Методическая копилка

Каргаполова Марина Александровна

1.Конспект и презентация "Путешествие в мир космоса" для детей старшего дошкольного возраста

2.Конспект и презентация "Великая Отечественная война" для детей подготовительной группы

3.Конспект и презентация "Защитники земли русской Кутузов" для детей подготовительной группы

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД  познавательно развитие

Тема : «Путешествие в мир космоса»

Интеграция ОО: познавательное, социально-коммуникативное, художественно- эстетическое.

 Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая деятельность.

Формы работы:

Задачи:

Образовательные:

- пробуждать интерес к познанию окружающего мира;

-дать первоначальные представления о строении Солнечной системы, звездах, созвездиях;

-закрепить знания о первом человеке полетевшем в космос.

Развивающие:

- Развивать внимание, память, наблюдательность, познавательный интерес ,сценические способности. Развивать диалогическую речь (беседа по вопросам), творческие способности.

- Обогащать словарный запас словами: Солнечная система, Вселенная, название планет: Меркурий, Плутон, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун , созвездия «Большая Медведица», «Малая Медведица», орбита.

Воспитывающие:

- Воспитывать чувство гордости за свою Родину. Соблюдать технику безопасности поведения во время выполнения упражнений, аккуратность в работе.

Материал и оборудование:  пояс с пришитыми лучиками-лентами разной длины; шапочка маска с изображением планет 9, презентация о космосе, модули геометрических фигур, звезды, муз. «Хрустальный вальс», клей , ножницы, формы  лист для аппликации, салфетки,

Ход НОД:

I Мотивационный этап.

- Ребята отгадайте загадку

Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите это?

(Космонавт)

- как вы думаете, почему я загадала вам эту загадку. (ответы детей)

- правильно. 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. В  этот день в 1961 году Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый космический полет. С того времени многие мальчишки и девчонки мечтают стать космонавтами.

Ребята, а кто из вас хотел бы совершить космическое путешествие?

Входит Незнайка, плачет.

- что случилось?

Н. – меня не взяли в космическое путешествие. Сказали, что я ничего не умею делать и мало знаю.

- ребята, как помочь Незнайке. (ответы детей)

II Основной этап.

- каким должен быть космонавт? ( ответы детей)

- правильно. Все качества, которые вы перечислили, присуще космонавту.

Герои – космонавты летали на ракетах. Давайте мы из модулей по образцу соберем ракету.

( собирают ракету)

- у нас есть ракета. Садимся на стулья, начинаем отсчет.

Показ слайда № 1,2 Взлет ракеты.

Показ слайда № 3

Пилот в космической ракете

На Землю глянул с высоты.

Еще никто, никто на свете

Такой не видел красоты

Показ слайда №4

- Наша Земля, ребята - это огромное космическое тело, оно вращается вокруг Солнца.

Показ слайда № 5

Солнце и  все небесные тела, которые вокруг него вращаются, называются Солнечной системой.

Земля - это наш родной дом. А Солнечная система - родной город, в котором находится наш дом. В нашем Солнечном городе большие и малые планеты.

  Игра «Знакомство с планетами Солнечной системы»

У каждой планеты свой собственный путь.

Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть.

Вокруг Солнца вращаются наши планеты.

По-разному все они Солнцем согреты.

Выбирается ребенок «Солнце», на него одевает пояс с пришитыми лучиками-лентами разной длины. Их девять.

На этой планете такая жара,

Что там оказаться опасно, друзья.

- самая жаркая планета Меркурий, потому что он ближе всех к солнцу.

(ребенок- Меркурий берется за ленточку № 1)

- давайте вместе повторим –Меркурий

А эту планету холод страшный сковал,

Теплом ее солнечный луч не достал.

- эта планета Плутон. Он находится дальше всех планет от солнца и меньше всех планет.

( ребенок в шапочке «Плутона» берется за самую длинную ленточку № 9)

-  повторим – Плутон.

Эта планета нам всем дорога.

Нам жизнь подарила планета…(все: Земля)

- наша планета Земля находится на третьем месте от Солнца.

( ребенок в шапочке «Земля»берется за ленточку № 3)

К планете Земля две планеты близки.

Дружок, имена их скорей назови.

- эти две планеты называются Венера, Марс.

(Дети в шапочках «Венеры» и «Марса» занимают соответствующие места 2,4)

- повторим  Венера и Марс.

А эта планета гордится собой.

Поскольку считается, самой большой.

-Юпитер.  Он находится на пятом месте от солнца.

( ребенок в шапочке «Юпитер» занимает место у ленточки №  5)

-повторим все вместе «Юпитер»

Планета кольцами окружена,

И этим от всех отличилась она.

- пятая планета от солнца Сатурн.

(ребенок - «Сатурн» занимает  место № 6)

А что за планета

Зеленого цвета?

-это ребята Уран. Он находится на седьмом месте.

( ребенок в соответствующей шапочке занимает планету № 7)

Царь морской названье той планете дал.

