   на   ветку.

У   входа   в   дом   стоял   сторож   с   фонариком.

Мы   с   отцом  решили  выйти   из   дома   на   рассвете.

В   углу   за   дверью   жил   щенок.