Аналитические справки. мониторинг, отчеты

Марина Петровна Былинина

1.Результаты педагогического мониторинга по программе SmartScoolPro детей дошкольного возраста

5-6 лет группы №11 «Гномики»  

2.Аналитическая справка по Социокультурным истокам 

3.Аналитическая справка "С чего начинается Родина" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 31 «Медвежонок»

Результаты педагогического мониторинга

по программе SmartScoolPro

детей дошкольного возраста 5-6 лет

группы №11 «Гномики»

2023-2024 учебный год (конец года)

Подготовили:

Былинина М.П.

Кликунова Т.В.

Анализ педагогической диагностики

Цель: выявление уровня развития детей и корректировки учебно-воспитательного процесса по разделам образовательной программы 

Дата проведения: май 2024 г. 

Возраст воспитанников: 5-6 лет

Количество детей: 16  

Воспитатели:

Педагогическая диагностика, проводилась на основании соответствии годового плана МБДОУ ДС №31 «Медвежонок» на 2023-2024 учебный год с целью выявления уровня развития детей и корректировки учебно-воспитательного процесса по разделам программы, для создания индивидуальных маршрутов развития воспитанников с учетом полученных результатов.

Диагностика проходила на инновационной образовательной платформе SmartScoolPro. Основным методом педагогической диагностики по ФОП ДО является наблюдение за деятельностью детей: их общением, игрой, рисованием, лепкой, конструированием, исследованием. В случае необходимости можно создавать проблемные ситуации, в которых выявить уровень развития ребенка той или иной деятельности.

Система педагогической диагностики содержит пять образовательных областей:

  • Социально – коммуникативное развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Художественно – эстетическое развитие;
  • Физическое развитие.

Учитывая, что основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в диагностике в отдельную область выделено формирование игровых действий воспитанников.

Игровые действия

Уровни развития

Начало года

Конец года

Высокий

5

30%

16

100%

Средний

12

70%

0

0%

Низкий

0%

0%

Рисунок 1 Игровые действия

Уровни развития

Начало года

Конец года

Максимальный

100%

100%

Средний

89%

96%

Минимальный

75%

92%

На начало учебного года в образовательной области игровые действия показали результаты, а именно:

Высокий уровень сформированности игровых действий показали 5 детей. У этих детей сюжетно-ролевая игра продолжает развиваться и занимает ведущее место, они с увлечением выстраивают сюжеты, называют роль до начала игры, иногда обозначает новую роль по ходу игры. Принимает игровую задачу в играх с правилами, проявляют интерес к результату.

Средний уровень сформированности игровых действий показали 12 детей. Принимают игровую задачу в играх с правилами, проявляют интерес к результату, активно включаются в ролевой диалог. Имеют первоначальный замысел («Хочу играть в больницу», «Я — шофер» и т.п.) У воспитанников также продолжает развиваться сюжетно-ролевая игра, но им сложно самостоятельно выстраивать сюжеты, играют по предложенным сюжетам, редко проявляют инициативу.

Низкий уровень сформированности игровых действий показал 0 детей.

Перспективы работы: продолжать работу по формированию игровых действий у дошкольников. Важным моментом в развитии игровых действий является инициатива со стороны детей. Ребенок, проявляющий инициативу, имеет возможность самостоятельно влиять на развитие игры, выдвигать свои предложения, придумывать новые сюжеты и роли. Поэтому необходимо активно поддерживать и развивать инициативу детей, чтобы они становились активными и полноценными участниками игрового процесса. С ребенком, который показал низкий уровень сформированности игровых действий, продолжить работу в данном направлении совместно с педагогом-психологом и учителем-логопедом образовательной организации.

 

К концу учебного года произошла динамика роста в образовательной области игровые действия, а именно форсированности игровых действий показали на высоком уровне 16 детей.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

Уровни развития

Начало года

Конец года

Высокий

7

41,2%

16

100%

Средний

10

58,8%

0  

0%

Низкий

0

0%

0

0%

Рисунок 2 Социально - коммуникативное развити

Уровни развития

Начало года

Конец года

Максимальный

100%

100%

Средний

90%

98%

Минимальный

79%

92%

Обследование проводилось по 4 разделам, в соответствии с ФОП ДО: «Социальные отношения», «Трудовое воспитание», «Основы безопасного поведения», «Формирование основ гражданственности и патриотизма».

На начало учебного года в образовательной области социально – коммуникативное развитие, а именно:

Высокий уровень социально-коммуникативного развития показали 7 детей. Дети задают вопросы поискового характера, стремятся к одобряемым формам поведения. Стараются соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе.  Понимают социальную оценку поступков героев литературных произведений и эмоционально откликаются на них. Четко называют адрес, знают название города, страны, затрудняются назвать достопримечательности, памятные места. Самостоятельны в самообслуживании, охотно включаются в совместный труд со взрослыми или сверстниками, проявляют познавательный интерес к труду взрослых, профессиям, технике. Знают правила безопасного поведения и стремятся выполнять их в повседневной жизни.

