Трансляция опыта работы

Ерушевич Анна Викторовна

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе (УМК «Школа России»).

Тема: Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже.

Цель: уметь правильно писать безударные падежные окончания имён существительных в предложном падеже.

Планируемые результаты.

Предметные: знать особенности предложного падежа, предлоги  имён существительных в предложном падеже; уметь распознавать предложный падеж имен существительных по вопросам и предлогам; знать падежные окончания имён существительных в предложном падеже, уметь правильно писать окончания имён существительных в предложном падеже, уметь обосновывать написание падежных окончаний имён существительных.

Личностные: устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Регулятивные: формулируют тему и цели урока; прогнозируют результат, составляют алгоритм и последовательность действий; сличают способ действия и его результат с заданным эталоном.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; анализируют, сравнивают, классифицируют объекты по выделенным признакам; выстраивают логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные: с достаточной точностью и полнотой выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; участвуют в совместной деятельности; высказывают свою точку зрения, аргументируя ее, договариваются о способах решения учебной задачи,  приходят к общему решению.

Материалы: электронное приложение к учебнику; карточки с именами существительными, карточки с заданиями для групп, карточки для составления кластера «Предложный падеж», карточка с пословицей, индивидуальные QR-карты для опроса в системе Plickers.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Организа-

ционный момент.

эмоциональный настрой;

-проверка готовности к уроку.

-Ребята, нам предстоит сегодня интересная работа.  Я желаю вам успеха!

Проверьте готовность к уроку. Нам потребуются учебник, тетрадь, пенал с письменными принадлежностями.

Проверяют готовность к уроку.

II. Актуализация знаний.

-работа с пословицей;

-пальчиковая гимнастика;

-словарная работа;

-постановка проблемы урока;

-постановка темы и цели урока;

-Ребята, сегодня я хочу подарить вам свою любимую пословицу: «Не говори, чему учился, а говори, что узнал» (карточка на доске).

– Как вы понимаете значение пословицы?

Я предлагаю вам попробовать себя в качестве ученых-лингвистов, то есть ученых, которые исследуют объекты русского языка. Что за объекты мы будем изучать, вы узнаете чуть позже. А я желаю вам на уроке быть внимательными, дружными, активными, чтобы у нас все получилось.

-Для того чтобы нам красиво писать, давайте подготовим нашу руку.

Упражнение «Колечко».

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.

 -А теперь откройте тетради, запишите число, «Классная работа».

На доске обозначены три столбика: родительный, дательный, винительный падежи. У каждого ученика карточка с одним из словарных слов:

до ..нваря, к д..кабрю, из с..р..бра, по адр..су, к ..вце, на ..ллею, на в..кзал, по к..л..ндарю, за г..р..зонт, по х..зяйству, про ф..вр..ль, через мес..ц, без ..нж..нера, у п..йзажа, про ..гр..нома, к хл..б..робу, о м..роз..

- Какие слова у вас на карточках? Как называется орфограмма в этих словах?

- Какое задание можно предложить вам выполнить?

- Впишите на карточке пропущенную букву и прикрепите на доске свою карточку в столбик в соответствии с падежом имени существительного.

-Как вы определяли падеж имен существительных?

Проверка выполненного задания.

Р.п.                                Д.п.                          В.п.

до января                    к декабрю                  за горизонт

из серебра                   по календарю            про февраль

к овце                          по хозяйству             через месяц

без инженера               по адресу                  про агронома

у пейзажа                     к хлеборобу             на аллею

                                                                      на вокзал

-Ребята, у меня осталась еще одна карточка с именем существительным. Помогите мне ее определить в один из столбиков (о морозе).

- Скажите, можем ли мы вставить все пропущенные орфограммы в этом слове?

-Кто может назвать тему нашего урока?

-Какую цель и задачи мы сегодня поставим перед собой?

Читают пословицу и высказывают свои рассуждения о том, что она означает.

Выполняют в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке.

-Это словарные слова. Орфограмма – безударная гласная в корне слова, не проверяемая ударением.

- Вставить пропущенную орфограмму. Сгруппировать слова по падежам.

Распределяют имена существительные по группам.

-По вопросам и предлогам.

- Это имя существительное нельзя определить ни в один из столбиков, потому что оно стоит в предложном падеже.

-Безударную гласную в корне слова вставить можем – это словарное слово. А безударную гласную в окончании – не можем, потому что мы еще не изучали, как писать безударные окончания у имен существительных в предложном падеже.

Предложный падеж.

Цель: научится писать безударные окончания имен существительных в предложном падеже.

Задачи: уметь определять предложный падеж по вопросам и предлогам, узнать, какие окончания имеют имена существительные 1, 2 и 3 склонения в предложном падеже.

