Трансляция педагогического опыта
На сегодняшний день публикации, мастер-классы, семинары и практикумы являются одной из самых эффективных форм обучения и получения новых знаний.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 12 «Сказка»
городского округа город Фролово
«Волшебные пальчики или
Пальчиковые игры в саду и дома.
Формирование речевых навыков с помощью пальчиковых игр»
Конспект мастер - класса
Составила:
Волкова Оксана Петровна
воспитатель высшей категории
Фролово, 2015
Тема: «Волшебные пальчики или Пальчиковые игры в саду и дома. Формирование речевых навыков с помощью пальчиковых игр»
Цель: Дать взрослым представления о значении пальчиковых игр в речевом развитии ребенка. Учить использовать пальчиковые игры в разнообразных видах деятельности и разных режимных моментах.
Задачи: Создание условий для развития у педагогов умения видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей и проявления речевой деятельности. Расширение перспективы поисково-речевой деятельности. Стимулирование желания к построению эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребёнка и позитивной самореализации взрослых.
ХОД:
Прежде, чем начать свой мастер-класс, я предлагаю вам, уважаемые коллеги, зарядиться положительными эмоциями, а для этого мы с вами отправимся в лес. Ведь где как не в лесу можно прекрасно отдохнуть.
Сядьте, пожалуйста, удобно и закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. В самой чаще у реки стоит скамейка, присядьте на неё. Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: прошёл дождь, пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения и чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами на протяжении всего мастер – класса. А сейчас, надеюсь, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «Волшебные пальчики».
На первой минуте своего мастер – класса хочу напомнить высказывание Иммануила Канта, что рука является вышедшим наружу головным мозгом, прозвучало еще задолго до того, как была доказана значимость развития тонкой моторики рук.
Действительно, развитие мелкой моторики рук ускоряет созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь ребёнка. Ведь моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга. Другими словами, хорошо говорящий ребёнок – это успешный ребёнок.
Моя задача — донести до каждого из вас важность развития руки ребенка.
Что такое мелкая моторика?
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. К области мелкой моторики относится большое разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Ученые, изучая деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение двигательной функции руки. Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей и мелкой моторики. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. В то же время чтение стихов, потешек с четким ритмом помогают улучшить у ребенка координацию движений. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учить соблюдению речевых норм.
Ученые установили, если развитие пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Пальчиковые игры в сопровождении стихов развивают не только мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.
Пальчиковые игры и упражнения — наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Разучивание текстов с применением «пальчиковой» гимнастики способствует более быстрому формированию речи, пространственного мышления, внимания, воображения, помогает в усвоении эмоциональной выразительности. Пальчиковые игры в этом процессе неоценимы. И лучше заниматься ими как можно дольше.
Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком
-Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, объяснить незнакомые слова, применяя картинки или игрушки, при этом отрабатывая необходимые жесты, движения. Это позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения.
-Все упражнения необходимо выполнять ежедневно.
-Указания должны быть спокойными, четкими.
-Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
-Текст разучивайте наизусть постепенно, соотнося слова с движением.
-Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию.
-Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.
-Никогда не принуждайте. Следите, чтобы не было передозировки. Упражнения надо давать малыми порциями, но с оптимальной нагрузкой.
-Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
-Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые)
Примеры пальчиковых игр:
«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.
«Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.
Пальчиковая игра «Крышечки»
В перевёрнутые пластиковые крышки ставятся указательный и средний палец. Под слова гимнастики передвигаются, «шагают по столу».
Пальчики обули
Смело в них вперёд шагнули!
Встали пальчики и вот – закружился хоровод! (пальчики шагают) .
Игра с палочками
Можно использовать карандаши, небольшие палочки
Вы скачите палочки, как солнечные зайчики (поочерёдно шагаем палочками по коленам)
Прыг-скок, прыг-скок, прискакали на лужок
(скрещиваем палочки сверху вниз и ставим на колени) .
Одной ножкой топ-топ (шагаем правой палочкой,
Другой ножкой топ-топ (левой)
На головку сели, песенку запели (Ставим палочки на голову стучим друг об дружку)
«Мозаика», «Конструктор», - этот материал способствует интенсивному развитию движений пальцев рук. Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.
Игры с бусинками: «Разноцветные бусы», «Сделаем куклам мамы» - помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагаются для нанизывания на верёвочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз-рука». В этой детской игре формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина). Начинаем обучение с более легких заданий: бусинки - крупные, диаметр шнурка большой.
