Методическая копилка
конспекты уроков, выступления, презентации
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Что такое творчество? Прежде всего, это воплощение индивидуальности, форма самореализации личности; возможность выразить своё неповторимое отношение к миру. Но потребность в творчестве и самовыражении, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в процессе человеческой жизни далеко не полностью. Общепризнанно, что особые способности, или одарённость, зависят от врождённых задатков. Есть ли в таком случае педагогическая целесообразность в разработке технологии стимулирования детского творчества в учебно-воспитательном процессе? Не создадим ли мы группу, куда заведомо не попадёт более половины всех учеников, так как, по данным психологов, одарённостью наделены от 5 до 20% учащихся? А что представляют собой дети, наделённые способностями к творческому восприятию, осмыслению и интерпретации получаемой информации? Всегда ли это дети – отличники в учёбе с примерным поведением? Нет, как правило, эти дети неровно успевающие, выбивающиеся из общего темпа, странные в поведении, иногда тугодумы, не умеющие уяснить очевидного. С такими детьми порой бывает трудно, но наша задача – помочь любому ребёнку открыть в себе способности, о которых он ранее и не подозревал, и сделать всё возможное для того, чтобы эти способности нашли своё дальнейшее развитие.
Другой вопрос: как развить способность творить, самовыражаться? Ответом на этот вопрос может быть совсем иное отношение к языку и методике его преподавания. Это может быть нестандартное начало урока: «Ребята, посмотрите, какой сегодня необыкновенный день…» или «Представляете, выхожу я сегодня на улицу и…». Опора на чувство удивления, новизны, готовности принять нестандартную ситуацию является важным условием развития кретивности у детей.
К великому сожалению, современная культура техногенна. Познавательные и духовно-нравственные горизонты учащегося сейчас в большей мере определяются СМИ, журнальной литературой, поп-музыкой, компьютерными играми. Это привело к снижению общего уровня речевой культуры, которая, по мнению большинства лингвистов, характеризуется речевой разнузданностью, неряшливостью, тиражированием речевых ошибок и немотивированными заимствованиями, неумелым использованием окказиональных слов (единичных авторских новообразований), использованием жаргонной лексики. Поэтому на своих уроках я нахожу время для игр. Детские игры – явление многообразное, их содержание усложняется и развивается в тех случаях, если они интересны для детей. А практика показывает, что эта работа действительно интересна детям. Игры учат обдумывать, как осуществить замысел, развивают активность, самостоятельность, интерес к общению, творческое воображение.
На одном из занятий дети получили задание составить анаграммы. С этой работой успешно справились. На другом занятии получили задание сложнее.
Попробуйте решить анаграммные примеры:
Кот + лес =
Задор + ель =
Мел + каска=
Образ + соло + сеть + нить =
Тон + меч + тир + ось + ель + сад + пот =
В качестве домашнего задания детям предлагается самим составить подобные примеры.
На одном из последующих уроков предлагаю вспомнить примеры текстов, где все слова начинаются на одну букву. Дети с удовольствием включаются в игру, приводят примеры. Как продолжение игры, прошу за короткое время придумать свой текст. Букву при этом получает весь класс одинаковую. Это может быть как гласный, так и согласный.
Семеро сверчков смотрели страшный спектакль. Скоро старшему стало смешно, седьмому стало скучно. Сверчки старательно скрывали своё стремление сбежать.
«Странно, стало совсем скучно», - сказал старший. Седьмой сверчок смело спал, скрипя стулом.
Одним из важнейших условий в организации творческих учебных занятий является создание атмосферы доброжелательности и доверия, которая пробуждает у учащихся потребность в творческом самовыражении. Для таких уроков необходимо ощущение уверенности в том, что твои нестандартные находки будут замечены, приняты и правильно оценены. Многие учащиеся, показывая свои работы, стесняются, отказываются сдавать. Но детям нужно внушать, что к любому труду надо относиться с уважением.
При развитии творческого мышления эффективной оказывается работа с ассоциациями. Научившись самостоятельно устанавливать ассоциативные связи между предметами и явлениями, мы используем произвольное ассоциирование, что составляет основу мыслительного и творческого процессов.
