Календарно-тематическое планирование уроков литературы

Страница содержит разработки календарно-тематического планирования уроков литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_5klass.doc94.5 КБ
Microsoft Office document icon literatura_6_klass.doc106.5 КБ
Microsoft Office document icon literatura_7_klass.doc161.5 КБ
Microsoft Office document icon literatura_8_klass.doc113 КБ
Microsoft Office document icon literatura_9klass.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование уроков литературы

 в 5 классе(68ч).

 

Дата

п

Дата

ф

Тема

стр.

1

Введение.

 К читателям.

3-6

2

Устное народное творчество.

Русские народные сказки.

7-8

3

Сказка – вид народной прозы.

Волшебная сказка «Царевна-лягушка»

8-28

4

Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» -

волшебная сказка героического содержания.

28-37

5

Сказки о животных и бытовые сказки.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель».

38-44

6

Из древнерусской литературы.

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

45-51

7

Из русской литературы 18 века. М.В.Ломоносов.

Юмористическое нравоучение «Случились вместе два астронома в пиру…»

52-54

8

Из русской литературы 19 века. Басенное творчество И.А.Крылова. Басня «Волк на псарне».

55-61

9

Басни И.А.Крылова «Свинья под дубом», «Ворона и лисица».

61-67

10

В/ч. Басня как литературный жанр.

 -

11

В.А.Жуковский. Детство и начало литературного творчества.

Сказка «Спящая царевна».

68-72

12

Черты литературной и народной сказки в произведении В.А. Жуковского «Спящая царевна».

73-81

13

Жанр баллады в творчестве В.А.Жуковского.

Баллада «Кубок».

81-87

14

А.С. Пушкин. Детство, юность, начало творческого пути.

 Стихотворение «Няне».

88-89

15

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина народных сказок.

90-91

16

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Истоки рождения сюжета. Система образов.

92-100

17

Поэтичность и музыкальность «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина

101-111

18

Рифма. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь.

111-117

19, 20

Русская литературная сказка.

А.Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители».

118-152

21

В.М. Гаршин «Attalea princes»

153-163

22,23

М.Ю. Лермонтов «Бородино».

164-172

24,25

Н.В.Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки».

«Заколдованное место».

173-185

25

Н.А.Некрасов. Начало литературной деятельности.

 «На Волге».

186-192

26

Н.А.Некрасов. «Мороз, Красный нос».

192-196

27

Вн.чт. Н.А.Некрасов «Крестьянские дети».

196-206

28

И.С.Тургенев. «Муму». История создания.

Знакомство с героями.

207-210

29

Герасим в доме барыни.

210-224

30

 Герасим и Муму.

224-240

31,32

Р/р. Классное сочинение по рассказу И.С. Тургенева «Муму».

 _

33

Лирика А.Фета «Весенний дождь».

244-246

34

Л.Н.Толстой. Рассказ « Кавказский пленник » как протест против национальной вражды. Жилин и горцы.

247-258

35

Л.Н.Толстой. Рассказ « Кавказский пленник ».

Жилин и Костылин.

258-276

36,37

Р/р. Сочинение-рассуждение по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

_

38

А.П.Чехов. Рассказ «Хирургия». Юмористический и сатирический талант А.П.Чехова.

277-285

39

Вн.чт. Рассказы Антоши Чехонте.

_

40,41

Р/р. Русские поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе.

 Чтение и анализ стихотворений.

286-300

42

Из русской литературы 20 века.

И.А.Бунин. «Косцы». Человек и природа в рассказе.

Ч 2.

3-10

43

В.Г. Короленко. «В дурном обществе».

Вася и его отец.

11-25

44

Жизнь среди серых камней.

Общение Васи с Валеком и Марусей.

25-46

45

Р/р. Сочинение по произведению В.Г.Короленко « В дурном обществе ».

 -

46

Поэтическое изображение родины и родной природы в стихотворениях С.Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями».

47-51

47

П.П.Бажов. «Медной горы Хозяйка».

52-60

48

Образы героев сказа П.П.Бажова « Медной горы Хозяйка».

60-65

49

Вн.чт. П.П.Бажов «Малахитовая шкатулка». Судьба Танюшки.

_

50

К.Г.Паустовский «Теплый хлеб».

66-76

51

      К.Г.Паустовский «Заячьи лапы».

Р/р. Сочинение-миниатюра.

