Самообразование
1.Программа развития педагога
2.План по самообразованию на 2023-2024 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа развития педагога | 36.61 КБ |
samoobrazovanie.docx | 39.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа развития педагога МБДОУ ДС №31 «Медвежонок»
Былинина Марина Петровна
№ п/п | Показатель | 2021-2022г. | 2022-2023г. | 2023-2024г. | 2024-2025г. | 2025-2026г. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| ||||||
1.1 | Применение ИКТ технологий в образовательном процесс 2 балла | Осуществляю в образовательном и воспитательном процессе комплексы( программное обеспечение) «АЛМА» «Волшебная поляна», «Сова» и др. 2 балла | Осуществляю в образовательном и воспитательном процессе комплексы ( программное обеспечение) «АЛМА» «Волшебная поляна», «Сова» и др. 2 балла | Осуществляю в образовательном и воспитательном процессе комплексы (программное обеспечение) «Волшебная поляна», «Сова» и др. 2 балла | ||
1.2 | Работа по формированию функциональной грамотности (оснащение зон, проведение мероприятий) 4 балла | ПРПС-создана с учетом требований ФГОС, в группе выделены центры определенного вида деятельности, где дети по желанию воплощают свои творческие идеи, замыслы, фантазии и т.д. 4 балла | ППРС-создана с учетом требований ФГОС, в группе выделены центры определенного вида деятельности, где дети по желанию воплощают свои творческие идеи, замыслы, фантазии и т.д. Проведено открытое итоговое занятие для педагогов ДОУ. Для педагогов ДОУ был проведен мастер-класс по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста. 4 балла | ППРС - создана с учетом требований ФОП, в группе выделены центры определенного вида деятельности, где дети по желанию воплощают свои творческие идеи, замыслы, фантазии и т.д. В рамках проекта: «Ранняя профориентация дошкольников» были проведены встречи с родителями: Есении С. «Знакомьтесь, моя мама доктор», Ангелины М. « В гостях у моей мамы- учителя логопеда» 4 балла | ||
| ||||||
2.1 | Индекс здоровья группы 4 балла | 0,79 4 балла | 0,80 4 балла | 0,90 4 балла | ||
2.2 | Количество дней болезни на одного ребенка 4 балла | 0,8 4 балла | 0,6 4 балла | 0.7 4 балла | ||
2.3 | Коэффициент посещаемости 4 балла | 0,72% 4 балла | 0,80% 4 балла | 0.85% 4 балла | ||
2.4 | Наличие случаев травматизма и фактов самовольного ухода воспитанников минус 4 | Наличие случаев нет | Наличие случаев нет | Наличие случаев нет | ||
2.5 | Создание в группе ППРС в соответствии с ФГОС ДО 2 балла | Создана среда с учетом требований ФГОС 2 балла | Создана среда с учетом требований ФГОС 2 балла | Создана среда с учетом требований ФОП 2 балла | ||
2.6 | Проведение мероприятий по безопасности 3 балл | Проведены профилактические акции согласно плану: «Взрослым на заметку-пристегнуть ребенка крепко!» «Безопасная горка», «Зима прекрасна, когда безопасна», «Безопасные электроприборы», «Безопасная улица», «Поводок и намордник» и тд 3 балла | Проведены профилактические акции согласно плану: «Взрослым на заметку-пристегнуть ребенка крепко!» «Безопасная горка», «Зима прекрасна, когда безопасна», «Безопасные электроприборы», «Безопасная улица», «Поводок и намордник» и тд 3 балла | Проведены профилактические акции согласно плану: «Взрослым на заметку- пристегнуть ребенка крепко!» «Безопасная горка», «Зима прекрасна, когда безопасна», «Безопасные электроприборы», «Безопасная улица», «Поводок и намордник» и тд 3 балла | ||
2.7 | Отсутствие замечаний со стороны родителей и администрации в области обеспечения безопасности 3 балла | Отсутствуют 3 балла | Отсутствуют 3 балла | Отсутствуют 3 балла | ||
2.8 | Проведение мероприятий спортивной направленности 3 балла | «Будущие кадеты на ученье», «Веселые кадетские старты», «Зарница», «Где кадеты-там победа» 3 балла | «Соревнуемся вместе с кадетским классом», «Зарница» 3 балла | «Делай как я, делай лучше меня, делай вместе со мной» (строевая подготовка к принятию детей в кадеты), «Посвящение в кадеты», «Вместе с братом, вместе с папой», «Зарница» 3 балла | ||