III. Работа по теме урока.

Для того чтобы решить поставленные задачи, проведем исследование имен существительных в предложном падеже. Исследование будем проводить в группах.

Объект исследования

Результат

Падежные и смысловые вопросы П.п.

Окончания имен существительных в П.п.

Предлоги имен существительных в П.п.

Роль в предложении имен существительных в П.п

Задание для 1-й группы:

Определите падежные и смысловые вопросы существительных в предложном падеже.

 На улице, дома,

          в общественном месте, 

Будь вежлив со старшими,

                        помни о чести. 

В театре, в трамвае,

                  в читальне, в кино 

Веди себя скромно,

                     прилично, умно. 

Задание для 2-й группы:

– Определите склонение   существительных в предложном падеже, выделите окончания и заполните таблицу:

На морозе,  в долине, о капризе,   в доме, на поляне,  на солнышке,   о квартире,   в печи, в тишине, о ночи, на сирени. 

Задание для 3-й группы:

– Выпишите  предлоги у существительных в предложном падеже.

Дети поют песню о Родине. На стебельке осоки сидела стрекоза. В небе раздалась песня жаворонка. При солнышке тепло, при матери добро.

Задание для 4-й группы:

– Разберите по членам предложений предложения и скажите, каким членом предложения являются существительные в предложном падеже.

Снег – на крыше, на крылечке.

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки,

В небо дым идет столбом.

  1. Заполнение таблицы.

Каждая группа отчитывается о проделанной работе, заполняя таблицу:

Объект исследования

Результат

 Падежные и смысловые вопросы П.п.

О ком, о чём, где

Окончания имен существительных в П.п.

1скл. 

2скл.

3 скл.

 - е

- е        

    - и

Предлоги имен существительных в П.п.

О, об, в, на, при

Роль в предложении имен существительных в П.п

Второстепенный член предложения

-Давайте сравним таблицу, составленную нами с таблицей, данной в учебнике на стр.121.

Работа по учебнику стр. 121 упр. 228.

-Прочитайте стихотворение.

-Найдите в первом предложении имя существительное в предложном падеже.

-Запишите имя существительное с предлогом, выделите окончание, поставьте ударение.

-Нужно ли проверять это окончание?

-В скобках запишите склонение имени существительного.

На земле (1 скл.), в берлоге (1 скл.), в дупле (2 скл.), в серебре (2 скл.), в постели (3 скл.), в трубе (1 скл.).

-С именами существительными в предложном падеже употребляются предлоги о или об. Послушайте информацию о том, в каких случаях употребляется предлог о, а в каких – об.

Электронное приложение к учебнику.

-Эта же информация есть у вас в учебнике на стр. 122.

 

Работают в группах.

1 группа

О ком? О чём? Где?

2 группа заполняет таблицу.

1скл. 

2скл.

3 скл.

 - е

- е        

    - и

3 группа

О, об, в, на, при

4 группа

второстепенный член предложения

На земле (1 скл.), окончание –е.

-Окончание нужно проверять, потому что оно безударное.

Учащиеся по очереди находят остальные имена существительные в предложном падеже, выписывают их и разбирают по аналогии. Один ученик выполняет на доске разбор слова (в) серебре как части речи.

Физминутка

Поиграем в игру «На арене цирка».

Я называю имя существительное. Вы должны поставить его в предложный падеж с предлогом о или об. Вы должны будете изобразить какое-либо действие, связанное с цирковым представлением. При этом, если имя существительное, которое я назвала, в предложном падеже употребляется с предлогом об, вы должны изобразить действие в паре, если с предлогом о, то движение изображает каждый самостоятельно.

Слова упр.229 стр. 122.

Ребята подходят к учителю.

Выполняют задание.

IV. Закрепление изученного материала.

-письмо под диктовку.

Работа по учебнику стр. 122 упр. 230 и электронному приложению к учебнику.

-Прочитайте стихотворение выразительно.

-Какому времени года оно посвящено?

-Что вы представили?

-Какие эпитеты, сравнения помогли вам представить утренний пейзаж?

-Объясните значение слов зардел, лазурь.

-Как вы понимаете значение слов пар белеет тонкий?

-Назовите пропущенные буквы в окончаниях имен существительных, объясните их написание.

-Задайте смысловой вопрос к именам существительным в предложном падеже. Какое дополнительное значение придает им данная падежная форма?

-Послушайте текст. Озаглавьте.

-Запишите себе тот, который понравился больше всего.

Солнце осветило поляну тусклым светом. Над поляной кружился хоровод снежинок. Елочки дремали. Снег осыпался с лохматых лап, а бездельник ветер сметал его с верхушек.

-Стихотворение посвящено весне.