76-82

52

С.Я.Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои в сказке. Традиции народной сказки.

83-102

53

А.П.Платонов «Никита». Комментированное чтение.

103-112

54

В.П. Астафьев. « Васюткино озеро». Автобиографичность произведения. Черты характера героя и его поведение в лесу.

113-125

54

В.П. Астафьев. « Васюткино озеро».

Человек и природа в рассказе.

126-141

55

Поэты о Великой Отечественной войне.

Отработка навыка выразительного чтения.

142-149

56

Р/р. Писатели и поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе.

Чтение и анализ стихотворений.

150-157

57,58

 Писатели улыбаются. Рассказы о детях Саши Черного. Юмористическое содержание рассказов.

158-176

59

Итоговый урок по русской литературе.

_

60

Из зарубежной литературы.

Р.Л.Стивенсон «Вересковый мед».

177-181

61

Д.Дефо «Робинзон Крузо». Отрывок.

182-194

62,63

Х.К.Андерсен «Снежная королева».

195-227

64

Ж.Санд «О чем говорят цветы?».

228-240

65

М.Твен «Приключения Тома Сойера». Отрывок.

241-257

66

Джек Лондон «Сказание о Кише».

258-272

67,68

Уроки итогового контроля.

_



Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕ (68ч.)

ТЕМА

Стр.

Дата

Дата

1

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой, выражение авторской позиции.

С.3-5

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО(2 Ч.+1 Ч.)

2

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни.

С.6-11

3

Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора, их народная мудрость.

С.13-16

4

Р.р.Устное сочинение-рассказ по пословице.

С.17

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА(1Ч.)

5

Летопись как жанр древнерусской литературы. «Повесть временных лет» и ее сказания. «Сказание о Белгородском киселе».

С.23-26

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА(2Ч.+1Ч.)

6

Русские басни. И.И. Дмитриев. «Муха».

С.27-32

7

И.А. Крылов. «Осёл и Соловей», «Листы и корни», «Ларчик».

С.32-45

8

Р.Р. Чтение наизусть басен И.А. Крылова.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА(  25Ч.+6Ч. )

9

А.С.Пушкин. Лицей в жизни Пушкина-школа дружбы. «К Пущину».

С.48-56

10

Вольнолюбивые устремления А.Пушкина. «Узник».

С.57

11

Р.Р.Лингвопоэтический анализ стихотворения А.Пушкина «Зимнее утро».Антитеза. Аллитерация.

С.58-59

12

Р.Р.Отработка навыка выразительного чтения наизусть стихотворений А.Пушкина.

13

Т.Л.Стихотворная речь. Двусложные размеры стиха.

С.61

14

ВН.ЧТ. «Повести Белкина»(«Метель»,»Барышня-крестьянка»).

С.156-158

15

Роман А.Пушкина «Дубровский».Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова.

С.67-152

16

Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. Учитель в доме Троекуровых.

С.67-152

17

Романтическая история любви Дубровского и Маши Троекуровой.

С.67-152

18

Т.Л.,Р.Р. Композиция и сюжет произведения. Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в романе А.Пушкина «Дубровский».

С.155-156

19

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Тучи». Мотивы одиночества и тоски поэта-изгнанника.

С.159-164

20

Восточное сказание М.Ю. Лермонотова «Три пальмы». Тема поверженной красоты.

С.166-168

21

Мотивы одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Утёс», «Листок», «На севере диком».

С.169-171

Т.Л.Трехсложные размеры стиха

С.254-256

22

Р.Р.Отработка навыка выразительного чтения наизусть стихотворений Лермонтова.

23

И.С. Тургенев. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей.

С.174-205

24

Мастерство И.С. Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека в рассказе «Бежин луг».

С. 174-205

25

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Ф.И. Тютчев. Стихотворения «Неохотно и несмело» и др.

С.209-215

26

А.А. Фет. Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила…» и др. Переплетение природы и любви.

С.217-223

27

Н.А.Некрасов. «Железная дорога».Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя.

С.226-236

28

Своеобразие композиции стихотворения «Железная дорога». Особенности поэтической  интонации.

С.226-236

29

ВН.ЧТ. Историческая поэма Н.А. Некрасова «Дедушка».

С.238-253

30

Н.С.Лесков. «Левша».Власть и народ .Понятие о сказе.

С.257-306

31

 Левша как выразитель национального характера. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа.