2.9 | Работа по организации кружков физкультурно-оздоровительной направленности 3 балла | - | Спортивно-оздоровительное направленность «Кадетский час» 3 балла | Спортивно-оздоровительное направленность «Кадетский час» 3 балла | ||
| ||||||
3.1 | Участие воспитанников в конкурсах различного уровня интеллектуальной и творческой направленности (более 75% детей – 5 балла; от 40% до 75% - 3 балла, от 10% до 40% - 1 балл; менее10% - 0 баллов) | Международный «Солнечный свет»-6 Региональный «Моя Югра»-1 Муниципальный «Джалиловские чтения»-1, «Новогодняя елка»-1, 5 баллов | Международный «Солнечный свет»-6 Региональный «Моя Югра»-1 Муниципальный «Джалиловские чтения»-1, «Новогодняя елка»-1, 5 баллов | Международный «Солнечный свет», «Педагогика 21 век»-7 Всероссийский--3 Региональный «Моя Югра»-3 Муниципальный «Театральная мини-постановка «Экосказка»»-1, 5 баллов | ||
| ||||||
4.1 | Участие в городских конкурсах, муниципальных этапах конкурсов профессионального мастерства, в региональных этапах конкурсов (по приказу) (в муниципальном – 3 балла; в региональном – 6 баллов; во всероссийском – 9 баллов) | Региональный Пр. №443 09. 2021г. «Лучший образовательный проект по формированию основ экономической культуры детей старшего дошкольного возраста» Приказ от 26.01.2022г. №93 «Об участие в конкурсе театральных мини-постановок «Экосказка» 9 баллов | Региональный «Лучший образовательный проект по формированию основ экономической культуры детей старшего дошкольного возраста» 9 баллов | Приказ ДОУ. Участие в городском конкурсе театральных мини-постановок «Экосказка» (заочный этап- 3 место). Приказ ДОУ. (очный этап-2 место) 6 баллов | ||
4.2 | Участие педагогов в мероприятиях, направленных на решение актуальных задач в сфере образования, в различных формах (совещания, конференции, форумы, семинары, лекции, практикумы, тренинги, "круглые столы", консультации) (5 и более – 5 балла; 3 и более– 3 балла Менее 3 – 1 баллов) | В рамках реализации Программы «Наставник-педагог» делилась опытом «Юный финансист группы», «Закаливающие мероприятия в ДОУ» 1 балл | В рамках реализации программы «Наставник-наставляемый» делилась опытом работы с педагогами ДОУ (консультация, мастер-класс) «Театрализованная деятельность с детьми в ДОУ» 1 балл | |||
4.3 | Повышение квалификации (2 балла) | «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития» 72 часа «Организация обучения и воспитания обучающихся (воспитанников) с ОВЗ (тяжелые нарушения речи и ЗПР)», 72 часа «Развитие дошкольников в условиях ДО: создание развивающей образовательной среды», 36 часов 2 балла | «Инновационные технологии в работе с детьми с ОВЗ в условиях дошкольного образования» 72 часа «Современные подходы к содержанию и организации образовательного процесса в соответствии ФОП ДО 72 часа 2 балла | ХМАО-Югры «Институт развития образования» «Организация и содержание психолого-педагогической поддержки развития и социаизации детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» 36 часов СурГПУ Курсы повышения квалификации «Наследие Югры» УМК «Моя Югра, Край в котором я живу» 72 часа 2 балла | ||
4.4 | Диссеминация опыта работы педагогов на различных уровнях (на муниципальном – 2 балла на региональном- 4 балла на федеральном – 6 баллов) | Международный «Солнечный свет» Всероссийский «Кладовая талантов» Региональный «Моя Югра» Муниципальный Разработка сценария к конкурсу. 12 баллов | Международный «Солнечный свет» Всероссийский «Кладовая талантов» Региональный «Моя Югра» Муниципальный Разработка сценария к конкурсу. 12 баллов | Международный «Солнечный свет», «Педагогика 21 век», «Дом педагога» Всероссийский «Кладовая талантов», «Изумрудный город» Региональный «Моя Югра» Муниципальный Разработка сценария к конкурсу. 12 баллов | ||