Игры-шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); способствуют развитию речи; развивают творческие способности; развивают усидчивость; игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе.
Игры с прищепками - развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи.
Например: Игра "Елочка"
Вырежьте из зеленого картона треугольник. Это будет елочка. Предложите ребенку прицепить на елочку с обеих сторон иголочки (прищепки). Если у вас есть зеленые прищепки, предложите ребенку использовать только их, так вы еще и параллельно будете обучать малыша цветам. Потом елочку можно раздеть и снова одеть.
Игра - массаж «Чудо–прищепки» - ребенок поочередно на каждое слово стиха «кусает» прищепкой ногтевые фаланги.
Кусается сильно котенок – глупыш.
Он думает: это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: кыш!
Игра «Фасоль» Воспитатель просит детей сделать дорожку из фасоли; предлагает выложить из фасоли какой-то рисунок; к 3-м фасолинам добавить ещё 2-е и подсчитать сколько получилось всего; убрать 3 фасолины и подсчитать сколько осталось; добавить 4 фасолины и сказать сколько всего на столе фасоли и т.п; предлагает рассортировать фасоль на три баночки.
«Узоры из ниток» Выкладывание узоров или геометрических фигур из шерстяных или холщевых ниток разной толщины и длины на бархатной бумаге. Это позволяет тренировать не только мышцы рук, но и способствует развитию тактильных ощущений, внимания, мышления, координации в пространстве.
«Аква гимнастика для пальчиков» Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры с водой. Мы соединили это увлечение со специальными пальчиковыми упражнениями. Суть метода заключается в следующем. В миску наливаем немного воды, вода должна быть комфортной температуры, на дно миски выкладываем пуговицы разных форм, размеров и цветов, камушки, ракушки. А дальше, включая наше воображение, пальчики превращаются в осьминогов, человечков, рыбок, которые «путешествуют» по морскому дну или находят таинственные клады. Здесь нет предела фантазии. Для изучения цветовой гаммы можно предложить детям «выловить» предметы определенного цвета, для развития тактильных ощущений – «выловить» предметы гладкие (шершавые, тяжелые (легкие) и т. д. Важно, что такие игры увлекают ребенка, вызывают интерес, развивают мелкую моторику руки, аккуратность, усидчивость и умение концентрировать внимание. В процессе таких игр ребенок получает массу положительных эмоций, что очень важно для его полноценного психического развития.
Опыт моей работы и результативность использования в практике традиционных методов таких как: пальчиковая и дыхательная гимнастики, логоритмика, выявил возможность способов вариативности традиционных и нетрадиционных методов, таких как биоэнергопластика, кинезиология и Су-Джок терапия.
И мне бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с вышеназванными методами. Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе.
---Что же такое биоэнергопластика?
Биоэнергопластика является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био – человек, энергия – сила, пластика- движение. Биоэнергопастика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь.
Уважаемые коллеги, предлагаю выполнить упражнение на развитие биоэнергопластики. Сначала я вам покажу, а затем выполним вместе.
«Дятел»
Тук-тук-тук. Тук-тук-тук,
Раздаётся чей-то стук.
На первую строчку – постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой, на вторую – наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой. Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, отчётливо произнося звук «д-д-д-д»
Это дятел на сосне
Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево. Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «д-д-д-д»
Долбит клювом по коре.
А сейчас давайте попробуем повторить упражнение вместе. Приготовились?
Спасибо, молодцы, у вас замечательно получилось. На примере данного упражнения мы увидели, как происходит соединение артикуляционного аппарата с движениями рук.
---Следующий метод, с которым я вас познакомлю, Су - Джок терапия.
Су - Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су Джок –терапия оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.
Стимуляция точек соответствия, массаж кистей рук способствуют созреванию нервных клеток и активному функционированию коры головного мозга, что в свою очередь, активно развивает речь. Сейчас мне понадобится ваша помощь, пожалуйста, выйдите три добровольца.
Сейчас мы выполним массаж пальцев рук «Су-Джок» он будет представлен в стихотворной форме. Данный массаж выполняется специальным массажным шариком. Если у вас под рукой не окажется шарика, можно сделать его самим из бумаги. Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной:
Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек
По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(катаем шарик слегка сжимая ладонями прямыми движениями между ладонями)
Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.
