ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ – КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Добрый день, уважаемые коллеги. Представляю вам свой опыт работы с детьми на световом столе.
У нас в группе есть большой деревянный световой стол. Стол изготовлен своими руками. Он большой, красивый, удобный для работы. За световым столом можно работать с песком по два - три человека. Дети очень любят работать с песком!
Во время работы детей с песком я включаю "Музыку природы". Это успокаивает и настраивает ребят на плодотворное творчество.
Хранить запасы песка удобно в пластиковых бутылках, а песок, которым постоянно рисуешь (и возишь с собой), — в мешочках из плотной ткани Материалом может служить любой песок. Его нужно просеять через мелкое сито, затем, если это необходимо, промыть. Промыть песок можно в ведре. Процедуру повторять до тех пор, пока вода не станет прозрачной. Сушить песок можно на противне в духовке (если нужно срочно), просто в комнате, на подоконнике на солнце или на батарее отопления в широкой ёмкости.
Чем мельче песок, тем больше полутонов можно добиться в рисунке. Тёмный песок более контрастный. Белым песком (или мелкой солью) можно рисовать зимние пейзажи. Крупным песком — рисунки с крупными деталями.
Игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, способствует их развитию и саморазвитию. Занятия с песком снимают стресс, снижают уровень нервно-психического напряжения, поднимают настроение. Песочная терапия может использоваться для выявления тревожности, агрессивности и страхов у детей, а также для коррекции подобных отклонений.
Игры и упражнения с песком развивают коммуникативные навыки и социальную активность.
Это универсальная форма обучения, позволяющая одновременно реализовывать два направления: восстанавливать, компенсировать и корректировать глазодвигательные, зрительные и психические функции.
Рисовать песком можно как одному ребенку, так и малыми группами 2-3 человека. Игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, способствует их развитию и саморазвитию. Занятия с песком снимают стресс, снижают уровень нервно-психического напряжения, поднимают настроение. Песочная терапия может использоваться для выявления тревожности, агрессивности и страхов у детей, а также для коррекции подобных отклонений.
Рисование песком можно использовать как часть проводимого воспитателем комплексного занятия по любой лексической теме;
для укрепления мышц рук и разработки суставов в работе с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата (рисование песком
благотворно влияет на эмоциональное состояние, способствует снятию мышечных зажимов).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_chast.ppt | 2.8 МБ |
2_chast.ppt | 2.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Упражнение «Знакомство» Цели использования: знакомство детей с песком; снижение мышечного напряжения. Форма проведения : индивидуальная или групповая. Ребенок пропускает песок сквозь пальцы. Ребенок тонким равномерным слоем рассыпает песок по световому столу, проводит по нему пальцем, ладонью, рассматривает получившуюся яркую контрастную линию и очищает стол с помощью кисти.
Графическое изображение - оно подчеркивает главные, характерные черты объектов и опускает второстепенные, несущественные. В ходе прорисовывания контуров предмета, слежения глазами за движением пальца по песку у ребенка постепенно складываются образы предметов, формируется эмоциональное отношение к ним. Графическое изображение оказывает благотворное влияние на развитие интеллектуальной сферы. Рисование пальцами обеих рук по песку, сопровождающееся сенсорными ощущениями, способствует активной работе, как левого, так и правого полушарий, раскрепощает и гармонизирует человека. Подсветка стола, предназначенного для рисования песком, служит адекватным раздражителем для зрительного анализатора и обеспечивает комфортные условия для работы глаза при проведении коррекционных упражнений и игр, связанных с рассматриванием, поиском.
Упражнение «Цветочки» Цели использования: развитие мелкой моторики; формирование коммуникативных навыков. Форма проведения : групповая, индивидуальная. С помощью считалки выбирается ребенок, который будет «пчелой»: Пчелы в поле полетели, Зажужжали, загудели. Сядет пчелка на цветы – Мы рисуем, водишь ты! Дети рисуют песком на световом столе цветы, а «пчела» должна выбрать среди них самый красивый и аккуратный рисунок. Ребенок, изображение которого окажется наиболее удачным, становится «пчелой», и игра повторяется.
