Буквоежка
Игры, рекомендации, дыхательная и артикуляционная гимнастика - всё для развития речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_freyzera_i_andronovoy-arutyunyan.docx | 27.31 КБ |
artikulyatsionnaya_gimnastika.docx | 18.23 КБ |
skorogovorki.docx | 15.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика Фрейзера
12 правил, как избавиться от заикания:
№1. Говорите медленно. В любой ситуации научитесь говорить неторопливо, выговаривая тщательно каждое слово, вне зависимости от того, что заикаетесь ли Вы в данный момент или нет. Привыкните к этому. Запомните: нельзя напрягаться во время разговора. Не старайтесь выпалить мысль до того, как запнетесь – так Вы запнетесь наверняка, а Ваша быстрая речь, даже и без заикания так и останется непонятой. Рекомендуется делать небольшие паузы во время разговора между предложениями или фразами. Так Вы ослабите напряжение мышц. В любом случае речь, которая состоит из коротких законченных фраз, разделяющихся паузами, звучит хорошо даже в устах человека с «без проблемными» речевыми функциями. Практикуйтесь по 10 минут ежедневно. Просто читайте вслух или расскажите своему отражению в зеркале какую-то историю, но обязательно неторопливо и взвешенно. Большинство заикающихся боятся пауз смущения. Поэтому научитесь делать паузы специально, так Вы сможете держать речь под собственным контролем (это чувство Вам понравится), а случайные паузы перестанут волновать. Возьмите за правило первое время записывать на аудионоситель свою речь, например, разговор по телефону. Потом Вы прослушаете ее и сами сможете оценить ошибки, сделать соответствующий вывод, понять, почему это произошло, и исправить их. Если есть возможность записать видео – еще лучше!
№2. Заикайтесь легко. О «медленном старте» мы уже говорили, используйте его, не выдавливайте из себя слова. Сложные словоформы, слова, произносить которые Вы боитесь, начинайте говорить протяжно, нараспев. Пытаясь «выталкивать» слова, Вы зажимаете губы или плотно прижимаете к небу язык, преграждая тем самым путь потоку воздуха. Это все равно, что наливать воду из закупоренной бутылки. Не зажимайте губы, не напрягайте язык и челюсти – заикайтесь спокойно, расслабленно, со знанием дела. Вы оцените разницу. Потренируйтесь нарочито напрягать и расслаблять речевые мышцы – овладейте над ними контролем. Практикуйте экспериментальное упражнение хотя бы по 5 минут в день, наедине с собой. Кроме этого, попробуйте каждый вечер, например, стоя у зеркала моделировать разнообразные жизненные ситуации, особенно уже знакомые Вам, те, когда Вы ощущали проблемы с речью. Проиграйте ее еще раз, но в расслабленном состоянии. Выполнение этого правила поможет снизить напряжение и стресс при разговоре, что качественно улучшит Вашу речь.
№3. Долой притворство. Перестаньте притворяться, что Вы не заикаетесь. Маскарад не помогает, а лишь затрудняет общение. Пытаясь скрыть собственное заикание, Вы только увековечиваете его. Сообщите слушателям, что Вы заикаетесь и примите факт, что сейчас Вам доведется немного позаикаться. Избавившись от стыда и смущения навсегда – Вы избавитесь от заикания! Конечно, это непросто, но это может полностью изменить Ваши представления о проблеме речи и позволит более здорово, целостно и объективно относиться к ее решению. Не бойтесь ранить свое самолюбие, если Вы долго боялись раскрыться и тщательно пытались скрыть эту проблему, Вы скорее испытаете гордость за себя от собственной храбрости. Подойдите к этому с юмором, сообщите, например: «сейчас будут небольшие запинки из-за технических неисправностей» - это ослабит возможное напряжение и создаст атмосферу непринужденности.