(движения по пальцам)
Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!
(кладём в ладонь шарик и берём подушечками пальцев)
Спасибо, молодцы, у вас получилось. Цель массажа: воздействовать на биологически активные точки по системе Су - Джок, стимулируя речевые зоны коры головного мозга.
Практическая часть:
Но мастер – класс должен чему-то научить, поэтому я предлагаю вам, уважаемые коллеги, сделать простое пособие, которое сможет вызвать восторг у детей.
Пособие «Комочек»
Цель: Вызывать интерес, развивать мелкую моторику руки, аккуратность, усидчивость и умение концентрировать внимание. Получить массу положительных эмоций.
Сейчас продаются мякиши, сделанные из воздушных шариков и муки, с нарисованными рожицами. На нашем мастер - классе мы изготовим это пособие сами. Его можно сделать из шариков нужного цвета и размера, используя их не только для тренировки пальчиков, но и тренировки зрительного восприятия ребенка (различие цветов, размера, формы).
Оборудование: воздушные шары, нитки мулине, цветные маркеры, мука, ножницы,
Для изготовления данного пособия понадобится: мука, воздушные шары, разноцветные нитки мулине, простой карандаш, ножницы небольших размеров воронка. Берём воздушный шарик, помещаем в него воронку и насыпаем чайной ложкой муку (наполнитель может быть разный, например, круглый горох, греча). Для того чтобы мука более плотно находилась в воздушном шарике, необходимо утрамбовать её с помощью простого карандаша. Когда в воздушном шарике будет достаточно муки, завязываем его нитками мулине. Рисуем с помощью цветных маркеров глазки, носик, ротик. И у нас получается «Комок» с разноцветными волосами и весёлым личиком.
- Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Данные приёмы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей, что подтверждают результаты диагностики.
Но хотелось бы обратить внимание на то, что ведущая роль в развитии ребёнка принадлежит семье. Именно семья является источником, который питает человека с рождения, даёт ребёнку первые знания и умения. Только вместе семья и педагоги могут решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. Речевое развитие является одним из важнейших этапов развития ребенка. Своевременное развитие речи позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Как же помочь ребенку общаться, познавать и играть? Я предлагаю вашему вниманию листовки, которые помогут обратить внимание родителей к данной проблеме.
Рефлексия
(проводится под спокойную музыку).
Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.
А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер-классе нового.
А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!
А мне остаётся только поблагодарить зал за внимание.
Творческих всем успехов!
Предварительный просмотр:
Семинар практикум
Тема: «Педагог должен ежедневно открывать искусство общения, поведения, внешнего облика в самом себе»
Цель: Поднять уровень морально-педагогической подготовки воспитателей и вооружить их знаниями, которые могут успешно применяться в процессе их педагогической деятельности, как с воспитанниками, так и с их родителями.
Ход:
1. Вводная часть
Приветствие. Создание эмоционально-психологического настроя.
«Люди сами надевают на себя оковы, завязывают глаза и после этого удивляются, почему так плохо живется»,- эти слова Генри Фонда помогут нам сбросить напряжение, улыбнуться друг другу и настроить нас на дружелюбную рабочую атмосферу.
Свое вступительное слово нам хотелось бы начать словами Вольтера:
«Только тот, кто владеет собой может повелевать миром».
Говоря иными словами, только человек с высокими моральными качествами может добиться многого. Мы должны быть более совершенными ради себя и наших детей и к этому нас обязывает выбранная нами профессия – Педагог, Воспитатель
И вот сегодняшняя наша встреча посвящена педагогической этике.
2. Основная часть.
Теоретический блок.
Давайте в начале нашей беседы вспомним, что же такое «этика». Слово это образовано от древнегреческого einos – «нрав, обычай, хороший образ мысли».
Философами античного общества в своих работах высказывались некоторые суждения по вопросам педагогической этики. Например,
Демокрит говорил о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребенка, об использовании детской любознательности как основы учения о предпочтении средств убеждения над средствами принуждения;
Платон исповедовал идею необходимости подчинения детей воле воспитателя и постоянного контроля за ними, высокой оценки послушания и использования методов наказания при неповиновении;
Аристотель считал воспитание делом государственной важности;
но только Квинтилиан впервые поставил вопросы педагогики на профессиональном уровне – его рекомендации представляли собой обобщение педагогического опыта, предостерегали педагога от использования принуждения.