Средний уровень социально-коммуникативного развития показали 10 детей. Воспитанники стараются соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе. Понимают социальную оценку поступков героев литературных произведений и эмоционально откликаются на них. Не смогли назвать адрес, название города, страны, достопримечательности. Стремятся к самостоятельности в самообслуживании, охотно включаются в совместный труд со взрослыми или сверстниками. Знают правила безопасного поведения и стремятся выполнять их в повседневной жизни.

Низкий уровень социально-коммуникативного развития показали 0 детей. Перспективы работы:

  1. По разделу «Социальные отношения»: продолжать учить соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе. Учить понимать социальную оценку поступков героев литературных произведений и эмоционально откликаться на них; продолжать учить здороваться, прощаться, благодарить за помощь, продолжать учить принимать на себя роль, объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию.
  2. По разделу «Трудовое воспитание»: продолжать формировать   у детей культурно-гигиенические навыки и проявлять самостоятельность в самообслуживании: самостоятельно одеваться и раздеваться, убирать аккуратно одежду в шкафчик; уважать труд взрослых. Продолжать знакомить с трудом взрослых, отражать эти знания в играх.
  3. По разделу «Основы безопасного поведения»: учить детей и проявлять интерес к соблюдению правил безопасного поведения в природе, на дорогах и собственной жизнедеятельности, вызвать стремление выполнять их в повседневной жизни.
  4. По разделу «Формирование основ гражданственности и патриотизма»: продолжать знакомить детей с малой родиной, называть адрес, город, страну, знакомить с достопримечательностями города, страны.

На конец учебного года по данному разделу все дети имеют хорошие результаты, прослеживается максимальный и высокий уровни развития

Образовательная область «Познавательное развитие»

Уровни развития

Начало года

Конец года

Высокий

3

17%

14

87%

Средний

14

83%

2

13%

Низкий

                       0%

                     0%

Рисунок 3 Познавательное развитие

Уровни развития

Начало года

Конец года

Максимальный

90%

100%

Средний

80%

95%

Минимальный

67%

86%

Обследование проводилось по 4 разделам, в соответствии с ФОП ДО: «Познавательные действия», «Математические представления», «Окружающий мир», «Природа».

В данной образовательной области произошла следующая динамика роста.

Высокий уровень познавательного развития показали 14 детей. Дети задают много вопросов поискового характера, иногда используют исследовательские действия и предпринимают попытки сделать логические выводы. Владеют количественным и порядковым счетом в пределах 5, умеют сравнивать предметы по форме и величине, различают части суток, знают их последовательность, понимают временную последовательность «вчера, сегодня, завтра». С удовольствием рассказывают о себе, своих желаниях, достижениях, семье, традициях. Имеют частичное представление о представителях природы родного края, о свойствах объектов живой и неживой природы, интересуются экспериментированием и природой.

Средний уровень познавательного развития показали 2 ребенка. Дети иногда задают вопросы поискового характера. Объединяют предметы и объекты в видовые категории с указанием характерных признаков. Владеют количественным и порядковым счетом в пределах 5, умеют сравнивать предметы по форме и величине. Испытывают затруднения в назывании частей суток, их последовательности, путают временную последовательность «вчера, сегодня, завтра». Могут немного рассказать о себе, своих желаниях, достижениях, семье. Затрудняются рассказать о представителях природы родного края, о свойствах объектов живой и неживой природы. Не смогли назвать адрес, город, страну.

Низкий уровень сформированности познавательного развития показал 0 детей. Перспективы работы:

  1. По разделу «Познавательные действия»: продолжать учить активно познавать и называть свойства и качества предметов, особенности объектов природы, объединять предметы и объекты в видовые категории с указанием характерных признаков. Использовать исследовательские действия, учить делать логические выводы.
  2. По разделу «Математические представления»: продолжать развивать математические представления, использовать их в повседневной жизни. Продолжать учить порядковому счету до 10, ориентироваться в пространстве верху - внизу, впереди-сзади, слева-справа, на, над-под, верхняя-нижняя); продолжать учить ориентироваться во времени (день-ночь, зима- лето).
  3. По разделу «Окружающий мир»: продолжать знакомить с малой родиной, природой края, традициями. Учить рассказывать о себе, семье, своих желаниях, достижениях, традициях.
  4. По разделу «Природа»: продолжать формировать представления представление о свойствах объектов неживой природы, сезонных изменениях, явлениях природы, о правилах поведения в природе. Вызывать положительные эмоции по отношению к животным, стремление самостоятельно ухаживать за растениями и животными, беречь их.

На конец учебного года по данному разделу все дети имеют хорошие результаты, прослеживается максимальный и высокий уровни развития детей.

Образовательная область «Речевое развитие»

Уровни развития

Начало года

Конец года

Высокий

5

29%

11

68%

Средний

11

65%

5

32%

Низкий

1

6%

0%

Рисунок 4 Речевое развитие

Уровни развития

Начало года

Конец года

Максимальный

100%

100%

Средний

83%

94%

Минимальный

67%

83%

Обследование проводилось по 4 разделам, в соответствии с ФОП ДО: «Развитие словаря», «Звуковая культура речи», «Связная речь», «Интерес к художественной литературе». Начало учебного года.

Высокий уровень речевого развития показали 5 детей. Дети четко произносят все звуки. Могут рассказать о предмете, его назначении, особенностях, как он был создан. Самостоятельно пересказывают знакомые сказки, с небольшой помощью взрослого составляют описательные рассказы и загадки. Пользуются средствами эмоциональной и речевой выразительности. С интересом слушают литературные тексты, могут воспроизвести прослушанное.

