родительские собрания
Родительское собрание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod._sobr.docx | 10.91 КБ |
sobranie_4.doc | 41 КБ |
roditelskoe_sobranie.docx | 21.45 КБ |
sobranie_3.doc | 51 КБ |
sobranie_2.doc | 39.5 КБ |
sobranie_1.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОТОКОЛ № ___
родительского собрания ___ класса
за 2011-2012 учебный год.
Дата проведения: ___________________ Присутствовало:____________ Отсутствовало:____________
Тема:_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Цель и задачи _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Повестка собрания:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ход собрания:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Решение собрания:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Председатель родительского комитета:________________________________
Классный руководитель:________________________________
Предварительный просмотр:
Собрание 4
Тема собрания: 0 трудностях учения.
«Гений — это один процент таланта и девяносто девять процентов труда.» Томас Эдисон
Задачи собрания:
1. Познакомить родителей учащихся с результатами учебной четверти.
2. Показать родителям достижения и неудачи в учебном труде подростков.
3. Проанализировать причины учебных неудач школьников.
Форма проведения собрания: семинар-практикум.
Вопросы для обсуждения:
1. Анализ учебных результатов школьников.
2. Зависимость учебных результатов от внешних и внутренних факторов.
3. Возможные пути улучшения учебных результатов школьников.
Подготовительная работа к собранию
1. Анализ учебных результатов за четверть
2. Сравнительный анализ интеллектуального развития 5-го и 8-го классов.
3. Анкетирование учащихся, родителей, учителей, работающих в классе.
4. Посещение уроков по разным предметам родительским комитетом класса.
5. Подготовка списка литературы для родителей.
Общий и индивидуальный анализ учебных результатов учащихся за учебную четверть. Классный руководитель должен ознакомить родителей с учебными достижениями всего класса. Для этого он составляет сводную таблицу по всем предметам и указывает результаты учащихся класса. Для того, чтобы соблюсти этические нормы, он может зашифровать фамилии учащихся, тем более что перед каждым родителем на парте должен лежать листок с результатами учебной деятельности его ребенка. В общей сводной таблице классного руководителя должно интересовать лишь количество низких и средних результатов по предметам. Такая сводная таблица результатов позволяет увидеть проблемные предметы, по которым у ребят большинство низких отметок. Когда учитель определит
для себя такие предметы, он должен провести опрос среди педагогов, преподающих данные предметы, и подготовить информацию для родителей.
Индивидуальный анализ учебной работы по каждому ученику может быть составлен по следующему плану:
1. Сводная ведомость учебных результатов четверти.
2. Мнение учителей-предметников о результативности учебного труда школьника по предметам с низкими учебными результатами.
Учителям предлагается следующий план анализа:
А. Отношение ученика к учебной деятельности на уроке;
Б. Отношение ученика к выполнению домашней работы;
В. Личный вклад в процесс учебной деятельности по предмету, инициатива, добросовестность, желание поработать дополнительно и т.д.
Г. Возможные пути учебной коррекции.
3. Мнение классного руководителя об отношении ученика к результатам собственной учебной деятельности.
4. Рекомендации учителей-предметников родителям ученика, пожелания классного руководителя, членов родительского комитета, посещавших уроки в классе.
Сравнительный анализ интеллектуального развития учащихся
Психологическая служба школы готовит сравнительный анализ развития интеллектуальных умений учащихся. Для сравнения психологи берут результаты уровня интеллектуального развития при поступлении в школу и спустя четыре года. Родители могут увидеть прогресс в развитии интеллектуальных умений школьника или, наоборот, проблему, которая требует немедленного решения. Психологи не только констатируют результаты учащихся, но и предлагают родителям различные виды помощи их детям:
1. Занятия в школе интеллектуального развития (по желанию родителей и учащихся);
2. Консультации для родителей и учащихся по проблеме (индивидуальные и групповые);
3. Рекомендации по развитию интеллектуальных умений дома с помощью специальной литературы.
Анкетирование учащихся
1. По каким учебным предметам в текущей учебной четверти у тебя возникли трудности?
2. С чем связаны причины твоих трудностей?
А. Твое отношение к изучению предмета;
Б. Трудности в понимании содержания тем и параграфов;
В. Взаимоотношения с учителем;
Г. Другие причины.
3. Какая помощь тебе нужна?
А. От учителя-предметника;
Б. От классного руководителя;
В. От родителей или других людей.
Анкетирование родителей
1. Изучение какого предмета является для вашего ребенка самым трудным?
2. С чем связаны учебные трудности ребенка поданному предмету?
3. Какие виды домашних заданий наиболее трудны для выполнения?
4. Обращался ли ваш ребенок за помощью к учителю?
5, Насколько эффективной была помощь учителя?
6. Контролируете ли вы учебную деятельность своего ребенка?
7. Как осуществляете контроль его учебной деятельности?
Анкетирование родителей необходимо для того, чтобы видеть, как глубоко семья вникает в учебную деятельность своего ребенка. Классному руководителю очень важно знать, что понимают родители под контролем учебной деятельности ученика. Проверка домашних заданий, последующее порицание или наказание или поиск выхода из трудной ситуации, помощь ребенку, принятие компромиссного решения.
Анкетирование учителей
1. Назовите учеников, имеющих высокий балл по вашему предмету и высокий уровень мотивации изучения этого предмета.
2. Назовите учеников, имеющих средний балл и высокий уровень мотивации изучения данного предмета.
3. Назовите учеников, имеющих низкий балл и высокий уровень мотивации изучения вашего предмета.
4. Назовите учащихся, имеющих низкий балл и низкий уровень мотивации изучения вашего предмета.
5. Предложите пути решения данной проблемы для учащихся с низким уровнем обучаемости по предмету и высокой мотивацией и для учащихся с низким уровнем обучаемости и низкой учебной
мотивацией.
Такая диагностика позволяет учителям задуматься и увидеть учащихся, у которых учебные трудности не всегда связаны с отсутствием стойкой учебной мотивации. В большей степени они связаны с неумением организовать свой учебный труд и наслоением учебных предметных
трудностей, с которыми школьник не в состоянии разобраться сам, посещение уроков по различным предметам родительским комитетом класса
Родительский комитет посещает уроки по различным предметам.