-Темный лес, зардел, пар белеет тонкий, раннюю песню, в лазури, жаворонок звонкий.

-Над долиной лежит туман тонким слоем, он похож на пар.

- На солнце (П. п., 2 скл., можно проверить словом на столе)

В долине (П. п., 1 скл., можно проверить словом на земле)

В лазури (П. п., 3 скл., можно проверить словом в степи)

- Смысловой вопрос предложного падежа где? Данная падежная форма придает существительным дополнительное значение места.

-В древнерусском языке этот падеж так и назывался местный. Это уже позже, в 18-м веке, М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка.

Варианты заголовков предлагают учащиеся. Учитель записывает 2-3из них на доске: Зимняя картина. Зима. Зима-волшебница.

Записывают под диктовку. Проверка (выбрать тетрадь одного из учеников, поместить ее под документ-камеру).

V. Рефлексия,

подведение итогов.

-домашнее задание.

Вспомните, какую цель мы ставили сегодня на уроке?

Удалось ли нам достигнуть поставленной цели?

Рефлексия проводится с помощью системы опроса Plickers.

Детям предлагаются вопросы с вариантами ответов.

1. С именами существительными в предложном падеже не употребляется предлог:

а) без                            в) на

б) в                               г) о

2. В предложном падеже окончание –е пишется в именах существительных:

а) 2 и 3 склонения                  в) 1 и 2 склонения

б) 1 и 3 склонения                  г) 1, 2 и 3 склонения

3. Окончание –е пишется в слове:

а) в тетрад..                            в) о матер..

б) на площад..                        г) в календар..

4. Я умею правильно писать безударные окончания имен существительных в предложном падеже.

а) да            б) нет

5. Выбери высказывание, которое определяет твою работу на уроке.

а) своей работой на уроке я доволен  (довольна)

б) задания были сложными, но я справился (справилась)

в) я активно работал (работала) на уроке

г) мне нужна помощь

Стр. 123 упр. 231.

-Мы должны были научиться писать безударные окончания имен существительных в предложном падеже.

Отвечают на вопросы, сверяют свой ответ с правильным (отображается на доске, после того, как все ответы считаны)

Оценивают свою работу на уроке.



Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3 классе

Тема: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане,  о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди». Работа над содержанием первой части сказки.

Цель: продолжить работу над сказкой А. С. Пушкина, развитие устной речи учащихся, их фантазии и творческого мышления через анализ первой части сказки; развивать умение выразительного чтения и умение анализировать произведение.

Планируемые результаты.

Методы: проблемный диалог, наглядно-иллюстративный, практическая работа.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Организационный момент.

-эмоциональный настрой;

-проверка готовности к уроку.

Читая Пушкина, я вижу

Картины милой старины,

И перед взором возникают

Виденья, сказочные сны.

На прошлом уроке мы работали над содержанием последней части сказки А. С. Пушкина.

Дома вы отвечали на вопросы к сказке. Ответы на эти вопросы помогут нам сегодня на уроке.

Мила

Чтоб не грустить в пору ненастья,

Чтобы не слышать ветра стон,

В мир сказок Пушкин возвратился,

Которым был всегда пленен.

Всеволод

И на просторах русских, снежных,

Очарования полна,

Вдруг шамаханская царица,

Как солнце вышла из шатра

Дима

Вот лебедь поступью неслышной,

В красу-девицу обратясь,

Подходит к князю, и царевну

На танец приглашает князь.

Дети вспоминают или находят в учебнике полное название сказки  А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане,  о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди».

Познавательные УУД: Поиск нужной информации,   построение правильного  речевого высказывания.

Коммуникативные УУД: Определять и высказывать свою точку зрения.

II. Актуализация знаний.

-постановка темы урока, определение цели урока

- Прочитайте тему урока (слайд 2).

- Сформулируйте основные задачи урока.

Осознают мотивы достижения и социального признания (личностное УУД).

Формулируют познавательную цель (метапредметное познавательное УУД).

III. Работа по теме урока.

-решение проблемной задачи (исследовательская работа)

Слайд 3.

Прочитайте Высказывание С. Я. Маршака.

«Пушкинская сказка – наследница сказки народной».

-Нам с вами необходимо подтвердить или опровергнуть высказывание С.Я Маршака.

Для этого мы проведем исследование. Работать будем в группах. Каждая группа получает задание. На выполнение задания у вас есть 3 минуты (приложение 1).

Представление результата работы групп.

Народные  слова и выражения. (Но жена не рукавица, с белой ручки не стряхнешь и за пояс не заткнешь. В путь-дорогу собирался. На море, на окияне…)

Какой вывод можем сделать, проведя исследовательскую работу?

Скажите, а чем сказка Пушкина отличается от народной сказки?