Упражнение «Что это? Для чего?» Цели использования : расширение кругозора и общей осведомленности об окружающем мире; развитие мышления, речи, мелкой моторики. Форма проведения: индивидуальная или групповая. Применение этой игры зависит от изучаемой детьми в группе лексической темы Педагог или ребенок рисует песком на световом столе контурные изображения какого-либо животного, инструмент, предмет мебели, посуды, элемент одежды и т.д. Затем просит ребят назвать изображенный им предмет, описать его форму, назначение. Можно вместе придумать необычную историю, которая произошла с этим предметом.
Упражнение «На берегу моря» Цели использования : развитие тактильной чувствительности; регуляция мышечного напряжения. Форма проведения: индивидуальная или групповая. Воспитатель предлагает представить, что он находится на берегу моря (реки): «Ты на берегу моря. Чудесный летний день, мягкий песок. Вокруг все спокойно и тихо, ты дышишь ровно и легко. Над тобой голубое небо, по которому плывут облака, на волна, далеко в море качаются парусники. С помощью расчески ребенок рисует большие, высокие волны. Просыпая песок с ладони рисует облака в небе, парусники. Обратной стороны ручки щетки проводит белые контурные линии, показывая объем парусника.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Упражнение «Сказочная страна» Цели использования: развитие познавательных процессов, воображения, мелкой моторики. Форма проведения : индивидуальная или групповая. Педагог предлагает ребенку нарисовать песком на световом столе сказочную страну, а затем вместе с ним обсуждает, что это за страна: какие существа ее населяют; какой у них характер; что они умеют делать; откуда пришли в эту страну; в каких взаимоотношениях находятся межу собой; всем ли существам хорошо в этом мире (этой стране), и если нет, то что можно сделать, чтобы им стало лучше, что можно изменить; какие события будут происходить в этой стране; что жители будут делать дальше; есть ли название у получившегося рисунка; что нравится или не нравится в рисунке, что хотелось бы изменить... Примечание . Если ребенок испытывает затруднения при составлении истории, рекомендуется использовать метод незаконченных предложений.
Упражнение «Загадки» Цели использования : развитие познавательных процессов, воображения, мелкой моторики. Форма проведения: групповая, индивидуальная. Детям предлагается отгадать предмет (животное, птицу, предмет быта и т. д.) по наводящим фразам. Например, загадан кувшин. О нем можно рассказать следующее: это предмет; применяется в быту; бывает : керамическим, стеклянным, фарфоровым, пластмассовым; в нем можно хранить: воду, соки любую жидкость. Затем дети должны, не произнося ответ вслух, нарисовать отгадку песком на световом столе. Вариант . Педагог косвенными фразами описывает какую-либо ситуацию, дети должны отгадать ее и нарисовать. Например, загадана ситуация - празднование Дня рождения. слышен смех ,звучит веселая музыка; все едят вкусный торт и наливают из …… сладкий сок.
Упражнение «Дорисуй дорожку». Цели использования: развитие воображения, мелкой моторики. Форма проведения : индивидуальная или групповая. Педагог рисует на световом столе с помощью песка круги, квадраты, треугольники , завитки и предлагает ребенку дорисовать необходимые детали так, чтобы получилось законченное изображение. Варианты: педагог предлагает ребенку продолжить начало замысловатых дорожек. Ребенок продолжает рисунок, опираясь на образец педагога.
Самостоятельное печатание букв, слов на световом столе очень нравится воспитанникам. Печатать буквы можно проводя пальцем по песку или пропуская песок с ладони.
Вывод: Рисование песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, развивает тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику, речь, произвольность внимания и память. В ходе описанных занятий дети начинают прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, получая первый опыт саморефлексии, учатся понимать самих себя и других людей.