Целью посещения является:
1. Изучение вопроса участия всех ребят в урочной деятельности;
2. Интерес ребят к участию в уроке, активность и пассивность, методы их поощрения учителем.
Литература:
Александрович Н. Ф. Занимательная грамматика. М.,1965.
Гарднер М. Математическиедосуги. М., 1972.
Дышинский Е. А. Игротека математического кружка. М., 1972.
М и н с к и н С . От игры к знаниям. М., 1987.
Нагибин Ф.Ф., Канин Е. С. Математическая шкатулка. М., 1988.
Рассел Кен. Чемпионат по IQ. М., 2003.
126 упражнений по развитию памяти. Волгоград, 2003.
Филимонова Н. И. Через занимательное — к развитию личности. Минск, 2000
Интеллектуальный марафон. М.,2001.
Никитин В. В. Резервы вашего интеллекта. М., 2002.
Полезная информация
Как сохранить работоспособность?
l. Ребенок, вернувшись из школы, должен немного полежать и отдохнуть.
Выполняя домашнее задание, необходимо через 30 — 45 минут делать 15-минутные перерывы.
Сон — самое лучшее средство для восстановления энергии. Дети 12 — 15 лет должны спать 8 — 9 часов в день.
Тренировка и развитие памяти
1. На память ребенка непосредственно влияет его физическое развитие, поэтому необходимо следить за здоровьем сына или дочери. Безусловно, огромный вред наносят памяти дурные
привычки — курение, употребление алкоголя, наркотиков.
2. Рабочее место ребенка должно хорошо освещаться, быть удобным. Необходимо, чтобы домашнее задание выполнялось в тишине. Если правильно организован умственный труд, все внимание школьника сосредоточивается на учебе и лучше запоминается изучаемый материал.
3. При малейших признаках усталости рекомендуется прекращать занятия и отдыхать,
4. Чтобы лучше запомнить большой объем материала, рекомендуется распределить работу на несколько дней, чтобы не слишком перегружать память.
5. Нужно выяснить, какой вид памяти является основным у вашего ребенка — зрительная память, слуховая или двигательная. Опираясь на эти данные, можно легче запомнить изучаемый материал.
Если у ребенка сильнее развита зрительная память, ему будет проще запомнить текст визуально; если слуховая — нужно читать текст вслух или слушать, как его читает кто-то другой; если ребе- нок лучше запоминает, выполняя определенные действия,—пусть конспектирует заданный текст.
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
по теме: "Особенности подросткового возраста"
Цель: нахождение путей преодоления кризиса отношений взрослый – подросток, сплочение семьи.
Многие дети, вступая в подростковый возраст, поразительно меняются. Из ласковых, спокойных и послушных вдруг превращаются в “ершистых”, неуправляемых, грубых. Пожалуй, именно грубость сильнее всего ранит и обижает родителей. Но прежде чем бороться с этим злом, давайте разберемся в причинах ее возникновения. Медицинская, психологическая, юридическая литература определяет разные границы подросткового возраста: 10-14 лет.
К 12- 13 годам у ребенка накапливается немало проблем переходного возраста. Постепенно нарастает неуверенность в себе. Появляется тревожность, сомнения в собственной значимости для родителей, друзей. Подростки готовы “застревать” в положении “обиженного”, “непонятого”, искать выход из трудных ситуаций путями, нередко чрезвычайно опасными для здоровья, стремятся освободиться от зависимости от взрослых. Порой возникают агрессивные, непредсказуемые реакции защиты себя даже в ситуации, когда и угрозы-то никакой нет.
Теснейшая эмоциональная зависимость от родителей вступает в противоречие с жаждой признания среди сверстников, что тоже становится причиной невротических реакций. Возникает желание изменить свое состояние, приняв “что-либо” для быстрого улучшения настроения. Все это очень опасные предпосылки, которые нельзя оставлять без внимания.
Что же нужно делать взрослым, чтобы избежать конфликтов в общении с подростком?
Конечно, терпеть хамство собственного ребенка очень трудно. Так и хочется дать грубияну достойный отпор и поставить его на место. Но будет ли от этого прок? Ведь мы, взрослые, прекрасно знаем: всякое обострение отношений лишь подольет масла в огонь. Будьте мудрее, не провоцируйте своего ребенка на грубость. В этом вам помогут следующие правила поведения в ранней ситуации.
1. Дайте свободу. Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш ребенок уже вырос, и далее удерживать его возле себя не удастся, а непослушание — это стремление выйти из-под вашей опеки.
2. Никаких нотаций. Больше всего подростка бесят нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.
3. Идите на компромисс. Еще ничего никому не удалось доказать с помощью скандала: здесь не бывает победителей. Когда и родители, и подростки охвачены бурными негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает.
4. Уступает тот, кто умнее. Костер ссоры быстро погаснет, если в него не подбрасывать дров, чтобы скандал прекратился, кто-то должен первым замолчать. Взрослому это сделать легче, чем подростку с его неустойчивой психикой. Запомните: лавры победителя в отношениях с собственными детьми не украшают.
5. Не надо обижать. Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у нас.
6. Будьте тверды и последовательны. Дети — тонкие психологи. Они прекрасно чувствуют слабость старших. Поэтому, несмотря на вашу готовность к компромиссу, сын или дочь должны знать, что родительский авторитет незыблем. Если же взрослые демонстрируют подростку собственную несдержанность, истеричность, непоследовательность, трудно ждать от них хорошего поведения.
Человеку нужно, чтобы его любили, понимали, признавали, уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок, чтобы у него был успех в делах, учебе и на работе, чтобы он мог реализовать себя, развивать свои способности, совершенствоваться, уважать себя. Основа самооценки ребенка закладывается в зависимости от того, как с ним обращаются родители. Если они понимают и принимают его, терпимо относятся к его недостаткам и промахам, он вырастет с положительным отношением к себе. Если же ребенка постоянно “воспитывают”, критикуют и муштруют, самооценка его оказывается низкой, ущербной.