С.257-306

32

Особенности языка сказа Н.С. Лескова «Левша».

33

ВН.ЧТ. Н.С. Лесков. Рассказ «Человек на часах».

34

А.П.Чехов.Рассказ «Толстый и тонкий». Смешное и грустное в рассказе.

С.309-316

35

ВН.ЧТ.Рассказы А.П.Чехова («Канитель», «Жалобная книга», «Пересолил»).Понятие об авторском стиле.

36

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Е.А. Баратынский, Я.П. Полонский,  А.К. Толстой

С.317-322

37

Р.Р.Отработка навыка выразительного чтения наизусть стихотворений о природе.

38  

Р.Р.Чтение и анализ стихотворений о природе.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ 20 ВЕКА( 19 ч.)

39

А.А. Грин. Феерия «Алые паруса».

С.3-29

40

А.П.Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас.

С.30-39

41

ВН.ЧТ. Рассказы А.Платонова.

отзыв

42

М.М.Пришвин. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши.

С.40-77

43

Образ природы. Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне».

С.40-77

44

История Травки и ее значение в произведении. Правда Антипыча. Особенности жанра и композиции. Смысл названия.

С.40-77

45,46

Р.Р.Сочинение по сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».

47

ВН.ЧТ. Ю.М. Нагибин. «Мой первый друг, мой друг бесценный».

48

Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов. К.Симонов. Д.Самойлов.

С.79-86

49

Р.Р.Конкурс чтецов «Этих дней не молкнет слава…»

50

ВН.ЧТ. Дети на войне.(По рассказу В.Богомолова «Иван».)

отзыв

51

В.П. Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой»

С.88-111

52

В.Г.Распутин. «Уроки французского». Отражение трудностей военного быта.

С.128-150

53

Нравственные проблемы рассказа. Роль учительницы в жизни мальчика.

С.150-165

54

Р.Р. Сочинение по произведениям В.Астафьева и В. Распутина.

55

Писатели улыбаются. «Чудики» В.М. Шукшина. Рассказ «Срезал».

С.158-173

56

Ф.Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла».

С.174-194

57,58

Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века. Чтение и анализ стихотворений.

С.195-205

59

Из литературы народов России. Г. Тукай. К. Кулиев.

С.206-212

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ  АВТОРОВ (6 ч. )

60

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».

С.213-226

61

Гомер и его героические поэмы «Илиада» и «Одиссея».

С.227-232

62

ВН.ЧТ. Мигель де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот»

С.263-265

63

И.Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка».

С.266-271

64

П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе».

С.273-291

65

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» - философская сказка и мудрая притча.

С.294-313

ПОВТОРЕНИЕ (3 ч.)

66

Р.Р.Отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.

67

Выявление уровня литературного развития учащихся.

68

Рекомендации по чтению летом.



Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое  планирование по литературе в 7 «А» классе

Тема урока

Кол-во часов

Стр.

Дата проведе-ния по плану

Дата проведения факт.

1

Введение. (1ч)

 Выявление уровня литературного развития учеников. Знакомство с учебником

3-6

Устное народное творчество (4ч)

2

Предания как поэтическая автобиография народа

1

7-10

3

Понятие о былине.

11-16

4

Идейно-художественный анализ былины «Вольга и Микула Селянинович»

1

17-23

5

 Былина «Садко», ее своеобразие.

1

24-37

6

Карело-финский эпос «Калевала».

1

38-45

7

«Песнь о Роланде».

1

46-59

8

Пословицы и поговорки

1

60-68

Древнерусская литература (3ч)

9

Древнерусская литература. «Повесть временных лет» «Поучение Владимира Мономаха».

1

69-73

10

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» . Фольклорные мотивы.

1

73-82

11

Гимн любви и верности в «повести о Петре и Февронии Муромских». Домашнее сочинение

1

73-82

Произведения русских писателей 18 века.(2ч)

12

М.В.Ломоносов. Слово о поэте. Оды Ломоносова

1

84-88

13

Г.Р.Державин. Философская лирика поэта.

1

89-92

Произведения русских писателей 19 века (28ч)

А.С.Пушкин (6ч)

14

А.С.Пушкин. Слово о поэте. История в произведениях А.С.Пушкина. Поэма «Полтава».

1

93-97

15

А.С.Пушкин «Медный всадник» (отрывок).

1

98-101

16

А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»

1

102-109

17

А.С.Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре.