Средний уровень речевого развития показали 11 детей. Не у всех детей четкое произношение звуков. Воспитанники могут с помощью взрослого рассказать о предмете, его назначении, особенностях, как он был создан. Затрудняются самостоятельно пересказывать знакомые сказки, не умеют составлять описательные рассказы и загадки. Иногда пользуются средствами эмоциональной и речевой выразительности. С интересом слушают литературные тексты, могут воспроизвести прослушанное частично.

Низкий уровень речевого развития показал 1 ребенок. У воспитанника  внимание неустойчивое. Понимает речь, может показать называемый предмет, иногда слушает стихотворения, песни и откликается на них.

Перспективы работы:

  1. По разделу «Развитие словаря»: продолжать расширять словарь детей на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений, продолжать воспитывать у ребенка интерес к слову, потребность узнавать значение новых слов, умение замечать незнакомые слова в чужой речи, составлять из слов словосочетания и предложения.
  2. По разделу «Звуковая культура речи»: учить правильно произносить звуки речи, проводить артикуляционную гимнастику.
  3. По разделу «Связная речь»: продолжать учить составлять описательные рассказы и загадки, пользоваться средствами эмоциональной и речевой выразительности, использовать простые формы объяснительной речи, разные типы реплик.
  4. По разделу «Интерес к художественной литературе»: продолжать знакомить детей с художественными произведениями, учить детей пересказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге и на вопросы воспитателя. Продолжать учить называть произведение (в произвольном изложении), прослушав отрывок из него. Учить рассказывать наизусть небольшое стихотворение.

На конец учебного года в данной образовательной области произошла следующая динамика роста. Большинство воспитанников показывают максимальный и высокий уровни развития по данному разделу.

Высокий уровень речевого развития показали 11 детей

Средний уровень речевого развития показали 5 детей

Низкий уровень отсутствует.

Образовательная область «Художественно – Эстетическое развитие»

Уровни развития

Начало года

Конец года

Высокий

0%

15

93,7%

Средний

17

100%

1

6,3%

Низкий

0

0%

0

0%

Рисунок 5 Художественно- эстетическое развитие

Уровни развития

Начало года

Конец года

Максимальный

88%

100%

Средний

84%

99%

Минимальный

81%

88%

Обследование проводилось по 4 разделам, в соответствии с ФОП ДО: «Приобщение к искусству», «Изобразительная деятельность», «Конструктивная деятельность», «Культурно-досуговая деятельность».

Большинство воспитанников показывают максимальный и высокий уровни развития по данному разделу.

Эмоционально откликается на отраженные в произведениях искусства действия, поступки, события. Проявляет себя в разных видах музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельности, используя выразительные и изобразительные средства. Владеет техническими и изобразительными умениями, может использовать разнообразный материал. Создает изображения и постройки в соответствии с темой. С желанием участвует в культурно-досуговой деятельности: праздниках, развлечениях и других видах

Перспективы работы:

  1. По разделу Приобщение к искусству»: продолжать знакомить воспитанников с произведениями искусства, эмоционально откликаться на отраженные в произведениях искусства действия, поступки, события. Предоставить возможность проявить себя в разных видах музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельности. Учить использовать выразительные и изобразительные средства.
  2. По разделу «Изобразительная деятельность»: продолжать учить техническим и изобразительным умениям, использовать разнообразные материалы.
  3. По разделу «Конструктивная деятельность»: продолжать создавать изображения и постройки в соответствии с темой.
  4. По разделу «Культурно-досуговая деятельность»: учить использовать накопленный художественно-творческой опыт в самостоятельной деятельности, с желанием участвовать в культурно-досуговой деятельности: праздниках, развлечениях и других видах деятельности.

На конец учебного года видны воспитанники показывают высокие уровни развития по данному разделу.

Образовательная область «Физическое развитие»

Уровни развития

Начало года

Конец года

Высокий

0%

15

93,7%

Средний

17

100%

1

6,3%

Низкий

0

0%

0

0%

Рисунок 6 Физическое развитие

Уровни развития

Начало года

Конец года

Максимальный

100%

100%

Средний

87%

99%

Минимальный

77%

96%

Обследование проводилось по 2 разделам, в соответствии с ФОП ДО: «Физическое развитие», «Формирование представлений о здоровом образе жизни».

На начало учебного года показали следующие результаты

Высокий уровень физического развития показали 0 детей.

Средний уровень физического развития показали 17 детей. Проявляет интерес к разнообразным физическим упражнениям, действиям с физкультурными пособиями. Частично демонстрирует координацию, быстроту, силу, выносливость, гибкость, ловкость. Частично выполняют основные движения, общеразвивающие упражнения и элементы спортивных упражнений. С желанием играют в подвижные игры. Знают некоторые правила здорового образа жизни. Могут элементарно охарактеризовать свое самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.

Низкий уровень физического развития показали 0 детей.