Требования, предъявляемые в настоящее время современным обществом к педагогу, весьма велики. О его профессиональных качествах судят не только по тому, насколько он владеет различными методиками, но и по тому, насколько хорошо он воспитан. Культурный человек, каковым мы хотим видеть педагога, должен владеть достижениями поведенческой культуры, уметь использовать ее в профессиональной деятельности и личной жизни.
Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей. Среди этих категорий – профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет.
Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нем лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует от нас с вами высокого профессионализма и педагогического такта.
Кстати, «такт» в переводе с греческого – « легкое прикосновение».
« Легкое прикосновение» к человеку, его мыслям, чувствам, умение понять, посочувствовать, пожалеть.
Педагогический такт – это всегда творчество и поиск.
Постоянное общение воспитателя с детьми требует от него «большого такта, сочетающего в себе высокую требовательность, чуткость, справедливость, гуманность, настойчивость, выдержку и самообладание». Все это – важнейшие показатели его профессиональных способностей и возможностей.
Обладая педагогическим тактом, воспитатель умеет разговаривать с детьми, выслушивать их. Американский психолог Вирджиния Сатир особо подчеркивает, что если взрослый не может выслушать ребенка, ему даже не стоит делать вид, будто он слушает. Если у ребенка возникла проблема, которую он считает важной, необходимо уделить ему все ваше внимание. Если же в данный момент не можете этого сделать, объясните ребенку, что сейчас вы заняты и подойдете к нему, как только освободитесь. Но при этом чрезвычайно важно помнить ваше обещание и, не дожидаясь повторного напоминания, уделять ребенку внимание, как только появится такая возможность. Далее, воспитатель проявляет выдержку в любых обстоятельствах; находит способы воздействия на детей, учитывая их самолюбие, выбирает место и время для разговора по душам; понимает и оценивает детские поступки, и, главное, умеет индивидуализировать методы и приемы воспитания, опираясь на лучшее, что есть в ребенке. Высокая требовательность воспринимается детьми, как акт справедливости, когда она сочетается с чуткостью, деликатностью и терпением. Гуманность педагога проявляется в неуклонном соблюдении прав и свобод ребенка. Особо следует сказать о недопустимости любых насильственных действий в отношении детей: навязывания чужого мнения, ущемления личного достоинства, применения телесных.
А сейчас я предлагаю вам выполнить следующее упражнение.
Упражнение «Салфетки»
Перед вами на столе лежат совершенно одинаковые бумажные салфетки. Возьмите одну салфетку и строго выполняйте мои инструкции:
- разверните салфетку;
- оторвите правый уголок;
- сверните салфетку пополам;
- оторвите правый уголок;
- сверните салфетку пополам;
- оторвите правый уголок;
- сверните салфетку;
- разверните салфетку.
- Посмотрите, что получилось. Все салфетки разные, хотя вы все выполняли одну и ту же инструкцию. Почему же так получилось? Потому что мы с вами разные. Каждый из нас по-своему воспринимает одну и ту же информацию, по-разному выполняет одни и те же действия. В этом есть и «плюс» и «минус». «Минус» в том, что в обращении с нами нужны разные методы и приёмы, а «плюс» - было бы совсем неинтересно жить, если бы мы думали и делали одинаково.
И если всё это необходимо учитывать в процессе общения взрослых, то, что же является главным в ходе взаимодействия с детьми, главным именно для педагогов?
Каждый ребенок неповторим, каждый ребенок особенный. И чтобы приоткрыть дверцу в мир детской души, необходимо правильно подобрать ключ. Но даже имея в руках ключ, было бы, наверное, неправильно думать, что эта дверь может легко открыться. Воспитатель должен уметь «влезть в шкурку ребенка», проникнуться его замыслами и интересами, быть близким ему по духу и эмоциональной отзывчивости. Завоевать доверие детей, стать поверенным их тайн можно только одним путем: уважая их самих, их секреты, мечты, интересы, переживания, стремления. У чуткого любящего детей воспитателя в арсенале множество приемов, которые помогают вызвать к себе расположение дошколят. От того, как вы выглядите в глазах детей, зависит многое: станут ли они верить в вас, в ваш авторитет, будут ли перенимать от вас лучшие качества. Ведь дети учатся быть доброжелательными, приветливыми, вежливыми, внимательными, чуткими на примере своего наставника. Они видят сочувствие на лице воспитателя, если кто-то ушибся; неподдельную радость, когда они добиваются успехов; огорчение, когда у них неудачи. Они наблюдают за вами, когда вы терпеливо что-то разъясняете няне, приветливо встречаете их родителей…Дети, находясь в детском саду весь день, видят в нас образец поведения.
