ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ – КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Пшеничная Надежда Геннадьевна

Добрый  день, уважаемые коллеги.  Представляю вам  свой опыт работы с детьми на световом  столе.

У нас в группе есть большой  деревянный световой стол.  Стол изготовлен своими руками. Он большой, красивый, удобный для работы.  За световым столом можно  работать с песком по два - три  человека. Дети очень любят работать с песком! 

Во время работы детей с песком я включаю "Музыку природы". Это успокаивает и настраивает ребят на  плодотворное творчество.

Хранить запасы песка удобно в пластиковых бутылках, а песок, которым постоянно рисуешь (и возишь с собой), — в мешочках из плотной ткани Материалом может служить любой песок. Его нужно просеять через мелкое сито, затем, если это необходимо, промыть. Промыть песок можно в ведре. Процедуру повторять до тех пор, пока вода не станет прозрачной. Сушить песок можно на противне в духовке (если нужно срочно), просто в комнате, на подоконнике на солнце или на батарее отопления в широкой ёмкости.
Чем мельче песок, тем больше полутонов можно добиться в рисунке. Тёмный песок более контрастный. Белым песком (или мелкой солью) можно рисовать зимние пейзажи. Крупным песком — рисунки с крупными деталями.

Игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, способствует их развитию и саморазвитию. Занятия с песком снимают стресс, снижают уровень нервно-психического напряжения, поднимают настроение. Песочная терапия может использоваться для выявления тревожности, агрессивности и страхов у детей, а также для коррекции подобных отклонений.

 Игры и упражнения с песком  развивают коммуникативные навыки и социальную активность.
Это универсальная форма обучения, позволяющая одновременно реализовывать два направления: восстанавливать, компенсировать и корректировать глазодвигательные, зрительные и психические функции.
Рисовать песком можно как одному ребенку, так и малыми группами 2-3 человека. Игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, способствует их развитию и саморазвитию. Занятия с песком снимают стресс, снижают уровень нервно-психического напряжения, поднимают настроение. Песочная терапия может использоваться для выявления тревожности, агрессивности и страхов у детей, а также для коррекции подобных отклонений.
Рисование песком можно использовать как часть проводимого воспитателем комплексного занятия по любой лексической теме;

для укрепления мышц рук и разработки суставов в работе с детьми с нарушением опорно-двигательного  аппарата (рисование песком
благотворно влияет на эмоциональное состояние, способствует снятию мышечных зажимов).



 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 1_chast.ppt2.8 МБ
Office presentation icon 2_chast.ppt2.62 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Световой стол. Снизу ламповая подсветка, белый фон. Морской мелкий песок. По краям стола отсеки с природным материалом: ракушки, морские камешки, семечки.

Слайд 2

Упражнение «Знакомство» Цели использования: знакомство детей с песком; снижение мышечного напряжения. Форма проведения : индивидуальная или групповая. Ребенок пропускает песок сквозь пальцы. Ребенок тонким равномерным слоем рассыпает песок по световому столу, проводит по нему пальцем, ладонью, рассматривает получившуюся яркую контрастную линию и очищает стол с помощью кисти.

Слайд 3

Графическое изображение - оно подчеркивает главные, характерные черты объектов и опускает второстепенные, несущественные. В ходе прорисовывания контуров предмета, слежения глазами за движением пальца по песку у ребенка постепенно складываются образы предметов, формируется эмоциональное отношение к ним. Графическое изображение оказывает благотворное влияние на развитие интеллектуальной сферы. Рисование пальцами обеих рук по песку, сопровождающееся сенсорными ощущениями, способствует активной работе, как левого, так и правого полушарий, раскрепощает и гармонизирует человека. Подсветка стола, предназначенного для рисования песком, служит адекватным раздражителем для зрительного анализатора и обеспечивает комфортные условия для работы глаза при проведении коррекционных упражнений и игр, связанных с рассматриванием, поиском.

Слайд 4

Упражнение «Цветочки» Цели использования: развитие мелкой моторики; формирование коммуникативных навыков. Форма проведения : групповая, индивидуальная. С помощью считалки выбирается ребенок, который будет «пчелой»: Пчелы в поле полетели, Зажужжали, загудели. Сядет пчелка на цветы – Мы рисуем, водишь ты! Дети рисуют песком на световом столе цветы, а «пчела» должна выбрать среди них самый красивый и аккуратный рисунок. Ребенок, изображение которого окажется наиболее удачным, становится «пчелой», и игра повторяется.