Общий закон здесь прост: в детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к нам близких. Образ ребенка строится извне, рано или поздно он начинает видеть себя таким, каким видят его другие. Каждым обращением к подростку — словом, делом, интонацией, жестом, нахмуренными бровями и даже молчанием — мы сообщаем ему не только о себе, о своем состоянии, но и всегда о нем, а часто именно о нем.
От повторяющихся знаков приветствия, любви и принятия у подростка складывается ощущение: “со мной все в порядке”, “я — хороший”. А от сигналов осуждения, неудовольствия, критики — ощущение: “со мной что-то не так”, “я плохой”. Наказание, а тем более самонаказание только усугубят его ощущение неблагополучия и несчастливости. В результате подросток, в конце концов, может прийти к выводу: “Плохой, ну и пусть! И буду плохим!” Это вызов, за которым скрывается горечь отчаяния. Чтобы не допускать глубокого разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку, чувство самоценности. Это можно сделать, следуя таким принципам:
1. Безусловно принимать его.
2. Активно слушать его переживания и потребности.
3. Бывать (читать, заниматься) вместе.
4. Не вмешиваться в те его занятия, с которыми он справляется сам.
5. Помогать, когда просит.
6. Поддерживать успехи.
7. Делиться своими чувствами (значит доверять).
8. Конструктивно решать конфликты.
9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: “Мне хорошо с тобой...”, “Мне нравится, как ты...”, “Ты, конечно, справишься...”, “Как хорошо, что ты у нас есть...” и другие.
10.Как можно чаще обнимать его, но не “затискивать”.
И в заключение напомню мудрое напутствие известного американского педиатра Бенджамина Спока: “Любите вашего ребенка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет... Результат воспитания зависит не от степени строгости или мягкости, а от ваших чувств к ребенку и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививаете”.
За что ведут борьбу подростки:
1). За то, чтобы перестать быть ребёнком;
2). За прекращение посягательства на его физическое начало, за неприкосновенность;
3). За утверждение среди сверстников;
4). Против ироничных замечаний по поводу его взрослости.
Правила для родителей:
-помочь найти компромисс души и тела:
-замечания делать в доброжелательной форме;
-ознакомить ребёнка с устройством и функционированием его тела;
-пока развивается тело, болит и ждёт помощи душа ребёнка.
Подростковая психика – период «гормональной дури», высвобождение от влияния, высвобождение от влияния взрослых и общение со сверстниками.
Возрастают требования к интеллекту и больше учителя и родители апеллируют к разуму и логике, чем к чувствам. Подростки способны мыслить логически, проводить самоанализ,
теоретические рассуждения, способны к дедукции и индукции; их знания об окружающем мире углубляются. Игры уходят на второй план, а на первом остаются учение, общение и труд. Совершенствуется самоконтроль деятельности, но часто отсутствует способность к предварительному планированию деятельности. Замедляется механическая память, так как растёт объём учебной информации, но развивается логическая память (поэтому дети могут жаловаться на проблемы с памятью). Школьники должны не механически заучивать, а понимать смысл и логику материала.
Активно развивается чтение, монологическая и письменная речь (от письменного изложения до самостоятельного сочинения). Развиваются коммуникативные способности. Школьники стремятся получить высокую оценку со стороны. Особенность данного возраста – стремление к самообразованию. Главные мотивы – самопознание (я – идеальное и я – реальное), самовыражение ( в разных формах) и самоутверждение.
Отрочество – время становления индивидуальности.
А). Самостоятельность ребёнка - в ней не надо видеть угрозу лишиться его;
Б). Ребёнку нужна не столько самостоятельность, сколько право на неё;
В). Хотите, чтобы ребёнок сделал то, что вам нужно, сделайте так, чтобы он сам этого захотел;
Г). В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудаческих и неподобающих поступках.
Вывод:
Стремление «быть взрослым» состоит также и в подражании внешним формам наблюдаемого поведения. Подросток больше внимания уделяет собственным недостаткам. Подростки на пути к собственной независимости нуждаются в установлении границ и норм поведения, и решение об их установлении должно приниматься совместно. Подростки нуждаются в родительской любви, поддержке и одобрении.
Приложение
Анкета для детей и родителей
1). Знают (Знаете ли вы?) ли родители твоих друзей? друзей своего ребёнка?
2). Проводите ли вы совместные праздники?
3). Знаешь ли ты друзей своих родителей? Знают ли дети ваших друзей?
4). Любишь ли ты одиночество? Любите ли вы одиночество
5). Нравится ли тебе присутствие родителей на детском празднике?
6). Часто ли ты беседуешь по душам с родителем?
7). Ты предпочитаешь всё делать сам или обратиться за помощью? Самостоятелен ли ваш ребёнок или он предпочитает обратиться за помощью?
^ 8). Комфортно ли тебе в школе? Комфортно ли вашему ребёнку в школе?
9). Ты предпочитаешь отдых с семьёй, в одиночку или с друзьями?
10). Как относятся родители к твоему мнению? 10). Как вы относитесь к мнению своего ребёнка? Важно ли оно для вас?
Предварительный просмотр:
Собрание 3
Тема собрания: Как помочь подростку приобрести уверенность в себе.
«Даже в самой в самой крайней и запущенной форме застенчивость и неуверенность пройдет, если для
их преодоления приложить труд души». В. Леви
Задачи собрания.
1. Обсудить с родителями проблему влияния застенчивости и неуверенности на учебные успехи школьника.
2. . Способствовать формированию у родителей желания помочь собственному ребенку в преодолении застенчивости и неуверенности.
Форма проведения собрания: обучающий тренинг родительской эффективности.
Вопросы для обсуждения:
1. Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи школьника.
2. Пути преодоления застенчивости и неуверенности ребенка дома и в школе.
Подготовительная работа к собранию
1. Анкетирование детей и родителей по проблеме собрания.
2. Социометрия детского коллектива. Изучение статуса детей в коллективе. Проблема лидеров и изолированных детей.
3. Памятки для родителей по преодолению застенчивости и неуверенности в себе их детей.
4. Классный час «Как стать героем в глазах остальных».
Анкета для родителей #1
1. Каков, по вашему мнению, статус сына или дочери в коллективе учащихся?
2. Испытывает ли ваш сын или дочь неуверенность в своих силах?
