Социально-реабилитационные программы, проекты,методики.
1. Социально-реабилитационная программа: "С кисточкой и музыкой в ладошках" направленная на эмоционально -творческое развитие при интегративном взаимодействии изобразительной деятельности и музыки., 2008-2009гг.
2. Социально-реабилитационная программа: "Природа-ощущений" направленная на художественно-экологическое и эмоционально-творческое развитие с использованием материалов М.Монтессори.
Приказ № 43-п от 02.03. 2010 "Об утверждении методических разработок" Протокол № 1 заседания экспертно-методического совета от 03.03.2010г.
3. Социально-реабилитационная программа: "Югры цветная карусель" направленная на адаптацию и интеграцию детей с ограниченными возможностями, посредством приобщения их к отечественным гражданско-патриотическим традициям средствами художественного творчества., 2011-2012гг.
4. Социально-реабилитационная программа: "Чудеса в ладошках" направленная на развитие сенсомоторных навыков и творческих способностей детей и подростков с ограниченными возможностями., 2013-2014гг.
5. Творческий проект: "Через творчество в жизнь" направленный на социальную адаптацию и интеграцию в социум семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями через художественно-экологическое и эмоционально-творческое развитие., 2013г.
6. Социально-реабилитационная программа:"Мир чудес" направленная на развитие мелкой моторики пальцев рук
посредством приобщения ребёнка к декоративно - прикладному искусству и организацию совместного творчества детей и родителей., (долгосрочная)
Приказ № 76-п от 20.03. 2015 "Об утверждении методических разработок" Протокол № 1 заседания экспертно-методического совета от 27.02.2015г.
7. Методика: "Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в процессе формирования сенсорно-перцептивной деятельности" Приказ утверждения от 20.05.2015г. № 127а-п "Об утверждении методических разработок".
8. Программа по социально-бытовой ориентировке: "Будущее в наших руках" направленная на
создание условий для социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями возрасте от 4 до 18 лет., посредствами трудотерапии. (долгосрочная) 2016г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_chudes_programma_uspehovai.a.1.doc | 334.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Словарь терминов | 3 |
Пояснительная записка | 4 |
1.1 Целевая группа | 5 |
1.2. Цель программы | 5 |
1.3. Задачи программы | 5 |
1.4. Этапы реализации программы | 6 |
1.5. Формы работы | 7 |
1.6. Методы работы | 8 |
Содержание программы | |
2.1.Рабочий план реализации программы | 9 |
2.2. Направления деятельности и их содержание | 11 |
2.3. Ресурсы | 13 |
2.4.1.Кадровые ресурсы | 13 |
2.4.2. Материально-технические ресурсы | 13 |
2.4.3. Информационные ресурсы | 13 |
2.4.4. Методические ресурсы | 13 |
2.5. Контроль и управление программой | 15 |
2.6. Результаты | 16 |
2.6.1.Ожидаемые результаты и критерии оценки эффективности | 16 |
Приложения | 18 |
Приложение 1. Список литературы | 18 |
Приложение 2. План занятий | 19 |
Приложение 3. Диагностика продуктивной деятельности. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей Е.А.Стребелевой | 22 |
Приложение 4. Диагностическое обследование | 24 |
Приложение 5. Методика «Развитие познавательных и творческих способностей у детей с ограниченными возможностями с использованием техники «Эбру» | 29 |
Приложение 5.1. | 35 |
Приложение 5.2 | 36 |
Приложение 5.3 | 37 |
Словарь терминов
Абилитация — развитие у ребёнка функций, отсутствующих у него изначально или нарушенных, предотвращение появления у ребёнка с нарушениями ограничений активности (жизнедеятельности) и участия в жизни общества.
Адаптация — приспособление организма (физиологическая адаптация) или личности (психологическая адаптация) к изменяющимся условиям среды. Адаптивное поведение — поведение человека, позволяющее ему наилучшим способом приспосабливаться к складывающимся ситуациям жизни. Адаптация психическая — свойство психики, выражающееся в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды.
Адаптация социальная — активное приспособление индивида к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.
Возраст — категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. В психологии различают возраст хронологический и возраст психологический. Хронологический возраст связывают с процессом онтогенетического развития, психологический — с развитием психических функций на том или ином этапе онтогенетического развития в рамках отдельных психических процессов, что создает предпосылки для качественных возрастных сдвигов в детском сознании и личностном развитии.
Воспитание — процесс передачи общественно-исторического опыта подрастающему поколению, формирование личности человека; специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.
Декоративно-прикладное искусство — область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью ( одежда, украшения, игрушки и т. д.).
Коммуникативные способности – это индивидуальные особенности человека, раскрывающие возможность контакта, общения и обмена информацией при практическом взаимодействии с другими членами общества.
Нетрадиционные техники рисования - это способы рисования различными материалами: палочками, спицами, гребнями и т.д. по воде в технике «Эбру», поролоном, комканой бумагой, трубочками, ниточками, пенопластом, парафиновой свечой, восковыми мелками, сухими листьями и т.д.
Техника рисунка - владение материалами и инструментами, способы их использования для целей изображения и художественного выражения.
Художественное творчество детей - выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребенка художественной форме, художественное творчество - это составная часть системы эстетического и художественного воспитания, средство развития личности.
Пояснительная записка
Актуальность
Сегодня в любой газете можно встретить объявление: «Обучаем чтению с двух лет» или «Раскрываем потенциал дошкольника». Мамы и папы, как правило, готовы на все ради любимых детей. Они радуются, когда их ребенок в три года читает, в четыре играет на пианино, а в пять пишет натюрморты. К сожалению, от родителей ускользает другая истина, что ум ребенка находится на кончиках пальцев и можно добавить, что не только ум, но основные способности и даже таланты. Поэтому не случайно нами выбрана тема по развитию мелкой моторики рук посредством приобщения ребёнка к декоративно - прикладному искусству и организацию совместного творчества детей и родителей.
Актуальность определяется тем, что согласно статистическим данным, за последние 5-10 лет показатель уровня развития речи у детей снизился. Причин для такой тенденции много. Родители не уделяют детям достаточного внимания, сейчас ребенок чуть ли не с первых своих дней окунается в мир теле и аудио коммуникаций, да и современные игрушки не все способствуют развитию речи, в частности, мелкой моторики, очень важной для ее становления.