Он именем своим ее назвал. Нептун.

( ребенок в шапочке «Нептуна» занимает место № 8)

Кружится хоровод планет.

У каждой свой размер и цвет.

Для каждой  путь определен,

Но только на Земле мир жизнью заселен.

- ребята давайте вместе повторим все планеты. ( Дети повторяют)

Звезды и созвездия.

Дети садятся на стулья.

- ребята, вы любите смотреть на ночное небо? Что можно увидеть на небе? (ответы детей)

- сколько на небе звезд?

- в безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано маленькими сверкающими точками.

Показ слайда № 6

Звезды – это космические тела, расположенные в космическом пространстве. Несмотря на то что они сияют, некоторые из них очень холодные. Все звезды отличаются друг от друга по размеру и форме.

Показ слайда № 7

Почти все звезды собраны в какие- либо созвездия, которые похожи на предметы или животных.

- космонавт должен уметь ориентироваться в космосе по звездной карте. На картах прокладывают маршрут среди звезд, созвездий.

Показ слайда № 8

- посмотрите ребята на эти звезды. (показ макета созвездия большая медведица)

Если соединить вот эти звездочки линией, то получится ковшик. Люди, жившие много лет назад, мысленно «дорисовали» к этому ковшику фигуру и получили медведицу. Это созвездие называется Большая Медведица.

- перед вами глобус звездного неба. Найдите на нем созвездие Большой Медведицы.

Театрализация «Я –звезда»

- а теперь давайте представим, что мы звезды на небе. Придумайте название своей звезде.

( дети говорят названия. Я раздаю звезды)

- возьмите звезды в руки и станцуем красивый космический  вальс. (дети танцуют)

Самостоятельная деятельность детей.

- предлагаю вернуться на Землю.

Вот мы и дома. Во время путешествия мы увидели много интересного. Предлагаю изобразить то, что вы увидели.

Возьмите готовые формы, вырежьте их по контуру, составьте одну общую картину и приклейте изображения.

- но прежде всего вспомним технику безопасности.

III. Подведение итогов. Рефлексия.

- ну что Незнайка, тебе было с нами интересно?

- что ты нового узнал?

- ребята, как вы думаете, теперь возьмут космонавты Незнайку в путешествие?

- а что бы ты не забыл наше путешествие, мы дарим тебе эту картину.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

  «Защитники земли русской – русский полководец М.И. Кутузов»

Цель: на примере исторических личностей воспитывать патриотические чувства к своему Отечеству.

Задачи:

1.Закрепить представления детей о том, кто такие защитники Отечества.

2. Познакомить с жизнью и подвигами русского полководца М.И. Кутузова и некоторыми моментами истории России, связанными с защитой Отечества, - Отечественной войной 1812 года.

3.Формировать у детей чувство гордости и уважение к защитникам Отечества.

Материал:  мяч; картина В.М. Васнецова «Богатыри»; иллюстрации  портретов русских князей Дмитрия Донского и Александра Невского; русских полководцев  Александра Васильевича Суворова, Михаила Илларионовича Кутузова.

Ход нод:

- ребята, как вы думаете, кто такие защитники Отечества? (ответы детей). Защитники – это люди, которые защищали, охраняли русскую землю от врагов и любили ее.

-У каждого народа есть свои герои. Славятся они не только силой, решительностью  и смелостью. Свои подвиги герои совершают с чистым сердцем, на благо своего народа и Отечества.

Много славных подвигов совершили люди, оберегая свою землю и в давние времена и в наше время.

Слайд№1

Велико наше Отечество – Русская земля, но таким оно стало не сразу. Много врагов разоряли Русь. Ведь Россия – страна богатая, красивая, и очень многие хотели бы владеть ею. Многие люди отдавали свою жизнь во  имя защиты Родины.

Слайд№2

Отечество мое! Россия!

В тебе дух старины живет.

И не одна еще стихия

Не победила твой народ.

Славилась русская земля мужественными и сильными людьми – богатырями.

Слайд№3

Посмотрите на картину и назовите русских богатырей – защитников Руси (ответы детей). Правильно, это Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец. Они настоящие воины, защитники земли русской, стерегут ее границы и покой.

А кто помнит русских князей, защитников земли русской (ответы детей).

Слайд№4

 Посмотрите, это Дмитрий Донской – московский князь  возглавил вооруженную борьбу  русского народа против татарского войска и разгромил его  в Куликовской битве на реке Дон, за что  был прозван Донским.  

Слайд№5

Александр Невский –  прославился победой над немецкими крестоносцами  в знаменитом «Ледовом побоище» на льду Чудского озера. Ему принадлежат слова, которые дошли до наших дней: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и падет».

Давайте встанем в круг и поиграем в игру. Вы будете передавать мяч, и проговаривать пословицу о смелости, силе и отваге.

Пословицы:

Смелость силе воевода.

На Руси не все караси – есть и ерши.

Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.

Кто смел, тот на коня сел.