3. Как вы помогаете своему ребенку преодолевать неуверенность?
4. Нужна ли вам консультативная помощь школьной психологической службы или вы справитесь сами?
Анкета для родителей #2
Продолжите фразы, приведенные ниже. Будьте предельно откровенны и внимательны:
наш ребенок проявляет признаки неуверенности, если
наш ребенок боится, если
наш ребенок стесняется, если
наш ребенок волнуется, если
наш ребенок испытывает страх, когда
Анкета для учащихся
Продолжи предложения:
мне бывает стыдно, когда я
мне бывает страшно, когда
я неуверен, когда
я стесняюсь, когда
Тест для подростков «Насколько ты уверен в себе?»
1. Ты узнал, что твой приятель говорит о тебе плохо. Ты:
А. Поищешь удобный случай выяснить с ним отношения;
Б. Перестанешь с ним общаться и будешь избегать встреч.
2. Когда ты входишь в автобус или трамвай, тебя грубо толкают. Ты:
А. Громко протестуешь;
Б. Молча пытаешься пробраться вперед;
Е. Ждешь, когда войдут все, и тогда, если получится, входишь сам.
3. Твой одноклассник отстаивает противоположную твоей точку зрения. Ты:
Б. Не высказываешь свою точку зрения, так как все равно не сможешь его переубедить;
Д. Отстаиваешь свою точку зрения, пытаясь доказать свою правоту.
4. Ты опоздал на школьный вечер. Все места уже заняты, кроме одного в первом ряду. Ты:
Б.. Стоишь у двери и ругаешь себя за опоздание;
Д. Без колебаний направляешься в первый ряд;
Е. Долго решаешь, идти или не идти тебе в первый ряд, но потом все-таки проходишь на свободное место.
5. Согласен ли ты с тем, что твои одноклассники часто используют тебя в своих интересах?
Д. Да;
Е. Нет.
6. Трудно ли тебе вступать в разговор с незнакомыми людьми?
Д. Да;
Е. Нет.
7. Ты купил вещь, бракованную вещь. Легко ли тебе вернуть покупку?
Б. Нет;
В. Да.
8. Можешь ли ты сказать, что твои одноклассники более уверены в себе, чем ты?
Д. Нет;
Е. Да.
9. Твои друзья требуют от тебя услуги, которая чревата неприятностями. Легко ли тебе отказаться от ее исполнения?
Б. Нет;
В. Да.
10. У тебя есть возможность поговорить с известным человеком. Ты:
Д. Используешь эту возможность;
Е. Не используешь.
11. Учитель поручает тебе позвонить в учреждение и договориться для класса о встрече. Ты:
Б. Под любым предлогом отказываешься;
В. Звонишь без колебаний;
Е. Собираешься с духом и звонишь.
12. Тебе поставили незаслуженно низкую оценку. Ты:
Б. Молча переживаешь;
Г. Споришь с учителем по поводу этой оценки.
13. Ты не понимаешь объяснений учителя. Ты:
Б. Не будешь задавать вопросов учителю;
В. Спокойно попросишь объяснить еще раз;
Г. Улучишь удобный момент и задашь вопрос после уроков.
14. Ты пришел в кинотеатр. Люди, сидящие возле тебя, громко разговаривают. Ты:
Б. Терпишь шум, а потом ругаешься с ними;
В. Просишь их перестать разговаривать;
Е. Молча терпишь.
15. Ты стоишь в очереди. Кто-то пытается пролезть перед тобой. Ты:
Б. Глотаешь обиду и молчишь;
Д. Даешь отпор.
16. Легко ли тебе вступить в разговор с представителем противоположного пола, который очень нравится?
Б. Очень трудно;
В. Легко;
Г. Очень трудно начать, потом легче.
17. Ты идешь на рынок. Легко ли тебе торговаться?
А. Да;
Б. Нет.
18. Волнуешься ли ты, когда тебе нужно выступать перед классом?
Б. Да;
Д. Нет.
19. Тебя хвалят перед классом. Ты:
Б. Не знаешь, что сказать в ответ;
Д. Благодаришь за похвалу;
Е. Спокойно воспринимаешь благодарность.
20. При хорошем знании предмета ты хотел бы сдавать письменный или устный экзамен?
А. Устный;
Б. Письменный;
В. Мне все равно, какой экзамен сдавать.
Результаты теста.
А — 3 балла, Б — 0 баллов, В — 5 баллов, Г — 2 балла, Д — 4 балла, Е—1 балл.
Подсчитайте общую сумму.
12 баллов — сильная неуверенность в себе.
12 — 32 балла — низкая уверенность в себе.
33 — 60 баллов — средний уровень уверенности в себе.
61 — 72 балла — высокая уверенность в себе.
Более 72 баллов — очень высокий уровень уверенности в себе.
Данная диагностика используется для проведения классного часа с учащимися и для проведения родительского собрания. В ходе собрания классный руководитель раздает листочки с индивидуальными характеристиками учащихся и обращает внимание родителей на черты характера,
которые мешают подростку достичь определенных учебных результатов.
Упражнения для преодоления неуверенности и застенчивости учащихся Этот комплекс упражнений можно предложить учащимся для занятий с психологом. По результатам занятий психолог может выступить перед родителями со своими наблюдениями и предложениями по преодолению неуверенности ребенка дома.
Вовсе необязательно, чтобы все родители выполняли предложенные, упражнения. Достаточно им об этом рассказать и порекомендовать выполнять вместе со своим подростком, объяснив ему необходимость работы над собой.
Упражнение «Автопортрет».
А. Предложите подростку нарисовать свой портрет и описать его с положительной стороны.
Б. Пусть он еще раз опишет портрет, но от лица другого человека.
Например: «На этом портрете нарисован человек, который...»
Упражнение «Мои эмоции».
Предложите ребенку изобразить негативные эмоции, которые он часто переживает. К примеру, страх, ужас, неуверенность, застенчивость, стыд.
Упражнение «Незаконченный рассказ».
Предложите закончить рассказ, начатый вами.
К примеру: «Парень пошел в лес за грибами и ...»
Упражнение «Свет мой, зеркальце...»
Подростку предлагается поработать с зеркалом:
«Свет мой, зеркальце, скажи— Я ль на свете всех...»
