Методическая копилка


Предварительный просмотр:

С печки азбука свалилась... 

Что такое дислексия и дисграфия? Cпецифические ошибки письма и чтения

Долгое время считалось: ребенок, который упорно пишет "лапма" или "рампа" вместо "лампа", просто невнимательный и ленивый. Не хочет учиться — вот и все дела! Однако сейчас большинство специалистов уверены, что в основе подобных "промахов" лежат более серьезные причины — несформированность речи или других психических функций (например, памяти или восприятия). Специфические нарушения письменной речи называются дисграфией (проблемы возникают непосредственно при письме) и дислексией (затруднено чтение).

Что это такое?

Не вдаваясь в научные дебри, можно сказать, что дисграфия — это неправильное написание, пропуск или замена буквы в сильной позиции. То есть стойкие ошибки там, где их, казалось бы, сделать просто невозможно. Например, мы четко слышим звуки "д" и "м" в слове "дом", и вопроса, какие буквы писать, у нас не возникает. А у ребенка с дисграфией масса вариантов: "том", "дон", "бом" и многое другое — в зависимости от типа и причин нарушения. Но если ваше чадо пишет "граза" — марш учить правила и подбирать проверочные слова, потому что дисграфия тут ни при чем.

При дислексии ребёнок делает всевозможные "чудные" ошибки в чтении и к тому же не может научиться читать быстро и выразительно. Как правило, где дисграфия, там и дислексия, поэтому многие логопеды не разделяют их, а называют "специфическими нарушениями письменной речи".

Отчего и почему?

В настоящее время выделяют три основные причины возникновения дисграфии и дислексии.

Наследственность. Некоторые ученые утверждают, будто им удалось обнаружить ген, который как раз и отвечает за предрасположенность человека к дислексии. Однако что это за ген, можно ли его как-то обезвредить, науке пока доподлинно не известно.

Неблагоприятные факторы, негативно влияющие на зоны мозга, ответственные за умение писать и читать. Эти факторы разнообразны: от токсикозов, которыми мать страдала во время беременности, до заболеваний вроде менингита или энцефалита. На развитии детского мозга отрицательно сказываются резус-конфликты, алкоголизм, курение родителей и даже... их нежелание иметь ребенка!

Социальные причины. Это и атмосфера в семье, и окружение малыша, и его отношение к детскому саду или школе (если учителя чересчур жестко требуют, "чтобы палочки были "попендикулярны", желание писать пропадет у кого угодно), и двуязычие, то есть наличие в семье людей, говорящих на разных языках.

Пусть меня научат

Диагноз "дислексия" или "дисграфия" обычно ставится детям, окончившим первый класс. Однако сейчас многие родители начинают учить наследников грамоте еще до поступления в школу, и уже при зачислении в первоклашки специалисты могут выявить малышей из "группы риска", а по результатам первого полугодия — определить, кто из них действительно демонстрирует признаки дислексии. Многолетние наблюдения логопедов свидетельствуют: работа с шестилетками эффективна на 70%, в то время как занятия с учениками начальной и средней школы — только на 20-30%. В младших классах речевые нарушения серьезно осложняют обучение чтению и письму, а в старших — усвоение грамматики и ряда гуманитарных предметов. Нередки случаи, когда из-за трудностей с письменной речью встает вопрос о невозможности пребывания ребенка в общеобразовательной школе. Но чаще всего при помощи учителя и родителей логопед в силах справиться с проблемой. Помните только, что логопед — не репетитор, который "поднатаскает" ваше чадо и обеспечит ему хорошие отметки. Этот специалист подготавливает почву для успешного овладения и правильного применения навыков письменной речи. Именно поэтому он зачастую ведет работу, которая на первый взгляд далека от тетради и ручки: тренирует речевой слух, учит делить слова на слоги и понимать различные речевые конструкции.

Нарушения письма и чтения часто связаны со сбоями в работе головного мозга. Поэтому помимо занятий с логопедом детям часто необходимы специальные препараты, регулирующие мозговую деятельность (их назначает невролог). Бояться не надо — во-первых, сильнодействующих лекарств из-за дислексии никто не пропишет, а во-вторых, правильно подобранные медикаменты помогут малышу быстрее справиться с трудностями.

Какие ошибки говорят о нарушениях письменной речи?

Развитие дисграфии и дислексии можно предупредить. Поэтому, едва заметив признаки нарушений, следует немедленно обратиться к логопеду!

Нарушения письма:

  • Пропуски, вставки и перестановки букв: "пака", "палкта" или "пакла" вместо "палка".
  • Замены и смешения букв, обозначающих похожие звуки.

 Чаще всего дети путают:

  • глухие и звонкие звуки:"год" вместо "кот", "почка" вместо "бочка";
  • твердые и мягкие звуки: "лук" вместо "люк", "Мыша" вместо "Миша";
  • свистящие и щипящие звуки: "зук" вместо "жук", "чудеша" вместо "чудеса";
  • в основном с помощью голоса — м, н, р, л: "рампа" вместо "лампа", "дон" вместо "дом".