№4. Избавьтесь от вредных привычек. Вы наверняка знаете, какие жесты, движения тела, выражения лица или мимики свойственны Вам во время заикания. Если нет, понаблюдайте за собой у зеркала, спросите близких – такие движения есть у всех заик. Избавьтесь от них – это будет первым шагом избавления от автоматических рефлексов, которые сопровождают заикание. Эти движения – побочные признаки заикания, освободившись от которых Вы станете лучше говорить. Во всяком случае, первое время, Вы будете вынуждены тщательно контролировать свои движения, а это отвлечет Вас от мыслей о том, как Вы говорите, заикаетесь ли. За это время речевой аппарат привыкнет к нормальному произношению звуков, автоматически настроится на речь без заикания. Если избавиться от вредной привычки сложно, начните ее контролировать. Для начала делайте эти движения специально, в моменты, когда не заикаетесь. Затем немного меняйте способ движения на более медленный или в другом направлении. Научитесь делать это осознанно, т.е. управлять своей привычкой, и Вам будет по силам сдерживать ее или изменять. Например, если Ваша голова дергается вправо во время заиканий, попробуйте общаться с друзьями по телефону стоя у зеркала и контролируя процесс. Сначала специально дергайте ею на словах без запинок, но медленнее. Во время заикания старайтесь сместить акцент и заставьте ее дергаться влево. Вы очень скоро поймете, что ощущение беспомощности Вас покинуло, что Вы больше не раб, а хозяин своих привычек. Тогда Вы избавитесь от них без труда.
№5. Не бойтесь трудностей. Не нужно избегать произношения трудных слов, стремиться заменить их другими или просто откладывать сложный разговор. Привычка избегать слов только усилит страх и усугубит проблему. Многие специалисты-логопеды считают, что это самое важное в лечении заикания, способное дать потрясающий эффект даже в очень сложных случаях. Не питайте свои страхи, не давайте себе время для раздумий, научитесь говорить то, что Вы хотите и тогда, когда хотите! Если Вы довольно часто прибегали к подобным ухищрениям, начните с уже известного Вам приема – научитесь делать это специально. Составьте список слов или проблем, от которых Вам бы хотелось отстраниться и методично их отработайте. Составьте речь из нелюбимых слов, используйте их нарочно, продолжайте даже заикаясь. Вам полезно много разговаривать. Попробуйте говорить больше в стрессовых, сложных ситуациях. Изыскивайте каждый день одну такую ситуацию и вступайте в разговор. Идите атакой на собственные страхи.
№6. Смотрите в глаза. Не отворачивайтесь в сторону, не избегайте прямых взглядов в глаза собеседника. Естественный, непрерывный контакт поможет снизить чувство смущения или стыда. Постарайтесь научиться, не отводить взгляда во время заикания, начните с родственников и друзей. Такое межличностное общение всегда происходит успешнее, этим приемом пользуются хорошие ораторы и известные политики. Прорепетируйте разговор со своим отражением, смотрите в свои собственные глаза, сымитируйте сильное заикание и не отрывайте взгляда. Делайте это, пока не получится. Затем позвоните кому-нибудь и продолжайте смотреть в отражение своих глаз. Не нужно фиксировать немигающий взгляд, смотрите естественно.
№7. Не останавливайтесь. Продолжайте говорить, даже если запнулись. Не зацикливайтесь на неудачном звуке, не возвращайтесь на неудавшиеся слова, не прерывайте дыхания. Если ожидаете заикания, на каком-то сложном слове, произнесите его медленно и плавно. Важно поддерживать постоянный поток воздуха, несущего Вашу речь.
№8. Говорите с интонацией. Когда предыдущие правила стали Вам удаваться, переходите на разговор, окрашенный эмоциональными красками, говорите с интонацией, мелодично, с ударениями на смысловых словах. Старайтесь отходить от монотонности, меняйте громкость и темп речи. Потренируйтесь, используя какие-нибудь речевки, они, как правило, насыщенны интонационными и эмоциональными составляющими.