Упражнение «Сердце».
Предложите подростку нарисовать сердце, которое болит. На больном сердце нужно сделать рисунки, показывающие, от чего болит сердце.
Упражнение «Приятный или неприятный разговор».
Дайте подростку трубку воображаемого телефона и предложите ему поговорить с воображаемым собеседником с различной эмоциональной окраской разговора: зло, грубо, напористо или тепло, сердечно и т. д.
Упражнение «Дневник».
Учите записывать свои эмоциональные переживания и события, связанные с ними. Пусть ребенок иногда их перечитывает. Это поможет ему спустя некоторое время убедиться в том, что не все так плохо, а некоторые записанные переживания ему самому покажутся смешными.
Упражнение «Фильм о моей жизни».
Предложите написать сценарий фильма о своей жизни. Причем, подросток изображается главным героем фильма. В фильме должны быть кульминация, завязка и развязка.
Упражнение «Письмо».
Предложите ребенку написать письмо своему сверстнику или взрослому, с которым у ребенка не складываются отношения или которого он боится. В этом письме подросток может высказать все свои отрицательные эмоции и чувства, связанные с этими людьми или сложившейся ситуацией.
Упражнение «Перевоплощение». 3
Предложите подростку перевоплотиться в: индейца — вождя племени, героя мультика «Ну, погоди!» — Волка, сказочного Гулливера, Кощея Бессмертного и Бабу Ягу. Затем обсудите с ним, какие чувства он при этом испытывал.
Все перечисленные упражнения помогут ребенку преодолеть неуверенность и застенчивость гораздо спокойнее и с меньшими эмоциональными потерями. Самое главное — не констатировать, что ваш ребенок застенчивый и неуверенный человек, а приложить все усилия, чтобы помочь ему.
Памятка для родителей по преодолению неуверенности ребенка
1. Никогда не подчеркивайте вслух такую черту характера своего peбенка, как неуверенность.
2. Не демонстрируйте эту черту характера посторонним людям.
3. Помните, что педагоги часто ассоциируют неуверенность с плохой успеваемостью школьников.
4. Поощряйте общение своего ребенка с детьми, которые младше его по возрасту. Это придаст ему уверенность в своих силах.
5. Если ребенок сам выбирает для себя общество младших по возрасту детей, не позволяйте себе иронизировать над ним по этому поводу и не мешайте ему.
6. Не ставьте своего ребенка в неловкие ситуации, особенно при встрече с незнакомыми людьми или при большом скоплении народа.
7. Вселяйте в своего ребенка уверенность в свои силы. Вместо слов «Я так за тебя боюсь» пусть лучше звучат слова «Я в тебе уверен».
8. Критикуйте своего ребенка как можно меньше. Ищите любую возможность показать его положительные стороны.
9. Стимулируйте общение своего ребенка с другими детьми, приглашайте их к себе в дом.
10. Не сравнивайте своего ребенка и его качества характера с качествами характера детей, которые бывают у вас дома.
11. Позволяйте своему ребенку проявить инициативу в преодолении неуверенности, заметьте ее и вовремя оцените.
Памятка для родителей
Уважаемые папы и мамы!
Ваш ребенок неуверен в себе. Он нуждается в вашей помощи и поддержке. Вот некоторые правила, которыми вы должны руководствоваться. Хвалите своего ребенка за достижения, которые дались ему трудом и упорством.
2. Порицайте не ребенка, а его недостойные поступки.
3. Ставьте перед своим ребенком посильные задачи и оценивайте их достижение.
4. Не оставляйте без внимания любые усилия ребенка по преодолению неуверенности в себе.
5. Говорите со своим ребенком по душам, давайте возможность выговориться, поделиться наболевшим.
6. Не мешайте своему ребенку ошибаться, не подменяйте его жизненный опыт своим.
7. Не вселяйте в своего ребенка страх и боязнь по отношению к себе.
8. Спрашивайте своего ребенка о его проблемах, если он вам сам ничего не говорит; делайте это тактично и тепло.
9. Радуйтесь его победам над собой.
10. Будьте рядом с ним, если он в этом нуждается!
Ход собрания
Вступительное слово классного руководителя
Почти каждый человек испытывает в своей жизни чувство страха. Кто-то боится высоты, кто-то — змей. Но этого можно избежать. А как быть тем, кто боится людей? В первую очередь, это касается застенчивых и неуверенных в себе детей. Они чувствуют себя неуютно со сверстниками на перемене и тем более на уроке. Такие дети могут знать весь учебный материал урока, но боятся поднимать руку, отвечать перед классом, боятся сделать ошибку.
Часто у педагогов, которые работают с такими учащимися, складывается впечатление, что у них низкий интеллектуальный потенциал, узкий кругозор, неразвитые учебные умения. Ребенок, тонко чувствующий отношение педагога к себе, становится замкнутым, закрытым, перестает общаться со сверстниками, старается как можно быстрее убежать из школы домой. Постепенно такое положение вещей формирует его низкий статус в коллективе. Безрадостная картина, не правда ли? А если и
дома он не получает поддержки и внимания, ситуация может обернуться трагедией.
Анализ социометрического статуса детей в коллективе (без фамилий учащихся)
Сопоставительный анализ анкет учащихся и родителей.
Выступление психолога
Знакомство родителей с упражнениями по преодолению застенчивости и неуверенности в себе.
Обсуждение памяток для родителей по преодолению застенчивости и неуверенности детей.
Анализ текущих дел в классе. Итог собрания.
Литература для подготовки к собранию
1. В а ч к о в И . В. Групповые методы в работе школьного психолога. М., 2002.
2. Василевич Л. И. Дневник самопознания. М., 1990.
3. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. М, 2002.
Предварительный просмотр:
Собрание 2
Тема собрания: Жизненные цели подростков.
«Если я знаю, что я ищу, то зачем я ищу, а если не знаю, что я ищу, то зачем я ищу, а если я не знаю, что я ищу, то как же я могу искать.» Парадокс древнегреческих ученых
Задачи собрания:
1. Обсудить с родителями жизненные и нравственные приоритеты подростков.
2. Продумать систему мероприятий, способствующих изменению жизненной и гражданской позиции подростка.