Актуальности решения вопросов развития детской руки способствует то, что для успешного обучения в школе ребенок должен не только легко и без напряжения говорить, но и выполнять письменные работы. Доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигает достаточной точности, что несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук не дает ребенку овладеть письмом, рисованием и другими важными в учебном процессе навыками. Поэтому так необходимо с раннего возраста заниматься развитием руки малыша через организацию самообслуживания, разных видов продуктивной деятельности, специальных игр и упражнений. Проблема развития детского творчества, ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.
В настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста.
Многие педагоги, психологи, физиологи, нейрофизиологи отмечали, что взаимосвязь мозга и руки – аксиома, подтвержденная тончайшими датчиками специальных приборов. Они указывали на то, какие блага несет моторика руки: развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму. В итоге можно сделать вывод: начало развитию мышления дает рука.
В реабилитационном отделении для детей и подростков с ограниченными возможностями на 01.01.2017 года социальную реабилитацию проходят 126 детей. Из них:
- 17 детей с диагнозом ДЦП;
- 36 детей с заболеваниями нервной системы;
- 18 с врожденными аномалиями развития;
- 16 детей с психическими заболеваниями;
- 5 детей имеют инвалидность по слуху и 10 детей по зрению;
- с нарушениями обмена веществ 8 человек;
- 2 ребёнка с заболеванием сердечно-сосудистой системы и 3 ребёнка с заболеванием крови.
Для детей с ограниченными возможностями в силу различных дефектов их развития, приобщение к декоративно - прикладному искусству должно быть специально организованным процессом, позволяющим сформировать определенные мыслительные и двигательные стереотипы. И как писал академик И.П. Павлов: «…рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга». Поэтому, реализация программы является актуальной.
Срок реализации: 2 года, далее долгосрочная.
Целевая группа:
Дети – инвалиды, дети и подростки с ограниченными возможностями, состоящие на реабилитации в реабилитационном отделении для детей и подростков с ограниченными возможностями учреждения, члены семей ребенка с ограниченными возможностями.
Цель программы:
создание условий для развития мелкой моторики пальцев рук посредством приобщения ребёнка к декоративно - прикладному искусству и организацию совместного творчества детей и родителей.
Для достижения указанной цели программа предусматривает выполнение следующих в задач.
Задачи программы:
1. Формирование познавательной активности и творческого воображения.
2. Развитие мелкой моторики рук: точность и координация движений руки и глаза, гибкость пальцев и кистей рук, развитие тактильной чувствительности и ритмичности движений.
3. Развитие художественно-творческих способностей детей посредством вовлечения в совместные с родителями обучающие мероприятия, мастер-классы по ознакомлению с декоративно-прикладным творчеством.
Этапы и сроки реализации программы
Реализация программы «Мир чудес» рассчитана на 2 года, далее долгосрочная.
1 этап – подготовительный – срок реализации – январь 2017г.
Диагностические исследования детей – участников программы: диагностика, выявляющая уровни развития навыков изобразительного искусства, использование разных средств изобразительной деятельности, эстетически – чувственного опыта (эмоционально-ценностного) отношения к миру; уровень развития мелкой моторики рук.
Разработка методических пособий для родителей, согласование вопросов о проведении мастер-классов для родителей на базе учреждения, детских садов №16, №14.
2 этап - основной - срок реализации – февраль 2017г. – ноябрь 2018г.
Проведение системы занятий по развитию моторики рук. Экскурсии в школу искусств, центр народных промыслов «Анкли», детскую библиотеку, музей истории города. Организация совместных обучающих занятий, мастер - классов для детей и родителей. Выставки детских работ.
3 этап – заключительный – срок реализации – ноябрь 2018г.
Подведение итогов реализации программы, оценка достижения результатов.
Публикация результатов работы в городских, печатных и электронных СМИ.
В ходе заключительного этапа планируется использование почтового ящика «Цветик - семицветик», где разместятся пожелания, рекомендации, идеи (от родителей, организаций, предприятий и гостей отделения, с кем предусмотрено взаимодействие по художественно-творческой деятельности), обмен опытом педагогической деятельности во время проведения обучающих мероприятий и мастер-классов.
Содержание программы.
Формы и методы.
Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей.
Целесообразно перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом: тканью и бумагой провести занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении ребенка с ограниченными возможностями с различными (материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна дня них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества.
Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться.
Коллективная форма проведения занятий помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции, положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие ребенка, способствует умению согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях. Формы объединения используются различные: парами, небольшими группами, всей группой, каждый отдельно для соединения в общую композицию.
Количество занятий, входящих в любой из тематических циклов, не может быть четко фиксировано, оно во многом зависит от того, делается работа всей группой или же делается детьми одной возрастной группы. Использование тематических блоков позволяет переводить занятия из одной темы в другую, заменять одно задание другим, не меняя при этом основной цели – развитие художественно-творческих способностей детей во время работы с различными материалами. При проведении анализа работы использовать различные игровые упражнения и дидактические игры. Во время их проведения в занимательной форме дети и подростки учатся находить достоинства и недостатки своих работ.
Принципы построения педагогического процесса.
1. От простого к сложному.
2. Системность работ.
3. Принцип тематических циклов.
4. Индивидуального подхода.
Методы и приемы.
1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
2.Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки)
Формы работы с детьми и их родителями.
