Научно-методическая деятельность

Гутарева Елена Владимировна

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад п. Лондоко-завод»

   

Проект

 «Я живу в ЕАО!»

для детей старшей разновозрастной группы от 5 до 7 лет

C:\Users\ПК\Desktop\s1200.jpg

Воспитатель: Гутарева Е.В.

п. Лондоко-завод

2021 год

Срок реализации: с 08 февраля по 12 февраля 2021 года

Направленность: краеведческая

Участники: дети, родители, воспитатели, младший воспитатель, медицинская сестра.

Актуальность                                                    

                                                                              «Ты вспоминаешь не страну

   большую, которую изъездил и узнал.

                                                                        Ты вспоминаешь Родину такую,

                                                                       которую ты в детстве увидал»

Е. Симоновов

Краеведение ─ одно из самых эффективных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства.

Краеведение является своеобразной связующей нитью, тянущейся от прошлого через настоящее к будущему. Оно является не только источником разносторонних представлений о жизни региона или поселка, но и широкой сферой для применения полученных представлений на практике. Необходимость развития интересов старших дошкольников в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее и содержательнее будут знания дошкольников о своем родном крае, его лучших людях - профессионалах, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа.

Для воспитания чувства патриотизма детям нужно знать историю своей Родины, дома, улицы, района, уметь видеть красивое и прекрасное в родном посёлке, гордиться успехами и достижениями его жителей. Именно поэтому мной разработан проект «Я живу в ЕАО!» краеведческого направления.

Цель проекта: создание условий для всестороннего развития личности старшего дошкольника на основе личностно-ориентированной краеведческой деятельности.

Задачи:  

  1. Расширение представлений детей о своём поселке, области, помогать строить ребёнку связь времён, смысл российской символики, воспитывать чувство гордости и уважение к родине.
  2.  Вовлекать  детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране. 
  3.  Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них. 
  4. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде. 
  5. Передать детям доступные знания о природе родного края, его природных богатствах, истории быта и культуры. 
  6. Пробудить у юных граждан чувство любви к своему поселку, уважение к его традициям и обычаям.
  7. Воспитать уважение к культуре других народов  (обычаям, традициям), готовность понимать и принимать систему  общечеловеческих ценностей.

Этапы проекта:

1. Подготовительный этап

- Подбор материала для ознакомления детей с природой, историей родного поселка, района.

- Подбор консультаций, рекомендаций для родителей.

- Разработка картотеки бесед, дидактических, сюжетных игр по краеведению.

- Подбор упражнений, сюжетных и подвижных игр, эстафет.

2. Основной этап

-Работа с детьми и с родителями (план-сетка реализации проекта);

-Коллективная и индивидуальная исследовательская  деятельность.

-Работа с родителями (анкетирование, участие в выставке).

  1. Заключительный этап

(Анализ результатов реализации проекта, подведение итогов)

- Выставка рисунков «Наша Родина-Россия!».

- Обобщение положительного опыта работы в данном направлении.

- Трансляция опыта учреждения в сети Интернет.

Ожидаемый результат

Для воспитанников: 

  1. Приобретение новых знаний и впечатлений об истории своего поселка, области, уважение к его традициям и обычаям.
  2. Повышение уровня знаний у детей об экологии родного поселка, охране природы, необходимости ее сбережения.
  3.  Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, эмоциональной отзывчивости, коммуникативных навыков.
  4. Формирование навыков исследовательской деятельности,  умения логически мыслить, самостоятельно делать обобщения (умственное развитие), обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности, ассоциативного мышления.
  5.  Приобщение детей к культуре своего народа.

Для родителей: 

1. Углубление знаний родителей о природном мире, формирование на этой основе экологического, нравственного и личностного отношения к природе, повышение уровня их компетенции.

2. Активное включение в совместные с детьми мероприятия экспериментально-познавательного, трудового и экскурсионного характера.

Для педагога:

  1. Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов, личностный и профессиональный рост.
  2. Использование разнообразных форм взаимодействия с родителями
    с целью повышения уровня знаний по проблеме краеведческого воспитания детей.
  3. Создание предметно развивающей среды, обеспечивающей эффективность работы по краеведческому воспитанию детей.