Стили педагогического общения
Профессиональная деятельность педагога невозможна без педагогического общения. Педагогическое общение представляет собой систему взаимодействия педагога с детьми с целью оказания на них воспитательного воздействия, формирования педагогически целесообразных взаимоотношений и самооценки ребенка, создания благоприятного для психического развития микроклимата.
Личностные качества воспитателя, проявляющиеся в его профессиональной деятельности, становятся значимым фактором, определяющим содержание, характер и особенности влияния его на личность ребенка. Слова и поступки педагога определяют особенности и дальнейшее развитие его взаимодействия с детьми, влияют на рост самосознания детей, на формирование дружеских привязанностей среди сверстников.
Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и либеральный.
Авторитарный стиль педагогического общения
Педагог занимает доминирующую позицию, не позволяет детям проявлять самостоятельность и инициативу. Воспитанники в данном случае выступают объектом воспитательных воздействий.
Дети при таких способах взаимодействия будут, скорее всего, прекрасно вооружены знаниями, умениями и навыками и даже демонстрировать их на практике, однако такая демонстрация обусловлена не реальными потребностями и ценностями ребенка, а необходимостью реализовывать желательное поведение в присутствии воспитателя. Данная модель не способствует развитию самостоятельности и творческой инициативы у детей, а также полноценным межличностным контактам.
Демократический стиль педагогического общения
Основная особенность этого стиля – взаимоприятие и сотрудничество. Педагог ориентирован на привлечение воспитанников к обсуждению и совместному решению общих дел, проблем. Создает условия для самореализации и проявления творческой инициативы детей.
Способствует развитию у ребенка умения общаться, учитывать интересы других людей, проявлять инициативу и самостоятельность. Ребенок чувствует себя эмоционально защищенным, проявляет уверенность и активность.
Либеральный стиль педагогического общения
Характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, формализмом. Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность. Уходит от ответственности за результаты своей деятельности.
К результатам такого подхода к воспитанию относится разрыв эмоциональных связей взрослых с ребенком. Возможно, что ребенок проявит раннюю самостоятельность и независимость, но не будет способным к участию и сопереживанию другим людям.
Диагностика стиля педагогического общения воспитателя ДОУ
Выберите наиболее подходящий для Вас вариант ответа.
1) Считаете ли Вы, что ребенок должен:
a) делиться с Вами всеми своими мыслями, чувствами и переживаниями;
b) говорить Вам только то, что сам захочет;
c) оставлять свои мысли и переживания при себе.
2) Если ребенок взял у своего сверстника (в его отсутствие) без разрешения игрушку и пр., то Вы:
a) доверительно с ним поговорите и предоставите возможность самому принять нужное решение;
b) предоставите детям самим разбираться в своих проблемах;
c) известите об этом всех детей и заставите вернуть игрушку с извинениями.
3) Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок сегодня на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание. Как Вы поступите:
a) похвалите и всем детям покажете его работу;
b) проявите заинтересованность, выясните, почему как хорошо получилось сегодня;
c) скажите ему: «Вот так бы всегда занимался».
4) Ребенок, входя в комнату, не поздоровался с Вами. Вы:
a) заставите его громко при всех поздороваться;
b) не обратите на это внимание;
c) сразу же начнете общаться с ребенком, не упоминая об его промахе.
5) Дети спокойно занимаются. У Вас есть свободная минутка, и Вы предпочтете:
a) спокойно, не вмешиваясь, наблюдать, как они играют и общаются;
b) кому-то поможете, подскажете, сделаете замечание;
c) займетесь своими делами в группе.
6) Какая точка зрения Вам кажется более правильной:
a) чувства, переживания ребенка еще поверхностны, быстро проходят, и на них не стоит обращать особого внимания;
b) эмоции ребенка, его переживания – это важные факторы, с помощью которых его можно эффективно обучать и воспитывать;
c) чувства ребенка удивительны, переживания его значимы, и к ним нужно относиться бережно, с большим тактом.