4.5 | Разработка инновационных проектов (с привлечением социальных партнеров, сторонних организаций) 5 балла | Приказ от 15.11.2021г №511 «Об организации и проведения в МБДОУ ДС №31 (корпус №1) мероприятия «Посвящение в кадеты «Юные десантники» 5 баллов | Проект: «Юные кадеты-десантники» 5 баллов | Проект: «Юные кадеты-десантники» 5 баллов | ||
4.6 | Проведение открытых мероприятий 4 балла | Приказ от 18.01.2022г. №79 Участие в «Педагогической мастерской» с предоставлением опыта работы на тему: «Верность родной Земле» 4 балла | Приказ от 05.03.2023г №511 «Об организации и проведения в МБДОУ ДС №31 (корпус №1) мероприятия ««Юные десантники участвуют в Зарнице» ( между юными кадетами корпуса №1, корпус а №2, присутствовали гости (дети-болельщики, родители, представители Союза десантников Югры, заняли 1 место) 4 балла | Показ театрализованной деятельности детей для родителей (чьи дети посещают театральный кружок «Юный актер» Военно- спортивная игра: «Зарница» 4 балла | ||
| ||||||
5.1 | Участие педагогов в мероприятиях, направленных на повышение профессиональной компетенции по вопросам духовно-нравственного воспитания дошкольников на социокультурном опыте посредством внедрения программы «Социокультурные истоки» 3 балла | Приказ №353 2021г. «О разработке и внедрение программы Воспитания» 3 балла | Реализация мини-проекта «Посиделки в русской избе» 3 балла | |||
5.3 | Создание в группе развивающей среды по вопросам духовно-нравственного воспитания посредством внедрения программы «Социокультурные истоки» 3 балла | Создана в группе ППРС по духовно-нравственному воспитанию. 3 балла | Создана в группе ППРС по духовно-нравственному воспитанию. 3 балла | Создана в группе ППРС по духовно-нравственному воспитанию. 3 балла | ||
| ||||||
6.1 | Участие педагогов в мероприятиях, направленных на решение актуальных задач по сохранению, развитию и популяризации национальной культуры и традиций народов ханты и манси 3 балла | Театрализованное представление с показом для детей ДОУ «Бесстрашная Татья» 3 балла | Участвовала в мероприятии: «Мы, твои жители - ЮГРА!» (приуроченное к Дню Народного Единства) 3 балла | |||
6.2 | Создание в группе развивающей среды по вопросам духовно-нравственного воспитания с учетом регионального компонента 2 балла | Создана в группе ППРС духовно-нравственного воспитания с учетом регионального компонента 2 балла | Создана в группе ППРС духовно-нравственного воспитания с учетом регионального компонента 2 балла | Создана в группе ППРС духовно-нравственного воспитания с учетом регионального компонента 2 балла | ||
| ||||||
7.1 | Работа по организации наставнической деятельности 3 балла | Являюсь наставником Пузыревой М.С 3 балла | - | |||
7.2 | Разработка персонализированных программ наставничества 4 балла | Разработан план наставничества 4 балла | - | |||
7.3 | Участие педагогов в возрасте до 35 лет в городских конкурсах, муниципальных этапах конкурсов профессионального мастерства 3 балла | - | - | - | ||
| ||||||
8.1 | Организация и проведение мероприятий с привлечением родительской общественности 5 балла | Принимали участие в акции «Георгиевская ленточка» приуроченной к празднованию Дня Победы 5 баллов | Военно-спортивная игра «Зарница» на территории Комсомольского озера совместно с родителями. 5 баллов | Принимали участие в акциях: «Георгиевская ленточка», «Голубь мира», проект: «Читаем детям о войне» приуроченными к празднованию Дня Победы 5 баллов | ||
8.2 | Доля родителей, удовлетворенных качеством образовательных услуг (%) 97% и более - 3 балла Менее -97% - 0 баллов | 100% 3 балла | 100% 3 балла | 100% 3 балла | ||
8.3 | Наличие позитивных отзывов родителей, публикации в СМИ 4 балла | Имеется отзыв родителей на сайте ДОУ 4 балла | ||||