1

109-119

18

А.С.Пушкин. «Повести Белкина». «Станционный смотритель»

1

121-136

19

Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского».

1

121-136

М.Ю.Лермонтов (4ч)

20

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про купца Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

1

137-160

21

Нравственный поединок Калашникова с  Кирибеевичем и Иваном Грозным».

1

137-160

22

Стихотворения М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» «Молитва», «Ангел»

1

162-166

23

Урок контроля. Контрольная работа по творчеству Пушкина и Лермонтова

1

Н.В.Гоголь (4ч)

24

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Эпоха и герои

1

167-237

25

Товарищество и братство в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

1

167-237

26

Художественные особенности повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

1

167-237

27

Р/Р. Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Домашнее сочинение

1

И.С.Тургенев (2ч)

28

И.С.Тургенев. Слово о писателе. Рассказ «Бирюк».

1

238-249

27.

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача»

1

250-253

4.5.

Н.А.Некрасов (2ч)

28.

Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество. Историческая основа поэмы «Русские женщины»

1

29.

Н.А.Некрасов. Стихотворения «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день, часу в шестом…»

1

4.6.

М.Е.Салтыков-Щедрин

3

30.

М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

1

31.

М.Е.Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик» Обличение социальных пороков.

1

32.

Урок контроля (литературная игра по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина).

1

4.7.

Л.Н.Толстой

2

33-34.

Л.Н.Толстой. «Детство». Взаимоотношения детей и взрослых.

2

4.8.

Стихотворения о родной природе

1

35.

«Край ты мой, родимый край!». Стихи русских поэтов 19 века о родной природе

1

4.9.

А.П.Чехов

3

36-37.

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон» Картина нравов в рассказе.

2

38.

Урок внеклассного чтения. Рассказы А.П.Чехова «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня»

1

№ 5

Произведения писателей 20 века

23

5.1.

И.А.Бунин

2

39.

И.А.Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Цифры»

1

40.

Урок внеклассного чтения. Рассказ «Лапти». Стихотворения И.А.Бунина. Домашнее сочинение

1

5.2.

М.Горький.

4

41-42.

М.Горький. Слово о писателе. «Детство»

2

43.

Р/Р. Подготовка к сочинению «Золотая пора детства» в произведениях Л.Н.Толстого, И.А.Бунина, М.Горького

1

44.

М.Горький. «Старуха Изергиль»: легенда о Данко

1

5.3.

Л.Н.Андреев

1

45.

Л.Н.Андреев. Слово о писателе. Рассказ «Кусака»

1

5.4.

В.В.Маяковский

2

46.

В.В.Маяковский. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

1

47.

Стихотворение В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

1

5.5.

А.П.Платонов

3

48-49.

А.П.Платонов. Слово о писателе. Рассказ «Юшка»

2

50.

А.П.Платонов «Неизвестный цветок». Домашнее сочинение

1

5.6.

А.Т.Твардовский

3

51.

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Стихотворение «Братья»

1

52.

Стихотворения А.Т.Твардовского. Самостоятельная работа (анализ одного из стихотворений).

1

53.

Урок внеклассного чтения. Стихотворения о великой отечественной войне

1

5.7.

Ф.А.Абрамов

2

54-55.

Ф.А.Абрамов. «О чем плачут лошади»

2

5.8.

Е.И.Носов

2

56.

Е.И.Носов. Рассказ «Кукла»

1

57.

Е.И.Носов. «Живое пламя». Взаимосвязь природы и человека.

1

5.9.

Ю.П.Казаков.

2

58-59.

Ю.П.Казаков. «Тихое утро»

2

5.10.

Д.С.Лихачев.

1

60.

Д.С.Лихачев. «Земля родная»

1

5.11.

Стихи о родной природе

1

61.

«Тихая моя Родина…» Стихотворения о родной природе

1

№ 6.

Зарубежная литература

7

62.

Р.Бернс. «Честная бедность» и другие стихотворения.

1

63.

Д.Г.Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой…!»

1

64.

Японские трехстишия. Хокку

1

65.

Дж. Олдридж. «Отец и сын (из повести «Последний дюйм)

1

66.

О.Генри. «Дары волхвов»

1

67.

Луиджи Пиранделло. «Черепаха»

1

68.

Итоги года и задание на лето.

1



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по литературе в 8 классе (68 ч.)

Дата

Тема

Стр.

Введение (1 ч.)