Перспективы работы:

  1. По разделу «Физическое развитие»: продолжать вести работу по физическому развитию детей,
  2. По разделу «Формирование представлений о здоровом образе жизни»: продолжать изучать правила здорового образа жизни. Продолжать расширять представление детей о ценности здоровья; желание вести здоровый образ жизни; учить сообщать о своем самочувствии взрослым осознавать необходимость лечения

К концу учебного года в данном разделе преобладают максимальный и высокий уровень развития детей

Результаты

педагогической диагностики на начало и конец 2023-2024 учебного года

Образовательная область

Игровые действия

Социально – коммуникативное

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно –

эстетическое развитие

Физическое развитие

Кол-во детей –начало года 17, конец года-16

% воспитанников, освоивших образовательную программу на Высоком уровне

Н.г.

%

К.г.

%

Н.г.

%

К.г.

%

Н.г.

%

К.г.

%

Н.г.

%

К.г.

%

Н.г.

%

К.г.

%

Н.г.

%

К.г.

%

5

30%

16

100%

7

41%

16

100%

3

17%

14

87%

5

29%

11

68%

0

0%

15

93,7%

0

0%

15

94%

% воспитанников, освоивших образовательную программу на Среднем уровне

12

70%

 0

0%

10

59%

0

0%

14

83%

2

13%

11

65%

5

32%

17

100%

1

6,3%

17

100%

1

6%

% воспитанников, освоивших образовательную программу на Низком уровне

0%

0

0%

0

0%

0

0%

0

0%

0

0%

1

6%

0

0%

0

0%

0

0%

0

0%

0

0%

Где:

  1. Игровые действия

2. Социально коммуникативное развитие;

3. Познавательное развитие;

4. Речевое развитие;

5. Художественно эстетическое развитие;

6. Физическое развитие.

Проведя анализ результатов педагогической диагностики, в начале года усвоение программы составляло высокий уровень- 40%, средний уровень-60%.

К концу учебного года показатели составили 100%, таким образом, повышен уровень усвоения программного материала по всем образовательным областям.

  1. Освоение образовательной программы

Уровни

2023-2024

Начало года

Конец года

Высокий

40%

100%

Средний

60%

0%

Низкий

0 %

                 0%



Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

по результатам мониторинга достижения детьми планируемых результатов

освоения парциальной программы духовно-нравственного воспитания «Истоки»

и «Воспитание на социокультурном опыте в образовательной деятельности»

в группе детей старшего дошкольного возраста   общеразвивающей направленности

№11 «Гномики» (от 5 до 6 лет)

2023-2024 учебного года

Количество диагностируемых детей:17

Дата проведения: январь-2024г.

Статус мониторинга: промежуточный

Цель мониторинга: получение объективной информации о состоянии и динамике формирования основ духовно-нравственного развития детей 3-7 лет при реализации программы «Социокультурные истоки» в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и Федеральными государственными требованиями к условиям её реализации

Задачи:

-  изучение продвижения ребёнка в освоении системы категорий и ценностей Истоков;  

- определение уровня духовно-нравственного развития ребенка, на который можно опираться в общении с ребенком и его родителями;

- выявление «точек роста» в духовно-нравственном развитии ребёнка для выстраивания коррекционно-развивающей работы с ним;

 - определение направлений дальнейшего совершенствования воспитательно-образовательного процесса, уточнения содержания, форм и технологий духовно-нравственного образования детей в дошкольном учреждении и в семье.

Методический инструментарий мониторинга

  • Показатели оценки формирования основ духовно — нравственного развития ребенка дошкольного возраста и их выраженность в баллах в процессе освоения программы «Социокультурные Истоки» по 5 аспектам качества образования.
  • Диагностическая беседа с детьми 3-7 лет по курсу пропедевтики «Истоки»

  • Методические рекомендации к использованию Книг для развития детей в процессе проведения педагогического мониторинга формирования основ духовно — нравственного развития детей дошкольного возраста.
  • Альбомы для рисования в мониторинге детского развития.                                                                                                        
  • Анкета для родителей «Ребенок глазами родителей».
  • Дневник формирования основ духовно — нравственного развития детей 3-7 лет в процессе освоения программы «Социокультурные Истоки».
  • Подведение итогов мониторинга. Индивидуальный «портрет» формирования основ духовно-нравственного развития ребенка.
  • Индивидуальный профиль духовно-нравственного развития личности ребенка.
  • Модель выпускника ДОУ (воспитательный идеал),
  • Групповой «портрет» сформированности основ духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста.
  • Сводная таблица результатов мониторинга формирования основ духовно- нравственного развития (возрастной) группы.
  • Этапы духовно-нравственного развития ребенка — дошкольника в процессе реализации программы «Истоки».

Мониторинг формирования основ духовно – нравственного развития детей дошкольного возраста в рамках реализации программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» осуществляется по пяти аспектам качества образования: содержательному, коммуникативному, управленческому, психологическому, социокультурному.

В содержательном аспекте качества образования выявляется уровень знаний и представлений детей по каждой теме курса пропедевтики «Истоки».

Коммуникативный аспект качества образования позволяет оценить развитие умений эффективного общения ребёнка со сверстниками и взрослыми.

В управленческом аспекте качества образования отслеживается развитие у детей управленческих способностей, в том числе умение управлять знаниями о нравственности.