Критерии результативности проекта:

  • Повышение у дошкольников уровня экологических знаний и их применение;
  • Потребность воспитанников к знаниям об окружающей их природе; истории своей родины.
  • Организация взаимодействия с семьями воспитанников, разнообразие форм работы с родителями.

Принципы реализации проекта

  • Принцип разностороннего развития личности
  • Принцип цикличности и систематичности
  • Оздоровительный принцип
  • Принцип индивидуальности
  • Принцип гармонизации отношений ребёнка и детского коллектива.
  • Принцип общечеловеческого развития на основе местных традиций.
  • Принцип интеграции.
  • Принцип гуманизма
  • Принцип информативности.
  • Принцип взаимосвязи с семьей

Основные технологии

  • Здоровье сберегающие технологии;
  • Развивающие технологии;
  • Личностно-ориентированные технологии;
  • Технология «ТРИЗ»;
  • Игровые технологии;
  • Технология исследовательской деятельности;
  • Информационно-коммуникационные технологии.

Механизмы реализации проекта

  • Сюжетно-ролевые игры экологической направленности, спортивные игры;
  • Наблюдения за живой и неживой природой, практическая деятельность в природе;
  • Беседы, познавательное чтение и многое другое;
  • Опыты исследовательской деятельности;

Содержание проекта:

Проект «Я живу в ЕАО!» краеведческого направления реализуется в течение одной недели (с 08.02.2021 по 12.02.2021г) по темам на каждый день. Каждый день имеет свою тему, мероприятия каждого дня предполагают постепенное изучение дошкольниками своего поселка, области.

Понедельник: «Природа – наш дом!»

Вторник:  «Предприятия моего поселка»

Среда: «Символика ЕАО»

Четверг: «Города нашей области»

Пятница: «Флора и фауна ЕАО»

ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Мероприятие

Ссылки на электронные информационные ресурсы

Анкетирование родителей «Краеведческое воспитание в семье и ДОУ»

https://www.maam.ru/detskijsad/-ja-i-moja-semja-vse-nachinaetsja-s-semi.html

Выставка совместных с детьми рисунков

«Моя малая родина!»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

  1. Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников»
  2. «Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет – СПб.:Издательство «Союз», 2009. – 336 с. – (Азбука развлечений).»
  3. Возлинский, Г. М. Патриотизм есть чувство любви к Родине / Г. М
  4. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников» /под редакцией Виноградовой А.М./, М., 1980
  5. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живем в России»
  6. Лакоценин С.С. «Знакомство дошкольников с окружающим миром. Дидактические игры. Утренняя гимнастика». Практическое пособие для воспитателей ДОУ. – Воронеж: ИП, 2012 – 288 с.
  7. Лунина Г.В. «Воспитание детей на традициях русской культуры», М., 2005
  8. Мартынова Е.А., Сучкова И.М.. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»: тематическое планирование, рекомендации/ – Волгоград: Учитель, 2012. – 333 с.
  9. Мазнин И.А. «500 скороговорок, пословиц, поговорок для детей»
  10.  Мерзлякова С.И., Кондрыкинская Л.А «Дошкольникам о Москве», М., 2004

Приложение к

проекту

«Я живу в ЕАО!»

План – сетка реализации проекта

Период

Тема

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

Электронные информационные ресурсы

Понедельник

«Природа – наш дом!»

Беседа с детьми «БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ ЗИМОЙ!» (Расширять, углублять знания детей о лесах ЕАО, о зимующих птицах, их кормах, о правилах поведения в природе в зимний период)

Познавательно-исследовательская деятельность: «Воздух невидим»

Чтение художественной литературы: Р. Р. Толкина «Чего только нет у нас на земле!»; заучивание А.Усачев «Мусорная фантазия».

Подвижные игры:  «Утка и селезень»;  "Летает – не летает",

Сюжетно-ролевая игра «Аптека» (формировать знания детей о лекарственных растениях и их применение в медицине)

Рисование «Кормушки для птиц»

Речевые игры «Есть-нет» (родит. Падеж ед числа: есть ворона-нет вороны и тд); «Один-много» (множест. Число: снегирь-…, воробей-.., перо-…)

https://infourok.ru/konspekt-uroka-beregite-prirodu-zimoy-vozrast-let-2270306.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/08/17/kartoteka-opyty-v-starshey-gruppe

Вторник

«Предприятия моего поселка»

Беседа «Добыча и переработка известняка на нашем заводе», рассматривание коллекции камней.