6.09

1

Русская литература и история.

3-5

Устное народное творчество (2 ч.)

8.09

2

Исторические  и лирические народные песни. Частушка как малый песенный жанр.

6-12

13.09

3

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком».

13-17

Из древнерусской литературы (2 ч.)

15.09

4

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы.  «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского».

18-27

20.09

5

ВН.ЧТ. «Когда нам светит Серафим…» (Житие Серафима Саровского)

Из литературы 18 века (4+1ч.)

22.09

6

«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века.

31-36

27.09

7

Д.И.Фонвизин. «Недоросль»: социальная и нравственная проблематика комедии, её сатирическая направленность.

37-51

29.09

8

Анализ эпизодов комедии  «Недоросль». Речевые характеристики героев как средство создания комического.

51-74

4.10

9

Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении. Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по комедии  Д.И.Фонвизина  «Недоросль».

74-77

6.10

10

И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз», их историческая основа.

80-87

Из литературы 19 века (26+5 ч.)

11.10

11

Слово о К.Ф.Рылееве. Дума «Смерть Ермака».

88-94

13.10

12

А.С.Пушкин и история. «История Пугачёва» (отрывки)

95-102

18.10

13

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения, его жанр. Герои и их прототипы. Истоки формирования личности Гринёва (анализ 1-2 глав)

102-122

20.10

14

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринёв и Швабрин (анализ 3-5 глав)

122-144

25.10

15

Пугачёв и народ в повести. Народное восстание в авторской оценке (анализ 6-8 глав)

144-167

27.10

16

Новые испытания Петра. Средства характеристики героев повести (анализ 9-11 глав)

167-189

1.11

17

Образ Маши Мироновой (анализ 12-14 глав). Смысл названия романа.

189-212

3.11

18

ВН.ЧТ. А.С.Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы

228-229

15.11

19

Стихотворения « К***» («Я помню чудное мгновенье…»), особенности его поэтической формы

226-228

17.11

20

Стихотворения « Туча», « 19 октября», их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы

220-226

22.11

21

Р.Р. Сочинение по творчеству А.Пушкина (по выбору)

24.11

22

М.Ю.Лермонтов, воплощение исторической темы в его творчестве. Романтическая  поэма «Мцыри», её условный историзм.

230-255

29.11

23

Мцыри как романтический герой. Особенности композиции поэмы

1.12

24

Р.Р. Отработка навыка выразительного чтения наизусть отрывка из поэмы «Мцыри». Подготовка к домашнему сочинению.

6.12

25

Н.В.Гоголь, воплощение исторической темы в его творчестве. История создания и первой постановки комедии «Ревизор»

260-265

8.12

26

Разоблачение пороков чиновничества в комедии «Ревизор». Приёмы сатирического изображения.

265-352

13.12

27

Практикум-обучение анализу эпизода. Чиновники на приёме у «ревизора».

300-324

15.12

28

Хлестаков и хлестаковщина. Понятие о «миражной интриге».

324-340

20.12

29

Особенности композиционной структуры комедии «Ревизор». Смысл «немой сцены».

340-345

22,27.12

30,31

Р.Р. Сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» «Роль эпизода в драматическом произведении».

12.01

32

Н.В.Гоголь. «Шинель». Тема «маленького человека» в литературе.

358-390

17.01

33

Вн.чт. И.С.Тургенев. Повесть «Ася»- история любви. Образ «тургеневской девушки».

19.01

34

 М.Е.Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывок) как художественно-политическая сатира. Средства создания комического.

3-14

24.01

35

Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы в рассказе «Старый гений».

15-26

26.01

36

Л.Н.Толстой. История создания рассказа «После бала».

27-40

31.01

37

Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои.

40-41

2.02

38

 Р.Р. Мастерство композиции рассказа, его психологизм. Подготовка к домашнему сочинению «Утро, изменившее жизнь».

7.02

39

ВН.ЧТ. Нравственные проблемы в повести Л.Н.Толстого «Отрочество».

9.02

40

Поэзия родной природы в в русской литературе 19 века.

41-44

14.02

41

А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история  об упущенном счастье. Психологизм произведения.

45-58

Из литературы 20 века (17+1 ч.)

16.02

42

И.А.Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Кавказ»: лики любви.

59-66

21.02

43

А.И.Куприн. Нравственные проблемы в рассказе «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье.