Форма проведения собрания: дискуссионный клуб.
Вопросы дискуссии:
1. Жизненные предпочтения подростков: кто их формирует?
2. Что может стать мерилом жизненных приоритетов подростков?
3. Как помочь преодолеть неудачи и разочарования подростка?
Подготовительная работа к собранию
Анкетирование учащихся и их родителей.
Сочинение-размышление «Письмо самому себе».
Статистика темы собрания.
Классный час «Если ты окажешься на распутье...»
В родительский дневник.
Анкетирование учащихся
Проективная методика «Мой жизненный выбор»
Цель моей жизни — это…
Мои родители знают, что моя цель жизни — это…
Я знаю, что для реализации моих жизненных целей нужно…
Чтобы мои цели были реализованы, сегодня у меня получается…
Сегодня у меня пока не получается….
Поддержкой в достижении моих жизненных целей является….
Препятствием в достижении моих жизненных целей является …
Для того, чтобы достичь цели, я должен …
Для того, чтобы достичь цели, я не должен…
Тест «Вверх по лестнице жизни»
Учащиеся получают лист, на котором обозначены слева годы их жизни с момента рождения. Рядом с каждым годом своей жизни учащиеся должны поместить наиболее значимые события. Например:
1989 — я появился на свет; 1990 — я начал ходить и т. д..
Последним годом в лестнице является тот год, в который они выполняют тест.
Анкетирование родителей
Анкетирование #1
1, Кем вы видите своего ребенка в будущем?
2. Каким вы видите своего ребенка в будущем?
3. Знакомы ли вы с его жизненными целями?
4. Одобряете ли вы их?
5. Как вы помогаете ему достигать жизненные цели?
6. Что вам не нравится в его жизненных целях?
7. Какие качества ему необходимо в себе развить, чтобы их реализовать?
8. Кто, кроме вас, может повлиять на формирование жизненных целей вашего подростка?
9. Чем может помочь школа в формировании жизненных целей подростка?
10. Что делать, если ребенок разочаровался в стремлении к своей цели?
Анкетирование #2
1. Смогли ли вы реализовать свои жизненные цели?
2. Какие жизненные цели вы ставили перед собой, будучи в возрасте своего ребенка?
3. В чем разница между вашими целями и целями вашего ребенка?
Сочинение-размышление «Письмо самому себе»
Учащимся предлагается представить такую ситуацию: им не 14,5 — 15 лет, а 24 — 25 лет. Они пишут себе письмо в свое прошлое. Учащиеся пишут о реализации своих жизненных целей, о тех людях,
которые помогли им в этом, о том, что не удалось и не получилось.
Статистика темы собрания
Результаты статистики — материалы исследований среди московских школьников-подростков. В исследовании участвовали100 учащихся.
На вопрос определения своих жизненных целей из 100 опрошенных:
48 человек ответили, что в выборе жизненных целей еще не определились;
30 учащихся ответили, что на жизненный выбор цели влияет семья;
12 учащихся ответили, что влияют родственники;
51 человек ответил, что на выбор жизненной цели влияют друзья и кумиры;
При ответе на вопрос, что нужно для того, чтобы поставленная цель была реализована, мнения учащихся разделились следующим образом:
30 человек — характер;
22 человека — воля;
18 человек — решительность;
15 человек — поддержка окружающих людей;
10 человек — убежденность;
5 человек — возможность в нужное время оказаться в нужном месте.
Классный час «Если ты окажешься на распутье...»
В ходе классного часа ребята обсуждают свои жизненные цели и определяют, какую помощь и поддержку должны и могут оказать взрослые, чтобы цели, поставленные учащимися, были реализованы.
В ходе классного часа, после обсуждения многие цели учащихся могут стать более определенными и четкими, ученики смогут убедиться в оправданности поставленных целей, их целесообразности.
В ходе классного часа ребята должны учиться полемизировать, доказывать свою правоту, отстаивать свои убеждения и поставленные цели.
Памятка для родителей
Ваш ребенок взрослеет, вместе с его физическим взрослением наступает умственное взросление, формируется интеллектуальный потенциал и социальный интеллект. От того, насколько семья воспринимает подростка как мыслящую личность, зависит степень его социального взросления.
1. Беседуйте со своим сыном и дочерью, говорите с ними о ближайших жизненных планах и будущих целях жизни.
2. Рассказывайте о своих планах, о своих победах и неудачах в их реализации.
3. Поддерживайте здоровое честолюбие своего ребенка.
4. Не иронизируйте по поводу несбыточных планов, стимулируйте в нем желание доказать себе и другим возможность достичь поставленной цели.
5. Формируйте нравственно здоровую личность, неспособную на подлость ради реализации жизненных планов.
6. Создавайте ситуацию успеха, поддерживайте жизненные силы и веру в успех.
7. Говорите правду ребенку, какой бы горькой она ни была, учите экономить силы для достижения цели.
8. Будьте сами примером ребенку, самое печальное, если подросток разочаруется в ваших жизненных силах.
Ход собрания
Вступительное слово классного руководителя
Уважаемые папы и мамы!
Растут дети, а вместе с их взрослением растет не только радость от их успехов, но и проблемы.
Дети попадают в дурную компанию или секту, страдают вредными привычками, перестают понимать родных и близких людей. Увы, в свою очередь, родители, испугавшись изменений в собственном ребенке, перестают понимать, срываются на брань и крик, физическую расправу, которая лишь усугубляет процесс отчуждения и разлада.
Почему так происходит? Часто потому, что все усилия семьи направлены только на удовлетворение материальных потребностей ребенка, сохранение его физического здоровья. Его мечты и планы, жизненные цели часто семье неведомы и для нее несущественны.
В связи с этим хочется привести небольшую притчу.
Король узнает, что его сын женится. Он возмущен, топает ногами, взмахивает руками, кричит на ближайшее окружение. Его лик ужасен, а гнев не имеет границ. Он кричит своим подданным: «Почему не доложили, что сын уже вырос?»
Пока наши дети еще рядом с нами, давайте попробуем разобраться, какие цели они перед собой ставят, насколько эти цели истинны и реальны, как помочь ребятам не разочароваться и не потерять себя жизни.