В  народной  сказке  ведётся  повествование  без  отношения  к  героям  и  событиям.  В  литературном  произведении  присутствует  оценка  героев  и  их  поступков.

Автор  использует  не  только  фольклорные  эпитеты,  такие  как  белая  Лебедь,  могучий  царь,  сильный  царь,  но  и  придумывает  новые,  выражающие  отношение  автора  к  герою:  славный  царь,  хмельной  гонец,  Лебедь  бедняжка.

В  русских  народных  сказках,  добрых  сказках  обычно  счастливый  конец.  И  в  течение  всего  повествования  мы  ждём,  когда  же  восторжествует  справедливость,  зло  будет  наказано  в  литературной  сказке.  В  сказке  А.С.  Пушкина  князь  Гвидон  ранит  коршуна  в  шею,  превратившись  в  комара,  муху,  шмеля,  укусил  и  ужалил  ткачиху,  повариху,  сватью  бабу  Бабариху.  Но  интересно  то,  что  царь  Салтан  помиловал  повариху,  ткачиху  и  сватью  бабу  Бабариху.  Он  не  стал  их .  И  это  нас  наводит  на  мысль.  Зло  всегда  есть,  от  него  никуда  не  уйти  в  реальной  жизни.  Зависть,  алчность,  лживость  —  это  пороки,  за  которые  расплачивается  сам  человек.

Русская  народная  сказка  учит  нас  что,  хорошо  и  что  плохо,  что  человеку  воздастся  за  его  доброту,  героизм,  милосердие,  прощение.  Сказка  А.С.  Пушкина  не  только  учит,  но  и  позволяет  глубоко  задуматься,  поразмышлять  о  жизни  человека,  его  смысле  существования  в  этом  мире.  Потому  что  в  этой  сказке  много  моментов  из  реальной  жизни.

Приведём  примеры.  Описание  пейзажа  поэтом:  «В  синем  небе  звёзды  блещут,  в  синем  море  волны  хлещут…».  А  как  Гвидон  делал  лук  для  охоты?  Всё  реально,  даже  шнурок  берётся  не  из  ниоткуда,  а  с  креста  на  шее.  Конечно,  князю  Гвидону  помогает  Царевна  Лебедь  за  своё  освобождение,  но  счастливая  развязка  в  сказке  происходит  благодаря  личным  качествам  главного  героя,  его  широте  души,  любви  к  отцу.  И  эта  связь  с  реальной  жизнью  отличает  сказку  А.С.  Пушкина  от  русских  народных  сказок.

В  литературной  сказке  можно  вести  диалог  с  автором.  Этот  диалог  позволяет  проследить  личность  самого  поэта,  его  отношение  к  своим  героям  просто  завораживает.  Такое  трепетное  отношение  князя  Гвидона  к  своей  матери,  прощение  Гвидоном  своего  отца  Салтана.  Уважение  и  любовь  к  родителям  являются  неоспоримыми  истинами  жизни  человека.  А  тема  любви  Гвидона  и  Царевны  Лебеди  так  привлекательна  и  понятна  любому  человеку.  Автор  через  героев  делится  с  нами  своими  мыслями,  чувствами,  эмоциями.  И  это  вызывает  ответный  отклик  у  читателя,  необычайный  интерес  к  этому  диалогу.

1 группа

Выпишите устаревшие слова, которые употребляются в сказке (стр. 92-96).

Объясните, с какой целью А.С. Пушкин включил так много устаревших слов в сказку.

2 группа

Какие признаки сближают сказку А. С. Пушкина с народной?

Обратите внимание на троекратные повторы.

3 группа

Какие признаки сближают сказку А. С. Пушкина с народной? Обратите внимание на: зачин, концовку, волшебных помощников.

1 группа зачитывает устаревшие слова, делает вывод.

Можем сделать вывод, что А. С. Пушкин писал свои сказки простым народным языком, что делает его сказки очень близкими народным.

2 и 3 группа

В сказках Пушкина, как и в народных сказках есть зачин, концовка, повторяемость событий, есть волшебные помощники.

Сказка Пушкина – наследница сказки народной.

Литературная  сказка  написана  в  стихах,  народная  —  в  прозе,  что  ближе  к  устному  творчеству.

Физминутка

Композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков (Слайд 4) написал музыку к этой сказке. Замечательный русский композитор в 1899 году, когда Россия отмечала 100-летие со дня рождения А.С.Пушкина, написал оперу «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

- Сейчас послушаем отрывок из оперы «Полёт шмеля» и немного отдохнём.

- Закройте глаза, откиньтесь на спинку стула и с закрытыми глазами последите за полётом шмеля. Это поможет расслабиться.

-Какая это музыка?

Какое чувство рождает?

-Гудящая, шмелиная, жужжащая.