Психологический аспект качества образования позволяет отследить развитие у ребёнка эмоционально-чувственной сферы и мотивации на совершение добрых дел и поступков.

Социокультурный аспект качества образования даёт возможность проследить социокультурное развитие личности ребёнка, направленное на переосмысление прошлого и настоящего жизненного опыта и развитие способности ориентироваться на будущее, а также использование ребёнком полученных знаний о нравственности в реальной ситуации, соотнесение их с усвоенной системой ценностей.

Методы мониторинга:

 регулярные наблюдения педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы (ресурсный круг, работа в парах, работа в микрогруппах),

анализ продуктов детской деятельности: беседы, чтение, просмотр иллюстраций, игровые ситуации.

Работа с детьми осуществлялась в соответствии с «Рабочей программой воспитателя», созданной на основе «Основной образовательной программы МБДОУ ДС № 31 «Медвежонок» и парциальной программы духовно-нравственного воспитания «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте в образовательной деятельности».

В работе с детьми использовались следующие технологии:

1. Здоровьесберегающие технологии;

2. Технологии проектной деятельности;

3. Технология исследовательской деятельности;

4. Информационно-коммуникационные технологии;

5. Личностно-ориентированные технологии;

6. Игровые технологии.

Итоговая таблица формирования основ духовно - нравственного развития детей в процессе освоения программы «социокультурные истоки»

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Содержательный аспект (когнитивные показатели развития)

Коммуникативный аспект (показатели развития коммуникативных умений)

Управленческий аспект (показатели развития управленческих способностей)

Психологический аспект (показатели развития эмоционально-чувственной сферы, развитие мотивации)

Социокультурный аспект (показатели социокультурного развития личности ребенка)

Итог

1

Мухьаммад Б

б

б

б

н

б

б

2

Степан Б

б

н

б

б

б

б

3

Ринат Б

б

б

б

б

б

б

4

Данил Б

б

б

б

б

б

б

5

Магомед Г

б

б

н

н

н

н

6

Софья Г

б

б

б

б

б

б

7

Маргарита Г

б

б

б

б

б

б

8

Мадина И

б

б

н

н

б

б

9

Фатима И

б

н

б

н

н

н

10

Александр И

н

б

н

н

н

н

11

Ангелина М

б

д

б

д

б

б

12

Аиша М

б

б

б

б

б

б

13

Яна С

б

д

б

д

б

б

14

Есения С

б

б

б

б

б

б

15

Агата С

б

б

б

б

б

б

16

Артем Ф

б

б

н

б

б

б

17

Александр Я

б

н

н

б

н

н

Таблица формирования основ духовно- нравственного развития детей в процессе освоения парциальной программы духовно-нравственного воспитания «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте в образовательной деятельности»

п/п

Аспекты качества

образования

Середина года

Кол-во детей: 10 человек

Достаточный

Близкий к

достаточному

Не достаточный

Чел.

%

Чел

%

чел

%

1

Содержательный аспект (когнитивные показатели развития)

0

0%

16

100%

0

0%

2

Коммуникативный аспект (показатели развития коммуникативный умений)

2

13%

12

70%

3

17%

3

Управленческий аспект (показатели развития управленческих способностей)

0

0%

12

70%

5

30%

4

Психологический аспект (показатели развития эмоционально-чувственной сферы, развитие мотивации)

2

13%

10

57%

5

30%

5

Социокультурный аспект (показатели социокультурного развития личности ребенка)

     0

0%

13

77%

4

23%

Итог промежуточной диагностики:

Н-недостаточный уровень -  4 детей 23%                                                                                            

Б-близкий к достаточному-  13 детей 77%                                                                                              

Д-достаточный уровень    -  0 детей 0%                                                                                          

Анализ качества формирования основ духовно- нравственного развития детей от 6 лет-до окончания образовательных отношений лет в процессе освоения парциальной программы духовно-нравственного воспитания «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте в образовательной деятельности» позволяет выстроить следующий рейтинговый порядок:

Содержательный аспект (когнитивные показатели развития):

достаточный уровень – 0 детей 0%;

близкий к достаточному уровень –16 детей 100%;

недостаточный уровень – 0 детей 0%.

Коммуникативный аспект (показатели развития коммуникативный умений):

достаточный уровень – 2 ребенка 13%;

близкий к достаточному уровень –12 детей 70%;

недостаточный уровень – 3 детей 13%.

Управленческий аспект (показатели развития управленческих способностей):

достаточный уровень - 0 ребенка 0%;

близкий к достаточному уровень – 12 детей 70%;

недостаточный уровень – 5 детей 30%

Психологический аспект (показатели развития эмоционально-чувственной сферы, развитие мотивации):

достаточный уровень –2 ребенка 13%;

близкий к достаточному уровень –10 детей 57%;

недостаточный уровень – 5 детей 30%.

Социокультурный аспект (показатели социокультурного развития личности ребенка):  

достаточный уровень – 0 детей 0%;

близкий к достаточному уровень –13 детей 77%;

недостаточный уровень – 4 детей 23%.