С.Л. Рубинштейн утверждает, что «само развитие творческого воображения обусловлено в какой-то мере техникой, и её отсутствие или несовершенство, её неадекватность творческим задачам художника…может сковать его воображение». Другими словами, существуют определённые технологии, приёмы, которые помогают активизировать и развивать творческое воображение. Среди них особый интерес представляют следующие:
Найти новую формулировку проблемы, задачи. Так, привычная тема по литературе в 10 классе «Как понимают счастье герои и автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо»? обретёт неожиданный поворот в своём раскрытии, если, исходя из темы, ставятся следующие вопросы: «Ощущают ли счастье герои поэмы?», «Одинаково ли понимают счастье герои поэмы?» и т.д.
Поставить к исследуемой проблеме вопрос: «А что, если…?». Учащимся можно предложить на рассмотрение любую проблему, например: «Представь, что ты Родион Раскольников. Хотел бы ты изменить свою судьбу? Что бы ты для этого сделал?» Принимаются любые ответы – от реальных, критических до самых фантастических.
Помнить о том, что юмор – показатель абстрактного мышления, поэтому не нужно бояться шуточных импровизаций. Возможно сочинение монолога от имени вещей, которые нас окружают, от имени домашних животных, от имени бытовых приборов и т.д.
Не бояться самых разных аналогий.
Детское творчество – многогранно, оригинально. Творчество – радость, увлечение и развивающийся талант. Творите сами и убедитесь в том, что вы – человек творческий, нестандартный, азартный…И как нет ребёнка без воображений, так нет и педагога без творческих порывов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Проблема творчества – один из участков педагогической целины» В.А.Сухомлинский
« Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше» Э. Золя
Кот + лес = Задор + ель = Мел + каска= Образ + соло + сеть + нить = Тон + меч + тир + ось + ель + сад + пот =
Семеро сверчков смотрели страшный спектакль. Скоро старшему стало смешно, седьмому стало скучно. Сверчки старательно скрывали своё стремление сбежать. «Странно, стало совсем скучно», - сказал старший. Седьмой сверчок смело спал, скрипя стулом. Максим
«Само развитие творческого воображения обусловлено в какой-то мере техникой, и её отсутствие или несовершенство, её неадекватность творческим задачам художника…может сковать его воображение». С.Л. Рубинштейн
Найти новую формулировку проблемы, задачи. Поставить к исследуемой проблеме вопрос: «А что, если…?» Помнить о том, что юмор – показатель абстрактного мышления, поэтому не нужно бояться шуточных импровизаций. Не бояться самых разных аналогий .
«Стремление ребёнка показать себя существом изображающим, представляющим должно быть для нас священно». Ф. Фребель
Предварительный просмотр:
№ п/п | Тема урока | Домашнее задание |
1. | Книга и её роль в духовной жизни человека и общества. | Пересказ учебной статьи, з.2 стр.6 |
2. | Что такое фольклор? Фольклорные жанры. | Творческая работа |
3. | Малые фольклорные жанры. Афористичность и образность малых фольклорных жанров. | Подг. к конкурсу на знание пословиц, поговорок, загадок |
4. | Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. | Сочинение-миниатюра |
5. | Детский фольклор. | Придумать небылицу |
6. | Сказка как особый жанр фольклора. Виды сказок. | Подготовить сказывание сказки, используя «Секреты мастерства» |
7. | Сказка «Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой. | Сказывание сказки с использованием сказочных особенностей |
8. | Реальный и фантастический мир в сказке «Царевна-лягушка». | Задание по вариантам |
9. | «Царевна-лягушка». Образ невесты-волшебницы, её духовный облик. Смелость, упорство Ивана-царевича. Преодоление героем трудностей. Роль Бабы Яги в сказке. | Групповое задание: 1) выразительное чтение эпизода «Василиса Премудрая на пиру» 2) рассказ о Василисе или Иване-царевиче |
10. | Народная мораль в сказке «Царевна-лягушка»: добро торжествует, зло наказывается. Эстетика волшебной сказки. | Прочит «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» |
11. | Сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Нравственное превосходство героя над старшими братьями. | Задания на стр.39 |
12. | Тема мирного труда и защиты родной земли в сказке «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». | Творческая работа |
13. | Жанровые особенности сказок о животных. Сказка «Журавль и цапля». | З.3 стр.42 |
14. | Иносказательный смысл бытовых сказок. Сказка «Солдатская шинель». | *сообщения о собирателях сказок, вопросы для конкурса |
15. | Урок ВЧ. Мои любимые сказки. | Подготовить сборник сказок (собственный) |
16. | Урок ВЧ. Татарские народные сказки. | Подг. к сочинению |
17. | Урок РР. Создание волшебной сказки. | Закончить работу |
18. | Возникновение древнерусской литературы. Начало письменности на Руси. «Повесть временных лет». | В.1. стр.47. |
19. | Летописный рассказ. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Подвиги героев летописи во имя мира на родной земле. | Пересказ по цитатному плану |
20. | М. В Ломоносов. Слово о писателе. «Случились вместе два астронома в пиру…» | Сообщения, письменный ответ на вопрос «Почему Пушкин назвал Ломоносова «первым нашим университетом»? |
21. | Русские басни. Басня и её родословная. Басня как литературный жанр. | Прочитать прозаический пересказ басен Эзопа |
22. | И.А.Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Волк и Ягнёнок» | Чтение басни в лицах, сообщения о Крылове, *иллюстрации |
23. | Осмеяние пороков – лести, глупости, жадности, неблагодарности – в басне И. А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». | Наизусть в лицах, *инд.зад. |
24. | Отражение исторических событий Отечественной войны 1812 года в басне И.А.Крылова «Волк на псарне». | Наизусть, *инд.зад. |
25. | Урок ВЧ. Басенный мир И.А.Крылова. | Сравнение сказки и басни |
26. | Урок РР. Сочинение басни. | Закончить работу, *иллюстрировать |
27. | В.А.Жуковский. Детство и начало литературного творчества. Жанр баллады. | Прочитать балладу «Кубок» |
28. | История создания баллады В.А.Жуковского «Кубок». Реальное и фантастическое в балладе. | Выразительное чтение, * сообщение о поэте |
29. | В.А.Жуковский – сказочник. Особенности сюжета сказки «Спящая царевна». | Перечитать, с.83 - задание |
30. | В.А.Жуковский. «Спящая царевна». Сопоставление сказок с одним сюжетом. | Прочитать статью о Пушкине А.С. |
31. | А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне». | наизусть |
32. | А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила». Сюжеты и образы народных сказок в Прологе. | Выучить наизусть |
33. | «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина. Истоки рождения сюжета сказки. Система образов. | Иллюстрации, з.4 стр.114 |
34. | Противостояние добрых и злых сил в сказке А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Понятие о стихотворной сказке. | Художественный пересказ эпизода |
35. | Пушкинская сказка - «прямая наследница народной». | Выучить наизусть отрывок, * сочинение |
36. | Урок РР. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа. | *сообщения с примерами из прочитанных текстов |
37. | В.М.Гаршин. Человек обострённой совести. Сказка “Attalea Prinseps”. | Пересказ от лица «маленькой, вялой травки» |
38 | Нравственные уроки жизни. Анализ сказки Антония Погорельского "Черная курица, или Подземные жители" | Сообщения о М.Ю.Лермонтове |
39. | М.Ю.Лермонтов «Бородино». История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости. | Составить план, подобрать иллюстрации |
40. | Историческое событие, переданное устами его рядового участника в стихотворении Лермонтова «Бородино» | Наизусть отрывок |
41. | Образ простого солдата-защитника Родины в стихотворении Лермонтова «Бородино» | сообщения |
42. | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Понятие о повести как эпическом жанре. Презентация повестей, вошедших в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». | Читать «Заколдованное место». |