- Ликование, радость.

Профилактика утомления.

- Назовите главных действующих лиц сказки.

Слайд 5. Распределите героев сказки на группы.

Работа в группах (приложение 2).

- Обсудите в группах, какие человеческие качества проявляют главные герои сказки.

   

А.С.Пушкин назвал свое произведение  «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

- Каким представляет в  названии Пушкин князя Гвидона?     Оправдывает ли князь Гвидон это звание?

Докажите своё мнение примерами из текста.  Слайд 6.

  1. Рос не по дням, а по часам. Так обыкновенный ребенок не может, только богатырь.

2. Управляет силами природы. Смог подчинить себе волну.

3. Спас от смерти Лебедь, не пожалел единственной стрелы.

Составление характеристики князя Гвидона. (Слайд 4)

-Какие ещё черты характера открываются нам  в поступках князя Гвидона?

- А как он относится к своим родителям?

- Что побуждает князя Гвидона завести столько чудес в своем княжестве? Жадность, хвастовство или что-то другое?

-Как вы думаете, почему царевна Лебедь помогает князю Гвидону и исполняет все его желания?

Царь Салтан, царица-мать, Гвидон, царевна Лебедь, ткачиха, повариха

1 группа: ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха.

2 группа: царь Салтан, царица-мать.  

3 группа: Гвидон, царевна Лебедь.

Группы представляют результат своей работы.

Славный и могучий богатырь.

«и растет ребенок там

не по дня, а по часам»

«Ты, волна  моя, волна!

Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли –

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу!»

Дети делают выводы о душевных качествах князя  Гвидона.

Князь Гвидон очень добрый, он защищает слабых, не жалеет своей единственной стрелы для спасения Царевны Лебеди. Гвидон уважает и очень любит свою мать, просит у нее благословения на княжение и на свадьбу. Ему важно одобрение матери, ее поддержка.

Он хочет увидеть своего отца, чудесами заманить в гости к себе на остров.

В благодарность за спасение своей жизни царевна Лебедь исполняет все желания князя. Она его жалеет и сочувствует, пытается во всем помочь.

Физкультминутка

Изобразите:

• Волны на море.

• Князь Гвидон натягивает лук и пускает стрелу.

• Лебедь – гордая осанка, красивая шея – превращается в царевну.

• Царевна Лебедь обрызгала водой Гвидона.

• Гвидон уменьшился до комара, полетел на корабль и в щель забился.

Ты, волна  моя, волна!

Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли –

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу!

Но как раз стрела запела

В шею коршуна задела…

Тут она, взмахнув крылами,

Полетела над волнами

И на берег с высоты

Опустилася в кусты.

Встрепенулась, отряхнулась

И царевной обернулась…

И крылами замахала,

Воду с шумом расплескала

И обрызгала его…

Тут он в точку уменьшился,

Комаром оборотился,

Полетел и запищал…

- Как А. С. Пушкин характеризует в названии сказки царевну Лебедь? Какой вы представляете себе царевну Лебедь? Докажите примерами из сказки. Составление характеристики царевны Лебедь. Слайд 7.

Вспомните, что стало причиной несчастий князя Гвидона и его матери?

Как были наказаны завистницы?

- Ребята, как вы думаете, зачем художники придумывают различные иллюстрации к сказкам?

- Вы тоже очень хорошо поработали художниками-иллюстраторами. Посмотрите на выставку ваших иллюстраций.

Причиной всех несчастий стала зависть и злоба родных сестер. Добрый царь Салтан не стал их наказывать, а просто отпустил.

Иллюстрации помогают лучше представить то время, в котором жили сказочные герои Пушкина

V. Рефлексия, подведение итогов.

- Чему учит сказка А.С.Пушкина?

- Вот и подошёл к концу наш урок.

Удалось ли нам добиться поставленных целей?

А закончить наш урок я хочу стихами поэта Алифиренко.

    Люблю я Пушкина творенья,

    И это вовсе не секрет.

    Его поэм, стихотворений

    Прекрасней не было и нет!

    С мальства его читаем сказки,

    В них жар души, природы краски.

    Добро цветёт в них, злоба чахнет.

    В них русский дух, в них Русью пахнет!

    За Пушкина Руси спасибо

   От имени всего народа!

   Ведь мы стихи его читаем

   Как он писал – без перевода.

Сказка учит нас тому, что нужно любить и беречь своих близких. Зависть,  алчность,  лживость  —  это  пороки,  за  которые  расплачивается  сам  человек. Человеку  воздастся  за  его  доброту,  героизм,  милосердие,  прощение.  Сказка  А.С.  Пушкина  не  только  учит,  но  и  позволяет  глубоко  задуматься,  поразмышлять  о  жизни  человека,  его  смысле  существования  в  этом  мире. Уважение  и  любовь  к  родителям  являются  неоспоримыми  истинами  жизни  человека.