На доске — плакат.
Цели жизни человека
Первая жизненная цель — создание своей личности.
Вторая жизненная цель — создание отношений с другими людьми.
Третья жизненная цель — создание отношений с окружающей средой.
Анализ анкет учащихся с позиций тезисов плаката.
Дискуссия по вопросам собрания
Видеоматериалы классного часа для обсуждения в ходе дискуссии.
Обсуждение памятки для родителей.
Итог собрания.
Литература для подготовки к собранию
1. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Екатеринбург, 1998.
2. Минияров В. М. Психология семейного воспитания. М.,2000.
3. Родионов В. А. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Ярославль, 2003.
Предварительный просмотр:
Собрание 1
Тема собрания: Как уберечь подростка от насилия.
«Чем больше свидетелей у чужого несчастья, тем меньше шансов у жертвы получить помощь.»
Б. Лабейн
Задачи собрания:
1. Показать родителям на примере статистики актуальность обсуждаемой проблемы.
2. Обсудить с родителями возможные пути выхода из трудных жизненных ситуаций.
Форма проведения собрания: дискуссионный клуб.
Вопросы для обсуждения:
1. Статистика обсуждаемой проблемы.
2. Анализ мнения родителей по проблеме насилия.
3. Возможные пути предупреждения насилия по отношению к детям.
Подготовительная работа к родительскому собранию
1. Анкетирование детей и родителей.
2. Классный час по проблеме собрания.
3. Выставка плаката-обращения к сверстникам.
4. Подготовка памяток для родителей.
5. Подготовка ситуаций для анализа в ходе собрания.
Анкетирование детей #1
А. Если ты один остался в квартире и в твою дверь кто-то позвонил, как ты поступишь?
1. Откроешь дверь.
2. Попросишь назваться человека, стоящего за дверью.
3. Не будешь отзываться, имитируя, что дома никого нет.
4. Позвонишь по телефону соседям или родителям.
Б. Если ты один дома и в вашу дверь звонят люди, называя себя специалистами различных служб, просят открыть дверь, как ты поступишь?
1. Откроешь дверь.
2. Сделаешь вид, что в доме никого нет.
3. Позвонишь родителям или знакомым людям.
4. Начнешь кричать и шуметь.
В. Если ты услышишь, что дверь вашей квартиры кто-то открывает, как ты поступишь?
1. Будешь ждать того, кто в нее войдет.
2. Спросишь, кто там.
3. Сообщишь родителям.
Г. Если к тебе на улице подойдет незнакомый человек, как ты поступишь?
1. Вступишь с ним в разговор.
2. Молча отойдешь в сторону.
3. Подойдешь туда, где есть люди,
4. Начнешь шуметь, чтобы обратить на себя внимание посторонних людей,
Д. Если во дворе к тебе подойдут незнакомые ребята и пригласят пойти куда-нибудь с ними, как ты поступишь?
1. Примешь их предложение.
2. Откажешь им.
3. Свяжешься с родными и спросишь у них разрешения
4. Пообещаешь, что встретишься с ними в другой раз.
Е.. Если ты хочешь войти в подъезд, и за тобой идут один или несколько незнакомых тебе людей, как ты поступишь?
1. Не пойдешь в подъезд.
2. Дождешься знакомых или соседей и тогда пойдешь в подъезд.
3. Пойдешь к ближайшему телефону-автомату или позвонишь родителям по мобильному телефону.
4. Пройдешь мимо своего дома и пойдешь туда, где больше людей.
Ж. Если ты войдешь в подъезд и увидишь там одного или нескольких незнакомых тебе людей, как ты поступишь?
1. Немедленно выйдешь из подъезда.
2. Пойдешь спокойно по лестнице домой.
3. Позвонишь в любую квартиру.
4. Начнешь звать на помощь.
Анкетирование детей #2
Что значит, по твоему мнению, подвергаться насилию?
1. Считаешь ли ты вполне возможным проявление насилия к человеку в наше время?
1. Какие виды насилия, по твоему мнению, существуют в реальном мире?
2. Сталкивался ли ты с проявлением насилия по отношению к себе?
3. Считаешь ли ты возможным проявление насилия по отношению к себе?
4. Можно ли предупредить насилие по отношению к себе?
5. Что для этого нужно предпринять?
6. Говорят ли с тобой родители на эту тему?
7. На какие моменты они обращают внимание при разговоре с тобой на эту тему?
8. Как ты думаешь, где ты можешь столкнуться с проявлением насилия по отношению к себе?
Анкетирование родителей
1. Говорите ли вы своему ребенку о том, что он может быть подвергнут насилию?
2. Как вы учите своего ребенка предупреждать насилие по отношению к себе и бороться с ним?
3. Знает ли ваш ребенок телефоны экстренной помощи?
4. Комментируете ли вы своему ребенку передачи, посвященные борьбе с насилием?
5. Какие правила самозащиты известны вашему ребенку?
6. Вы знаете, как и в обществе кого ваш ребенок проводит свободное время? Может ли он быть подвергнут насилию, общаясь с теми людьми, с которыми он проводит свободное время?
7. Где, на ваш взгляд, подросток может быть подвергнут насилию?
Подготовка ситуаций для анализа родителями
Родителям предлагаются для анализа реальные жизненные ситуации.
Необходимо не только предложить решение проблемы, но и выступить с возможными предложениями, как предупредить подобные ситуации.
Ситуация 1
Подросток, который всегда ходил в школу без особых проблем, вдруг стал мрачным, радостное настроение сменилось угрюмостью и нежеланием идти в школу. Родители не могли понять причину изменения настроения. Лишь спустя какое-то время они узнали, что по дороге в школу взрослые ребята требуют у него деньги. Для того, чтобы его не били, подросток отдавал им все деньги, которые ему давали родители на завтраки.
Ситуация 2
Случайно родители обнаружили на теле девочки синяки; Долго родители выясняли причину их происхождения. Услышанное от ребенка повергло их в шок. Подростки несколько раз загоняли ее и других девочек в подвал соседнего дома и принуждали их к оральному сексу. За сопротивление били и приказывали молчать, грозя рассказать все родителям девочек.