Рабочий план реализации программы «Мир чудес»
Таблица 1
Мероприятие | Сроки Реализации | |||
1. Подготовительный этап | ||||
1.1. |
Диагностические исследования (вводные) | Январь – февраль (сентябрь) | ||
1.2. | Создание методических пособий для родителей и педагогов. | Февраль 2017 г. | ||
2. Основной социально – педагогический этап | ||||
2.1. | Занятия по обучению и развитию мелкой моторики. | Ежедневно | ||
2.2. | Практическое занятие: «Цветочная сказка!» в технике «Эбру» Выставка детских рисунков, посвященная Международному женскому дню 8 марта! | Март 2017-18гг. | ||
2.3. | Экскурсия в музей истории г. Урая – зал природы. | 1раз в квартал. | ||
2.4. | Мастер – классв технике «Эбру» для родителей и педагогов по ознакомлению с художественным творчеством: «Морская гладь» «Сказочные птицы» «Роспись на воде» | 1раз в квартал. февраль 2017-18гг. | ||
2.5. | Консультация: рекомендации по использованию зрительной гимнастики в развитии ребенка. | Апрель 2017-18гг. | ||
2.6. | Мастер – класс для родителей и педагогов по изготовлению цветов из гофрированной бумаги, приемом художественной графики (цветной пластилин различной стуктуры). | 1 раз в квартал | ||
2.7. | Разучивание пальчиковых и зрительных гимнастик | ежедневно | ||
2.8. | Экскурсия в музей истории города. Знакомство с художественной росписью. | Апрель 2017-18гг. | ||
2.9. | Практические занятия по художественному развитию: «Времена года» пейзажи | Май 2017 -18гг. Июнь 2017-18гг. Сентябрь 2017-18гг. | ||
2.11. | Выставка работ декоративно-художественного и прикладного искусства. | Май 2017-18гг. | ||
2.12. | Познавательно-практическая викторина «Ваза из песка»» | Июнь 2017-18гг. | ||
2.13. | Беседа «Декоративно-прикладное искусство» | Июнь 2017-18гг. | ||
2.14. | Практическое занятие по художественно – творчеству: «Животный мир тайги» | Июль 2017-18гг. | ||
2.15. | Консультация для родителей и специалистов отделения: «Бисероплетение» Деревце на счастье-бонсай из бисера. | Июль 2017-18гг. | ||
2.17. | Познавательная викторина «Что мы знаем и умеем» | Июль 2017-18гг. | ||
2.18. | Беседы о музыкальных произведениях разных по характеру, жанру по художественно – экологическому и эмоционально – творческому развитию. | Март - Ноябрь 2017-18гг. | ||
2.19. | Познавательно-практическое занятие «Водная лилия» посвященное Дню матери. | Октябрь 2017-18гг. | ||
2.20. | Выездная выставка на предприятие города «Радужная Югра» приглашение ТРК СПЕКТР + | Октябрь2017-18гг. | ||
2.21. | Мастер – класс для родителей и специалистов отделения: делаем развивающую игру "Геометрик" «Ваза из песка» | Ноябрь 2017-18гг. | ||
3. Заключительный этап | ||||
3.1. | Диагностические исследования (итоговые) | Апрель - ноябрь | ||
3.2 | Итоговая выставка детских работ по декоративно-художественному и прикладному искусству. Приглашение ТРК Спектр+ Подведение итогов реализации программы. Творческий отчет - анализ проведенных программных мероприятий (выявление сильных и слабых сторон программы) | Ноябрь 2017-18гг. | ||
3.3. | Разработка программы на 2019г. | Декабрь 2017г. |
Направления деятельности и их содержание.
Программные мероприятия проводятся согласно индивидуальной программе получателя социальных услуг (далее - ИППСУ):
-социально-педагогические услуги (диагностика, коррекция, консультирование) – 10 занятий за 1 курс реабилитации;
-организация досуга (праздники, культурные мероприятия) – до 8-ми мероприятий за курс.
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза за курс реабилитации: вводная — в январь – феврале (сентябрь), итоговая — апрель (ноябрь).
Цикл программной деятельности делится на 2 блока.
1 блок направлен на развитие ощущений и восприятия – это первая ступень познания, которая остается важной на протяжении всей жизни человека. Через органы чувств поступают в мозг сведения о предметах и явлениях окружающего мира, их свойствах, изменениях и взаимодействиях, поэтому они становятся основным связующим звеном человека с действительностью. Восприятие и ощущение называют сенсорными, то есть чувственными, процессами, так как они собирают первичную информацию через органы чувств. В процессе переработки первой информации у ребенка формируется представление об окружающей действительности. У детей с ограниченными возможностями, как правило, восприятие характеризуется недостаточной точностью и гибкостью. Они затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное в обозначении этих свойств – словом. Даже в старшем дошкольном возрасте такие дети путают названия цветов, геометрических фигур, плохо соотносят их, затрудняются в установлении правильной характеристики величины, не всегда используют те возможности своего восприятия, которыми обладают. Усвоить сенсорный эталон означает не просто уметь правильно называть то или иное свойство предмета, но и необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых разных предметов в самых разных ситуациях.
Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо достичь определенного уровня развития восприятия, научиться обследовать предметы: рассматривать, ощупывать, вслушиваться в звучащую речь. Поэтому, гораздо важнее сформировать у ребенка внимательность, умение рассуждать, анализировать, сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развить познавательную активность. Одним из важнейших моментов следует считать обогащение чувственного опыта ребенка, которое должно опираться на деятельность всех органов чувств.
Такая форма работы позволяет:
- создать доверительную атмосферу;
- развивать у ребенка специальные навыки с учетом индивидуальных темповых особенностей усвоения;
- повышать самооценку;
- формировать мотивацию к учебной деятельности.
Программа состоит из 5 блоков и содержит развивающие игры, упражнения. Время проведения одного занятия 15-40 минут. Продолжительность занятия определяется индивидуальными и возрастными особенностям детей:
от 15 до 30 мин. — возрастная группа от 6 до 11 лет,
40 мин. — возрастная группа от 12 до 18 лет.
Структура занятий: гимнастика, упражнения по теме, развивающая игра. С каждым занятием задания несколько усложняются, увеличивается объем материала. Тем самым достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития и последовательный перевод ее в непосредственный актив, т.е. в зону актуального развития.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей более динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря переключениям с одного вида деятельности на другой.
Данная социально - педагогическая деятельность будет полезна формированию сенсомоторных навыков у детей с ограниченными возможностями.
2-ой блок направлен на творческое развитие и состоит из 3 этапов.
1 этап – знакомство со свойствами материалов.
2 этап – обучение приемам изготовления.
3 этап – выполнение творческих работ в различных техниках.
Нововведением программы является использование в социально – реабилитационном процессе техники Эбру (приложение 5)
Работа с педагогами отделения предусматривает: беседы, консультации и советы по изготовлению той или иной поделки, семинары - практикумы.
Работа с родителями предполагает: вовлечение в совместные занятия с детьми, индивидуальные консультации, обучающие занятия, мастер – классы, анкеты удовлетворенности, родительские встречи, семинары – практикумы
Ресурсы.
Кадровые ресурсы. Социально-реабилитационная программа «Мир чудес» реализуется инструктором по труду в сотрудничестве со специалистами отделения, привлекаются родители в совместной деятельности с детьми.