Слава идет не по роду-племени, а по богатырским делам, да подвигам.

Слава не у того, кто ее ищет, а кто в бою добывает.

Подумайте и скажите, кто такой полководец? (ответы детей)

Полководец – это человек, который командует войсками. Во многом успех сражений зависел от полководца. Слава многих полководцев пережила века, их помнит и любит русский народ. Каких русских полководцев вы знаете? (ответы детей)

Молодцы! Это великие русские полководцы Александр Васильевич Суворов,

Слайд№6

 он славно воевал во время русско-турецкой войны, одержал много побед. Солдаты любили Суворова, были готовы идти за ним в бой, отдать за него жизнь. А его слова мы повторяем до сих пор: «Тяжело в ученье, легко в бою»,  «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом».

 Слайд№7

Сегодня в России есть специальные учебные заведения для будущих военных, названные в честь Суворова – суворовские училища. Может быть, кто из наших мальчиков будет учиться в таком училище.

Михаил Илларионович Кутузов, он прославился в битве с французскими войсками. Про него солдаты говорили: «Пришел Кутузов бить французов».

Сегодня мы вспомним и побеседуем об опытном  и дальновидном  военачальнике Михаиле Илларионовиче Кутузове,  которым по праву гордится наша Родина.

Он жил много лет назад. Но его имя и сегодня знает каждый россиянин.

Слайд№8

Давным-давно, больше ста лет назад, на Россию напала армия французского императора Наполеона. Это был очень опытный полководец. Он уже завоевал много стран, прежде чем пойти войной на Россию. В его армии сражались солдаты из 26 стран,  и армия эта была сильной. Но когда армия Наполеона вступила на нашу землю, весь русский народ поднялся на борьбу с ней. Главным командующим русской армией был назначен храбрый маршал М.И. Кутузов, посмотрите вот его портрет.

Слайд№9

 Солдаты уже давно его знали и любили.  Они  говорили: «Пришел Кутузов бить французов». Кутузов остановил русскую армию возле села Бородино под Москвой, где и произошло самое знаменитое сражение. Врагов было в два раза больше, но русские сражались не на жизнь, а на смерть.

Это было страшное сражение! Только темная ночь остановила бой. Наполеон сказал: «Это самое страшное сражение из всех моих сражений  было под Москвой, здесь я увидел, что русские непобедимы!»

 Слайд№10

Русских было намного меньше, чем французов, и Кутузов приказывает отступить, сдать столицу России Москву,  чтобы сохранить войска и потом вновь ударить по врагу. Он предвидел, что победить врагов поможет не только отвага и храбрость русских солдат, но и суровая снежная зима с трескучими морозами и ледяными ветрами.

Закатным пламенем объят был небосклон,

Когда в Москву вступил Наполеон,

Он город взял без славы и почета,

Его не встретили, не принесли ключей,

Никто не отворил ему ворота –

Москва была заброшенной, ничьей…

На улицах и в храмах – ни души.

Слайд№11

Москва была пуста. Жители из нее ушли. Город горел,  горели дома и имущество, чтобы ничего не досталось врагу. Наполеон смотрел на пылающую Москву и готов был подписать мир. Ни никто ему мира не предлагал. Французам  нечего было есть, они мерзли, и тогда Наполеон решил уйти из Москвы.

Слайд№12

 Кутузов заставил французскую  армию  идти по той дороге, по которой Наполеон пришел в Россию.  По Смоленской дороге, уже разоренной походом на Москву. Французские войска погибали в глубоких снегах от голода, холода и набегов партизан. Партизаны – это члены народного вооруженного отряда, действующего самостоятельно от русской армии в тылу врага. Наконец Наполеон с позором покинул Россию. Так и не удалось ему покорить Россию!

Художник  Франц Алексеевич Рубо нарисовал  Бородинское сражение и в настоящее время можно увидеть это знаменитое сражение  в Москве, Бородинской панораме. А перед зданием Бородинской панорамы стоит памятник великому полководцу М.И. Кутузову. В честь Кутузова также назван проспект, где расположена Бородинская панорама.

Знаменитый русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов написал стихотворение «Бородино». Послушайте небольшой отрывок.

И вождь сказал перед полками:

«Ребята, не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали»

И мы погибнуть обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

Фельдмаршал Кутузов умер 16 апреля 1813 года и был с почестями похоронен в Петербурге в Казанском соборе, а рядом на площади ему воздвигли памятник и  люди возлагают цветы, венки  к памятнику.

Вот так русские всегда защищали свое Отечество, свою Родину. Их помнит Россия, их помнит русский народ. Как  народ чтит память тех, кто защищал свою родину? (ответы детей) Правильно,  возводит храмы, ставит памятники, пишет песни, стихи.

Дети,  помните защитников русской земли, чтите их память!

Подведение итога. Рефлексия:

 - Скажите пожалуйста, о чем мы сегодня с вами говорили?

 - что нового и интересного вы узнали?

 - что вам больше всего понравилось?

 - почему?