Итого: | 93 | 90 | 88 |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
воспитателя Былинной Марины Петровны
На 2023-2024 учебный год
Тема: «Использование мнемотаблиц и мнемотехники для развития
речи детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность:
Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования.
Речь — это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи. Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко
ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая
синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников -явление очень редкое.
В речи детей существуют множество проблем: недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение; бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ; бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.
Овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе. Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Я считаю, что если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.
Мнемотехника облегчает детям овладение связной речи; использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Цель: Развитие памяти, мышления, внимания, связной речи детей с помощью схем-описаний и мнемотехники, повышение уровня речевой активности детей.
Задачи:
• Развитие связной монологической речи дошкольников. Обогащение словарного запаса детей.
• Формирование умения составлять рассказы по лексическим темам с помощью схем описаний.
• Развитие у детей умений с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки.
• Формирование умений отгадывать и загадывать загадки с помощью мнемотаблиц.
• Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки.
• Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, различные виды памяти.
Задачи по работе над темой самообразования:
- Разработать перспективный план работы с детьми на год.
- Провести диагностику развития речи дошкольников на начало и конец учебного года.
- Оформить в группе уголок речевого развития.
- Подготовить и провести обмен опытом для педагогов на тему «Использование мнемотаблицы при составлении описательного рассказа»
План работы по самообразованию.
I этап:
1.Подбор нормативно – правовых документов, методической литературы, передового педагогического опыта по вопросам речевого развития дошкольников и привлечение родителей к непосредственному участию в деятельности по развитию речи детей.
Статьи и источники к рассмотрению:
- Т.А. Ткаченко «Использование схем в составлении описательных рассказов»
- Т.Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»
- «Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи». Статья с Фестиваля педагогических идей «Открытый урок».
- «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи», Омельченко Л.В. / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.
- Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. – Сайт Mnemonicon (http://www.mnemotexnika.narod.ru): Москва, 2007
- Степанов О. Мнемоника (правда и вымыслы), 1991-2001гг.
2.Изучить опыт работы других педагогов по теме на Интернет-сайтах, форумах для педагогов.
3.Подобрать дидактические игры и упражнения, сюжетные картины.
II этап:
1.Оснащение педагогического процесса:
- Разработка дидактических игр и упражнений по развитию речи детей старшего дошкольного возраста при помощи схем-моделей.
- Составление с детьми схем-моделей и мнемотаблиц для составления описательных рассказов, рассказов по сюжетным картинам, заучивания стихотворений, составление и отгадывание загадок, для работы над пересказами.
- Организовать уголок речевого развития «Учусь говорить», подбор дидактических игр, схем, книг для наполнения уголка.
2.Познакомить родителей с дидактическими играми и упражнениями, помогающими развивать речь детей. Консультация «Использование схем и моделей для развития речи детей старшего дошкольного возраста».