Мы доказали, что сказка Пушкина является наследницей народной сказки.

Определили положительных и отрицательных персонажей сказки, составили характеристику главных героев сказки.

Домашнее задание

Выучить отрывок из сказки.

Приложение 1

Группа 1.

Выпишите устаревшие слова, которые употребляются в сказке (стр. 92 – 96). Объясните, с какой целью А.С. Пушкин включил так много устаревших слов в сказку.


Группа 2.

Какие признаки сближают сказку А. С. Пушкина с народной?

Как Пушкин в своей сказке использует троекратные повторы? Перечислите их.

1. Три девицы.

2. Три чуда.


Группа 3.

Какие признаки сближают сказку А. С. Пушкина с народной? Обратите внимание на: зачин, концовку, волшебных помощников.

Зачин

Концовка

Волшебные помощники


Приложение 2

1 группа

Характеристика ткачихи, поварихи, сватьи бабы Бабарихи.

Подчеркните характерные черты этих персонажей.

Завистливая, злая, обидчивая, злопамятная, коварная, жестокая, мстительная, эгоистичная.


2 группа

Характеристика царя Салтана.

Подчеркните характерные черты этого персонажа.

Завистливая, настоящий воин, злая, мужественный, обидчивая, злопамятная, сильный, добрый, коварная, незлопамятный, доверчивый, жестокая, умеет прощать, мстительная, эгоистичная.

Характеристика царицы-матери.

Подчеркните характерные черты этого персонажа.

Завистливая, добрая, злая, мужественный, обидчивая, честная, злопамятная, терпеливая, сильный, добросердечная, коварная, доверчивый, жестокая, мстительная, эгоистичная.


3 группа

Характеристика князя Гвидона.

Подчеркните характерные черты этого персонажа.

Завистливая, сильный, злая, смелый, обидчивая, злопамятная, защищает слабых, справедливо правит городом, коварная, гостеприимно встречает купцов, любит родителей, жестокая.

Характеристика царевны Лебедь.

Подчеркните характерные черты этого персонажа.

Завистливая, рассудительная, злая, добрая, мудрая, злопамятная,  коварная, доверчивый, мстительная, прекрасная волшебница, эгоистичная.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира во 2 классе (УМК «Школа России»)

Тема: Водные богатства.

Цель: создать условия для формирования у детей первоначальных представлений  о водных богатствах нашей планеты, родного края.

Планируемые результаты.

Предметные: узнают, что составляет водные богатства нашей планеты; рассказывают по схеме о частях реки; находят на карте реки, озера и моря; находят на карте округа водоемы родного края.

Личностные: имеют представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к природе.

Метапредметные.

Регулятивные: понимают и принимают учебную задачу, сформулированную совместно с учителем; оценивают себя, выделяя и осознавая то, что уже усвоено и что нужно усвоить; выделяют из темы урока известные и неизвестные знания и умения.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; наблюдают, делают выводы, обобщают, анализируют; проводят несложные исследования.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; строят понятные для партнёра высказывания; договариваются и приходят к общему решению при выполнении заданий; понимают и принимают задачу совместной работы (парной, групповой).

Материалы: презентация, глобус, физическая карта России, карта ХМАО, онлайн-тест, карточки с QR-кодом на каждого ученика, карточки с заданиями для групп, цветные карандаши, фломастеры для 3 группы, видеофильм об озере Байкал.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

I.Организа-

ционный момент.

эмоциональный настрой;

-проверка готовности к уроку.

Обратить внимание, что на урок пришли гости. Поприветствовать гостей. Пожелать интересной и плодотворной работы на уроке.

-На сегодня я дарю вам пословицу (на доске).

Приветствуют гостей.

Проверяют готовность к уроку.

Самостоятельно организуют свое рабочее место (метапредметные регулятивные УУД).

II. Актуализация знаний.

-проверка домашнего задания;

-постановка темы урока, определение цели урока.

-Вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке?

-Какие формы земной поверхности вы знаете?

-Что представляет собой поверхность нашего края? (Западно-Сибирская равнина).

-Для того, чтобы проверить, все ли вы поняли по теме «Формы земной поверхности», выполним тест. Приготовьте карточки с QR-кодом. Вспомните правила работы с ними.

-Как обозначены на карте различные формы земной поверхности?

-Какого цвета больше всего на глобусе?

-Что обозначено голубым цветом?

-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

-Тема нашего урока – «Водные богатства». Как вы считаете, почему воду назвали богатством?