Слайд 5

Упражнение «Что это? Для чего?» Цели использования : расширение кругозора и общей осведомленности об окружающем мире; развитие мышления, речи, мелкой моторики. Форма проведения: индивидуальная или групповая. Применение этой игры зависит от изучаемой детьми в группе лексической темы Педагог или ребенок рисует песком на световом столе контурные изображения какого-либо животного, инструмент, предмет мебели, посуды, элемент одежды и т.д. Затем просит ребят назвать изображенный им предмет, описать его форму, назначение. Можно вместе придумать необычную историю, которая произошла с этим предметом.

Слайд 6

Упражнение «На берегу моря» Цели использования : развитие тактильной чувствительности; регуляция мышечного напряжения. Форма проведения: индивидуальная или групповая. Воспитатель предлагает представить, что он находится на берегу моря (реки): «Ты на берегу моря. Чудесный летний день, мягкий песок. Вокруг все спокойно и тихо, ты дышишь ровно и легко. Над тобой голубое небо, по которому плывут облака, на волна, далеко в море качаются парусники. С помощью расчески ребенок рисует большие, высокие волны. Просыпая песок с ладони рисует облака в небе, парусники. Обратной стороны ручки щетки проводит белые контурные линии, показывая объем парусника.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Упражнение «Веселый - грустный - сердитый - испуганный» Цели использования: знакомство детей с основными эмоциями; обучение определению эмоционального состояния и его отражению вербально и невербально; помощь в осознании переживаемых эмоций. Форма проведения: групповая, индивидуальная. Детям предлагается нарисовать песком на световом столе животных, выражающих разные эмоции (радость, злость, испуг, обиду, удивление). Потом каждый из них по очереди рассказывает: кого он нарисовал; какое настроение у нарисованной птицы, животного; что оно чувствует; что с ним случилось и почему; что можно ему посоветовать.

Слайд 2

Упражнение «Сказочная страна» Цели использования: развитие познавательных процессов, воображения, мелкой моторики. Форма проведения : индивидуальная или групповая. Педагог предлагает ребенку нарисовать песком на световом столе сказочную страну, а затем вместе с ним обсуждает, что это за страна: какие существа ее населяют; какой у них характер; что они умеют делать; откуда пришли в эту страну; в каких взаимоотношениях находятся межу собой; всем ли существам хорошо в этом мире (этой стране), и если нет, то что можно сделать, чтобы им стало лучше, что можно изменить; какие события будут происходить в этой стране; что жители будут делать дальше; есть ли название у получившегося рисунка; что нравится или не нравится в рисунке, что хотелось бы изменить... Примечание . Если ребенок испытывает затруднения при составлении истории, рекомендуется использовать метод незаконченных предложений.

Слайд 3

Упражнение «Загадки» Цели использования : развитие познавательных процессов, воображения, мелкой моторики. Форма проведения: групповая, индивидуальная. Детям предлагается отгадать предмет (животное, птицу, предмет быта и т. д.) по наводящим фразам. Например, загадан кувшин. О нем можно рассказать следующее: это предмет; применяется в быту; бывает : керамическим, стеклянным, фарфоровым, пластмассовым; в нем можно хранить: воду, соки любую жидкость. Затем дети должны, не произнося ответ вслух, нарисовать отгадку песком на световом столе. Вариант . Педагог косвенными фразами описывает какую-либо ситуацию, дети должны отгадать ее и нарисовать. Например, загадана ситуация - празднование Дня рождения. слышен смех ,звучит веселая музыка; все едят вкусный торт и наливают из …… сладкий сок.

Слайд 4

Упражнение «Дорисуй дорожку». Цели использования: развитие воображения, мелкой моторики. Форма проведения : индивидуальная или групповая. Педагог рисует на световом столе с помощью песка круги, квадраты, треугольники , завитки и предлагает ребенку дорисовать необходимые детали так, чтобы получилось законченное изображение. Варианты: педагог предлагает ребенку продолжить начало замысловатых дорожек. Ребенок продолжает рисунок, опираясь на образец педагога.

Слайд 5

Самостоятельное печатание букв, слов на световом столе очень нравится воспитанникам. Печатать буквы можно проводя пальцем по песку или пропуская песок с ладони.

Слайд 6

Вывод: Рисование песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, развивает тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику, речь, произвольность внимания и память. В ходе описанных занятий дети начинают прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, получая первый опыт саморефлексии, учатся понимать самих себя и других людей.