III этап:
1.Работа с детьми:
- Составление описательных рассказов о временах года при помощи мнемосхем. Формирование умения детей составлять связный рассказ по картинке с помощью схемы, пополнять и активизировать словарный запас детей.
- Заучивание стихотворений. Учить детей заучивать стихотворения с помощью схем-моделей. Работать над выразительным чтением стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на сезонные лексические темы.
- Работа с загадками, составление загадок. Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей составлять и отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей.
- Работа над пересказами с использованием опорных схем. Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. Обучение детей приемам планирования собственного пересказа, активизация и обогащение словарного запаса детей.
- Обучение сочинению сказок. Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем: подбирать признаки предметов.
- Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на схему. Пополнять и активизировать словарный запас детей.
2.Работа с родителями:
- Консультации для родителей (папки – передвижки) на тему: «Использование мнемотехники в развитии речи детей», «Речевые игры по дороге в детский сад», «Речевые игры с дошкольниками в семье», «Загадки, как средство формирования выразительности речи».
- Создать буклеты для родителей по обучению связной речи.
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь-май | Изучить опыт работы других педагогов по теме Подобрать дидактические игры и упражнения, сюжетные картины Изучить статью на тему «Учим стихи — развиваем память», автор Широких Т.Д./ Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С.59- 62. Изучить статью на тему: «Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи». | |
Работа с детьми | Октябрь Ноябрь-декабрь Январь Февраль Март- апрель | Формирование умения детей составлять связный рассказ по картинке с помощью схемы, пополнять и активизировать словарный запас детей. Учить детей заучивать стихотворения с помощью схем-моделей. Работать над выразительным чтением стихотворения перед слушателями. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей. Работа над пересказами с использованием опорных схем. Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, активизация и обогащение словарного запаса детей. Обучение сочинению сказок. Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке. Работа по составлению рассказов по картине. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на схему. | Составление рассказа по картине «Осень» Составление рассказа по картине о лесных животных Заучивание стихотворения Н.Минского «Листопад» «Заучивание стихотворения А. С. Есенина «Белая береза» Пересказ сказок «Салат из сказок» составление рассказов по картине |
Самореализация | Май | Отчет о проделанной работе. |
Отчет по самообразованию
Былининой Марины Петровны
воспитателя группы старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
2023-2024 учебный год.
Тема: «Использование мнемотаблиц и мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста»
«Речь - это удивительное сильное средство,
но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им».
Гегель Георг Фридрих
Целью моей работы является: Определение путей повышения эффективности регулирования процесса развития речи и осознания воспринятого у детей посредством использования метода мнемотехники:
- формирование ассоциативного мышления;
- развитие зрительной и слуховой памяти;
-развитие зрительного и слухового внимания;
- развитие воображения.
За год работы по теме самообразования мною была изучена следующая литература:
1. Т.А. Ткаченко «Использование схем в составлении описательных рассказов»
2.И.Н. Куцакова «Трудности, ошибки, пути преодоление»
3. Т.Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»
В результате изучения литературы я сделала следующие выводы:
- Развивая речь ребёнка, мы развиваем его интеллект. Только через развитие речи возможно становление и совершенствование мышления, воображения, представления, высших эмоций.
- В современном обществе происходит смена устоявшихся традиций, образа жизни и мышления, стиля общения и взаимодействия людей. Предъявляются новые, повышенные требования к дошкольному образованию, личностным качествам со стороны школы, родителей, общества.
- Для того чтобы помочь детям справиться с ожидаемыми их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полном формировании у них речи. Так как именно речь является одним из важнейших факторов развития полноценной личности.
- К числу важнейших задач работы с дошкольниками, относится формирование у них связной речи
- На современном этапе поиск новых форм и методов формирования самостоятельной связной речи детей старшего дошкольного возраста один из актуальных вопросов.