№9. Работа с нормальной речью. Последите за тем как Вы говорите нормально, когда не заикаетесь. Какие делаете движения, какое положение принимаете. Эти моменты – Ваши ориентиры для успешного общения. Они поднимут Вашу уверенность. Прокручивайте их в памяти, специально имитируйте, когда думаете, что можете начать заикаться. Полюбите себя таким и лелейте это чувство, позволяя ему почаще «выбираться» наружу.
№10. Говорите! И еще раз говорите, делайте это как можно больше и чаще. Практикуйтесь при любой возможности, идите на контакт, высказывайте свое мнение, делитесь своими мыслями, сделайте телефон Вашим другом. Просто позвоните в магазин, узнать есть ли у них какой-то товар. Хватит молчать, Вы и так делали это слишком долго.
№11. Проанализируйте свое заикание. Изучите его беспристрастно – Вы уже готовы к этому. Определите, что именно Вы делаете неправильно, что происходит с речевыми мышцами в этот момент. Поняв, что именно не так, Вы сможете избавиться от неправильных и ненужных движений артикуляционного аппарата. Когда Вы будете в состоянии оценить происходящее, Вы узнаете много нового, раскроете тайны Вашей проблемы, поймете, как избавиться от заикания раз и навсегда. Скопируйте эти движения, сравните их с правильными. Произнесите слово с заиканием, повторите несколько раз, отметив все особенности, а затем произнесите его же без заикания. Задержите речевой блок, заикайтесь, пока не поймете, как именно это происходит, пока не сможете сымитировать этот спазм самостоятельно, по собственному желанию. Вам в помощь опять может пригодиться зеркало или же видеозапись. Выясните, как двигаются мышцы рта, языка, гортани, что именно Вам мешает говорить не запинаясь. Со временем Вы выясните, что эти движения являются однотипными, что заикаетесь Вы по шаблону. Вы наверняка сильно напрягаете губы в момент заикания и делаете массу излишних движений речевыми мышцами. Теперь Вы сможете избавиться от них так же, как на четвертом этапе избавились от побочных вредных привычек (жестов, мимики), сопровождавших дефекты речи. Ведь заикание - это то, что Вы делаете с собой сами, это то, что Вы способны сами же изменить.
№12. Коррекция блоков. Приступайте к избавлению от ненужных и неправильных действий Вашего речевого аппарата. Существует три способа такой коррекции, которые исправляют ошибки, провоцирующие заикание, учат, как избавиться от заикания непосредственно в момент необходимости:
- Стирание; 2.
- Выход из тупика;
- 3. Установка.
- Стирание. Этот прием пригодится непосредственно в момент блока, сильного сбоя речи:
1) Слово, на котором запнулись необходимо закончить. Произнести его до конца, прибегая к уверткам, не уклоняясь от его произнесения.
2) Как только Вы его произнесли, сделайте паузу.
3) Постарайтесь максимально расслабить речевые мышцы, в особенности мышцы гортани. Пусть язык просто вяло лежит во рту, Ваши губы должны быть свободны, челюсть слегка приоткрыта. Ощутите, что напряжение проходит, а дыхание нормализуется. Научитесь делать это за доли секунды.
4) Вспомните, что произошло и проанализируйте ситуацию. Что Вы не так сделали, что было неправильно?
5) Вспомните, как можно медленным произношением исправить этот звук.
6) Представьте, как Вы это делаете, произнесите его в уме – легко и свободно, изменяя тем самым саму модель заикания. Возможно, Ваш собеседник и потеряет интерес к беседе, но Вас это не должно беспокоить. Не торопитесь, продолжайте готовиться к дальнейшему разговору.
7) Теперь Вы на самом деле готовы произнести это слово, исправив все недостатки.