С учетом специфики работы по развитию мелкой моторики пальцев рук посредством приобщения ребёнка к декоративно - прикладному искусству и организацию совместного творчества детей и родителей, выполняя принцип комплексности, в реализации программы «Мир чудес» участвуют и взаимодействуют:
Специалисты учреждения:
педагогические работники - 1 логопед, 2 воспитателя, 1 психолог, 1 инструктор по труду;
медицинские работники - 1 врач-физиотерапевт
Родители ребенка (законные представители).
Организация взаимодействия в рамках реализации программы
Зоны взаимодействия
Врач- физиотерапевт и инструктор по труду:
Обследование ребенка, определение его неврологического статуса с выделением ведущего неврологического синдрома, медицинских показателей по нервно-психическому развитию. Определение содержания комплексных нагрузок в комплексе с общим массажем, с физиолечением, с общей лечебной физкультурой (ЛФК).
Психолог и инструктор по труду:
Определение направлений по коммуникативному развитию детей с особыми проблемами, выполняя принцип комплексности.
Логопед и инструктор по труду:
Освоение детьми сенсорных эталонов, выполнение упражнений по
заданию логопеда. Интеграция методов и приемов по накоплению словаря и развитию понимания речи.
Информационные ресурсы.
В ходе реализации мероприятий программы планируется размещение информации с фотоматериалами на сайте учреждения.
Методические ресурсы.
С целью методического обеспечения программы подобраны диагностические методики (приложение 3,4) , теоретический и практический материалы для проведения занятий.
Материально-технические ресурсы.
- музыкальный центр;
- обучающая звуковая панель «Времена года»;
- обучающая звуковая панель «Удивительные птицы»;
- обучающая «говорящая ручка «Знаток»;
- развивающая панель для эрготерапии по развитию моторики рук;
- игры вкладыши и шнуровки, раскраски, пазлы, кубики, мозаика, карандаши, краски пальчиковые и акварельные, карандаши, мелки, бумага А-3, А-4;
- мольберт;
- нитки, бусинки, ракушки, перья, ватные диски, ватные палочки, прищепки и т.д.
- элементы материалов М.Монтессори;
- наборы для работы в технике Эбру.
Контроль и управление
Ожидаемые результаты.
Реализация программы «Мир чудес» предполагает достижение количественных результатов:
1. 45 детей будут вовлечены в занятия по декоративно-художественному искусству.
2. Не менее участие 35 детей и 15 родителей примут участие в выставках по художественно-изобразительному и декоративно-прикладному искусству.
3. Привлечены 15 родителей и 3 педагога к работе мастер - классов по изучению нетрадиционных приёмов изобразительного искусства и продуктивной деятельности, изготовлению сувенирной продукции.
Качественные результаты:
- у детей сформируются и разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности;
- укрепятся представления детей об этапах продуктивной деятельности, особенностях разных материалов, правилах пользования простыми инструментами для изготовления творческих работ,
- произойдет развитие мелкой моторики рук,
- разовьется умение анализировать поделку,
- состоится приобретение элементарных навыков работы с бумагой, картоном, пластилином, тканью, природным материалами, бисером;
- разовьются познавательные, конструктивные способности, интерес к результату и качеству изделия.
Критерии оценки результативности.
Критерий оценки | Метод оценки |
Повышение уровня конструктивных, познавательных, творческих и художественных способностей | Диагностика продуктивной деятельности (автор Стребелева Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (1-18 лет) |
2. Этапы продуктивной деятельности, особенностях разных материалов, правилах пользования простыми инструментами для изготовления поделок | Наблюдение |
3. Развитие мелкой моторики рук | Диагностическое обследование инструктора по труду (автор Стребелева Е.А. Методика психолого- педагогического обследования развития детей раннего возраста) |
4.Развитие познавательных, конструктивных способностей, интереса к результату и качеству поделки. | Наблюдение Интервью с родителями |
Приложение 1
Список литературы.
Безруких М.М., Филиппова Т.А. «Тренируем пальчики» М.: Дрофа, 2010 г.
Белякова О.В. «100 лучших игр для подготовки к школе» М.: Айрис-пресс, 2007г.
Гаврика С.Е. «Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать» Ярославль: Академия развития, 2007 г.
Кольцова М.М. «Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг» Спб,2009г.
Комарова Т., Савенко А. «Коллективное творчество детей» – М., 2009г.
Новиковская О.А. «Умные пальчики. 150 игр и заданий для детей от года до шести лет.» М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007 г.
Маслова Н.В. Пособие по лепке.
Ю. Соколова Речь и моторика.
Ю. Соколова Игры с пальчиками.
Стефанова Н.Л. Развитие моторики и речи у детей семи лет.
И.Светлова Развиваем мелкую моторику
Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику.
Сахарова О.М. «Готовим руку к письму» М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010г.
Ткаченко Т.А. "Развиваем мелкую моторику", М. Издательство ЭКСМО,2009г.
Эльконин Д.Б., Венгер А.Л. «Особенности психического развития детей 5-7-летнего возраста» М.: Просвещение, 2009г.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007г.
Пособие для педагогов дошкольных учреждений "Диагностика готовности ребенка к школе" / Под ред. Н.Е.Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007г.
Стребелева Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (1-18 лет)
Е.А. Стребелевой Диагностическое обследование по методике психолого- педагогического обследования развития детей раннего возраста
Интернет – ресурсы
HYPERLINK "http://gi-akademie.com/ru/
Приложение 2
Планы занятий
Формирование понятия – ЦВЕТ
Занятие 1 - «Красный»
1.Артикуляционная гимнастика « Бегемотик»
Цель: способствует развитию артикуляционного аппарата.
2. «Чудесный мешочек»
Цель: развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики рук.
Инструкция: в мешочек кладем разные кусочки материалов. Ощупывая предметы, просим ребенка назвать их свойства (твёрдый, мягкий, пористый, пушистый, шершавый и т.д.), предварительно проговорив о них.
3. «Красный цвет»
Цель: развитие умения соотносить основные цвета радуги и обозначать их
словом.
Инструкция: педагог знакомит ребенка с красным цветом
Занятие – «Оранжевый»
1.Артикуляционная гимнастика « Хоботок слоненка»
Цель: способствует развитию артикуляционного аппарата.