-Как вы думаете, какие задачи мы поставим сегодня на уроке? Мы сказали, что тема нашего урока – «Водные богатства». Знаем ли мы, что включает в себя это понятие, какие водоемы составляют это богатство? Сформулируйте задачу.

-Самая главная ценность – это пресная вода. Ее запасы в основном содержаться в реках. А знаете ли вы, как рождаются реки? А из каких частей состоит река? Сформулируйте вторую задачу урока.

-Откройте учебник на стр. 82, проверьте, правильно ли мы сформулировали учебные задачи.

-О формах земной поверхности.

-Равнины, горы, холмы, овраги.

-Равнина.

-Горы – коричневым, равнины – зеленым.

-Голубым обозначены различные водоемы. Водоемы составляют 70% поверхности земного шара.

-Вода – это ценность, особенно чистая вода, запасы которой ограничены.

-Узнаем, что составляет водные богатства планеты.

-Узнаем, из каких частей состоит река.

Оценивают себя, выделяя и осознавая то, что уже усвоено и что нужно усвоить (метапредметные регулятивные УУД).

Участвуют в диалоге; строят понятные для партнёра высказывания (метапредметные коммуникативные УУД).

Формулируют познавательную цель (метапредметные познавательные УУД).

Понимают и принимают учебную задачу, сформулированную совместно с учителем

метапредметные регулятивные УУД).

III. Работа по теме урока.

-зрительная гимнастика

-Объясните значение слов «естественный» и «искусственный».

Назовите водоемы, которые вы знаете (слайд 2 – открыть надписи).

-Как вы думаете, почему надписи на слайде разного цвета?

-Я предлагаю вам разделить эти водоемы на две группы. Вы будете работать в паре (проговорить правила работы в паре). Откройте рабочие тетради на стр. 51, задание №1. На его выполнение я даю вам 3 минуты.

Пара, которая первая выполнит задание, выходит к доске и выполняет его на слайде (ИД).

-Так что же составляют водные богатства нашей планеты? Какое происхождение они имеют?

Прочитайте описание, догадайтесь, о каком водоеме идет речь. Можно посоветоваться в паре.

Слайд 3-8.

- Задумывались ли вы когда-нибудь над таким вопросом: откуда и куда текут реки?

- Закройте глаза, послушайте сказку, представьте то, о чем в ней говорится, и подумайте над вопросом: как образуются реки?

Два шумливых ручейка

Лезут под ноги прохожим:

«Где река? Где река?

Мы бежим издалека»

Отвечает им народ-

«Дальше, милые, вперёд»

Разговаривая звонко

Мчатся наперегонки…

Вдруг пред ними водоём

Отразилось солнце в нём.

Подбегают к водоёму

Два весёлых ручейка,

Говорит один другому:

«Это вовсе не река.

Попадешь сюда на горе,

Не увидишь сине море –

Здесь стоячая вода,

Мне не хочется сюда».

Оба в сторону метнулись

И... нечаянно столкнулись,

И слились в один ручей.

Стал он больше и бойчей.

И опять бегут вперед.

Вправо, влево поворот...

Вдруг навстречу выбегает

Ручеёк из-под ворот.

«Где река? Где река?» -

Слышен голос ручейка.

«Сами ищем. Сами ищем.

Не нашли ещё пока.

Слейся с нами - так втроём

Мы её быстрей найдём».

Вместе наши ручейки

Мчатся к берегу реки,

Трое - все в одном потоке,

Словно давние дружки.

«Разыскали, пострелята»,

Улыбается река.

И нырнули вглубь куда-то

Три весёлых ручейка.

И другие мчатся с кручи,

Чтобы стать рекой могучей.

-Откройте глаза, поморгайте. Посмотрите глазами вверх - прямо - поморгать, вниз - прямо – поморгать, вправо - прямо – поморгать, влево - прямо – поморгать. Зажмурится. Открыть глаза поморгать.

- Как же образуется река?

- Чтобы река не исчезла, в неё всё время должна поступать вода. Откуда может поступать вода?

- Мы уже говорили о ручьях и родниках.  Ещё вода бежит в реку  весной, когда тает снег. С весны, по осень идут дожди, которые  пополняют запасы воды в реках.

- Внимательно рассмотрим на схеме части реки в учебнике на стр 83.

- Место, где река берёт начало, называется истоком. Таким истоком может быть ручей или лесной родник, бьющий из-под земли. Место, где река заканчивается, называется устье. Устье место, где река впадает в другую реку, в озеро или море. Углубление в земле, по которому течёт река, называется русло реки. У реки есть два берега. Если смотреть в сторону течения реки, то справа будет  правый берег, а слева - левый.

- Бывает так, что две реки сливаются в одну. Тогда говорят, что одна река впадает в другую. Река, которая впадает, называется притоком, она как бы притекает к большей, более длинной реке. Та река, в которую втекает приток, становится  полноводной. Но на своём пути эта река сама может стать притоком, если встретит более длинную реку.