"Моторные" ошибки, связанные с движениями руки:

  • лишние элементы у букв (Ш с лишними "закорючками");
  • недописанные буквы (нехватка "закорючек" у Ш, И или М);
  • "застревание", полный повтор предыдущей буквы: "арбуз" вместо "арбуз".

Ошибки, связанные со зрительным восприятием. Чаще всего малыши путают буквы, визуально похожие друг на друга, например прописные М и Т, Ш; И и Ш; О и А и другие. Кроме того, ребята могут:

  • писать несуществующие буквы; писать буквы и слова зеркально (R вместо Я, ток вместо кот);
  • неправильно оформлять рабочую строку: наклон и высота букв колеблются;
  • строчка неожиданно начинается (заканчивается), прыгает вверх или скатывается вниз.

Нарушения чтения

  • Пропуски, вставки, перестановки, замены и смешения букв.
  • Неправильное прочтение окончаний слов.
  • Замена слов по зрительному сходству.
  • "Переворачивание" коротких слов ("он" вместо "но").
  • Нарушение правил орфоэпии (неправильная постановка ударения, чтение непроизносимых согласных и т. п.).
  • "Сращение" слов (два слова читаются как одно).
  • Повторы слогов и слов (Внимание! Повторы, помогающие ребенку правильно прочитать слово, допускаются, а вот те, которые приводят к обратному результату, считаются тревожным признаком).
  • Неправильное направление чтения.

Также могут нарушаться:

Скорость чтения. Хотя четких возрастных нормативов не существует, если к концу первого класса ребенок не в состоянии прочесть за минуту 20 слов, следует серьезно задуматься.

Способ чтения. Дети могут читать побуквенно, то есть называя каждую букву вместо слога (ка-о-тэ вместо кот).

Выразительность чтения. Если малышу трудно просто прочитать предложение, вопрос о передаче интонации героев даже не встает.

Смысловая сторона чтения. Ребенок не понимает (или понимает, но не в полном объеме) то, что он прочитал. Ошибок как таковых при этом может и не быть, но стоит задать малышу вопрос по содержанию текста (например, попросить назвать действующих лиц) — и вы наткнетесь на стену молчания. Пересказ тоже не удается: речь ребенка сегментированная, содержит избыточную или неверную информацию.

Программа-максимум: как организовать обучение

Выбрать хорошую школу. Насколько престижно заведение, сделан ли там евроремонт и оснащены ли классы в соответствии с новейшими технологиями — в вашем случае вопрос десятый. Решающее значение имеет квалификация как минимум двух людей — логопеда и учителя начальных классов. Расспросите знакомых, пройдитесь по школам самостоятельно и поговорите с этими специалистами — вам ведь важно, кто будет заниматься вашим ребенком? Заодно и продемонстрируете педагогам свое неравнодушие к проблеме и готовность к совместной работе.

Сфокусироваться на главном. А главное для вашего ребенка сейчас — научиться правильно читать и писать. Так что драмкружок и кружок по фото придется отложить до лучших времен — они непременно настанут!

Заниматься. Самый эффективный способ научиться читать и писать — вы не поверите! — это читать и писать. Поэтому купите прописи (даже если чадо грызет науку уже не первый год) и терпеливо выводите с ребенком палочки, крючочки и буковки. Следите, чтобы он старался и не допускал ошибок. Замечайте, какие буквы (и их сочетания) даются малышу с трудом, — и уделяйте им больше внимания. Затем можно перейти к переписыванию небольших рукописных текстов и диктантам. Обязательно проводите работу над ошибками — в противном случае письмо превратится в простое марание бумаги. Слово с ошибкой полагается выписать (каллиграфическим почерком, разумеется) и разобрать: спросите у малыша, сколько в нем слогов, сколько букв и звуков — и какие они. Затем попросите ребенка самостоятельно написать это слово 3-4 раза. Если ошибка допущена не в слове, а в оформлении предложения, проведите аналогичную разъяснительную работу — расскажите своему ученику, что такое предложение, как пишется первое слово и где ставится точка. Слушая, как наследник читает, следите, чтобы он не "проглатывал" окончания и предлоги. Слово, в котором кроха допустил ошибку, сперва нужно разобрать, а после несколько раз прочесть. Уделяйте внимание не только технике, но и пониманию прочитанного — задавайте вопросы по содержанию текста, спрашивайте, что означают те или иные слова и выражения. И ни в коем случае не используйте одни и те же рассказы изо дня в день! Изобретательные хитрованы запоминают текст и "читают" его наизусть на пять с плюсом.

Сотрудничать с логопедом и учителем. Обещали специалистам работать сообща? Вот и не отлынивайте! Выполняйте все рекомендации, делайте с ребенком домашние задания, не пренебрегайте советами и не пускайте обучение на самотек.

А что у них? В Европе и США одним словом — "дислексия" — называют специфические нарушения и чтения, и письма, и даже счета (у нас это — дискалькулия). Хотя западные ученые и отмечают необходимость исправления этих нарушений, основное внимание уделяется не столько коррекции, сколько созданию благоприятных условий для обучения и жизни дислексиков (разрабатываются специальные приспособления, облегчающие зрительное восприятие, компьютерные программы и т.п.).