Вывод: Аналитико-обобщающий этап мониторинга позволил оценить динамику достижений детей в духовно -нравственном развитие и эффективность реализации программы «Социокультурные истоки»

Сравнительный анализ результатов мониторинга в середине учебного года показывает рост усвоения детьми программного материала «Социокультурные истоки», то есть прослеживается положительная динамика развития ребенка по всем аспектам качества образования. В основном показатели выполнения парциальной программы духовно-нравственного воспитания «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте в образовательной деятельности» под редакцией И.А. Кузьмина и А.В. Камкина, находятся в пределах достаточного уровня. Возрастное развитие детей группы соответствует норме.

Рекомендации: Продолжить с детьми работу по закреплению навыков взаимодействия в ресурсном круге, в паре, умения слушать друг друга, договариваться, приходить к согласию. Продолжить развивать целостное мировосприятие.

В совместной деятельности детей в процессе познания, освоение учебного материала, добиваться, чтобы каждый ребенок вносил свой особый, индивидуальный вклад, активно обменивался знаниями, идеями, способами деятельности, в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки.

Аналитическая справка

по результатам мониторинга достижения детьми планируемых результатов

освоения парциальной программы духовно-нравственного воспитания «Истоки»

и «Воспитание на социокультурном опыте в образовательной деятельности»

в группе детей старшего дошкольного общеразвивающей направленности

№11 «Гномики» (от 5 до 6 лет)

2023-2024 учебного года

Количество диагностируемых детей: 16

Дата проведения: май 2024г

Статус мониторинга: итоговый

Цель мониторинга: получение объективной информации о состоянии и динамике формирования основ духовно-н нравственного развития детей 3-7 лет при реализации программы «Социокультурные истоки» в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и Федеральными государственными требованиями к условиям её реализации.

Задачи:

  -  изучение продвижения ребёнка в освоении системы категорий и ценностей Истоков;  

 - определение уровня духовно-нравственного развития ребенка, на который можно опираться в общении с ребенком и его родителями;

 - выявление «точек роста» в духовно-нравственном развитии ребёнка для выстраивания коррекционно-развивающей работы с ним;

 - определение направлений дальнейшего совершенствования воспитательно-образовательного процесса, уточнения содержания, форм и технологий духовно-нравственного образования детей в дошкольном учреждении и в семье.

Методический инструментарий мониторинга

  •  Показатели оценки формирования основ духовно — нравственного развития ребенка дошкольного возраста и их выраженность в баллах в процессе освоения программы «Социокультурные Истоки» по 5 аспектам качества образования.
  •  Диагностическая беседа с детьми 3-7 лет по курсу пропедевтики «Истоки»

  •  Методические рекомендации к использованию Книг для развития детей в процессе проведения педагогического мониторинга формирования основ духовно — нравственного развития детей дошкольного возраста.
  •  Альбомы для рисования в мониторинге детского развития.
  •  Анкета для родителей «Ребенок глазами родителей».
  •  Дневник формирования основ духовно — нравственного развития детей 3-7 лет в процессе освоения программы «Социокультурные Истоки».
  •  Подведение итогов мониторинга. Индивидуальный «портрет» формирования основ духовно-нравственного развития ребенка.
  •  Индивидуальный профиль духовно-нравственного развития личности ребенка.
  •  Модель выпускника ДОУ (воспитательный идеал),
  •  Групповой «портрет» сформированности основ духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста.
  •  Сводная таблица результатов мониторинга формирования основ духовно- нравственного развития (возрастной) группы.
  •  Этапы духовно-нравственного развития ребенка — дошкольника в процессе реализации программы «Истоки».

Мониторинг формирования основ духовно – нравственного развития детей дошкольного возраста в рамках  реализации  программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» осуществляется  по пяти аспектам качества образования: содержательному, коммуникативному, управленческому, психологическому, социокультурному.

В содержательном аспекте качества образования выявляется уровень знаний и представлений детей по каждой теме курса пропедевтики «Истоки».

Коммуникативный аспект качества образования позволяет оценить развитие умений эффективного общения ребёнка со сверстниками и взрослыми.

В управленческом аспекте качества образования отслеживается развитие у детей управленческих способностей, в том числе умение управлять знаниями о нравственности.

Психологический аспект качества образования позволяет отследить развитие у ребёнка эмоционально-чувственной сферы и мотивации на совершение добрых дел и поступков.

Социокультурный аспект качества образования даёт возможность проследить социокультурное развитие личности ребёнка, направленное на переосмысление прошлого и настоящего жизненного опыта и развитие способности ориентироваться на будущее, а также использование ребёнком полученных знаний о нравственности в реальной ситуации, соотнесение их с усвоенной системой ценностей.

Методы мониторинга:

регулярные наблюдения педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними (ресурсный круг, работа в парах, работа в микрогруппах)

 анализ продуктов детской деятельности: беседы, чтение, просмотр иллюстраций, игровые ситуации.

 Работа с детьми велась в соответствии с «Рабочей программой воспитателя», созданной на основе «Основной образовательной программы МБДОУ ДС № 31 «Медвежонок» и парциальной программы духовно-нравственного воспитания «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте в образовательной деятельности».

В работе с детьми использовались следующие технологии:

1. Здоровьесберегающие технологии;

2. Технологии проектной деятельности;

3. Технология исследовательской деятельности;

4. Информационно-коммуникационные технологии;

5. Личностно-ориентированные технологии;

6. Игровые технологии.