7) Ваша исходная позиция в работе с детьми:
a) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый должен, может научить и воспитывать его;
b) у ребенка много возможностей для саморазвития, сотрудничество же взрослого должно направляться на максимальное повышение активности самого ребенка;
c) ребенок развивается почти неуправляемо под влиянием наследственности и семьи, и поэтому главная забота, чтобы он был здоров, накормлен и не нарушал дисциплину.
8) Как Вы относитесь к активности самого ребенка:
a) положительно – без нее невозможно полноценное развитие;
b) отрицательно – она часто мешает целенаправленно и планомерно вести обучение и воспитание;
c) положительно, но только тогда, когда активность согласована с педагогом.
9) Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что делал это дома. Ваши действия:
a) сказали бы: «Ну и не надо»;
b) заставили бы выполнить работу;
c) предложили бы другое задание.
10) Какую позицию Вы считаете более правильной:
a) ребенок должен быть благодарен взрослым за работу о нем;
b) если ребенок не осознает заботу о нем, не ценит ее, то это его дело: когда-нибудь пожалеет;
c) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь.
Ключ для обработки ответов воспитателей
Варианты ответов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
a 2 3 2 2 3 1 2 3 1 2
b 3 1 3 1 2 2 3 1 2 1
c 1 2 1 3 1 3 1 2 3 3
25-30 баллов – предпочтение демократического стиля;
20-24 баллов – склонность к авторитарному стилю;
10-19 баллов – выраженность либерального стиля общения.
В реальной педагогической практике чаще всего имеют место смешанные стили общения. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля общения, которые порой оказываются достаточно эффективными. Но и в этом случае педагог должен быть в целом ориентирован на демократический стиль общения, диалог и сотрудничество с детьми, так как этот стиль общении я позволяет максимально реализовать личностно-развивающую стратегию педагогического взаимодействия. Стиль общения непосредственно влияет на атмосферу эмоционального благополучия в детском коллективе, которая, в свою очередь, во многом определяет результативность учебно-воспитательной деятельности.
«Семь воспитательских позиций по отношению к детям»
Существует несколько воспитательских позиций по отношению к детям. Предлагаю вам оценить себя, и сделать вывод кто Вы по отношению к воспитанникам?
• Карабас-Барабас. В соответствии со своей ролью этот педагог нуждается лишь в чётком и правильном исполнении детьми его спектаклей - постановок. Такое общение в большей степени похоже на дрессировку, на выучку маленьких оловянных солдатиков. Основой всего воспитания является страх и подчинение воле взрослого, подавляющего естественную активность дошкольников. Поведение ребенка, посещающего группу с таким Карабасом-Барабасом, похоже на пружину, постоянное давление сжимает её, при малейшем ослаблении пружина с огромной силой вырывается вверх и её траектория становится малопредсказуемой, а сила — разрушительной.
Активность детей, освобожденных на некоторое время от давления такого воспитателя (например, на занятиях у других специалистов, направляется на выплеск накопившейся энергии, другими словами, дети не обращают внимания на слова взрослого, пока не устанут. Они быстро привыкают к сильным стимулам (окрик) и перестают реагировать на спокойный голос.
В случае необходимости (открытое занятие, диагностическое обследование) дети в группе Карабаса-Барабаса могут показывать достаточно высокий уровень овладения какими-либо знаниями и умениями, но лишь в условиях искусственно созданного спектакля, так как знания и умения выдрессированы, усвоены автоматически. Стоит немного изменить условия игры, заменить картинки, задать вопрос иначе, и дети уже не смогут воспроизвести то, что усвоили.
Самым печальным последствием такого воспитания является выработка у детей двойной позиции, манипулятивных способностей. Уже дошкольник способен понять, что ложь помогает избежать неприятностей, а лесть — добиться одобрения. И всё это является следствием использования диктаторского стиля и дисциплины как основных мер воздействия.
• Мальвина. Такой педагог чётко знает, что правильно, а что нет, что нужно, а что бесполезно. Действия Мальвины укладываются в чёткий и единственно правильный стереотип. Она умна, но может действовать только так, и никак иначе, потому что считает такие действия единственно правильными. Такой подход эффективен в воспитании у детей культурно-гигиенических навыков, предполагающих выработку чётко последовательных действий (сначала откручиваем кран, потом уж намыливаем руки, а не наоборот). Что же касается повседневного общения, естественно возникающих конфликтов, здесь Мальвина действует просто: непонятное ей автоматически становится неправильным. Как следствие, отсутствие у детей инициативности, самостоятельности, любознательности и эмоциональности.