- Покажите на схеме все части реки. Назовите их. (Слайд 9).

«Естественный» - значит, созданный природой, «искусственный» - созданный человеком.

-Одни обозначают искусственные водоемы, другие – естественные.

Самопроверка.

Делают вывод.

Дети вставляют нужное слово в текст на ИД.

- Текут ручьи из разных мест, объединяются и постепенно сливаются в большую полноводную реку.

 

Высказывания детей.

Находят на схеме части реки, называют их.

На слайде составляют схему реки.

Принимают задачу парной работы (метапредметные коммуникативные УУД).

Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности (метапредметные коммуникативные УУД).

Знают, что составляет водные богатства нашей планеты (предметные результаты).

Осуществляют поиск необходимой информации (метапредметное познавательное УУД).

Наблюдают, делают выводы, анализируют (метапредметное познавательное УУД).

Снятие зрительного напряжения.

Осуществляют поиск необходимой информации (метапредметное познавательное УУД).

Рассказывают по схеме о частях реки (предметные результаты)

Физминутка

 -А сейчас мы все будем ручейками, которые ищут реку.

1 ряд – ручейки, которые стекают с гор, образуют реку, которая впадает в море.

2 ряд – ручейки, которые берут свое начало в болоте, образуют реку, которая впадает в реку из ребят первого ряда справа.

3 ряд – ручейки, которые берут свое начало в подземных источниках, образуют реку, которая впадает в реку из ребят первого ряда слева.

Задания:

-Поднимите руки дети, которые образуют правый приток основной реки.

-Присядьте те дети, которые образуют левый приток основной реки.

-Поднимите руку, которая укажет левый (правый) берег реки.

-Подпрыгни тот, кто находится в устье реки.

-Присядь тот, кто является истоком реки.

-Изобразим течение реки (приседают по очереди «от устья к истоку»).

Дети выстраиваются в реку лицом «по течению».

Выполняют задания.

Профилактика утомления.

IV.Закрепление знаний.

 -А сейчас я предлагаю вам работу в группах (приложение 1). На выполнение заданий я даю вам 6 минут.

1 группа. На физической карте России найдите крупные реки, озера и моря нашей страны. Запишите в таблицу.

2 группа. На карте Ханты-Мансийского автономного округа найдите крупные реки и озера нашего края. Запишите в таблицу.

3 группа. Придумайте и нарисуйте знак, который обозначает «Берегите воду». Используйте любой слоган: «Закрути потуже кран, чтоб не вытек океан», «Берегите воду – источник жизни», «Человек, береги воду! Она нужна не только тебе», «Люди, не будьте беспечны! Запасы воды не бесконечны!»

-Мы сказали, что вода – это наше богатство. Скажите, нужно ли его беречь? Почему?

-Наша творческая группа подготовила нам символ бережного отношения к водным ресурсам.

-Скажите, что мы можем сделать, чтобы сберечь водные ресурсы нашей планеты?

Класс делится на три группы. Каждая группа выбирает командира. Командир получает задание для группы.

Презентация выполненных заданий. Выбрать 1-2 участников группы для представления работы.

Презентация задания 3 группы.

Ответы детей.

Осуществляют поиск необходимой информации; наблюдают, делают выводы, обобщают (метапредметное познавательное УУД).

Договариваются и приходят к общему решению при выполнении заданий; понимают и принимают задачу совместной групповой работы (метапредметные коммуникативные УУД).

Имеют представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к природе (личностные результаты).

V. Рефлексия, подведение итогов.

-домашнее задание.

- Вспомните, какие задачи мы поставили перед собой сегодня на уроке?

- Все ли задачи урока мы выполнили?

- О чём захотелось узнать побольше?

-Все ли удалось вам на уроке?

-Какое задание было трудным?

Учебник стр. 82-85, рабочая тетрадь стр. 51-52.

И пока вы записываете домашнее задание, я хочу подарить вам видео об одном из семи чудес России – озере Байкал.

-Я всех благодарю за хорошую работу. Урок окончен.

Высказывают свои впечатления.

Удерживают познавательную цель (метапредметное познавательное УУД).

Оценивают себя, выделяя и осознавая то, что уже усвоено и что нужно усвоить. (метапредметное регулятивное УУД).


Приложение 1

Задания для групп

1 группа

На карте Ханты-Мансийского автономного округа найдите крупные реки и озера нашего края. Запишите в таблицу.

Моря

Реки

Озёра

2 группа

На карте Ханты-Мансийского автономного округа найдите крупные реки и озера нашего края. Запишите в таблицу.

Реки

Озёра