 В США существуют клубы дислексиков—там они общаются, делятся переживаниями и находят поддержку. Кстати, в нашей стране в последнее время тоже начали создаваться организации, цель которых — дать таким "особым" детям возможность почувствовать себя полноценными членами общества.



Предварительный просмотр:

Методическая разработка для педагогов, занимающихся предшкольной подготовкой детей.

Тема: «Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников»

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………3

1. Создание условий для речевого развития………………5

2. Система работы по обучению детей грамоте…………7

3. Классификация игр по обучению грамоте……………10

4. Работа с родителями по обучению детей грамоте…16

5. Показатели результативности……………………………….19

 Вывод………………………………………………………………..20

Литература………………………………………………………..21

Пояснительная записка.

Изучение специальной литературы, анализ периодических изданий, опыт профессиональной деятельности помогает прийти к пониманию того, что в настоящее время для образования особо острой проблемой становится увеличение числа детей с речевой патологией. Работа в образовательном учреждении только подтверждает растущий год от года процент плохо говорящих и не говорящих детей, которые с трудом понимают обращённую к ним речь, не могут связать название предметов и действий с конкретными звукосочетаниями и словами. Поэтому формирование у детей старшего дошкольного возраста грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи – одна из важнейших задач в системе обучения ребёнка развитию речи.

Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти - шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходит игра. В игре часто очень сложное становится понятным и доступным. Игра не возникает сама по себе, педагог должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда, ребёнок будет подчиняться определённым правилам, у него появится желание много узнать и добиться результата.

Игровая ситуация требует от каждого включённого в неё определённой способности к коммуникации; способствует сенсорному и умственному развитию, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогает закреплять и обогащать приобретённые знания, на базе которых развиваются речевые возможности. От того, как ребёнок в дошкольном возрасте будет введён в грамоту, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Исследования учёных позволили установить оптимальные сроки для начала обучения грамоте. Подготовка к обучению грамоте должна начинаться в старшей группе детского сада, так как у пятилетнего ребёнка особое «чутье» к языку. Он обладает чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи. В более старшем возрасте это языковое чутьё несколько ослабевает, ребёнок как бы «теряет» свои лингвистические способности.

Данная тема всегда была для меня интересной, учитывая её актуальность и необходимость проведения, у меня накопился практический материал, которым хочу поделиться.

Цель работы: эффективность использования игрового материала по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Активизировать знания детей о звуковом строении слова;

2. Закреплять умения делить слова на слоги (части), называть последовательность слогов, называть из каких звуков состоит слог, слово;

3. Закреплять знания детей о строении предложения: уметь называть слова с указанием последовательности, строить схемы предложений;

4. Развивать связную речь, расширять словарный запас;

5. Способствовать развитию любознательности, познавательной активности.

6. Учить планировать свои действия в игровой ситуации, выполнять правила игры.

1. Создание условий для речевого развития

Процесс обучения грамоте будет легким, если станет для детей ярким, захватывающим, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями. Для этого я изготавливаю игры, игровые модули, которые обязательно красочно оформлены и имеют эстетический вид. В непосредственно образовательной деятельности применяю иллюстрированный материал: предметы, игрушки, картинки, раздаточный материал. В совместной деятельности с детьми использую различные формы организации педагогического процесса: развлечения, путешествия, соревнования, открытые вопросы, проблемные ситуации.     Для успешного развития детей должна быть создана речевая зона. Она может быть  представлена театральным и книжным уголками. В этой зоне дети могут посмотреть любимые книги и иллюстрации к художественным произведениям, рассказать и показать любимую сказку при помощи различных видов театра, масок, шапочек, ручных кукол. Можно использовать  фланелеграф, на котором дети могут самостоятельно составить рассказ по серии сюжетных картинок, определять место звука в слове, составлять схемы предложений и по данной схеме составлять предложение. В речевом уголке детям могут быть предложены следующие игры: «Маленькие слова», «Что сначала, что потом», «Забавные истории», «Стань другом природы» и другие. Особенно детям нравится игра «Зоопарк».

Цель: Развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов. Оборудование: три кармашка, на каждом нарисована клетка для зверей, вверху – слоговой состав слов; карточки с изображением животных.

Ход игры: Воспитатель говорит, что для зоопарка сделали новые клетки. Детям предлагается определить, каких зверей в какую клетку можно посадить. Дети по одному выходят к фланелеграфу, берут карточку с изображением животного, называют его, при помощи хлопков определяют количество слогов в слове.По количеству слогов они находят клетку для названного животного и кладут карточку в соответствующий кармашек.

Также речевая зона должна быть представлена картотеками:

- картотека пальчиковой гимнастики;

- картотека физминуток;

- картотека потешек; данная работа направлена на развитие речи детей.