2. «Оранжевый цвет»
Цель: развитие умения соотносить основные цвета радуги и обозначать их
словом.
Инструкция: педагог знакомит ребенка с оранжевым цветом.
3. «Цветные карандаши»
Цель: развитие восприятия соотношения и обозначение цвета.
Инструкция: ребенку предлагаем 4 карандаша и предлагаем выбрать карандаш такого цвета как на картинке . Упражнение можно усложнить, предложив коробку с карандашами.
Занятие – «Желтый»
1.Пальчиковая гимнастика.
Цель: развитие мелкой моторики, артикуляционного аппарата.
2. «Желтый цвет»
Цель: развитие умения соотносить основные цвета радуги и обозначать их словом.
Инструкция: педагог знакомит ребенка с желтым цветом.
3. «Разноцветные кубики»
Цель: развитие способности соотносить по цвету.
Инструкция: перед ребенком раскладываем 4 разных по цвету кубика (желтый, синий, красный, зеленый), просим взять кубик желтого цвета.
Занятие – «Зеленый»
1. Пальчиковая гимнастика.
Цель: развитие мелкой моторики, артикуляционного аппарата.
2. «Зеленый цвет»
Цель: развитие умения соотносить основные цвета радуги и обозначать их словом.
Инструкция: педагог знакомит ребенка с зеленым цветом.
3. «Забавные шнурки»
Цель: развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики рук, ориентировке в пространстве.
Инструкция: предлагаем посмотреть картинку с изображением предметов, такие же предметы лежат на столе, ребенку предлагаем эти предметы с помощью шнурка прикрепить к картинке.
Занятие – «Голубой»
1. Артикуляционная гимнастика «Слоненок и щенок»
Цель: способствует развитию артикуляционного аппарата.
2. «Голубой цвет»
Цель: развитие умения соотносить основные цвета радуги и обозначать их словом.
Инструкция: педагог знакомит ребенка с голубым цветом.
3. «Сказочные кубики»
Цель: развитие зрительного восприятия, мелкой моторики.
Инструкция: на столе лежат кубики с изображением фруктов, ребенку предлагаем собрать распавшиеся кубики с фруктами по картинке.
Занятие – «Фиолетовый»
1. Артикуляционная гимнастика «Хомячок»
Цель: способствует развитию артикуляционного аппарата
2. «Фиолетовый цвет»
Цель: развитие умения соотносить основные цвета радуги и обозначать их словом.
Инструкция: педагог знакомит ребенка с фиолетовым цветом.
3. «Чудесный мешочек»
Цель: развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики рук.
Инструкция: в мешочек кладем разные кусочки материалов. Ощупывая предметы, просим ребенка назвать их свойства (твёрдый, мягкий, пористый, пушистый, шершавый и т.д.), предварительно проговорив о них.
Занятие «Белый и чёрный»
1. Пальчиковая гимнастика.
Цель: развитие мелкой моторики, артикуляционного аппарата.
2. «Черный и белый цвет»
Цель: развитие умения соотносить основные цвета радуги и обозначать их словом.
Инструкция: педагог знакомит ребенка с зеленым цветом.
3. «Забавные шнурки»
Цель: развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики рук, ориентировке в пространстве.
Инструкция: предлагаем посмотреть картинку с изображением предметов, такие же предметы лежат на столе, ребенку предлагаем эти предметы с помощью шнурка прикрепить к картинке.
Занятие «Радуга»
1. Артикуляционная гимнастика «Котенок»
Цель: способствует развитию артикуляционного аппарата.
2. «Радуга»
Цель: развитие умения соотносить основные цвета радуги и обозначать их словом.
Инструкция: педагог знакомит ребенка со всеми цветами РАДУГИ.
3. Сделай РАДУГУ»
Цель: развитие умения соотносить основные цвета радуги и обозначать их словом.
Инструкция: на столе лежат полоски цветной бумаги, педагог предлагает ребенку разложить полоски бумаги как на картинке.
Приложение 3
Стребелева Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (1-18 лет):
Диагностика продуктивной деятельности
Ф.И. ребенка
№ задания
| Наименование задания
| 1 - 1.5 года (18 мес) | 2 года (24 мес) - 3 года (36 мес) | 3 года- 8 лет | 8 лет-18 лет | ||||||||||||
Оценка в баллах | |||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
1 | Лови шарик |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 | Спрячь шарики |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 | Разборка и складывание матрешки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 | Разборка и складывание пирамидки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 | Парные картинки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 | Цветные кубики |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 | Разрезные картинки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 | Конструирование из палочек |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 | Достань тележку |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 | Нарисуй |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого
|
|
|
|
|
Инструктор по труду: дата
Приложение 4
Диагностическое обследование инструктора по труду
по методике психолого- педагогического обследования развития детей раннего возраста Е.А. Стребелевой
Ф.И.О. ребенка
Показатели | 1 год (12 мес) | 1.5 года (18 мес) | 2 года (24 мес) | 2.5 года (30 мес) | 3 года (36 мес) |
Зрительный гнозис | Проявляет больше внимания к движению карандаша, чем к оставленным следам | Следит за оставленными на бумаге следами | Внимательно разглядывает оставленные следы, пытается повторить их. | Осознанно повторяет понравившиеся каракули, пытается «узнать» изображение | Легко узнает в своих линиях определенные образы |
Речевое сопровождение рисования | Сопровождает процесс рисования звукокомплексами | Сопровождает процесс рисования лепетными словами | Пытается объяснить, что делает, изображает | Называет полученные изображения | Планирует, что будет рисовать |
Качество графических изображений | Манипулирует карандашом, оставляя случайные следы на листе, рисует точки | Рисует разнонаправленные штрихи каракули | Рисует спиралеобразные каракули, имитирует пишущие движения человека | Рисует круг неправильной формы | Пытается рисовать «головоногов» |
Восприятие цвета | Не обращает внимания на цвет | Выделяет один любимый цвет | Различает два из четырех основных цветов, выполняет инструкцию: «Дай такой же» | Различает четыре основных цвета, выполняет инструкцию: «Дай такой же» | Выделяет 4 основных цвета, называет основные цвета |
Навыки работы с пластичными материалами | Мнет пластилин, оставляя в нем небольшие вмятины, пытается отрывать небольшие кусочки пластилина от большого куска, подражая взрослому | Отрывает небольшие кусочки пластилина от большого куска, размазывает маленькие кусочки по плоскости | Катает пластилин прямыми движениями, подражая взрослому | Раскатывает пластилин по кругу, лепит «колобка», сплющивает шары между ладонями, умеет делать углубление в лепешке | Лепит «баранки» из «колбасок», простые предметы из шариков и «колбасок» (погремушка, неваляшка) |
Навыки работы с бумагой и клеем | -- | -- | Пытается отрывать небольшие кусочки от полоски | Разрывает бумагу движением рук в противоположные стороны (к себе — от себя), пытается пользоваться клеем, подражая действиям взрослого | Легко разрывает бумагу движением рук в противоположные стороны (к себе — от себя), пытается резать ножницами, умеет пользоваться клеем |
Диагностическое обследование должно соответствовать определенным принципам.