Итоговая таблица формирования основ духовно - нравственного развития детей в процессе освоения программы          «Социокультурные истоки»

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Содержательный аспект (когнитивные показатели развития)

Коммуникативный аспект (показатели развития коммуникативных умений)

Управленческий аспект (показатели развития управленческих способностей)

Психологический аспект (показатели развития эмоционально-чувственной сферы, развитие мотивации)

Социокультурный аспект (показатели социокультурного развития личности ребенка)

Итог

1

Мухьаммад Б

д

д

д

д

д

д

2

Степан Б

б

д

б

д

б

б

3

Ринат Б

б

д

б

д

б

б

4

Данил Б

д

д

д

д

д

д

5

 Магомед Г

б

д

б

д

б

б

6

Софья Г

д

д

д

д

д

д

7

Маргарита Г

д

д

д

б

д

д

8

 Мадина И

б

д

д

д

д

д

9

Фатима И

б

д

д

б

б

б

10

Александр И

б

д

б

д

б

б

11

Ангелина М

д

д

д

д

д

д

12

Аиша М

д

д

д

д

д

д

13

Яна С

д

д

д

д

д

д

14

Есения С

д

д

д

д

д

д

15

Агата С

д

д

д

д

д

д

16

Артем Ф

б

д

б

д

б

б

Таблица формирования основ духовно- нравственного развития детей

в процессе освоения парциальной программы духовно-нравственного воспитания

«Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте в образовательной деятельности»

п/п

Аспекты качества

образования

Конец года

Кол-во детей: 10 человек

Достаточный

Близкий к

достаточному

Не достаточный

Чел.

%

Чел

%

чел

%

1

Содержательный аспект (когнитивные показатели развития)

8

50%

8

50%

0

0%

2

Коммуникативный аспект (показатели развития коммуникативный умений)

16

100%

0

0%

0

0%

3

Управленческий аспект (показатели развития управленческих способностей)

10

65%

6

35%

0

0%

4

Психологический аспект (показатели развития эмоционально-чувственной сферы, развитие мотивации)

14

86%

2

14%

0

0%

5

Социокультурный аспект (показатели социокультурного развития личности ребенка)

     9

57%

7

43%

0

0%

Итоговый на конец года:

Д-достаточный уровень    -  10 ребенка 62%                                                                                          

Б-близкий к достаточному-  6 детей 38%                                                                                              

Н-недостаточный уровень -  0 детей 0%                                                                                            

Анализ качества формирования основ духовно- нравственного развития детей в процессе освоения парциальной программы духовно-нравственного воспитания «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте в образовательной деятельности» позволяет выстроить следующий рейтинговый порядок:

Содержательный аспект (когнитивные показатели развития):

достаточный уровень –8 детей 50%;

близкий к достаточному уровень –8 детей 50%;

недостаточный уровень – 0 детей 0%.

Коммуникативный аспект (показатели развития коммуникативный умений):

достаточный уровень –16 детей 100%;

близкий к достаточному уровень – 0 детей0%;

недостаточный уровень – 0 детей 0%.

Управленческий аспект (показатели развития управленческих способностей):

достаточный уровень – 10 детей 65%;

близкий к достаточному уровень –6 детей 35%;

недостаточный уровень – 0 детей 0%

Психологический аспект (показатели развития эмоционально-чувственной сферы, развитие мотивации):

достаточный уровень –14 детей 86%;

близкий к достаточному уровень –2 ребенка 14%;

недостаточный уровень – 0 детей 0%.

Социокультурный аспект (показатели социокультурного развития личности ребенка):  

достаточный уровень –9 детей 57%;

близкий к достаточному уровень –7 ребенка 43%;

недостаточный уровень – 0 детей 0%.

Вывод: Сравнительный анализ результатов мониторинга в конце учебного года, показал рост усвоения детьми программного материала «Социокультурные истоки», то есть прослеживается положительная динамика развития ребенка по всем аспектам качества образования.

Детьми усвоена определенная система знаний норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культура.

Сознательно усвоены детьми готовые формы и способы социальной жизни, адаптированы к социуму и выработке собственного социокультурного опыта, своего стиля жизни.

Освоен социокультурный опыт и приобретены важные личностные качества, необходимые для жизни.

Продиагностировано на конец года 16 детей, т.к. один ребенок выбыл.



Предварительный просмотр:

Аналитическая справка по дополнительной программе «С чего начинается Родина» детей

группы дошкольного возраста № 11 (5 -6 лет) на 2023-2024 учебный год

Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Задачи:

- приобщение старших дошкольников к моральным ценностям человечества;

- формирование нравственного сознания и нравственного поведения через создание воспитывающих ситуаций;

- знакомство с принятыми нормами и правилами поведения, формами и способами общения;

- воспитание детей в духе патриотизма; 

- формирование у дошкольников начальных представлений об истории своей страны, о судьбах ее многонационального народа, её победах и достижениях.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.

В процессе мониторинга исследуются интеллектуальные и личностные качества ребёнка, путём наблюдений за ребёнком, бесед с ними.

Низкий уровень:

Не знает названия страны, посёлка в котором живёт, своего адреса. Узнаёт флаг и герб.  Не называет кем работают родители. Не может назвать народные праздники, игрушки. Мало знает названий растений и животных нашей местности. Не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договариваться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.