Организуя работу по подготовке детей к обучению грамоте, я всегда учитываю особенности ребёнка, его интересы, потребности. Игры, которые я наработала, разнообразны, носят обучающий и развивающий характер. Эти игры помогают открыть детям удивительный мир, связанный со словом и звуковыми явлениями. Игры и игровые задания я использую не только в непосредственно образовательной деятельности по каждому направлению, но и в других видах детской деятельности и режимных моментах. Также использую как приём на прогулках. Например, дети любят игру «Поймай мяч». Цель её - развитие умений определять наличие звука в слове.

Дети садятся в ряд, и ведущий каждому по очереди бросает мяч, называя при этом слово. Ребёнок ловит мяч только в том случае, если в слове есть данный звук. Или, «Ходим, ходим по базару», дети встают в круг и идут друг за другом по кругу, произнося слова: « Ходим, ходим по базару. Ищем всякого товара». Взрослый спрашивает: «Что будем покупать?» Ребенок должен назвать одно обобщающее понятие, например: овощи. Как только произнесли слова, самый ловкий из детей встает в круг и называет любой овощ, произнося по слогам и прохлопывая. Например: мор – ковь. Затем название этого овоща проговариваем и прохлопываем все вместе, называя количество слогов.      

2. Система работы по обучению детей грамоте.

1.Работа над предложением, связной речью.

1) Составление распространенных предложений.

2) Составление небольших рассказов по картине, серии сюжетных картинок.

3) Составление описательных рассказов.

4) Придумывание начала, середины и конца сказки.

5) Изменение сюжета сказки, введение новых героев.

2. Выделение звука.

1) Выделение звука в начале, в середине, в конце слова. Для этого использовали схематическое изображение: полоска бумаги + круг, на которой дети показывали место звука в слове.

2) Придумывание слов с заданным звуком в начале, в середине, в конце слова.

3) Составление слов из начальных букв названий предметов, например: ЛЕВ, ИГЛА, СЛОН, АИСТ (ЛИСА)

2. Работа над предложением .

1) Составление описательных рассказов.

2) Работа над пересказом.

3) Драматизация.

4) Формирование умений строить схему предложения:

а) подсчёт количества слов в предложении, определение первого, второго и т.д. слов; знакомство детей с тем, что первое слово в предложении пишется с большой буквы, слова пишутся отдельно, в конце предложения ставится точка.

б) строить схемы предложений на столе и фланелеграфе из готовых полосок.

в) строить предложения из заданного количества слов (без схемы и по схеме).

г) знакомство с правилом - имена, клички животных пишутся с большой буквы; составление схем предложений, применяя данное правило.

д) составление предложений по заданной схеме.е) введение понятия «предлог» или «маленькое слово». (задачу употреблять слово «предлог» в активной речи детей для себя не ставила).        

В работе со схемой предложения я использовала фланелеграф. Один ребенок составлял схему предложения на фланелеграфе, а остальные на столах из готовых полосок. Затем проверяли. Если были допущены ошибки, исправляли их, называя поочередно каждое слово в предложении, указывая на то, что это за слово и как оно пишется в предложении.

Для этой работы на подгруппу детей заготовлены конверты со схемами предложений и один большой конверт для работы на фланелеграфе. В работе над предложением я использовала печатную игру «Маленькие слова». Эта игра помогла детям:

- Научиться понимать пространственное значение предлогов: под, над, на, в, у, около и т. д.

- Сформировать представление о предлоге, как отдельном слове.

- Научиться сочинять небольшие рассказы.

- Научиться составлять предложения с предлогом без картинки на любую тему.

3. Деление слов на части (слоги).

1) Деление двухсложных слов, например: ка-ша, ши-на; трехсложных слов на слоги, например: ма-ши-на.

2) Деление слов на слоги с Ь – знаком, например: мед-ведь.

3) Деление слов на слоги, где гласный является одной из частей слова, например: о-гу-рец, у-лит-ка.

4. Постановка ударения в словах.

1) Учить произносить слово, выделяя «ударный слог» голосом звать слово.

2) Формировать умение находить ударный слог в словах.

3) Упражнять в составлении слов из слогов.

3. Классификация игр по обучению грамоте.

1.Выделение звука на фоне слова.

 Название игры «Где звук?»        

Цель: развитие умений определять, где находится звук.        

Оборудование: карточки, на которых написаны слова, где изучаемый звук стоит в разных позициях (начало, середина, конец слова)

Ход игры:        Взрослый называет слова, а дети должны определить, где находится данный звук.

«Где спрятался звук?»        

Цель: развитие умения устанавливать место звука в слове.

Оборудование: у взрослого - набор предметных картинок; а у детей – карточка, разделенная на три квадрата, в каждом квадрате изображено место звука в слове.        

Ход игры: Взрослый показывает картинку. Дети называют предмет, который изображен и с помощью карточки указывают место звука в словах.

«Узнай звук»

Цель:        развитие умений находить слова с изучаемым звуком.

Оборудование: карточки со словами для воспитателя.

Ход игры:        Взрослый называет слова, а дети хлопают в ладоши в том случае, если прозвучало слово с изучаемым звуком.

«Выдели звук»        

Цель: развитие умений выделять первый звук в слове.

Оборудование: карточка с загадкой, а на обратной стороне – отгадка.