8) Делайте это медленно и плавно. И главное - сохраняйте дыхание, для того, чтобы продолжить медленно переходить от звука к звуку. Не переживайте, что это может занять много времени, для этого вполне достаточно 2-3 секунд. Пусть Вас не смущает некоторая искусственность произношения слов, на которых Вы запинаетесь. Окружающие достаточно умные люди и поймут, что Вы пытаетесь справиться с проблемой, а это достойно уважения.
Выход из тупика. В этом варианте коррекции ошибок, нужно не делать паузу, не останавливаться, чтобы начать сначала, как в «Стирании». Напротив, продолжайте заикаться, одновременно замедляя свою речь, нарочито протягивая звук. Так Вы стабилизируете звук, не собьете дыхания, остановите дрожание мышц, превращая повторения в один протяжный звук. Проделав это, Вы осознаете, что можете самостоятельно контролировать длительность блокировки речи, мягко «выходить» из тупиковой ситуации. Старайтесь удерживать заикание, пока не почувствуете, как берете контроль в собственные руки. На этом этапе уже нужно понимать, как корректировать движения мышц. Прекратите протягивание звука и приступайте медленно корректировать движение речевых мышц. Если не получается это сделать, вернитесь к технике «Стирания».
- Установка. Освоив все вышеприведенные методы и способы выхода из блока, принимайтесь к установочной коррекции. Этот метод позволит в дальнейшем предотвращать заикание предупреждать его появление. Лучший способ того, как избавиться от заикания – предотвратить его. Чувствуя приближение заикания, сделайте паузу, чтобы спланировать собственные действия. Используйте накопленный опыт, до того как заикание произойдет: 1) Как уже говорилось – сделайте паузу. Успокоиться и мысленно прорепетируйте произношение этого слова. На это уйдет пара секунд максимум. 2) Постарайтесь расслабить мышцы речевого механизма. Почувствуйте, как напряжение уходит. 3) Теперь вспомните механизм заикания на этом звуке и Ваши ответные действия. 4) Вспомните, как Вы во время тренировок справлялись с этими ошибками, как управляли речевыми мышцами. 5) Прокрутите это в уме. Произнесите про себя все слово медленно, плавно, неторопливо. 6) Нормализуйте дыхание и произнесите слово без заикания, копируя действия и ощущения произведенные мысленно один в один. 7) слово произносите мелодично, слегка преувеличивая коррекцию. Обращайте внимание на свои положительные ощущения, а не на звучание слова. Совершенствуясь в техниках коррекции, Вы сможете добиться уверенности в собственных силах, в способности контролировать, быть хозяином своей речи.
Методика Андроновой-Арутюнян
Данный метод учит, как избавиться от заикания, делая это посредством синхронизации речи с движениями пальцев руки. В отличие от предыдущей, методика Андроновой-Арутюнян может помочь не только взрослым, но вылечить заикание у детей. Для этого ведущую руку положите на колено, слегка согнув пальцы. Произнося первый слог или слово фразы, прижмите к колену большой палец и держите его до окончания слова или словосочетания. Продолжая произносить слоги и слова, прижимайте соответственно следующие пальцы: указательный, средний и т.д. Движения руки корректируют темп и ритм речи. Это несколько замедляет речь поначалу, и человек зависит от руки, но вскоре от этого можно будет отказаться, а речь будет плавной и без вспомогательных приемов. Для полного выздоровления нужно пройти полный курс, состоящий из 4 этапов. Эта методика подразумевает участие логопеда для наблюдения со стороны и определения ошибок, требующих исправления. Но если Вы будете достаточно внимательны и последовательны вполне можете справиться и самостоятельно. Используйте видео и аудио записи для анализа ошибок или просто зеркало. Но ошибки нужно исправлять обязательно, иначе результата не будет.
Первый этап подразумевает наработку навыков спокойствия во время речи, умения расслабляться, избавляться от нервных ощущений, мышечного напряжения речевого аппарата. Это первый шаг к тому, как избавиться от заикания.