- Используя игровые, нетрадиционные формы можно помочь детям в овладении связной речью и готовности их к обучению в школе.
Деятельность по реализации темы:
1. Составлен перспективный план по теме самообразования, где отражены цели и задачи, этапы развитию связной речи детей, работа с родителями.
2. Созданы картотеки разнообразных игр, направленных на развитие речи:
- Тематическая картотека дидактических игр для формирования лексико – грамматических категорий и навыков словообразования.
- «Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развития грамматического строя речи».
- «Развиваем пальчики» (картотека пальчиковых игр).
- Картотека речедвигательных игр.
- Картотека игр направленных на развитие общения и др.
3. В группе собрана библиотека с художественной и познавательной литературой.
4. Подобран разнообразный наглядный материала (дидактические игры, серии сюжетных картинок, наборы открыток, “перфокарты”, слоговые таблицы альбомы, материалы (карточки, таблицы, плакаты) для чтения, схемы, символы, модели и др.
5. Оформлены “копилки” речевого материала (чистоговорки, скороговорки, стихи – «запоминалки», стихи по лексическим темам, загадки, пальчиковые игры, упражнения на дыхание, дикцию, комплексы артикуляционной гимнастики, загадки – складки, альбомы с текстовыми подборками для работы по звукопроизношению и т.д.).
6. Составлены консультации для воспитателей «Связная речь как приоритетное направление в развитии дошкольника», ««Использование мнемотехники в развитии речи детей».
7. Проведены индивидуальные и групповые консультации для родителей на темы: «Влияние слова на внутренний мир ребёнка», «Использование мультимедийных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста» «Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста «А как речь – то говорит, словно реченька журчит»».
8. Оформление буклета «Игры и упражнения со звуками и словами». Конкурс с родителями «Книга любимых сказок своими руками»
В работе с детьми использую развивающие игры, которые позволяют совершенствовать навыки правильного произношения звуков в связных текстах, развивать воображение и творческую фантазию, словотворчество, что очень важно в развитии связной речи детей.
Активно использую в работе по формированию связной речи сказочные сюжеты, элементы фольклора, литературных персонажей, известных и придуманных игр, элементы сюжетно-дидактических игр, сюжеты и героев мультфильмов, сюжетных и пейзажных картин, речевые игры и упражнения, рисунки, панно, мозаики, коллажи, дидактические игры.
Составление рассказов по демонстрируемым действиям является неотъемлемой частью на начальном этапе. Затем я обучаю детей различным видам рассказов-описаний и использую при этом схемы, символы, модели. Схемы заметно облегчают составление описательных рассказов. Зрительный план делает рассказ четким, связным, полным, последовательным. Схема учит детей самостоятельной постановке вопросов.
В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: геометрические фигуры; символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы); планы и условные обозначения, используемые в них; контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.
В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются: предметные картинки; силуэтные изображения; геометрические фигуры.
Таким образом, использование методов мнемотехники: - облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речь, мыслительную деятельность воспитанников; - позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт; - ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы; - развивает творческое познание детей. Я считая, что использование мнемотехники в работе с детьми позволяет не только развивать все виды памяти, учить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, но и обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольников, их творческое познание.
Вывод: Подводя итоги за учебный год, могу отметить, что уровень речевого развития детей нашей группы заметно вырос. Сравнительный анализ результатов показал, что используемые в течение года метод мнемотехники по развитию связной речи детей способствовали положительной динамике и заметно облегчили детям овладение связной речью.
Дети с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми, с удовольствием обсуждают различные темы, проблемы взаимоотношений, нравственные поступки. Дают аргументированные оценки, могут разрешать споры.
Разнообразнее стали типы связей между предложениями, рассказы стали более четкими, полными, связными, последовательными.
Словарный запас детей из пассивного (в основном) превратился в активный.
Повысился интерес детей к данным видам занятий и мотивация деятельности.