Ход игры:        Взрослый загадывает загадку. Ребенок произносит слово и выделяет первый звук. Если ребенок затрудняется в отгадывании загадки, то воспитатель показывает отгадку.

2. Дифференциация гласных и согласных.   

«Найди место»        

Цель: закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

Оборудование: предметные картинки; два кружка: синего и красного цвета у каждого ребенка.        

Ход игры:Дети раскладывают картинки под синим или красным кружком в зависимости от того. С гласного или согласного звука начинается название картинки.

«Кто больше»        

Цель: закрепление знаний о гласных и согласных звуках.                

Ход игры: Дети делятся на несколько групп. Каждой группе взрослый предлагает выбрать один гласный или согласный звук. Когда звук выбран, дети вспоминают названия предметов, начинающиеся с данного звука. Выигрывает та группа, которая назвала большее число слов.

«Найди предмет»        

Цель: закрепление знаний о гласных звуках.        

Оборудование: у взрослого – предметные картинки.        

Ход игры: у взрослого на столе лежат предметные картинки, дети выходят по одному и выбирают картинку, в названии которой первый звук гласный. Ребенок показывает карточку остальным, выделяет первый звук, а остальные дети проверяют.

«Лото»        

Цель: закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

Оборудование: карточки лото, разделенные на три квадрата, в каждом квадрате картинка; синие и красные полоски, которыми надо будет закрывать предметные картинки.

Ход игры:        Дети получают карточку и четыре полоски (2 синие и 2 красные). Дети называют картинку, выделяют первый звук, если он гласный – закрывают красной полоской, если согласный – синей. Кто быстрее и правильнее закроет все предметы, тот выигрывает.

«Найди картинке место»        

Цель: закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

Оборудование: домик с кармашками (синего и красного цвета); предметные картинки.        

Ход игры: у взрослого на столе лежат стопкой предметные картинки перевернутые. Дети по одному выходят к столу, берут одну картинку, называют предмет, изображенный на ней, выделяют первый звук, определяют гласный он или согласный, после чего кладут картинку в нужный кармашек (синий, красный). Работа продолжается до тех пор, пока все картинки не будут разложены по местам.

«Поезд»        

Цель: развитие умения выделять гласные звуки.        

Оборудование: поезд с буквами, предметные картинки.

Ход игры:        Взрослый рассказывает, что однажды животные решили поехать в город, но они не знают кому в каком вагоне ехать. Вы должны им помочь, выделите гласный звук и посадите животное в вагон с данной буквой.

«Кто в домике живет»        

Цель: развитие умения определять наличие звука в слове.        

Оборудование: домик, набор предметных картинок.        

Ход игры: В домике живут только те животные, в названиях которых есть звук «о». За ответ – фишка.

3. Постановка ударения.

«Исправь ошибку»        

Цель: развитие умения ставить в словах ударение.

Оборудование: карточки со словами (для взрослого).        

Ход игры: Взрослый произносит слова с неправильной и правильной постановкой ударения. Ребенок внимательно слушает и исправляет ошибку, если она есть. За правильный ответ – фишка.

«Соберем урожай»        

Цель: развитие умения ставить в словах ударение.

Оборудование: карточки с изображением овощей и фруктов; две корзины.

Ход игры:Детей разделить на две команды. Каждая команда берет корзинку, в которую будут собирать урожай. Первая команда выбирает карточки с изображением овощей, другая – фруктов. Дети называют овощ (фрукт) и ставят ударение. Если ударение поставлено верно, то овощ (фрукт) кладут в корзину. Выигрывает та команда, которая быстрее соберет свой урожай.

4. Выделение ударного слога.

 «Цветы»        

Цель: развитие умение определять количество слогов в слове.

Оборудование: предметные картинки (цветы).

Ход игры:        На столе взрослого картинки, на которых изображены цветы. Детям нужно выбрать сначала те из них, на которых изображены цветы с односложными названиями, затем состоящие из двух, трех слогов.

«Зоопарк»        

Цель: развитие умения подбирать с заданным количеством слогов.

Оборудование: три кармашка, на каждом нарисована клетка для зверей, вверху – слоговой состав слов; карточки с изображением животных.

Ход игры:        Взрослый говорит, что для зоопарка сделали новые клетки. Детям предлагается определить, каких зверей в какую клетку можно посадить. Дети по одному выходят к фланелеграфу, берут карточку с изображением животного, называют его, при помощи хлопков определяют количество слогов в слове. По количеству слогов они находят клетку для названного животного и кладут карточку в соответствующий кармашек.

«Чудесный мешочек»        

Цель: Развитие умений делить слова на слоги.        

Оборудование: Мешочек из ткани с различными предметами, в названиях которых 1,2 ,3 слога.        

Ход игры: Дети по порядку выходят, вынимают из мешочка предмет и называют его. Слово повторяется по слогам и дети называют количество слогов в слове. Игра идет как соревнование.

«Купи игрушку»        

Цель: Развитие умения определять количество слогов в слове.

Оборудование: Игрушки: мяч, кукла, мишка, машина, дудка, собака, кубики.