Суть второго этапа - в обучении большого пальца технике правильного положения. Для эффективности этого приема используйте следующие упражнения:
1. Сядьте и расслабьтесь. Кисти рук свободно положите на колени, слегка, встряхнув. Подтяните кисти к середине бедра и слегка согните, представьте, что Вы будете играть на пианино. На этом этапе необходимо добиться действительного расслабления кистей рук, полного отсутствия напряжения.
2. Исходное положение: расслабленная рука на бедре. Надавите медленно и легко большим пальцем на бедро, но не напрягайте руку. Одновременно с этим произносите любой слог. Отрепетируйте так, чтобы большой палец стал как бы регулятором звука: при нажатии на бедро Вы произносите звук, при более сильном надавливании – звук громче и наоборот. Движения руки не должны сопровождать голос, напротив, они должны слегка опережать его – это очень важный момент! Если все сделать правильно, человек уже сможет без запинок говорить по слогам.
К третьему этапу нужно приступать, когда человек уже синхронизировал свою речь с движениями руки, до свободного произнесения слов и коротких выражений, освоив предыдущие упражнения в совершенстве.
Упражнение № 1. Исходное положение: расслабленная рука на бедре. Выполните нажатие большим пальцем и проговорите первый слог. Далее продолжайте нажимать по очереди пальцами на бедро, произнося последующие слоги. Нажатие каждого пальца при этом должно быть строго синхронизировано с каждым слогом. А «пусковым механизмом» является Ваш большой палец – не отпускайте его до окончания слова или словосочетания. А остальные пальцы – расслабляются сразу же, как только выполняют свою функцию – как только Вы произносите слог или слово в предложении. Закончив, встряхните и опустите кисть на бедро. Так Вы приучите ее к расслаблению и сами сможете расслабиться. Осваивая этот прием, постепенно увеличивайте
скорость движения пальцев и уменьшайте время на расслабление. Используя данную методику леча заикание у детей, придумайте какие-нибудь речевки, чтобы тяжелая работа была похожа на игру.
Упражнение №2. Теперь нужно научиться делать ударение в словах, а потом и в целых предложениях. Для начала научитесь делать ударение на первом слоге, нажимая сильнее и продолжительнее соответственно большим пальцем. Затем на словах с ударением на втором слоге – делая особый нажим указательным пальцем ведущей руки, и так далее. Не делайте резких движений, Для Вашей речи важна плавность перехода, как от слога к слогу, так и от слова к слову. Освоив эту методику, Вы сможете перейти уже к полноценным фразам и предложениям, более продолжительным и сильным нажатием пальца выделяя их логический смысл.
На четвертом этапе можно приступать к работе над текстами. Используйте для начала короткие речевки, истории, или сказки, отлично Вам знакомые. Разделите текст на слова и фразы, между которыми можно успевать расслаблять руку, т.е. делать небольшие паузы и, так сказать, «переводить дух». Освоив это можно переходить к более сложным текстам и уменьшать промежутки между расслаблениями. На этом же этапе человек уже полностью избавляется от заикания и начинает работать над общением без использования руки, осваивать выразительность своей речи. Для этого, как и для любого другого метода очень важны тренировки в реальной жизни. Если не применять на практике свои знания, достичь существенных результатов невозможно. Не бойтесь общаться, на первом этапе избавиться от страха помогут разнообразные вспомогательные хитрости, по типу синхронизации с пальцами, но Вам просто необходимо много общаться, выговариваться, если хотите. В большинстве случаев избавиться от заикания у детей в раннем возрасте не составляет особенных проблем, как правило, любой метод дает очень хороший результат. Поэтому затягивать с лечением не стоит, не откладывайте решение проблемы с речью. Если же Вы уже упустили момент – ни один из них не будет лишним, пробуйте разные методики, того как избавиться от заикания, сочетайте массажи и психологические приемы. А главное помните: никто кроме Вас самих не сможет Вас вылечить, именно Вы – полноправный и бесспорный хозяин своей речи.
