Научно-методическая деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект"Я живу в ЕАО" | 369.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад п. Лондоко-завод»
Проект
«Я живу в ЕАО!»
для детей старшей разновозрастной группы от 5 до 7 лет
Воспитатель: Гутарева Е.В.
п. Лондоко-завод
2021 год
Срок реализации: с 08 февраля по 12 февраля 2021 года
Направленность: краеведческая
Участники: дети, родители, воспитатели, младший воспитатель, медицинская сестра.
Актуальность
«Ты вспоминаешь не страну
большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
которую ты в детстве увидал»
Е. Симоновов
Краеведение ─ одно из самых эффективных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства.
Краеведение является своеобразной связующей нитью, тянущейся от прошлого через настоящее к будущему. Оно является не только источником разносторонних представлений о жизни региона или поселка, но и широкой сферой для применения полученных представлений на практике. Необходимость развития интересов старших дошкольников в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее и содержательнее будут знания дошкольников о своем родном крае, его лучших людях - профессионалах, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа.
Для воспитания чувства патриотизма детям нужно знать историю своей Родины, дома, улицы, района, уметь видеть красивое и прекрасное в родном посёлке, гордиться успехами и достижениями его жителей. Именно поэтому мной разработан проект «Я живу в ЕАО!» краеведческого направления.
Цель проекта: создание условий для всестороннего развития личности старшего дошкольника на основе личностно-ориентированной краеведческой деятельности.
Задачи:
- Расширение представлений детей о своём поселке, области, помогать строить ребёнку связь времён, смысл российской символики, воспитывать чувство гордости и уважение к родине.
- Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране.
- Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них.
- Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
- Передать детям доступные знания о природе родного края, его природных богатствах, истории быта и культуры.
- Пробудить у юных граждан чувство любви к своему поселку, уважение к его традициям и обычаям.
- Воспитать уважение к культуре других народов (обычаям, традициям), готовность понимать и принимать систему общечеловеческих ценностей.
Этапы проекта:
1. Подготовительный этап
- Подбор материала для ознакомления детей с природой, историей родного поселка, района.
- Подбор консультаций, рекомендаций для родителей.
- Разработка картотеки бесед, дидактических, сюжетных игр по краеведению.
- Подбор упражнений, сюжетных и подвижных игр, эстафет.
2. Основной этап
-Работа с детьми и с родителями (план-сетка реализации проекта);
-Коллективная и индивидуальная исследовательская деятельность.
-Работа с родителями (анкетирование, участие в выставке).
- Заключительный этап
(Анализ результатов реализации проекта, подведение итогов)
- Выставка рисунков «Наша Родина-Россия!».
- Обобщение положительного опыта работы в данном направлении.
- Трансляция опыта учреждения в сети Интернет.
Ожидаемый результат
Для воспитанников:
- Приобретение новых знаний и впечатлений об истории своего поселка, области, уважение к его традициям и обычаям.
- Повышение уровня знаний у детей об экологии родного поселка, охране природы, необходимости ее сбережения.
- Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, эмоциональной отзывчивости, коммуникативных навыков.
- Формирование навыков исследовательской деятельности, умения логически мыслить, самостоятельно делать обобщения (умственное развитие), обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности, ассоциативного мышления.
- Приобщение детей к культуре своего народа.
Для родителей:
1. Углубление знаний родителей о природном мире, формирование на этой основе экологического, нравственного и личностного отношения к природе, повышение уровня их компетенции.
2. Активное включение в совместные с детьми мероприятия экспериментально-познавательного, трудового и экскурсионного характера.
Для педагога:
- Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов, личностный и профессиональный рост.
- Использование разнообразных форм взаимодействия с родителями
с целью повышения уровня знаний по проблеме краеведческого воспитания детей. - Создание предметно развивающей среды, обеспечивающей эффективность работы по краеведческому воспитанию детей.
Критерии результативности проекта:
- Повышение у дошкольников уровня экологических знаний и их применение;
- Потребность воспитанников к знаниям об окружающей их природе; истории своей родины.
- Организация взаимодействия с семьями воспитанников, разнообразие форм работы с родителями.
Принципы реализации проекта
- Принцип разностороннего развития личности
- Принцип цикличности и систематичности
- Оздоровительный принцип
- Принцип индивидуальности
- Принцип гармонизации отношений ребёнка и детского коллектива.
- Принцип общечеловеческого развития на основе местных традиций.
- Принцип интеграции.
- Принцип гуманизма
- Принцип информативности.
- Принцип взаимосвязи с семьей
Основные технологии
- Здоровье сберегающие технологии;
- Развивающие технологии;
- Личностно-ориентированные технологии;
- Технология «ТРИЗ»;
- Игровые технологии;
- Технология исследовательской деятельности;
- Информационно-коммуникационные технологии.
Механизмы реализации проекта
- Сюжетно-ролевые игры экологической направленности, спортивные игры;
- Наблюдения за живой и неживой природой, практическая деятельность в природе;
- Беседы, познавательное чтение и многое другое;
- Опыты исследовательской деятельности;
Содержание проекта:
Проект «Я живу в ЕАО!» краеведческого направления реализуется в течение одной недели (с 08.02.2021 по 12.02.2021г) по темам на каждый день. Каждый день имеет свою тему, мероприятия каждого дня предполагают постепенное изучение дошкольниками своего поселка, области.
Понедельник: «Природа – наш дом!»