67-75

28.02

44

А.А.Блок. Историческая тема в творчестве поэта. Стихотворение «Россия». Образ России и её истории.

76-77,

85-86

2.03

45

А.А.Блок. Цикл стихотворений «На поле Куликовом»: история и современность.

81-85

7.03

46

С.А.Есенин. «Пугачёв»-поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания.

88-95

14.03

47

  Слово о И.С.Шмелёве. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.

96-106

16.03

48

Слово о М.А.Осоргине. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».

108-114

21.03

49

Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий в рассказах Тэффи, О.Дымова, А. Аверченко.

114-125

4.04

50

Тэффи. «Жизнь и воротник». Юмор в рассказе и способы создания комического.

125-130

6.04

51

М.Зощенко. «История болезни». Смешное и грустное в рассказе.

130-135

11.04

52

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Картины фронтовой жизни в поэме «Василий Тёркин». Тема служения Родине.

136-163

13.04

53

Василий Тёркин-защитник родной страны. Герой и автор.

18.04

54

Р.Р. Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин», фольклорные мотивы в ней. Отработка навыка выразительного чтения наизусть отрывка.

20.04

55

Слово о А.П.Платонове. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм произведения.

164-190

25.04

56

Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

190-201

27.04

57

В.П.Астафьев. Отражение военного времени в рассказе «Фотография, на которой меня нет». Развитие представлений о герое-повествователе

202-220

4.05

58

Нравственные проблемы в рассказе «Фотография, на которой меня нет».

11.05

59

Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты русского зарубежья об оставленной Родине.

221-226, 227-230

Зарубежная литература (5 ч.)

16.05

60

У.Шекспир. Сонеты.

235-239

251-252

18.05

61

Трагедия Шекспира «Ромео и Джульетта»,вечные проблемы в ней. Сюжет и конфликт в драматическом произведении.

241-251

23.05

62

Ж.-Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа.

253-307

25.05

63

Дж.Свифт. «Путешествие Гулливера» (отрывок) как сатира на государственное устройство.

307-326

30.05

64

В.Скотт. «Айвенго» как исторический роман.

327-372

Резервные часы (2 ч.)

65-68

Итоги года и задание на лето.



Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 9 КЛАССЕ (102 Ч.)

ВВЕДЕНИЕ (1 Ч.)

1

Литература как искусство слова  и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.

С.3

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (3 Ч.)

2

Литература Древней Руси,ее самобытность.»Слово о полку Игореве».История открытия памятника.Русская история в «Слове…»

С.4-33

3

Художественные особенности «Слова…»:композиция,образы,жанр,язык.

4

Р.Р.Подготовка к домашнему сочинению «Образ русской земли в «Слове…»

Д.соч.

ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА (9 Ч. )

5

Лекция»Русская литература 18 века (обзор).Классицизм как художественное направление.»

С.35-41

6

М.В.Ломоносов-ученый,поэт,реформатор русского языка и системы стихосложения.»Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния».

С.42-46,50-51

7

Прославление Родины,мира,науки,просвещения в «Оде на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Елисаветы Петровны 1747 года».Ода как жанр.

С.51-58

8

Жизнь и творчество Г.Р.Державина.»Властителям и судиям» . »Памятник».Идеи просвещения,гуманизма,справедливости,мысль о бессмертии.

С.59-67

9

Семинар «Д.И.Фонвизин.Комедия «Недоросль»,ее герои и идеи. Правила классицизма в произведении.»

10

Правила классицизма в комедии «Недоросль»..

11

Жизнь А.Н.Радищева,его гражданский подвиг.»Путешествие из Петербурга в Москву»:замысел,тема,композиция,жанр.

С.68-74

12

Сентиментализм как художественное направление.Н.М.Карамзин-историк и писатель.»Бедная Лиза».Особенности языка.

С.75-104

13

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.Утверждение общечеловеческих ценностей.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА ( 54)

14

Лекция «Русская литература 19 века(обзор).Романтизм и реализм как художественные направления».

С.105-113,214

15

Жизнь и творчество В.А.Жуковского.»Море»,»Невыразимое».

С.114-126

16

Баллада В.Жуковского «Светлана»,особенности жанра.Нравственный мир героини.Язык произведения.

С.127-140

17

ВН.ЧТ.Поэзия К.Н.Батюшкова и Е.А.Баратынского.

18

А.С.Грибоедов : личность и судьба драматурга.Замысел комедии «Горе от ума».