1. Принцип гуманности. Проведение диагностического обследования не должно отрицательно влиять на эмоциональное, физическое и психическое состояние ребенка. Условия проведения должны быть комфортными как для ребенка, так и для родителя. С нашей точки зрения, важно, чтобы родители понимали цели и задачи развития и обучения своих детей.
2. Принцип сотрудничества педагогов, родителей и детей. Все они являются полноценными субъектами психолого - педагогического процесса, поэтому уже на этапе первичного обследования необходимо установить отношения доверия, взаимопонимания.
3. Принцип комплексности изучения. Он предполагает, что мы не рассматривали уровень сформированности навыков изобразительной деятельности у детей раннего возраста изолированно от его эмоционального, физического и психического развития.
4. Принцип системности. Следуя этому принципу, при выявлении в ходе обследования отклонений или нарушений в развитии детей, мы проводили дополнительные исследования, позволяющие установить причины этих нарушений.
5. Принцип динамического подхода. На нем базируется разработанная нами диагностика изучения уровня сформированности изобразительных навыков у детей раннего возраста, которая учитывает возрастные особенности развития изучаемых навыков у малышей, позволяет определить уровень актуального и потенциального развития ребенка.
Дети раннего возраста легко утомляемы, поэтому обследование проводится только в игровой форме с учетом желания ребенка идти на контакт. Обследование проводится в течение 15—30 минут. Ребенку предлагается последовательное выполнение ряда заданий. Порядок выполнения может быть изменен, так как некоторые дети с большей легкостью идут на контакт при работе с пластичными материалами.
Первоначально исследователь предлагает малышу порисовать. Ему дается лист бумаги формата А4, гелевые мелки или масляная пастель четырех основных цветов (желтого, красного, синего и зеленого).
Второй комплект мелков и лист бумаги находится у экспериментатора. Если малыш затрудняется начать рисовать, исследователь предлагает ему нарисовать что - то конкретное: «Давай нарисуем мячик или солнышко». При отсутствии интереса к изобразительным материалам экспериментатор начинает сам изображать предметы на своем листе, объясняя, что он рисует. Когда ребенок начинает действия с изобразительными материалами, исследователь отмечает, сопровождается ли рисование речью или звуко - комплексами, отмечает качество проводимых линий, наличие зрительного контроля оставленных следов на бумаге со стороны ребенка. В ходе рисования малышу задаются вопросы о том, что он хочет нарисовать или что он рисует. Исследователь также отмечает, какой цвет предпочитает ребенок, может ли он дать ему «такой же». Малышей старше 2 лет можно спрашивать о названии цвета.
Затем экспериментатор убирает бумагу и графические материалы и готовит лист бумаги формата А5 с нарисованным солнышком, полоску синей бумаги длиной 15 см и шириной 2 см. Ребенку показывают картинку и спрашивают, что нарисовано. Если малыш не отвечает, его спрашивают: «Где солнышко?» Затем исследователь достает полоску синей бумаги и начинает отрывать от нее маленькие кусочки, объясняя, что «пошел дождик — кап, кап, кап». Ребенку дается вторая полоска и предлагается отрывать ее кусочки, как капельки. Если испытуемый уже знаком с клеем, ему предлагается наклеить оторванные кусочки на лист бумаги или на солнышко, чтобы получилась «тучка».
В третьем задании исследователь приносит игрушку (собачку), которую вместе с ребенком он будет «угощать». При обследовании навыков работы с пластичными материалами удобнее брать соленое тесто. Ребенку предлагается отрывать небольшие кусочки теста от большого куска и складывать их в мисочку для собачки. Экспериментатор имитирует кормление собачки, предлагает ребенку «покормить»
животное. Затем он из кусочков формирует «колобок», показывает ребенку, предлагает скатать такой же и угостить им собачку. Когда у ребенка получаются два колобка, исследователь показывает, как прямыми движениями руки можно скатать из одного «колобка» «колбаску», и предлагает ребенку сделать «колбаску» и «угостить» игрушку.
Детям третьего года жизни показывается, как превратить «колбаску» в «баранку», и предлагается это сделать. При этом экспериментатор может оказывать помощь испытуемому. Из оставшегося «колобка» исследователь делает «лепешку», сжимая шарик между ладонями.
Призывает малыша тоже сделать «лепешку» и «угостить» собачку. Далее он предлагает в нескольких «лепешках» сделать углубление пальцем, чтобы получилась «мисочка», в которую можно положить «колбаску» и «покормить» игрушку.
Все действия обследуемого ребенка отмечаются в бланке диагностического обследования. При оценивании используется следующие параметры: «» (0 баллов) — навык не сформирован, т. е. ребенок не выполняет задание после словесной инструкции и
показа взрослого, не принимает помощи взрослого; «+ » (0,5 балла) — навык есть, но не автоматизирован, ребенок выполняет задание после словесной инструкции или показа взрослого, принимает помощь взрослого, но не доводит задание до конца; «+»
(1балл) — навык сформирован и автоматизирован, ребенок выполняет задание после словесной инструкции или показа взрослого, работает самостоятельно, доводит задание до конца.
От 3 до 6 баллов — нормативное развитие. Ребенок проявляет интерес к изобразительной деятельности, охотно включается в задание, когда экспериментатор предлагает поиграть, выполняет задание самостоятельно или после обучающей помощи взрослого, с интересом знакомится с новыми изобразительными средствами.
