Открытый урок по ОБЖ в 6-м классе на тему "Здоровый образ жизни и профилактика утомления"
Открытый урок по ОБЖ в 6-м классе на тему "Здоровый образ жизни и профилактика утомления"
Цели:
· получение учащимися теоретических знаний о здоровом образе жизни и профилактике утомления;
· формирование основ здорового образа жизни и выполнения элементарных правил здоровьесбережения, умения учиться, заботиться о своем здоровье.
Ход урока
(Участники передачи располагаются за круглым столом, а остальные ребята занимают места для зрителей).
Учитель: Здравствуйте ребята. Сегодня мы пригласили вас на необычный урок, который будет проходить в форме телевизионной передачи “Здоровый образ жизни”. Наша передача выходит в эфир впервые, и мы решили посвятить ее теме: “Здоровый образ жизни и профилактика утомления” <слайд 1, см. Приложение>.
Группа ребят, принимающая активное участие в подготовке этой передачи сегодня познакомят нас с составляющими здорового образа жизни и упражнениями, которые можно использовать с целью профилактики утомления.
Итак, начинаем.
Приветствуем всех, кто время нашел
И к нам на программу сегодня пришел!
Здоровье свое сбережем с малых лет,
Оно нас избавит от болей и бед!
Организм человека постоянно находится под влиянием внешней среды, которую можно представить в виде модели, состоящей из четырех взаимодействующих составляющих <слайд 2>.
Внешняя среда может оказывать на человека не только полезные воздействия, но и вредные.
– Как вы считаете, какую пользу приносит человеку внешняя среда?
Зрители: Она необходима человеку для жизнедеятельности и развития. Мы получаем воду, тепло, воздух, пищу и так далее.
Учитель: А чем же тогда она может навредить человеку?
Зрители: Она содержит в себе очень большое количество раздражителей, которые отрицательно влияют на организм человека. К ним можно отнести: понижение или резкое повышение температуры, избыток солнечной радиации, конфликты и другие воздействия, в результате которых могут произойти нарушения в организме человека.
Учитель: Для того чтобы человек мог нормально жить в этих условиях, необходимо тренировать свой организм, чтобы он своевременно реагировал на различные воздействия внешней среды, которые позволят сохранить постоянство внутренней среды организма или адаптируют его к новым условиям существования.
– Ребята, а как вы можете объяснить понятие “адаптация”?
Зрители: Это приспособление к новым условиям жизни.
Адаптация – процесс приспособления строения и функций организма к условиям существования (слайд 3).
Учитель: При помощи адаптации человек может противостоять воздействию различного вида нагрузок, адаптироваться к ним, оказывая минимальное воздействие на организм и обеспечивая нормальную работу.
Сегодня мы выбрали тему нашей передачи не случайно. Труд школьника отличается многообразием и напряженностью. Он требует высокой работоспособности и иногда приводит к умственному утомлению.
В связи с активизацией учебного труда и возрастающих нагрузках в школе просто необходимо оздоровление условий и режима учебы, быта и отдыха школьников.
– Как же можно этого добиться?
Участники программы:
(Увеличением двигательной активности, оздоровительных сил природы (закаливание организма), гигиенических факторов и других составляющих здорового образа жизни).
Учитель: Давайте остановимся более подробно на каждом из них, но прежде дадим определение понятию утомление?
Утомление – это функциональное состояние организма, вызванное умственной или физической работой, при котором могут наблюдаться временное снижение работоспособности, изменение функций организма и появление ощущения усталости (слайд 4)
Сегодня мы рассмотрим два основных вида утомления – умственное и физическое.
– Что происходит с организмом человека при физическом утомлении?
Зрители: (Физическое утомление может проявляться в изменении количества и качества выполняемой работы, уменьшении силы и выносливости человека, ухудшении координации движений и так далее.)
Учитель: А как можно охарактеризовать умственное утомление?
Зрители: (Снижение памяти, внимания и других психофизиологических функций.)
Учитель: Умственное утомление является наиболее вредным для организма человека, так как оно способно очень быстро переходить в стадию переутомления, которая имеет более длительный период восстановления и даже может привести к заболеваниям. Это происходит в результате того, что мозг человека способен длительное время работать с перегрузкой, не давая вовремя знать о своем утомлении, которое мы ощущаем лишь тогда, когда уже наступила фаза переутомления (слайд 5).