43. | Н.В.Гоголь. Сюжет повести «Заколдованное место». | Пересказать от лица деда |
44. | Реальное и фантастическое в сюжете повести «Заколдованное место» Н.В.Гоголя | Прочитать «Майскую ночь, или…» |
45. | Мир красок, звуков и запахов в повести Н.В. Гоголя “Майская ночь, или Утопленница”. Реальное и фантастическое в повести. | Прочитать повесть «Страшная месть» |
46. | Тема предательства и возмездия в повести ''Страшная месть'' Н.В.Гоголя | Прочитать «Пропавшую грамоту» |
47. | Урок ВЧ. Н.В.Гоголь «Пропавшая грамота». | Подг. к игре |
48. | Урок – игра: «Истинная веселость и «истинная поэзия». «Вечеров…». | Прочитать статью о Некрасове |
49. | Контрольная работа по литературе первой половины XIX века. | |
50. | Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Картины природы в стихотворении «На Волге». | Выучить отрывок |
51. | Мир детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». | Выразительное чтение, *сообщение |
52. | А.В.Кольцов. Поэтизация крестьянского труда в стихотворении «Песня пахаря». | Выразительное чтение |
53. | И.С.Тургенев. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе. | *рассказать о жизни Герасима в городе; групповое задание |
54. | Герасим- «самое замечательное лицо» в рассказе И.С.Тургенева «Муму». | Характеристика героев (по рядам) |
55. | Герасим и Муму. Счастливый год. | Наизусть эпизод «Герасим возвращается домой». |
56. | Авторская позиция и способы её выражения в рассказе «Муму». | Подг. к сочинению |
57. | Урок РР. Подготовка к написанию сочинения по рассказу И.С.Тургенева «Муму». | Закончить работу |
58. | А.А.Фет. Природа и человек в стихотворении «Весенний дождь». | Творческая работа |
59. | Ф.И.Тютчев – великолепный певец природы. | наизусть |
60. | Урок РР. Русские поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе. | Прочитать рассказ – быль Л.Н.Толстого. |
61. | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа. | Собрать материал о Жилине и Костылине, характеристика Дины |
62. | Странная дружба Жилина и Дины. | Гл.3-6, художественный пересказ, *рассказ от лица Жилина |
63. | Два пленника: Жилин и Костылин. | Составить сравнительную характеристику |
64. | Роль картин природы в рассказе Толстого «Кавказский пленник». | сочинение |
65. | А.П.Чехов. Осмеяние глупости и невежества героев рассказа «Хирургия». Юмор ситуации. | Инсценированное чтение, * иллюстрации |
66. | Урок ВЧ. Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова. | Устное сочинение |
67. | И.А.Бунин. Человек и природа в рассказе «Косцы». | Сочинение-миниатюра |
68. | В.Г.Короленко «В дурном обществе». Вася и его отец. Городок Княжье-Вено. | Работа в группах |
69. | Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. | Дочитать |
70. | Нравственные проблемы, вставшие перед героем повести «В дурном обществе» В.Г.Короленко | Прочитать про С.Есенина |
71. | С.А.Есенин. Образ родного дома в лирике. | наизусть |
72. | П.П.Бажов «Медной горы Хозяйка». Жанр сказа. Образ Степана. | иллюстрировать |
73. | Образ Хозяйки Медной горы. Сказ и сказка. | Прочитать о Паустовском |
74. | К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб» - сказка о труде и взаимной выручке. | Прочитать, зад. на с.83 |
75. | Сказочные и реальные мотивы в сказке «Тёплый хлеб». Народная мудрость и народная мораль в сказке. | Прочитать «Заячьи лапы» |
76. | Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы». | Прочитать «Двенадцать месяцев» |
77. | С.Я.Маршак. Пьеса – сказка «Двенадцать месяцев». Художественные особенности пьесы-сказки. | Подг. сцену для исполнения ( картина 2, 1 действе) |
78. | Положительные и отрицательные герои в пьесе-сказке. Победа добра над злом. | *сообщения |
79. | Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита» | пересказ |
80. | Жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, счастья и страдания. Восприятие окружающего мира ребёнком. | Письменный ответ на вопрос |
81. | В.П.Астафьев. Автобиографический рассказ «Васюткино озеро». | Пересказать эпизод |