От 1,5 до 2,5 баллов — темповая задержка психического развития ребенка. Ребенок проявляет интерес к изобразительной деятельности ненадолго, легко отвлекается, трудно идет на контакт с экспериментатором, помощь принимает неохотно или только от родителя, интерес к незнакомым изобразительным материалам не проявляет.
От 0 до 1 балла — задержка психического развития.
Данные этого диагностического обследования по методике психолого- педагогического обследования развития детей раннего и дошкольного возраста Е.А. Стребелевой.
Приложение 5
Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Комплексный центр социального обслуживания населения «Импульс»
Реабилитационное отделение для детей и подростков с ограниченными возможностями
Рекомендовано к утверждению на заседании ЭМС №3 от 14.03.2017 г. | Утверждено приказом № 54 -п от 14.03. 2017г. |
Методика
«Развитие познавательных и творческих способностей у детей с ограниченными возможностями с использованием техники Эбру»
Составитель: И.А. Успехова,
инструктор по труду реабилитационного отделения
для детей и подростков с ограниченными возможностями
г. Урай, 2017
Описание методики
Наименование методики | «Развитие познавательных и творческих способностей у детей с ограниченными возможностями с использованием техники Эбру» |
Сроки апробации методики | 1 год в течение 2017 года, далее – постоянно (апрель 2017-март 2018гг) |
Автор(ы) – разработчик(и) методики: Ф.И.О., должность, ученая степень/ученое зван | Л. А. Венгер - доктор психологических наук, профессор , руководитель лабораторией НИИ г.Москвы, дошкольного воспитания и диагностики умственного развития; Л.С. Выготский – советский ученый, психолог, дефектолог, преподаватель Московского Государственного экспериментального психологического и экспериментального дефектологического института; Окульская Л. В. - учитель изобразительного искусства: применяет в своей педагогической деятельности нетрадиционные техники рисования Эбру. Участница в IV Международной научной конференции г.Казани «Инновационные педагогические технологии»; Т.А. Цквитария - кандидат психологических наук, доцент Педагогического института Южного федерального университета, автор книги Нетрадиционные техники рисования.
|
История развития методики. Описание методики. | В настоящее время использование разнообразных арттерапевтических технологий приобретает все большее значение в сфере реабилитационной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития. С точки зрения Л. С. Выготского, художественная деятельность играет особую роль, как в развитии психических функций, так и в активизации творческих способностей. Специалисты считают Эбру-терапию одним из инновационных арт-терапевтических методов. Практика её применения в России молода, а терапевтический эффект основан на гармонизирующем, развивающем и релаксационном воздействии Эбру как искусства на психофизическое состояние и личностное развитие человека. Техника рисования на воде Эбру считается традиционным искусством Турции. С декабря 2014 года Эбру внесено в список мировых ценностей нематериального характера ЮНЕСКО. В настоящее время в ряде реабилитационных и образовательных учреждений Москвы при поддержке Турецко-русского культурного центра проводятся мастер-классы, проходит апробация программы арт-терапевтических занятий по Эбру-терапии. Всего в занятиях и мастер-классах в 2016 году участвовало более 150 лиц с ОВЗ и инвалидностью (ментальными нарушениями, нарушениями слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата). Первые результаты апробации Эбру получили высокую оценку российских ученых, специалистов-практиков и всех участников проведенных занятий. В Ханты-Мансийском автономном округе впервые в 2016 году состоялись открытые мастер - классы по Эбру в Сургутском художественном музее. В учреждении Эбру-терапия ранее не применялась. Описание методики. Каждое занятие имеет свою четкую структуру. Структурированность занятий позволяет детям в возрасте от 6 до 18 лет с ограниченными возможностями здоровья, быстрее усвоить двигательные стереотипы, действовать в соответствии с ними. Занятие состоит из 3 частей: вводная, основная и заключительная. Вводная часть составляет 3-4 минуты. Она включает в себя ритуал приветствия, игры в круге на подражание, развитие коммуникативных навыков и крупной моторики. Основная часть длится 25 минут. Она включает в процесс работы изодеятельность. Техника Эбру выполняется поэтапно: 1.Наливаем заранее подготовленную жидкость в специальный лоток. В палитре готовим краски разного цвета. Берем веерную кисть, окунаем в краску и разбрызгиваем над водой. Это будет фон рисунка. Фон может состоять из 2-3 цветов. 2.Далее берем спицу и размешиваем в разных направлениях краску по желанию. Фон готов. 3. Приступаем к рисунку, в основе которого лежит круг. Рисунок выполняется тонкой спицей. Спица окунается в краску и ставится точка на поверхности воды. Вытираем спицу салфеткой, окунаем в другую краску, и снова погружаем в ранее отмеченную точку, которая уже расползлась в круг. Так можно делать несколько раз, используя разные оттенки. Затем спицей делаем рисунок, для этого спицей ведем из круга, или в круг. Рисунок готов. Используя в основе картины приём рисования в технике Эбру, можно научить детей и подростков с ограниченными возможностями создавать на бумаге разные композиции. 4. Перенос рисунка. Берем бумагу и кладем на поверхность воды. По бумаге аккуратно проводим спицей, чтобы рисунок отпечатался с воды на бумагу. Поддеваем край листа спицей, и достаем рисунок из воды, просушиваем на гладкой поверхности. Проводится рассматривание работ и обмен впечатлениями. На заключительную часть отводится 1 – 2 минуты, в течение которых проводится ритуал окончания занятия. |
Актуальность проблемы, решение которой должно обеспечить применение методики | В реабилитационном отделении для детей и подростков с ограниченными возможностями на 01.01.2017 года социальную реабилитацию проходят 126 детей. Из них: - 17 детей с диагнозом ДЦП; - 36 детей с заболеваниями нервной системы; - 18 с врожденными аномалиями развития; - 16 детей с психическими заболеваниями; - 5 детей имеют инвалидность по слуху и 10 детей по зрению; - с нарушениями обмена веществ 8 человек; - 2 ребёнка с заболеванием сердечно-сосудистой системы и 3 ребёнка с заболеванием крови. Для детей с ограниченными возможностями в силу различных дефектов их развития, рисование должно быть специально организованным процессом, позволяющим сформировать определенные мыслительные и двигательные стереотипы. На основании наблюдений мы выявили, что у 67% детей и подростков с ограниченными возможностями, посещающих отделение, слабо развита зрительно-моторная координация, не сформированы двигательные стереотипы, слабо развит диапазон цветового восприятия, поэтому в результате усилий рисунок не соответствует замыслу, что значительно снижает мотивацию к деятельности. Применение техники Эбру направлено нами на развитие способности создавать чёткие формы, а также картины по предварительному замыслу, что требует развития навыков самоконтроля, саморегуляции, а также достаточного уровня развития абстрактного мышления, моторики, пространственного восприятия, умения ориентироваться на изобразительной поверхности. Регулярное выполнение подобных заданий способствует формированию и развитию указанных процессов, функций и навыков у детей, повышает их самооценку, способствует развитию познавательных и творческих способностей, согласованности движений мелкой моторики. |