Средний уровень:

Знает своё имя, фамилию, название страны, родного посёлка, свой адрес; флаг, герб России. Имеет представления о членах семьи. Затрудняется назвать названия улиц посёлка, народные праздники. Называет животных, среду их обитания. Отличает деревья от травянистых растений. Заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договариваться с ними, не оказывает помощь, анализирует поступки с помощью взрослого.

Высокий уровень:

Знает своё имя, фамилию, название посёлка, страны, свой адрес. Узнаёт флаг, герб России. Называет названия улиц родного посёлка. Называет народные праздники, ремесленные игрушки, предметы быта.  Называет животных, среду их обитания. Называет растения; различает деревья, цветы. Заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договариваться со сверстниками. Анализирует поступки. Имеет представления о членах семьи и ближайших родственниках.

Протокол педагогической диагностики заполняется дважды в год (в начале года и в конце года)

№ п/п

Фамилия имя ребенка

Уровень развития

Испытывать гордость за свою страну, интересоваться историей Родины.

Знают традиции родного народа, символику России, своего края

Знать историю своей малой родины

Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о воинах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ

Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде

Иметь представления о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле

Иметь представления о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке

Знать стихи, произведения искусства местных поэтов и художников

Владеть знаниями об истории г. Нижневартовска, Ханты – Мансийском автономном округе -Югре

Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада

Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

Кг

1

Мухьаммад Б

б

д

б

д

б

б

б

д

б

б

б

б

б

б

б

б

б

б

б

б

б

б

б

б

2

Степан Б

б

д

б

д

б

д

б

б

б

д

б

д

б

д

б

д

б

д

д

д

б

д

б

д

3

Ринат Б

б

д

б

д

б

д

б

д

б

б

б

б

б

б

б

б

б

б

б

б

б

б

б

б

4

Данил Б

б

д

б

д

б

д

б

б

б

д

б

д

б

д

б

д

б

д

б

д

б

д

б

д

5

Магомед Г

б

д

б

д

б

д

б

д

б

д

б

д

б

д

б

д

б

д

б

д

б

д

б

д

6

Софья Г

  б

  д

б

д

б

д

б

б

б

д

б

д

б

д

б

д

б

д

б

д

б

д

б

д

7

Маргарита Г

б

д

б

д

б

д

б

д

б

д

б

д

б

д

б

д

б

д

д

д

б

б

б

д

8

Мадина И

б

д

б

б

б

б

б

д

б

б

б

б

б

б

б

б

б

б

б

б

б

д

б

б

9

Фатима И

б

д

б

д

б

б

б

д

б

д

б

д

б

д

б

д

б

д

б

д

б

д

б

д

10

Александр И

б

д

б

б

б

б

б

б

б

б

б

б

б

б

б

б

б

б

б

б

б

б

б

11

Ангелина М

д

д

д

д

б

д

б

б

б

д

б

д

д

д

б

д

б

д

д

д

б

д

д

д

12

Аиша М

б

д

б

д

б

б

б

б

б

д

б

д

б

д

б

д

б

д

б

д

б

д

б

д

13

Яна С

д

д

д

д

б

д

б

д

б

д

б

д

д

д

б

д

б

д

д

д

б

д

д

д

14

Есения С

д

д

д

д

б

д

б

д

б

д

б

д

д

д

б

д

б

д

д

д

б

д

д

д

15

Агата С

б

д

б

д

б

д

б

д

б

д

б

д

б

д

б

д

б

д

б

д

б

д

б

д

16

Артем Ф

б

д

б

д

б

б

б

д

б

б

б

б

б

б

б

б

б

б

б

б

б

б

б

б

17

Александр Я

б

-

б

-

б

-

б

-

б

-

б

-

б

-

б

-

б

-

б

-

б

-

б

-

Достаточный уровень

3

17

3

15

-

10

-

8

-

11

-

11

3

11

-

11

-

11

5

11

-

11

3

11

Близкий к достаточному

14

-

14

2

17

7

17

9

17

6

17

6

14

6

17

6

17

6

12

6

17

6

14

5

Недостаточный

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Анализ обследования детей на начало учебного года показал, что:

- Достаточный уровень – 3 детей – 17%

- Близкий к достаточному уровень-  14ребенка – 83%

- Низкий уровень – 0%

Анализ обследования детей на конец учебного года показал, что:

- Достаточный уровень – 11 детей – 69%

- Близкий к достаточному уровень-  5 ребенка – 31%

- Низкий уровень – 0%

Вывод:

У детей сформированы представления:

- о семье, членах семьи;

- о проявлении заботы и любви к родным;  

- о детском саде, и людей, которые в нём работают;

- о проявлении сострадания, заботливости, внимательности к друзьям, к тем, кто о них заботится.

   У детей сложились элементарные представления:

- о родном городе. Они знают название города, узнают главные достопримечательности города на фото;

- о символах нашей страны (берёзе, матрёшке).

       Работа по формированию детей дошкольного возраста нравственно-духовных качеств еще не закончена, но уже сегодня, наблюдая за детьми, можно утверждать, что результаты проводимой работы положительные. Яркие впечатления об истории родного края, о Родине, о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.