Дидактическая игра « Транспорт нашего завода»  (Обогащать и активизировать словарь по теме «Транспорт»; 
закреплять знания о видах транспорта завода, названиях профессий людей, управляющих различными видами транспорта)

Конструирование из строительного материала по выбору детей «Наш завод»

Познавательно-исследовательская  деятельность: «Необычный кусочек мела» 

Чтение художественной литературы: Г.-Х. Андерсен «Старый дом»

Подвижные игры «Бег сороконожек»; «Сорока»  

Сюжетно-ролевая игра «Мы строители».

https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2015/07/17/konspekt-issledovatelskoy-deyatelnosti-neobychnyy;

https://realartist.ru/eksperimenty-s-melom-dlya-detei-plan-konspekt-zanyatiya-starshaya.html;

https://www.maam.ru/detskijsad/syuzhetno-rolevaja-igra-my-stroiteli.html

Среда

«Символика ЕАО»

Беседа «Герб, флаг ЕАО» (продолжать знакомить детей с символикой ЕАО)

Д/игра «Найди свой герб»; Дидактическая игра «Собери картинку»

Чтение художественной литературы: Е. Алябьева «Новый дом»; С. Баруздин «Кто построил этот дом».

Пластилинография «Герб ЕАО»

Познавательно-исследовательская деятельность «Рассматривание песка через лупу»

Сюжетно – ролевая игра «Путешествие»

Подвижные игры: «Ручейки и озера», «Рыбаки и рыбки»

https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2019/02/24/kartoteka-podvizhnyh-igr-detey-korennyh-narodov

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2015/03/18/kartoteka-syuzhetno-rolevyh-igr-dlya-detey-starshego

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/08/17/kartoteka-opyty-v-starshey-gruppe

Четверг

«Города нашей области»

Беседа «История города Биробиджан» (дать детям представление о том, как строился город Биробиджан)

Рассматривание фотографии, открыток о городах нашей области (презентации)

Дидактическая игра «Достопримечательности города»

Чтение художественной литературы: «Столица области» Владимир Винников;  К. Паустовский «Родина»;

Сюжетно-ролевая игра «Телевидение»

Подвижные игры: «Парашют», «Смелые ребята»

Познавательно-исследовательская деятельность «Таинственные стекла»

http://miristorii.ru/publ/istorija_gorodov/istorija_gorodov_rossii/istorija_goroda_birobidzhan/3-1-0-87/

https://fishki.net/anti/2157582-istorija-goroda-birobidzhan-sttihonykaja-v-fotografijah.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2018/06/08/kartoteka-igr-po-kraevedeniyu

https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2018/11/11/syuzhetno-rolevaya-igra-po-kraevedeniyu-televidenie

https://ljubimaja-rodina.ru/stikhi/978-stikhi-pro-gorod-birobidzhan.htmlhttps://kirochkinanata.edumsko.ru/articles/post/1695874

https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2019/02/24/kartoteka-podvizhnyh-igr-detey-korennyh-narodov

Пятница

«Птицы ЕАО»

Беседа "Редкие птицы ЕАО" (продолжать знакомить детей с названием птиц, обитающих на территории ЕАО)

Дидактическая игра  «У кого кто?» (учить детей называть названия птенцов разных птиц)

Коллективное изготовление кормушки для птиц из подручных материалов) 

Чтение художественной литературы: Б. Дубровин “Красная книга”

Сюжетно-ролевая игра « Птичий питомник»

Подвижные игры: «Мы веселые ребята»; «Гуси-лебеди»

Познавательно-исследовательская деятельность: «Веселые кораблики» (плавучесть предметов)

https://www.prlib.ru/item/684835

https://ok.ru/video/1341279244562

https://www.youtube.com/watch?v=13zn__9s0xY

https://www.youtube.com/watch?v=bE6oeSRM0RI

https://schoolfiles.net/1741487

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2016/03/09/neposredstvenno-obrazovatelnaya-deyatelnost-v-starshey

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/04/15/kartoteka-poznavatelno-issledovatelskoy-deyatelnosti-detey-starshaya