Сфера применения методики в учреждении | Предоставление социально – педагогических услуг: формирование позитивных интересов (в том числе в сфере досуга). Предоставление данной социально - педагогической услуги предусматривает проведение занятий, направленных на выявление и формирование способностей, позитивных психических склонностей, социально – значимых интересов и мотиваций получателя социальных услуг (и т.д.) Методика может применяться в технологии домашнего визитирования. Таким образом, техника Эбру может применяться в области диагностики; в сфере коррекционной и реабилитационной работы с различными категориями детей (в том числе, с ОВЗ и инвалидностью, а также трудностями социализации и обучения); в сфере формирования позитивных интересов. |
Цель внедрения | Формирование и развитие творческих способностей у детей и подростков с ограниченными возможностями через обучение технике рисования Эбру. |
Задачи внедрения | Разработать цикл занятий с применением техники рисования Эбру. 2.Организовать и провести занятия с применением техники рисования Эбру. 3.Повысить уровень мотивации к самостоятельной работе. 4.Сформировать навыки рисования с применением техники Эбру. 5.Организовать и оформить итоговую выставку работ, изготовленных детьми и подростками с ограниченными возможностями. |
Целевая группа | Дети - инвалиды, дети с ограниченными возможностями от 6 до 18 лет, в количестве 45 человек. |
Ожидаемый результат | 1. Будет проведено не менее 30 занятий с применением техники рисования Эбру. 2. У 30 % участников - 37 детей и подростков с ограниченными возможностями повысится уровень мотивации к самостоятельной творческой деятельности (на основании данных листа наблюдений «Уровень мотивации к самостоятельной деятельности» по К.П. Кузовковой - приложение 1). 3. Не менее 15% участников овладеют навыками рисования с применением техники Эбру (лист наблюдений - приложение 2). 4.Состоится оформление двух итоговых выставок рисунков, выполненных в технике Эбру: ко Дню защиты детей и Дню Матери. |
Контроль за апробацией методики (Кто проводит контроль. Формы контроля) | Заведующий реабилитационным отделением для детей и подростков с ограниченными возможностями ежемесячно осуществляет: выборочный контроль качества проводимых мероприятий. Инструктор по труду осуществляет самоконтроль и итоговый контроль – творческий отчет по результатам внедрения методики на заседании ЭМС учреждения. |
Основные приборы, оборудование, необходимые для реализации | Увлечение довольно экономное и не требует больших вложений – можно обойтись даже обычными красками: акварелью, гуашью или акрилом. (приложение 3) |
Подпись, (Ф.И.О., должность) Дата заполнения | ____________________ И.А.Успехова подпись Должность: инструктор по труду
«____»______________ 2017г. |
Приложение 5.1
Лист наблюдений «Уровень мотивации к самостоятельной деятельности»
(по К.П. Кузовковой)
№ | Фамилия Имя ребёнка | Проявление интереса к художественой деятельности | Проявление фантазии, воображения в творческой деятельности | Появление элементов композиции в рисунке | Оригинальность содержания рисунка | Самостоятель ность в творческих действиях и проявления | |||||
н.к* | к.к. | н.к | к.к. | н.к | к.к. | н.к | к.к. | н.к | к.к. | ||
Оценка в баллах: 1- не сформирована, 2-частично сформирована,3-сформирована
*Сокращения: н.к. – начало курса; к.к. – конец курса
Приложение 5.2
Лист наблюдений «Овладение навыками рисования в технике Эбру»
Ф.И.О. ребенка ___________________________________________________
Показатели (индикаторы) | Оценки в баллах | Примечания | |
Начало периода | Окончание периода | ||
Умение слушать объяснение | |||
Планировать последовательность своих действий | |||
Владение творческими навыками | |||
Умение подбора цветовой гаммы | |||
Средний балл* (1-3) |
*Оценка в баллах: 1- не сформирована, 2-частично сформирована,3-сформирована
Вывод и рекомендации на начало реабилитационного периода: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод и рекомендации на конец реабилитационного периода: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 5.3
Оборудование, необходимое для обучения приемам рисования
в технике Эбру
Для того чтобы создать «шедевр», в индивидуальной и подгрупповой (не более двух человек) коррекционной деятельности, потребуется:
невысокая прямоугольная емкость в количестве 1 -2 шт..
вода;
загуститель для эбру в порошке (можно заменить желатином- используется не однократно);
краски для эбру (или японские чернила для сумингаши);
кисти (отдельная для каждого цвета);
палитра для смешивания красок (пластмассовая или керамическая);
гребешки для эбру;
бумага (не глянцевая).
Для создания рисунка нужно использовать специальные краски для эбру или любые другие (гуашь, акрил), то в воде нужно растворить загуститель на основе специального порошка из древесной смолы или желатин. Таким образом, густая жидкость не позволит краске опуститься на дно.
Самым простым рисунком, с которого можно начать знакомство, являются концентрические круги разных цветов, с которыми можно «играть», завивая их в спирали или волны с помощью кисти или «гребешка». Понравившийся узор можно «снять» с поверхности на бумагу – для этого нужно аккуратно поместить лист на поверхность водного раствора, чтобы рисунок полностью отпечатался, а затем убрать его и дать высохнуть.
Ведь Эбру - это рисование, в основе которого лежат правильные, природные формы, а именно круг. Капля, которая попадает в воду, растекается в круг, который мы можем преобразовать абсолютно в любую желаемую форму. Такое рисование отлично развивает у детей воображение и мышление, а также дает возможность ребенку почувствовать себя настоящим художником и получить настоящее удовлетворение от творчества.
Картины всегда получаются необычными, каждое движение кистью создает неповторим образ.