Ход игры: Взрослый раскладывает на столе игрушки и   предлагает детям «купить» те из них, в названиях которых 2 слога, 3 слога. Дети подходят к столу, выбирают игрушку, четко произносят по слогам слово. Если ответ правильный дети забирают игрушку.

«Молчанка»        

Цель: Развитие умения определять количество слогов в слове.

Оборудование: Карточки с цифрами 1, 2, 3 (у каждого ребенка).        

Ход игры: Взрослый называет слово, а дети поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов в данном слове.

«Слог – шаг»        

Цель: Развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.

Ход игры: Взрослый дает каждому ребенку задание: «Сделай два шага вперед!», «Сделай три шага вперед!» Ребенок должен вспомнить слово из стольких слогов, сколько шагов ему предложено сделать, и четко произнести его по слогам так, чтобы каждому шагу соответствовало произнесение одного слога.

«Один – два – три»        

Цель: Развитие умения слышать слог в слове.

Оборудование: Предметные картинки, в названиях которых первый, второй, третий слог ударный.        

Ход игры: Картинки выставляются на наборное полотно. Каждая команда получает одну из цифр 1,2 или 3 и соответственно ей подбирает картинки с первым. Вторым, третьим ударным слогом. Представители команд выходят, берут по одной картинке. Следующий ребенок из команды выходит тогда, когда предыдущий садится на место. Выигрывает команда, которая быстрее и с меньшим числом ошибок закончит игру.

«Ударный слог»        

Цель: Закрепление умений выделять ударный слог.        

Оборудование: Карточки со словами для взрослого.        

Ход игры: Взрослый называет детям слова, состоящие из 1, 2, 3 слогов. Задача детей: выделить и назвать ударный слог.

«Загадка»        

Цель: Закрепление умений выделять ударный слог.

Оборудование: У взрослого карточки с загадками и отгадками.

Ход игры:        Взрослый загадывает загадку, а дети отгадывают и на наборном полотне находят отгадку. Затем детям дается задание: назвать только те отгадки, где второй, первый, третий слог ударный.

5. Слог, как часть слова (для читающих детей).

 «Перевертыши»        

Цель: Развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов.        

Оборудование: Карточки со слогами у каждого ребенка.

Ход игры:        Взрослый по отдельности называет два слога. Дети берут карточки со слогами и составляют из них одно слово, а потом, переставив карточки, другое. Выигрывает тот, кто назовет,  какие два слова получились.

«Собери слова»        

Цель: Развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов.        

Оборудование: Карточки со слогами.

Ход игры:        Взрослый показывает детям, например, слог «ва» и раздает по одной карточке каждому ребенку. Дети по порядку выходят к фланелеграфу и прикладывают свою карточку к данному слогу, так, чтобы получились слова. В конце игры детям дается задание: назвать запомнившиеся слова.

«Домино»        

Цель:Развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов.

Оборудование: У каждого ребенка по пластинке домино и одна у взрослого.Взрослый выкладывает свою пластинку домино со слогом «тра» и предлагает детям подобрать пластинку так, чтобы получилось слово. Кто первым нашел пластинку, выставляет ее. Игра заканчивается пластинкой пусто. Выигрывает тот, у кого осталось меньше пластинок.

«Часы»        

Цель: Развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов.        

Оборудование: Круг с передвигающимися стрелками, набор слоговых структур.

Ход игры:        Первый ребенок ставит часовую стрелку на любой слог, второй ребенок ставит минутную стрелку на другой слог так, чтобы получилось слово. Игра продолжается до тех пор, пока не используются все слоги.

«Цепочка»        

Цель: Развитие умения подбирать слова по одному данному слогу.        

Ход игры: Один ребенок называет слово, например: окно, и произносит его по слогам; другой ребенок подбирает слово, которое начинается на последний слог предыдущего слова и тоже образует слово и т. д. Выигравшим считается тот, кто последним закончил цепочку.

4. Работа с родителями по обучению детей грамоте

 Многие игры у детей становятся любимыми и вместе с родителями они играют дома. Чтобы игры имели свое продолжение, необходимо проводить большую работу с родителями:

1. Привлекать родителей к изготовлению игр, пособий.

2. Организовывать практикумы, мастер-классы, где рассказывать о играх: какие цели преследуют, как изготовить, как поиграть с ребенком.

3. Приобщать родителей к подбору картинок, игрушек для игр. Чтобы детям хотелось играть в игры, которые изготавливаются вместе с родителями,они должны быть красочно оформлены, иметь эстетический вид.

Вывод

Наработанная система игр по обучению грамоте помогает эффективно решать задачи данного раздела программы, строить интересный педагогический процесс, основываясь на ведущем виде деятельности дошкольника – игре.

Данная система работы позволяет детям старшего дошкольного возраста успешно овладевать звуковым анализом, выделять особенности слов, определять его звуковую характеристику, соединять звуки в слова, моделировать новые , что имеет огромное значение для последующего систематического обучения родного языка в школе.

Проводимая работа может стать частью решения задач по преемственности между детским садом и школой.