С.141-148

19

Сюжет  комедии «Горе от ума»,ее конфликт.»Век нынешний» и «век минувший».Анализ сцен.

148-153

20,21

Чацкий в системе образов комедии.Конкретно-историческое и общечеловеческое в героях произведения.

С.152-156,отр.наиз.

22

Р.Р.Язык комедии.Преодоление канонов классицизма,путь к реализму.И.А.Гончаров.»Мильон терзаний».

С.156-164

23,24

Р.Р.Сочинение по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

25

Лекция «Жизнь и творчество А.С.Пушкина.Пушкин в восприятии читателя («Мой Пушкин»).Лицейская лирика.Тема дружбы.

С.167-172

26

Лирика петербургского периода.Темы свободы, власти, служения Родине в поэзии.»Деревня»,»К Чаадаеву»,»К морю»,»Анчар».

С.172-178,180-184

27

Тема любви в лирике А.Пушкина(«На холмах Грузии…»,»Я Вас любил…»,»Я помню чудное мгновенье…»,»Сожженное письмо»)

С.184-188

28

Тема поэта и поэзии в лирике А.Пушкина («Пророк»,»Поэту»,»Памятник»)  

С.192-195,178-180

29

ВН.ЧТ.»Цыганы» и «Бахчисарайский фонтан» как романтические поэмы.

С.195-198

30

«Маленькие трагедии»,их нравственные уроки.

С.199-214

31

Роман «Евгений Онегин»: история создания, замысел и композиция, жанр.Онегинская строфа.

С.215-218

32

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.Трагические итоги жизненного пути.

С.218-232

33

Татьяна Ларина-нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.

С.232-236

34

Эволюция взаимоотношений Онегина и Татьяны.Анализ двух писем.

Отр.наиз.

35

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.

С.236-240

36

Пушкинская эпоха в романе.»Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни».Реализм романа.

37

Р.Р.Пушкинский роман в критике. Подготовка к домашнему сочинению.

С.240-249

38

Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова.Мотивы вольности и одиночества в лирике(«Парус»,»И скучно,и грустно…»,»Нет,я не Байрон…»)

С.250-263,282-284

39

Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова. »Смерть поэта»,»Поэт»,Пророк».

С.263-267,273-279

40

Любовная лирика Лермонтова(«Нет,не тебя так пылко я люблю…»,»Нищий»,»Расстались мы…» и др.)

С.279-282,284-286

41

Эпоха безвременья в лирике Лермонтова.»Дума».Тема России и ее своеобразие.»Родина».

С.267-273

42

«Герой нашего времени»-первый психологический роман в русской литературе.Замысел,сложность композиции романа.Сюжет и фабула.

С.288-300,315-316

43

Главы «Бэла»,»Максим Максимыч».Печорин как представитель поколения.Мастерство автора в раскрытии образов героев.

С.300-304,309-311

44

«Журнал Печорина» как средство его самораскрытия . »Тамань»,»Княжна Мери».

45

Печорин в системе женских образов романа.Любовь в жизни героя.

С.311-315

46

Печорин в системе мужских образов романа.Дружба в жизни Печорина.

С.300-307

47

Роль главы «Фаталист» в идейном замысле романа.

С.307-309

48

Р.Р.Споры о романтизме и реализме романа.Оценка творчества М.Лермонтова В.Г.Белинским.Подготовка к домашнему сочинению.

С.316-318

49

Жизнь и творчество Н.В. Гоголя.Первые успехи(«Вечера на хуторе близ Диканьки»,»Миргород»).История создания,замысел,жанр поэмы «Мертвые души».

С.319-343

50,51

Анализ эпизодов «Чичиков у помещиков».

С.351-361

52

Образ города и чиновничества в поэме «Мертвые души».»Повесть о капитане Копейкине».

С.343-344

53

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой.Эволюция его образа в замысле поэмы.

с.344-350

54

Мертвые и живые души в поэме.Образ России.Автор как лирический и идейно-композиционный центр поэмы.

55,56

Р.Р.Сочинение по поэме Н.Гоголя «Мертвые души».

57

 А.Н.Островский.»Бедность не порок».Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.

58

Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы.

59

Ф.М.Достоевский.Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи»,черты его внутреннего мира.

60

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

61

ВН.ЧТ.Л.Н.Толстой.»Юность».Формирование личности героя,его духовный  конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление.Психологизм повести.