Среди мер профилактики утомления ведущее место принадлежит улучшению организации труда и отдыха, контролю за соответствием длительности и интенсивности нагрузки возможностям человека, мотивации к труду и физической подготовленности человека.
Давайте рассмотрим способы тренировки нашего организма, которые будут способствовать укреплению нашего здоровья.
(Слово предоставляется одному из участников передачи)
О значении двигательной активности для человека нам сообщит Катя.
Катя: Движение – основа жизни, естественная потребность человека. Оно формирует структуры и функции человеческого организма. Для осуществления движения в организме человека с первых дней его развития формируется опорно-двигательный аппарат, в состав которого входит костная и мышечная система. Полное развитие костно-мышечной системы человека заканчивается к 20–24 годам. Недостаток движения может привести к заболеванию, которое называется гиподинамия. Последствиями недостатка движения являются:
– ухудшение памяти и внимания;
– ухудшение кровообращения, дыхания и пищеварения;
– снижение силы сокращения мышц;
– снижение умственной и физической деятельности.
Учитель: Как вы считаете, как можно добиться увеличения двигательной активности школьников?
Зрители: (использование физических упражнений, динамических пауз на уроках, занятие различными видами спорта, подвижные игры на свежем воздухе, систематическая физическая тренировка, оздоровительная ходьба, оздоровительный бег, плавание, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, прыжки через скакалку, и так далее).
Учитель: Сейчас Катя покажет нам комплекс упражнений для улучшения мозгового кровообращения”.
Этот комплекс можно использовать для снятия умственного утомления и повышения умственной работоспособности.
1. Стойка – ноги врозь пошире. Полуприседая на левой ноге, руки дугами вниз скрестно, затем в стороны – кверху, ногу выпрямить, голову слегка наклонить назад. Вернуться в и. п. Тоже в другую сторону. Повторить 4–6 раз.
2. Руки поднять вверх и двумя руками отвести назад, согнуть перед грудью и сделать два рывка согнутыми руками назад. Повторить 4–6 раз. Затем руки опустить и потрясти кистями.
3. Сидя, голову наклонить вправо, назад, прямо, влево, назад, прямо. Повторить 4–6 раз. Очень медленно.
Учитель: Двигательная активность, регулярные занятия физической культурой и спортом – обязательное условие здорового образа жизни. Влияние физических упражнений на организм человека становится более эффективным, если правильно сочетается с закаливающими процедурами и массажем.
– Какие природные факторы наиболее часто используются для закаливания?
Зрители: Вода, воздух, солнце.
О влиянии некоторых природных факторов на организм человека расскажет Оля.
Оля: Одним из самых эффективных средств укрепления механизмов приспособления к холоду и жаре, повышения устойчивости организма к изменениям природных условий является закаливание.
Регулярное закаливание способствует повышению способностей к восприятию и запоминанию, укреплению силы воли, активной физиологической деятельности и здоровой жизни, замедлению процесса старения, продлению срока активной жизни на 20–25 %.
Солнечные ванны в летнее время лучше всего принимать до полудня. При приеме солнечной ванны время солнечного облучения при хорошей переносимости постепенно увеличивается на 5–10 минут.
Закаливание носоглотки необходимо проводить полосканием горла сначала прохладной, а затем холодной водой.
Закаливание укрепляет и активизирует защитные силы организма, стимулирует обмен веществ, деятельность сердца и кровеносных сосудов, положительно влияет на состояние нервной системы.
Важное значение для сохранения и повышения работоспособности отводится гигиеническим факторам, которые имеют большое значение для профилактики утомления.
– Что же подразумевается под понятием гигиенические факторы?
Участники программы: (учет биологических ритмов, соблюдение режима труда и отдыха, нормализация сна, отказ от вредных привычек, пребывание на свежем воздухе, достаточная двигательная активность, соблюдение всех норм и требований к режиму занятий, состоянию мест занятий и условиям восстановления: сбалансированное питание, витаминизация, сауна, массаж).
Учитель: Слово предоставляется следующей участнице нашей программы – Маше.
Маша: Я хочу прочитать стихотворение Р. Гамзатова. Бывает, что, мы обижаем друг друга, ссоримся, не пытаемся понять своего товарища. Это приводит нас к конфликтным ситуациям. Конфликты оказывают отрицательное влияние на наше здоровье, приводят к утомлению нервной системы и понижению работоспособности.
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,
Ты судом поспешным не греши.