Привлечение родителей к данной деятельности позволит успешно решать задачи педагогической грамотности родителей, формировать общее педагогическое пространство: учитель-ребёнок-родитель и совместными усилиями добиваться хороших результатов.

Литература:

Агранович З.Е. Сборник домашних заданий . В помощь логопедам и родителям, Детство – Пресс, С- П, 2004.

Ванюхина Г. Речецветик. Сократ, Екатеринбург, 2001г.

Волина В. Учимся играя. Новая школа, М, 1994г.

Выгодская И. Звукоград, Буквоград, Златоустия. Линка –Пресс, М, 1999г.

Князева О.Л, Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Детство – Пресс, СП, 1998г.

Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. Аквариум, М, 1995г.

Лопухина И. Логопедия. Речь, ритм, движение. Дельта, С – П, 1997г.

Мисаренко Г.Г. Технология коррекции письма: трудности кодирования слова и способы их преодоления. Логопед, № 4, 2004г, с13.

Новоторцева Н.В. Развитие речи детей, Гринго, Лайнер, 1995г.

Новоторцева Н.В. Учимся читать:обучение грамоте в детском саду и дома. Академия развития, Ярославль,1998г.

Смолянская В.С. Картотека игр по обучению дошкольников грамоте и чтению.- Мозырь: Содействие, 2010



Предварительный просмотр:

Тренинг коммуникативно-личностного развития младших школьников

«Формирование

положительной самооценки»

Цель: создать условия для самопознания школьниками своих особенностей и взаимоотношений с окружающими; веру в себя и свои возможности.

Задача: разговорить детей, растревожить, взволновать словом, вызвать на заинтересованный, доверительный разговор.

I. Эмоциональный настрой, разминка.

1) Игра «Подарки».

Учитель: У многих народов существует обычай дарить другим подарки. Дарить и принимать подарки - это большое искусство. Какие же бывают подарки:

-для официальных случаев: цветы, книга, хрустальная посуда, настенные часы, дорогие конфеты

-гастрономические: торт, хорошие сорта чая, кофе, шоколад, домашнее варенье:

-косметика: тушь, помада, лак, набор косметики;

-одежда и аксессуары: костюм, ремень, колготки, носки;

-живые подарки: щенок, котенок, хомячок, попугай, канарейка. Такие подарки делаются только по согласованию с хозяином.

         Кроме того, у народов некоторых стран есть обычай - дарить гостю понравившуюся вещь из своего дома.

Дарить надо искренне и принимать благодарно. Может быть, вы вспомните какой-нибудь случай, связанный с получением подарка, и расскажете о  нем.

(Высказывания ребят.)

А сейчас представьте, что у вас есть возможность подарить подарки вашим одноклассникам. Что вы подарите и кому?

(Школьники по очереди «дарят» воображаемые подарки своим друзьям и описывают их).

Комментарий: Обратить внимание, чтобы в классе не было обиженных и каждый «получил» подарок. Отвергаемым ученикам учитель сам может «подарить» подарки.

2) Задание №1 на карточке (Приложение№1).

II. Основная часть.

     Вступление.

Учитель:  Какие качества вы больше всего цените в людях и в себе?

Дети: (возможные ответы) честность, доброта, ответственность, аккуратность. Эти качества помогают человеку добиваться поставленных целей, помогают ему дружить.

Учитель: Давайте поговорим об этих качествах людей. Что такое доброта? Почему некоторых героев сказок называют добрыми?

(Высказывания ребят: потому что они делают хорошие поступки, помогают своим друзьям, они ничего плохого не делают, если у них, что-то будет, то они обязательно поделятся.)

  • Доброта.
  1. Стихотворение «Доброта» Л. Николаенко.

      В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит по квартире доброта.

Утро доброе у нас,

Добрый день и добрый час

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.

- И откуда,- спросишь ты,-

В доме столько доброты?

  1. Игра «Клубок».

Учитель: Я передаю клубок, ученик должен назвать один добрый поступок, который он совершил, намотать ниточку клубка на палец и передать другому. Например, помог маме прибраться в квартире, прополол у бабушки грядки в огороде, помог починить велосипед младшему брату. В результате получится «паутинка доброты» из ниток. Для того чтобы обратно смотать клубок, вам необходимо назвать последствия доброго поступка. Например, мама была счастлива, бабушка смогла отдохнуть, отец гордился мной.

  1. Пословицы и поговорки.

Учитель: Прочитайте пословицы о доброте и объясните их смысл, для объяснения можно использовать пример из собственного опыта:

  • Спешите делать добро, а не ждите, когда его сделают для вас.
  • Без добрых дел нет доброго имени.
  • Кто не делает добра, тот не человек,
  • Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

  1. Мой путь к доброте.

Добрые сердца - это сады.

Добрые слова- корни.

Добрые мысли- цветы.

Добрые дела- плоды.

Так заботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.

Доброта всегда приносит радость окружающим людям.

«Она (доброта), как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов. Люди стремятся к добру и ненавидят зло. Надо научиться быть добрыми ко всему окружающему. На все хорошее, что для нас делается людьми, нужно тоже отвечать добром. (В.Синицын.)