62

А.П.Чехов.»Смерть чиновника».Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века и чеховское отношение к нему.

С.3-12

63

Р.Р.Лингвопоэтический анализ рассказа А.Чехова»Тоска».Тема одиночества человека в мире.Образ города.

С.12-27

64

ВН.ЧТ. Идейное и эмоциональное богатство русской поэзии . Н.Некрасов,Ф.Тютчев,А.Фет.

65

Семинар «Романсы и стихи на слова русских поэтов 19 века».

С.267-274

Русская литература 20 века (25 ч.)

66

Русская литература 20 века:многообразие жанров и направлений.Понятие о »Серебряном веке».

С.29-31

67

И.А.Бунин.»Темные аллеи».История любви.»Поэзия» и «проза» русской усадьбы.Лиризм повествования.

С.32-48

68

Судьба А.А.Блока,его поэтический мир.

С.49-63

69

Судьба С.А.Есенина.Тема Родины в лирике поэта.

С.64-79

70

Размышления о жизни,предназначении человека в лирике С.Есенина.Народно-песенная основа поэзии.

С.78-83

71

Судьба В.В.Маяковского,его новаторство в поэзии.Своеобразие стиля,ритма,интонаций.»

С.84-96

72

Судьба М.И.Цветаевой.Стихи о поэзии,любви,ожизни и смерти.

С.105-113

 

73

Образ Родины в лирическом цикле М.Цветаевой «Стихи о Москве».Традиции и новаторство поэтессы.

С.112-114

74

Судьба А.А. Ахматовой.Трагические интонации в любовной лирике.

С.116-133

75

Тема поэта и поэзии в лирике А.Ахматовой.

С.129

76

Судьба Б.Пастернака,его поэтический мир.

С.180-193

77

Урок-концерт по теме «Серебряный век русской поэзии».

78

М.А.Булгаков.»Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество.

С.97-104

79

Система образов повести «Собачье сердце».Смысл названия.Гуманизм позиции автора.Роль фантастики и гротеска.

80

М.А.Шолохов.»Судьба человека».Композиция рассказа,сказовая манера повествования.

С.153-179

81

Образ Андрея Соколова.Судьба человека и судьба Родины.Роль пейзажа,широта реалистической типизации.

82

Личность,жизнь и судьба А.И.Солженицына.»Матренин двор». Картины послевоенной деревни.Образ рассказчика.

С.218-262

83

Тема праведничества в рассказе.Матрена и ее трагическая судьба.

84

Р.Р.Сочинение «Нравственный смысл рассказа А.Солженицына «Матренин двор».

85

Судьба Н.А.Заболоцкого.Философская лирика поэта.

С.134-151

86

Р.Р.Анализ стихотворения Н.Заболоцкого «Завещание».

С.150

87

Личность,жизнь и судба А.Т. Твардовского. Раздумья о Родине и о природе в лирике.

С.194-209

88

.Р.РАнализ стихотворения А.Твардовского «Я убит подо Ржевом».

С.209-215

89

ВН.ЧТ.А.Т.Твардовский.Поэма «Страна Муравия»,мысль о преображении Родины в ней.Стиль произведения.

С.201-203

90

Семинар «Романсы и песни на стихи русских поэтов 20 века.

С.275-282

91

Контрольная работа по русской литературе 20 века.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (7 ч. )

92

Античная лирика.Катулл.Чувства и разум в любовной лирике поэта.

С.288-294

93

Гораций.»Я воздвиг памятник…»Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев.

С.294-299

94

Данте Алигьери.»Божественная комедия» :   замысел , композиция,философский характер.Чтение и анализ фрагментов.

С.300-310

95

У.Шекспир.»Гамлет»(обзор с чтением отдельных сцен).Одиночество Гамлета в конфликте с реальным миром» расшатавшегося века».

С.311-319

96

Трагизм любви Гамлета и Офелии.Философский характер  трагедии.Гамлет как вечный образ мировой литературы.

97

И.В.Гете.»Фауст» как философская трагедия.(Обзор с чтением отдельных сцен).Противостояние добра и зла,Фауста и Мефистофеля.

С.320-331

98

Трагизм любви Фауста и Гретхен. Фауст как вечный образ мировой литературы.

Повторение (4 ч.)

99-102

Выявление уровня литературного развития учащихся.Итоги года и задания для летнего чтения. Резервные уроки.