82. | Поведение Васютки в лесу, его бесстрашие, терпение, любовь к природе. «Открытие» Васюткой нового озера. | сочинение |
83. | «Ради жизни на Земле…». Поэты о ВОв. А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». | Выразительное чтение, устное сочинение |
84. | К.М.Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете». Война и дети. | наизусть |
85. | Русские поэты ХХ века о Родине и родной природе. | «Родная деревня» наизусть |
86. | Игры в «Кавказских пленников» и «Робинзонов» Саши Чёрного. | Творческое задание с.188 |
87 | Юмористическое стихотворение Ю.Кима «Рыба-кит». | Конкурс на с.191 |
88. | Контрольная работа за курс русской литературы. | |
89. | Р.Л.Стивенсон. Подвиг героя во имя сохранения тайны предков, их традиций в балладе «Вересковый мёд». | Выразительное чтение |
90. | Д.Дефо. история освоения мира человеком в романе «Робинзон Крузо». | З.5.стр.213 |
91. | Природа и цивилизация в романе «Робинзон Крузо». | В.4 стр.213 |
92. | Образ главного героя в романе «Робинзон Крузо». | В.3 стр.213 |
93. | Мужество и разум как средство выживания в суровых жизненных обстоятельствах. | Творческое задание стр. 213 |
94. | Х.К.Андерсен. Слово о писателе. Борьба добра и зла в сказке «Снежная королева». | Прочит. 2 и 3 истории |
95. | Кай и Герда. Перемена, произошедшая с Каем. | Сравнить 2 портрета Снежной королевы |
96. | Противопоставление красоты внутренней и внешней- Герда и Снежная королева. | Дочитать сказку |
97. | Мастерство Андерсена в построении сюжета и создании характеров. | Подг. к игре по сказкам Андерсена |
98. | Урок-игра по сказкам Андерсена. | Прочит. «Тома Сойера» |
99 | М.Твен. Герои и события повести «Приключения Тома Сойера» | Том и Сид, *пересказ эпизода «Игра Тома и Джеда в Робин Гуда» |
100 | Тема дружбы и мечты в повести М.Твена «Приключения Тома Сойера» | Письменная работа |
101 | Мастерство писателя в построении занимательного сюжета и в создании характеров (по повести «Приключения Тома Сойера») | Прочит. «Сказание о Кише» |
102 | Д.Лондон. «Сказание о Кише»- повествование о нравственном взрослении подростка. | Художественный пересказ |
103 | Характер мальчика – опора в труднейших жизненных обстоятельствах. | В.4.стр.280 |
104 | Мастерство Джека Лондона в поэтическом изображении северного народа. | Подг. к заключительному уроку-игре |
105 | Игра «Знатоки литературы» | Список литературы для летнего чтения |
Предварительный просмотр:
Диалог культур на уроках русского языка и литературы.
Суркова Наталья Викторовна,
г. Нижнекамск
Многонациональный народ нашей республики вступил в последнее десятилетие ХХ века, провозгласив Декларацию о государственном суверенитете, приняв новую Конституцию республики, Закон РТ «Об образовании», Закон «О языках народов Республики Татарстан»; в котором татарский и русский языки получили статус государственных. В «Государственной программе Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию языков народов Республики Татарстан» были намечены новые задачи и цели развития национального образования в республике, предусматривающие национальное согласие, гарантии и права народов, населяющих нашу республику, на образование, право обучения в школе на родном языке. В школах Республики Татарстан изучаются, как правило, русский, татарский и один из иностранных языков. Формирование толерантной личности, уважение к языкам, культуре, стремление познать их – главная цель образовательного процесса.
В нашей гимназии обучаются представители 10 национальностей. С учётом задач развития национальной культуры строится и методика отбора и подачи языкового материала на уроках русского языка и литературы. Одной из основных задач является пробуждение интереса к изучению не только русского языка, но и родного, а также стремление овладеть языками. Большую значимость в осознании грамматических закономерностей русского языка показывают знания учащегося по грамматике родного языка, единые речевые механизмы говорения, чтения и письма. Однако, сопоставление с родным языком - средство для решения основных задач.