Вторник: «Предприятия моего поселка»
Среда: «Символика ЕАО»
Четверг: «Города нашей области»
Пятница: «Флора и фауна ЕАО»
ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ
Мероприятие | Ссылки на электронные информационные ресурсы |
Анкетирование родителей «Краеведческое воспитание в семье и ДОУ» | https://www.maam.ru/detskijsad/-ja-i-moja-semja-vse-nachinaetsja-s-semi.html |
Выставка совместных с детьми рисунков «Моя малая родина!» |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
- Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников»
- «Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет – СПб.:Издательство «Союз», 2009. – 336 с. – (Азбука развлечений).»
- Возлинский, Г. М. Патриотизм есть чувство любви к Родине / Г. М
- «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников» /под редакцией Виноградовой А.М./, М., 1980
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живем в России»
- Лакоценин С.С. «Знакомство дошкольников с окружающим миром. Дидактические игры. Утренняя гимнастика». Практическое пособие для воспитателей ДОУ. – Воронеж: ИП, 2012 – 288 с.
- Лунина Г.В. «Воспитание детей на традициях русской культуры», М., 2005
- Мартынова Е.А., Сучкова И.М.. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»: тематическое планирование, рекомендации/ – Волгоград: Учитель, 2012. – 333 с.
- Мазнин И.А. «500 скороговорок, пословиц, поговорок для детей»
- Мерзлякова С.И., Кондрыкинская Л.А «Дошкольникам о Москве», М., 2004
Приложение к
проекту
«Я живу в ЕАО!»
План – сетка реализации проекта
Период | Тема | СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ | Электронные информационные ресурсы | |
Понедельник | «Природа – наш дом!» | Беседа с детьми «БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ ЗИМОЙ!» (Расширять, углублять знания детей о лесах ЕАО, о зимующих птицах, их кормах, о правилах поведения в природе в зимний период) Познавательно-исследовательская деятельность: «Воздух невидим» Чтение художественной литературы: Р. Р. Толкина «Чего только нет у нас на земле!»; заучивание А.Усачев «Мусорная фантазия». Подвижные игры: «Утка и селезень»; "Летает – не летает", Сюжетно-ролевая игра «Аптека» (формировать знания детей о лекарственных растениях и их применение в медицине) Рисование «Кормушки для птиц» Речевые игры «Есть-нет» (родит. Падеж ед числа: есть ворона-нет вороны и тд); «Один-много» (множест. Число: снегирь-…, воробей-.., перо-…) | https://infourok.ru/konspekt-uroka-beregite-prirodu-zimoy-vozrast-let-2270306.html https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/08/17/kartoteka-opyty-v-starshey-gruppe | |
Вторник | «Предприятия моего поселка» | Беседа «Добыча и переработка известняка на нашем заводе», рассматривание коллекции камней. Дидактическая игра « Транспорт нашего завода» (Обогащать и активизировать словарь по теме «Транспорт»; Конструирование из строительного материала по выбору детей «Наш завод» Познавательно-исследовательская деятельность: «Необычный кусочек мела» Чтение художественной литературы: Г.-Х. Андерсен «Старый дом» Подвижные игры «Бег сороконожек»; «Сорока» Сюжетно-ролевая игра «Мы строители». | https://realartist.ru/eksperimenty-s-melom-dlya-detei-plan-konspekt-zanyatiya-starshaya.html; https://www.maam.ru/detskijsad/syuzhetno-rolevaja-igra-my-stroiteli.html | |
Среда | «Символика ЕАО» | Беседа «Герб, флаг ЕАО» (продолжать знакомить детей с символикой ЕАО) Д/игра «Найди свой герб»; Дидактическая игра «Собери картинку» Чтение художественной литературы: Е. Алябьева «Новый дом»; С. Баруздин «Кто построил этот дом». Пластилинография «Герб ЕАО» Познавательно-исследовательская деятельность «Рассматривание песка через лупу» Сюжетно – ролевая игра «Путешествие» Подвижные игры: «Ручейки и озера», «Рыбаки и рыбки» | https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/08/17/kartoteka-opyty-v-starshey-gruppe | |
Четверг | «Города нашей области» | Беседа «История города Биробиджан» (дать детям представление о том, как строился город Биробиджан) Рассматривание фотографии, открыток о городах нашей области (презентации) Дидактическая игра «Достопримечательности города» Чтение художественной литературы: «Столица области» Владимир Винников; К. Паустовский «Родина»; Сюжетно-ролевая игра «Телевидение» Подвижные игры: «Парашют», «Смелые ребята» Познавательно-исследовательская деятельность «Таинственные стекла» | https://fishki.net/anti/2157582-istorija-goroda-birobidzhan-sttihonykaja-v-fotografijah.html https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2018/06/08/kartoteka-igr-po-kraevedeniyu https://ljubimaja-rodina.ru/stikhi/978-stikhi-pro-gorod-birobidzhan.htmlhttps://kirochkinanata.edumsko.ru/articles/post/1695874 | |
Пятница | «Птицы ЕАО» | Беседа "Редкие птицы ЕАО" (продолжать знакомить детей с названием птиц, обитающих на территории ЕАО) Дидактическая игра «У кого кто?» (учить детей называть названия птенцов разных птиц) Коллективное изготовление кормушки для птиц из подручных материалов) Чтение художественной литературы: Б. Дубровин “Красная книга” Сюжетно-ролевая игра « Птичий питомник» Подвижные игры: «Мы веселые ребята»; «Гуси-лебеди» Познавательно-исследовательская деятельность: «Веселые кораблики» (плавучесть предметов) | https://www.prlib.ru/item/684835 https://ok.ru/video/1341279244562 https://www.youtube.com/watch?v=13zn__9s0xY https://www.youtube.com/watch?v=bE6oeSRM0RI |