Ситуация 3
Мальчик спешил в школу. Она находилась недалеко от дома, поэтому родители ребенка не провожали. В этот раз он вышел из дома несколько позже и немного опаздывал. Рядом с ним остановилась машина и человек, сидевший за рулем, предложил подвезти до школы. Соблазн был велик, очень уж хотелось проехать на красивой машине, Поездка обернулась трагедией...
Ситуация 4
Ребенок стал жертвой сексуального насилия. Его жизнь в собственном доме стала кошмаром. Ребята во дворе, соседи начинали многозначительно на него смотреть и шушукаться. Семья перестала жить той
жизнью, которой жила до недавнего времени. Родители испытывали or-ровное чувство стыда за то, что произошло с их ребенком, и невольно укоряли его за это.
Ситуация 5
Школьника дразнят, обзывают обидными прозвищами и во дворе, и в классе. Он отказывается ходить в школу. Родители идут к детям разбираться. На некоторое время все успокаивается, а затем издевательства повторяются и становятся еще более изощренными.
Ситуация 6
Девочка просится провести выходной день на даче у подруги. Родители не позволяют ей быть целый день вне дома, приводя различные аргументы, в том числе и возможность насилия в любом виде. Девочка возмущена, она перестает общаться с родителями, игнорирует их требования, смеется над подозрительностью и предусмотрительностью родителей...
Подготовка памяток для родителей
Памятка 1
Уважаемые папы и мамы!
В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный опыт. Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.
Запомните эти простые правила в нашей непростой жизни...
1. Обсудите с подростком вопрос о помощи различных служб в ситуации, сопряженной с риском для жизни.
2. Проговорите с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни.
3. Дайте ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым вы доверяете.
4. Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.
5. Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализируйте вместе с ним.
6. Обсуждайте с ребенком примеры находчивости и мужества людей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.
7. Не иронизируйте над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.
8. Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребенок слаб физически, запишите его в секцию и интересуйтесь его успехами.
9. Если кто-либо из числа ваших знакомых и друзей вызывает у вас опасения в отношении вашего ребенка, проверьте свои сомнения и не общайтесь больше с этим человеком.
10. Не опаздывайте с ответами на вопросы вашего ребенка по различным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди.
11. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений
12. Учите ребенка предвидеть последствия своих поступков, Сформируйте у него потребность ставить вопрос типа: что будет, если?..
13. Если ваш ребенок подвергся сексуальному насилию, не ведите себя так, как будто он совершил нечто ужасное, после чего его жизнь невозможна
14. Не обсуждайте при ребенке то, что произошло, тем более с посторонними и чужими людьми.
15. Не формируйте у своего ребенка комплекс вины за случившееся, 16. Не позволяйте другим людям выражать вашему ребенку сочувствие и жалость. Это формирует принятие им установки, что он не такой, как все.
17. Дайте возможность своему ребенку проговорить с вами самую трудную ситуацию до конца и без остатка. Это поможет ему освободиться от груза вины и ответственности
18. Если в этом есть необходимость, пройдите вместе с ним курс психологической реабилитации.
19. Постарайтесь переключить внимание ребенка с пережитой им ситуации на новые занятия или увлечения
20. Ни в коем случае не оставляйте нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья вашего ребенка.
21. Не идите на компромиссы со своей совестью, даже если это ваш ребенок. Спустя годы компромисс может обернуться против вас.
Памятка 2
Если ребенок подвергся сексуальному насилию, вы должны знать, что физические признаки насилия могут быть такими:
~ боль и раздражение в области гениталий;
~ необычная походка или манера сидеть;
~ необъяснимые повреждения тканей или синяки;
~ частое принятие ванны;
~ частое мочеиспускание.
Типичные признаки последствий сексуального насилия, проявляющиеся в поведении:
~ слезливость и замкнутость;
~ беспокойный сон;
~ депрессия;
~ плохой аппетит;
~ нежелание выходить на улицу;
~ агрессивность и раздражительность;
~ отчужденность и отрицание родительской ласки;
~ проявление страхов, ночные кошмары;
~ пассивность и равнодушие;
~ изменение во внешнем облике;
~ отрицание друзей и приятелей.
Наблюдайте за своим ребенком!
Прислушивайтесь к своему сердцу и родительскому инстинкту!
Консультируйтесь со специалистами, если в чем-то сомневаетесь!
Подготовка классного часа «Я один дома, на улице, в подъезде»
Классный час проводится предварительно, и реальные ситуации сегодняшней жизни обсуждаются с учащимися.
Это поможет классному руководителю выяснить осведомленность учеников по затронутым проблемам.
В ходе классного часа ребята обсуждают правила поведения на улице, в подъезде, в местах, где они могут быть подвергнуты опасности.
На классном часу ребята делают рисунки опасных ситуаций, с которыми они уже встречались в жизни. Эти рисунки можно использовать в ходе родительского собрания.
Подготовка статистики собрания
Каждая четвертая женщина подвергалась в детстве сексуальному насилию.
Каждый восьмой мужчина подвергался в детстве сексуальному насилию.
30% учащихся-подростков являются основой преступных групп.
Приблизительно 5,8% процента младших школьников пережили сексуальное насилие в 2002 году (по данным МВД).
Более двадцати процентов учащихся-старшеклассников имеют опыт различного рода физического насилия со стороны сверстников и взрослых (по материалам социологического опроса).
Ход собрания
Вступительное слово специалистов-медиков или классного руководителя.
Анализ анкетирования и просмотр видеозаписи классного часа по проблеме собрания.
Анализ ситуаций. Родителям ситуации зачитываются, и они предлагают свои варианты их разрешения.
Обсуждение памяток, предложенных классным руководителем.
Анализ рисунков учащихся, подготовленных ими к классному часу.
Обзор педагогической литературы по проблеме собрания.
Итог собрания.
Литература для подготовки родительского собрания и рекомендуемая родителям для прочтения и анализа:
1. Гарбузов В. И. Неврозы у детей и их лечение. М., 1997.
2. Грибоедов А. С. На пути к преступлению (трудновоспитуемые дети). СПб, 1998.
3. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. М., 1985.
4. Макаренко А. С. Книгадля родителей. М., 1985.