Как же решают эти задачи учителя русского языка и литературы? Конечно, невозможно проводить сопоставительный анализ языков на каждом уроке, поэтому мы тщательно отбираем интересный, на наш взгляд, материал, и дозировано даём его во время урока. Мы тесно сотрудничаем с учителями татарского языка, периодически проводим интегрированные уроки, у нас рождаются совместные проекты: научно-исследовательская работа по русскому языку «Происхождение и образование русских и татарских фамилий» (работа получила 1 место в Республиканской научно-исследовательской конференции «Я – исследователь»), «Структура простого предложения в русском и татарском языках». Непосредственно на уроках мы сравниваем фразеологизмы обоих языков, говорим о грамматическом строе речи. Так, на уроке русского языка в 5 классе «Род имён существительных» мы работали над тем, для чего нужно уметь определять род имён существительных. Вот в английском языке, например, существительное не имеет грамматического окончания рода. Для этой цели используются другие средства: she или he только тогда, когда говорим о людях: My brother is a doctor. = He is a doctor. My sister is a doctor. She is a doctor. О неодушевлённых предметах или животных мы обычно говорим it: The pencil is on the table. = It is on the table. The cat is on the yard. = It is on the yard. И в татарском языке отсутствует грамматическая категория рода: принадлежность к мужскому или женскому полу выражается лексически, то есть отдельными словами: абый (брат старший), апа ( сестра старшая). Перед названиями ряда животных и птиц употребляется слово ата (самец), если они относятся к мужской особи, и слово ана (самка), если они относятся к женской особи: атак аз (гусак), анна каз (гусыня). Почему же в русском языке невозможно обойтись без категории рода? (Род имени существительного показывает, в какой форме нужно поставить прилагательное или глагол, который с ним согласуется). Такая постановка вопросов вызвала оживленный интерес детей к языкам, включило их в работу.
Русский язык выражает особенности мировосприятия русского народа. Изучая русский язык и русскую литературу, ученик сопоставляет образы русской и родной культуры. На уроках литературы учащиеся входят в специфический национальный мир другой культуры, выявляя общее в культурах двух народов. При это решается самая сложная задача: происходит переключение на другую культуру без отчуждения от родной. На уроках литературы происходит диалог культур, что позволяет расширить духовный, нравственный, эстетический опыт учащихся. В 5-6 классах диалог русской и татарской культур происходит на примере загадок, пословиц, волшебных сказок, героического эпоса русского и татарского народов. Результатом таких уроков являются работы учащихся: «Русские и татарские загадки: сходство и различия», «Герои русских и татарских народных сказок», «Богатыри в русской, татарской и чувашской литературе», «Нечистая сила в сказках», «Русские и татарские пословицы о дружбе» и др.
Литература 7-11 классов позволяет сопрягать вступающие в диалог тексты одной и той же эпохи - литературы поэтов и писателей XIX и XX веков: Пушкин А.С., Лермонтов М.Ю., Г.Тукай, Л.Н.Толстой, Солженицын А., А.Еники, И.С. Тургенев, Ф.Амирхан, М.Горький, Н.Рубцов, Р.Файзуллин. Взаимодействие русской и татарской литературы позволяет эффективнее усваивать культурные, литературные, исторические реалии той или иной эпохи нашей страны и республики в целом.
Русский язык и литература содержат огромные возможности для усвоения духовно-нравственных ценностей, сближающих народы, для воспитания и развития толерантной, гуманной личности. На уроках есть уникальная возможность установить и проследить диалогические связи русской и татарской культур, каждая из которых самодостаточна, самоценна.
Литература.
1. Газизов Р.С. Сопоставительная грамматика татарского и русского языков. Казань, 1977.
2 Закон РТ «Об образовании», Закон «О языках народов Республики Татарстан».
3. Львова С.И. Настольная книга учителя русского языка. М., ООО «Эксмо», 2007.