Гнев на друга может быть мгновенным,
Изливать покуда не спеши.
Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг и повинился,
Ты ему греха не поминай.
Люди мы стареем и ветшаем,
И с теченьем наших лет и дней
Легче мы своих друзей теряем,
Обретаем их куда трудней.
Если верный конь, поранив ногу,
Вдруг споткнулся, а потом опять,
Не вини его, вини дорогу,
Ты коня не торопись менять.
Я иных придерживался правил,
В слабости, усматривая зло.
Скольких в жизни я друзей оставил,
Сколько от меня друзей ушло.
И теперь я всех вас видеть жажду,
Некогда любившие меня,
Мною не прощенные однажды
Или не простившие меня.
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,
Ты судом поспешным не греши.
Гнев на друга может быть мгновенным,
Изливать покуда не спеши.
Люди, я прошу вас, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.
Учитель: Как вы считаете можно ли обойтись без конфликтов или хотя бы свести их к минимуму? Как вы можете объяснить понятие “ключ к общению”?
Участники программы: (Умение слушать и слышать своего товарища, уважительное отношение к собеседнику, умение предотвратить конфликт).
Сейчас участники программы познакомят нас с некоторыми упражнениями, которые можно использовать с целью профилактики утомления и при восстановлении работоспособности организма. Давайте будем выполнять эти упражнения вместе с ними.
1-й участник программы:
Снятие нервно-психического напряжения.
Нужно сделать короткий и глубокий вдох, затем медленный выдох, задержать на секунду дыхание, снова короткий вдох и т.д. Повторить несколько раз.
2-й участник программы
Самомассаж пальцев
А я хочу научить ребят самомассажу пальцев. Наши пальцы связаны с мозгом и внутренними органами, поэтому массируя каждый пальчик старайтесь уделять внимание каждому суставчику, тщательно растирая. Известно, что массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного улучшает работу желудка, среднего – оказывает влияние на кишечник и позвоночник, безымянного – печени, мизинец помогает работе сердца. Тоже делайте дома со стопами. А теперь встряхните руки, словно вы встряхиваете с них капельки воды.
3-й участник программы
Гимнастика для глаз.
Посмотрите, ребята у нас на стене появился “солнечный лучик”. Давайте встанем свободно и последим глазами за тем, как он изящно перемещается по нашей комнате, но это необходимо делать, не поворачивая головы и туловища. (Запускает “солнечного зайчика с помощью зеркальца или фонарика, который двигается по стене сначала влево, затем вправо – 4 раза; вверх и вниз – 4 раза; чертит овал – 4 раза, затем восьмерку в горизонтальном положении так, как описано в методике В.Ф. Базарского).
4-й участник программы
Дыхательное упражнение при сильной усталости.
После интенсивной работы полезно такое дыхательное упражнение: сделав глубокий вдох через нос, сразу же выдыхать воздух медленной ровной струей через рот, сложив губы трубочкой. Повторите несколько раз, пока не почувствуете прилив бодрости.
5-й участник программы
Уничтожим зло.
Этот психологический прием является одним из защитных реакций организма на негативные явления и способствует сохранению душевного комфорта и более быстрому примирению между участниками конфликта. Его можно использовать с целью снятия эмоционального напряжения.
Для этого мы рисуем любую фигуру, подразумевая в ее образе источник, приведший к состоянию дискомфорта, а затем зачерчиваем ее или рвем лист с ее изображением.
Релаксация
Учитель: Закройте глаза, представьте, что вы в саду. Светит солнце, и вы чувствуете теплые лучики, которые ласкают ваше тело. Вокруг деревья, вы чувствуете их ароматный запах. Все вокруг спокойно и вы спокойны. Ваше дыхание медленное и спокойное. Вдох – выдох… Вдох – выдох…Вы входите в глубь сада, и перед вами стоит, раскинув ветви, яблонька с налитыми яблочками. Потрогайте их. У вас появляется желание насладиться их незабываемым вкусом. У вас поднимается настроение. Вы чувствуете себя самым счастливым человеком на свете.
Подведение итогов
Учитель: Оценивание с помощью жетонов разного цвета, на которых написаны баллы.
На доске прикреплены конверты с фамилиями шестиклассников. Ребята дают оценку своей работе, выбирая жетон нужного цвета и опуская его в свой конверт.
– Наша передача подошла к концу! Спасибо всем!