Предварительный просмотр:
Веселая артикуляционная гимнастика Н.В.Нищева
Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Мы предлагаем Вам артикуляционные упражнения, которыми вы будете с ребенком регулярно заниматься.
Вот простые упражнения которые вы с ребенком можете начать делать уже сейчас.
- «Бегемот» Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот. Повторяем упражнение 3—5 раз. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Вновь повторяем упражнение 3—4 раза.
2. Учимся делать упражнение, которое логопеды называют «Улыбка».
Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
3. Учимся делать упражнение «Хоботок».
Вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим в таком положении 3—5 секунд. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
4.Учимся делать упражнение «Хомячок».
Предлагаем малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3—5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
5.Учимся делать упражнение «Лопата».
Широко открываем рот. Кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3—5 секунд. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
6.Учимся делать упражнение «Котенок лакает молоко». Широко открываем рот, делаем 4—5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Закрываем рот. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение несколько раз.
7. Учимся делать упражнение «Чашечка».
Широко открываем рот, кладем широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы. Затем предлагаем ребенку опустить язычок, закрыть рот, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
8.Учимся делать упражнение «Качели».
Широко открываем рот, кладем на нижнюю губу спокойный расслабленный язык, переводим его на верхнюю губу, возвращаем на нижнюю, снова поднимаем на верхнюю. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
9.Учимся делать упражнение «Иголочка».
Широко открываем рот, приподнимаем и вытягиваем вперед тонкий язычок. Фиксируем положение на 3—5 секунд. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
10.Учимся делать упражнение «Маятник».
Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не качалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
11.Учимся делать упражнение «Вкусный мед».
Широко открываем рот, острым кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно. Следим за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
12. Учимся делать упражнение «Мостик».
Открываем рот. Выгнув спинку языка, упираем его кончик в нижние зубы изнутри рта. Удерживаем в таком положении 3—5 секунд. Медленно сближаем и сжимаем зубы, закрываем рот. «Мостик» стоит за закрытыми зубами. Затем предлагаем ребенку выпрямить язычок, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
Предварительный просмотр:
Скороговорки , которые помогут научиться четко и красиво говорить, а также будут способствовать улучшению дикции и памяти.
От топота копыт пыль по полю летит.
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
Все cкороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь
У осы не усы, и не усищ-ща, а у-у-сики.
Ткёт ткач ткани на платки Тане.
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Забыл Панкрат Кондратьевич домкрат,
А без домкрату ну не поднять на тракте трактор.
Интервьюер интервента интервьюировал.
Рапортовал, да не дорапортовал, потом дорапортовывал, да зарапортовался.
Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.
Ест Федька с водкой редьку
Ехал Грека через реку, видит Грека - в реке рак.
Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку - цап!
Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
Брит Клим брат, брит Игнат брат, а брат Панкрат - бородат.
К Габсбургам из Страсбурга.
Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
У ёлки иголки колки.
В один клин, Клим, колоти.
Говорил командир при полковнике про подпоручицу,
А при подполковнице про подпрапорщицу промолчал.
Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
Водовоз вёз воду из-под водопровода.
Наш голова вашего голову головой переголовал, перевыголовил.
Подал грабли крабу краб.
Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.
Рододендроны из дендрария.
Сорока со скоросоковыжималкой.
На горе Арарат рвала Варвара виноград.
Во дворе-подворье погода размокропогодилась.
Два дровосека говорили про Ларьку да про Варьку
Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Королева кавалеру подарила каравеллу.
Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
Саша шапкой шишку сшиб.
Сиреневенькая зубовыковыривательница.
Скороговорун скороговорил скоровыговаривал,
Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь,
Но заскороговошившись, выскороговорил -
что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговариваешь.
И прыгают скороговорки как караси на сковородке.
Сшит колпак, да не по-колпаковски,
вылит колокол, да не по-колоколовски.
Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
Я - вертикультяп. Могу вертикультяпнуться, могу вывертикультяпнуться.