  • Ответственность.

Учитель: Очень важное качество человека- это ответственность. Как вы понимаете, что такое ответственность?

(Высказывания ребят: это когда один человек отвечает за другого, заступается за него, это отвечать за что-либо, отвечать за свои поступки и действия.)

  1. Вопросы для обсуждения:

-Встречались ли вы с людьми, которые не держали свое слово? Как относятся окружающие к таким людям? Почему?

-За что вы дома отвечаете?

-Если вы дежурите в классе, то за что вы отвечаете?

  1. Задание №2 (Приложение№2).
  • Честность.

1) Чтение рассказа «Правда и ложь».

Вышли три друга во двор погулять. Погода была хорошая. Они качались на качелях, играли в прятки и не заметили, как стемнело. Времени-то уже много, родители, наверное, волнуются, ругать сейчас будут.

Вот остановились они около подъезда и думают, что лучше: обмануть или правду сказать?

- Скажу я, что тетю Машу встретил и помог ей сумки донести,- говорит первый.

- Мама порадуется и не будет меня ругать.

- Я скажу, - говорит второй,- что хулиганы приставали и в подъезд не пускали. И тогда меня не будут ругать.

- А я правду скажу,- говорит третий. - Правду всегда лучше сказать, потому что она – правда, и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам.

Первый мальчик про тетю Машу рассказал. А маме как раз тетя Маша позвонила. Рассердилась мама за то, что поздно вернулся, а за обман наказала.

Только сказал второй мальчик отцу про хулиганов, а в это время сосед в гости зашел и говорит:

- Я сегодня целый вечер у подъезда машину ремонтировал, только сейчас поднялся. Не было у нас никаких хулиганов.

Рассердился отец. За опоздание рассердился, а за ложь – вдвое.

А третий мальчик рассказал все как было. Поворчали на мальчика родители, да простили.

2) Вопросы для обсуждения:

- Были ли у вас такие ситуации, когда вы тоже думали, что сказать: правду или обмануть?

- Почему иногда тяжело быть честным?

-Что вы чувствуете, когда вас обманывают?

3) Правила жизни честного человека.

  • Сказал - сделай, не уверен - не обещай, ошибся- признайся, забыл - проси прощения;
  • Говори то, что думаешь;
  • Не можешь сказать правду - объясни почему;
  • Не выдавай чужую тайну;
  • Не дружи с лжецами и хвастунами.

III. Игра- тренировка.

  1. Игра «Истина или ложь?»

Учитель: Я предлагаю вам разделиться на тройки. Один из тройки будет водящим, он должен на некоторое время выйти из класса. Двое других в это время прячут какой - нибудь предмет в классе и распределяют между собой роли: кто будет правдой, а кто ложью? Когда ученик водящий, заходит в класс, то он должен закрыть глаза и с помощью двух других участников найти «клад». При этом он должен про себя определить, кому он будет доверять. У правды трудная задача - говорить так, чтобы ей поверили, а лжи нужно убедить водящего, что именно она и есть правда, и увести его подальше от «клада». Затем школьники меняются ролями.

  1. Вопросы для обсуждения:

- Как ты понял, кто есть правда, а кто - ложь?

- Легко ли ты даешь сбить себя с толку?

- Умеешь ли ты убеждать других людей?

- Что ты будешь делать как-то иначе, если снова будешь играть в эту игру?

IV. Итог.

Учитель: Какие качества нужны человеку, чтобы быть успешным в жизни, уметь строить отношения с другими людьми?

Литература.

  1. Арсланова Е.В., Селиванова О.Г. Психолого- педагогическая поддержка коммуникативно – личностного развития учащихся младшего школьного возраста, 2006 г.
  2. Арсланова Е.В., Селиванова О.Г. Хочу активно сотрудничать: развивающие тренинги и задания, 2006 г.
  3.  Газета «Первое сентября», приложение «Начальная школа» № 40, 2000г.
  4. Завуч начальной школы №6. 2003 год.

Мои положительные качества

                                                                                                                    Приложение  №1

Задание №1. Представь, что у тебя недавно был день рождения и тебе подарили много подарков. Подумай и ответь на вопросы:

Что делать, если тебе подарок не понравился? _________________________________________________________________

Что делать, если тебе подарили то, что у тебя уже есть? __________________________________________________________________

Что делать, если тебе на день рождения подарили что – нибудь вкусное? __________________________________________________________________

                                                                                                                                                  Приложение  №2

Задание №3. Напиши под каждым лучиком, что ты будешь делать для того, чтобы быть ответственным за свою учебу, соблюдение порядка, хорошее поведение, крепкую дружбу, свое здоровье.

                                                                             

Школьники могут написать следующие ответы:

Порядок

Будут убирать свое рабочее место;

Следить, чтобы все ваши вещи лежали на местах.

Учеба

Буду выполнять все задания, которые дает учитель;

Буду читать дополнительно книги по окружающему миру, литературному чтению.

Здоровье

Буду делать по утрам зарядку;

Запишусь в спортивную секцию.