• Красная Шапочка. Эмоциональна, непоследовательна и непрогматична. Вызывает у детей симпатию, основанную на схожести. В своих действиях такой педагог руководствуется сиюминутно возникшими желаниями, не продумывает последствия хотя бы на полшага. В действиях Красной Шапочки отсутствует учёт реальных жизненных обстоятельств. Такая инфантильность приводит к торможению волевой регуляции поведения у детей, к развитию неорганизованности, неумению предвидеть последствия своего поведения.
• Спящая Красавица. Она безразлична и к детям, и к окружающему миру, «присутствуя, отсутствует». В группе её не видно и не слышно, дети предоставлены сами себе. Общение педагога с детьми носит абсолютно формальный характер, деятельность детей никак не регулируется. Дети не могут занять себя, у них отсутствует потребность в новых ощущениях. Следствием такой системы воспитания становится безразличие детей к окружающему миру либо расторможенность, основное и любимое занятие - баловство.
• Наседка. Наилучший вариант воспитательской позиции для ясельной группы. Заботлива, внимательна, тревожна, повсюду видит опасность, по поводу и без повода «кудахчет», ни на минуту не оставляя детей без внимания и неусыпного контроля. Всё расскажет, всё покажет, разжует и в рот положит. В итоге у детей пропадает необходимость и потребность «махать крыльями» самостоятельно. Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, тревожность, лень - вот последствия такой воспитательской позиции.
• Снежная Королева. Красавица, лишённая чувства любви и привязанности к детям. Её главное желание - повелевать маленькими Каями. Добивается она подчинения, манипулируя чувствами, подменяя насыщенную естественную жизнь внешне привлекательным, но, по сути, бесполезным времяпрепровождением. Как следствие — эмоциональная бесчувственность, жестокость, безынициативность.
•Мери Поппинс. Разносторонне развитая, эрудированная, тактичная. Знает потребности детей, закономерности их развития. В общении естественна и эмоциональна, гибко сменяет позиции в различных ситуациях. Обучение детей проводит настолько естественно, что они этого не замечают, используя игру, проблемные ситуации в повседневной жизни. Главное - любит детей!
- Таким образом, мы видим, что данная классификация раскрывает особенности основных педагогических позиций. Важно отметить, что, как и чистых типов темперамента, «чистых» педагогических позиций также не бывает, можно выделить лишь способность к той или иной. И, в связи с этим, вам вопрос: как вы думаете, какая из данных позиций наиболее полно способствует развитию личности ребёнка и почему?
Думаем, что каждый из вас увидел свои проблемы, свои минусы в общении, сделаете правильные выводы.
Одним из важных моментов общения с детьми является умение владеть голосом. Предлагаю вам проверить, насколько способность управлять своим голосом развита у вас. Нужно произнести текст: «Зайку бросила хозяйка… » с определённой интонацией.
Произнесение текста:
1. Шёпотом.
2. С максимальной громкостью.
3. Волнообразно.
4. Как будто вы страшно замёрзли.
5. Как будто у вас во рту горячая картошка.
6. Как маленькая девочка.
Однажды знаменитый поэт Ф. Шиллер сказал: «Из слов человека можно видеть, за кого он хочет прослыть, но то, что он есть на самом деле, можно угадать лишь по мимике, жестам, телодвижениям, которые непроизвольны».
По данным французского исследователя Ф. Сюлже, только 7% информации во время общения мы с вами получаем из содержания высказывания, 38% - интонации, 55% достоверной информации – через позу, мимику, выразительные движения. Все эти понятия входят в определение голоса. На ваш взгляд, имеет ли значение, каким голосом вы будете разговаривать с детьми, родителями? Что вы можете вообще сказать о голосе в процессе взаимодействия с окружающими? »
(высказывания педагогов)
- Из ваших слов можно сделать вывод, что умение управлять своим голосом является важнейшим моментом в процессе общения с окружающими. Существуют такие понятия, как «чарма» - мягкий, успокаивающий голос, который не включает в себя психологическую защиту и «императив» - жесткий, властный, подавляющий тон. Вы понимаете, что эффективность в общении приносит «чарма», поэтому нам с вами необходимо овладевать именно этим видом голоса.
Правила речевой культуры педагога:
- Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у воспитанников значительного напряжения.
- Педагог должен говорить внятно.
- Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту.
- Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами - логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических - бесцветна.
- Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.
- Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие воспитанников: воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.
Невербальная культура общения педагога
Невербальное общение - это неречевая форма, которая передает образное и эмоциональное содержание и включает в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт и прикосновения.
Невербальные средства так же важны, как и вербальные. Исследования говорят о том, что в беседе 45% информации передается словами, а 55% - невербальными средствами.
Невербальное поведение педагога связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. Рассмотрим кратко основные невербальные средства общения.
Роль мимики в передаче информации
Особая роль в передаче информации отводится мимике - движениям мышц лица. Мимика выражает проживаемые состояния, отношения. Исследования показали, что если лицо педагога неподвижно - теряется до 10-15% информации.
Выразительность пластики тела
Поза педагога должна быть свободной, без зажатости, психологической скованности, "окаменелости" (например, жесткая стойка со скрещенными на груди руками).
Упражнение «Поза Наполеона».
Коллеги, сейчас по моей команде: «Раз, два, три» вам необходимо всем одновременно показать одно из трёх предложенных мною движений (какое понравится).
Показ движений
Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперёд с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего каждый участник показывает одно из 3-х движений. Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.
Комментарий:
Это упражнение показывает не только то, насколько вы готовы к работе, но и может быть поводом для размышления в рамках нашей темы.
Если большинство показали ладони, значит, вы готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.
При общении необходимо следовать некоторым принципам:
- принимать ребенка таким, каков он есть;
- помнить, что каждый человек самобытен;
- верить в способности воспитанников
- стимулировать их творческую активность;
- уважать личность детей, создавать ситуацию успеха для каждого;
- не унижать достоинства ребёнка;
- не сравнивать детей друг с другом, сравнивать только результаты действий;
- помнить, что любой может ошибаться;
- не забывать, что каждый волен иметь свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих.
Самые распространённые ошибки в речи воспитателя:
Частое употребление слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами;
Употребление в речи лишних слов: ну, вот, значит, это…
Неуместное использование звукоподражательных слов;
Ошибки в речи: ложить вместо класть, свекла вместо свёкла, придумай слово вместо назови и припомни, позвоним вместо позвоним и др.
От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.
Помня об этом, воспитатель должен считать профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи, чтобы основательно знать родной язык детей, которых он воспитывает.
Рефлексия
«Психологическая зарядка»
- А сейчас я предлагаю вам встать в круг и выполнить зарядку: одновременно делаем движение и произносим фразу - 2-3 раза.
1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть поочерёдно левым, правым глазом: «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь».
2. Положить на лоб левую ладонь, затем правую: «Я решаю любые задачи, ведь со мною – любовь и удача».
3. Встать на цыпочки, поднять руки, сомкнуть их над головой в кольцо: «Я согрета солнечным лучиком и достойна самого лучшего».
4. Руки в стороны, кулаки сжать, делать вращения руками: «На моём пути нет преграды, и всё получается так, как надо».
5. Руки на поясе, делать наклоны вправо-влево: «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу».
6. Руки на поясе, наклоны вперёд-назад: «Ситуация мне подвластна, мир прекрасен, я прекрасна».
7. Подпрыгивать на правой ноге, затем на левой: «Я бодра и энергична, все дела идут отлично».
8. Сложив руки в замок, сделать глубокий вдох: «Вселенная мне улыбается, всё у меня получается».
Притча
Сейчас я возьму стеклянную банку и наполню её камнями.
Скажите, пожалуйста: «Полна ли банка? » Ответили да, полна) .
Сейчас я возьму горох и высыплю его в эту же банку. (горох занял свободное место между камнями) .
А теперь полна банка? (ответили да, полна)
Тогда я возьму коробку, наполненную песком и высыплю его в эту же банку. (Естественно песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл) .
А теперь полна банка? (Ответили да, полна, на этот раз однозначно.)
(Тогда я из-под стола достала кружку с водой и вылила её в банку до последней капли, размачивая песок) .
Педагог: Банка – это ваша жизнь.
Камни – это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети – всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется.
Горох – это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль.
Песок – это всё остальное, мелочи.
Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горох и камни. И так же, в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей.
Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, что-то починить, вымыть посуду. Занимайтесь прежде всего камнями, то есть самыми важными вещами в
жизни; определите ваши приоритеты, остальное – это только песок.
Вы спросите, какое значение имеет вода? Я это сделала просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для праздного безделья.